Человеческое слишком человеческое краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Мечте Ницше о выздоровлении не удалось сбыться. Никто не может вернуться к детской беззаботности, и не только потому, что дерзкая хмельная сила, данная нам от рождения, растрачена. Как взрослый не может снова стать ребенком, так и больной здоровым.

Ницше предлагает весьма своеобразный критерий оценки цивилизации. Рассматривая ее как искусственно созданную защитную систему общества, все элементы культуры — дом, язык, сказания, произведения искусства и философию — он расценивает исключительно с точки зрения того, насколько они укрепляют стойкость людей по отношению к чужим влияниям. Важная роль в формировании культурной идентичности принадлежит традициям. Начало цивилизации — это обычай как таковой, независимо от его содержания, поэтому нельзя отделять варварство от цивилизации только на основе различия в содержании законов. Не существует варварских обычаев, потому что любая традиция — это культура. Ницше считал, что прогресс не необходим, но возможен. Историзм же, по сути, отрицает его, так как выступает формой консервации старых замкнутых народных культур, сформировавшихся бессознательно и случайно. Он не может даже восстановить былую свежесть старой культуры. Люди, считал Ницше, должны не намертво связывать себя со старым, а создавать новую культуру, в которой на основе рационального управления мировыми ресурсами будут созданы лучшие условия для жизни и воспитания людей.

Ницше писал, что морально-психологические сентенции давали читателю утешение и наслаждение. К сожалению, современные люди уже неспособны получить его от сочинений старых авторов. Стоит задача модернизации архаичного языка и поиска таких средств для выражения практической этики, которые, подобно языку искусства, обладали бы собственной энергетикой воздействия на людей и определяли их действия не страхом загробного воздаяния, а волшебством сказочного мифа. Нравственные сентенции должны завораживать людей и приучать к тому, чтобы строить свою жизнь (где есть место не только возвышенному, но и низкому) подобно художественному объекту, на основе эстетических ценностей. Красота, как в античности, снова становится благом.

Преступники представляют собой ужасную загадку. Ницше полагает, что их не следует оценивать как негодяев. Наша ошибка состоит в том, что мы ставим себя на место того, кто совершил наказуемый поступок, и судим себя, а не его. Нам кажется, что на месте преступника мы могли бы удержаться от проступка. Между тем мы не знаем ни силы обстоятельств, ни собственной слабости.

И сегодня безнравственное нередко определяется как сознательное причинение страдания другому человеку. Ницше не видит смысла в намеренном нанесении страданий другому — так называемая злоба направлена на получение удовольствия от мести, на испытание своей силы на другом. Жизнь, по Ницше,— это борьба за удовольствия. Добро и зло при этом определяются способом получения удовольствия, который в свою очередь зависит от устройства интеллекта.

Проблема мести не только не снята в современности, но она даже обострилась. Государство и религия, чтобы оби- женные не мстили обидчикам, узурпируют решение вопроса о справедливости, но судебная система лишь увеличивает количество зла. Ницше описывает две стратегии: одна связана с местью, даже если ты сам виновник неудачи; другая — с признанием болезни и несчастья как очищения от греха.

Единственным мотивом действий людей является самосохранение и связанное с ним чувство удовольствия, которое удовлетворяется в злобе и сострадании, мести и самопожертвовании. Поведение человека на пути получения удовольствия регулируется принятой в том или ином обществе школой ценностей и благ. Эта шкала все время меняется, дает возможность говорить об их разумности или неразумности. То, что сегодня считается заблуждением, ранее служило средством создания морали, науки, искусства и религии и имело не отрицательное, а положительное значение в культуре. Отсюда вывод: осознающий свою греховность человек — это лишь подготовительный этап к появлению мудрого, созерцательного, осознающего свою невинность человека.

Ницше находит ужасное не в природе, а в социуме. Таким образом, можно говорить о трансформации его ранней попытки восстановить коммунитарную идиллию. Мораль, по Ницше, основана на отвратительном чувстве ре- сентимента и ведет к вырождению людей. Социум интегрирует их как детали механизма. На почве функционального разделения труда люди утрачивают свою родовую сущность и превращаются в массу. Масса и индивиды не противоречат друг другу. Реальный процесс индивидуации не соответствует мечтаниям романтиков о неповторимости и уникальности. Ницше боролся за индивидуальную свободу, но не сводил ее к независимости и сосредоточенности на решении приватных проблем. Очевидно, что он не был ни либералом, ни коммунитаристом. Если уж говорить о политическом у Ницше, то, скорее всего, в смысле дели- беративного понимания. Наиболее аутентичную функцию политического выполняет искусство, направленное на воспитание воли к единству. Поэтому Ницше выбирает не этические, а эстетические практики солидарности.

Наиболее резкую характеристику мыслителю дал Макс Нордау. Сын раввина, врач, писатель, политик и соучредитель сионистской организации Симон Зюдфельд, родился в Венгрии, но считал себя полностью ассимилированным европейским евреем и даже принял имя Макс Нордау. Женился на протестантке и, несмотря на венгерские корни, осознал себя частью немецкой культуры. Обращение Нордау к сионизму было спровоцировано делом Дрейфуса. Стал одним из ранних лидеров еврейского национального движения, принимал активное участие в первых десяти сионистских конгрессах, избирался вице-президентом, а затем и президентом нескольких конгрессов.

В своем эссе Нордау приводит несколько фрагментов из текстов Ницше как свидетельство их бессмысленности. Это ряд мало связных между собой мыслей в прозе и едва подобранных рифмах без конца, без начала. Редко вы встретите хоть какое-нибудь развитие мысли или несколько страниц подряд, связанных последовательной аргументацией. Ницше, очевидно, имел обыкновение с лихорадочной поспешностью заносить на бумагу все, что приходило ему в голову, и когда накапливалось достаточно бумаги, он посылал ее в типографию, и таким образом создавалась книга. Он сам называет этот мусор афоризмами, а его поклонники усматривают в бессвязности его речи особенное достоинство.

Имя Фридриха Ницше – в философии и литературе, безусловно, яркое и столь же спорное. И до сих пор не вполне ясно, принадлежат ли его работы перу гения, безумца – или гениального безумца? Ясно одно – мысль Ф.Ницше, парадоксальная, резкая, своенравная, порой непонятная может вызывать у одних восторг, у других – острое раздражение. Но в том, и в другом случае его учения о сверхчеловеке и о переоценке ценностей заслуживают внимания.

мы воплощаемся здесь для опыта. .
но, и, люди обязаны учиться мыслить в категориях реальной действительности. .
Реальность-это то, что-"..Ничто нечистое не войдёт.. "..
круг замкнулся?, только для тех кто не видит* НАЧАЛА. .

человеческая природа не хочет меняться,
но она всего лишь носитель Духа, временный
("помни о смерти")..

Философские размышления Ницше о метафизике, идеализме и реализме основаные на психологическом анализе.
Анатолий Иванов начните читать стоящие книги а не бредни и измышлизмы человекоподобных существ, если у вас не получается займите на бензин и сожгитесь.

Ницше является философом номер один среди остальных по узнаваемости и использованию цитат. Его философия сильно повлияла на течение мысли 20 века и породила множество последователей и продолжателей его мысли. Поэтому Ницше стоит читать как минимум, потому что его философия будет актуальна ещё долгое время.

В этой статье разберем его основные труды и составим небольшой список для прочтения.

1. Рождение трагедии из духа музыки

Это первый серьёзный труд Ницше, посвященный исследованию дуализма искусства. Книга посвящена отношению древних греков к искусству и жизни. Данная работа важна для прочтения, т.к. в ней раскрывается отношение Ницше к искусству и его взаимоотношения с древними греками.

2. Антихрист.

Один из важнейших трудов Ницше. В данной работе критикуется христианская вера и вытекающие из неё явления (мораль, сострадание, справедливость). Ницше яро критикует христианство и одной из причин является превращение сильного человека в негодного и опасного. Через справедливость теряется сила, а вера - является нежеланием искать истину.

3. Генеалогия морали.

Я бы назвал это продолжением Антихриста по той простой причине, что в данной книге исследуется мораль, как явление христианской веры. Ницше также разносит её в пух и прах, объясняя, что мораль - это порождение Бога, а как нам известно по Ницше 'Бог умер. Мы убили его.' А значит и мораль должна погибнуть вместе с ним .

4. По ту сторону добра и зла.

После разрушения старых порядков, веры, морали, Ницше добрался и до основных понятий, таких как добро и зло . В данном труде рассматривается 'философия будущего' . Если старых понятий больше нет, а есть только их тень, то пришло время строить новые порядки, разобрав при этом старые.

5. Человеческое, слишком человеческое.

В данном труде Ницше продолжил разрушать божественные идеалы и спустил их до человека. Все понятия духа и высших идеалов, по мнению Ницше, являются не более, чем человеческим проявлением мысли.

6. Веселая наука.

7. Так говорил Заратустра.

Книга для всех и ни для кого. Она трагична по своей судьбе, но это в отдельной статье. А так это самый трудный для понимания труд Ницше, ведь в нём он выразил свои мысли через множество образов, понять которые довольно трудно. Однако книга уже при первом прочтении запоминается по красивому языку изложения и ярким афоризмам. Данный труд нужно перечитывать много раз, ведь с каждым разом для вас это будет совершенно новая книга.

8. Ecce Homo.

Самый биографичный труд Ницше, ведь в нём он в прямом смысле пишет о себе и своём мировоззрении.

9. Воля к власти.

И напоследок самый неоднозначный труд Ницше, ведь составлен он был не им, а его сестрой. Его сестра была знаменита нацистскими взглядами, поэтому книга носит крайне спорный характер. К данной работе попрошу отнестись с скепсисом, по причине не полного авторства книги.

Подытожим.

У Ницше есть ещё несколько работ, однако эти самые основные. Если осилите их и вам понравится, то думаю вы без труда сможете найти остальные.

Читайте также: