Цель изучения второго иностранного языка в школе

Обновлено: 05.07.2024

С 2018 года изучение второго иностранного языка в школе обязательно для учеников 5–9 классов. Разберём, зачем ребёнку учить второй иностранный язык в школе, как и когда начинать, какие ошибки не совершать и есть ли у родителей и детей выбор

Из Письма Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2018 г. мы узнаём, что в соответствии с ФГОС школьники 5–9 классов будут изучать второй иностранный язык. Готовя эту статью, я взяла интервью у родителей, учителей и школьников, бывших и нынешних и собрала разные точки зрения и лайфхаки.

Что даёт школьнику изучение второго иностранного языка согласно ФГОС:

  1. Дружелюбное и толерантное отношение к ценностям иных культур.
  2. Понимание менталитета и традиций других народов.
  3. Знакомство с жизнью своих сверстников в других странах.
  4. Формирование иноязычной коммуникации на уровне разговорного общения.
  5. Расширение лингвистического кругозора и лексического запаса.
  6. Возможности и ресурсы для дальнейшего саморазвития.
  7. Повышенная конкурентоспособность на рынке труда в будущем.

Когда начинать изучать второй иностранный язык в школе

Психологи рекомендуют не изучать два иностранных языка одновременно. Большая нагрузка, путаница, стресс и как следствие — отсутствие результата. Пауза необходима.

И. Л. Бим, доктор педагогических наук, учёная в области теории и методики обучения иностранным языкам, говорила о необходимости опоры на первый иностранный язык при изучении второго.

Физиологи и педагоги говорят, что идеальный старт для изучения второго иностранного — это пятый класс. Почему?

Следует уточнить у учителя в вашей школе, с какого класса планируется изучение второго иностранного языка.

Вариантов может быть несколько:

  1. со второго класса, если вы отдали ребёнка в языковую гимназию.
  2. с пятого или седьмого класса — обычная школа.
  3. в профильных классах второй иностранный язык в школьной программе отсутствует, так как у учащихся этих классов дополнительные часы изучения профильных предметов:
  • Медицинский профиль — химия и биология.
  • Инженерный профиль — физика и математика.
  • ИКТ профиль — информатика.
  • Гуманитарный профиль — история и обществознание.

Не стоит беспокоиться, что ребёнок не сможет заговорить на втором иностранном, изучая его в школе всего час в неделю. Или что вторым иностранным языком его можно перегрузить. Учителю важно заинтересовать и дать базу — возможности и ресурсы для дальнейшего саморазвития.

Критерии выбора языка

  • Доступность
  • Востребованность
  • Распространённость

По данным ВЦИОМ, английский самый популярный язык, его учат 94% школьников. 7% изучают немецкий и 2% — французский.

Немецкий и французский изучали по всей стране последние 30 лет, следовательно, учителей в школах много, и эти языки являются самыми доступными. Какой-то из них и будет изучать ваш ребёнок.

Помимо доступности в выборе языка, опираются на востребованность и количество носителей языка.

По данным ВЦИОМ 48% опрошенных показало, что в современных условиях не будет лишним знать китайский — в языковых гимназиях ученикам редлагают именно его. Второе место занимает немецкий (32% опрошенных). В пятёрку наиболее перспективных с точки зрения важности и полезности их знания вошли также французский (21%) и испанский языки (9%).

Согласно сайту Ethnologue китайский является самым распространённым языком в мире — 1,7 миллиарда носителей. С развитием бизнес-проектов и информационных технологий изучение китайского становится всё более актуальным.

Следует обратить внимание на арабский язык. На нём говорят в 59 странах. С точки зрения географического распространения, он уступает только английскому, на котором говорят в 137 странах.

А может, наоборот?

Можно изучить редкий, экзотический язык. Найти применение сложнее, но такие специалисты ценятся ещё выше.

Например, если ребёнок видит своё будущее в медицине, можно заняться изучением иврита как второго иностранного языка, чтобы строить карьеру врача в Израиле.

Выбираем

Не напрягаться

Если желания нет, но учить язык всё-таки надо, выбирайте язык той же языковой группы, что и английский. Подойдёт французский, испанский или итальянский.

На границе

Если живёте, например, во Владивостоке, знание китайского повысит конкурентоспособность при устройстве на работу. По данным сайта Городработ.ру во Владивостоке 696 различных вакансий, где требуется знание китайского языка.

То, что нравится

Если живёте далеко от границ какого-либо государства и никуда в ближайшие годы эмигрировать не планируете, то выбираем язык по вкусу ребёнка.

Ему нравятся аниме, манга и прочее из японской культуры — пусть учит японский.

Он знает все возможные сорта джелато — ему показан итальянский.

Занимается танцами живота, любит золото и барханы или следит за котировками нефти — арабский в помощь.

За учителем

Если ничего из вышеперечисленного к вам не относится, узнайте мнение учащихся (!) об учителях второго иностранного языка. Выбирайте более лояльного, который не считает свой предмет главным в школе. Или если вам повезло и в школе есть учитель иностранного, от которого все дети в восторге — вам туда. Есть шанс, что учитель сможет не только дать базу, но и заинтересовать ребёнка так, что у того появится мотивация к дальнейшему изучению языка.

Как делать не надо

Не стоит выбирать второй язык в школе за компанию с подругой или только потому, что кто-то из родственников его знает и поможет с подготовкой домашнего задания.

Это вряд ли пробудит в ребёнке мотивацию. Нет мотивации — нет результата. И вот тут уже будет перегруз и страдания.

А теперь как надо

Я поговорила с преподавателями разных иностранных языков (английский, немецкий и испанский), а также с бывшими школьниками, которые на данный момент по разным обстоятельствам изучают второй иностранный — иврит, датский, арабский, и нашла в их ответах много общего.

Начните

Начинаем с простых слов и фраз на слух.

Далее можно запоминать с визуальным подкреплением, по темам.

Например, пришли в кухню, повесили на предметы двусторонние стикеры. На лицевой стороне название написано на изучаемом языке, с обратной — как читается русскими буквами.

Книги

Фильмы и сериалы

Песни

Помогают привыкнуть к звучанию голоса во время песен. Можно учить и подпевать.

Приложения

Живое общение

Путешествие

В страну, язык которой изучает ребёнок, если есть такая возможность — это идеальное погружение в языковую и культурную среду.

Давай вместе

Дополнительный стимул — совместное изучение вместе с ребёнком. Для детей помладше это дополнительное время рядом с родителем. А в подростках вместе с юношеским максимализмом возрастает соревновательный дух — ведь здорово выучить что-то быстрее родителя!

Регулярность

Необязательно каждый день выполнять домашнее задание, проходить квесты или переводить тексты.

Пусть ребёнок послушает песню на изучаемом языке, почитает книгу, уделите 15 минут языку.

Более недели без занятий — это шаг назад. Придётся навёрстывать по второму кругу.

Дополнительно

Если изучение языка нравится, а школа не может дать столько, сколько желает ребёнок — нужна помощь репетитора или занятия в языковой школе.Разговорные клубы по выходным и языковые лагеря на каникулах на базе языковых школ — кусочек пазла для достижения цели заговорить на иностранном языке.

Зачем учить второй иностранный язык

В 2020 году выпускаются девятые классы, проучившиеся по ФГОСам (федеральный государственный образовательный стандарт) с обязательным вторым иностранным языком. Это значит, что у них в аттестате должны быть не только английский и русский. Рассказываем, для чего может пригодиться второй язык, когда начинать его изучение и как совмещать два иностранных языка, чтобы не запутаться и успешно освоить оба.

Чем полезно изучение нескольких языков

Язык – отражение культуры страны и менталитета её жителей. Изучая иностранный язык, мы начинаем лучше понимать его носителей, узнаём, как строятся социальные контакты в другой стране, учимся взаимодействовать с людьми, чьё мышление и восприятие мира отличается от наших. Изучение языка обязательно включает знакомство с историей, географией, искусством и традициями другой страны. Это расширяет кругозор, делает человека более гибким, позволяет шире смотреть на мир.

Во время изучения иностранного языка в мозгу создаются новые нейронные связи, растёт объём серого вещества, улучшается память и внимание. Чем больше языков учит человек, тем быстрее и лучше он решает интеллектуальные задачи.

Освоение иностранных языков помогает разобраться в системе, структуре и правилах родного языка.

Когда пригодится второй язык

Обучение в странах Европы, как правило, проходит на родных языках, при этом иностранцы могут получить бесплатное высшее образование, успешно сдав языковые тесты. Англоязычные программы в странах Европы тоже есть, но они платные, поэтому выгоднее выучить, например, немецкий язык, который позволит поступить и бесплатно учиться в вузах Германии, Австрии, Швейцарии.

Знание второго языка существенно расширяет возможности построить карьеру в России и за границей. На российском рынке работает много компаний из Германии, Франции, Испании, и знание соответствующего языка в дополнение к английскому даёт соискателю большое преимущество.

Кроме того, знание второго языка существенно повышает зарплату переводчиков, менеджеров внешнеэкономической деятельности, секретарей-референтов.

Как выбрать второй язык

Выбирая второй язык, нужно ориентироваться на три главных критерия:

  • интересы и склонности;
  • планы на будущее;
  • перспективность языка.
  1. немецкий (59% вакансий);
  2. французский (14%);
  3. итальянский (11 %);
  4. китайский (5 %);
  5. испанский (4 %).

Можно ориентироваться не только на востребованность языка у работодателей, но и на его распространённость в мире. По числу носителей на планете лидируют китайский, английский, испанский и арабский языки.

Советы Валерии Петросян по изучению второго языка

Знание иностранных языков в современном мире трудно переоценить. Постоянно растущие международные связи в различных областях человеческой деятельности требуют всё больше специалистов, свободно владеющих не только разговорным языком, но и профессиональной терминологией. Эти специфические знания, безусловно, будут получены уже в высших учебных заведениях, но основа языка, вполне может быть заложена ещё в общеобразовательной школе. Именно поэтому в 2018 году Министерством образования РФ принято решение, что в перечне обязательных для изучения дисциплин наряду с русским, родным и иностранным языками, включено также и обязательное изучение второго иностранного языка.

ВложениеРазмер
statya_irina_savelevna.docx 23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Папасимеониди И.С., Якутина И.Б.

Роль второго иностранного языка при получении общего среднего образования в школе

Знание иностранных языков в современном мире трудно переоценить. Постоянно растущие международные связи в различных областях человеческой деятельности требуют всё больше специалистов, свободно владеющих не только разговорным языком, но и профессиональной терминологией. Эти специфические знания, безусловно, будут получены уже в высших учебных заведениях, но основа языка, вполне может быть заложена ещё в общеобразовательной школе. Именно поэтому в 2018 году Министерством образования РФ принято решение, что в перечне обязательных для изучения дисциплин наряду с русским, родным и иностранным языками, включено также и обязательное изучение второго иностранного языка.

Согласно опубликованному на сайте реестра примерных основных общеобразовательных программ изучению второго иностранного языка отводится 2 часа в неделю. К сожалению, эти часы не всегда входят в сетку основных часов, а могут вестись как внеурочные занятия. Очевидно, что это противоречит общей концепции Министерства образования и впрямую нарушает права учащихся. Следует отметить, что в 2016 г. было опубликовано письмо, разрешающее учитывать запросы родителей для введения в программу второго иностранного языка. Однако, письмо от 17 мая 2018 г. № 08–1214, отменяет действие предыдущего, учитывающего согласие родителей, которые не всегда понимают важность принятого решения при отказе.

Между тем опыт стран Евросоюза показывает, что правильно организованный учебный процесс позволяет выпускникам школ освоить три и более иностранных языка. Так в Финляндии, имеющей два государственных языка – финский и шведский, школьники в обязательном порядке изучают второй государственный и английский языки, а также на выбор ещё один или два, например, французский и/или испанский. Причем, нагрузка в данном случае вводится постепенно: в начальной школе – первый иностранный язык, как правило английский; в среднем звене добавляется второй иностранный язык; а старшеклассники овладевают и третьим иностранным языком по выбору. Хочется особо отметить, что родители с пониманием и одобрением относятся к поставленному таким образом гуманитарному образованию.

Можно организовать и другие формы проведения данной игры. Например, учащиеся должны назвать синонимы или антонимы слова; варианты женского или мужского рода глаголов или прилагательных и т.п.

Важно отметить, что игровой момент урока не должен превышать 12-15 минут, т.к. выполнение однообразных действий утомляет учащихся. Именно поэтому ФГОС рекомендует использовать на уроке несколько видов речевой деятельности.

Ещё одним эффективным методическим приёмом на уроках иностранного языка является разучивание песен на языке исполнителя – носителя языка. Практика показывает, что это прививает детям интерес к изучению предмета, к стране, ее культуре. Более того, песня меняет атмосферу урока, вызывает эмоциональный отклик, вносит элемент праздника, который очень необходим детям. Одним из важнейших моментов при этом становится изучение ритма и рифмы. Вне ритма не протекает ни один жизненный процесс. И каждый язык имеет свой внутренний ритм, свою структуру. Жанр песни очень способствует раскрытию именно этих составляющих.

Несомненно, огромную роль при изучении иностранного языка играют ИКТ: это и всевозможные презентации, международные телекоммуникационные проекты с носителями языка, отработка грамматических и лексических навыков, использование всевозможных сайтов, просмотр иностранных фильмов и передач. Всё это фрагментарно может быть включено в структуру урока. Важно только, чтобы технические возможности кабинета позволяли реализовать эти учебные цели.

Таким образом, предметные результаты второго иностранного языка при окончании обучения в средней общеобразовательной школе смогут соответствовать требованиям ФГОС:

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства просвещения РФ от 31 августа 2021 г. № 03-1420 “Об изучении учебного предмета "Второй иностранный язык"


Обзор документа

Письмо Министерства просвещения РФ от 31 августа 2021 г. № 03-1420 “Об изучении учебного предмета "Второй иностранный язык"

В связи с поступающими в адрес Минпросвещения России обращениями по вопросу об изучении учебного предмета "Второй иностранный язык" на уровне основного общего образования Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России (далее - Департамент) разъясняет.

В настоящее время Минпросвещения России подготовлен обновленный федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 287) (далее - обновленный ФГОС ООО). Согласно указанному документу в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный предмет "Второй иностранный язык" может быть включен в учебный план основного общего образования (далее - учебный план) по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

При этом учебный предмет "Второй иностранный язык" в случае поступления соответствующих заявлений от родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся включается в учебный план только при наличии в образовательной организации, реализующей программу основного общего образования (далее - образовательная организация), необходимых кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий.

При наличии в образовательной организации необходимых условий выбор второго иностранного языка родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся осуществляется из перечня, предлагаемого образовательной организацией.

Департамент информирует, что прием на обучение по программам основного общего образования (в 5 класс) в соответствии с обновленным ФГОС ООО начнется с 1 сентября 2022 г. во всех образовательных организациях.

В то же время образовательная организация имеет право принять решение об обучении несовершеннолетних обучающихся 5-9 классов в соответствии с обновленным ФГОС ООО с 1 сентября 2021 г. с согласия их родителей (законных представителей). Данное решение принимается образовательной организацией с учетом возможности создания в образовательной организации условий реализации программы основного общего образования, установленных обновленным ФГОС ООО.

Вместе с тем Департамент обращает внимание, что согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (далее - ФГОС ООО 2010), формирование учебного плана осуществляется с учетом обязательного изучения учебного предмета "Второй иностранный язык".

Таким образом, для обучающихся, осваивающих образовательную программу основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО 2010, изучение учебного предмета "Второй иностранный язык" является обязательным.

Дополнительно Департамент информирует, что согласно статье 34 Федерального закона обучающимся предоставляется право на зачет образовательной организацией результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дополнительных образовательных программ в других образовательных организациях в порядке, утвержденном приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 30 июля 2020 г. N 845/369.

Порядком установлено, что зачет осуществляется по заявлению обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося на основании справки об обучении или о периоде обучения, подтверждающей результаты пройденного обучения.

Зачет осуществляется посредством сопоставления планируемых результатов по соответствующей части (учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практике) образовательной программы, которую осваивает обучающийся, и результатов пройденного обучения, определенных освоенной ранее обучающимся образовательной программой (ее частью).

Директор
Департамента
Е.Е. Семченко

Обзор документа

Согласно обновленному ФГОС ООО второй иностранный язык может быть включен в учебный план по заявлению родителей (законных представителей) учеников. При этом он включается в учебный план только при наличии в школе необходимых условий.

Прием на обучение в 5 класс по обновленному ФГОС ООО начнется с 1 сентября 2022 г.

Для школьников, обучающихся по ФГОС ООО 2010, изучение второго иностранного языка является обязательным.

Обучающимся предоставляется право на зачет результатов освоения учебных предметов, курсов, дополнительных образовательных программ в других образовательных организациях.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: