Центр здоровья школа здоровья кабинет медицинской профилактики

Обновлено: 07.07.2024

(рекомендации предназначены для населения, интересующегося вопросами лечения и профилактики ожирения)

  • Методические рекомендации подготовлены на кафедре СЗ ГМУ им. И.И.Мечникова по заказу Городского центра медицинской профилактики. В них рассматриваются вопросы, которые чаще всего задают люди, озабоченные проблемой лишнего веса. В доступной форме излагаются сведения, необходимые каждому человеку для предупреждения неблагоприятных последствий ожирения или предупреждения его возникновения, включая питание, физическую активность, психологические проблемы
  1. Школа для пациентов с факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний (методические рекомендации для специалистов).

Структура центра медицинской профилактики

  • организационно-методический отдел;
  • редакционно-издательский отдел;
  • информационно-аналитический отдел;
  • отдел межсекторальных и внешних связей;
  • консультативно-оздоровительный отдел;
  • методический кабинет;
  • отделение мониторинга здоровья населения.

Кадровое обеспечение центра медицинской профилактики

  • врачи, в том числе руководители учреж­дений и их заместители;
  • специалисты с высшим немедицинским образова­нием: психологи, социологи, педагоги, редакторы, журналисты, инженеры ЭВМ;
  • инструкторы по санитар­ному просвещению.

Функции центра медицинской профилактики

  • координация организации и проведения научно-обоснованных мероприятий по первичной и вторичной профилактике неинфекционных заболеваний и укрепления здоровья населения на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях;
  • организация и проведение мероприятий в области гигиенического обучения и воспитания населения;
  • проведение и анализ мониторирования неинфекционных заболеваний и их факторов риска;
  • обеспечение организационно-методического руководства и координации (в т.ч. межведомственной) деятельности лечебно-профилактических учреждений по профилактике заболеваний, сохранению, укреплению здоровья;
  • информационное обеспечение лечебно-профилактических учреждений и населения по вопросам профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья населения;
  • организация, контроль и анализ деятельности отделений, кабинетов медицинской профилактики и кабинетов здорового ребенка (по разделу профилактики неинфекционных заболеваний, гигиенического обучения, воспитания и оздоровления) лечебно-профилактических учреждений;
  • организация и проведение обучения медицинских работников в области профилактики заболеваний, охраны и укрепления здоровья населения;
  • участие в проведении подготовки специалистов других ведомств (работников системы образования, средств массовой информации, работников культуры и пр.) по актуальным проблемам профилактики заболеваний, охраны и укрепления здоровья населения;
  • взаимодействие по координации и совершенствованию профилактической работы в учреждениях системы образования;
  • организация массовых профилактических и оздоровительных мероприятий совместно с лечебно-профилактическими учреждениями;
  • участие в международных и национальных проектах по вопросам профилактики заболеваний и укрепления здоровья;
  • организация, проведение и анализ медико-социальных опросов населения для определения уровня информированности о здоровом образе жизни, потребности и удовлетворенности профилактической помощью;
  • оказание населению профилактической и консультативно-оздоровительной помощи;
  • анализ, оценка качества и эффективности профилактической работы лечебно-профилактических учреждений и профилактической помощи населению в субъекте Российской Федерации;
  • ведение учетной и отчетной документации в установленном порядке.

Организационно-методическая работа центра

  • подготовка методических материалов для отделений (кабинетов) медицинской профилактики, медицинских работников, педагогов и др.;
  • разработка, приобретение и внедрение профилактических программ;
  • создание видеофильмов и видеоклипов, аудиороликов;
  • методические консультации.

Социологические исследования

  • изучение распространенности поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний, в т.ч.: среди молодежи;
  • изучение информированности населения о факторах риска неинфекционных заболеваний, в т.ч.: артериальной гипертонии, курения, низкой физической активности, нерационального питания.

Издательская деятельность

  • материалы для медицинских работников, в т.ч. разработанные самостоятельно Центром медицинской профилактики;
  • пропагандистские материалы для населения, в т.ч. по профилактике вредных привычек, неинфекционных/инфекционных заболеваний, охране здоровья матери и ребенка, здоровому образу жизни и пр.;
  • газеты и приложения к газетам, издаваемые с участием центра медицинской профилактики.

Реализация программ и проектов

  • реализуемые профилактические программы, в т.ч. федеральные, региональные, муниципальные;
  • участие в реализации международных проектов.

Массовая работа

Консультативно-оздоровительная деятельность

  • проведение консультаций по вопросам укрепления здоровья и профилактики заболеваний;
  • оказание консультативно-оздоровительных услуг, в т.ч. платных.

Источники финансирования центра

  • органы управления здравоохранением;
  • фонды ОМС;
  • платные услуги;
  • спонсоры.

Примеры функционирования центров медицинской профилактики:

Профилактика — предохранение, предупреждение; это сфера деятельности, направленная на выявление причин заболеваний, их предупреждение или ослабление среди отдельных людей, групп и всего населения.

общественная (семья, группа сотрудников)

государственная (на уровне всего общества)

Личная профилактика относится к образу жизни.

Медицинская профилактика — вид деятельности службы здравоохранения, направленный на раннее выявление, снижение риска развития заболеваний и снижение воздействий неблагоприятных факторов окружающей среды на организм человека.

Мед профилактика является частью межведомственных сфер, направленных на укрепление здоровья и профилактику заболеваний.

Выделяют несколько уровней профилактического воздействия:

первичная профилактика — комплекс медицинских и немедецинских мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в состоянии здоровья и предотвращение заболеваний, общих для всего населения и отдельных (региональных, социальных, возрастных) групп и индивидуумов. К первичной профилактике можно отнести: формирование ЗОЖ, проведение вакцинаций, профилактические осмотры, экологически и санитарно-гигиенический скрининг с целью устранения неблагоприятных факторов окружающей среды

вторичная профилактика — комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и др мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений уже имеющихся заболеваний, а также мер по предотвращению снижения трудоспособности, в том числе инвалидизации и преждевременной смертности. Сюда можно отнести: диспансеризацию, школы здоровья, проверение оздоровительных и лечебных мероприятий по устранению отрицательных для здоровья факторов (санаторно-курортное лечение).

Третичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на устранение или компенсацию органичений жизнедеятельности, утраченных вследствие заболеваний функций, с целью более полного восстановления социального и профессионального статуса (реабилитация больных).

Пример: профилактика сахарного диабета

1) первичная — меньше сахара, больше движения, диета

2) вторичная — лекарственные средства, ограничения в питании

3) третичная — предотвращение осложнений в виде микроангиопатий и макроангиопатий и проч.

Центры здоровья.

Формирование ЗОЖ — это комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья, пропаганду ЗОЖ, мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье, здоровье детей, разработку индивидуальных подходов по формированию ЗОЖД, просвещение и информирование населения о вреде табака, алкоголя, наркотических средств.

Центр здоровья создается на функциональной основе в государственных учреждениях здравоохранения субъектов РФ и муниципальных образований, включая учреждения здравоохранения для детей (на базе центров мед профилактики или кабинетов мед профилактики).

Центры здоровья рассчитаны на здорового человека, повышение уровня его знаний и практических навыков по ведению ЗОЖ.

ЦЗ осуществляют комплекс мероприятий, направленных на:

просвещение и информирование населения о вреде табака и алкоголя

борьбу с факторами риска развития заболеваний и предотвращение соц-значимых заболеваний

мотивация граждан к ответственности за собственное здоровье

разработка индивидуальных подходов по формированию ЗОЖ

сохранение трудового потенциала населения

К основным функциям относят формирование ЗОЖ, информирование граждан о вреде курения и алкоголизма, формирование у граждан четкой ответственности за собственное здоровье и здоровье своих детей, составление индивидуальных программ по предотвращению вредоносного влияния на организм человека факторов ОС, индивидуальных программ питания, двигательной активности, занятий спортом, режиму сна и проч, дача рекомендаций по сохранению здоровья, индивидуальное динамическое наблюдение за состоянием здоровья гражданина.

Услуги центр здоровья оказывает разным категориям лиц, в тч: - лицам, направленным в ЦЗ лечащим врачом (из категории 1- здоров и 2 — практически здоров), обратившиеся самостоятельно впервые или для динамического обследования, направленные работниками образовательных учреждений, направленных работодателем по заключению врача.

Структура ЦЗ:

кабинеты врачей, прошедших тематическое усовершенствование по программам формирования ЗОЖ и мед профилактике

кабинет мед профилактики

кабинет тестирования на аппаратно-программном комплексе

кабинеты инструментального и лабораторного обследования

Центром здоровья заведует заведующий отделения, который назначается на пост главой ЛПУ, подразделением которого является ЦЗ.

Основном принцип работы — экспресс-методы диагностики, которые занимают в среднем 40 минут (аппаратные тесты, элементарные лабораторные исследования типа холестерина, глюкозы крови и тд), а также осмотр врача. По итогам обследований врач выносит оценку состояния здоровья, перечень возможных факторов риска здоровью, прогнозы состояния здоровья, проводит беседу по ЗОЖ, составляет индивидуальную карту по ЗОЖ.

При выявлении подозрения на заболевание, врач дает рекомендации по обращению в ЛПУ к специалисту.

На каждого посетителя заводятся следующие документы: 1) Карта Центра здоровья — 025/у, 2) Карта здорового образа жизни — 002/у, 3) Талон амбулаторного пациента — 025-12/у. Талоны амбулаторного пациента отправляются в соответствующее подразделение ЛПУ для формирования реестров счета для оплаты по программе ОМС.

ЦЗ создается из расчета 1 на 200 тысяч человек.

Заведующий из расчета 1 должность на 8 врачей.

Младший мед персонал — 1 на 6 врачей.

Средний мед персонал — не менее 0,5 на 1 врача.

Время работы врача с 1 пациентом — не менее 40 минут.

Врач 0,4 ставки на 10000 человек

Ответственность за обеспечение деятельности ЦЗ по реализации мероприятий по ЗОЖ возлагается на:

руководителей органов управления здравоохранением субъектов РФ (города)

руководителей муниципальных образований (ЛПУ)

Гигиеническое воспитание — это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на формирование сознательного и ответственного поведения человека в целях улучшения, сохранения, восстановления здоровья и трудоспособности, формирование гигиенической культуры, позитивных в отношении здоровья стилей жизни, ЗОЖ общества в целом.

2 основных направления работы по формированию ЗОЖ:

пропаганда ЗОЖ, формирование здорового стиля жизни, ответственного подхода к собственному здоровью, желания работать над собой

устранение или снижение пагубного влияния на организм

Гигиеническое воспитание включает разделы:

1) по общим вопросам (формирование ЗОЖ, организация труда и отдыха, вопросы первичной и вторичной профилактики)

2) по специальным вопросам, ориентированным на определенный контингент

по возрастам (дошкольники, школьники, зрелое население, пожилое население)

по состоянию здоровья: здоровые, под угрозой болезни, больных, излеченных, диспансеризируемый

со специфическими потребностями: лица, находящиеся в особых условиях труда и быта, женщины, беременные, роженицы, военнослужащие и прочие

Методы обучения и воспитания:

индивидуальные методы — консультация, телефонная служба, личная корреспонденция.

Воздействие на группу лиц. Эффективность определяется однородностью интересов группы, наличием обратной связи, возможностью применения практического обучения, наглядных и печатных средств информации.

Методы массовой коммуникации — отсутствует полный контакт, нет обратной связи, не обеспечивается создание устойчивой системы знаний. Это СМИ, кинотеатр, форум, Интернет, театр, выставка и проч.

Средства, используемые для пропаганды:

демонстрационные и обучающие средства: натуральные предметы (спортивный, гимнастический инвентарь), искусственные предметы — муляжи, модели, обучающие и проверочные технические средства, учебная панель, автоматический справочный инвентарь

речевые и изобразительные средства — лекция, памятка, книги, журналы, брошюры, газеты, плакаты, лозунги, буклеты

аудиовизуальные средства: кинофильмы, слайды, видеозапись, плакат, компьютерные игры

малые формы: наклейка, аппликация, почтовые марки, календари

символы гигиенического воспитания: условные изобразительные знаки, используемые для проведения массовых кампаний.

устная пропаганда — беседа, лекция, доклад, дискуссия, викторина, конференция, инструктаж

печатная пропаганда — брошюра, буклет, статья, журнал, газета, листовка, инструкция, памятка, стенгазета

- плоскостные (плакат, схема, слайд, картограмма)

- объемные — муляжи, макет, фантом

- натуральные объекты — средства оказания первой МП

- технические средства пропаганды

Комбинация этих методов.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Читайте также: