День птиц беседа для начальной школы

Обновлено: 07.07.2024

Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, занятий кружков экологической направленности с обучающимися начальных классов.

Цели данного мероприятия:

- экологическое воспитание обучающихся;

- проверка знаний эрудиции;

- видеть взаимосвязь человека с природой.

- содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания к верным друзьям человека – птицам;

- развивать интерес к различным видам птиц, их среде обитания;

- развивать наблюдательность детей.

Экран, проектор, презентация, кормушка.

В процессе проведенного мероприятия я старалась развивать восприимчивость ребенка к миру природы, поддерживать чувство удивления, восторженности, положительного отношения к объектам природы – птицам. Был сформирован определенный уровень информированности детей о птицах, о среде обитания, что способствовало развитию эрудиции и познавательных интересов, подводило школьника к осознанию себя как носителя экологической культуры.

И главная методическая особенность данного мероприятия состоит в организации природоохранной деятельности, а именно развешивание кормушек и подкормка птиц. Ведь труд в природе обладает рядом особенностей, которые ставят его в исключительное положение как средство воспитания экологической культуры:

1) бескорыстие и приближение к общественно-значимой деятельности;

2) взаимосвязь с окружающим миром;

3)удовлетворение результатами своего труда.

Ход занятия

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напрополую,

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна.

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Не оскверняй его святынь.

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом!

Сегодня, дети, мы поговорим о наших добрых и верных друзьях – птицах. Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.

Многие птицы приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых и личинок. А другие просто украшают нашу чудесную и обширную Родину.

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому множество поверий и поговорок так или иначе связано с пернатыми.

Вспомните русские пословицы и поговорки, а также загадки:

-Метил в тетерю, угодил в сук.

-Счастье-вольная птица : где захотела, там и села.

-Где ворона ни летала, а к ястребу в когти попала.

-Два раза родился, ни разу не крестился. Кто это? (птица)

А сейчас мы проведем с вами экологическую викторину.

Учитель дает описание птицы или загадывает загадки. Дети должны назвать птицу.

1. Серенькая птичка

Бегает от кошки,

Собирает крошки. (Воробей.)

2. В пруду купался, а сух остался. (Гусь.)

3. Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной? На меня он не глядит, все стучит, стучит. (Дятел.)

4. Какая птица весной резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка.)

5. Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот,

И в полях поет, поет. (Жаворонок)

6. Вещая птица древних славян. (Ворон.)

7. Плавающая, но нелетающая птица Антарктиды. (Пингвин)

8. Самая маленькая птица в мире. (Колибри)

9. Болотная птица из отряда голенастых. (Цапля)

10. Дитенок еще не родился, а уже отдан на воспитание, - у кого это? (У кукушки.)

11. Какие птицы прилетают позже всех и улетают раньше всех? (Ласточки)

12. С прилета каких птиц считают начало весны? (Грачи)

13. Какая птица своей песней раньше других извещает о приходе весны? (Ворона)

16. Птица с перекрещенным клювом. (Клест)

20. Птица – символ мира и чистоты. (Голубь)

Птиц на земле много – около 9 тысяч видов. Раздел биологии, изучающий пернатых, называется орнитологией. Птицы различаются по внешнему виду и размеру: например, страус и колибри.

Сегодня мы не будем говорить об экзотических птицах из далеких стран. А поговорим о тех, которые живут рядом с нами: в наших лесах, парках, садах и огородах.

Сейчас зима. Снег покрывает землю. Очень тяжело выжить птицам в это трудное время года. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тогда для наших пернатых друзей наступают голодные дни. В это время им просто необходима наша помощь. Ребята, что нужно сделать, чтобы помочь птицам не погибнуть от голода и холода? (Кормушки).

Мы с вами приготовили кормушку. После уроков мы с вами пойдем в наш школьный двор, чтобы повесить ее и угостить вкусными зернышками наших пернатых друзей.

Не разоряйте птичьего гнезда-

Так счастлива в своем жилище птица!

Когда над рощей буря злится.

Храните дерево от топора:

Оно, высокое и вековое,

Дает нам тень, когда стоит жара,

Она чарует все живое.

Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без дома.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло,

Приучите птиц в мороз

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Методика преодоления лексико-грамматических нарушений у обучающихся начальных классов с ОВЗ Логопедическая работа по коррекции аграмматической дисграфии проводится в следующих направлениях: - уточнение и усложнение структуры предложения;.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ребята, 1 апреля отмечается международный день птиц.

Сегодня мы с вами обобщим наши знания о птицах и узнаем много нового.

Прежде чем мы начнем, мне хотелось бы обратить внимание на оформление класса и выставку книг. Все это о живой природе, о братьях наших меньших, а именно о птицах. Жить на нашей планете без птиц было бы ох как скучно! В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и селах, в степи и на полях, в садах и парках, и больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны года птиц больше, в другие – меньше. Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких голосов. Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно, в зимнее время птицы в лесах тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день короток, а птицам надо успеть насытиться на долгую зимнюю ночь.

Птицы везде – над нами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе большое разнообразие, всего насчитывается около 8600 видов пернатых. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.

Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

Синь-синь! – посвистывает синица.

Чи-чи! Чи-чи! – вторит ей чиж.

Гра-гра! – представляется грач.

Сквор-сквор! – поют скворцы.

Ку-ку! Ку-ку! – зовет кукушка.

Гуси крякают

Соловьи кричат

Журавли гогочут

Утки свистят

Вороны ухают

Ласточки воркуют

Голуби каркают

Синицы щебечут

Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.

2. Птицы делятся на две группы: зимующих и перелётных.

Зимующие птицы – это птицы, которые могут найти себе корм в наших условиях даже зимой, поэтому они круглый год живут на одном и том же месте. Каких птиц вы видели зимой?

Этим птицам сложно найти зимой корм, поэтому их нужно подкармливать сухими крошками, крупой, семечками, косточками от ягод. - Одной из интересных зимующих птиц наших Дальневосточных лесов является клёст . Он питается иголочками и семенами хвойных деревьев, так как зимой пищи для клестов достаточно много и врагов почти нет, клесты выводят своих птенцов в самые морозы - в декабре месяце.

- Перелетные птицы – это птицы, которые из-за недостатка корма вынуждены улетать в теплые края, на юг.

Чем питаются ласточки и стрижи? (насекомыми). Чем питаются аисты, цапли, гуси, утки, лебеди, чайки? (рыбой, головастиками, лягушками). Зимой этой пищи не найти, поэтому, все насекомоядные и водоплавающие птицы улетают в те места, где есть корм.

- Одной из перелетных птиц является кукушка . Эта птица не вьет сама гнезда и свои яйца по одному подбрасывает в гнезда других птиц. Появившийся кукушонок выбрасывает из гнезда всех других птенцов так, как он очень прожорлив и ему не хватает той пищи, которую приносят приемные родители. Но это не значит, что кукушка вредная птица.

Никто из птиц не ест волосатых гусениц, так – как, их волоски ядовиты, а вот кукушка единственная птица, которая с удовольствием лакомится ими и этим приносит огромную пользу человеку.

- Птицы бывают домашними и дикими.

- Дикие птицы живут в природе, сами находят себе пищу, укромное место для ночлега.

- Домашние птицы – живут в помещениях, которые построил человек. Человек кормит и ухаживает за этими птицами. Из-за тяжелого веса домашние птицы разучились летать.

3. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.

4. Отдохнули? А сейчас проведем викторину по знанию птиц.

– Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи.)

– Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты.)

– Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики.)

– Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королек .)

– Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников? (Сорокопут.)

– У каких птиц самцы красные, а самки зеленые? (У клестов.)

– Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка.)

– Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? (Береговая ласточка, щурка, зимородок.)

– Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи.)

– Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус.)

– Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж.)

– Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри.)

– Почему глухаря называют так: глухарь? (Во время токования птица ничего не слышит.)

– Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (Зимородок.)

– Какая птица выше всех летает? (Орел.)

– Пользу или вред приносит человеку синица зимой, когда все насекомые спят? (Пользу, синицы питаются спрятавшимися насекомыми.)

– Какая птица является ближайшей родственницей снегурочки? (Снегирь.)

– Какая птица со времен древних греков считается символом мудрости и познания? (Сова.)

– Какую птицу называют крылатым почтальоном? (Голубя.)

– Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец.)

– У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)

– Какого числа отмечается международный день птиц? (1 апреля .)

Мухи и стрижи… (Дети хлопают.)

Учитель. Что неправильно, почему?

Ученики. Мухи – это насекомые.

Учитель. Продолжим.

Галки, макароны. (Дети хлопают.)

Учитель. Начинаем снова.

Голуби, куницы. (Дети хлопают.)

Учитель. Продолжим.

Комары, кукушки. (Дети хлопают.)

Учитель. Прилетели птицы:

6. Правила обращения с птицами.

– Чем же полезны человеку птицы? (уничтожают вредителей, полезны пением и общением, как объект промысла.)

– А наносит ли вред птицам человек, какой?

– Какие же правила надо соблюдать каждому из нас?

● Не разорять гнезда.

● Не ловить и не убивать.

● Не трогать яйца и птенцов.

● Подкармливать в зимнее время, главная цель – защита птиц от голод.

● Охранять от вредителей (кошки, собаки, серой вороны и т. д.)

● Летом и осенью запасать корм для зимующих птиц (семена березы, ольхи, репейника, ягоды рябины, калины, семена от арбузов, дынь и т. д.).

Ученые подсчитали общее число птиц на Земле. Их примерно 100 миллиардов, то есть всего по 20 (клювов) на человека.

Вы знаете, что:

1. Из каждого 10-го зимой погибает 9.

2. Птенцы одной синицы, погибшей за зиму, могли бы уничтожить до 1 080 000 насекомых.

3. Что насекомоядные птицы (синицы) не выносят и дня голодания.

4. Зимующие птицы, наевшись, не садятся спать или отдыхать, как куры, а с еще большей энергией начинают искать насекомых.

Цель: формирование понимания важности заботы о природе и охране природы как охраны родины.

Задача: повторить и обобщить знания детей о птицах;

Оборудование: плакат “ Охранять природу – значит охранять Родину”; фонограммы пения птиц; иллюстрации с изображением птиц; название беседы и схемы “А что вы знаете о птицах?”.

Предварительная подготовка: дети учат стихи о птицах, о природе.

Ход мероприятия

1. Вводное слово воспитателя:

2. Воспитатель: Определить тему нашей беседы вы сможете, если отгадаете загадки:

А) Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица).

Б) крепкий деревянный дом
С круглым маленьким окном.
Он стоит на длинной ножке,
Чтобы не залезли кошки. (Скворечник).

В) Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока).

Г) Сниться ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела. (Птица).

Воспитатель: Так о ком же мы будем говорить? (На доске появляется название беседы” День птиц”). Почему наша беседа посвящена пернатым друзьям? (Ответы и предложения детей).

(Чтение стихов детьми).

Есть просто храм.
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

Утром солнышко встаёт,
Всех на улицу завёт.
Выхожу из дому я –
Здравствуй Родина моя!

На нашей планете живут
Чудесные создания,
Они летают и поют.
И Землю свято берегут.
Скажите дети,
Можно жить без птиц на свете?

(Выслушиваются ответы и предложения детей).

Букашки, жучки, червячки
На деревьях нападут
И съедят кору, листочки,
И обгложут ветки, почки.
Вот что будет, если птицы
Все исчезнут на земле.

3. Викторина “А что вы знаете о птицах?”

Воспитатель: Итак, птицы охраняют растения от насекомых, которые уничтожают зелень. А какую роль в жизни природы имеют растительность и деревья? (вырабатывают кислород).

А чего лишиться Земля, если пропадут все птицы? (Чтение стихов. )

И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик – чирика воробья.
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете.

(Включается фонограмма записи пения птиц в утреннем лесу).

– Птицы – единственные животные с перьями.

– Большинство птиц умеют летать.

– Птицы бывают перелётными и зимующими.

– Птицы бывают домашними и дикими.

– Птицы теплокровные животные.

– Птицы питаются насекомыми, семенами растений, мышами, червями. Зерновыми. Рыбой.

– Птицы бывают хищными и нехищными.

– Птицы селятся в лесах, парках, садах.

– Птицы вьют гнёзда на траве, кустарниках, деревьях, в норках береговых откосов.

Б) Об орнитологии:

Воспитатель: есть целая наука, изучающая жизнь и повадки птиц – орнитология. А учёных называют орнитологами. До сих пор учёных интересует много до конца нераскрытых тайн уникального поведения птиц. Но на один интересный вопрос найден ответ: “ Зачем птицы поют?”. Поют лишь самцы. Весной возвращается домой маленький певун и во весь голос заявляет: “ Я здесь! Я прилетел и занял участок. Тут я буду питаться, и растить птенцов”. Своей песней птица как бы устанавливает невидимую, зато слышимую границу участка. Есть у птичьей песни и другое значение. Будущий папа подыскивает подходящее место для гнезда, начинает звонкой песней звать маму своих будущих птенцов.

(Слушанье фонограмм пения птиц).

Воспитатель: О какой птице сейчас пойдёт речь?

1) Днём спит, ночью летает и людей пугает. (Сова).

Воспитанник: самая большая – филин. Размах крыльев может достигать до двух метров.

Самая маленькая – североамериканский эльфовый сычик. Сова – птица очень скрытная. Встречи с ней даже у орнитологов крайне редки.

2) Всё время стучит, деревья долбит, но их не калечит, а лечит. (Дятел).

– Послушайте, как стучит дятел в лесу. Работу, какого инструмента напоминает этот стук?

3) Отгадайте загадки про других птиц.

Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песня, и полёт
Вошли в стихотворение. (Жаворонок).

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка).

Длинноногий, длинношейный,
Длинноклювый. Телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным.
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавль).

Подводятся итоги викторины:

4 .Подведение итогов:

Воспитатель: Сейчас люди всего мира поняла, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведётся работа по охране природы. Наша страна очень серьёзно относится к проблемам охраны птиц. На месте вырубленных и сожженных лесов сажают новые. Запрещено собирать редкие растения, охотиться на исчезающих птиц и животных. Создаются специальные заповедники. Давайте же стараться жить так, что бы Земля вокруг нас осталась щедрой и прекрасной.

– А какую помощь птицам можете оказать вы? (Ответы детей).

– Вспомните слова М.М. Пришвина: “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. (звучит фонограмма пения птиц).

Сценарий ко Дню птиц для учащихся начальных классов

Цели: познакомить учащихся с многообразием пернатых; научить выделять признаки сходства и различия у птиц; формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц; прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

Ход классного часа

1. Вступительная часть.

Учитель. Ребята, давайте отправимся с вами за чудесами!

Что ни шаг, то для вас новое чудо!

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое - пчелой забралось на цветок,

А третье - лягушкою скок в ручеек.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

Учитель. Тема нашего классного часа спрятана в загадке.

Снится ночыо пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это. (птица).

2. Знакомство с многообразием названий птиц.

Учитель. Птицы везде - над нами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.

Учитель (продолжает рассказ). Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

- Синь-синь! - посвистывает синица.

- Чи-чи! Чи-чи! - вторит ей чиж.

- Гра-гра! - представляется грач.

- Сквор-сквор! - поют скворцы.

- Ку-ку! Ку-ку! - зовет кукушка.

Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.

Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились у людей при взгляде на птиц.

Помните, ребята, что нельзя разорять гнезда птиц, стрелять в них из рогаток! Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.

Ученик читает стихотворение.

Пусть прилетят, чтоб торопливо

С утра до ночи хлопотать,

Я двум скворцам приют счастливый

Хочу до осени создать.

Быть может, им на чужбине снился

Мой домик среди ветвей густых.

Пусть доброе гостеприимство

В краю знакомом встретит их.

Учитель. Мы рады, что к нам летят наши верные пернатые друзья!

В класс входят в театральных костюмах ребята, изображающие разных птиц.

3. Представление птиц.

Грач.

Меня вы не забыли?

Переносье с белым кругом,

Важно я хожу за плугом,

Огороду, полю - врач,

Глянцевитый черный грач.

Мы спешили к вам, ребята, на праздник. Весна идет. Пора браться задела: заселять домики, приготовленные вами, устраивать гнезда, высиживать и растить птенцов.

Дятел. Мой клюв как долото, и я выдалбливаю себе в дереве отличное жилье.

Мухоловка-пеструшка. У меня нет такого крепкого клюва, как у дятла. Я обязательно поселюсь в вашем домике, ребята, и обещаю вам каждый день ловить по 300 мух и комаров. Я хоть и очень маленькая, но аппетит у меня большой.

Сова. Я съедаю за ночь 7-8 мышей. Только одна моя семья уничтожила за год 10 тысяч мышей и таким образом спасла 20 т зерна.

Ученик.

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Кукушка. Я съедаю за день 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы, 5 личинок майского жука, 3 куколки бабочки, 4 паука и много муравьиных яиц.

Ученик.

Кукушка, ты нам дорога!

Уничтожаешь гусениц мохнатых

И охраняешь леса и поля.

Учитель. Большое спасибо нашим птицам! Просим вас занять почетные места в жюри и оценить знания наших ребят.

Учащиеся класса делятся на три команды, в каждой команде выбирается капитан.

Каждая команда должна придумать себе название, девиз и нарисовать эмблему. Желательно, чтобы это задание ученики выполнили заранее.

Девиз:

В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

И ставит подпись: дятел.

Девиз:

Девиз:

Подвижный, с рыжинкой хвост.

На селе любой парнишка

Жюри оценивает конкурс.

Учитель задает вопросы командам по очереди. На обдумывание дается 5 секунд. Если одна команда не смогла ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда.

Вопросы:

- Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)

- Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)

- Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики)

- Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королек)

- Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников? (Сорокопут)

- У каких птиц самцы красные, а самки зеленые? (У клестов)

- Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка)

- Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Сорочье гнездо плоское, а воронье - круглое с крышкой)

- Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? (Береговая ласточка, щурка, зимородок)

- Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи)

- Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус)

- Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)

- Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри)

- Почему глухаря называют так: глухарь? (Во время токования птица ничего не слышит)

- Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (Зимородок)

Жюри оценивает конкурс.

Учитель. Ребята, на наш адрес пришло три письма. Угадайте, кто их написал.

Учитель читает письмо-описание для каждой команды, учащиеся должны отгадать птицу.

«Я необыкновенно нарядная птица. В моей окраске присутствуют цвета: красный, черный, коричневый, желтый, белый. Чаще всего можно меня увидеть на кустиках репейника и чертополоха, где я кормлюсь.

Жюри оценивает конкурс.

Команды получают карточки:

Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает.

Побеждает команда, которая первой даст верные ответы.

Ответы: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.

Жюри оценивает конкурс.

Команды получают карточки с изображением разных клювов и лап птиц.

Команды должны написать названия птиц, т. е. узнать птицу по клюву или лапам. На выполнение задания даётся 5 минут.


Жюри оценивает конкурс

Учитель. А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?

Капитаны команд получают карточки:

Капитаны команд должны соединить стрелками признаки и названия птиц.

Ответ: Птица-рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море.

Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

Птица-строитель (ласточка). Самым искусным строителем считают ласточку. Гнезда ласточек-саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.

Птица-акробат (поползень). Поползень лазает по деревьям вниз головой.

Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком.

Легкомысленная мамаша (кукушка).

Учитель. В тексте затаилось восемь птиц. Отыщите их названия. Время на выполнение задания - 5 минут.

Команды получают карточки с текстом:

Восемь птиц

Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вышла, убрала в углу мусор. Оказалось, тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая - высоко, лучше для мелких птичек, а над ней - ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.

Жюри оценивает конкурс.

Мухи и стрижи. (Дети хлопают)

Учитель. Что неправильно, почему?

Ученики. Мухи - это насекомые.

Учитель. Продолжим.

Галки, макароны. (Дети хлопают)

Учитель. Начинаем снова.

Голуби, куницы. (Дети хлопают)

Учитель. Продолжим.

Комары, кукушки. (Дети хлопают)

Учитель.

Учащиеся должны решить кроссворд и прочитать ключевое слово.


Вопросы к кроссворду:

1. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри)

2. Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбешкой набивал.

Закончив лов, забрал улов,

Поднялся ввысь и был таков. (Пеликан)

3. Окраска - сероватая,

Важная персона - Это я . (ворона).

4. Прилетел к нам, наконец,

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет, поет, поет. (Соловей)

5. Сероспинный, красногрудый,

В зимних рощах обитает,

Не боится он простуды,

С первым снегом прилетает. (Снегирь)

6. Спинка зеленоватая,

И полоска галстучка. (Синица)

7. Серенькая птичка,

Шеей вертишь ты всегда,

Разве в этом есть нужда? (Вертишейка)

8. Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

9. И стекают струйкой капли

С клюва стройной . (цапли).

10. Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной,

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит? (Дятел)

11. Проживает в странах жарких,

А в нежарких - в зоопарках.

И спесив он, и хвастлив,

Потому что хвост красив.

Им любуется он сам

И показывает нам. (Павлин)

12. Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет. (Скворец)

7. Заключительная часть.

Жюри объявляет итоги конкурсов. Победители получают награды.

Ученик.

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда,

У нас растит своих птенцов.

Не разоряй ее гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей!

Учащиеся класса показывают кормушки для птиц, сделанные дома с родителями. Вместе с учителем выходят в школьный двор и вешают кормушки для птиц на деревья.

Целесообразно объяснить детям, какой корм необходим птицам. Также желательно учащимся каждый день следить, чтобы в птичьей столовой всегда был корм.

Воспитательная работа продолжается, когда учащиеся ухаживают за птицами, наблюдают за их жизнью, слушают их пение.

Читайте также: