Цель анкетирования в школе

Обновлено: 08.07.2024

С начала учебного года в сети все чаще попадаются возмущенные тексты родителей, которых в школе или в детском саду просят заполнить анкеты с личными данными.

Вот отзывы возмущенных родителей.

"Информация о социальном паспорте и хронических заболеваниях явно лишняя! Чтобы вызвать скорую, не нужно знать кто чем болеет!"

А вот, к примеру, и сама анкета.

Я помню, что такие анкеты заполняли мои родители, родители моих воспитанников и теперь их заполняю я.

Итак, для чего же это нужно?

В целом эта информация нужна для связи с родителями. Для рационального планирования работы с детьми. Для того чтобы найти индивидуальный подход к ребенку. Чтобы вовремя заметить или предотвратить проблемы в общении со сверстниками.

Чем больше у педагога будет информации, тем проще ему будет работать с классом в целом и с каждым ребёнком отдельно.

  • Данные о месте работы родителей очень могут пригодиться для связи .

Бывает так, что ребенок не приходит в школу, родители на звонки не отвечают и вообще поставили учителя в черный список. По домашнему адресу тоже никого нет. Приходится разыскивать через работу.

  • Данные о составе семьи, инвалидностях, многодетности и т.д. могут понадобиться для предоставления льгот.

Бесплатное питание, путевка в санаторий, различного рода пособия. Эти данные постоянно меняются, поэтому их могут запрашивать ежегодно.

Крайне неверно делать из здоровья ребенка медицинскую тайну от учителя.
Вы, конечно, имеете на это право и если что случится учитель вызовет скорую, когда заметит проблему. Но иногда, чтобы эту проблему вовремя заметить, лучше о ней знать. Я уже не говорю о возможности оказания доврачебной помощи.
Лучше знать, в какой ситуации ученик может упасть в обморок или получить аллергический приступ.

Это может значить только одно, что педагогу проще и быстрее обработать родительские анкеты, чем выписывать информацию из каждого личного дела.

ВАЖНО: вы можете заполнить только те графы, которые считаете нужным.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель конструируемой анкеты:

- выявление интереса к школьному предмету и определение влияния данного интереса на результат ученика по этому предмету

Задачами необходимой для этого исследования анкеты являются:

- выявить наличие интереса к каким-либо школьным предметам у ученика старших классов

- узнать оценку ученика по этим предметам

- определить причину, по которой данный предмет является интересным для ученика

Вторым этапом является подбор вопросов анкеты.

По назначению вопросы подразделяют на пять типов:

а) основные (нацеленные на получение главной информации в данной анкете, в данном случае на выявление интересов и их влияния на результаты обучения);

б) вводные (подготавливают почву для работы опрашиваемого с анкетой);

в) фильтрующие (необходимы для того, чтобы выяснить, относится ли опрашиваемый к группе людей, способных компетентно ответить на основной вопрос);

г) переходные (нужны для перехода к другой теме опроса);

д) контрольные (проверяют достоверность сведений, получаемых в ответах на главные вопросы).

Из-за узкой специализации необходимой для исследования анкеты в ней будут использованы только вводный и основной тип вопросов.

По форме построения выделяют закрытые, открытые и полузакрытые вопросы. Для необходимой анкеты решено использовать полузакрытый и закрытый тип вопросов.

По содержанию выделяются три группы вопросов:

- фактологические вопросы - связаны с теми формами поведения человека, которые могут быть зафиксированы другими методами исследования (наблюдение, анализ продуктов деятельности и другие);

- вопросы о духовной деятельности - вопросы о планах и намерениях, об образовательных потребностях и интересах, об оценках различных явлений, вопросы об эмоциональных переживаниях;

- вопросы характеризующие личность.

Очевидно, что в нашей анкете необходимо использовать вопросы первой и второй группы.

Третьим этапом составления анкеты является построение вопросника и определение его структуры.

Второй вопрос выявляет сразу три факта, необходимых для исследования - какие предметы являются для учащегося самыми интересными, какие предметы являются самыми неинтересными, и какие оценки чаще всего имеет учащийся по этим предметам. Необходимо отметить, что для более простого зрительного восприятия вопрос сопровождается таблицей, которая составлена по принципу противоположности:

По форме построения этот вопрос является открытым, так как опрашиваемому не предлагается списка школьных предметов, а лишь дается задание написать интересный или неинтересный для него предмет и указать свою оценку. Этот вопрос выявляет образовательные интересы, поэтому он входит в группу вопросов о духовной деятельности, а так же в группу фактологических вопросов (выявляет результат опрашиваемого в его деятельности). Этот вопрос является основным вопросом анкеты.

Третий вопрос выявляет причину, по которой учащемуся интересен или неинтересен тот или иной школьный предмет. Респонденту предлагается выбрать из перечня утверждений наиболее подходящее по его мнению к каждому учебному предмету. Оформлен этот вопрос по аналогии с предыдущим, так как он основывается на ответах из этого вопроса:

По форме построения этот вопрос является полузакрытым, так как в конце испытуемому предлагается дописать свой вариант ответа.

Этот вопрос - второй по важности вопрос анкеты, так как он выявляет: является ли интерес ученика к какому-либо школьному предмету истинным познавательным интересом, или его интерес мотивируется другим фактором (легкость освоения предмета, мастерство учителя и т.д.).

Таким образом, анкета выявляет как наличие интереса к определенному школьному предмету, так и его отсутствие у учащегося старших классов, его оценку по этим предметам и определяет причину, по которой он называет эти предметы интересным или неинтересными для себя. Эти данные позволяют нам выявить зависимость результата обучения от познавательных интересов ученика.

2.3 Обработка и анализ результатов анкетирования

Проанализировав эту информацию можно сделать несколько выводов:

- возможность общения со сверстниками является одним из самых важных факторов возникновения интереса к учебной деятельности в школе вообще и к учебным предметам в частности;

- процесс самостоятельной работы, судя по полученным данным, не вызывает большого интереса у старшеклассников. В то же время, интерес к этому виду обучения и способу узнавания нового может помочь старшеклассникам при переходе на следующую стадию обучения: получение высшего профессионального образования, т.к. самообразование является основным видом учебной деятельности в вузах;

Второй вопрос был необходим для того, чтобы выявить интересные и неинтересные предметы учащихся одиннадцатых классов, а так же их оценки по этим предметам. Среди интересных предметов самое большее количество выборов получила История (24 %), далее Биология (20 %), за ней Математика (12 %), Химия (8 %), Основы безопасности жизнедеятельности (7,5 %), Русский язык (7,5 %), Физика (6 %), Обществознание (6 %), Физическая культура, Английский язык и Литература (3 %).

В списке неинтересных предметов первое место занимает ОБЖ (27 %), следующий предмет Химия (23 %), далее Физика (16 %), Английский язык (14%), Физическая культура (9 %), Математика (9 %), Биология (2 %).

Третий вопрос выявляет причину, по которой учащемуся интересен или неинтересен тот или иной школьный предмет.

На основе результатов можно сделать несколько выводов:

Как видно из результатов анкетирования, одним из главных критериев, по которым учащиеся старших классов определяют нравиться ему им какой - либо предмет или нет, является связь этого предмета с определенной профессией. То есть профессиональная ориентация старшеклассника, выбор собственного жизненного пути ведет за собой появление познавательного интереса. Необходимые для старшеклассника в будущем знания усваиваются и понимаются им лучше. Из-за этого возрастет и его успеваемость по определенным школьным предметам. В противном случае по окончании 11 класса ученик не будет обладать знаниями, которые позволят ему быть конкурентоспособным при переходе на следующую ступень образования. Он даже, возможно, будет не так успешен как его сверстники и в уже более взрослом возрасте, освоив интересную ему профессию.

Выводы по 2 главе

Методом изучения интересов старших школьников и их влияния на результаты обучения в данном исследовании является анкетирование: оно позволяет за короткие сроки опросить большое количество респондентов и выявить массовое какое - либо массовое явление или закономерность.

Для данного исследования была составлена анкета из трех вопросов: одного не основного и двух основных. Составленная анкета выявляет как наличие интереса к определенному школьному предмету, так и его отсутствие у учащегося старших классов, его оценку по этим предметам. Определяет причину, по которой эти предметы интересным (или неинтересными) для него. Эти данные позволили нам выявить зависимость результата обучения от познавательных интересов ученика.

Одним из главных критериев, по которым учащиеся старших классов определяют нравиться ему им какой - либо предмет или нет, является связь этого предмета с определенной профессией. Интересы должны быть вовлечены в систему жизненных целей и планов личности. Кроме того, должна присутствовать связь знаний с практикой, которая понятна ученикам, с насущными вопросами повседневной жизни, окружающей средой, "злобой дня", важными жизненными перспективами

Современная практика воспитания и обучения часто ограничивается лишь формированием у человека знаний, навыков и умений, не придавая большого значения глубоким личностным аспектам, например, таким как интересы человека.

Исходя из всего вышесказанного, становится совершенно ясным необходимость проведения исследований интересов школьников как при поступлении в школы, так и на протяжении всего пребывания в ней. Это позволит выявить интересы ребенка с первых лет обучения в школе и даст дополнительную возможность помочь учащемуся в профессиональном самоопределении.

В ходе работы были проанализированы литературные источники по проблеме изучения интересов. Также было проведено анкетирование, в ходе которого было выявлено, что профессиональный интерес является одной из главных предпосылок для формирования у старшего школьника познавательного интереса, этим объясняется стремление к наилучшему результату по соответствующему предмету.

Таким образом, гипотеза, заявленная в начале нашей работы, была подтверждена. Действительно - противоречия между познавательными и профессиональными интересами старшеклассника непосредственно влияют на его успеваемость

1. Алфёров А. П. Психология развития школьников - Р-на-Д., 2000.

2. Анискова И. Д Анкета изучения интересов учащихся / И. Д Анискова // Классный руководитель. - 2009. - № 7. - С. 85- 87.

3. Асмолов А.Г.Психология личности - М., 1990.

4. Вальян Н.С. Развитие познавательных мотивов учащихся посредством использования проблемных заданий на уроках алгебры / Н.С. Вальян // Стандарты и мониторинг. - 2008. - № 5. - С. 34 - 36.

5. Власова И.А. Стимулирование интереса учащихся к учебной деятельности / Власова И.А., Лобашев В.Д., Тропин В.Ф. // Стандарты и мониторинг. - 2006. - № 3. - С. 47 - 51.

6. Волков Б.С. Методология и методы психологических исследований - М., 2005.

7. Гузеев В.В. Система урочной и внеурочной деятельности школьника, как фактор развития их интересов / В.В. Гузеев // Завуч. - 2004. - № 4. - С. 54 - 57.

8. Дубровина Е. В. Интересы как одно из условий развития способностей школьника // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1998.

9. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. - М., 1991.

10. Климов Е.А. Психология: воспитание, обучение - М., 2000.

11. Куликов Л. В. Психологическое исследование. - СПб., 2001.

12. Мишарева Т.Н. Изучение личности учащегося в учебно-воспитательном процессе // Спутник классного руководителя 10 - 11 классы - 2009. - № 6. - С. 40 - 44.

Когда её носят?-4

Почему используют именно её?-14

Почему её называют так?-14

Анализ результатов опроса


Большая часть учащихся знают, что такое Георгиевская лента и честь какого праздника ее носят – более 70%. Как она выглядит, и ты хотел бы носить георгиевскую ленточку 9 мая - более 85%.

Также большинство опрошенных знают, как правильно носить Георгиевскую ленту - 85%. Есть среди учащихся небольшой процент, которые не правильно её носят или не знают, как правильно это делать – 14% опрошенных.

Кроме того по результатам опроса было выявлено что у учащихся есть потребность в восполнении таких пробелов знаний в вопросах: история появления георгиевской ленты -57%, почему черно-оранжевая 57%, почему используют именно её 33% , почему её называют так 33%. 14% вообще не интересуют эти вопросы.

Подведя итоги нашего исследования мы можем сделать вывод:

2. Небольшая часть обучающихся не хотят участвовать в патриотической акции и не хотят ничего знать о данном символе.

Мониторинг – определение качества образования. Это не отменяет контроль и руководство.

Существует несколько методов. Один из них – опрос.

Есть два вида опороса: анкетирование, интервьюирование.

Проводится для сбора информации по качеству образования. Второе направления – эффективность использования каких-то педагогических технологий.

Есть также анкетирование в социологическом и психологическом аспекте.

АНКЕТИРОВАНИЕ – это тематически связанные между собой вопросы открытого или закрытого типа, определенным образом упорядоченные, включающие вопросы демографического характера (семейное положение, образование)

Анкетирование должно быть единым целым, а не просто набором вопросов.

+ Анкетирования :

1. анонимность, что влияет на степень откровенности.

2. массовый характер сбора информации, отсюда – легкость подсчета, если анкета составлена правильно.

3. анкета может быть рассчитана на получение материала, касающегося других лиц.

По времени: 30- 40 минут продолжительность заполнения.

Перед тем как проводить массовое анкетирование, проводится пробное пилотирование. Запускается на одну группу, после исправляются промахи, ошибки, дополняем анкету по необходимости.

СТРУКТУРА АНКЕТЫ

Анкета должна состоять из 3 частей:

Вступительная часть – настраивает на то, чтобы человек захотел участвовать в анкетировании. Указывается, какая организация это проводит, кто проводит. Определяется цель опроса. Заполнение анкеты должно быть очень четким.

Основная часть – вначале идут контактные вопросы. Самые легкие из предложенных, вводят в проблему, не требуют особого размышления.

Цель: заинтересовать респондента.

В середине анкеты – самые трудные, ключевые вопросы. Если вопросов много, можно разбить их на блоки.

Заключительная часть похожа на вступительную. Вопросы более простые.

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ПРИ СОСТАВЛЕНИ АНКЕТ.

1. Нарушение общей структуры.

2. Отсутствие четких целей.

3. Громоздкая анкета. Очень много вопросов и не все соответствуют основной цели.

4. Опосредованное влияние на мысли респондента.

6. Не продумывание шкал. Есть шкалы номинальные, есть – порядковые.

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНКЕТЫ

Вопросы анкеты могут выделяться по форме:

Вопросы разделяются по конструкции:

- дихотамической (да-нет)

Вопросы разделяются по содержанию:

? о фактах, о знаниях;

, отражающие внутреннее состояние и отношение.

+ - легко обрабатывать. -- невозможно предусмотреть полный перечень вариантов.

Когда не рекомендуется использовать: при начальной стадии проблемы.

Открытый вопрос не предполагает жестких вариантов.

Опосредованные вопросы. Они сформулированы таким образом, когда есть возможность высказаться с позиции целой группы или коллектива. Используются когда надо выявить отношение к каким-либо негативным явлениям. При этом вопросы формулируются таким образом, чтобы звучало отношение к явлению не самого респондента, а его знакомых, других родителей.

Прямые вопросы - дают возможность получить прямую информацию. Поэтому вопросы должны быть сформулированы в личностной форме.

Дихотамические – это вопросы, которые носят взаимоисключающий характер (да-нет, выбрать один из вариантов).

-- третьего не дано.

Поливариантные вопросы – предполагают выбор одновременно нескольких вариантов. (пролангирование – отметьте в порядке значимости)

2. Использование шкалы в виде таблицы.

Вопросы- иллюстрации. Используются очень редко. Включают рисунок, который отображает ситуацию. Если анкетируют женщин, то на рисунке тоже должна быть женщина.

Система мониторинга образовательного процесса В нашем детском саду переходят на новые стандарты. Стали разрабатывать мониторинг (диагностика). Что такое образовательный мониторинг?Это.

Мониторинг – определение качества образования. Это не отменяет контроль и руководство.

Существует несколько методов. Один из них – опрос.

Есть два вида опороса: анкетирование, интервьюирование.

Проводится для сбора информации по качеству образования. Второе направления – эффективность использования каких-то педагогических технологий.

Есть также анкетирование в социологическом и психологическом аспекте.

АНКЕТИРОВАНИЕ – это тематически связанные между собой вопросы открытого или закрытого типа, определенным образом упорядоченные, включающие вопросы демографического характера (семейное положение, образование)

Анкетирование должно быть единым целым, а не просто набором вопросов.

+ Анкетирования :

1. анонимность, что влияет на степень откровенности.

2. массовый характер сбора информации, отсюда – легкость подсчета, если анкета составлена правильно.

3. анкета может быть рассчитана на получение материала, касающегося других лиц.

По времени: 30- 40 минут продолжительность заполнения.

Перед тем как проводить массовое анкетирование, проводится пробное пилотирование. Запускается на одну группу, после исправляются промахи, ошибки, дополняем анкету по необходимости.

СТРУКТУРА АНКЕТЫ

Анкета должна состоять из 3 частей:

Вступительная часть – настраивает на то, чтобы человек захотел участвовать в анкетировании. Указывается, какая организация это проводит, кто проводит. Определяется цель опроса. Заполнение анкеты должно быть очень четким.

Основная часть – вначале идут контактные вопросы. Самые легкие из предложенных, вводят в проблему, не требуют особого размышления.

Цель: заинтересовать респондента.

В середине анкеты – самые трудные, ключевые вопросы. Если вопросов много, можно разбить их на блоки.

Заключительная часть похожа на вступительную. Вопросы более простые.

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ПРИ СОСТАВЛЕНИ АНКЕТ.

1. Нарушение общей структуры.

2. Отсутствие четких целей.

3. Громоздкая анкета. Очень много вопросов и не все соответствуют основной цели.

4. Опосредованное влияние на мысли респондента.

6. Не продумывание шкал. Есть шкалы номинальные, есть – порядковые.

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНКЕТЫ

Вопросы анкеты могут выделяться по форме:

Вопросы разделяются по конструкции:

- дихотамической (да-нет)

Вопросы разделяются по содержанию:

? о фактах, о знаниях;

, отражающие внутреннее состояние и отношение.

+ - легко обрабатывать. -- невозможно предусмотреть полный перечень вариантов.

Когда не рекомендуется использовать: при начальной стадии проблемы.

Открытый вопрос не предполагает жестких вариантов.

Опосредованные вопросы. Они сформулированы таким образом, когда есть возможность высказаться с позиции целой группы или коллектива. Используются когда надо выявить отношение к каким-либо негативным явлениям. При этом вопросы формулируются таким образом, чтобы звучало отношение к явлению не самого респондента, а его знакомых, других родителей.

Прямые вопросы - дают возможность получить прямую информацию. Поэтому вопросы должны быть сформулированы в личностной форме.

Дихотамические – это вопросы, которые носят взаимоисключающий характер (да-нет, выбрать один из вариантов).

-- третьего не дано.

Поливариантные вопросы – предполагают выбор одновременно нескольких вариантов. (пролангирование – отметьте в порядке значимости)

2. Использование шкалы в виде таблицы.

Вопросы- иллюстрации. Используются очень редко. Включают рисунок, который отображает ситуацию. Если анкетируют женщин, то на рисунке тоже должна быть женщина.

Система мониторинга образовательного процесса В нашем детском саду переходят на новые стандарты. Стали разрабатывать мониторинг (диагностика). Что такое образовательный мониторинг?Это.

Читайте также: