Цифровых образовательных ресурсов согласованных министерством просвещения к использованию в школе

Обновлено: 02.07.2024

Минпросвещения России направляет для учета и использования в работе методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ

Примерная модель реализации дополнительных

общеобразовательных программ с применением электронного

обучения и дистанционных образовательных технологий

В случае введения ограничительных мер на реализацию дополнительных общеобразовательных программ в очном формате, связанных с санитарно-эпидемиологической обстановкой в субъекте Российской Федерации или муниципальном образовании, образовательным организациям для реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий рекомендуется создать условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды.

Для образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий наличие в соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды является обязательным.

Электронная информационно-образовательная среда (далее - ЭИОС) создается в целях осуществления образовательного процесса при освоении обучающимися образовательных программ или их частей независимо от места нахождения обучающихся при условии идентификации личности обучающегося и контроля соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения. Составляющими компонентами информационно-образовательной среды являются:

- электронные информационные ресурсы;

- электронные образовательные ресурсы;

- совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Использование дистанционных образовательных технологий подразумевает такой режим обучения, при котором обучающийся осваивает дополнительную общеобразовательную программу или ее часть полностью удаленно, в том числе с использованием ЭИОС, функциональность которой обеспечивается организацией. Все коммуникации обучающегося и родителей (законных представителей) с педагогическим работником при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляются посредством ЭИОС.

Необходимым минимальным условием использования дистанционных образовательных технологий является наличие интернет-браузера и подключения к сети Интернет. На компьютере устанавливается комплект соответствующего программного обеспечения. Для работы с использованием аудиоканала, в том числе аудиоконференций, вебинаров обязательно наличие микрофона и динамиков (наушников). При использовании видеоконференций дополнительно необходимо наличие веб-камеры.

Для осуществления обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий образовательным организациям, реализующим дополнительные общеобразовательные программы следует:

1. Разработать и утвердить локальные акты (приказ и положение) о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ, либо о реализации образовательных программ или их частей исключительно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

2. Внести соответствующие корректировки в рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения (видео-лекция, онлайн консультация и т.п.), технических средств обучения либо разработать соответствующие рабочие программы, учебные планы;

3. Подготовить план организации образовательного процесса в случае перехода на обучение с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

4. Сформировать реестр дополнительных общеобразовательных программ и/или их частей (модулей), реализуемых педагогами с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по направленностям: социально-гуманитарная, художественная, естественно-научная, техническая, туристско-краеведческая, физкультурно-спортивная, определив какие из них потребуют обучение перед компьютером в строго определенное время, а какие могут осваиваться в свободном режиме;

5. Определить содержание ЭИОС, а именно ресурсы, которые будут применяться при реализации дополнительных общеобразовательных программ;

6. Сформировать расписание занятий на все учебные дни согласно учебному плану, предусматривая дифференциацию исходя из возраста обучающихся и сокращение времени проведения занятия до 30 минут;

7. Назначить ответственных за информирование и консультирование родителей (законных представителей), обучающихся и педагогов по переходу на обучение с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, либо на обучение исключительно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

8. Разместить на официальном сайте образовательной организации вкладку "Дистанционное обучение" с инструкциями, памятками, рекомендациями, расписанием онлайн-занятий, перечнем цифровых сервисов, онлайн-ресурсов для проведения вебинаров, онлайн-консультаций, коллективного обсуждения и коллективного проектирования для обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогов;

9. Настроить работу интернет-приемной на официальном сайте образовательной организации и/или горячей телефонной линии для обращения родителей (законных представителей) и населения на период перехода на обучение с использованием дистанционных технологий и дальнейшего информирования о вопросах электронного обучения и применении дистанционных образовательных технологий;

10. Организовать информационную, методическую, организационную и техническую поддержку обучающихся, на период перехода на обучение с использованием дистанционных технологий, и в период непосредственного обучения с использованием элементов электронного или дистанционного обучения.

Выбор родителями (законными представителями) обучающегося обучения по дополнительным общеобразовательным программам или их частям с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий должен быть подтвержден документально (наличием письменного заявления родителя(ей) (законного представителя), представленного любым доступным способом, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").

Ответственность за жизнь и здоровье ребенка при нахождении дома несут родители (законные представители), в связи с чем необходимо провести инструктажи о соблюдении техники безопасности при проведении занятия по дополнительным общеобразовательным программам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с родителями (законными представителями), а также с детьми (с использованием дистанционных форм). Рекомендуется по возможности привлекать родителей (законных представителей) к совместной деятельности с ребенком, нахождении их с детьми при выполнении заданий.

Педагогическим работникам образовательной организации при реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:

- рекомендуется планировать свою педагогическую деятельность с учетом наполнения электронной информационно-образовательной среды, создания необходимых обучающих ресурсов и заданий;

- систематически вести учет результатов обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, выражать свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций.

При реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий руководителю либо иному уполномоченному должностному лицу образовательной организации рекомендуется обеспечить организацию ежедневного мониторинга фактически присутствующих в организации обучающихся, обучающихся с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и тех, кто по болезни временно не участвует в образовательном процессе (заболевшие обучающиеся).

При необходимости допускается интеграция форм обучения, например очного и электронного обучения, использования дистанционных образовательных технологий.

В случае невозможности создания образовательной организацией ЭИОС при организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий педагог дополнительного образования может использовать различные средства обучения, специализированные ресурсы сети "Интернет" в соответствии с целями и задачами дополнительной общеобразовательной программы, ее характеристиками и возрастными особенностями учащихся.

СЕРВИСОВ, ПЛАТФОРМ И ВЕБ-РЕСУРСОВ,

РЕКОМЕНДУЕМЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО

ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1. Специализированные сервисы организации занятий:

2. Средства видео-конференцсвязи:

3. Социальные сети и мессенджеры, в т.ч. путем сопровождения тематических сообществ в социальных сетях:

4. Цифровые образовательные платформы и веб-ресурсы:

Примеры цифровых приложений, веб-сервисов и элементов геймификации, которые допустимо использовать при реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

1) Музей изобразительных искусств в виртуальной реальности

Описание: Приложение, реализующее дистанционное посещение музея с экспонатами. Является отличным инструментарием для помощи реализации общеобразовательных программ в изучении истории, изобразительного искусства и развития общекультурных ценностей.

2) The PowderToy

Описание: Цифровая лаборатория для моделирования физических и химических явлений. Отлично подойдет для закрепления знаний, полученных в рамках школьных уроков физики и химии, а также для моделирования различных процессов в проектной деятельности.

Описание: Виртуальная физическая лаборатория с простым интерфейсом и с широким функционалом. Подойдет как для решения задач из курса общей физики, так и для моделирования различных задач и проектной деятельности.

Описание: Виртуальный мир с возможностью взаимодействия с другими пользователями с помощью фотографий, которые вы сделаете, гуляя по этому аутентичному заброшенному миру. Отлично подойдет для образовательных программ, связанных с искусством и фотографией.

5) Nuclear Simulator

Описание: Симулятор работы ядерного реактора электростанции для получения электроэнергии. Можно использовать в качестве визуализационного материала для курса физики, так и в качестве цифровой лабораторной работы для дополнительных общеобразовательных программ.

6) Бункер (The Shelter)

Описание: Игра для мобильных устройств на командообразование и развитие Soft Skills. Можно использовать как инструмент для развития ораторского мастерства и умения анализировать, выявлять достоинства и недостатки.

Описание: Платформа для разработки игр. Можно использовать для знакомства с направлением IT и GameDesign направлением.

Описание: Виртуальное пространство для встреч и проведения различных мастер-классов, лекций, уроков, игр. Можно использовать для повышения мотивации обучающихся при дистанционном обучении.

9) Google Earth VR

Описание: Цифровая платформа для перемещения по земному шару. Подходит для образовательных программ в области географии, геоинформационных технологий и технологий виртуальной и дополненной реальностей.

10) Anatomy Atlas Mobile

Описание: Мобильный атлас о строении человеческого тела. Полезный инструмент, дополняющий общеобразовательные программы по биологии.

Описание: Приложение для изучения биологического строения клеток, мышц и человеческого тела. Дополняет образовательные программы по биологии, а также может использоваться при сопровождении проектной деятельности естественно-научной направленности.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 6 Положения о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. N 2040, приказываем:

Установить, что в рамках проведения эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды обеспечивается возможность предоставления с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" образовательных услуг, ресурсов и сервисов, предоставляемых с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, по перечню согласно приложению к настоящему приказу.

Министр цифрового развития,

связи и массовых коммуникаций

к приказу Министерства

просвещения Российской Федерации

и Министерства цифрового развития,

связи и массовых коммуникаций

от 15.10 N 717/1073

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ, РЕСУРСОВ И СЕРВИСОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

И ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ

ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ "ЕДИНЫЙ

ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

1. Постановка на учет и направление детей в образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования.

2. Запись на обучение по дополнительной общеобразовательной программе.

3. Прием и регистрация заявлений на обучение в образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.

4. Прием заявлений о зачислении в государственные и муниципальные образовательные организации субъектов Российской Федерации, реализующие основные общеобразовательные программы.

5. Государственная информационная система "Российская электронная школа", размещенная на сайте https://resh.edu.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

6. Федеральная государственная информационная система Минпросвещения России "Моя школа", размещенная на сайте https://myschool.edu.ru в сети "Интернет", включающая:

автоматизированную информационную систему "Маркетплейс образовательного контента и услуг", размещенную на сайте https://lib.myschool.edu.ru в сети "Интернет";

реестр поставщиков цифрового образовательного контента и образовательных сервисов, созданный в рамках проведения на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды и размещенный на сайте https://reestr2040.myschool.edu.ru в сети "Интернет".

7. Сервис по предоставлению онлайн-доступа к цифровым образовательным ресурсам на базе автономной некоммерческой организации высшего образования "Университет Иннополис" федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", размещенный на сайте http://educont.ru/ в сети "Интернет".

8. Федеральный информационный портал "Российское образование", размещенный на сайте https://edu.ru в сети "Интернет".

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 18 мая 2020 года N Р-44

Во исполнение пункта 10.4.1 федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", паспорт которого утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протоколом от 24 декабря 2018 г. N 16:

2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Заместитель Министра
Российской Федерации
В.С.Басюк

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением
Министерства просвещения
Российской Федерации
от 18 мая 2020 года N Р-44

Методические рекомендации для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий

Общие положения

Настоящие Методические рекомендации для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий (далее - Методические рекомендации) разработаны на основе и модели интеграции цифровых технологий в деятельности общеобразовательных организаций (цифровой трансформации) на региональном и федеральном уровне, опирающейся на исследования передового опыта интеграции цифровых технологий в деятельности общеобразовательных организаций (цифровой трансформации). Методология позволяет определить состояние цифровизации общеобразовательных организаций в соответствии с передовым уровнем развития информационно-коммуникационных технологий.

Методические рекомендации содержат:

- цели и задачи интеграции цифровых технологий в деятельности общеобразовательных организаций (цифровой трансформации) на региональном и федеральном уровне;

- описание деятельности общеобразовательных организаций, требующих цифровой трансформации (с учетом упорядочения по степени первоочередности внедрения цифровых технологий);

- описание перспективных цифровых технологий, рекомендуемых для интеграции в деятельности общеобразовательных организаций;

- организационную схему интеграции цифровых технологий в деятельность общеобразовательных организаций (цифровой трансформации) на региональном федеральном уровне с указанием участников интеграции, их функций, этапов и мероприятий интеграции;

- ожидаемые результаты и эффекты интеграции цифровых технологий;

- описание возможных рисков интеграции цифровых технологий и рекомендаций по управлению рисками.

Цели и задачи интеграции цифровых технологий в деятельность общеобразовательных организаций (цифровой трансформации) на региональном и федеральном уровне

Происходящее сегодня бурное развитие цифровых технологий оказывает значимое влияние на все сферы деятельности, включая сферу образования. Задача создания новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы, а именно повышение качества жизни граждан на основе широкого применения цифровых технологий, ставит перед системой образования новые вызовы. Наиболее эффективный ответ на эти вызовы - цифровая трансформация отрасли образования в целом, которая должна затрагивать широкий круг вопросов, включая цифровизацию управляющих, поддерживающих и операционных процессов, создание новых процедур и регламентов работы и совершенствование уже существующих, внедрение в образовательных организациях и отрасли в целом подходов управления, основанного на использовании данных, использовании инструментов и сервисов электронного правительства, внедрение цифровых инструментов специализированного, учебного и общего назначения. Такая цифровая трансформация должна соответствовать целям и задачам федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование".

Основной целью происходящих и планируемых сегодня изменений, связанных с цифровой трансформацией образования является осуществление перехода к массовому качественному образованию, направленного на всестороннее развитии личности учащегося. Достижению этой цели способствует решение следующих задач:

- обеспечение цифровой инфраструктуры современной общеобразовательной организации, позволяющей решать ее задачи цифровой трансформации. Создание инфраструктурных условий (цифровое оборудование, сети передачи данных и доступ в Интернет, наличие в школе специализированных цифровых средств учебного назначения, наличие программных продуктов, наличие доступа к сервисам универсального и учебного назначения) связано с выявлением и распространением результативных образовательных практик (Law, Pelgrum, &Plomp, 2009) и должно быть обусловлено характером организационных, методических и педагогических задач, решаемых школой и ситуативной на местах;

- эффективное использование элементов и составляющих цифровой инфраструктуры школы для улучшения образовательных результатов. Это неизбежно сопряжено с изменениями в организации учебной работы и использованием в свою очередь эффективными методическими решениями, поддержанными цифровыми средствами обучения;

- формирование цифровой грамотности у участников образовательного процесса. Факторами здесь выступает наличие цифровой среды, организационные условия, выстраивание системы непрерывного повышения квалификации педагогов;

- обеспечение гибкости управления образовательной организацией. Это означает, что на уровне школ должно происходить совершенствование рабочих процессов, разработка стратегии, создание структур, которые позволяют школам эффективно реагировать и управлять изменениями в неопределенной и динамичной среде. Это возможно осуществлять по двум направлениям: (а) посредством изменений и сонастройки у всех членов педагогического коллектива относительно целей, желаемых действий, ретроспективной оценки событий, предположения, карты причинно-следственных связей и стратегии и (б) через операционные изменения, такие как изменения в стандартных организационных рабочих процедурах, процессах, регламентах;

- совершенствование нормативной базы цифровой трансформации образования, включающую в себя выявление малоэффективных нормативов, осуществление коррекции и разработки новых нормативов.

Ключевой особенностью формирования "заказа" на трансформацию общего образования в России, компетенции персонала образовательных организаций и органов управления образованием (в особенности, когда речь идет об управлении образовательными программами) является описание трансформируемых и новых видов образовательной деятельности, их проекты. Иными словами, проблематика цифровизации образования должна быть рассмотрена в более широком контексте - в контексте проектов использования цифровых решений в рамках традиционных и новых образовательных практик, оценки их вклада в преодоление традиционных образовательных проблем индустриальной парадигмы ("платформы") образования:

- высокая доля неуспевающих обучающихся;

- торможение развития талантливых обучающихся (обучающихся, демонстрирующих выдающиеся способности);

- отчуждение (невовлеченность) от образования и отрицательный вклад в экономику знаний, фактическое "воспроизводство" экономической неуспешности людей;

- неэффективная логистика организации образования, обеспечивающих процессов (подвоз, питание, безопасность, бухгалтерия и т.п.);

- избыточная нагрузка на составление образовательной отчетности и отчетности в сфере образования и ряд других;

- формирование новых возможностей и новых образовательных практик (прежде всего, практик учения и самостоятельности);

- реализация персонализованных планов учения и индивидуальных учебных планов обучающихся в зависимости от возраста и типологически ясных особенностей и возможностей;

- геймификация учения через включение цифровых игровых форм в процессы формирования компетенций, обучающихся и их мотивации;

- организация проектно-ориентированного обучения (на разных уровнях и в разных видах образования) и содержательно-генетической логики становления способностей к проектированию, поддержка территориально и ресурсно-распределенных учебных проектов;

- организация исследовательски-ориентированного обучения (на разных уровнях и в разных видах образования) и содержательно-генетической логики становления способностей к исследованию, поддержка территориально и ресурсно-распределенных учебных исследований;

- реализация образовательных практик профессиональной ориентации и формирования профессиональной идентичности как непрерывных, становящихся в течение жизни (а не как "разовых", привязанных к старшей ступени школы или в связи с выходом на рынок труда);

- реализация процессов учения и обучения на цифровой (неиндустриальной) платформе, в том числе, моделей онлайн- и смешанного учения, и обучения;

- включение в учебный процесс симуляторов навыков ориентировки (ориентировочной основы действия, базовых навыков) и навыков принятия индивидуальных решений для опасных профессий и программ подготовки с высокой стоимостью "аналогового" оборудования, для совершенствования профессиональных навыков; обучения отдельным навыкам - чтения, говорения (высказываний), счета и прикладного количественного мышления в целом;

- формирование новых видов грамотности - финансовой, правовой, информационной и т.п.;

- формирование "мягких" навыков - коммуникации, кооперации, критического мышления, креативности, самоорганизация, умения учиться и ряда других.

Основные элементы внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий

Описание деятельности образовательной организации строится в данном случае через описание доступности цифровых технологий и использования цифровых технологий, решений, инструментов, сервисов, ресурсов и инфраструктуры в учебном процессе и в процессе управления школой, в том числе, управление самой цифровой трансформацией. Это соответствует значительному числу моделей, описывающих как общие рамки процессов изменений, так и цифровую трансформацию школ.

Их упорядочивание по степени первоочередности внедрения цифровых технологий должно опираться на национальном плане трансформации школы - на национальный проект "Образование", прежде всего в части реализации мероприятий федерального проекта "Цифровая образовательная среда" (далее - ЦОС), а именно на внедряемую целевую модель ЦОС, создания инфраструктурных решений в области цифровизации, создания цифровых инструментов, ресурсов, сервисов как со стороны рынка, так и со стороны государства.

Внедряемая модель ЦОС регулирует отношения участников ЦОС, связанные с созданием и развитием условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию в реализации основных образовательных программ в соответствии с установленным порядком, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

ЦОС обеспечивается необходимой материально-технической базой и информационно-телекоммуникационной инфраструктурой образовательных организаций, включая:

- обеспечение государственных и муниципальных общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций (далее - образовательные организации) высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" со скоростью не менее 100 Мб/с для городской местности и не менее 50 Мб/с для сельской местности;

- оснащение образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в соответствии со стандартом, разработанным Минпросвещения России совместно с Минкомсвязью России;

- создание и (или) модернизация структурированных кабельных систем, локальных вычислительных сетей, систем контроля и управления доступом, а также видеонаблюдения на объектах образовательных организаций, позволяющего в постоянном режиме осуществлять мониторинг организации образовательного процесса в образовательных организациях;

- оснащение иным оборудованием, обеспечивающим бесперебойность функционирования, размещения оборудования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в образовательных организациях.

Степень интеграции цифровых технологий в деятельность образовательной организации может быть описана через:

- уровни, на которых проходят процессы цифровой трансформации: уровень общеобразовательной организации, уровень муниципалитета, уровень региона, федеральный уровень. То, как происходит цифровая трансформация на отдельном уровне системы образования, зависит и от факторов, формируемых на более высоком уровне (внешние факторы цифровой трансформации);

- элементы процессов цифровой трансформации, проходящих на разных уровнях.

Таким образом, выделено семь элементов процесса цифровой трансформации, описывающих деятельность школы в порядке первоочередности внедрения цифровых технологий:

1. Доступность цифровой инфраструктуры. К этому элементу относится физический доступ к составляющим цифровой образовательной среды на уровне школы у участников образовательного процесса;

2. Доступность цифровых инструментов, сервисов, ресурсов. К этому элементу относится доступ к цифровым инструментам, сервисам и ресурсам учебного и общего назначения;

3. Использование цифровых технологий для решения задач управления. К этому элементу относится аспекты, касающиеся внедрения цифровых платформ и решений для задач управления школой;

4. Использование цифровых технологий в учебном процессе. К этому элементу относится аспекты, касающиеся использования цифровых решений с точки зрения участников образовательного процесса;

5. Поддержка цифровой компетентности учащихся. Сюда относится обучение учащихся этикету, правилам безопасного поведения в сети Интернет, регулярность использования цифровых устройств и сервисов;

6. Профессиональное развитие педагогов в области цифровых технологий. Сюда относится участие педагогов в мероприятиях по повышению квалификации, включая онлайн-форматы, взаимное посещение занятий, участие в сетевых профессиональных сообществах, и т.д.

7. Управление цифровой трансформацией образовательной организации. В этом элементе рассматривается то, как на уровне школы происходит управление цифровой трансформацией: работы по формированию общего видения на процессы цифровой трансформации у участников образовательного процесса, наличие регламентов использования цифровых технологий на уровне школы.

При оценивании процессов цифровой трансформации на более высоком уровне, чем уровень общеобразовательной организации, состояние объекта оценивания (муниципалитета, региона, федерации) оценивается через совокупность общеобразовательных организаций и через оценку факторов цифровой трансформации на уровне объекта.

Изменения в одном из вышеперечисленных элементах на уровне школы (например, введение нового компонента цифровой инфраструктуры, дополнительно использование цифрового оборудования, изменения процессов управления школой, и т.д.) не могут проходить изолированно от других элементов моделей. В этом случае, возможно говорить о целостной модели интеграции цифровых решений, что позволило бы реализовывать потенциал цифровых технологий наиболее полно. Данный вывод был подтвержден в ходе обсуждений с экспертами в ходе разработки модели интеграции цифровых технологий в деятельность школы.

Каждая из семи моделей элементов отражает разные аспекты сложного процесса интеграции и эффективного использования цифровых технологий в школе обучения технологии. Все элементы взаимосвязаны и должны рассматриваться как части одного и того же процесса.

Использование цифровых средств на практике показывает и возможности, и реальные цели цифровой трансформации школ. Соответственно, ключевым условием использования является доступность цифровых средств. Эти две рамки (доступность и использование) определили перечень и характеристику областей мониторинга цифровой трансформации школ.

Упорядочивание задач по степени первоочередности внедрения цифровых технологий должно опираться на национальный план трансформации школы - на национальный проект "Образование", прежде всего в части реализации мероприятий федерального проекта "Цифровая образовательная среда", создания инфраструктурных решений в области цифровизации, создания цифровых инструментов, ресурсов, сервисов как со стороны рынка, так и со стороны государства.

Описание деятельности общеобразовательных организаций, требующих цифровой трансформации (с учетом упорядочения по степени первоочередности внедрения цифровых технологий)

Приоритизация задач по цифровой трансформации общеобразовательной организации напрямую зависит от состояния цифровой трансформации школы, от уровня, на котором решается задача (уровень общеобразовательной организации, муниципалитета, региона, федерации), имеющейся комбинации внешних факторов цифровой трансформации, на которые общеобразовательная организация не может повлиять, и внутренних, которые находятся в зоне ее влияния.

Это означает, что обобщив отечественный и международный опыт по информатизации/цифровой трансформации образования, можно выделить несколько направлений такой работы:

В Министерстве просвещения разъяснили смысл эксперимента по внедрению Цифровой образовательной среды в российских регионах и школах. Проект постановления правительства об этом проходит общественное обсуждение.

- Разработанный Минпросвещения совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций проект постановления Правительства "О проведении в 2020 - 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды" - часть глобальной работы в рамках нацпроекта "Образование", позволяющей расширить доступ учащихся к качественным программам обучения, - подчеркнули в министерстве. - При этом данные решения не подразумевают ухода от традиционных занятий в школах. Информация, распространяемая в ряде сообществ в социальных сетях и других источниках о якобы переводе обучения из школы в онлайн, недостоверна и не имеет под собой никаких оснований.

Фото: iStock

Итак, что же такое Цифровая образовательная среда? Если коротко - ЦОС? В нее входит несколько элементов: высокоскоростной интернет в школах, обеспечение их техникой. Плюс - широкий набор сервисов, которые помогают сделать обучение интерактивным. Но эти сервисы не будут подменять живое общение с педагогом на уроках.

- Речь идет не о замене одного вида обучения (очного) другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ, например, материалов Российской электронной школы, собравшей лучшие методики и уроки лучших учителей страны, - успокоил родителей министр просвещения Сергей Кравцов, - еще раз подчеркну, мы рассчитываем начать учебный год традиционно в сентябре и все школьники сядут вновь за парты.

В эксперименте по внедрению цифровой образовательной среды будут участвовать Алтайский край, Астраханская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область-Кузбасс, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пермский край, Сахалинская область, Тюменская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Фото: iStock

В рамках ЦОС будет отработан перечень материально-технических условий, которым должна соответствовать современная школа - таких как наличие и скорость интернет соединения, локальные сети в школе, требования к технике (компьютеры, планшеты, WI-FI). Особенно актуально это будет для отдаленных регионов России. В Минпросвещения подчеркивают: дистанционное обучение, на которое в связи с пандемией одномоментно перешли все российские школы в марте, "высветило" зоны, где школам требуется техническое и материальное переоснащение.

- На выравнивание ситуации и направлена работа. А полное завершение федерального проекта "Цифровая образовательная среда" к 2024 году позволит при необходимости использовать современные цифровые образовательные технологии в дополнение к традиционным по всей стране, - рассказали в министерстве. - Например, во время всплесков сезонной заболеваемости для учащихся, по болезни оставшихся дома. Или для ребят, которые находятся на длительном лечении в стационарах. Занятия в школе и живое общение с педагогом - неизменная часть отечественной образовательной системы, и она незыблема.

Что получат школы, дети и учителя благодаря цифровой образовательной среде?

- автоматизацию процессов внутри школы для разгрузки педагогов от излишней бумажной работы с отчетами;

- доступ к множеству электронных образовательных сайтов и сервисов;

- доступ к высокоскоростному интернету для занятий в школе;

- цифровые решения, позволяющие ребенку, по каким-либо причинам не имеющего возможность посещать школу (болезнь или иное), быть на связи с классом и учителем во время урока;

- интеграцию государственных информационных систем, сервисов и ресурсов, с платформой Цифровой образовательной среды;

- возможность видеотрансляции для распространения лучших уроков и занятий.

Читайте также: