Метапредметные навыки в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Cогласно требованиям ФГОС в основе современного образования должен лежать принцип метапредметности. Метапредметность, которая подразумевает интеграцию содержания образования, направлена на устранение разобщенности знаний школьника, разделенных по отдельным предметам, и получение им представлений о целостной картине мира.

Метапредметность и межпредметность

Метапредметное обучение

Метапредметность подразумевает обучение детей приемам, техникам, схемам, образцам познавательной деятельности, которые могут и должны использоваться не только при изучении различных дисциплин, но и во внешкольной жизни.

Существует ряд образовательных методик, подходов и технологий, которые включают в себя элементы метапредметного обучения, среди них развивающее обучение Эльконина – Давыдова, мыследеятельностная педагогика, коммуникативная дидактика и др.

Значительный вклад в развитие метапредметности внес отечественный педагог и психолог, профессор Юрий Вячеславович Громыко. В конце прошлого века научная группа под его руководством разработала технологию обучения, подразумевающая изучение в школе метапредметов.

Метапредмет – это образовательная форма, которая основывается на мыследеятельностном типе интеграции учебного материала и выстраивается поверх традиционных школьных дисциплин.

Универсальные учебные действия

Метапредметность подразумевет освоение ребенком универсальных учебных действией (метапредметных умений). Универсальные учебные действия (УУД) – это способы осуществления разных видов деятельности, позволяющих учащемуся самостоятельно овладевать новыми знаниями и умениями. К УУД относятся: обобщение, систематизация, классификация, умение определять цели, планировать, навыки контроля и самооценки, рефлексия собственной деятельности и т д.

Усвоение школьниками учебного материала осуществляется через решение им той или иной задачи, проблемной ситуации. Это так называемые метапредметные задания. Большое значение имеет использование таких заданий, которые предполагают изучение одного вопроса или познание одного объекта с помощью двух и/или более образовательных дисциплин.

В процессе выполнения метапредметных заданий у ребенка как раз и формируются универсальные учебные действия, которые он сможет использовать не только при освоении разных дисциплин, но и в решении житейских проблем. Поэтому очень важно, чтобы дети понимали, что именно они осваивают и где помимо школы они могут применять полученные знания и умения.

Сформированность у школьника УУД является результатом метапредметного обучения.

Метапредметность на занятиях

Поскольку далеко не во всех школах возможно введение метапредметов, то наиболее оптимальным способом использования метапредметности становится внедрение интегрированных курсов или уроков, применение элементов метапредметности на традиционных занятиях.

Интегрированные уроки

На интегрированном занятии по русскому языку и литературе можно провести анализ стихотворения, а затем попросить детей нарисовать схемы предложений, из которых состоит текст стихотворения, объяснить расстановку в нем знаков препинания, правописание отдельных слов. На уроке по физике и английскому языку педагоги могут по очереди задавать ребятам вопросы и давать задания, соответственно на русском и английском языках. Большую помощь в подготовке и проведении таких уроков окажет методический журнал для преподавателей английского языка, некоторые номера которого посвящены отдельным школьным предметам.

Элементы межпредметности на традиционных занятиях

Обязательные лексические темы страноведческого характера тесно переплетаются с темами уроков истории и географии. Например, для английского языка это могут быть материалы по теме Великобритании. В процессе работы с соответствующими текстами ребята не только осваивают и закрепляют лексику и грамматические конструкции, но и узнают новую информации. Либо они вспоминают и закрепляют материал, если он уже был изучен на уроках по другим предметам. Изучая по французскому языку тему мир животных, дети не только расширяют свои познания в иностранном языке и в биологии, но и учатся бережно относиться к братьям нашим меньшим.

Выполняя письменные задания и упражнения по иностранному языку, ребята могут использовать умения и навыки, приобретенные на уроках русского языка. Педагоги должны обращать внимание школьников на элементы, свойственные как русскому, так и иностранному языку. В частности, это наличие синонимов и омонимов, использование префиксов и суффиксов при образовании новых слов и т.д.

Изучение любого иностранного языка направлено на развитие коммуникативных компетенций. Сформированные на школьных занятиях навыки говорения, умения и вести диалог обязательно пригодятся учащемуся, когда он отправится в путешествие за границу или будет общаться с гостями из других стран.

Таким образом, современная школа предоставляет педагогу возможность использования разных вариантов метапредметности. И, наконец, следует обратить внимание на то, что метапредметная деятельностьность не просто развивает универсальные учебные действия школьников, но и формирует и поддерживает их интерес к изучаемым дисциплинам.

Метод

Директорская -

-->

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Формирование метапредметных умений учащихся на уроках в начальной школе в условиях ФГОС.

Одним из наиболее перспективных путей достижения данной цели является формирование у школьников общеучебных умений. Начальная школа – фундамент дальнейшего образования, и от успешности прохождения этого периода во многом зависит результативность обучения на последующих ступенях общеобразовательной школы.

В связи с реализацией ФГОС НОО, при подготовке к уроку педагоги стали формулировать не только предметные, но и метапредметные цели. Обосновать и сформулировать метапредметные цели мало – необходимо создать учебную ситуацию, где обозначенные метапредметные цели можно будет реализовать.

Что нужно изменить учителю в своей деятельности, чтобы на уроках эффективно развивать метапредметные умения? С чего начать?

Разумеется, что решение этого непростого вопроса следует начать с анализа своего методического багажа и личного ресурса. Какова может быть последовательность задач, которые помогут провести анализ собственного педагогического багажа:

- для того чтобы поставить реальные цели в соответствии с возрастом ребенка, нужно разобраться, что же это такое – метапредметные умения, то есть иметь представление о сути тех или иных умений и понятий;

- для того чтобы реализовать свои профессиональные задачи, нужно знать, как я могу это реализовать, то есть нужно найти, освоить или создать метод;

- для того чтобы эффективно развивать эти умения, нужно посмотреть на ресурсы каждого предмета: найти в УМК тот материал, на котором можно будет сделать все наиболее органично для ребенка, то есть нужно провести анализ развивающих ресурсов предмета и урока;

- для того чтобы реализовать все это, нужно честно и самокритично проанализировать свои профессиональные возможности, то есть оценить себя как специалиста и ответить, какие дополнительные знания и профессиональные умения необходимо освоить, чтобы решать новые задачи.

- Что я буду делать?

- Как я это буду делать?

- Из каких материалов или с помощью чего я это буду делать?

- Как я проверю правильность выполненной работы?

- Как я пойму, что работа выполнена хорошо?

- универсальное учебное действие

Способ – действие или система действий, применяемая при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь. Таким образом, способ служит определенной задаче, он нацелен на получение определенного результата. Существует он вне ребенка: в культуре, в образе жизни сообщества, в которое он включен. Способ передается ребенку в процессе обучения.

Умение – это способность выполнять какое-либо действие по определенным правилам. То есть умение – это владение способом. Умение принадлежит конкретному ребенку и характеризует его как человека, владеющего или не владеющего тем или иным способом.

УУД – определяются как способы деятельности и по сути своей также являются умениями, связанными с самостоятельным осуществлением учебной деятельности во всей ее полноте.

Для формирования коммуникативных умений необходимо регулярно включать каждого учащегося в специально организованные ситуации, где он должен слушать, не перебивая собеседника, читать, излагать свои мысли четко и ясно письменно или устно, задавать вопросы на уточнение и т.д. В Федеральном образовательном стандарте начального общего образования УУД сформулированы достаточно обобщенно. Для их целенаправленного формирования необходимо конкретизировать пооперационный состав этих действий. Педагогической науке и школьной практике еще предстоит разработать пооперационный состав УУД для разных возрастов школьников. Не претендуя на полноту, представляем фрагменты конкретного состава познавательных учебных действий:

Уметь сравнивать, значит уметь:

-выделять признаки, по которым сравниваются объекты;

- выделять признаки сходства;

- выделять признаки различия;

- выделять главное и второстепенное в изучаемом объекте;

- выделять существенные признаки объекта;

Уметь анализировать, значит уметь:

- разделять объект на части;

- располагать части в определенной последовательности;

- характеризовать части этого объекта;

Уметь делать выводы, значит уметь:

- находить главное в изучаемом объекте или явлении;

- устанавливать главную причину явления;

- кратко оформлять высказывание, связывающее причину и следствие;

Уметь составить схему, значит уметь:

- разделять объект на части;

- располагать части в определенной последовательности;

- определять связь между частями;

- оформлять графическое изображение;

- непосредственно относящиеся к учебному предмету, отражающие предметные знания и умения;

- метапредметные действия, относящиеся к формированию УУД.

При разработке конспекта урока ощутимую помощь учителю может оказать технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Необходимо обратить внимание на те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

- в ней должен быть описан весь процесс деятельности;

- должны быть указаны операции, их составные части;

Необходимость реализации в учебном процессе системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционно-деятельностной структуры, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников. В структуре технологической карты необходимо предусмотреть возможность:

- тщательного планирования каждого этапа деятельности;

- максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций;

Формирование метапредметных умений учащихся на уроках в начальной школе в условиях ФГОС

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда не активна

Формирование метапредметных умений учащихся
на уроках в начальной школе в условиях ФГОС

Аннотация
Статья о том, что с введением новых ФГОС в качестве нового методологического подхода заложено требование к личностным результатам обучения, включающих в себя готовность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, формированность основ гражданской идентичности. Что должны отражать методологические результаты освоения основной образовательной программы. Что является основным объектом оценки метапредметных результатов. Введение метапредметных результатов в стандарт позволяет констатировать, что образование сориентировано не только на обучение, но и на развитие учащихся данного возраста. Для реализации задач, сформулированных в ФГОС, педагогу необходимо включать в учебно-воспитательный процесс эффективные педагогические технологии. Следовательно, без постоянного самообразования, без личной инициативы и творчества решить поставленные задачи будет достаточно сложно.
Ключевые слова: метапредметный урок; целепологание; моделирование; мониторинг.


В работе представлен личный опыт педагога. Разные виды работы и методики обучения в начальной школе, приеро является 1 класс.

Содержимое разработки

Формирование метапредметных компетенций младших школьников Учитель начальных классов: Халявина Елена Николаевна МБОУ СОШ Гурского с.п. 2017-2018 уч.г.

Формирование метапредметных компетенций младших школьников

Учитель начальных классов: Халявина Елена Николаевна

МБОУ СОШ Гурского с.п.

Переход школ на ФГОС НОО поставил перед нами новые цели, главной из которых является научить детей учиться. При этом мы должны: 1).Ориентироваться на результаты образования. 2). Четко следить за объектами итогового контроля и аттестации, являющимися не только предметными результатами , но и личностными и метапредметными результатами и умением учиться в целом.

Переход школ на ФГОС НОО поставил перед нами новые цели, главной из которых является научить детей учиться. При этом мы должны:

1).Ориентироваться на результаты образования.

2). Четко следить за объектами итогового контроля и аттестации, являющимися не только предметными результатами , но и личностными и метапредметными результатами и умением учиться в целом.

  • Метапредметные результаты - это показатели освоения программы основного общего образования.
  • Метапредметные результаты обучения выступают в качестве "мостов", соединяющих все источники знаний.

Метапредметные результаты (ФГОС) Предполагаемыми итогами освоения программ выступает формирование:

  • Умений планировать неречевое и речевое поведение.
  • Коммуникативной компетенции.
  • Умений четко устанавливать сферы знаемого и незнаемого.
  • Способности ставить цели и формулировать задачи для их достижения, планировать последовательность и прогнозировать итоги действий и всей работы в целом, анализировать полученные результаты (и отрицательные, и положительные), делать соответствующие выводы (промежуточные и конечные), корректировать планы, устанавливать новые индивидуальные показатели.
  • Исследовательских действий. К ним, в числе прочего, относят навыки работы с данными (способность извлекать сведения из различных источников, систематизировать и анализировать их, представлять разными способами). Умений вести самонаблюдение, самооценку, самоконтроль в ходе коммуникативной деятельности.
  • Навыков смыслового чтения. К ним относят способность определять тему, выделять ключевую мысль, прогнозировать содержание по заголовку, основным словам, определять главные факты, прослеживать логическую связь между ними.

Оценка метапредметных результатов представлена в качестве проверки планируемых показателей.

Они представлены в разделах универсальных действий:

  • Регулятивных.
  • Коммуникативных.
  • Познавательных.

Метапредметные результаты – это не только универсальные приемы для осуществления действий. Они выступают и как способы регуляции поведения, включая планирование, коррекцию и контроль. Достижение метапредметных результатов становится возможным благодаря основным компонентам педагогического процесса. Речь обо всех дисциплинах, базисном плане.

Метапредметные результаты – это навыки, которые используют школьники при получении и усвоении знаний. Они применяют их и при решении проблем, возникающих в реальных условиях жизни.

Основное направление, в рамках которого анализируются метапредметные результаты, - это область формирования ряда познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД. В их числе, в частности, умственные действия детей, ориентированные на проверку и управление своей работой. Оценке подвергаются:

1.Способность воспринимать и сохранять учебные задачи и цель, самостоятельно трансформировать практическую проблему в познавательную.

2. Навыки планирования своей работы, поиска способов ее выполнения. Эти способности развиваются в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации.

3.Умение контролировать и адекватно оценивать собственные действия, корректировать их осуществление с учетом характера совершенных ошибок. 4.Способность проявлять самостоятельность и инициативу в процессе усвоения материала.

5. Умение вести поиск информации, сбор и выделение существенных сведений из разных источников.

6. Способность использовать в работе знаковые и символические средства для моделирования изучаемых процессов и объектов, создания схем решения практических и познавательных задач.

7. Умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом.

8. Способность проводить логические операции анализа, сравнения, классификации, обобщения по родовым критериям.

9.Умение нести ответственность за результаты действий.

Контроль В качестве основных методов выступают: тестирование, проектирование, наблюдение. Контроль может осуществляться в разных формах. Он может быть: 1. Фронтальным. 2. Индивидуальным. 3.Групповым. В виде письменного опроса. Персонифицированным и неперсонифицированным. В качестве инструментов выступают: Карта наблюдений. Задания УУД. Дневник (лист) самооценки. Тест. Карта мониторинга.

Контроль В качестве основных методов выступают: тестирование, проектирование, наблюдение. Контроль может осуществляться в разных формах. Он может быть: 1. Фронтальным. 2. Индивидуальным. 3.Групповым. В виде письменного опроса. Персонифицированным и неперсонифицированным. В качестве инструментов выступают: Карта наблюдений. Задания УУД. Дневник (лист) самооценки. Тест. Карта мониторинга.

Три уровня компетенции На первой ступени приобретаются регулятивные навыки: Способность планировать свою деятельность согласно поставленной задаче и условиям реализации. Умение самостоятельно регулировать работу. Способность анализировать и контролировать действия, корректировать их выполнение в соответствии с характером допущенных ошибок.

Три уровня компетенции

На первой ступени приобретаются регулятивные навыки:

Второй уровень предполагает получение познавательных способностей: Принимать и сохранять учебные цели.

Трансформировать практические задачи в познавательные.

Работать с информацией и ее источниками.

Проявлять самостоятельность и инициативу.

Использовать символические и знаковые средства.

На третьем уровне (коммуникативном) дети учатся: Взаимодействовать с преподавателем и сверстниками в процессе решения задач. Слушать и включаться в диалог. Участвовать в групповом обсуждении вопроса. Интегрироваться в коллектив сверстников, выстраивать продуктивное сотрудничество и взаимодействие. Владеть монологической и диалогической речи. Выражать и отстаивать свое мнение, принимать другое.

На третьем уровне (коммуникативном) дети учатся:

  • Взаимодействовать с преподавателем и сверстниками в процессе решения задач.
  • Слушать и включаться в диалог.
  • Участвовать в групповом обсуждении вопроса.
  • Интегрироваться в коллектив сверстников, выстраивать продуктивное сотрудничество и взаимодействие.
  • Владеть монологической и диалогической речи.
  • Выражать и отстаивать свое мнение, принимать другое.

Как видно, метапредметные результаты тесно связаны со всеми направлениями воспитательной и педагогической работы. В настоящее время они имеют ключевое значение для формирования необходимых навыков у школьников любого возраста. Метапредметы выражают идею рефлективности относительно дисциплин. Как правило, ребенок, изучая материал по химии, физике, истории, биологии и пр., запоминает ключевые определения и понятия. На метапредметных уроках он делает другое. Школьник не запоминает, а прослеживает происхождение этих основных терминов и определений. Фактически он снова открывает эту сферу знаний для себя. Перед школьником разворачивается весь процесс появления тех или иных событий, объектов. На практике он заново открывает то, что стало известно в далекое время, восстанавливает и определяет форму существования этого знания. Однако это только начальный уровень. Проделав работу с различным предметным материалов, школьник формирует осознанное отношение не к какому-то конкретному понятию, а к способу своей познавательной деятельности. Совершенствуя свои навыки, ребенок быстрее начинает ориентироваться в материале. Проявляя самостоятельность и инициативу, он ищет новые источники информации, собирает и обобщает найденные сведения, сравнивает их с полученными данными на уроках.

 Работа по формированию метопредметных умений на базе МБОУСОШ Гурского с.п. в 1 классе Основные этапы проделанной работы: Мониторинг учащихся. создание благоприятного эмоционально-психологического климата в классе вовлечение младших школьников в совместное решение предметно-регулятивных, предметно-познавательных и предметно-коммуникативных задач Разнообразие форм и методов работы на уроке, способствующих формированию метопредметных компетенции.

Работа по формированию метопредметных умений на базе МБОУСОШ Гурского с.п. в 1 классе

Основные этапы проделанной работы:

создание благоприятного эмоционально-психологического климата в классе

вовлечение младших школьников в совместное решение предметно-регулятивных, предметно-познавательных и предметно-коммуникативных задач

Разнообразие форм и методов работы на уроке, способствующих формированию метопредметных компетенции.

Формирование метапредметных компетенций через проектную деятельность Считаю что, если её применять спланировано и постоянно, то будут созданы условия для: формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью; повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом; развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании; изменения роли учителя в образовательной среде; более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

Формирование метапредметных компетенций через проектную деятельность

Считаю что, если её применять спланировано и постоянно, то будут созданы условия для:

формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;

повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;

речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;

развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;

изменения роли учителя в образовательной среде;

более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

Практика показала, что предпочтительно формировать группы по четыре человека. Такое деление позволяет организовать наиболее эффективную работу в парах внутри одной группы: каждый из участников группы может последовательно работать в трех разных парах (принцип социального взаимодействия).

Практика показала, что предпочтительно формировать группы по четыре человека. Такое деление позволяет организовать наиболее эффективную работу в парах внутри одной группы: каждый из участников группы может последовательно работать в трех разных парах (принцип социального взаимодействия).

Другой вариант сотрудничества :работа в парах.

Другой вариант сотрудничества :работа в парах.

Индивидуальная работа

Проектная деятельность на уроках

Проектная деятельность на уроках


Заключение Подводя итоги моей работы по формированию метапредметных УУД в начальной школе, мне хотелось бы сказать , что новые стандарты требуют от нас более нового и разноообразного процесса в работе с детьми только новое поможет нам достигнуть тех целей , которые заданны государством.

Подводя итоги моей работы по формированию метапредметных УУД в начальной школе, мне хотелось бы сказать , что новые стандарты требуют от нас более нового и разноообразного процесса в работе с детьми только новое поможет нам достигнуть тех целей , которые заданны государством.


-80%

Читайте также: