Царь павел лунгин краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Этот фильм о трагедии человека, принявшем на себя царский венец – ответственность за свой народ и за всё государство. Фильм о трагедии верующего царя, который хочет творить добро и любовь, а вынужден судить предателей земли русской.
Царь постоянно цитирует Евангелие, и одновременно казнит изменников.
Но мало читать молитву, чтобы быть верующим!

Вечная проблема всех правителей: можно ли быть моральным человеком, оставаясь во власти?

Митрополит Филипп олицетворяет собой жизнь по заповедям божьим. Он просит царя поступать по примеру Христа и прощать врагов своих.
– А кто истребит зло и измену, кроме меня? – вопрошает Иван. – Кто злодеев-то в узде держать будет?!
Но священник не хочет понять царя.
– Оглянись, что ты с державой своей творишь, своих людей казнишь без вины, государь! Сказано, прощайте, и вам прощено будет.
– Всех прощать? Так и погибли великие города и царства.

Возможно ли жить в миру по заповедям Божьим?
Искать мир в монастыре или строить монастырь в миру?
Чему служить: царству земному или небесному?

– Великий грех творишь, Государь, – говорит митрополит Филипп.
– Для государя грех один – когда город сдан, – отвечает Иван Грозный.

Ох, тяжела ты шапка Мономаха!
Царь предлагает Филиппу попробовать взять на себя ответственность за судьбу государства и судить изменников. Но Филипп уклоняется.
– Признаю их вину, а судить не стану.

– Ад мы несём в себе, – объясняет Филиппу царь Иван.
И он прав, ибо Ад – это жизнь без любви!

Сам Павел Лунгин так охарактеризовал свой фильм: "Фильм этот – не развлечение и не игровой блокбастер, а труд для ума и души. Петр Мамонов и Олег Янковский – на экране олицетворяющие Власть и Совесть – верят в Бога и любят Россию, не мысля себя без своего народа – но как же по-разному они это понимают! Исступленная, больная, искалеченная вера Ивана Грозного (Мамонова) бешеным ураганом налетает на спокойную, тихую, благую веру митрополита Филиппа (Янковского) – и вокруг льется кровь, вокруг на глазах зарождается та Россия, в которой мы живем и по сей день".

Этот фильм о людях, об их трудной судьбе в трудных исторических обстоятельствах.
Даже опричники – это первая служба безопасности государства – при всей их дурной славе, показаны людьми, которым ничто человеческое не чуждо. Малюта Скуратов тоже нуждается в любви – любит своего сына калеку. Это работа у него такая – допрашивать предателей и казнить изменников.

Для меня главная проблема фильма: допустимо ли для правителей ради сохранения собственной власти преступать законы моральные и человеческие, а также законы юридические (ими же самими установленные).
Мораль подчинена политике или политика должна подчиняться морали?

Надо признать, что борьба за власть часто напоминают борьбу в джунглях за источники существования. Но даже звери не жрут друг друга, как это делает человек. Ни один вид в природе не ведёт такой внутривидовой борьбы, как воюют между собой люди.
В борьбе за власть морали и совести нет места, – здесь все средства хороши.

В 1565 году Иван Грозный объявил о введении в стране Опричнины. Указ о введении Опричнины был утверждён высшими органами духовной и светской власти — Священным Собором и Боярской Думой. Однако, по другим данным, члены Собора 1566 г. резко протестовали против опричнины, подав челобитную об отмене опричнины за 300 подписей; все челобитники были немедленно посажены в тюрьму, но быстро выпущены, 50 подвергли торговой казни, нескольким урезали языки, трёх обезглавили.

Причинами введения опричнины историк В.Б.Кобрин считает проявлением конфликта двух программ централизации России: путём медленных структурных реформ или стремительно, силовым путём. Историки считают, что выбор второго пути обусловлен личным характером Ивана Грозного, не желавшего слушать людей, не согласных с его политикой. Таким образом, после 1560 года Иван становится на путь ужесточения власти, который привел его к репрессивным мерам.

При вступлении на престол Иоанн унаследовал 2,8 млн кв. км, а в результате его правления территория государства увеличилась почти вдвое — до 5.4 млн кв. км — чуть больше, чем вся остальная Европа. За то же время население выросло на 30-50% и составило 10-12 млн человек.
Однако всё, на что Иван Грозный жизнь положил – единство Руси – потомки разбазарили. То, чего боялся царь Иван, то и случилось – разодрали страну бояре. Как умер Иван Грозный, так началась эпоха смутного времени и польской интервенцией с лжедмитриями и разделом страны.

Видимо Россия с её необъятными просторами может существовать только как единое государство с сильной авторитарной (или тоталитарной) властью.
Или будет сильная Россия, или не будет России. Это мы хорошо увидели на примере распада Советского Союза.

История повторяется, потому что ничему не учит тех, кто не хочет у неё учиться.

22 марта 1568 г. Митрополит Филипп в Успенском соборе отказался благословить царя и потребовал отменить опричнину. В ответ опричники насмерть забили железными палками слуг митрополита, затем против митрополита был возбужден процесс в церковном суде. Филипп был извергнут из сана и сослан в Тверской Отрочь монастырь.

Иван Грозный считал себя человеком глубоко верующим. Будучи опричным игуменом, царь исполнял все монашеские обязанности. В полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра – к заутрене, в восемь начиналась обедня. Царь показывал пример благочестия: сам звонил к заутрене, пел на клиросе, усердно молился, а во время общей трапезы читал вслух Священное Писание. В целом, богослужение занимало около 9 часов в день.

В фильме Павла Лунгина царь Иван говорит:
– Может я и грешник по делам-то своим, как человек-то я и грешник, но как царь-то я праведен!

 (220x220, 25Kb)

Неужели власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно?

Имеет ли право властитель жертвовать частью отряда ради того, чтобы спасти всё войско? И разве само войско не есть та доля народа, которая жертвует собой, чтобы выжил весь народ и сохранилось государство?
На войне и невозможно иначе: кто-то должен погибнуть, чтобы спасти остальных!
Тактика любого боя – жертвовать арьергардом ради сохранения отступающих.

В этом метафизический смысл данной проблемы. Если жизнь имеет смысл, то должна быть и цель жизни. Но тогда жизнь подчинена этой цели и является лишь средством её достижения. И во имя цели можно пожертвовать жизнью.
Но если жизнь самоценна и превыше всего, то тогда желанием выжить во что бы то ни стало можно оправдать всё что угодно, любую подлость.

История древнего Рима поучительна. Авторитарные (как и тоталитарные) режимы неминуемо ведут к тирании и в последующем к своей гибели.
У власти свои закономерности. Иван Грозный, как и Сталин, не исчадье ада, а правитель, который действовал в своих исторических обстоятельствах необходимым образом. Какова радость царём быть?!

Государственная власть, наверно, как никакая другая, подчиняется необходимости, и только внешне напоминает произвол. Что бы ни говорили, а власть – это прежде всего ответственность, причём за весь народ ответственность!

Был ли царь Иван Васильевич безумен?
Когда я работал в НИИ комплексных социальных исследований Ленинградского университета, у нас выступал профессор исторического факультета Р.Г.Скрынников. Он рассказывал о своей новой книге об Иване Грозном, где убедительно разоблачил гипотезу американского исследователя профессора Э.Кинана из Гарвадского университета, утверждавшего, что Иван Грозный был сумасшедшим. Э.Кинан выступил с тезисом о подложности переписки Грозного и Курбского, на основании того, что будто бы не сохранилось ни одного документа, подтверждающего, что царь Иван Васильевич умел читать и писать.

Таинство русской души иноземцы склонны объяснять сумасшествием, только потому, что не в состоянии понять и объяснить странные поступки ненормальных русских. А объяснить не могут, потому что не могут принять. Поэтому и Достоевского называют сумасшедшим, и Ивана Грозного. Мы же, не ища никакой выгоды для себя, мечемся из стороны в сторону в поисках Бога, Веры, Любви.

Я против демонизации власти. Быть может, потому, что в одно время учился на юридическом факультете с нынешним президентом России.
Говорить, что у правителя нет души, значит показывать полное непонимание человеческой психологии!

Интересно, как будущие историки будут оценивать антитеррористическую операцию в Чечне?

А не была ли борьба за самодержавную власть Ивана Грозного с боярской думой в тех исторических условиях вынужденной? Разве Россия тогда была готова к демократии по новгородскому образцу? Очевидно, что семибоярщина вела к распаду страны, который мы пережили в 1993 году.
К чему привела феодальная раздробленность России, хорошо известно – к трёхсотлетнему монголо-татарскому игу!


“Не делай добра, не получишь зла” — вот истина, которую я усвоил с детских лет, и никогда в ней не обманулся. Ты никогда не убедишь меня в том, что нужно любить врагов и благословлять проклинающих нас. Как с тобой поступают, так и сам поступай; тебя обманывают, и ты обманывай. “Око за око, зуб за зуб”, — сказано в Законе.

«Людей удерживает от преступления страх мести, а отнюдь не прощение. Если хочешь, подставляй другую щеку; я же не идиот, чтобы, когда у меня отнимают рубашку, отдать и верхнюю одежду. Ты сумасшедший или дурак, а может быть, действительно не от мира сего, если полагаешь, что добром можно победить зло. Глупец! Врага нужно ненавидеть. Это ясно даже ребенку!

Народу нужны не слова, а дела. Вид смерти и запах крови убеждает больше, нежели россказни о посмертном воздаянии претерпевшим до конца муки земные. Люди более ценят сильных политиков, чем сладкоречивых проповедников.

Народ не хочет и не должен знать всей правды. Зачем простым людям это тяжкое бремя? В неведении они находят желанный покой. Пусть знают лишь те, кто несет ответственность за народ.
Людям не нужна свобода. Народу нужен порядок! А значит, и власть.

Людям нужно простое человеческое счастье. Но прежде всего свобода. А свобода завоевывается силой. Поэтому нужно прогнать из страны чуждых завоевателей и сделать царем твердого и волевого человека. Только сильный правитель может обеспечить порядок, творить добро и вершить справедливость. В том и состоит любовь к своему народу, чтобы желать ему хорошего царя.

Народу нужна власть, потому что без нее нет порядка. Мы взяли на себя груз ответственности, в котором больше проклятий, чем славы, и не можем отказаться, поскольку отвечаем за весь народ, а не только за самих себя, как обычные люди. Ты обвиняешь нас в лицемерии, но мы не можем руководствоваться простой человеческой моралью и следовать заповеди “не убий”, когда интересы народа требуют расправы над непокорными.

ТРЕЙЛЕР фильма "ЦАРЬ"

Ты думаешь, я свободен? Нет, я тоже заложник, заложник власти. Когда добиваешься власти, думаешь, что используешь её во благо людей, чтобы служить добру, а потом незаметно сам начинаешь служить власти. Власть подчиняет себе людей!

Я ведь такой же человек, как все. Но всё-таки прежде из-за желания пользу своей стране принести. Цель моя — благо народа. Я хотел сделать людям как лучше, реформы провести. Но люди ленивы и не хотят ничего менять, к чему приспособились. Как можно в таких условиях проводить преобразования? Ответ один — только силой! Любые реформы — необходимость, и почти всегда они требуют принуждения. Власть — это принуждение, а принуждение — это сила.

На самом деле, у меня не было выбора. Гибель этих людей была необходима ради сохранения целостности государства. Я не мог поступить иначе! Необходимость вынуждает меня поступать таким образом. Когда речь идет о сохранении государства, морали нет места. Ради государства любое зло есть добро. Да, гибнут люди. Но что поделать? Лес рубят — щепки летят. Что значат какие-то жертвы, когда на карту поставлена целостность государства! Цель оправдывает средства. Победителей не судят! Если одержана победа, народ забывает средства её достижения. Правителем становится тот, кто не боится переступить через мораль и совесть, кто способен на любые необходимые для государства меры!

Это только кажется, что я свободен и могу поступить, как хочу. Нет, я ещё более несвободен, чем кто-либо. Чем больше ответственности, тем больше несвободы. Я вынужден подчиняться государственной необходимости и руководствоваться требованиями политической целесообразности. Я не могу поступить иначе. Такова логика власти! Я должен делать то, что требуют от меня обстоятельства! Как человек, я могу с этим не соглашаться, но как высшее должностное лицо, не вправе поступить иначе, — интересы народа требуют!

Ты думаешь, это я управляю событиями? Нет, это они управляют мной. Всё подчиняется железной логике событий, и даже при желании невозможно ей воспротивиться. Это своего рода закон, и пытаться пренебречь им всё равно что спорить с законом всемирного тяготения. Я действую не как хочу, а в силу политической необходимости, выражая волю большинства.

В политике обиды никто никогда не забывает. Даже если на словах прощает, при удобном моменте обязательно отомстит. В политике предательство не предательство, а целесообразность или необходимость. Иначе нельзя — или ты, или тебя. Такова формула власти. Здесь ты один!

Ты не представляешь, как тяжело быть одному! Я слышу только лесть и ложь, ложь и лесть. Никто правды не скажет, никто! И лесть плоха, и правда нехороша. Поверь, я не с врагами своими воюю, а с врагами народа, с врагами государства. Они загнали меня в угол. Требуют суда, в результате которого мне грозит тюрьма. Остаётся только защищаться. Любой другой на моём месте поступил бы точно также. Да, приходилось людей на смерть посылать, но иначе было нельзя, иначе ещё больше бы крови пролилось. Я ведь не для себя старался, — для народа! А люди неблагодарны: они зло лучше понимают, чем добро, видят только плохое, судят, не думая, как тяжело мне было принимать непопулярные решения. Если бы и они искренне любили свой народ, как люблю его я, они поступили бы точно также. Спасая всех, нужно пожертвовать немногими!

Ты, может, думаешь я не испытываю угрызений совести? Испытываю. От того и сплю плохо, и здоровье ни к чёрту. Чувствую оцепенение власти. А впереди бездна! И обратного пути нет. Вокруг предатели, изменники среди ближайших друзей, постоянные угрозы заговоров. Желающих занять моё кресло хоть отбавляй. Все, все предали! Я никому не верю! Никому! Даже себе!

Мучаюсь, во многом раскаиваюсь, но сделанного не воротишь. Несчастный я человек! Народ меня не любит, проклинает. А ведь когда-то любил. Никто, никто меня не оправдает, потому что не знают, как это трудно — быть правителем! Но если не я, то кто же?!
Я не боюсь людского приговора, я боюсь приговора истории!


Несмотря на то, что ещё в мае 2009 года был издан Указ Президента РФ Д. А. Медведева о противодействии попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, мы вынуждены констатировать, что сей документ, к сожалению, на некоторых лиц, не возымел должного воздействия. Лиц, которые длительное время занимались одним и тем же гнусным делом — подделкой нашей родной русской истории, разрушающей нашу самобытность, самосознание и мироощущение.


Таким ли был наш грозный Царь, каким он показан в фильме? Соответствует ли всё это исторической действительности?

Прибегая к анализу исторических событий, описанных в фильме, и соотнося с реальными фактами, запечатлёнными в истории родного Отечества, следует сделать закономерный вывод о том, что фильм целиком построен на исторических баснях, побасёнках, слухах, сплетнях, мифах — одним словам недостоверной, сфальсифицированной информации.

В киноленте описываются события, связанные с взаимоотношениями Ивана Грозного и святого Филиппа, митрополита московского. Причём эти личности противопоставляются друг другу. То, что показывает в своей картине Павел Лунгин, никак не соответствует исторической действительности. Пересказывать весь тот бред, что лживо изображен в фильме — нет смысла. Намного разумнее преподнести объективное видение событий того времени.

В начале исторического повествования необходимо отметить, что эпоха царствования Ивана Васильевича была поистине грозным временем. В малом возрасте русский царь потерял своих родных — мать и отца. А затем пережил годы издевательства и глумления бояр, тогдашней аристократии. Будущий государь русского царства позднее вспоминал, кормили его кое-как, а одевали в обноски. Иван Васильевич памятовал о том, как он с младшим братом играл на полу, а Иван Шуйский, развалясь на лавке, ещё и на постель покойного великого князя ногу в сапоге закинул… Издевательства бояр, не знали предела. Однако жировала эта боярская кодла недолго. Царь воздал всем по заслугам. И всё же заговоры, продолжали плодиться в дворянском сословии один за другим. И это совершенно неудивительно, поскольку Иван Васильевич активнейшим образом принялся за развивитие государства (вспомним его реформаторскую деятельность), превращая его в могущественное царство. А Россия, как известно, сильной, могучей и великой никому не нужна. Очередной узел интриг завязался как раз вокруг избрания нового митрополита, т. е. главы Православной церкви.

И всё же государь Пимену не дал ходу! Назвал игумена Соловецкого монастыря св. Филиппа (Колычева). Он происходил из боярского рода, действительно был подвижником, квалифицированным богословом. Филипп вообще являлся одним из учёнейших людей своего времени — был талантливым физиком, механиком, инженером, хозяйственником. В архиве сохранились десятки его изобретений, которые он внедрял в своём монастыре. Это и гигантские гидротехнические сооружения с хитрыми трубопроводами, когда вода из 52 озёр подавалась к мельницам, приводила в движение меха и молоты кузниц. И механическая сушилка, веялка, и устройство для разминки глины при изготовлении кирпичей, и даже оригинальные устройства, ускоряющие изготовление кваса.

В 1568 г. аристократия начала готовить очередной государственный переворот с целью свержения русского царя. Планировалось схватить государя во время боевых действий и выдать Сигизмунду, королю литовскому, а на трон возвести Владимира Андреевича. И действительно, когда царь в октябре направлялся в стан русского воинства, к нему стали поступать настораживающие сведения.

Оказалось, что король литовский гораздо раньше русских, ещё в сентябре, собрал большое войско, но ведёт себя странно — маневрирует вблизи границ, ничего не предпринимая. Что-то ждёт. А от пленных и агентуры узнали, что именно ждёт. Переворота в России! Эти планы подтверждены документально, сохранилась переписка между Сигизмундом и Радзивиллом, где упоминалось: литовцы действительно рассчитывали на выступление оппозиционных бояр. Царь данных документов, конечно же, не читал, он понял: нити заговора в любом случае должны вести к Владимиру Старицкому. Двоюродный брат находился с ним в ставке, Грозный нажал на него, тот перепугался и заложил заговорщиков. Продолжать поход после раскрытия заговора было бы безумием. Иван Васильевич отменил операцию и выехал в Москву.

Тем временем в Москве шло следствие. Выявляли заговорщиков и воздавали им по их заслугам. Руководителя заговора — Фёдорова — казнили. Тем не менее, полностью комплот выявлен не был. Удалось отсечь только одну из ветвей, основная часть уцелела. И уже вскоре она проявила себя.

Но и св. Филиппа, несмотря на все усилия, оппозиция не смогла сделать противником царя. Когда раскрылся заговор Фёдорова, митрополит выступил в поддержку политики Ивана Грозного, публично обличал епископов, которые сочувствовали изменникам. А это опасно. Как свергнуть царя, если первосвятитель осудит переворот, обратиться к пастве? Ну а подхлестнуло злоумышленников ещё одно обстоятельство. Св. Филипп обнаружил, что в церкви сохранилась ересь, начал собственное расследование. И это было ещё опаснее — позже открылось, что к еретикам принадлежал ни кто иной, как Пимен.

Создали Освящённый Собор. Для его подготовки Пимен три месяца провёл в Москве. Филиппа судила не светская власть, а церковная. Конечно, царь мог бы взять его под покровительство. Но не взял. Он же сам обязался не вмешиваться в церковные дела. Хотя, наверное, сыграло свою роль другое — долгое наушничество и клевета. Если митрополит, в самом деле оппозиционер, враждебно относится к царю, с какой стати его выгораживать? Однако и судить его Иван Грозный не стал и в заседаниях не участвовал.

Через некоторое время заговор против государя был полностью раскрыт. Тогда же открылась и клевета на св. митрополита Филиппа. После чего Иван Васильевич моментально отправляет к нему своего доверенного Малюту Скуратова. Зачем отправил, признал даже Курбский: просить святителя о благословении и возвращении в Москву. Потому что Иван Грозный как раз в это время оповестил духовенство о созыве Освящённого Собора, против Пимена и прочих еретиков! Но у заговорщиков оставались люди рядом с самим царём. Св. Филипп был слишком опасным свидетелем, он и сам многое узнал о сектантах. А охранял его ещё один человек заговорщиков, пристав Стефан Кобылин. Кто-то дал знать… Когда Малюта прибыл к св. Филиппу, он застал его только что умершим — от печного угара. Опричнику ничего не оставалось делать, кроме как доложить царю и арестовать Кобылина за плохое содержание митрополита. Но даже эта сцена в фильме Лунгина перевёрнута с ног на голову.

От справедливого наказания не ушёл никто. Карающий меч русского царя обрушился на всю ту поганую боярскую кодлу, погубившую русского митрополита и близкого русскому государю сподвижника.

Нам следует остановиться ещё на ряде несоответствий. Мы должны обратить своё внимание на образ супруги государя, предстающей дикой, психически неуравновешенной, взбалмошной бабы, получающей удовольствие от жестоких наказаний и прочих извращений. А так ли на самом деле? Неужели русский православный государь, бывший одним из самых образованных людей своего времени мог позволить себе такое. Нет! Это очередное фарисейство! Однако историческим фактом является то, что супруги русского царя, извините за выражение, дохли как мухи. Четыре раза Иван Васильевич играл свадьбу, и четыре его жены — Анастасия, Мария Темрюковна, Марфа, Анна Колтовская — умирали при крайне странных обстоятельствах в расцвете лет. Но эти обстоятельства были установлены. Гораздо позднее.

Поражает дикий навет на опричнину, представленную в киноленте как группу безбашенных отморозков. Что самое главное — совершенно ясно, чем руководствовались создатели фильма в изображение этого института государственной власти времён царя Ивана — творениями некого немца Штадена (якобы опричника, по фильму), Таубе и Крузе — ливонских авантюристов, о которых мы упоминали чуть выше, и, конечно же, сочинениями предателя царя и Отечества Курбского. Безусловно — это что ни на есть самые веские аргументы.

В опричнине состояли люди с земли, а иными словами черносотенцы, сыны православных священников и казаки.

Быт их и устройство жизни напоминали духовно-рыцарские ордена Европы. Из 300 опричников, отобранным самим царём, была образована братия. Поэтому опричное войско представляло собой, говоря современным языком, службу безопасности царя, своеобразный кремлёвский полк.

- только за период правления Генриха VIII (что предшествовало вступлению Ивана IV на престол) и только за бродяжничество в Англии было повешено свыше 72 тысяч ни в чём не повинных людей, согнанных с земли в ходе так называемых огораживаний;

- во времена Ивана Грозного католическая церковь еретиков сжигала тысячами. В одной Варфоломеевской ночи было вырезано примерно 80 тысяч протестантов.

Для умирающего царевича позировал писатель М. В. Гаршин, который впоследствии сошёл с ума.

Царём Александром III картина была запрещена к публичному показу. А выставленная впервые при Николае II, она была изрезана молодым человеком, который по профессии своей был иконописцем.

У Репина вскоре после завершения работы над картиной необъяснимо стала сохнуть правая рука. Причину врачи так и не определили…

XVI век, Московская Русь, сдерживающая натиск войск Сигизмунда или, на русский манер, Жигимунда. Царь Иван IV Грозный (Пётр Мамонов) убеждает игумена Соловецкого монастыря Филиппа Колычева (Олег Янковский) принять сан митрополита. Но милость государя сменяется на гнев после того, как Филипп, видя творимые самодержцем беззакония, открыто выступает против него. Низложенного митрополита заточают в монастырь.

Рецензия
© Евгений Нефёдов, 2009.11.28Авторская оценка: 2/10

Отзывы зрителей

Было желание сходить именно на этот фильм, тк Остров мне сильно понравился.
По мне фильм не дотянут. Может это на фоне недавно просмотренного Андрея Рублева. Мне сложно понять чего, но фильму чего-то не хватает. Герои сталкиваются, но не находят взаимопонимания, не идут на компромиссы.
До чего доходит Иван IV в конце фильма вполне понятно, но как этого можно избежать? Альтернативы нет и даже не рассматриваются. Царя можно понять. Народ вокруг - сволочь, которая хочет урвать по больше. "Как человек я грешен, но как царь я праведен! ". Но правление железной рукой ни к чему хорошему не приводит. Митрополит так и вовсе не желает мараться, убегает и останавливается на спасении лишь своей души. Хотя он единственный человек, кто мог бы помочь Царю. В общем все остаются при своем.
PS Для тех кто будет смотреть - не обращайте внимание на историю. Фильм не о ней, фильм о двух людях, а остальное только антураж.

Мне нравится, что фильм начинается с того, что Пётр Мамонов читает Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Меня всегда завораживал этот текст и я запомнила его с первого раза, как услышала.
Близок взгляд режиссёра на личность Царя Ивана Васильевича. Мне кажется, что у него было много страхов, фобий, суеверий. Да и тяжёлое время было. Особенно, если ты царь.
Если о кино, то видео и аудио ряд - отличные. Операторская работа на высоте. Какая приятная не_резкость на лицах иногда.
Удивил, приятно, Охлобыстин (роль шута). Ярко сыграл, дико. Роль царицы тоже яркая и дикая. Одна из самых сильных сцен, для меня, когда она скатывается на санях и Шут начинает цитировать Апокалипсис, произнося ". я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее, и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. "
Об остальном трудно судить. Есть фильмы, в которых Бог чувствуется ближе и сильнее (у Тарковского). Я не считаю, что этот фильм кого-то в какой-то степени осуждает царя Ивана Грозного как историческую личность и великого правителя. Друзья говорят, что эта кинолента позорит нашу страну и выставляет чуть ли не главного её правителя в роли дурака. Образ уходит гараздо глубже. А сделать любые обидные выводы можно из чего-угодно - это вопрос воспитания.

Мой совет - смотреть.

storyinaglass. blogspot. com

Ну так Московия это Московия, а Киевская Русь, это Киевская Русь. тогда просто корректней писать надо.

Спокойно посмотреть фильм и оценить его художественную ценность мне не удалось из-за явного подлога исторических событий, показанных в фильме. сцены юродствующей власти и больного царя, натравливающего медведя на людей, вызвали только отвращенние. такие кривляния достойны только оркам мордора, и показывать их нужно в фильмах соответствующих и без притензий на историческую достоверность. борцам с историей России - наш пламенный привет, ненадорвитесь!

Да фильм меня жутко розчаровал. Почему только у нас воинствующяя псевдолиберальная псевдоинтелигенция любит гадить в свой же колодец? Чтобы Тебя уважали, прежде всего надо уважать Себя и свою Историю. Насчет Грозного есть много хорошых книг. рекомендую: Наталья Пронина, Иван Грозный: "Мучитель" или Мученик? М. изд. Яуза 1998 изд. Эксмо 2005, эта книга очень хорошо написана (живым языком так сказать) читается просто, цитируются серьезные историки (и 19 века и страше), летописи, церковные источники и также иностранцы современики Грозного. Прежде чем судить надо ознакомится и с другой точкой зрения, не правда ли? Такие книги, это как глоток свежего воздуха после этого киношного потока грязи.

Не совсем в тему оценки художественных достоинств картины. Хотя, похоже, многие авторы их и не оцениват.

Если честно, даже как-то грустно читать комментарии с оправданиями Ивана Грозного, все эти "диалектические осмысления" представляющие из себя не более, чем эвфимизм лжи.

Тут давали раньше ссылку на Википедию. Думаю, большинству "апологетов" Грозного достаточно было бы посмотреть ту же русскую Википедию. Даже всего одну статью. Но, вероятно, историческая достоверность их вовсе не интересует. Жаль, что политическая коньюнктура как и раньше "определяет бытие" - и далее, по Оруэллу :)

Разумеется, историческая оценка варьировалась (официальная и неофициальная) - реформатором Грозный стал по указке Сталина. Он же отметил "прогрессивну роль опричнины" - там же. Впрочем, прочитав статью полностью, с другими мнениями и позициями, каждый сам волен сделать для себя вывод.

Что до фильма Эйзенштейна, снятого в период сталинизма - просто смешно приводить его как образец достоверности :) И далее, по Оруэллу :)

Что такое "Царь"? Это фильм, про "войну Ивана Грозного со свом народом". Весьма качественный: высокая актерская игра, музыка, усиливающая впечатления от происходящего и сам сценарий хорош.
В целом "Царь" очень похож на книгу А. Толстого "Князь Серебрянный", как повествованием так и взглядом на Ивана Грозного, его окружение и время его правления. Но при етом фильм самодостаточный, если вы и читали книги или смотрели другие фильмы про Ивана Четвертого, новые эмоции и мысли после просмотра этого фильма вам гарантированны.

Как можно было не увидеть в картине очевидное? Это же не про Ивана Грозного, не про Филиппа, не про взаимоотношения двух бородатых стариков, не про быт коренных москвичей или традиционные русские забавы. Этот фильм вообще не про какую-то конкретную личность. Этот фильм исследует две составляющих: власть и совесть. Власть, персонифициорванная по воле авторов в виде царя, и совесть, носителем которой выступает митрополит. В душе каждого правителя, каждого руководителя, да что там - каждого человека идет непрерывная борьба между этими двумя сущностями. И именно единство и борьба противоположностей позволяет человеку оставаться человеком. Совесть беспомощна в вопросах управления, она не может казнить - только миловать, но так же беспомощна оказывается в конце концов власть, если она не подкреплена совестью.

Снято мощно конечно. Можно было бы сказать, что фильм какой-то "чёрно-белый", что "свет" святого старца Филиппа черезчур абсолютен, столь же как беспросветна "тьма" царя Ивана Васильевича. Но при просмотре нет ощущения, что нас пытаются в этом убедить. Мы видим вполне натуральных, живых людей, с сомнениями и переживаниями о вершимых ими деяних, пусть и фанатичных в своих убеждениях и вере. Актёры играют настолько хорошо, что даже не соглашаясь с главными героями, начинаешь их просто понимать. Режиссёрская, операторская работа, музыкальное оформление, костюмы и декарации - хотя фильм едва-ли претендует на полную историческую достоверность, но антураж, атмосфера описываемых событий сумрачной эпохи нашего прошлого переданы действительно впечатляюще. Вообщем, моя оценка 9/10, к просмотру рекомендую.

фильм для меня, конечно, не исторический. но значимый. даже знаковый. очень глубоко, прекрасно снято. и нравится, что отовсюду проглядывает позиция режиссера. Его взгляд, Его мысли, Его переживания. наконец-то чувствуешь себя Зрителем, участником кинодиалога. хочется думать, чувствовать, спорить. здорово =)

Ну, я ожидала, что фильм будет более историческим что ли. В смысле, история-то есть, а вот какой-то глубины я не прочувствовала. Создалось впечатление, что режиссер поставил перед собой задачу просто внешне отобразить события, сильно не вдаваясь в детали. Типажи, конечно, шикарны. Охлобыстин очень впечатлил. Со второй половины фильма уже легче смотрятся события. Первую половину я откровенно зевала и не могла сосредоточится на фильме. А потом уже втянуло и даже увлекло немного, но вот для меня этот фильм просто как еще один исторический фильм, да и то, возможно, приукрашенный. мЯ ожидала большей глубины.

Царь кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

Царь (2009): смотреть онлайн
Царь (2009): смотреть онлайн

информация о фильме

Павел Лунгин

Алексей Иванов (V)

Том Стерн

Юрий Красавин

Павел Лунгин , Василий Бернхардт (иcп.) , Ольга Васильева (II) (иcп.)

Пётр Мамонов , Олег Янковский , Рамиля Искандер , Александр Домогаров , Настя Донцова , Александр Ильин (младший) , Вилле Хаапасало , Алексей Франдетти , Иван Охлобыстин , Юрий Кузнецов , Алексей Макаров , Александр Негодайлов , Анвар Халилулаев , Андрей Невраев , Андрей Бронников , Максим Денеш , Алексей Ильин , Александр Лобанов (III) , Александр Макаров (III) , Игорь Марычев , Тимур Савин , Олег Соколов (III) , Юрий Соколов (II) , Виктор Стрельченко , Эдуард Федашко

Читайте также: