Центр тяжести краткое содержание поляринов

Обновлено: 30.06.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Лучшая метафора для этого романа – лоскутное одеяло; самодельное такое, но всё же хорошее. Здесь перемешано столько жанров, сюжетных линий, вставок из якобы других литературных произведений, что читаешь одну книгу, а выходит, будто сразу несколько! И всё это так неожиданно и небанально переплетено с жизнями героев, что оторваться невозможно. Тут и взросление, и искусственный интеллект, и дружба, и политические гонения, и спецслужбы с заговорами, словом, множество несочетаемых вещей пробует ужиться друг с другом на четырехстах страницах, и у них это неплохо получается.

Стиль у писателя ироничный, злободневный, очень простой, разговорный даже. Из-за этого местами казалось, что книжка будто бы любительская, и найдя редкую опечатку или тавтологию, я думала, что тексту не хватает редактуры. Но я испытываю умиление и некоторую гордость, когда читаю годных современных российских авторов, что готова прощать мелкие недоработки, и отзыв мой скорее положительный.

От души советую прочитать эту книгу, если в вас присутствует скептицизм насчёт современной отечественной прозы. Надеюсь, что этот роман его приуменьшит.


Напоследок держите характерную цитату:

• Одна из главных бед русских — мы ничего не способны довести до логического завершения: ни романы, ни реформы, ни дороги.

В этом государстве тоже закручиваются гайки, есть либералы и свободные художники со своими провокационными и высоколобыми перформансами. А кроме того, и тут уже роман клонится к Черному Зеркалу, активно внедряются две программы, работающие с Big Data: Убик и Кусто, с помощью которых можно найти любого человека по его следам в глобальной сети. Главные герои романа братья Портные Петро и Егор, и их сводная сестра Марина, конечно, оказываются в самом центре событий, которые потрясают этот выдуманный, но ужасно близкий к всамделишному, мир.

Кабы это было все.

В начале достоинства: написано легко и незатейливо.
Затем вопрос: о чём эта книга? Ни о чём. В начале, этакая автобиография рассказанная от лица персонажей, разбавленная мыслями и наблюдениями автора в течении его, пока еще не очень долгой жизни. Некоторые из них наивны, некоторые банальны, но как говорится "так видит художник".
Характеры персонажей меняются в угоду повествованию. Злой и подлый? Но когда надо, может быть добрым и чутким. Так и с сюжетом, которого по сути нет, он прыгает из стороны в сторону, лишь бы успеть рассказать еще один момент "как мы помним, было раньше", "как сейчас, у нас тут всё", "как всё будет".
Несмотря на довольно большой пролог, экспозиции персонажей уделяется от силы два предложения. Кто они? Что им нужно? Они просто существуют, чтобы вещать устами художника.
Да, автор умеет и может писать, только писать ему особо не о чем, но надо! А как же иначе? Сейчас ведь все пишут. На данный момент книга представляет собой фаст-фуд. Утоляет словесный голод? Да. Полезно? Нет.
Тем не менее потенциал у автора есть, ему нужно просто нащупать своё русло.
Своего читателя, книга думаю найдёт. Смею предлоложить, даже кому-то может понравится.

При очередном обсуждении прочитанной Литературы среди друзей всегда возникает вопрос: "О чём эта/та/или иная книга?" С возрастом всё сложнее на него ответить. Эта книга о нас. Вчера, сегодня и немного завтра. Пафосный ярлык от монопольного издательства Эксмо - Претендент на Бестселлер! Именно так, с восклицательным. Да, соглашусь, знаков много в произведении, и на одно восклицание в начале никто не обратит внимания.

Роман с матом. Нецензурная брань сочится из страниц, как кровь из распятого. На обложке нас об этом предупреждают и ставят штамп 18+. Заботливо. Моё мнение, это целое искусство, изваять шедевр без мата, да ещё и в России. Целое достижение. А. Поляринов же воспользовался нецензурщиной, но ёмко и по делу, приправил Эзоповым языком и получилось весьма неплохое произведение. Небольшой штрих, но нарезает слух, как салат соломкой.

Структура, скелет произведения поражает. Смесь жанров, персонажей, историй, эпох. Всё это составляет зубодробительный коктейль из бара "У Чёрта". Произведение можно разделить на три части, позвольте по Толстому - Детство, Юность, Отрочество. Каждая по своему уникальна и изложена мастерски. Мне ближе всё-таки Детство. Благодаря автору вернулся в свой детский период с 1990-2000. Много параллелей и отрезков из своей жизни найдёт каждый из читателей. Равнодушным не останется никто.

Книга десятилетия. Но не покидает уверенность, что Большой брат не допустит её успеха. Возможно через 10-20 лет о ней заговорят всерьёз и надолго. По мере прочтения не покидало ощущение, что "1984" Оруэлла воскресает в РФ и на страницах у Поляринова. Тот Мир, что предложил читателям автор, держит в напряжении и является всем нам предупреждением. Стоит обратить внимание и на многоэтажные конструкции, как у Д. Митчелла. Удобные для мозга переходы с этажа на этаж, браво автор!

Отдельного внимания заслуживают Сказки. Они профессионально вплетены в сюжет. Без них, как мне кажется, его бы и не было. Сказки скорее для взрослых, но и детям дурно не станет от них. Также есть и схожие нотки с "Над пропастью во ржи". Но как-то по-русски, с грязью и жигулями. И конечно же, сюжетное ответвление о Великой Отечественной Войне. Это наш крест, и все мы несём его. Но мне понравилась позиция автора о празднике Победы в РФ. Согласен с ним. Вообще в повести много неудобных тем и целый полигон для обсуждений.

Подводя итог, сложилось ощущение, что автор, как портной, собрал произведение из лоскутов своей жизни и жизни страны. Писал явно не один год. В книге описано много личного из жизни автора. Также множество общественных проблем РФ. Вопросы заданы, автор завуалированно их поднял. Невзначай, между строк и между делом. Как сказал один из моих друзей про данную книгу - Сильная вещь! Именно так, с восклицательным знаком.

Роман можно, как мне кажется, чётко разделить на две условные части. В первой, удачной, автор рассказывает о взрослении двух братьев в далёком южном городке Рассвет (реальное название, между прочим – родина автора), об их взаимоотношениях с родителями, сверстниками и миром вообще. И это такой довольно интересный, хорошо прописанный мир детства, – с необычными сказками, которые пишет их мама, с подростковым детективным расследованием, какими-то тайнами, загадками и прочим шарманом.

Потом в какой-то момент всё это обрывается, и автор резко переносит нас во взрослую жизнь героев. А эта взрослая жизнь зачем-то тесно переплетена с политикой. С российской, современной, только вместо Владим Владимыча у Поляринова в качестве авторитарного лидера выписан некий Боткин – такой абсолютно карикатурный Путин, дурацкий, смешной и абсолютно глупый.

Ну и, собственно, этот Боткин всё ужесточает-ужесточает-ужесточает режим, вплоть до постройки бессмысленной, но реальной стены где-то на западных границах. А главные поляриновские герои всё страдают-страдают-страдают в этом омуте схлопывающейся в идиотизме жизни. Для усиления эффекта Поляринов в какой-то момент внезапно вытаскивает ещё одного героя, точнее, героиню, – Марину. Марина вдруг оказывается дочкой отца, который ушёл из семьи Егора и Петро к другой женщине. И у Марины шило в одном месте, – потому что она страстно влюблена в акционистку Сашу и всячески ей помогает проводить дурацкие, но громко бичующие режим акции и перфомансы.

Вот не зря говорят, что первый роман у молодого писателя всегда комом. У Алексея Поляринова ком получился с одной стороны интересным, захватывающим (первая часть книги), а с другой стороны – рыхлым, разваливающимся, каким-то… никаким. И вот эта вот часть, увы, портит всё впечатление, перебивает приятное послевкусие от истории ребят из Рассвета (где, кстати, тоже несколько намеченных линий остаются незавершёнными).

И я не знаю почему вот так получилось у Алексея. Видно, что ему вполне по силам написать замечательную ностальгическую историю по мотивам своего детства (а первая часть книги во многом основана на его впечатлениях от своего южного детства). Но он зачем-то идёт по стопам многих начинающих писателей и размешивает эту начатую историю поднадоевшим политпросветом.

Иногда прямо так и кажется, что для хорошего, начинающего писателя сунуть читателя с головой в омут деградирующей Россиюшки – это такой правильный, рукопожатный тон современной российской боллитры. Как бы всегда это серьёзная заявка на то, что вот, – думаю, о незавидных судьбах Родины. Оно дело понятное, но неужели нельзя написать просто хорошую книгу с нейтральным, или не нейтральным, но любовным, приключенческим, хоррорным, просто фантастическим (или любым другим) сюжетом?

В целом, книгу Поляринова я мог бы порекомендовать к чтению – вот первую часть только, она идёт прямо на ура, интересная, насыщенная, удивляющая заданными автором загадками (к сожалению, неразгаданными). Вторую часть – это уже на любителя, там тоже есть, в принципе, какая-никакая своя история, но она, увы, безвозвратно тонет в океане политического концентрата.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Алексей Поляринов Центр тяжести

Центр тяжести: краткое содержание, описание и аннотация

Роман Алексея Поляринова напоминает сложную систему озер. В нем и киберпанк, и величественные конструкции Дэвида Митчелла, и Борхес, и Дэвид Фостер Уоллес… Но его герои – молодые журналист, хакер и художница – живут в Москве и, как могут, сопротивляются наступлению дивного нового мира. И защищают центр тяжести – свой, своих семей и своей родины – как умеют. Содержит нецензурную брань!

Алексей Поляринов: другие книги автора

Кто написал Центр тяжести? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Алексей Поляринов: Центр тяжести

Центр тяжести

Дэвид Уоллес: Короткие интервью с подонками

Короткие интервью с подонками

Владимир Радына: Механизм мира

Механизм мира

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Центр тяжести — читать онлайн ознакомительный отрывок

Он видел, как неприятно мне слушать его шуточки, и продолжал давить:

– Что такое? Ты хочешь плакать? Не сдерживай себя!

В очередной раз получив мяч, я рванул вперед по бровке, убрал на замахе одного из защитников и со всей силы, уже падая за лицевую линию, прострелил в штрафную.

Я приподнялся на локтях и огляделся. Тимур лежал в самом центре штрафной площади в позе эмбриона и стонал от боли. Вратарь на корточках сидел рядом с ним. Ко мне подбежал нападающий, Васька Гарин, помог подняться и тихо шепнул:

– Отличный удар. Яйца всмятку. Это правильное решение. Таким, как он, лучше не размножаться.

Мы тихо посмеялись.

Очередное наше столкновение на бровке вышло таким сильным и неожиданным, что, упав ничком, я ударился подбородком о землю и застонал от боли.

Раздался свисток и возмущенный возглас:

– Ой, да бросьте! Я же сначала в мяч сыграл.

Он подошел ко мне и потянул меня вверх, за шкирку.

– Вставай, все было по правилам!

Боль в лодыжке была такой сильной, что у меня против воли выступили слезы. Головня увидел их и захохотал.

– Эй, да он плачет!

Смех его, низкий, ломаный, похожий на шумы в двигателе старого автомобиля, окончательно меня добил.

Внутри что-то треснуло и осыпалось, как витрина, в которую бросили кирпич. Я знал: еще секунда – и я разрыдаюсь.

Есть два способа замаскировать горе: смех и ярость.

Я выбрал второй.

– Что это? – спросил я.

Он посмотрел через плечо:

– Это пазл. Но он не завершен.

– А если он не завершен, зачем вы сунули его в рамку?

– Видишь ли, это лучший способ вызвать людей на разговор. Вот ты пришел сюда ко мне, весь такой угрюмый, на вопросы не хочешь отвечать. А потом – бац! – и видишь этот пазл, и тебе интересно, почему он там висит, ты задаешь вопросы, мы начинаем разговор.

– Ну, с тобой же сейчас сработало.

Взрослые – вообще странный народ: они приручили электричество, победили чуму и покорили космос, но так и не научились понимать собственных детей.

Хотите мое мнение? Психология – никакая не наука. И уж тем более – не медицина. Психолог – никакой не врач, он дрессировщик тараканов. Его цель – не вылечить вас, совсем нет, его цель – заставить тараканов в вашей голове прыгать сквозь горящий обруч его теории. Вот и все.

Итак, мы молчим. Мозгоправ снова берет в руки книгу. Я слегка подаюсь вперед и щурюсь, стараясь разглядеть имя автора.

– Любишь читать? – спрашивает он.

Я откидываюсь назад.

– Читать? Не-е. Ну, только комиксы.

Он улыбается – думает, что видит меня насквозь.

– Книги – это скучно. Картинок мало, и вообще.

– Хм… но эту-то книгу ты наверняка читал.

– Ну как же? Ты ведь знаешь, кто такой Оскар Уайльд?

– Я знаю, что он был педиком. А читать книгу педика – это как-то… – Я поводил в воздухе ладонью, пытаясь выдать свой жест за проявление косноязычия и гомофобии одновременно.

– Секундочку. – Он открывает ящик стола, достает тонкую картонную папку и несколько секунд водит пальцем по строчкам. – Вот. Две недели назад тебя выгнали с урока русского языка, верно?

Центр тяжести

Вот родители Петро – математик Павел, метящий в ученые, и журналистка Нина, метящая в жены ученого, – знакомятся, заводят роман, заводят ребенка и перебираются в поселок Рассвет. Мы наблюдаем за взрослением Петро в семье, где папа маме не угодил, но мама взяла и не отчаялась, решив собственноручно взрастить гения. Петро записан на все кружки, но мамины амбиции плохо стыкуются с типичными проблемами учащегося сельской школы: новые знакомства, неудачи на любовном фронте, глупые авантюры. В общем, стандартная программа. Время идет, у Петра появляется младший брат – Егор, на котором мама повторяет отработанную схему. Егор оказывается ребенком куда более податливым, а главное – по-настоящему одаренным. Так что пока Петро вместе со своим приятелем Александром Греком влипает в неприятности, проверяя на прочность теории заговоров, Егор беззаветно учится уму-разуму, ходит в музыкальную школу и вообще всячески радует материнский глаз. А потом наступает крах подростковых иллюзий и родительских ожиданий: дети взрослеют, семья рушится, пути расходятся.

С одной стороны, Поляринову хочется поставить памятник, потому что его текст обращен к тому, что происходит здесь и сейчас, за нашими окнами. С другой стороны, такое обилие неприкрытых параллелей мало того, что конфликтует с художественной составляющей, так еще и лишает роман претензии на поистине оригинальное высказывание. Недостаточно, пусть и завуалированно, констатировать факт, – нужно побудить к диалогу; для начала между автором и читателем, потом – между читателями, а там и остальные подтянутся.

Постоянно ждешь, что Поляринов копнет глубже, поступками персонажей ответит на вопросы, которые сам же ставит. Взять хотя бы оппозицию художник-власть. Никто ведь не спорит, что акционизм может быть эффективным оружием в борьбе с системой. Разве это не самоочевидно? А вот действительно неоднозначная мысль, что авторитарная власть, стремясь к абсолютному контролю, сама же способствует появлению гениального искусства, – вроде как затронута, но не получает никакого сюжетного развития. Да, все это по-прежнему дико остроумно, но остроумны и посты автора на смежные темы. Поляринов как будто забывает о главном – какой бы актуальной не была сатира, художественное произведение должно вызывать эмоции.

Читайте также: