Цель изучения английского языка в школе

Обновлено: 30.06.2024

"Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России"

В современных условиях образовательного процесса, школе необходимо создавать все возможные условия для духовного и интеллектуального развития школьников, для воспитания их интеллигентными людьми, способными мыслить общечеловеческими категориями и полноценно исследовать опыт предшествующих поколений. Каждый школьник в перспективе должен испытывать потребность в самовоспитании, самообучении и саморазвитии.

Как урочная, так и внеурочная деятельность в школе по всем возможным дисциплинам должна быть направлена на решение всех вышеперечисленных задач. Иностранному языку отводится в данном плане существенная роль, который в свою очередь обладает огромным потенциалом для культурного и личностного роста и становления школьника.

В общеобразовательной школе обучение любому иностранному языку преследует следующие цели: практическую, воспитательную, общеобразовательную и развивающую цель. Практическая цель подразумевает непосредственное овладение иностранным языком и его устное и письменное использование.

Сутью образовательной цели является использование полученной в процессе обучения языку информации для накопления знаний и расширения кругозора учеников.

Воспитательная цель реализуется в течении учебного процесса и сутью её является развитие умственных способностей школьников и формирование их личности и морально-эстетических качеств.

Последняя, развивающая, цель представляет из себя постепенное развитие познавательных и интеллектуальных, а также языковых способностей, ценностных ориентаций, эмоций и чувств обучающихся, готовности к коммуникации и, в целом, в гуманитарном и гуманистическом развитии личности ученика.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что основной целью при обучении любому иностранному языку является развитие способности к обучению на иностранном языке у обучающегося.

Все эти цели взаимосвязаны и взаимозависимы, и основная цель -практическая. Эта цель предполагает владение всеми видами речевой деятельности в определенных пределах программы.

Умение общаться на новом языке предполагает формирование следующих коммуникативных умений учащихся:

Таким образом, можно сформулировать следующие требования к программе:

  1. При обучении устной речи каждый учащийся должен овладеть следующими умениями:

— восприятие на слух иноязычной речи, которая соответствует программе и предполагаемому уровню владения языком (допускается 4-5% незнакомой лексики);

— способность участвовать в беседе с одним или несколькими собеседниками для обмена той или иной информацией, а также с целью побуждения к действию собеседника, связанного с заданной ситуацией общения, с содержанием увиденного, услышанного или прочитанного в пределах программных требований;

— способность последовательно и логично выражать мысль на заданную тему, а также исходя из увиденного, услышанного, прочитанного, используя при этом все виды изложения.

— способность составить устное монологическое высказывание и озвучить его публично.

  1. При обучении чтению каждый учащийся должен овладеть следующими умениями:

— чтение вслух и про себя;

— чтение, понимание и осмысление содержания текстов с разным уровнем проникновением в информацию текста. Рогова Г. В. Предлагает следующую классификацию:

а) с извлечением полной информации (изучающее чтение);

б) с извлечением основной информации (ознакомительное чтение);

В цели обучения лексике в средней школе помимо формирования активного, пассивного и потенциального словарей так же входит требование развития догадки о лексическом значении ранее неизвестных слов. Помимо этого, в процессе изучения лексики должны решаться определенные общеобразовательные и воспитательные задачи, при ведущей роли практических целей.

Более того, системная и последовательная работа поэтапно ознакамливает учащихся со способами работы с информацией, её презентацией, направленностью многих заданий, связанных с чтением. Освоение лингвистического, а в особенности грамматического, материала помогает школьникам учиться мыслить логически, пользоваться образцами и формулами для построения собственного речевого высказывания. Другими словами, помогает учащимся мыслить и излагать мысли.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В реферате описаны современные задачи обучения иностранному (на примере английского) языку. Поскольку являюсь учителем начальных классов, то - в приоретете для преподавания в 1-4 классах, глобальнее - вообще обучение.

Реферат на тему:

Подготовила: Зайцева А.А.

Москва, 2018

Основная часть . 4

Список литературы . 11

В данной работе мы попытаемся определить основные цели и задачи обучения английскому языку в школе на современном этапе.

Для начала, давайте определимся, что следует понимать под целью обучения.

Итак, цель обучения – заранее планируемый результат деятельности по овладению языком, достигаемый с помощью различных приёмов, методов и средств обучения. (Щукин 2004:106).

То есть цель – это идеально представленный результат деятельности. То, что хочет получить учитель в результате своих усилий.

Выделяют следующие виды целей обучения:

1) практическая цель предполагает овладение языком как средством общения, а также ряда общественных умений (умение работать с книгой, логично и последовательно излагать свои мысли, делать учебные записи, пользоваться современными технологиями обучения), обеспечивающих эффективность овладения языком в заданных параметрах.

2) общеобразовательная цель предполагает использование изучаемого языка для повышения общей культуры учащихся, расширения кругозора, знаний и стране изучаемого языка и – посредством языка – об окружающем мире в целом.

3) воспитательная цель реализуется через отношение обучающегося к языку и культуре его носителей и предполагает решения задач, обеспечивающих формирование: уважительного отношения к языку, другой культуре, народу; толерантности и т.д.

4) развивающая цель проявляется в деятельности преподавателя, направленной на развитие языковых способностей учащихся, культуры речевого поведения, общеучебных умений, интереса к изучению языка, свойств личности (положительные эмоции, волевые качества, память и др.)

5) стратегическая цель заключается в формировании вторичной языковой личности, то есть такого уровня владения языком, который присущ носителю языка (языковой личности).

Можно выделить следующие виды задач:

1) предметные задачи включают предметное содержание, которое с помощью языкового и речевого материала может быть передано в процессе общения. (сферы, темы, ситуации общения, коммуникативные интенции, составляющие основу планируемого речевого акта)

2) языковые задачи предполагают овладение учащимися набором языковых единиц и формирование на этой основе знаний и фонетических, лексических, грамматических навыков, обеспечивающих возможность пользоваться языком как средством общения.

3) речевые задачи реализуются в процессе формирования и развития коммуникативных умений на основе языковых и социокультурных знаний и навыков в рамках предметного содержания речи (сфер, ситуаций и тем общения) (виды речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо)

4) общеучебные задачи решаются в ходе приобретения умений работать с книгой, словарём, техническими средствами, делать учебные записи, логично и последовательно строить высказывание, использовать перевод

5) социокультурные задачи достигаются в процессе приобретения страноведческих и лингвострановедческих знаний, навыков, умений, составляющих основу социокультурной компетенции

6) профессиональные задачи связаны с приобретением знаний и развитием навыков и умений, полезных для выбора школьниками профессиональной деятельности.

Основная часть.

Цели и задачи обучения английскому языку в школе на современном этапе.

Выше мы говорили о том, что касается методики и дидактики в целом, на современном же этапе цели и задачи обучения английскому языку в общеобразовательной школе следующие.

Изучение английского языка в основной школе направлено, прежде всего, на достижение следующих целей:

• развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих, а именно:

— речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

— языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках; — социокультурная/межкультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения;

— компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

— учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

• развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала английского языка:

— формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков в целом и английского, в частности, и овладения им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;

— формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;

— развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного (английского) языка;

— осознание необходимости вести здоровый образ жизни, путём информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.

В данной работе были рассмотрены цели и задачи обучения иностранному - английскому языку - в рамках общеобразовательных учебных программ, которые были сформулированы на основании требований общества и государства.

Достижение поставленных целей и задач подразумевает реализацию таких методов и технологий обучения, как междисциплинарный подход, личностно-ориентированное обучение, принцип развивающего обучения, технология проблемного или проектного обучения, применение компьютерных интерактивных программ, повышение мотивации учащихся.

В настоящее время в качестве цели обучения развитие умений общаться на иностранном языке. Такая цель отражает широкий социальный взгляд на природу языка и в полной мере учитывает специфику объекта изучения на уроке иностранного языка. Но существует точка зрения, что неправомерно выдвигать данную цель в качестве основной применительно к обучению иностранным языкам. Эта точка зрения обосновывается на более широком понимании задач обучения иностранным языкам, чем просто обеспечение практического владения иноязычным общением. В поле зрения должны находиться и другие важные задачи, связанные с овладением знаниями о языке и через язык – культурой соответствующего народа. Нацеленность исключительно на усвоение учащимися практических навыков и умений не позволяет учесть многообразия возможных мотиваций школьников в изучении предмета.

Не для всех учащихся коммуникативная мотивация является основным двигателем в овладении иностранным языком. Это может быть и стремление ученика углубить сферу своей познавательной деятельности, для других - существенная красота звучания самого языка, а для третьих – любовь и интерес к культуре другой страны.

В методике делались попытки соотнести специфическое в обучении иностранным языкам с общей направленностью всей системы школьного образования на формирование личности школьника.

В течение десятилетий в отечественной методике разрабатывалась идея комплексной реализации практических, образовательных и развивающих задач обучения при ведущей роли первых.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ООО Учебный центр

Реферат по дисциплине:

« Методика обучения иностранному языку

Цели и задачи обучения иностранному языку в школах на современном этапе.

Закиева Равшания Рафаиловна

Москва 2016 год

Цели и задачи изучения английского языка 3

Список литературы 13

Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках – это важнейшая задача современной школы, успешное осуществление которой во многом зависит от основ, заложенных в начальной школе.

Цели и задачи обучения иностранному языку.

Согласно современным взглядам на обучение иностранным языкам в средней школе, все большее значение приобретает интегративный подход, который предполагает решение задач воспитательного, культурного, межкультурного и прагматического характера наряду с развитием умений иноязычного речевого общения. Интегративной целью обучения английскому языку является формирование элементарной коммуникативной компетенции в совокупности пяти ее составляющих:

$k речевой компетенции , т. е. готовности и способности осуществлять элементарное межкультурное общение в четырех видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении и письме);

$k языковой компетенции, т. е. готовности и способности применять языковые знания (фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и навыки оперирования ими для выражения коммуникативного намерения в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, представленными в Примерной программе по иностранному языку для начальной школы;

$k социокультурной компетенции, т. е. готовности и способности учащихся строить свое межкультурное общение на основе знаний о культуре народа страны/стран изучаемого языка, ее/их традиций, менталитета, обычаев в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам учащихся начальной школы;

$k компенсаторной компетенции, т. е. готовности и способности выходить из затруднительного положения, связанного с дефицитом языковых средств в процессе межкультурного общения;

$k учебно-познавательной компетенции , т. е. готовности и способности осуществлять самостоятельное изучение иностранных языков, в том числе с использованием современных информационных технологий, владения элементарными универсальными учебными умениями.

Элементарная коммуникативная компетенция при этом понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в соответствующих его жизненному опыту ситуациях.

Отметим, что коммуникативная цель является ведущей при изучении английского языка на основе учебно-методических комплексов. Однако в процессе ее реализации осуществляется также воспитание, общее и филологическое образование и личностное развитие школьников.

Воспитательная цель реализуется благодаря одновременному изучению языка и культур англоговорящих стран, созданию учебных ситуаций, способствующих духовно-нравственному воспитанию младших школьников. Содержание большинства УМК способствует формированию общего представления о таких ценностях, как семья, дружба, человек, природа, образование. Предлагаемые в них тексты и задания ориентированы на то, чтобы учащиеся были готовы принять моральные нормы и гуманистические нравственные установки современного прогрессивного общества. Благодаря совместной деятельности учащихся, межличностному общению формируется эмоционально-оценочное отношение к миру, развивается культура общения.

Образовательная цель связана с тем, что учащиеся используют иностранный язык как средство получения информации об окружающей их действительности, расширяют свой общий и филологический кругозор, знакомятся с новыми лингвистическими явлениями и понятиями. Так, например, школьникам предлагается информация о том, в каких странах английский язык является родным языком, когда в Англии начинаются занятии в школе, как следует обращаться к учителям в школе и т. д. В области лингвистики они знакомятся с элементами морфологии и синтаксиса английского языка, процессами словообразования и т. п.

Достижение развивающей цели обеспечивается благодаря организации процесса изучения английского языка таким образом, что он способствует совершенствованию интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, которые в процессе работы над иностранным языком научаются воспринимать, запоминать, осмысливать новую информацию. Участвуя в воспроизведении моделируемых ситуаций, в ролевых играх, младшие школьники развивают свои речевые способности, личностные качества, а также творческое мышление и воображение.

Исходя из требований стандарта начального образования к учебным достижениям младших школьников, отметим, что работа по всем учебно-методическим комплексам нацелена на обеспечение достижения определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

В результате изучения английского языка в начальной школе у учащихся формируются первоначальные представления о роли и значимости английского языка в жизни современного человека и его важности для поликультурного мира наших дней. С самого первого урока иностранного языка во 2 классе школьники начинают осознавать значимость изучаемого языка. Задания учебника построены таким образом, чтобы учащиеся задумались, что заставляет наших современников изучать английский язык и какие аргументы кажутся им наиболее значимыми. Не менее важно, чтобы учащиеся осознавали, что слова английского языка попадают в лексикон их родного языка, что существует так называемая интернациональная лексика, с которой они будут знакомиться в течение всего курса обучения английскому языку. Занимаясь на уроке английского языка, школьники приобретают начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения. Уже в конце 2 класса им под силу узнать имя собеседника на иностранном языке, выяснить, сколько ему лет, откуда он родом, каковы его занятия, преференции и т. д. Таким образом, английский язык начинает выступать для них в качестве нового инструмента познания мира и культуры других народов, они осознают личностный смысл овладения иностранным языком. Содержание учебно-методических комплексов позволяет заложить у учащихся начальной школы основы коммуникативной культуры. Школьники приобретают умение самостоятельно ставить и решать личностно-значимые коммуникативные задачи, при этом они в состоянии адекватно использовать имеющиеся в их распоряжении речевые и неречевые средства, соблюдая правила этикета общения. Учебный материал в учебно-методических комплексах для 2, 3 и 4 классов представлен наглядно, с учетом возрастных особенностей младших школьников, что способствует формированию интереса, учебных и познавательных мотивов к изучению английского языка, желанию изучать этот предмет в будущем.

Метапредметные результаты

Кроме того, последовательная и системная работа постепенно знакомит школьников со способами извлечения, обработки и презентации информации, на что направлены многие задания, связанные с чтением. Освоение лингвистического, особенно грамматического, материала учит логически мыслить, пользоваться образцами и формулами для построения собственного речевого высказывания, дает представление о типичном, аналогичном, универсальном, исключительном и т . п. Иными словами, учит школьников мыслить и излагать свои мысли адекватно.

Предметные результаты

Основными предметными результатами освоения материала в соответствии с авторской рабочей программой для данной серии 1 является формирование и развитие у младших школьников иноязычных коммуникативных умений в говорении, чтении, письме и аудировании; приобретение учащимися знаний о фонетической, лексической, грамматической и орфографической сторонах речи, а также навыков оперирования данными знаниями. Кроме того, согласно концепции, изложенной в программе, в УМК-2—4 предлагаются разнообразные сведения о странах изучаемого языка (на младшем этапе в основном о Великобритании).

В области речевой деятельности школьники постепенно приобретают базовые навыки говорения. Уже начиная со 2 класса они учатся вести небольшие диалоги на бытовые темы, в том числе диалоги этикетного характера (знакомство, приветствие, прощание, выражение благодарности и т. п.), осваивают диалог-расспрос. В плане монологической речи учащиеся составляют короткие высказывания .

В области письма и письменной речи учащиеся осваивают графику букв и слов в начале обучения и постепенно готовятся выражать свои мысли в письменной форме. Во 2 классе они составляют предложения о себе на основе модели. Вся работа над письмом ведется в рабочей тетради, которая предназначена исключительно для этой цели.

Весьма типичными для рабочей тетради являются следующие задания:

— Напиши строчку новой буквы/нового слова.

— Заполни пропуски в предложениях.

— Напиши ответы на вопросы/вопросы к ответам.

— Составь из данных слов предложения.

— Напиши о себе (например, что ты можешь или не можешь делать на улице зимой).

На протяжении всего процесса обучения в начальной школе языковые знания и навыки также усложняются и увеличиваются в объеме. Шаг за шагом (не случайно 45-минутный урок именуется в серии данных учебников английским словом Step ) школьники осваивают произношение английских звуков, слов и больших или меньших отрезков речи преимущественно с помощью подражания образцу на основе принципа аппроксимации, учатся правильно оформлять их интонационно.

Постепенно изменяется в сторону усложнения и увеличивается в объеме состав лексических единиц, обслуживающих различные ситуации общения. С каждым годом лексикон школьников вырастает минимум на 250 единиц. В том числе они овладевают простыми словосочетаниями устойчивого характера, репликами-клише ( How are you ? I’m fine. etc ) и оценочной лексикой ( fine, happy, sad etc ) . Учащиеся получают начальное представление о таком способе словообразования в современном английском языке, как словосложение ( doorbell, sweet shop, cherry cake ).

При работе над лексикой внимание обращается на вариативность средств выражения. Школьники получают информацию о том, что одну и ту же мысль можно выразить по-разному. В частности, с самых первых уроков учащимся предлагаются две модели, используя которые они имеют возможность представить себя: a ) My name is . ; b ) I m . Большое место в учебниках отводится развитию языковой догадки на уровне слова: школьники учатся вычислять значение незнакомого слова по его составляющим или на основе знания словообразовательной модели. Они также учатся соединять слова по смыслу, образуя словосочетания.

При работе с лексикой младшие школьники постоянно учатся употреблению предлогов. Во 2 классе они знакомятся с предлогами места: in, on, under, by etc. Случаи существенных различий употребления предлогов в однотипных конструкциях изучаемого и родного языков специально оговариваются и тренируются ( на улице — in the street , на небе — in the sky etc ) .

C точки зрения освоения нового грамматического материала учащиеся знакомятся с некоторыми явлениями морфологического характера. В рамках изучения морфологии английского языка происходит знакомство с такими частями речи, как имя существительное, имя прилагательное. Учащиеся учатся образовывать формы множественного числа исчисляемых существительных, сочетать существительные с неопределенными артиклями a и an . Во 2 классе происходит также изучение таких частей речи, как имя числительное (количественные числительные) и местоимение (личные местоимения в именительном падеже единственного числа).

Изучая английский глагол, учащиеся, занимающиеся по УМК серии “Rainbow Еnglish”, во 2 классе знакомятся с глагольными формами и их использованием в грамматическом времени present simple . Особое внимание уделяется порядку слов в предложении.

В центре внимания оказывается образование и употребление в речи вопросов в этом времени, в том числе общих вопросов, вопросов к подлежащему, альтернативных вопросов.

Относительно всего грамматического материала, который предлагается для изучения в начальной школе, можно сказать, что необходимо прежде всего его распознавание, вычленение того или иного грамматического явления в тексте, выявление отличий определенных грамматических явлений от схожих явлений грамматики и затем употребление этого явления в речи. Очень важным на этом этапе является также многократное возвращение к пройденному ранее, что стало одним из принципов, заложенных в данный УМК.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях: использование учебных умений, связанных со способами организации учебной деятельности, доступных учащимся 5-9 классов и способствующих самостоятельному изучению английского языка и культуры стран изучаемого языка; а также развитие специальных учебных умений, таких как нахождение ключевых слов при работе с текстом, их семантизация на основе языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование перевода; умение пользоваться двуязычными словарями; участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.

Лингвострановедческие элементы учебно-методических модулей и даже отдельные курсы подобного характера не могут обеспечить решения комплексных задач по изучению национальных стереотипов поведения и восприятия, форм мышления, систем ценностей ориентации, особенностей интерпретации этических и эстетических ценностей, специфики национальной политической культуры, государственно-правовой системы. Необходимо формирование целостной модели страноведческого образования как профильной ориентации всего комплекса учебных дисциплин.

Ариан М.А. Лингвострановедение в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы // Иностранные языки в школе. - № 2, 1990. с.202

Бим И.Л. Клочевые вопросы теории учебника: структура и содержание.- М.,1981. с.56

Бим И. Л. Методика обучения иностранным языком как наука и проблемы школьного учебника.- М., 1997. с.58

Бурдина М. И . Курс страноведения в школах с углублённым изучением английского языка // Иностранные языки в школе.-№ 3, 1999. с.22

Вайсбурд М.Л. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному устно-речевому общению // Иностранные языки в школе. -№1,2000. с.82

Верещагин Е.М., Костомаров В.г . К проблеме объекта и объёма лингвострановедения. - М., 1999. с.156

Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. /И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 527с.

Смолкин, А.М. Формирование мотивации учения: КН. Для учителя /А.М. Смолкин. – М.: Просвещение, 1990. – 242с.

1 См.: Афанасьева О. В., Михеева И. В., Языкова Н. В., Колесникова Е. А. Программа к УМК О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой “ Rainbow English ”. 2—4 классы. — М.: Дрофа, 2012.

2 См.: Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2009.


Все учат язык для чего-то и наверняка вам случалось работать с учениками преследующими самые разные цели, от английского для путешествий до английского для выступления на международной конференции по физике. В начале обучения ученик всегда озвучивает, зачем ему нужен английский. Но всегда ли ученики знают свою цель? И, если знают, всегда ли она достижима? Почему некоторые бросают изучение, так и не достигнув цели? В новом материале расскажем, почему важно знать цель ученика, как помочь ученику сформулировать её, и зачем это нужно.

Зачем это нужно?

Важность наличия цели в обучении чему-либо очевидна и обучение английскому языку не исключение. Однако достижимы ли цели “хочу знать язык” или “хочу свободно говорить на английском” или “для путешествий” или “для работы”? Ответ отрицательный, поскольку это неправильная постановка вопроса. “Хочу знать язык” — слишком размытая цель и она, скорее, похожа на мечту. Конечно, мечты имеют свойство сбываться, но если цель слишком размыта, на ее достижение уйдет слишком много времени и на полпути, а то и раньше, можно бросить эту затею. Именно поэтому очень важно цель конкретизировать и сделать более достижимой.

Цели SMART

Постановка цели в таком формате — не новинка, данный метод используется давно и успешно в разных сферах жизни. Разберемся, что означают эти буквы и как применить это в разрезе обучения английскому языку.

S for Specific

M for Measurable

Цель должна быть измерима, т.е. ученик должен четко понимать, как он поймет, что движется к этой цели и в итоге достиг ее. Если цель нет возможности померить, как свободное владение языком — значит она поставлена неверно! Движение к цели можно измерять разными способами. Например, если цель была общаться в путешествиях, то измерить ее можно в очередном путешествии, анализируя, насколько легко было на этот раз общаться в аэропорту, гостинице и с продавцом сувениров. Если целью было читать профессиональную литературу на английском, то измерять это можно, читая эту самую литературу, постепенно проверяя, насколько стало легче.

A for Attainable or Achievable

Цель должна быть достижимой! Ученик должен понимать, что с уровнем языка elementary он не сможет за полгода подготовиться к сдаче IELTS на Band 7. Никто не говорит, что мечтать вредно и стремиться к звездам не стоит. Нужно глобальную цель расчленять на кусочки, каждого из которых будет реально достичь без потери мотивации и разочарования. Помогайте ставить ученикам промежуточные цели, чтобы они были достижимыми. Например, если целью было подняться с уровня А2 до С1 за полгода, не так уж и плохо будет, если за это время ученик дойдет до середины В2, верно?

R for Relevant

Цель должна быть релевантной или важной именно для студента. Зачем именно студенту нужно достичь уровня В2? Чтобы читать по специальности на английском? Чтобы сдать экзамен, пройти собеседование, поступить в лицей, университет? Очень важно выявить именно этот момент, поскольку от него будет зависеть не только процесс достижения цели, но и выбор учебных материалов, адаптация материалов под эту цель и т.д. Очень часто именно эта часть цели остается скрытой, и некоторые ученики не желают об этом говорить, но об этом позже.

T for Time-Bound

И наконец, ничто так не двигает нас к цели как дедлайн. Цель должна быть ограничена по времени. Если реального дедлайна нет, например, сдать экзамен в апреле, надо этот дедлайн придумать себе самому.

Иногда к цели SMART прибавляют еще две буквы и получается цель SMARTER, где E — это Exciting (т.е. обучение должно быть приятным и приносить удовольствие) и R — Reflected upon (т.е. проанализирована, приносит или не приносит результат, правильно ли поставлена).

Если при формулировке цели для ее достижения нужно сделать слишком много действий и срок растягивается на несколько лет, очень важно такие глобальные цели дробить и устанавливать промежуточные, на достижение которых будет уходить 1-3 месяца. Важно понять самим и объяснить студентам, почему цель должна быть такой реальной и конкретной. Можно привести пример со всем известной картинкой из сети:

Искатель алмазов. Мотивация.

Искатель алмазов сдался, потому что его цель была почти мечтой, не было дедлайна и промежуточных целей. Он сразу захотел найти алмазы, вот только внутренняя мотивация иссякла. Если бы он в процессе расставлял цели “найти камень, уголь, железо” и т.д., то чувство удовлетворенности достижением промежуточных целей в итоге довело бы его до конечного результата, до алмаза! Если взять первого алмазоискателя, то он бежит к своей цели не сворачивая потому, что у него были цели промежуточные, достижение которых прибавляло ему оптимизма и мотивировало на продолжение

Выше упоминалось, что иногда цели учеников бывают неявными. Это происходит, если ученик не может сам сформулировать свою цель, либо он действительно по какой-то причине это скрывает. Что же делать? Помимо стандартных вопросов зачем, когда, где и т.д., можно задать еще один, который часто является решающим и поможет прояснить ситуацию. Какие проблемы у вас возникали, когда вы пытались использовать английский в последний раз? или Что вы хотели сделать, но из-за незнания английского не получилось или получилось плохо? Эти два вопроса позволяют услышать целую историю из жизни ученика, проанализировав которую можно понять, зачем же именно ему английский. В практике нашей школы случалось, что завуалированный под бизнес английский запрос в итоге оказывался английским для интернет знакомств, а английский для сферы продаж — английским для шопинга за рубежом.

Понимание и постановка цели при изучении языка крайне важна. Как говорит наш школьный психолог, не бывает цели “для себя” и “каждый образованный человек должен знать”, бывает не выявленная и не сформулированная цель, не раскрыв которую можно попросту потерять ученика. Если ученик готов тратить свое время и деньги на занятия с вами — значит это ему зачем-то нужно. Только единицы изучают язык, как мы, педагоги, чтобы знать. Всем остальным нужно точное понимание — знать зачем? Чтобы облегчить себе работу, вы можете составить небольшой Worksheet для ваших учеников, содержащий ключевые вопросы из этой статьи, чтобы помочь им определиться с постановкой их реальной цели.


практическая. Необходимо формировать у уч-ся различные умения и навыки в области ин.яз. (лексика, фонетика, грамматика, умение устной речи, аудирования, чтения, письма.). Практическая цель: необходимо формировать у уч-ся иноязычную коммуникативную компетенцию. Это рассматривается как готовность и способность общаться на ин.яз. Практическая цель заключается в том чтобы обеспечить допрофессиональный уровень владения ин.яз. (т.е. школьный), позволяет в дальнейшем доучивания в соответствии с потребностями человека. Задачи: а) предметные: овладение сферами общения, темами, ситуациями. Сферы общения: социально-бытовая, учебная , профессионально-производственная, социально-культурная, официально-деловая. Коммуникативные интенции( т.е. определение намерения, направленность общения). Б)языковые задачи: задачи формирования языковых навыков( лексика, фонетика, грамматика), т.е изучение средств языка. В) речевые задачи: задачи по формированию речевых умений. Г) Общеучебные задачи: например умение работать со словарем, справочниками, умение поиска инфы, умение работать с техническими средствами). Д) социокультурные задачи: формирование лингвострановедческой и культурной компетенции; Е) профессиональные задачи: знание профессиональной лингвистики.

Воспитательная. Положительное отношение к народу, язык которого изучается. Положительное отношение к ин.яз. и толерантность, терпимость. Система моральных ценностей и эмоционально-оценочное отношение к миру.

Развивающая. Сущность этой цели в развитии различных психических функций и механизмов мышления. Задачи: формирование механизма языковой догадки и умение переноса; формирование языковых и речевых способностей к овладению языком (способность к логичности изложения, к имитации, компенсаторные способности и т.д.); формирование способности и готовности вступать в иноязычное общение; формирование психических функций, связанных с речевой деятельностью (различные виды памяти, способность к переводу, к предвосхищению).

Содержание обучения иностранному языку

Содержание включает в себя ряд компонентов и имеет структуру.

1)тематический блок содержания обучения( темы, ситуации, сферы коммуникации деятельности). Типы сферы общения. Сферы представляют собой совокупность тем (необходимо рассматривать концентрически и циклически. Одна и та же тема может быть рассмотрена несколько раз с более широким охватом содержания). На выбор тематики влияют коммуникативные ситуации. Они могут быть однотемными и политемными. В содержательный блок включены также тексты (эпистолярные, художественные, отрывки прозы или стихи, публицистические тексты -статьи).

2) Языковой компонент: средства языка и правила их использования а также языковые навыки.

3) Речевой компонент содержания обучения (речевые умения).

4) Социокультурный компонент ( знания безэквивалентной лексики и умение ею пользоваться). Знания языка и умение им пользоваться. Знание основных сведений из истории страны изучаемого языка.

5) учебный компонент содержания обучения (умение пользоваться синонимами, перифразом, описанием каких- то понятий, разъяснениями и т.д. т.е. умение выходить из трудных языковых ситуаций; умение повторить или перефразировать речь собеседника в подтверждение понимания его высказывания. Умение обратиться за помощью к собеседнику, умение использовать лексику, жесты для подтверждения и пояснения; умение переключать разговор).


-75%

Читайте также: