Человек увековечивая память о выдающихся представителях своего рода изложение 9 класс

Обновлено: 04.07.2024

На сегодняшнем уроке мы вновь обратимся с сжатому изложению, к основным языковым приёмам компрессии исходного текста. Напоминаю, что задача сжатого изложения - кратко передать содержание текста,отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения, основные мысли автора, логическую последовательность событий. Нельзя путать изложение с сочинением, т.к.фантазирование расценивается как фактическая ошибка и ведёт к снижению баллов.

2. Обратимся к основным языковым приёмам компрессии исходного текста.

а) Обобщение или объединение ( слайд 1 ).При этом приёме сжатия необходимо найти в тексте мелкие факты, объединить их на основе общего, а потом сформулировать получившиеся предложение. Ребята, у вас на столе лежат бланки с текстами.Маркером уберите ненужный материал , применяя приём обобщения ( текст №1 ).

Полученный вариант запишите на бланке. Проверяю результат.

б ) Исключение ( слайд 2 ).При исключении необходимого выделить основную мысль текста, убрать ненужные подробности, объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. Данное задание выполните по тексту №2 . Проверяю полученный вариант сжатия.

в) Замена ( слайд 3 ).

При этом способе сжатия нужно найти слова, смысловые части, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением. Сформулировать получившееся предложение.

Задание выполняется по тексту № 3 .Проверяю полученный вариант сжатия.

С текстом № 4 на бланке, ребята, примените разные приемы сжатия. Помните, что нельзя удалять из текста! ( слайд 4 ).

Проверяю полученный вариант текста.

Ребята, у вас на столе лежит инструкция " Как писать сжатое изложение " ( слайд 5 ).

Еще раз внимательно ее прочтите и запомните.

Я надеюсь, что мы провели достойную подготовку к написанию сжатого изложения.

Текст для изложения подобран с небольшим количеством слов(140), т.к. мы не успеем выполнить полностью работу в течение следующего урока.

Объем вашей работы - 70 слов .

Методика проведения изложения :

а) читаю текст первый раз; ученики стараются понять и запомнить текст, пересказывают его с целью понять, что они не запомнили (5-7 мин.);

б) повторное чтение текста.

Ученики обращают внимание на пропущенные места, пересказывают текст еще раз, делают на черновике необходимые записи, составляют план, формулируют главную мысль.

После этого учащиеся пишут сжатое изложение (напоминаю критерии оценивания).

№1. Примените приём обобщения.

Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак . __________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№2. Примените приём исключения (исключите второстепенную информацию).

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании - короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие " знатоки " ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№3. Примените приём замены.

Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№4. Примените разные приёмы сжатия.

Неуверенность в себе - проблема древняя, однако она привлекла внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно - в середине хх века. Именно тогда стало понятно: всё усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей - вплоть до серьёзных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть 1. Изложение

Текст для прослушивания

Ещё с давних времён умению выступать на публике придаётся огромное значение. От манеры держать себя во многом зависит судьба не только политиков, артистов, учёных, но и представителей многих других профессий. Мастерство публичного выступления - это целое искусство, которому нужно учиться. Вот несколько советов, которые помогут повысить уровень успешности вашего выступления.

Для начала необходимо знать лимит времени вашего доклада. Если его не устанавливает организатор, рассчитывайте в среднем на 5 - 10 минут. Определитесь с основной идеей и целью доклада, составьте план, по которому будете писать речь. Чем подробнее будет план, тем легче будет писать текст.

Не бойтесь вопросов, они означают, что ваш доклад заинтересовал слушателей. Если вы не можете дать ответ - не расстраивайтесь. Признайтесь слушателям, что данные вопросы вы не рассматривали, но обязательно осветите их в следующий раз. Главное помните, что значительную роль в публичном выступлении играет не столько тема доклада, сколько способность выступающего преподнести себя и материал публике.

Памятник представляет собой высокий пилон, мимо которого пролетает стая журавлей. Один из них, по-видимому, раненный, лежит на плите-пьедестале.

В городе Мончегорске в Хибинах на постаменте стоит изваяние лося. А в 1981 году в небольшом румынском городке Сынджорджулде-Муреш был установлен памятник корове-рекордистке, давшей восемь тысяч литров молока в год. Она изображена рядом с теленком. Памятник воздвигнут на территории ежегодной сельскохозяйственной ярмарки. Дело в том, что в этой местности была долгим трудом селекционеров выведена новая перспективная порода крупного рогатого скота — румынская пятнистая. Корова этой породы стала рекордисткой и увековечена скульптором. Кроме того, известно ещё три памятника коровам: в Голландии, Дании и США. В Голландии коровы были основой благосостояния страны, ее знаменитого молочного хозяйства. Кто не знает прославившегося на весь мир голландского сыра!

И конечно же, люди не могли забыть и о своем неизменном друге, сопровождавшем их в течение почти всей их истории, — о собаке. Вначале человек употреблял мясо первобытной собаки в пищу. Но прирученная собака предупреждала лаем о приближении к человеческому жилью диких зверей и чужих людей. Ее стали использовать как сторожа. Затем человек стал применять собаку на охоте. Она помогала ему преследовать и задерживать диких животных.

С древних времен собак применяли для военных целей, вначале — для охраны крепостей. Потом собаку приучили защищать в бою своего хозяина-воина. Она бросалась на противника и его лошадь. Сохранились сведения о том, что в древности существовала порода ассирийских догов — сильных и выносливых боевых собак. Древние римляне надевали на боевых собак броню. Впоследствии собак стали использовать для связи и в помощь санитарам. Собака Петра I, например, была с ним во всех походах и боях. Она носила приказы Петра военачальникам, а от них — донесения.

Собаки были первыми живыми существами в космическом пространстве. Они неоднократно поднимались в ракетах на большую высоту, а маленькая собачка Лайка приобрела мировую известность: на втором искусственном спутнике Земли она поднялась на высоту 1700 километров.

В мире насчитывается не так много памятников собакам. Точного их учета никто не ведет. В Лондоне, в Гайд-парке, есть памятник необычайно верному псу, не пожелавшему уйти с могилы своего хозяина и умершего на ней. Аляскинская собака Болто была вожаком упряжки, доставившей в пургу сыворотку умирающим людям. Ей поставлен памятник в Америке. От стен Сен-Бернарского монастыря уходил в горы на поиски заваленных снегом людей пес Барри. Этому отважному сенбернару установлен памятник в Париже.

В нашей стране памятник собаке был установлен по инициативе великого физиолога Ивана Петровича Павлова. Он был сооружен в 1935 году в Ленинграде и установлен при физиологическом отделе Института экспериментальной медицины, в саду дома 12 на Лопухинской улице (ныне улица Академика Павлова). Здесь Иван Петрович проработал сорок пять лет.

Считая, что умирающее на операционном столе и испытывающее боль животное не может реагировать адекватно здоровому, Павлов воздействовал на него хирургическим путем таким образом, чтобы наблюдать за деятельностью внутренних органов, не нарушая их функций и состояния животного. Мастерство Павлова в этой трудной хирургии было непревзойденным. Более того, он настойчиво требовал соблюдения того же уровня ухода, анестезии и чистоты, что и при операциях на людях.

В предвоенные годы, незадолго до смерти Павлова, были проведены большие работы по ремонту и реконструкции старых помещений физиологического отдела. Был разбит сад, в котором установлены бронзовые бюсты Л Пастера, И.М Сеченова, Ч. Дарвина, Д И. Менделеева, а на аллеях сооружены два фонтана Один из них и представляет собой памятник собаке.

Более конкретно идея памятника раскрыта в четырех барельефах, украшающих пьедестал, и поясняющих надписях.

Пьедестал полый и выполнен из свернутой в цилиндр листовой меди. По верхнему краю он украшен скульптурными изображениями голов собак различной породы. По замыслу автора из пастей медных псов в летнее время должны бить струи воды.

Следующий барельеф изображает собаку, зализывающую рану на шее другой.

На внутреннем дворе дома стоит высокая, в рост человека двухступенчатая плита из битума, на лицевой стороне которой помещены рельефные изображения двух играющих собак. Эта поилка выполнена, как и все скульптурное оформление сада, по проекту друга Ивана Петровича скульптора И. Ф. Беспалова.

Памятник представляет собой высокий пилон, мимо которого пролетает стая журавлей. Один из них, по-видимому, раненный, лежит на плите-пьедестале.

В городе Мончегорске в Хибинах на постаменте стоит изваяние лося. А в 1981 году в небольшом румынском городке Сынджорджулде-Муреш был установлен памятник корове-рекордистке, давшей восемь тысяч литров молока в год. Она изображена рядом с теленком. Памятник воздвигнут на территории ежегодной сельскохозяйственной ярмарки. Дело в том, что в этой местности была долгим трудом селекционеров выведена новая перспективная порода крупного рогатого скота — румынская пятнистая. Корова этой породы стала рекордисткой и увековечена скульптором. Кроме того, известно ещё три памятника коровам: в Голландии, Дании и США. В Голландии коровы были основой благосостояния страны, ее знаменитого молочного хозяйства. Кто не знает прославившегося на весь мир голландского сыра!

И конечно же, люди не могли забыть и о своем неизменном друге, сопровождавшем их в течение почти всей их истории, — о собаке. Вначале человек употреблял мясо первобытной собаки в пищу. Но прирученная собака предупреждала лаем о приближении к человеческому жилью диких зверей и чужих людей. Ее стали использовать как сторожа. Затем человек стал применять собаку на охоте. Она помогала ему преследовать и задерживать диких животных.

С древних времен собак применяли для военных целей, вначале — для охраны крепостей. Потом собаку приучили защищать в бою своего хозяина-воина. Она бросалась на противника и его лошадь. Сохранились сведения о том, что в древности существовала порода ассирийских догов — сильных и выносливых боевых собак. Древние римляне надевали на боевых собак броню. Впоследствии собак стали использовать для связи и в помощь санитарам. Собака Петра I, например, была с ним во всех походах и боях. Она носила приказы Петра военачальникам, а от них — донесения.

Собаки были первыми живыми существами в космическом пространстве. Они неоднократно поднимались в ракетах на большую высоту, а маленькая собачка Лайка приобрела мировую известность: на втором искусственном спутнике Земли она поднялась на высоту 1700 километров.

В мире насчитывается не так много памятников собакам. Точного их учета никто не ведет. В Лондоне, в Гайд-парке, есть памятник необычайно верному псу, не пожелавшему уйти с могилы своего хозяина и умершего на ней. Аляскинская собака Болто была вожаком упряжки, доставившей в пургу сыворотку умирающим людям. Ей поставлен памятник в Америке. От стен Сен-Бернарского монастыря уходил в горы на поиски заваленных снегом людей пес Барри. Этому отважному сенбернару установлен памятник в Париже.

В нашей стране памятник собаке был установлен по инициативе великого физиолога Ивана Петровича Павлова. Он был сооружен в 1935 году в Ленинграде и установлен при физиологическом отделе Института экспериментальной медицины, в саду дома 12 на Лопухинской улице (ныне улица Академика Павлова). Здесь Иван Петрович проработал сорок пять лет.

Считая, что умирающее на операционном столе и испытывающее боль животное не может реагировать адекватно здоровому, Павлов воздействовал на него хирургическим путем таким образом, чтобы наблюдать за деятельностью внутренних органов, не нарушая их функций и состояния животного. Мастерство Павлова в этой трудной хирургии было непревзойденным. Более того, он настойчиво требовал соблюдения того же уровня ухода, анестезии и чистоты, что и при операциях на людях.

В предвоенные годы, незадолго до смерти Павлова, были проведены большие работы по ремонту и реконструкции старых помещений физиологического отдела. Был разбит сад, в котором установлены бронзовые бюсты Л Пастера, И.М Сеченова, Ч. Дарвина, Д И. Менделеева, а на аллеях сооружены два фонтана Один из них и представляет собой памятник собаке.

Более конкретно идея памятника раскрыта в четырех барельефах, украшающих пьедестал, и поясняющих надписях.

Пьедестал полый и выполнен из свернутой в цилиндр листовой меди. По верхнему краю он украшен скульптурными изображениями голов собак различной породы. По замыслу автора из пастей медных псов в летнее время должны бить струи воды.

Следующий барельеф изображает собаку, зализывающую рану на шее другой.

На внутреннем дворе дома стоит высокая, в рост человека двухступенчатая плита из битума, на лицевой стороне которой помещены рельефные изображения двух играющих собак. Эта поилка выполнена, как и все скульптурное оформление сада, по проекту друга Ивана Петровича скульптора И. Ф. Беспалова.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Памятник Минину и Пожарскому

Памятник Минину и Пожарскому Это был первый памятник в Москве, поставленный не в честь государя, а в во славу народных героев.Вот так, по словам современника, описывает памятник в своей программе сам автор — Иван Петрович Мартос: «Греки и римляне, равно как в науках и

Памятник А. С. Пушкину

Памятник А. С. Пушкину В 1859 году крестьянин Александр Опекушин выкупился на волю. Ему был 21 год. Помог ему владелец скульптурной мастерской-фабрики и первый его учитель, датчанин по происхождению, академик скульптуры Давид Иванович Иенсен.В летний день 1860 года собрались

СНЕСЕННЫЙ ПАМЯТНИК

СНЕСЕННЫЙ ПАМЯТНИК Кумирами известного гидрографа М. Е. Жданко были два адмирала: Г. И. Невельской и В. С. Завойко. 18 мая 1908 г., когда во Владивостоке торжественно отмечали 50-летие заключения Айгунского договора, на юбилейном заседании Общества изучения Амурского края

77. Памятник Петру

77. Памятник Петру Век Екатерины начинался весело, с праздников, пиров, балов, поздравлений.Стремясь выразить свое благоволение новой императрице и одновременно засвидетельствовать поддержку ее действиям, в июле 1762 году Сенат постановил соорудить ей памятник. Через

Памятник А. В. Суворову (1801 г.)

Памятник А. В. Суворову (1801 г.) В дни Великой Отечественной войны, чтобы уберечь от вражеских бомб и снарядов скульптурные памятники Ленинграда, большинство из них было снято с пьедесталов и зарыто в землю или укрыто мешками с песком и специальной обшивкой из досок. Но три

Памятник Т. Г. Шевченко (1935 г.)

Памятник Т. Г. Шевченко (1935 г.) В центре Харькова возвышается памятник великому украинскому поэту и художнику Тарасу Григорьевичу Шевченко. Автор памятника, народный художник СССР Матвей Генрихович Манизер, один из крупнейших советских скульпторов, родился в Петербурге

Памятник ему — ледник

Памятник ему — ледник Алексей Павлович Федченко родился в семье сибирского золотопромышленника. Еще в детстве увлекался природой, коллекционировал насекомых и растения, а обучаясь в Московском университете собрал гербарий растительности окрестностей Москвы,

Телль (археол. памятник)

Телль (археол. памятник) Телль (арабское), один из видов археологического памятника; см.

Если я наступил собаке на ногу, а потом прошу у нее прощения, понимает ли она мои слова?

Если я наступил собаке на ногу, а потом прошу у нее прощения, понимает ли она мои слова? СЮЗАН БУЛАНДАСертифицированный консультант по поведению собакСлов собаки не понимают. Но они понимают язык тела и вашу интонацию. Я была знакома с щенком, который любил

СВОБОДА ЦЕНОЮ В… ПАМЯТНИК

СВОБОДА ЦЕНОЮ В… ПАМЯТНИК По дороге из аэропорта имени Вашингтона нас остановил полицейский патруль и у моего американского приятеля Сэма, сидевшего за рулем, с особым тщанием проверил документы.«Вот она, хваленая демократия, — подумал я. — Прямо как у нас в Москве:


Задание 1 № 37

1. Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите изложение по фрагменту текста А. Яшина.

Передайте главное содержание текста. Напишите сжатое или развёрнутое изложение (по выбору экзаменуемого). Изложение можно писать как от первого, так и от третьего лица.

Объём развёрнутого изложения — не более 300 слов. Объём сжатого изложения — от 40 до 100 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос:

Почему важно помнить о Великой Отечественной войне?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 70 слов. Если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Я долго верил, что запомнил, как уходил мой отец на войну. Верил и сам удивлялся своей памяти: ведь мне было тогда не больше двух лет.

Сердобольные деревенские старушки часто тешили меня рассказами о

Чем больше слушал я рассказов о своем отце, тем больше тосковал о нем, жалел себя, сироту, и завидовал всем ровесникам, у кого отцы были живы, хоть и без крестов. И все больше мои личные, правда, не очень ясные воспоминания совпадали с тем, что я слышал о нем.

Первая часть работы — изложение.

Микротемы текста:

1. Проводы отца на войну.

2. Рассказы о погибшем отце.

3. Личные воспоминания, дополненные рассказами, создали образ отца в памяти ребенка.

Вторая часть работы — сочинение.

Приведём пример сочинения.

Память о Великой Отечественной войне нужно бережно сохранять. Это важно, чтобы не дать фашизму вновь возродиться. Забыть войну — значит, забыть людей, которые погибли ради того, чтобы мы жили в мире. Забыть войну — значит, совершить предательство по отношению к тем, кто перенес все ее ужасы и остался жив.

В моей семье два дедушки не вернулись с фронта: один погиб, а судьба другого до сих пор неизвестна — он пропал без вести. О своих дедушках я обязательно расскажу и своим детям, чтобы они гордились своими предками, как и я, ведь благодаря им мир был спасен от фашизма.

Критерии оценки сжатого изложения

Содержание изложения

Экзаменуемый точно передал основное содержание текста для изложения, верно отразив все микротемы

Экзаменуемый не передал основное содержание текста для изложения

Сжатие исходного текста

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста

Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (единый критерий для оценки изложения и творческого задания)

– допущено не более одной логической ошибки, последовательность изложения не нарушена;

Читайте также: