Цель преподавания астрономии в школе
Обновлено: 05.07.2024
При изучении основ современной астрономической науки перед учащимися ставятся следующие цели:
· понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
· познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
· получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;
· осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
· ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;
· выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам.
Главная задача курса — дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии.
Место учебного предмета в учебном плане.
Изучение курса рассчитано на 34 часа. При планировании 2 часов в неделю курс может быть пройден в течение первого полугодия в 11 классе.
Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности, планет, необходимо учитывать условия их видимости.
Xарактеристика класса и уровня подготовки учащиxся на начало обучения по данной программе.
11 класс состоит из 19 учащиxся, среди ниx девочек — 9 человек, мальчиков — 10. Класс достаточно сильный. Большинство учащихся обладает достаточным уровнем сформированности навыков и умений самостоятельной работы, выделения главного, выводить логические умозаключения.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатамиосвоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:
· формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
· формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
· формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
· формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результатыосвоения программы предполагают:
· находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
· анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
· на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
· выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
· извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
Предметные результатыизучения астрономии в средней(полной) школе представлены в содержании курса по темам.
Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания
не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Требования к уровню подготовки выпускников
Должны знать:
смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;
определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера,
Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, , Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна.
Должны уметь:
· использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
· выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
· приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
· решать задачи на применение изученных астрономических законов;
· осуществлять самостоятельный поиск информации
· стественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
· владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и профессионально-трудового выбора.
Технология обучения.
В курс астрономии 11 класса входят следующие разделы:
1. Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии.
2. Практические основы астрономии.
3. Строение Солнечной системы.
4. Природа тел Солнечной системы.
5. Солнце и звезды.
6. Строение и эволюция Вселенной.
7. Жизнь и разум во Вселенной.
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций.
На повышение эффективности усвоения курса астрономии направлено использование принципа генерализации учебного материала — такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Выберите два утверждения, которые соответствуют характеристикам звезд, и укажите их номера.
1) Температура поверхности и радиус Бетельгейзе говорят о том, что эта звезда относится к красным сверхгигантам.
2) Температура на поверхности Проциона в 2 раза ниже, чем на поверхности Солнца.
3) Звезды Кастор и Капелла находятся на одинаковом расстоянии от Земли и, следовательно, относятся к одному созвездию.
4) Звезда Вега относится к белым звездам спектрального класса А.
5) Так как массы звезд Вега и Капелла одинаковы, то они относятся к одному и тому же спектральному классу.
Поздравляю с началом учебного года! Всем успехов!
Спасибо за внимание!
Краткий учебник космографии. Покровский К. Д. — 1924 г.
Астрономия для 9 класса. Б. А. Воронцов-Вельяминов. — 1966 г.
Сборник задач по астрономии. Б. А. Воронцов-Вельяминов. — 1980 г.
Наблюдения и практические работы по астрономии. Яхно Г. С. — 1965 г.
300 вопросов по астрономии. Орлов В. Ф. — 1967 г.
Школьная астрономическая обсерватория. — 1977 г.
Астрономы наблюдают. Зигель Ф. — 1985 г.
Друзьям и любителям астрономии. Глазенап С. П. — 1936 г.
Земля и небо. Занимательные рассказы по географии и астрономии. Волков А. — 1957 г.
ГОСТ
Астрономия – наука, которая занимается исследованием и изучением структуры, состава и развития различных небесных тел и самой Вселенной, где мы обитаем, на одной из бесчисленных планет.
Астрономия в школьном образовании в 1990-2000 годы
Как известно предмет "Астрономия" как обязательный был убран из системы школьного образования ещё в 1991 году.
В это время происходил распад Советского Союза, и проблемы образования отошли на задний план.
В наступившую новую капиталистическую эпоху образование в целом и астрономия в частности также не пользовались предпочтением. Развал экономики, промышленности и сельского хозяйства, передел собственности, военные конфликты не давали повода надеяться не то что на развитие образование и возвращение астрономии, но и на дальнейшую целостность России как единого государства.
Однако, в начале 2000-ых годов в стране начали происходить позитивные изменения в экономике, но с астрономией, как и с образованием дело обстояло по-прежнему печально.
В 2008 году Министерство образования и науки России приказом за номером 349 исключило астрономию из школьной программы
Своеобразие ситуации было в том, что 2009 год было Годом астрономии. В этот год отмечалось четырехсотлетие создание первого телескопа (он был изобретен в 1609 году Галилео Галилеем, знаменитым итальянским учёным).
В это же время в Соединённых Штатах Америки пытались ввести астрономию в образовательную систему. Это стремление объяснялось как мировоззренческою важностью, но и очень большим интересом к этой научной дисциплине.
Преподавание астрономии в школе в наше время
В России астрономия как обязательный предмет вводится с 2017 – 2018 года
В 2017 году согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации в Федеральный государственный стандарт были внесены соответствующие изменения. В результате предмет «Астрономия стал обязательным и был введён в школьную программу
Готовые работы на аналогичную тему
Стоит отметить, что обучение астрономии способствует развитию следующих важных навыков:
- Развитие фундаментальных астрономических знаний, которые бы способствовали освоению современного научного мировоззрения, основанного на достижениях человеческой культуры и научного знания.
- У школьников и студентов должны сформироваться чёткие и ясные представления об особенностях эволюции Вселенной и нашей планеты. Такие знания должны излагаться в ясной и чёткой форме. Кроме того, следует опровергать популярные мифы и стереотипы об исследовании космоса.
Астрономическое образование как часть естественно – научного образования должно стать препятствием для многочисленной лженаучной и мракобесной информации, которая захлестнула отечественные СМИ, телевидение и интернет.
Образование должно стать побудительным мотивом к улучшению и развитию собственных знаний.
Современное общество должно понимать, что изучение астрономии в школах и в вузах должно способствовать естественно – научной и гуманитарной грамотности населения.
Формирование критического научного мировоззрения способствует более эффективному и правильному использованию приобретенных знаний.
Приобретенное знание развивает интеллект, что помогает в будущем планировать и решать практические задачи в своей жизни.
Астрономия в последнее время активно развивается. Появляются возможности для наблюдения за процессами, происходящими при очень больших давлениях или в вакууме, становится возможным наблюдать за телами огромного размера и плотности и т. д.
Отметим развитие таких смежных с астрономией дисциплин как астрогеология, астроэкология, космобиология и т. п. Наша цивилизация уже более полувека как смогла выйти в космос и теперь проводит там регулярные исследования. Но уровень современных технологий не позволяет пока активно заняться освоением ближайшего космоса. И потому, обучая новые поколения, каждая страна вкладывает в будущее не только своей страны, но и всей планеты Земля.
Хорошим подспорьем в распространении и популяризации астрономических знаний является научно-популярная литература соответствующей тематики. Но, к сожалению, подобная литература если и выходит, то крайне малым тиражом. Так научно-популярная серия книг под редакцией В. Г. Сурдина выходит тиражом в пять тысяч экземпляров, тогда как в советское время подобные книги издавались тиражом в сто тысяч.
Для популяризации астрономических знаний полезно проводить экскурсии в обсерватории, проводить астрономические наблюдения для школьников и в вместе с ними.
Однако, действительность состоит в том, что не во всех городах по различным причинам можно устроить экскурсии в обсерватории, а небо над городом для астрономических наблюдений засвечено.
В сельских школах небо более чистое, однако, зачастую может присутствовать дефицит материальной базы и профессиональных кадров, учителей астрономии которые бы со знанием дела увлекали бы детей новыми горизонтами знания сейчас явно не хватает.
Рассмотрим основные цели в изучении астрономии, которые предлагает Государственный стандарт.
Согласно данному документу предполагаются следующие цели:
- ученики должны понять огромную роль астрономии в познании основных законов природы, а также становление и развитие современной научно картины мира, основанной на достижениях современной науки, а не на клерикальных или мракобесных воззрениях.
- ученики должны приобрести знания о физической природе астрономических объектов, масштабов Вселенной в которой мы живём. А также о наиболее важных открытиях и исследованиях окружающего космического пространства.
- ученики должны уметь объяснить движение и положение наблюдаемых небесных тел, должны владеть навыками определения местоположения и времени по астрономическим объектам.
- должно происходить развитие интеллектуальных и творческих черт учеников.
- формирование научного мировоззрения у школьников.
Таким образом, астрономия вновь возвращается в российские школы, что даёт надежду на повышении уровня знаний и понимания окружающего мира подрастающего поколения.
В 2017 году согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации в Федеральный государственный стандарт были внесены изменения. В результате предмет «Астрономия стал обязательным и был введён в школьную программу.
Стоит отметить, что обучение астрономии способствует развитию следующих важных навыков: Развитие фундаментальных астрономических знаний, которые способствуют освоению современного научного мировоззрения, основанного на достижениях человеческой культуры и научного знания.
У школьников должны сформироваться чёткие и ясные представления об особенностях эволюции Вселенной и нашей планеты. Такие знания должны излагаться в ясной и чёткой форме. Образование должно стать побудительным мотивом к улучшению и развитию собственных знаний.
Изучение астрономии в школах должно способствовать естественно – научной и гуманитарной грамотности населения. Формирование критического научного мировоззрения способствует более эффективному и правильному использованию приобретенных знаний. Приобретенное знание развивает интеллект, что помогает в будущем планировать и решать практические задачи в своей жизни.
Как показывает школьная практика, преподавая основу астрономии бывает еще недостаточно для того, чтобы у учащихся формировалось научное мировоззрение. В этой связи на выручку приходит предметные конференции и семинары методологической направленности.
Подготовка к уроку осуществляется следующим образом.
- Астероиды;
- Метеориты, болиды, метеоры;
- Кометы;
- интересные события.
Ведущая (ученица) обращается к классу:
- Почему люди редко находят метеориты? (ОТВЕТ. Около 70% земной поверхности составляет вода, метеориты падают в воду)
- Как можно отличить метеориты от земных пород? (ОТВЕТ. У метеоритов поверхность в виде окалины, на ней продолговатые узкие углубления – канавки, прорезанные струями, застывшие подтеки, капли вещества)
- Можно ли на Луне наблюдать метеоры? (ОТВЕТ. Нельзя, так как там нет атмосферы)
- Какие физические явления наблюдаются при полете в атмосфере тел с космической скоростью? (ОТВЕТ. Нагревание, испарение и разрушение тела, сопровождаемое звуком.)
- Как можно отличить на небе астероид от звезды? (ОТВЕТ. Астероид перемещается относительно звезд.)
- Можно ли сосчитать все астероиды? (ОТВЕТ. Нельзя)
- Может ли астероид столкнуться с Землей? (ОТВЕТ. Может, подобно тому, как может столкнуться с Землей метеорит.)
- Как отличить при наблюдении комету без хвоста от обычной туманности? (ОТВЕТ. При наблюдении простым глазом за несколько часов видно перемещение комет среди звезд, а туманности неподвижны.)
- Можно ли длину кометного хвоста определить с большой точностью? (ОТВЕТ. Нельзя, так как хвост постепенно сходит на нет) [3]
- При приближении к Земле и к Солнцу блеск некоторой кометы ослабел. Чем можно объяснить это явление? (ОТВЕТ. Либо по какой-то причине само свечение кометы ослабело, либо уменьшилась поверхность кометы, отражающая свет Солнца, возможно действие и обеих причин.)
Автор:
Анохина Г.В.,
учитель физики
МОУ СОШ № 2
ст. Григорополисская, Новоалександровский городской округ
Читайте также: