Час воли божией лесков краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

среда, 26 августа 2020 г.

Лесков Н. "Час воли божией"

Жанр: литературная сказка

Читайте краткое содержание других сказок Николая Лескова:
"Лев старца Герасима"
"Маланья - голова баранья"

Главные герои сказки "Час воли божией" и их характеристика

  1. Доброхот. Король, мечтавший сделать жизнь лучше. Нервный и суетливый. Настойчивый. Не готовый к переменам.
  2. Милолика. Его жена и советчица.
  3. Разлюляй. Гусляр. Певец, музыкант.
  4. Пустынники. Святые старцы.
  1. Мечты Доброхота
  2. Тоска короля
  3. Совет бояр
  4. Совет мамки
  5. Поиск пустынников
  6. Три старца
  7. Разлюляй
  8. Три ответа
  9. Исчезновение старцев
  10. Новый совет мамки
  11. Поиски девушки
  12. Ответы девушки
  13. Решение короля
  1. Доброхот хотел, чтобы всем было хорошо.
  2. Он не знал, как этого достичь, и послал за пустынниками.
  3. Пустынники дали три совета, и исчезли.
  4. Король послал Разлюляя искать девушку, которая всех жалела.
  5. Девушка дала ответы, но король побоялся им следовать.
  6. Он записал ответы и спрятал до часа воли божией.

Чему учит сказка "Час воли божией"
Сказка учит делать добро и помогать другим людям. Учит жалости и состраданию. Учит тому, что жить нужно сегодняшним днем. Учит стремится к лучшему. Учит меньше говорить, а больше делать.

Отзыв на сказку "Час воли божией"
Мне понравилась эта сказка и понравились советы, которые дали пустынники. Вот только получив ответы, Доброхот не стал им следовать. Он побоялся, что это погубит его королевство, ведь соседи вряд ли последовали бы этим советам. А значит всеобщее добро оказалось недостижимо. Впрочем, желание Доброхота сделать жизнь лучше похвально, вот только не осуществимо.

Пословицы к сказке "Час воли божией"
Хорошо там, где нас нет.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Благими намерениями выстлана дорога в ад.
Хорошее худо не бывает.
Делай добро и жди добра.

Король Доброхот хотел, чтобы все в королевстве жили в мире и были счастливы, но ему не удается этого добиться. Тогда он спрашивает совета у бояр и святых пустырников.

За минуту

В давние времена жил король Доброхот. Он не любил войну и хотел, чтобы всем в королевстве жилось хорошо. Король не может этого добиться и его охватывает горе. Жена его предлагает собрать бояр, чтобы те придумали решение.

Бояре собираются и начинают обсуждать сложившееся положение. Некоторые из них считают, что в прошлом было лучше, другие говорят, что хорошо будет в будущем. У них не получается прийти к общему решению, что лишь сильнее печалит короля, так как он хотел, чтобы люди хорошо жили в настоящее время.

Мать Доброхота говорит ему спросить совета у святых пустырников. Король узнает, что есть 3 пустырника: первый стоит на макушке дуба 1000 лет, второй стоит зарытый 500 лет, третий 300 лет стоит в болоте.

Каждый из пустырников дает совет. Первый говорит, что люди живут плохо от того, что не знают какой час важнее. Второй отвечает, что люди не понимают, какой человек им более важен. Третий заключает, что люди не знают, какое дело им важнее.

Что можно написать в читательский дневник, прочитав сказку Лескова "Час воли Божией"?

  • Кто главные герои, действующие персонажи сказки? Как их можно охарактеризовать?
  • Как составить план пересказа, отзыва по сказке Лескова?
  • Чему учит, основная мысль, идея сказки "Час воли Божией":

Великолепное произведение, не потерявшее своей актуальности и поныне! История, названная самим Лесковым, сказкой, и не случайно. Ибо, все волшебные особенности, отличающие рассказ от сказочного повествования присутствуют.

- Зачин:

l8CVgI7Cc2GzhjYuxjjnsTdzKiOCfSF.jpg

- Главные герои: премудрый король Доброхот, желающий всех в своем царстве сделать счастливыми, и плясун-гусляр-гудошн­ ик Разлюляй, которому по царскому волеизъявлению пришлось идти незнамо куда, искать доселе в царстве невиданное.

  • В качестве массовки выступает свора боярская, одержимая только наживой, да сохранением неизменности житья-бытия по стародавнему обычаю.
  • Из женских персонажей отмечаем мамку-няньку царскую, плененную чужеземку, которая несколько мудрых советов дала Доброхоту.
  • Да царевна - жена прекрасная, думающая, что бояре смогут ее короля от болезни душевной излечить (вот наивная!).

Основное развитие сюжета идет по всем сказочным канонам. Т.е. выполнение заданий, встреча со странными персонажами, и необычная концовка. При этом удивительный лесковский язык, дополняющий и раскрывающий образы персонажей, своеобразные речевые обороты, за которые сам автор был часто "бит" современниками, считающими их излишествами!

Краткое содержание сказки "Час воли Божией"

M9NgGClLMuBHY9OQaCAv3kNABrL1Cj1U.jpg

8cKkqfbdXwvHjbMbB8dXywjY3G8T3cYx.jpg

  • Ничего не понял король, еще пуще разозлился и велел стариков над полатями в плетушечках подвесить. Пока спал, старички исчезли, как и куда не смогли и бояре государю объяснить. Сказали было, что через подполье убежали, да государь велел плотников со всей страны согнать и разобрать полы во всех домах, окромя бедняков, у которых земля вместо половиц в избах.
  • Тут снова нянька объявилась и рассказала Доброхоту о том, что сон вещий видала, так что старички более не нужны. Теперича пора девицу искать, жалостницу, которая сумеет объяснить слова пустынничков.
  • Сперва боярских сыновей на поиски отправили, но те только выехали за врата, так в пьянство ударились. Как хмель повыветрился, воротились домой и сказали, что такой девицы на свете нет. А нянька ему снова про Разлюляя напоминает, и советует его на поиски девицы снарядить.
  • Пришлось гудошнику свой дом оставить и девушку по свету искать. Долго скитался по свету Разлюляй Разлюляевич, дошло до того, что Цыган его дочиста обчистил, в одной рубахе и портках остался бедолага, одним словом, голь перекатная, и вот то ли Боженька его молитвы услышал, то ли время пришло, но как-то то ли сон, то ли видение ему было - старичка увидал, да разговор с ним затеял. Старец его и надоумил где девицу-разгадчицу искать, которая его внучкой оказалась.
  • Вмиг забыл гудошник все свои обиды и горести житейские, побежал через леса, как было велено и вскоре увидал девушку, которая шерсть пряла. Увидал плясун, что полна она разумом, добротой ее лицо так и светится, не стал ерничать и околесицу плести, сразу честно о себе рассказал и вопросы путынничков ей задал.
  • Девушка не стала важничать, ей эти вопросы проще пареной репы показались, вот так она ответила Разлюляю:

30L4Wk80IOnzsXm1krCSDxspoeZNonxf.jpg

В заключении: план сказки для читательского дневника, чтобы пересказать ее на уроке или отзыв написать:

  • Доброхот недоволен своим правлением;
  • бояре дают плохие советы;
  • нянька рассказывает о пустынничках;
  • Разлюляй отправляется на поиски;
  • старцы появляются в доме Доброхота;
  • три странных совета, как улучшить жизнь в королевстве;
  • раскрыть тайну советов может только жалостница;
  • Разлюляй находит девицу;
  • объяснение трех советов;
  • возвращение гусляра домой;
  • Доброхот оставляет все по старинному укладу.

Главная мысль: в идеальном мире все будут творить добро каждому, значит, исчезнет зависть, ненависть, вражда и останется только любовь и согласие. Мозг человека эволюционирует и станет двигаться только в позитивном русле, законы добра все знают, осталось научиться их выполнять.




В стародавние времена в некотором царстве правил король Доброхот. Он не любил воевать, а любил жить по-старинному, Доброхот всё заботился о том, чтобы всем людям хорошо жилось в его государстве. Но только у него ничего не получалось.
Тогда король впал в отчаяние и стал болеть. Жена Милолика и бояре пытались успокоить Доброхота, мол нечего расстраиваться по таким пустякам. Но король стоял на своём . А его старая мамка-нянька посоветовала найти трёх божьих старцев и спросить у них мудрого совета, как сделать так, чтобы всем людям было хорошо. И Доброхоту доставили трёх старцев: Дубовика, Полевика и Водовика. Только не стали они с королём беседовать, потому что он вёл себя надменно. Тогда Доброхот приказал своему плясуну-гусляру Разлюляю разговорить старцев. А старцы отвечали загадками. На вопрос короля : " Отчего на свете доброе не спорится и не ладится?" Старик Дубовик ответил: "Оттого, что люди не знают, какой час важнее всех." Полевик сказал: "Оттого, что не знают: какой человек нужнее всех. " А Водовик произнёс: " Оттого, что не знают, какое дело дороже всех." А потом старики исчезли. Но Доброхот был недоволен, он не понял, что имели ввиду старцы. Тогда вновь пришла к нему мамка-нянька и посоветовала найти чистую девицу, которая всех жалеет, а о себе не думает совсем, чтобы она разгадала премудрость стариков.

И Доброхот послал на поиски отгадчицы Разлюляя. Долго он икал девицу, но всё-таки нашёл. И оказалось, что важней всего час теперешний, потому что каждый человек только в одном своём часе властен; что нужней всего тот человек, с которым сейчас дело имеешь, потому что от тебя сейчас зависит, как ему ответить, чтоб он рад или печален стал; что дороже всех дел добро, которое в сей же час этому человеку успеешь сделать. Девица велела Разлюляю сказать королю все эти истины, мол если захочет жить по ним, то всё у него сладится, а если нет, то всё по-старому будет.

Эта книга очень интересная и поучительная, она заставляет задуматься об отношениях между людьми, о том, что нужно ценить каждый час и делать людям добро. Тогда все на земле будут счастливы .

Николай Лесков - Час воли божией

Николай Лесков - Час воли божией краткое содержание

Час воли божией - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Час воли божией

В очень древние годы, стародавние, был в некотором незнатном царстве премудрый король по имени Доброхот. Величали его так за то, что он не любил воевать, а всем людям добра хотел. Жить он любил по-старинному и управлял своим королевством с большим благочестием по всем памятям по отцовским и дедовским, и из всех сил хлопотал и заботился, чтобы в его земле правда над кривдою верх взяла и всем людям хорошо было у него под державою, но только все это дело у него не спорилося. Только что начнет Доброхот с одного конца свое дело налаживать, как – глядит – оно у него на другом конце расплетается. Долго бился Доброхот всяким родом и способом и умаялся в хлопотах до семи потов, а успеха ему все-таки нет как нет. И потерял, наконец. Доброхот всякую надежду устроиться, и взяло его от этого такое горе и отчаяние, что не стали его веселить ни скоморошьи потехи, ни пляски, ни женины ласки умильные; опостылели ему звериные ловы, и птичья охота наскучила. Стал король вянуть и к гробу посунулся.

Заметила это жена Доброхота премудрого – Милолика, королева прекрасная, и начала его обнимать и просить с нежностью, чтоб он пожалел себя, и ее, и своих малых детушек и не трудил бы себя долгою тяжкою заботой, а созвал бы скорее со всего королевства самых сановитых бояр и велел бы им всю премудрость обдумать в большой думе засветло и подать себе пред сумерки все дело чистое – на ладошечке.

Король Доброхот в сей последний раз нежных ласок своей прекрасной королевы Милолики послушался и созвал своих думных бояр со всей земли и начал у них спрашивать:

– Все ли у нас под моею державой идет так, как следует?

– С нашей руки видать, будто идет у нас все как следует. Будь только ты у нас многолетне здрав, а для нас ничего окромя сего и не надобно.

– Если все вы не врете, то, пожалуй, быть может и вправду так, – отвечал король. – Хорошо, молодцы, я для вас постараюсь подольше жить, а только мне то огорчительно, отчего у меня под державою не все так, как я хочу: для чего у нас есть холодные и голодные, и отчего не для всех равно все спорится и ладится?

А бояре Доброхоту ответили:

– Что тебе этим пустым делом тревожиться! Не прогневайся, посмотри вокруг, ведь оно и по всей земле повсеместно так – не у нас одних все хорошее не спорится, не ладится!

– Ну, пускай повсеместно так, – отвечал король, – а мне это не нравится, я хочу у себя это вывести. Учредимте пример на целый свет, чтоб от нас всем людям хорошо стало. Я затем вас к себе и потребовал, чтобы вы мне скорей это дело обдумали. Подите-ка сядьте честь честью в большой сборне вдоль лавок за стол да не спите, поклав друг другу головы на плечи, и обо всем мне до сумерек обдумайте накрепко, а сэтемень придите и выложьте.

Советчики засели совет держать и кой час поспали, а после, проснувшись, все между собою заспорили: одни стали говорить, будто всем хорошо было только в старину стародавнюю; а для того и теперь будто надо опять из могилы на свет старину поднять и начать жить всем по-старинному, как было в прошлое время, при дедах и при прадедах, когда будто бы снег горел, а соломой тушили. А другие стояли за то, что и в ту старину стародавнюю тоже не всем подряд равно хорошо было; а что станет, мол, для всех поравней и порадостней только в будущем. А потому не надо-де нонешним днем очень сильно печалиться и заниматься до устали: нонче, мол, как ни прожить – это все равно, – хоть и пострадать, так не важно стать: наш народишко терпеливый, выносливый – ему уж не первый снег стелет головы, и ему ничего от беды не подеется; а надо нам половчей учредиться на предбудущее, чтобы в веки веков было наше имя прославлено.

Провели в этих речах все время засветло, а в сумерки встали с мест, запахнулися и принесли сэтемень свои суды к королю в терем и все готовьем пред ним и выложили.

Слушал долго король все разводы советчиков, и все их слова ему не понравились: покачал он на них головой и прогнал их всех ко своим дворам на полатях спать, а сам еще в два раза смутней закручинился.

– Мне, – говорит, – от этого их совета совсем нет ни корысти, ни радости, и сказали они несуразное: потому что не я дам богу ответ за то время, когда меня не было, и не отвечу я и за то, чту после меня в свете станется. А я хочу знать, как я сам теперь должен державствовать, чтобы сейчас всем людям стало полегостней; а вот это-то у меня как раз и не спорится, не ладится.

И начал король один в сумерках по палате из угла в угол ходить, и как до угла дойдет да повернется, то вздохнет глубоко из всей груди, так что везде слыхать во всем тереме.

Тогда подошла к нему тихо в потемочках старая его мамка, чуждянка, из чужих земель полоненая, и говорит ему попросту:

– Ты чего, мое дитятко, все вздыхаешь да охаешь? Ты ведь сам виноват – для чего ты задумал искать на бедную долю совета и разума у своих у бояр и советчиков. Им ведь только и дело – особиться, а до общих забот им и нужды нет, потому что все они только себе добра хотят, а ты повели привести к себе старцев божьих, пустынничков, таких, которым уже свет не мил и земля им давно опостылела. Вот ты их спроси, – им врать нечего, им уже ничего в этом свете не надобно, – так они тебе, может быть, правду и выскажут.

Королю это слово понравилось.

– Хорошо, – он сказал, – я тебя очень послушать рад, но только где же могу я таких божьих людей достать?

А старуха отвечает:

– Ты об этом не крушися ни малости: слово сказано, что три праведных в каждом царстве есть, и у нас они, милый, водятся. Вот мне помнится, что слыхала я про трех угодных пустынников, которые стоят уже много лет на одних местах, и от всего земного они уж давно отстоялися, а теперь только в то живут, что втроем в один голос за твое царство молятся. Если хочешь ты, чтобы всю правду знать, то скажу тебе, не прогневайся: может быть, только по их молитвам до сих пор господь бог твое царство и милует.

– Хорошо, – отвечал король, – я сейчас хочу видеть этих угодничков.

– Вот таков же и мой совет: пошли, чтобы их сыскать и привести сюда с бережью, и спроси у них сам, отчего у тебя ничто не спорится, не ладится: им все явлено, и они тебе всю правду, как солнышко, на ладоночку выложат.

Король Доброхот совета своей мамки послушался и повелел поставить для него при пути стул со спинкою, да и сел на него рано утречком, чтобы видеть людей, когда они в город идут, да у всех у калек перехожих стал спрашивать: не видали ли где трех пустынников, которые отбыли все земное, что им было назначено, а теперь только в то и живут, что за одно его царство господу молятся, и через те их молитвы священные держава его выше всех на земле стоит.

Читайте также: