Бютор изменение краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Но, оставивв Париже стареющую жену, Леон едет в Рим к тридцатилетней любовнице, рядом с которойнадеется обрести уходящую молодость. Он отмечает взглядом все подробности сменяющегосяза окном пейзажа, внимательным взглядом окидывает своих попутчиков. Он вспоминает, как утромего жена Анриетта рано встала, чтобы подать ему завтрак, — не потому, что так сильно любитего, а для того, чтобы доказать ему и себе, что он не может без нее обойтись дажев мелочах, — и размышляет, далеко ли она зашла в своих догадках относительноистинной цели его нынешней поездки в Рим. Леон знает наизусть весь маршрут, ведь он регулярноездит в Рим по делам фирмы, и сейчас он мысленно повторяет названия всех станций. Когдасидящая в одном с ним купе молодая пара (Леон предполагает, что это молодожены, совершающиеедва ли не первую совместную поездку) отправляется в вагон-ресторан, Леон решаетпоследовать их примеру.

Хотя он совсем недавно выпил кофе, посещение вагона-ресторанаявляется для него непременной частью путешествия, входит в его программу. Вернувшисьиз ресторана, он обнаруживает, что его любимое место, на котором он привык сидетьи до этого сидел, занято. Леон досадует, что не догадался, уходя, положить книгу в знактого, что он скоро вернется. Он спрашивает себя, почему, отправляясь в поездку, котораядолжна принести ему свободу и молодость, он не ощущает ни воодушевления, ни счастья.Неужели все дело в том, что он выехал из Парижа не вечером, как привык, а утром?Неужели он стал таким рутинером, рабом привычки?Решение ехать в Рим пришло внезапно. В понедельник, вернувшись из Рима, где он былв командировке, Леон и не думал, что так скоро вновь отправится туда.

Он давно хотелподыскать для своей любовницы Сесиль работу в Париже, но до последнего временине предпринимал сколько-нибудь серьезных шагов в этом направлении. Однако уже во вторникон позвонил одному из своих клиентов — директору туристического агентства ЖануДюрье — и спросил, не знает ли тот о каком-нибудь подходящем месте для знакомойЛеона — тридцатилетней женщины незаурядных способностей. Сейчас эта дама служит секретарему военного атташе при французском посольстве в Риме, но готова согласиться на скромноежалованье, лишь бы вновь вернуться в Париж. Дюрье позвонил в этот же вечер и сказал,что задумал провести реорганизацию в своем агентстве и готов предоставить работу знакомойЛеона на весьма выгодных условиях.

Леон продумывает до мелочей, как утром в субботу он будетподжидать ее на углу напротив ее дома и как она удивится, когда выйдет из домаи вдруг увидит его.Поезд останавливается, и Леон решает по примеру соседа-англичанина выйти на перронподышать воздухом. Когда поезд трогается, Леону вновь удается сесть на свое любимоеместо — человек, который занял его, пока Леон ходил в вагон-ресторан, встретил знакомогои перешел в другое купе. Напротив Леона сидит человек, читающий книгу и делающий пометкина ее полях, вероятно, он преподаватель и едет в Дижон читать лекцию, скорее всегопо вопросам права. Глядя на него, Леон пытается представить себе, как он живет, какиеу него дети, сравнивает его образ жизни со своим и приходит к выводу, что он, Леон,несмотря на свое материальное благополучие, был бы более достоин жалости, чем преподаватель,занимающийся любимым делом, если бы не Сесиль, с которой он начнет новую жизнь.До того, как Леон познакомился с Сесиль, он не испытывал такой сильной любви к Риму,лишь открывая его для себя вместе с ней, он проникся огромной любовью к этому городу.Сесиль для него — воплощение Рима, и, мечтая о Сесиль подле Анриетты, он в самомсердце Парижа мечтает о Риме.

Леону захотелось продолжить разговор с Сесиль, и он,выйдя из вагона-ресторана, прошел мимо своего купе первого класса и, проводив Сесиль, ехавшуютретьим классом, до ее купе, остался там.Мысли Леона обращаются то к прошлому, то к настоящему, то к будущему, в памятиего всплывают то давние, то недавние события, повествование следует за случайнымиассоциациями, повторяет эпизоды так, как они появляются в голове героя — беспорядочно,часто бессвязно. Герой часто повторяется. Это рассказ не о событиях, а о том, как геройвоспринимает события.Леону приходит в голову, что, когда Сесиль не будет в Риме, он уже не будет ездитьтуда в командировки с прежним удовольствием. И сейчас он в последний раз собираетсяпоговорить с ней о Риме — в Риме.

Ему снится Сесиль, но на ее лице застыло выражение недоверия и укора,которое так поразило его, когда они прощались на вокзале. И не из-за того ли он хочетрасстаться с Анриеттой, что в каждом ее движении, в каждом слове сквозит вечный укор?Проснувшись, Леон вспоминает, как два года назад он так же проснулся в купе третьегокласса, а напротив .него дремала Сесиль. Тогда он не знал еще ее имени, но все же,довезя ее в такси до дома и прощаясь с ней, он был уверен, что рано или поздно ониобязательно встретятся. И правда, через месяц он случайно встретил ее в кинотеатре, гдешел французский фильм. В тот раз Леон задержался в Риме на выходные и с наслаждениемосматривал его достопримечательности вместе с Сесиль.

Так начались их встречи.Придумав своим попутчикам (некоторые из них успели смениться) биографии, Леон начинаетподбирать им и имена. Глядя на молодоженов, которых он окрестил Пьером и Аньес,он вспоминает, как когда-то ехал вот так же вместе с Анриеттой, не подозревая о том,что однажды их союз станет ему в тягость. Он обдумывает, когда и как ему сказатьАнриетте, что он решил с ней расстаться. Год назад Сесиль приезжала в Париж, и Леон,объяснив Анриетте, что связан с ней по службе, пригласил ее в дом. К его удивлению,женщины прекрасно поладили, и если кто и чувствовал себя не в своей тарелке, так это самЛеон. И вот теперь ему предстоит объяснение с женой. Четыре года назад Леон был в Римес Анриеттой, поездка оказалась неудачной, и Леон спрашивает себя, любил ли бы он таксвою Сесиль, если бы их знакомству не предшествовала эта злосчастная поездка.Леону приходит в голову, что, если Сесиль переедет в Париж, их отношения переменятся.Он чувствует, что потеряет ее.

Наверно, ему надо было читать роман — ведь он для тогои купил его на вокзале, чтобы скоротать время в дороге и не дать сомнениям поселитьсяв его душе. Ведь хотя он так и не взглянул ни на имя автора, ни на заглавие,он купил его не наобум, обложка указывала на его принадлежность к определенной серии.В романе несомненно говорится о человеке, который попал в беду и хочет спастись,пускается в путь и вдруг обнаруживает, что выбранная им дорога ведет совсем не туда,куда он думал, что он заблудился. Он понимает, что, поселившись в Париже, Сесиль станетгораздо дальше от него, чем когда она жила в Риме, и неизбежно будет разочарована.Он понимает, что она будет его упрекать за то, что его самый решительный шаг в жизниобернулся поражением, и что рано или поздно они расстанутся.

Леон представляет себе, какв понедельник, сев на поезд в Риме, он будет радоваться, что не сказал Сесильо найденной для нее в Париже работе и о квартире, предложенной на время друзьями. Этоозначает, что ему не надо готовиться к серьезному разговору с Анриеттой, ибоих совместная жизнь будет продолжаться. Леон вспоминает, как вместе с Сесиль ехал в Римпосле ее неудачного приезда в Париж, и в поезде сказал ей, что хотел бы никогдане уезжать из Рима, на что Сесиль ответила, что хотела бы жить с ним в Париже.В ее комнате в Риме висят виды Парижа, так же как в парижской квартире Леона висятвиды Рима, но Сесиль в Париже так же немыслима и не нужна Леону, как Анриеттав Риме. Он понимает это и решает ничего не говорить Сесиль о месте, которое подыскалдля нее.Чем ближе Рим, тем тверже Леон в своем решении.

Он понимает, что всеостанется по-прежнему. Он будет по-прежнему работать у Скабелли, жить с семьей в Парижеи встречаться с Сесиль в Риме, Леон ни словом не обмолвится Сесиль об этой поездке,но она постепенно поймет, что тропинка их любви не ведет никуда. Несколько дней, которыеЛеону предстоит провести в Риме в одиночестве, он решает посвятить писанию книги,а в понедельник вечером, так и не повидавшись с Сесиль, он сядет в поезди вернется в Париж. Он окончательно понимает, что в Париже Сесиль стала бы еще однойАнриеттой и в их совместной жизни возникли бы те же трудности, только еще болеемучительные, так как он постоянно вспоминал бы о том, что город, который она должнабыла бы приблизить к нему, — далеко.

И сейчас Леон мысленно обещает Анриеттевернуться с ней в Рим, ведь они еще не так стары. Леон хочет написать книгу и оживить длячитателя решающий эпизод своей жизни — сдвиг, который совершился в его сознании, пока еготело перемещалось от одного вокзала до другого мимо мелькавших за окном пейзажей. Поездприбывает в Рим. Леон выходит из купе..

Слон-живописец написал пейзаж,Но раньше, чем послать его на вернисаж,Он пригласил друзей взглянуть на полотно:Что, если вдруг не удалось оно?Вниманием гостей художник наш польщен!Какую критику сейчас услышит он?Не будет ли жесток звериный суд?Низвергнут. Или вознесут?Ценители пришли. Картину Слон открыл,Кто дальше встал, кто подошел поближе."Ну, что же,- начал Крокодил,Пейзаж хорош. Но Нила я не вижу. ""Что Нила нет, в том нет большой беды!Сказал Тюлень.- Но где снега. Где льды?""Позвольте!- уд..

Покинув молодую жену, донью Эльвиру, Дон Жуан устремился в погоню за очередной пленившейего красавицей. Его нимало не смущало, что в том городе, куда он прибыл по её следами где намеревался похитить её, за полгода до того им был убит командор — а чегобеспокоиться, если Дон Жуан убил его в честном поединке и был полностью оправданправосудием. Смущало это обстоятельство его слугу Сганареля, и не только потому, чтоу покойного здесь оставались родственники и друзья — как-то нехорошо возвращаться туд..

Мысли Леона обращаются то к прошлому, то к настоящему, то к будущему, в памяти его всплывают то давние, то недавние события, повествование следует за случайными ассоциациями, повторяет эпизоды так, как они появляются в голове героя — беспорядочно, часто бессвязно. Герой часто повторяется: это рассказ не о событиях, а о том, как герой воспринимает события.

Придумав своим попутчикам (некоторые из них успели смениться) биографии, Леон начинает подбирать им и имена. Глядя на молодожёнов, которых он окрестил Пьером и Аньес, он вспоминает, как когда-то ехал вот так же вместе с Анриеттой, не подозревая о том, что однажды их союз станет ему в тягость. Он обдумывает, когда и как ему сказать Анриетте, что он решил с ней расстаться. Год назад Сесиль приезжала в Париж, и Леон, объяснив Анриетте, что связан с ней по службе, пригласил ее в дом. К его удивлению, женщины прекрасно поладили, и если кто и чувствовал себя не в своей тарелке, так это сам Леон. И вот теперь ему предстоит объяснение с женой. Четыре года назад Леон был в Риме с Анриеттой, поездка оказалась неудачной, и Леон спрашивает себя, любил ли бы он так свою Сесиль, если бы их знакомству не предшествовала эта злосчастная поездка.

Леону приходит в голову, что, если Сесиль переедет в Париж, их отношения переменятся. Он чувствует, что потеряет ее. Наверно, ему надо было читать роман — ведь он для того и купил его на вокзале, чтобы скоротать время в дороге и не дать сомнениям поселиться в его душе. Ведь хотя он так и не взглянул ни на имя автора, ни на заглавие, он купил его не наобум, обложка указывала на его принадлежность к определённой серии. В романе несомненно говорится о человеке, который попал в беду и хочет спастись, пускается в путь и вдруг обнаруживает, что выбранная им дорога ведёт совсем не туда, куда он думал, что он заблудился. Он понимает, что, поселившись в Париже, Сесиль станет гораздо дальше от него, чем когда она жила в Риме, и неизбежно будет разочарована. Он понимает, что она будет его упрекать за то, что его самый решительный шаг в жизни обернулся поражением, и что рано или поздно они расстанутся. Леон представляет себе, как в понедельник, сев на поезд в Риме, он будет радоваться, что не сказал Сесиль о найденной для неё в Париже работе и о квартире, предложенной на время друзьями. Это означает, что ему не надо готовиться к серьёзному разговору с Анриеттой, ибо их совместная жизнь будет продолжаться. Леон вспоминает, как вместе с Сесиль ехал в Рим после ее неудачного приезда в Париж, и в поезде сказал ей, что хотел бы никогда не уезжать из Рима, на что Сесиль ответила, что хотела бы жить с ним в Париже. В ее комнате в Риме висят виды Парижа, так же как в парижской квартире Леона висят виды Рима, но Сесиль в Париже так же немыслима и не нужна Леону, как Анриетта в Риме. Он понимает это и решает ничего не говорить Сесиль о месте, которое подыскал для неё.

Чем ближе Рим, тем твёрже Леон в своём решении. Он считает, что не должен вводить Сесиль в заблуждение и перед отъездом из Рима должен прямо сказать ей, что, хотя в этот раз он приехал в Рим только ради неё, это не означает, что он готов навсегда связать с ней свою жизнь. Но Леон боится, что его признание, наоборот, вселит в неё надежду и доверие, и его искренность обернётся ложью. Он решает на этот раз отказаться от свидания с Сесиль, благо он не предупредил ее о своём приезде.

В романе рассказывается от второго лица: автор проводит сравнительный анализ героя и читателя.

В таком потоке мыслей, он начал обдумывать жизнь с Сесиль. Она уже не так будет гореть желанием жить в Париже, а его поездки в Рим не будут такими прекрасными. В результате, это приведет к такой же жизни, которую он имеет сейчас, со своей женой. Тут на него нахлынули воспоминания, когда они с Анриеттой возвращались с путешествия и обещали друг другу, что обязательно еще здесь побывают.

Теперь Леон твердо решил, что следует оставить все, как есть: не стоит говорить Сесиль, что он нашел ей работу в Париже. С каждой остановкой он становился все больше увереннее в своем решении. Позже он принимает решение, вообще не видится в этой поездке со своей любовницей. Он запутался и решает писать книгу, в которой хочет найти выход из этой ситуации. Поезд прибывает в Рим. Леон выходит из купе.

Мысли Леона обращаются то к прошлому, то к настоящему, то к будущему, в памяти его всплывают то давние, то недавние события, повествование следует за случайными ассоциациями, повторяет эпизоды так, как они появляются в голове героя — беспорядочно, часто бессвязно. Герой часто повторяется: это рассказ не о событиях, а о том, как герой воспринимает события.

Придумав своим попутчикам (некоторые из них успели смениться) биографии, Леон начинает подбирать им и имена. Глядя на молодожёнов, которых он окрестил Пьером и Аньес, он вспоминает, как когда-то ехал вот так же вместе с Анриеттой, не подозревая о том, что однажды их союз станет ему в тягость. Он обдумывает, когда и как ему сказать Анриетте, что он решил с ней расстаться. Год назад Сесиль приезжала в Париж, и Леон, объяснив Анриетте, что связан с ней по службе, пригласил ее в дом. К его удивлению, женщины прекрасно поладили, и если кто и чувствовал себя не в своей тарелке, так это сам Леон. И вот теперь ему предстоит объяснение с женой. Четыре года назад Леон был в Риме с Анриеттой, поездка оказалась неудачной, и Леон спрашивает себя, любил ли бы он так свою Сесиль, если бы их знакомству не предшествовала эта злосчастная поездка.

Леону приходит в голову, что, если Сесиль переедет в Париж, их отношения переменятся. Он чувствует, что потеряет ее. Наверно, ему надо было читать роман — ведь он для того и купил его на вокзале, чтобы скоротать время в дороге и не дать сомнениям поселиться в его душе. Ведь хотя он так и не взглянул ни на имя автора, ни на заглавие, он купил его не наобум, обложка указывала на его принадлежность к определённой серии. В романе несомненно говорится о человеке, который попал в беду и хочет спастись, пускается в путь и вдруг обнаруживает, что выбранная им дорога ведёт совсем не туда, куда он думал, что он заблудился. Он понимает, что, поселившись в Париже, Сесиль станет гораздо дальше от него, чем когда она жила в Риме, и неизбежно будет разочарована. Он понимает, что она будет его упрекать за то, что его самый решительный шаг в жизни обернулся поражением, и что рано или поздно они расстанутся. Леон представляет себе, как в понедельник, сев на поезд в Риме, он будет радоваться, что не сказал Сесиль о найденной для неё в Париже работе и о квартире, предложенной на время друзьями. Это означает, что ему не надо готовиться к серьёзному разговору с Анриеттой, ибо их совместная жизнь будет продолжаться. Леон вспоминает, как вместе с Сесиль ехал в Рим после ее неудачного приезда в Париж, и в поезде сказал ей, что хотел бы никогда не уезжать из Рима, на что Сесиль ответила, что хотела бы жить с ним в Париже. В ее комнате в Риме висят виды Парижа, так же как в парижской квартире Леона висят виды Рима, но Сесиль в Париже так же немыслима и не нужна Леону, как Анриетта в Риме. Он понимает это и решает ничего не говорить Сесиль о месте, которое подыскал для неё.

Чем ближе Рим, тем твёрже Леон в своём решении. Он считает, что не должен вводить Сесиль в заблуждение и перед отъездом из Рима должен прямо сказать ей, что, хотя в этот раз он приехал в Рим только ради неё, это не означает, что он готов навсегда связать с ней свою жизнь. Но Леон боится, что его признание, наоборот, вселит в неё надежду и доверие, и его искренность обернётся ложью. Он решает на этот раз отказаться от свидания с Сесиль, благо он не предупредил ее о своём приезде.

Пересказала О. Э. Гринберг. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Однако Леон считает, что слабость, напавшая на него, объясняется не столько непривычкой подобного рода передвижений, сколько его возрастом - ему всё же уже сорок пять. Становится ясна цель его поездки - сбежав от жены, почти его ровесницы, он едет к тридцатилетней любовнице в Париж. С ней он надеется воскресить свою молодость. Леон внимательно следит за мелькающими за окном пейзажами, за сменяющими друг друга попутчиками. Ни одна деталь не остаётся им не замечена. Он вспоминает утро и то, как его жена Анриетта встала пораньше, чтобы приготовить ему завтрак - скорее, не из-за большой любви, а из-за стремления лишний раз доказать ему, насколько он несамостоятелен и зависим от неё. В голове Леона мелькает мысль - догадалась ли она о настоящей цели его поездки? Проезжая станции, он мысленно повторяет их названия - весь маршрут уже давно изучен за долгие годы командировок.

Увидев молодую пару, Леон делает предположение, что это молодожёны, которые чуть ли не впервые выехали куда-то вместе. Когда пара отправилась в вагон-ресторан, он встрепенулся. Нет, он не был голоден, но посещение вагона-ресторана является его маленьким ритуалом. Вернувшись, он обнаруживает, что его любимое место занято и досадует на то, что не догадался занять его книгой или сумкой. Мысленно он спрашивает себя, почему он не чувствует воодушевления и не пребывает в хорошем настроении - ведь эта поездка и предстоящая встреча должны вернуть ему свободу и подарить ощущение молодости. Неужели всё это только из-за того, что нарушен ход его привычной поездки - утренний поезд вместо вечернего? Когда он успел стать таким обывателем, привязанным к своей рутине, таким рабом привычки?

Решение ехать в Рим было спонтанным. Ещё в понедельник, вернувшись из командировке в Риме, он не предполагал, что так скоро вернётся обратно. Он давно хотел, чтобы его любовница Сесиль переехала в Париж, и даже собирался найти ей работу поближе к себе, но так ничего и не делал. Но вот настал вторник - и он позвонил своему клиенту, директору туристического агенства, и поинтересовался, есть ли где-нибудь вакансия для женщины тридцати лет с незаурядными способностями. Сейчас она работает секретарём у военного атташе в французском посольстве в Риме, но высокий заработок её не интересует - так сильно она хочет вернуться в Париж. Дюрье, клиент Леона, позвонил ему тем же вечером и сообщил, что готов предоставить ей место в своей организации и весьма солидную зарплату. Леон осмелился поручиться за Сесиль.

Может быть, поэтому он больше не может быть с Анриеттой - из-за того же вечного немого укора? Проснувшись, Леона одолела новая вспышка в памяти: два года назад он так же проснулся в купе третьего класса, а напротив дремала Сесиль, имени которой он ещё тогда не знал. Уже тогда, провожая её на такси, он знал, что они ещё встретятся. И он оказался прав - через месяц он встретил её на премьере французского фильма. На этот раз встреча была более долгой - Леон провёл в Риме все выходные, осматривая город вместе с Сесиль.

Закончив придумывать всем попутчикам линии жизни, Леон начинает выбирать им имена. Молодожёнов он назвал Пьером и Аньес, вспоминая, что они с Анриеттой когда-то так же ехали куда-то. Тогда они ещё не подозревали, что их союз станет рутиной. Леон начал подбирать слова и фразы, которые он скажет Анриетте о том, что им нужно расстаться. Год назад Сесиль познакомилась с Анриеттой, когда Леон пригласил её в дом, представив коллегой. В тот день женщины на удивление хорошо поладили, и лишним там был сам Леон. И вот, ему уже нужно объясняться с женой. Четыре года назад Леон ездил в Рим с Анриеттой. Поездка была провальной и сейчас, спустя столько лет, он задаётся вопросом, а полюбил бы он Сесиль настолько сильно, если бы не эта поездка?

У Леона мелькает мысль, что как только Сесиль переедет в Париж, он её потеряет. И зачем он только начал думать обо всём этом. Не зря же он купил роман на вокзале, чтобы отвлечься от этих мыслей. При выборе книги он смотрел не на автора и не на название, а на обложку. По обложке сразу стало понятно, о чём будет эта книга: наверняка о попавшем в беду человеке, который хочет спастись и пускается в путь, выбрав не ту дорогу. То, что дорога не та, он обнаруживает слишком поздно - тогда, когда он уже заблудился. Леон понимает, что переехав в Париж, Сесиль окажется от него дальше, чем сейчас, когда она ещё в Риме. Это будет неизбежное разочарование. Он так же понимает, что все упрёки посыпятся на него - ведь это он сделал решающий шаг. В итоге они расстанутся. Леон подумал о том, как он уезжает от неё в понедельник, так и не обмолвившись словом о Париже, и о найденной работе, и об их совместной жизни. Выходит, что и придумывать слова для объяснительного разговора с Анриеттой уже не нужно - семейная жизнь продолжается.

Леон вспоминает, откуда вообще зародилась в его голове мысль о переезде Сесиль в Париж. И вспоминает. Он ехал вместе с ней в Рим, после неудачной поездки в Париж. Тогда, сидя в поезде, он признался ей, что никогда бы не хотел уезжать из Рима, а она ответила - что хотела бы провести с ним жизнь в Париже. В её комнате, в Риме, висят плакаты с пейзажами Парижа. А в квартире Леона, в Париже, висит сам Рим. Но Сесиль нужна ему только в Риме. Переедь она в Париж, она повторит судьбу Анриетты в Риме. Леон принимает решение ничего не говорить Сесиль о переезде.
Приближаясь к Риму, Леон утверждается в правильности своего решения. Он находит, что неправильно вводить Сесиль в заблуждение и нужно прямо ей сказать, что несмотря на все эти поездки он не готов связывать с ней жизнь. Но Леона терзает страх, что признание обернётся надеждой и доверием, а искренность станет ложью. И он решает не встречаться с Сесиль. Как же хорошо, что он не предупредил её о своём приезде!

За полчаса до прибытия поезда в Рим Леон всё-таки открывает купленную на вокзале книгу. Он думает, что ему надо написать книгу - это единственный верный способ заполнить взявшуюся из ниоткуда пустоту. Леон осознаёт, что незапланированное путешествие было напрасным: оно ничего не изменит. Он всё так же будет жить в Париже, со своей семьёй, ездить в командировки в Рим и встречаться там с Сесиль - до тех пор, пока она сама не поймёт бесплодность этих встреч. Поэтому, приехав в Рим, он сядет за написание книги, а в понедельник уедет обратно домой, так и не сказав Сесиль о своём визите. Он осознаёт, что Париж - не город Сесиль, в нём она станет такой же ненужной, как в своё время Анриетта была не нужна и даже раздражала в Риме. И их совместная жизнь была бы такая же трудная. Задумка Леона - показать в книге то, как важен может быть Рим для человека, живущего в Париже. Изобразить Сесиль во всей её итальянской красоте и силе поможет только книга. Самое простое и правильное в этой ситуации - не пытаться соединить эти два города. Ведь помимо километров существуют ещё и незаметные, но осязаемые точки соприкосновения и переходы. Они чувствуются, когда герой книги, прогуливаясь около парижского Пантеона вдруг проведёт аналогию с одной из улиц около Пантеона в Риме.

Мысли Леона обращаются то к прошлому, то к настоящему, то к будущему, в памяти его всплывают то давние, то недавние события, повествование следует за случайными ассоциациями, повторяет эпизоды так, как они появляются в голове героя — беспорядочно, часто бессвязно. Герой часто повторяется: это рассказ не о событиях, а о том, как герой воспринимает события.

Придумав своим попутчикам (некоторые из них успели смениться) биографии, Леон начинает подбирать им и имена. Глядя на молодоженов, которых он окрестил Пьером и Аньес, он вспоминает, как когда-то ехал вот так же вместе с Анриеттой, не подозревая о том, что однажды их союз станет ему в тягость. Он обдумывает, когда и как ему сказать Анриетте, что он решил с ней расстаться. Год назад Сесиль приезжала в Париж, и Леон, объяснив Анриетте, что связан с ней по службе, пригласил ее в дом. К его удивлению, женщины прекрасно поладили, и если кто и чувствовал себя не в своей тарелке, так это сам Леон. И вот теперь ему предстоит объяснение с женой. Четыре года назад Леон был в Риме с Анриеттой, поездка оказалась неудачной, и Леон спрашивает себя, любил ли бы он так свою Сесиль, если бы их знакомству не предшествовала эта злосчастная поездка.

Леону приходит в голову, что, если Сесиль переедет в Париж, их отношения переменятся. Он чувствует, что потеряет ее. Наверно, ему надо было читать роман — ведь он для того и купил его на вокзале, чтобы скоротать время в дороге и не дать сомнениям поселиться в его душе. Ведь хотя он так и не взглянул ни на имя автора, ни на заглавие, он купил его не наобум, обложка указывала на его принадлежность к определенной серии. В романе несомненно говорится о человеке, который попал в беду и хочет спастись, пускается в путь и вдруг обнаруживает, что выбранная им дорога ведет совсем не туда, куда он думал, что он заблудился. Он понимает, что, поселившись в Париже, Сесиль станет гораздо дальше от него, чем когда она жила в Риме, и неизбежно будет разочарована. Он понимает, что она будет его упрекать за то, что его самый решительный шаг в жизни обернулся поражением, и что рано или поздно они расстанутся. Леон представляет себе, как в понедельник, сев на поезд в Риме, он будет радоваться, что не сказал Сесиль о найденной для нее в Париже работе и о квартире, предложенной на время друзьями. Это означает, что ему не надо готовиться к серьезному разговору с Анриеттой, ибо их совместная жизнь будет продолжаться. Леон вспоминает, как вместе с Сесиль ехал в Рим после ее неудачного приезда в Париж, и в поезде сказал ей, что хотел бы никогда не уезжать из Рима, на что Сесиль ответила, что хотела бы жить с ним в Париже. В ее комнате в Риме висят виды Парижа, так же как в парижской квартире Леона висят виды Рима, но Сесиль в Париже так же немыслима и не нужна Леону, как Анриетта в Риме. Он понимает это и решает ничего не говорить Сесиль о месте, которое подыскал для нее.

Чем ближе Рим, тем тверже Леон в своем решении. Он считает, что не должен вводить Сесиль в заблуждение и перед отъездом из Рима должен прямо сказать ей, что, хотя в этот раз он приехал в Рим только ради нее, это не означает, что он готов навсегда связать с ней свою жизнь. Но Леон боится, что его признание, наоборот, вселит в нее надежду и доверие, и его искренность обернется ложью. Он решает на этот раз отказаться от свидания с Сесиль, благо он не предупредил ее о своем приезде.

Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997

Читайте также: