Чтобы быть грамотным человеком нужно учиться в школе

Обновлено: 05.07.2024

Вы можете прочесть этот текст? Если да, спешим вас поздравить, ведь 800 миллионов людей в мире сделать этого не могут, а это значит, что они не имеют возможности погружаться в удивительный мир литературы и поэзии, не могут писать красивые письма, не могут строить карьеру

Грамотность – это не одно лишь умение красиво и правильно писать, но даже если взять конкретно его, уже одно оно дает грамотному человеку серьезные преимущества перед безграмотным. Но давайте постараемся дать более полный ответ на вопрос о том, почему все же важно быть грамотным.

Ясность и понимание Чем правильнее и грамотнее человек выражает свою речь, тем проще окружающим его понимать. Безграмотность, напротив, может приводить к двоякому пониманию слов и неправильному их толкованию, разного рода заблуждениям и отсутствию контакта. Правила русского языка созданы далеко не просто так, поэтому любой уважающий себя и своих собеседников человек должен уважать и родную речь. Карьерный рост и перспективы Грамотный человек всегда будет иметь больше шансов на успешное и даже более быстрое повышение по службе, чем неграмотный. Да и внимание руководители чаще обращают на людей, которые красиво и правильно говорят и пишут.

Неграмотный человек – это человек, не владеющий родным языком и, соответственно, не умеющий пользоваться его средствами выразительности. Еще известный русский писатель Максим Горький говорил, что язык – это инструмент, который необходимо знать и которым нужно хорошо владеть. Если же язык используется без грамотности, он сравним с неисправным инструментом, который попросту нельзя применять. Сохранение традиций Грамотность, как мы уже упоминали, служит показателем культуры личности и отражением отношения человека к своему родному языку. А еще она отражает и отношение человека к традициям своего народа. Если вы следите за своим общим интеллектуальным развитием, а заодно и знаете правила русского языка, значит, о вас с уверенностью можно сказать, как о человеке, который уважает родную культуру. Концентрация внимания Грамотность способствует тому, что воспринимающий речь человек слушает или читает более внимательно. А вот речевые изъяны и орфографические ошибки отвлекают внимание, и, вместо того чтобы вникать в суть, человеку приходится постоянно отвлекаться на помехи. Способствует этому и то, что сознание само фиксирует ошибки, что и заставляет человека заниматься их обдумыванием и осмыслением. Влияние на людей Может показаться странным, но грамотность – это очень мощный инструмент влияния на людей и управлениям ими. Грамотному человеку намного проще победить в споре и доказать свою точку зрения, такой человек способен давать более четкие указания к действиям, к такому человеку охотнее прислушиваются окружающие, ведь именно в грамотности зачастую заключается сила интеллекта, передающаяся на невербальном уровне. Счастье и гармония Пусть не прозвучит громко, но грамотность – это еще и неотъемлемая часть полноценной, гармоничной и счастливой жизни. Развитый интеллект и острый ум, умение надлежащим образом изъясняться и доносить свои идеи, широкий кругозор и стремление к новым знаниям дарят чудесную возможность для общения с окружающими, самопознания, понимания своих истинных целей, желаний и стремлений.

Безусловно, еще несколько столетий назад люди могли позволить себе не обращать особого внимания на грамотность, ведь тогда перед большинством стояли задачи, с грамотностью особо не соприкасающиеся. Но даже в те далекие времена были личности, охочие до грамоты и знаний, и таких людей называли грамотеями. Именно к грамотеям приходил честной народ со всей округи, когда требовалось что-то прочесть, написать весточку близким, составить какой-либо документ или поставить в нем подпись вместо плюсика или закорючки. С течением времени количество грамотеев росло, а людей, не владеющих навыками письма и/или чтения, стали считать полуграмотными или безграмотными вовсе.

Несколько слов о повышении уровня грамотности

На самом деле повысить уровень своей грамотности самостоятельно может совершенно любой человек, и для этого вовсе не требуется прибегать к хитрым уловкам или сложным приемам и техникам. Достаточно начать выполнять несколько простейших действий:

• Больше читайте. Старайтесь читать в любое свободное время. Будет замечательно, если вы отдадите предпочтение классическим произведениям русских и зарубежных авторов, но не стоит пренебрегать разными жанрами вообще. Много полезной информации содержится в интересных тематических и отраслевых журналах. Читая, вы будете узнавать новые слова и термины, а также расширять кругозор.

• Разгадывать кроссворды. Это прекрасный способ расширения словарного запаса и проверки написания разных слов, да еще и очень увлекательное времяпрепровождение. А еще можно взять на заметку сканворды, головоломки и ребусы.

• Читайте вслух. Это необходимо для развития навыка чтения и постановки правильной и четкой дикции. Читая вслух, старайтесь соответствовать знакам препинания, выдерживать паузы, выделять речевые обороты и прямую речь, подбирать правильные интонации. Кроме того, читая вслух, вы будете лучше запоминать прочитанное, но помните, что в вашем багаже знаний должна быть полезная, а не бестолковая информация.

• Переписывайте. Еще один способ повышения грамотности, правда касается он грамотного выражения мыслей на письме. Просто берите отрывки из любимых произведений и переписывайте их в тетрадь или блокнот. Так вы будете запоминать не только правильное написание слов, но и расстановку знаков препинания, особенности выделения различных оборотов и других важных элементов письменной речи.

• Общайтесь с интеллектуалами. Круг общения самым прямым образом влияет на интеллект и развитие человека. Если вы хотите быть грамотным, старайтесь выбирать для общения людей, общение с которыми будет мотивировать вас к личностному, духовному и интеллектуальному росту. Взаимодействие с ними просто не позволит вам оставаться на прежнем уровне и будет постоянно подталкивать вперед.

• Смотрите развивающие видео. Сегодня в Интернете можно найти как массу мусора, так и огромное количество интереснейших видеоматериалов: лекции и семинары, тренинги и выступления, просто любопытные развивающие видео. Смотрите то, что вам нравится, но не забывайте и о тонкой грани, разделяющей полезное времяпрепровождение от бестолковой траты времени.

Главным же образом для повышения уровня грамотности советуем вам сформировать полезную привычку постоянно заниматься самообразованием. Несмотря на то, что эта задача по силам любому человеку, она требует проявления качеств сильной личности, таких как целеустремленность, упорство и дисциплинированность. Плюс к этому необходимо учиться не поддаваться лени, планировать свою занятость и умело распределять задачи. И в заключение лишь добавим, что развитие грамотности, пусть и начинается, главным образом, с первого дня в школе, но никак не должно заканчиваться ее окончанием или даже выпуском из института. Не стоит относиться к повышению грамотности, как к тяжкой доле, непосильной ноше, которую вы вынуждены нести, ведь в этом случае оно и станет таковым. Вместо этого нужно поменять отношение к данному процессу. Пусть повышение грамотности сопровождает вас каждый день – начиная с просмотра интересных новостей за чашечкой утреннего кофе и заканчивая парой глав занимательной книги перед отходом ко сну.

Желаем вам успехов в любых делах и начинаниях, и никогда не забывайте о том, что самое лучшее развитие – это развитие всестороннее. Поэтому работайте над умом, телом и душой – относитесь к себе и своей жизни грамотно!

Ошибки в диктантах: откуда взялись "рокобесы" и "веснуски"? Учим русский с ребенком

"На дощатой брусчатой террасе небезызвестная веснушчатая Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора Аполлона Ипполитовича винегретом, моллюсками и другими яствами". Этот заковыристый диктант писали, доказывая свою грамотность, еще наши бабушки. Как правило, с первого раза обойтись без ошибок мало кому удавалось. Зато экзаменуемые на всю жизнь запоминали правописание тех слов, с которыми не справились. Сегодня детям нужно сначала перевести отрывок с русского классического на русский современный. Потому что, уверяют преподаватели-филологи, словарный запас нынешних детей и подростков стремительно сокращается.

как учить русский язык

Недавно в одной из московских школ одиннадцатиклассники, записывая под диктовку отрывок, дружно вместо "Грибоедов боролся с мракобесами" написали "с рокобесами". Ибо "рок" и "бесы" — это еще как-то понятно, а о "мракобесах" никто не слышал. Как и о "молотьбе" или, скажем, о "брошюре".

Так что если хотите вырастить грамотного ребенка, первым делом проинспектируйте домашние книжные полки: ведь, кроме орфографического словаря под ред. В. В. Лопатина, на них хорошо бы поселить, как минимум, еще и толковый словарь, и орфоэпический. И, конечно, научить ребенка ими пользоваться.

Но вернемся к незабвенной веснушчатой Агриппине: оказывается, актуальность текста сохраняется и по сей день. Ведь практически каждое слово в этом диктанте — на какое-то определенное правило.

  • "брусчатая" — суффикс -чат- (суффикса -щат- не существует);
  • "небезызвестная" — пишется слитно, потому что можно заменить синонимом "известная". А после русских приставок на согласные вместо и пишется именно ы;
  • "потчевал" — если в 1-м лице глагол заканчивается на -ую (потчую), то выбираем суффикс -ева-.

Ну, а уж правописание таких имен и отчеств, как Агриппина Саввична и Аполлон Ипполитович, надо твердо знать, потому что сегодня старинные имена в большой моде. Так что лет через 20 эти знания могут пригодиться, когда придется письменно обращаться к партнерам, коллегам, и тем более к начальству.

Где грамотные?

"Недавно к нам на практику пришла студентка 5-го курса филфака одного известного и уважаемого вуза. Ее конспект к первому уроку начинался так: „Здраствуйте дети“ — без в и запятой!" — с негодованием рассказывает директор московской школы.

И негодование это готовы разделить многие. Ведь говорить о том, что всеобщая грамотность падает, уже даже как-то банально. Почему все это происходит и что с этим делать?

Причины безграмотности:

  1. Первая, которую всегда называют учителя, психологи и социологи, — отсутствие привычки к чтению. Причем не читают не только дети и подростки, а все вообще. Или читают, но не то: в "литературной макулатуре" не только образцов грамотной речи не найдешь, — там и с корректурой дела обстоят из рук вон плохо.
  2. Свою лепту вносит и интернет-общение: принятые там сокращения, сленг, небрежное обращение с орфографией невольно переносятся и в нормальную письменную речь.
  3. Приходится констатировать ухудшение подготовки в школах и вузах.
  4. Многое зависит от того, что родители не там ищут проблему. Ребенок получает двойки по русскому, а его ругают за лень. Не может связать двух слов, а его всеми силами запихивают в сильный класс с усложненной программой: мол, пусть лучше там будет отстающим, чем в обычном — середнячком. И в итоге запускают возможные логопедические проблемы, которые имеют свойство проявляться в том числе и как безграмотность.

Почему трудно учить русский язык: идем к логопеду

Итак, в погоне за грамотностью первым делом необходимо показать будущего школьника логопеду. Причем чем раньше — тем лучше.

"Уже к четырем годам, — утверждает логопед Ольга Ковалевская, — можно определить, входит ли ребенок в группу риска. И это именно тот возраст, когда лечение окажется максимально эффективным".

Как выучить школьную программу по русскому языку

Что должно насторожить родителей и стать поводом сходить к специалисту:

  • ребенок не все звуки выговаривает четко, заменяет одни на другие (р — л, с — ш);
  • не различает на слух речевые звуки (звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие);
  • пропускает слоги в словах: например, вместо "ве-ло-си-пед" произносит "ве-ло-пед";
  • у малыша недостаточно развита мелкая моторика (не может завязать шнурки, застегнуть пуговицы и т. д.);
  • недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления (не может скопировать изображение, путает право — лево, верх — низ и т. д.).

Нарушения чтения и письма проявляются уже к середине 1-го класса. Например, ученик, страдающий дислексией, во время чтения вслух переставляет или пропускает буквы, а иногда и слоги.

А тот, у кого дисграфия, вместо строчной д пишет строчную у, а вместо в — ф. А еще пропускает или переставляет буквы в словах. И даже если он выучит все правила — будет делать множество ошибок в диктантах. С последней проблемой сталкиваются те, кому логопед может поставить диагноз "дизорфография".

Миф о врожденной грамотности

Бывает, что подобрать проверочное слово не получается из-за скудного словарного запаса. Но с этой проблемой логопед уже не поможет — если дети мало читают, откуда взяться богатой лексике?

Почему-то принято считать, что любовь к книге надо воспитывать с того момента, как дети научились читать, а грамотность — только когда начинают писать. Это ошибка!

Уважение к книге прививается уже лет с 3-х. И начинается с того, насколько часто ребенок видит с книгой маму и папу. И насколько часто и много они читают ему.

"Иногда я слышу, как человек хвастается: „Правил никогда не учил, а пишу без ошибок! У меня — врожденная грамотность!“ — рассказывает психолог Андрей Соколов. — Отсюда можно сделать вывод, что существует и врожденная безграмотность. А значит, учись — не учись, результат один? Боюсь расстроить тех, кто в это верит, но умение писать без ошибок — все-таки свойство приобретенное. Просто приобретено оно теми, у кого это получается вроде бы автоматически, в раннем возрасте".

Что же необходимо, чтобы так называемая "врожденная грамотность" появилась?

Во-первых, нужно обладать отличной зрительной памятью.

Во-вторых, много читать. И чем раньше ребенок возьмет в руки книгу, тем лучше. Кстати, даже "грамотей от природы" в действительно сложных правилах все-таки ошибается и не всегда уверен в пунктуации.

А как развить зрительную память? Способов немало. Назовем самые среди них распространенные:

  1. работа с картинками "Найди 10 отличий";
  2. игра в "Что пропало?": разложите на столе 7–10 предметов, и когда ребенок скажет, что запомнил их все, попросите его отвернуться и уберите что-нибудь или переставьте. Задача — определить, что изменилось;
  3. одно из самых эффективных упражнений: показать ребенку лист бумаги, на котором изображены простые фигурки или узоры, и попросить попытаться нарисовать их по памяти.

Как подтянуть русский язык без репетитора

Предположим лучший вариант развития событий: у вашего ребенка нет никаких логопедических проблем, а в семье — культ чтения. Все это не означает, что чадо станет грамотным само собой. Процесс необходимо контролировать и направлять.

До школы

  1. При чтении вслух четко проговаривайте все слова.
  2. Разговаривайте с ребенком больше. Каждый раз, когда читаете сказки, ведите беседу: кто главный герой, где живет, что делает. И следите, чтобы ребенок отвечал не односложно, а предложения строил логически.

как подтянуть русский язык без репетитора

Начальная школа

  1. В 1-м классе смотрим, в каких словах ребенок ошибается, и всегда делаем работу над ошибками.
  2. Ставим задачи: найти в тексте, например, имена собственные (в том числе клички животных, названия городов). Спрашиваем: "А как бы ты их написал?"
  3. Во 2–3-м классе все то же, но просим найти еще и, например, все прилагательные. Или все слова с безударной гласной и т. п.
  4. Для закрепления пройденного полезно так называемое "письмо с дырками". То есть слова, в которых ударные гласные и гласные, в которых ребенок уверен, пусть он пишет, а те, в которых сомневается, пропускает. Чтобы потом подумать, подобрать проверочные однокоренные слова. Например, мол. ко. Проверочное слово "молочный". Это отличный прием для выработки самоконтроля.
  5. Когда устраиваете домашние диктанты, сначала обязательно прочитайте текст вслух и попросите ребенка закрыть глаза и, слушая, представить то, о чем говорится в тексте. И только потом начинать писать.

Средняя школа

  1. Величайшая ошибка родителей часто болеющих детей (а сегодня таких — большинство) — забывать о том, что домашнее задание — это лишь треть от того, что ученики проходят в классе. То есть просто выполнить все, что задали на дом, совершенно недостаточно: надо выполнить и все упражнения, которые есть в учебнике по пропущенной теме.

И вообще, золотое правило отличника: лучше всех экзамены сдает не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что действительно сложных среди них не так много. И если они не даются, надо обратиться за помощью к учителю.

  1. Как и в начальной школе, работа над ошибками остается важнейшим оружием в борьбе с безграмотностью. Она должна быть неизбежно и обязательно! У хорошего учителя все ученики заводят специальную тетрадочку, куда выписывают слова, в которых сделали ошибки. Потом из этих слов составляются диктанты: вполне достаточно писать их 2 раза в неделю по 5 минут.

Учим правила школьной программы по русскому - весело: запоминалки

Ребенок с неприятным упорством забывает правила и лепит ошибку на ошибке? Не сорваться и не отругать его при этом очень сложно. Но сдерживаться придется: все равно от крика пользы не будет, а нетерпимость в этом вопросе — плохой помощник. Поверьте, чем веселее борьба, тем легче выиграть.

Русский язык ведь очень логичный. Возьмем для примера все ту же Агриппину Саввичну: что у нее на носу — веснуски или веснушки? И сразу понятно, почему пишется "веснушчатая". Опытный педагог знает: если дети посмеются над ошибкой, на будущее наверняка запомнят правильное правописание слова.

А как запомнить все глухие согласные? Попробуйте вызубрить с — т — п — к — х — ч — ш — щ — ц — ф. Трудновато, да? Внимание — включаем фантазию, и вот уже: "Степка, хочешь щец? — Фи!" Тут они все, и запомнить несложно.

А, например, словосочетание "Зося ждет" включает в себя все согласные, после которых следует ставить суффикс -чик-.

Не уверены, как пишутся слова "мужчин" и "женщин"? Включите домостроевскую логику: "мужу — чин, жене — щи". Точно не ошибетесь! Обычно дети от таких педагогических хитростей приходят в восторг.

Как быстро повысить уровень грамотности

Грамотность – это не просто умение красиво и без ошибок писать и читать. На самом деле ее можно рассматривать намного шире, например, как возможность постоянно расширять свои личные возможности и развивать свой потенциал. Но в любом случае на практике грамотность будет проявляться именно в умении без ошибок выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Мы уже говорили о том, нужна ли грамотность в современном мире и почему важно быть грамотным, поэтому не будем повторяться. В сегодняшней статье мы хотим рассказать об эффективных способах повышения грамотности. Они не только подойдут каждому человеку, но и позволят повысить уровень грамотности очень быстро, не тратя на это много времени и сил.

Грамотность очень тесно взаимосвязана с расширением кругозора, развитием красноречия и повышением эрудированности, так что если начать уделять внимание чему-то одному, автоматом будет улучшаться и другое. Отсюда и следует первый и главный совет на тему повышения грамотности – получать знания из книг. Но какими должны быть книги? Что лучше читать?

Чтение для повышения грамотности

Мы уже не единожды говорили о том, что лучшим способом повысить уровень своей грамотности является чтение. Оно расширяет кругозор, обогащает знания, делает умнее. Однако читать для этого нужно не что попало, а конкретную литературу. Перечислим то, что, как нам кажется, способствует повышению грамотности в большей степени:

Чтение любых из указанных материалов (а еще лучше – комплексное их чтение) – верный путь к повышению грамотности. Но важно не только это, ведь полученные знания в обязательном порядке необходимо закреплять. А для закрепления знаний нужна практика. Давайте поговорим о том, какая практика подойдет в нашем случае.

Закрепление грамотности

Что подразумевается под практикой, когда речь идет о закреплении грамотности? Все предельно просто – это многократное повторение и запись слов, чтение и выделение знаков препинания. А использовать для этого можно несколько эффективных инструментов:

Выполняйте эти рекомендации по закреплению грамотности, чтобы быстро запоминать всю новую информацию. А в дополнение к ним предлагаем еще несколько вспомогательных советов и парочку полезных упражнений.

Упражнения и советы по развитию грамотности

Чтобы повысить уровень своей грамотности, можно приобрести сборник заданий для подготовки к экзаменам и ежедневно выполнять задания из него. Однако тут есть одна небольшая загвоздка: задания из подобных сборников зачастую требуют немало времени и усилий, а также серьезной доли усидчивости для своего выполнения. Если для вас это не проблема, планируйте график и смело приступайте к занятиям, но если по какой-то причине на повышение грамотности у вас есть совсем немного личных ресурсов, обратитесь к представленным ниже упражнениям.

Всего мы расскажем о двух упражнениях. Они на самом деле очень полезны и эффективны, хотя на их выполнение вам понадобится всего 15-20 минут в день. Единственное условие для получения результата – это ежедневные занятия. Но задания так просты, что даже очень занятой и ленивый человек запросто сможет выполнять их регулярно. Итак, вот эти упражнения:

  • Найдите в Интернете какой-нибудь сборник слов и фраз для списывания (или сборник словарных диктантов), возьмите тетрадь или блокнот и выписывайте в него любые понравившиеся отрывки – просто берите и переписывайте. В этом упражнении задействуется моторная память, благодаря чему ваш мозг будет запоминать, как пишутся сложные слова и предложения. Чтобы усложнить задание, можно сначала читать предложение, затем повторять его по памяти, потом повторять его по принципу орфографического чтения, после чего записывать и проверять, не допустили ли вы ошибок.
  • Возьмите любой журнал или газету и цветной маркер для выделения текста. Начинайте читать любую статью и выделяйте маркером все слова, где, как вам кажется, вы могли бы допустить ошибку, а также слова, значения которых вы не понимаете либо понимаете не до конца. С помощью данного упражнения вы будете заранее предупреждать ошибки в написании и произношении разных слов и расширять словарный запас. Кстати, данное задание удобно совмещать с составлением собственного словаря: записывайте в блокнот все термины и понятия, которые кажутся вам интересными, а на досуге перечитывайте их и повторяйте значения.

И теперь давайте поговорим о советах, которые тоже станут вам верными помощниками на пути повышения грамотности:

В этом деле, как, впрочем, и в большинстве других жизненно важных задач, все зависит исключительно от вас, а точнее от ваших личных качеств, таких как целеустремленность, работоспособность и дисциплинированность. Помните, что важнее всего постоянно работать над собой, применять для повышения грамотности разные способы и их модификации, проверять себя и непрестанно желать становиться лучше и умнее.

Чему на самом деле стоило бы научить ребенка в школе - слайд

Реальность такова, что в настоящее время школьники перегружены объемом обязательных дисциплин, внеклассными занятиями (репетиторство, языки и т. д.), паникуют из-за груды обязательных экзаменов (ЕГЭ, ОГЭ, экзамены для поступления в вуз). Родители и учителя пытаются впихнуть в детские головы кучу информации, испытывая при этом не меньше стресса, чем сами дети, но свято веря в то, что все это ребенку обязательно пригодится в дальнейшей жизни – на крайний случай расширит его кругозор и научит думать.

Но здесь и кроется самое главное заблуждение взрослых: детей в школе ДУМАТЬ как раз-таки не учат, система такова, что имеют значение лишь оценки и поощряется зубрежка.

Таким образом, по истечении одиннадцати школьных лет на выходе мы получаем застрессованных экзаменами детей, умеющих зубрить или выкручиваться, которые порой не выдерживают давления от необходимости выбирать себе будущее в виде высшего образования и уже забывших все, чему их учили еще вчера. А действительно ли им необходимо это вот все?

После школьного выпускного я испытывала сомнение и не была уверена ни в себе, ни в своих знаниях.

Может ли школа дать хоть какие-то знания, полезные для жизни в целом и для самореализации в частности? Мне видится, есть парочка дисциплин, которые должны быть включены в школьную программу, и которые забывать совершенно необязательно просто потому, что они не забудутся, если их понять, а не зазубрить ради оценок.

Основы психологии

Было бы здорово научить ребенка задавать себе вопросы: кто я? каково мое предназначение? и со временем находить на них ответы. Рассказать про то, что каждый человек важен, нужен, имеет значение. Здесь про границы, про умение говорить нет, про то, что он не должен делать или говорить того, чего ему делать или говорить не хочется.Научить распознавать и называть свои (и других людей) чувства и эмоции, то есть развивать его эмоциональный интеллект. Научить справляться со стрессом и рассказать, к кому помимо родителей он может обратиться за помощью в трудной ситуации.

Управление временем

Финансовая грамотность

Предмет, который, по моему мнению, надо включить в список обязательных в рамках школьной программы.

Рассказать простым языком, что такое деньги (без всех этих нудных теорий Маркса и Энгельса), откуда они берутся у родителей, какие обязательные платежи осуществляют все взрослые, когда начинают работать (Налоги, коммунальные услуги, другие счета). Рассказать про основы инвестирования, о том, что такое сбережения и кредиты.

Многие взрослые люди даже с хорошим доходом могут погрязнуть в кредитах и долгах лишь потому, что не являются финансово грамотными. Не все ведь заканчивали кафедру финансов, читали Кийосаки и, конечно же, мало кого научили финансовой грамотности родители или школьные учителя. Между тем, первые карманные деньги начинают появляться у ребенка еще в школе, и ему стоило бы понимать, как он может ими распоряжаться грамотно, а не только спускать все до копейки на вкусняшки.

Секс-просвет

Очень сложная и неоднозначная тема, поскольку у родителей на этот счет крайне противоречивые мнения.

Однако и в школе ребенку следовало бы получить по этой теме знания не в формате слухов от других детей, а в четком структурированном порядке, желательно от специалиста сексолога или психолога. Опять же закрепить, что никто не может трогать ребенка без его согласия, рассказать про строение половых органов, про инфекции и зппп, про методы контрацепции и развеять некоторые популярные среди подростков мифы вроде тех, что прерванный половой акт не приведет к беременности, а спринцевания хлоргексидином после незащищенного полового акта предотвратят инфекции.

В рамках этого предмета стоит рассказать о типах сексуальной ориентации и однополых браках не как о проявлениях болезни или чего-то аморального, а как о различных вариантах проявления любви.

Основы работы с гаджетами и полезное использование интернета

Здесь можно рассказать про буллинг в сети и что делать, если ребёнок ему подвергся. Про то, как отличить безопасный сайт от небезопасного, показать детям полезные варианты использования интернета и гаджетов (образовательные сайты, приложения с упражнениями на тренировку мозга)

Почему эти знания необходимо получить в школе, а не только от родителей? Потому что не многие родители ими обладают или имеют достаточно времени для того, чтобы все это объяснить и показать ребёнку. Также, если в семье не выстроены доверительные отношения между родителями и ребенком, он будет охотнее прислушиваться к учителям или сверстникам.

На сегодняшний день в России нет школ, обучающих всему вышеперечисленному, но некоторые предметы, к примеру, психология, вводятся в региональных школах в качестве экспериментальных. Есть школы, которые организуют для учеников лекции по секс-просвету, но информация зачастую преподносится в формате запугиваний и запретов.

Читайте также: