Приоритет прав человека содержание краткое

Обновлено: 05.07.2024

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Законодательство РФ и в первую очередь Конституция РФ защищают права и свободы человека и гражданина. Эти права, кроме того, являются непосредственно действующими.

Субъективное право – это действительная возможность личности поступать по собственному усмотрению, осуществлять самостоятельно выбор юридически значимого поведения. Диспозитивность конституционных норм выражается в предоставлении человеку права самому решать, как использовать свои права или вовсе их не использовать.

Субъективное право имеет следующие признаки:

1) оно предусмотрено нормой права;

2) оно гарантировано государством;

3) оно является мерой возможного поведения лица.

Государство характеризует ряд прав и свобод как неотчуждаемые, естественные и присущие с рождения.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина заключается в том, что права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, т. е. силой государственного принуждения.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина является обязательным в правовом государстве.

Положения Конституции РФ, касающиеся прав и свобод, сходны с соответствующими положениями международных документов, таких как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Устав ООН и т. д.

Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Перечень основных прав и свобод, закрепленный в Конституции РФ, составляет основы правового статуса личности в РФ. Следует иметь в виду, что этот перечень не является исчерпывающим. Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы граждан.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Так, в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Однако и в этом случае не подлежат ограничению такие права и свободы, как право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, свобода совести, право на судебную защиту, право на получение квалифицированной юридической помощи, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, презумпция невиновности, право на пересмотр приговора вышестоящим судом, право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Поскольку правовой статус личности имеет для законодателя первостепенное значение и должен быть стабильным, изменения положений главы 2 Конституции РФ возможны только в особом порядке.

Каждому праву соответствует определенная обязанность. Свои права граждане вправе использовать в такой мере, в какой это не нарушает права других граждан. Злоупотребление правами запрещается.

Во-первых, права человека являются универсальными и индивидуальными, это означает, что они распространяются в отношении всех людей, независимо от пола, национальной и расовой принадлежности, возраста и т.д., и принадлежат каждому индивиду, вне независимости от его социального положения.

Во-вторых, права человека имеют внутригосударственную природу: государство имеет право закреплять эти права в своем действующем законодательстве, но при этом важно отметить, что они не порождаются и не создаются им. В этом смысле права человека представляются естественными правами, представляющиеся человеку при рождении, которыми обладает личность, вне зависимости от воли государства и нередко вопреки ему[1].

В-третьих, признание прав человека предполагает, что страна обязана отказаться от вторжения в сферу личных свобод и поэтому предоставляет защиту от вмешательства в нее государства. В связи с этим можно отметить, что существует перечень особенностей, которыми обладают отношения между человеком и государством, которые в свою очередь становятся все более значимыми в современном мире для осознания идеи наличия у индивида правосубъектности в рамках международного права:

  • В значительной мере в процессе установления данных отношений участвует не только государство, в лице его представительных органов, но и сама личность. Таким образом эти отношения регулируются путем закрепления некоторых положений как в конституциях, так и в других законах. Участие личности в данном процессе осуществляется лишь благодаря институтам непосредственной и представительной демократии. Осуществляя законодательную деятельность, орган Высшего народного представительства принимает законы и конституцию. Таким образом нормативно правовые акты создаются не конкретным индивидом или обществом, а его представителями[2]. Непосредственная демократия осуществляется через проведение выборов и референдума.
  • Характер данных взаимоотношений можно определить через их взаимные ответственность и обязанности друг перед другом. Главным для нас представляется то, что государство в настоящее время, принимая участие в тех или иных международных договорах по правам человека, несет ответственность не только перед государствами-участниками, но и перед личностью[3].
  • Если же государство и личность будут нести встречные обязанности, то это может поспособствовать развитию социальных, политических и экономических, составляющих жизни государства[4], а так же укреплению государственного суверенитета и осуществлению гарантий прав и свобод человека и гражданина.
  • Двусторонние отношения между государством и личностью, что означает, что они обязаны сотрудничать друг с другом, а также нести равную и общую ответственность[5].

В основу интернационализации прав человека и легли вышеуказанные особенности современных прав личности.

В свою очередь Т. Бекназар-Юзбашев, не раскрыл само понятие прав человека, а отметил, что «возникновение и развитие современного понимания прав человека неразрывно связано со следующим кругом проблем:

  • морально-философское обоснование прав человека (универсальные права человека);
  • их институционная конкретизация в рамках определенного государственно-политического порядка (конституционные или основные права человека);
  • надгосударственная или интернациональная защита свобод личности (международные права человека)[7].

Профессор М.В. Баглай под правами человека понимал исходные, присущие всем людям от рождения права независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет[8].

Чиркин В.Е., раскрывая понятие прав человека пришел к выводу, что это абсолютные, неотчуждаемые, естественные, неограничиваемые права, принадлежащие человеку (в том числе и не гражданину) в силу его рождения как личности[9].

По мнению Б.С. Эбзеева права человека – это такие права, которые принадлежат каждому гражданину в отличие от привилегий, которые распределяются согласно занимаемому индивидом места на социальной лестнице.

Так же существуют иные понятия прав человека.

Права человека вне зависимости от того, закреплены ли они во внутреннем законодательстве или нет не могут быть ограничены внутригосударственными или национальными рамками, поскольку они являются объектом международного права, а так же являются естественными и неотъемлемыми. Если государство закрепляет в своем законодательстве права человека, то они становятся и правами гражданина этой страны.

Права человека и гражданина представляют собой комплекс естественных правомочий, выработанных в процессе развития общества и которые получили отражение во внутригосударственных правовых актах. Государства обязаны закрепить эти права в своих конституциях и иных законах, а так же обеспечить их реализацию и защиту. Таким образом человек становится членом государственно-организованного сообщества

Главной идеей прав человека является то, что интересы личности, в отличии от интересов государства являются абсолютными. Интересы никогда не могут стоять превыше достоинства личности.

Остается не рассмотренным вопрос, касающийся соотношение прав и обязанностей. До этого существовал следующий порядок: вначале обязанности, затем права; то есть обязанностям придавалось большее значение. Но большинство ученых придерживается точки зрения, выраженной в 29 статье Всеобщей декларации: каждый человек имеет обязанности перед обществом, но должен при осуществлении своих прав и свобод подвергаться только таким ограничениям, какие учитывают права и свободы других личностей и отвечают требованиям морали. Это означает, что на первом месте выступают права, поскольку только при их наличии возможно добровольное выполнение обязанностей.

Существует и так называемый демократический подход, согласно которому права конкретной личности обладают приоритетом на правами нации.

Реализация всех прав человека неразрывно связанна с экономическим состоянием страны. Поскольку такое право, как право на жилище не сможет быть реализовано государством, если на его территории не будет построено достаточно жилых помещений для его граждан. Это и касается и права на труд, свободное передвижение, выезд и въезд из страны, отдых и социальное обеспечение и т.п[11].

Для обеспечения всеми государствами основных прав и свобод Генеральной Ассамблеей ООН были провозглашены международные стандарты в этой области.

  • Право на собственность (то есть женщина должна иметь возможность совершать все манипуляции со своим имуществом (продавать, дарить, приобретать, закладывать и т.д.) вне зависимости от того, когда она у нее появилась, до замужества или во время замужества).
  • Право на наследование (ни один мужчина семейства не имеет право претендовать на долю в наследстве женщины).
  • Право реализацию в обществе (в Коране не имеется ни одного положения, не дающего право работать женщине, особенно в тех сферах, , которые отвечают женской природе и в которых наиболее остро нуждается государство; помимо этого не наблюдаются и ограничения для проявления своих знаний, способностей и талантов, которыми обладает конкретная женщина).
  • Право на получение образования наравне с мужчинами (Самим Пророком Мухаммедом было сказано, что каждый верующий мусульманин обязан стремиться к получению знаний).
  • Право выйти замуж и выбирать супруга только с согласия женщины.

Рассмотрев существующие в науке определения, можно прийти к выводу, что права человека — это система универсальных, то есть действующих в отношении всех людей, вне зависимости от пола, национальности, вероисповедания, социального положения прав:

  • закрепленных в действующем международном и внутригосударственном законодательстве;
  • гарантируемых, защищаемых и осуществляемых во всех без исключения государствах;
  • обеспечиваемых основными международными принципами и нормами права;
  • предусматривающих международно-правовую ответственность государств за их игнорирование и невыполнение;
  • предполагающих защиту как на внутригосударственном уровне, так и на международном уровне[12].

[1] Данная точка зрения свойственна западным авторам и во многом разделяется российскими международниками. См.: Lauterpaht H. International Law and Human Rights. L., 1950; Бекназар-Юзбашев Т. Права человека и международное право. М, 1996. С - 295

[2] Однако сами эти представители есть личности данного конкретного общества.

[3] Многие авторы считают данное положение одной из особенностей современного международного права в области прав человека. См.: Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989. С. 147.

[4] См.: Ледях И.П. Социальное государство и права человека (из опыта западных стран) // Социальное государство и защита прав человека. М., 1994. С. 22-23.

[5] См.: Златопольский Д.Л. Государство и личность: основы взаимоотношений // Вестник Московского университета Сер. 11. Право №1. 1193. С. 312

[6] См.: Международное право. Словарь-справочник / Под общей редакцией академика МАИ, д.ю.н. В.Н. Трофимова. М., 1997. С. 234.

[7] См.: Бекназар-Юзбашев Т. Указ.соч. С. 13

[8] См.: Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2013. С. 120.

[9] См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2014. С. 54.

[10] См.: Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право Российской Федерации. М., 2010. С. 135.

[11] См.: Авакьян С.А. Теория государства и права. М.: Юстицинформ, 2015. С. 52

[12] См.: Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 2011. С. 48.

Статья 2 Конституции РФ провозглашает права и свободы человека, его самого — высшей ценностью государства. В этом конституционном положении выражена идея приоритета прав и свобод человека над интересами государства. Смысл нормы в том, что она подчеркивает человека как первооснову государства, а значит, государство — явление вторичное по отношению к обществу, на него возлагается обязанность соблюдать и защищать права и законные интересы людей.

Эта идея, как нельзя лучше, отвечала насущным потребностям тоталитарного государства с режимом неограниченной власти его руководителя.

Отсутствие демократических традиций в обществе во многом способствовало становлению в стране тоталитарного режима, что до сих пор сказывается на политической жизни страны. Идея приоритета

Отсутствие демократических традиций в обществе во многом способствовало становлению в стране тоталитарного режима, что до сих пор сказывается на политической жизни страны. Идея приоритета

Понятие сруктура местных бюджетов.Бюджетный процесс.

Местный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций МС.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет на местном уровне существует в виде бюджета муниципального района.

Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета осуществляется ОМС самостоятельно. ОМС в порядке, установленном ФЗ, представляют в соответствующие органы власти отчеты об исполнении местных бюджетов.

Проект местного бюджета, решение о его утверждении, сведения о ходе исполнения бюджета, отчет о его исполнении подлежат официальному опубликованию.

В зависимости от соотношениях доходной и расходной части бюджет может быть профицитным и дефицитным. Когда соответствующей доходной части не достаточно для обеспечения необходимых расходов данного МО, из средств регионального бюджета такому МО выделяются дотации на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов и формирования минимально достаточного бюджета.

а) Собственных доходов; Относятся: местные налоги, штрафы, пожертвования.

б) Субвенций – это денежные средства, выделяемые вышестоящим бюджетом для финансирования полномочий переданных из центра на места;

в) Дотации - это средства, выделяемые из вышестоящего бюджета, покрывающие дефицит регионального бюджета для осуществления для обеспечения минимальной бюджетной обеспеченности на одного жителя территории.

г) Субсидии – это средства, выделяемые для софинансирования расходов по содержанию предметов совместного ведения (например, на содержание федеральных трасс)

3. Заимствования местных бюджетов (большинство местных бюджетов утверждаются с дефицитом).

Статья 2 Конституции РФ провозглашает права и свободы человека, его самого — высшей ценностью государства. В этом конституционном положении выражена идея приоритета прав и свобод человека над интересами государства.

Смысл нормы в том, что она подчеркивает человека как первооснову государства, а значит, государство — явление вторичное по отношению к обществу, на него возлагается обязанность соблюдать и защищать права и законные интересы людей.

Отсутствие демократических традиций в обществе во многом способствовало становлению в стране тоталитарного режима, что до сих пор сказывается на политической жизни страны. Идея приоритета

Читайте также: