Быть похожим на утес данный отрывок отражает нравственную позицию философской школы

Обновлено: 05.07.2024

КНИГИ 419186 АВТОРЫ 128103 СЕРИИ 43306 ЖАНРЫ 504 ГОРОДА 1139 ИЗДАТЕЛЬСТВА 16466 ТЕГИ 336272 СТАТЬИ 612

34. Добровольно вручай себя пряхе Клото и не мешай ей впрясть тебя в какую ей будет угодно пряжу.

35. Все на день, и кто помнит, и кого.

36. Созерцай непрестанно, как все становящееся становится в превращениях, и привыкай сознавать, что природа целого ничего не любит так, как превращать сущее, производя молодое, подобное старому. Ибо некоторым образом все сущее есть семя будущего, ты же думаешь, семя — то, что падает в землю или в лоно — очень уж по-обывательски это.

37. Умрешь вот, так и не сделавшись ни цельным, ни безмятежным, ни чуждым подозрений, будто может прийти к тебе вред извне; так и не сделавшись ко всем мягок, не положив себе, что разум единственно в том, чтобы поступать справедливо.

38. Разгляди их ведущее, хотя бы и разумных, — за чем гонятся, чего избегают.

39. В чужом ведущем твоей беды нет, как нет её, конечно, и в том или ином развороте или изменении внешнего. Но где же? Там, где происходит признание беды. Так вот: пусть не идет оттуда признание, и все у тебя хорошо. И если даже это твоё тело режут и жгут, если оно гноится, гниет, пусть та доля, которая ведает признанием этого, будет покойна, то есть пусть так рассудит, что это ни добро, ни беда, раз может такое случиться и с хорошим человеком, и с дурным. Ибо что равно случается и с тем, кто живет по природе, то уже ни по природе, ни против природы.

40. Как о едином существе! помышлять всегда о мире, о едином по естеству и с единой душой, и о том, как все, что ни есть в нем, передается в единое чувствование, и как оно единым устремлением делает все разом, и как все сопричинно тому, что становится, и как здесь все увязано и сметано.

41. Ты — душонка, на себе труп таскающая, говаривал Эпиктет.

42. Нет беды тому, что в превращение ввергается, равно как и блага тому, что из превращения рождается.

43. Вечность — как бы река из становлении, их властный поток. Только показалось что-то и уж пронеслось; струя это подносит, а то унесла.

44. Что ни случается — привычно, знакомо, как роза по весне или плоды летом. Таковы и болезнь, и смерть, клевета, коварство и сколько ещё такого, что радует или огорчает глупцов.

45. Вновь наступающее всегда расположено следовать за предшествующим. Это ведь не перечисление какое-то отрывочное и всего лишь принудительное, а осмысленное соприкосновение. И подобно тому, как ладно расставлено все сущее, так и становящееся являет не простую последовательность, а некую восхитительную расположенность.

47. Вот сказал бы тебе кто-нибудь из богов, что завтра умрешь или уж точно послезавтра — не стал бы ты ломать голову, чтобы умереть именно послезавтра, а не завтра, если ты, конечно, не малодушен до крайности. В самом деле, велик ли промежуток? Точно так же через много лет или завтра — не думай, что велика разница.

48. Постоянно помышлять, сколько уж умерло врачей, то и дело хмуривших брови над немощными; сколько звездочетов, с важным видом предрекавших другим смерть; сколько философов, бившихся без конца над смертью и бессмертием; сколько воителей, которые умертвили многих; сколько тиранов, грозно, словно они боги, распоряжавшихся чужой судьбой. Да сколько и городов, так сказать, умерло: Гелика, Помпеи, Герку-ланум и другие без счета. Переходи к своим знакомым, одному за другим: этот хоронил того, а потом протянул ноги и сам, а этот другого, и все это в скорости. И вообще: увидеть в человеческом однодневное, убогое; вчера ты слизь, а завтра мумия или зола. Так вот — пройти в согласии с природой эту малость времени и расстаться кротко, как будто бы упала зрелая уже оливка, благославляя выносившую её и чувствуя благодарность к породившему её древу.

49. Быть похожим на утес, о который непрестанно бьется волна; он стоит, — и разгоряченная влага затихает вокруг него. Несчастный я, такое со мной случилось! — Нет! Счастлив я, что со мной такое случилось, а я по-прежнему беспечален, настоящим не уязвлен, перед будущим не робею. Случиться-то с каждым могло подобное, но беспечальным остаться сумел бы не всякий. Неужели то несчастье больше этого счастья? Да и вообще, неужели ты называешь человеческим несчастьем то, что не есть срыв человеческой природы? и неужели тебе представляется срывом человеческой природы то, что не противоречит воле этой природы? Что ж! Волю её ты познал. Может быть то событие помешало тебе быть справедливым, великодушным, здравомысленным, разумным, неопрометчивым, нелживым, скромным, свободным и прочее, при наличии чего человеческая природа все своё уже получила? Так запомни на будущее — во всем, что наводит на тебя печаль, надо опираться на такое положение: не это — несчастье, а мужественно переносить это — счастье.

50. Обывательское, но действенное средство, чтобы презирать смерть — держать перед глазами тех, кто скаредно цеплялся за жизнь. Что, много они выгадали по сравнению с недолговечными? Все равно лежат ведь: Кадикиан, Фабий, Юлиан, Лепид или ещё кто-нибудь из тех, которые многих похоронили перед тем, как похоронили их самих. И вообще: какой малюсенький отрезок, а с кем и чего не хлебнешь, в эдаком-то теле! Вздор все это. Ты посмотри только на это зияние вечности позади и на другую беспредельность впереди. Что тут значит, жить ли три дня или три Нестеровых века?

51. Спеши всегда кратчайшим путем, а кратчайший путь — по природе, чтобы говорить и делать все самым здравым образом. Потому что такое правило уводит от трудов и борений, от расчетов и всяких ухищрений.

абсолютные неизменные сущности2. Реляционная системные отношения

Автором пассионарной теории этногенеза является Л.Н.Гумилев

Автором первой типологии характеров человека сангвиник, холерик и т.д. является Клавдий Гален

В качестве официальной идеологии Китайской Империи были приняты философские идеи школы конфуцианства

В марксистской философии наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления является Диалектика

В марксистской философии наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления является диалектика

В мышлении выделяются следующие уровни: разум, рассудок

В новоевропейской философии вопрос о первооснове мира решается с помощью понятия субстанция

В основе классической концепции истины лежит принцип соответствия

В основе современной биологической картины мира лежит принцип эволюции

В основе философской картины мира лежит решение проблемы бытия

В отличие от вненаучного знания научное характеризуется системностью, доказательностью

В отличие от идеализма, материализм рассматривает идеальное как субъективный образ объективной реальности
В рамках китайской философии существует представление о том, что мир возник в результате взаимодействия пяти первоначал У-син, такая позиция в философии получила название плюрализма
В современной гносеологии существуют различные концепции истины:классическая корреспондентская; конвенционалистская.
В современной научной литературе под техникой в широком смысле слова понимается любые средства и способы деятельности, созданные человеком для достижения каких-либо целей.

В отличие от идеализма, материализм рассматривает идеальное как субъективный образ объективной реальности

В средневековой философии источником и высшей формой бытия считался-ась, -ось Бог
В средневековой философии особенный статус человека в системе мироустройства определяется тем, что он создан по образу и подобию Бога

В средневековой философии источником и высшей формой бытия считался-ась, -ось Бог

В структуре сознания, наряду с мышлением, выделяют Волю и эмоции

В творчестве Канта выделяются два периода: докритический, критический.

В философии ХХ века идею конца истории развивает американский философ Ф. Фукуяма

В философской системе Г. Гегеля центральным понятием, направляющим и осуществляющим процесс развития всего сущего, является абсолютная идея

В этике И. Канта всеобщий и необходимый нравственный закон, не зависящий от фактических условий человеческого воления и потому безусловно обязательный к исполнению, получает название категорического императива
Важнейшей социальной ценностью является человек
Важнейшей сущностной характеристикой бытия А. Камю считает абсурд

Важнейшим компонентом материально-производственной сферы является труд

Важной характеристикой развития является необратимость изменений

Ведущей гносеологической проблемой Нового времени является проблема взаимоотношения субъекта и объективной реальности.

Вера человека в мир божественного откровения, идеальных ценностей характерна для религиозного познания.

Взаимообусловленное, взаимостимулирующе науки и техники называется техническим прогрессом
Взаимосвязь проблемы истины с анализом логической структуры языка является предметом исследования в философской школе неопозитивизма

Вид материи, существующий исключительно на Земле, называется социально-организованной материей
Витальные ценности связаны с идеалами здоровой жизни
Внеположенная сущность феномена, оправдывающая его существование, называется смыслом
Внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых свойств бытия, называется сущностью
Внутренняя расчлененность материального бытия называется структурностью
Воздерживаться от суждений призывала античная школа скептицизма
Возникновение в сознании принципиально новых образов и идей связано с такой познавательной способностью человека, как интуиция.

Внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых свойств бытия, называется сущностью

Возникновение инженерной деятельности связанно с появлением мануфактурного и машинного производства.

Воплощением идеи русской самобытности, объединившим в себе жизненный уклад и комплекс морально-нравственных норм, выстроенных на принципах православия, самодержавия и общинности, является, по мнению славянофилов, понятие соборности

Ответьте на вопросы:

1. Данный отрывок можно отнести к этической позиции эвдемонизма (принцип восприятия жизни, направленный на достижение счастья) так как в нем утверждается, что .

Укажите не менее двух вариантов ответа

2. Данный отрывок отражает нравственную позицию философской школы .

А) Стоицизма Б) Киников В) Марксизма Г) Фрейдизма

3. Этическая проблематика в отрывке выражается в том, что обосновано .

А) бессмертье человека Б) отношение к жизни В) превосходство человека над природой

4. Философское содержание текста выражается в .

А) противопоставлении человека человеку Б) формулировке универсальных принципов жизни

В) нравоучении и наставлении

5. Какие оппозиции, связанные с основными мировоззренческими и философскими проблемами, представлены в тексте?

Эти вдохновляющие и до сих пор практичные советы — Марк Аврелий Антонин (121-180 гг) даёт не вам. Долгие годы император Рима, по убеждениям философ-стоик— тихо, ни с кем не делясь, записывал в тетрадочку приказы самому себе.

И неизвестно ещё, что принесло Аврелию бОльшую посмертную славу — победы над парфянами, или этот требовательный дневник (известно, чего уж там).

Статуя Аврелия в образе бога войны Марса. Голова — Древний Рим, II в.; торс — Италия, XVIII в. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Статуя Аврелия в образе бога войны Марса. Голова — Древний Рим, II в.; торс — Италия, XVIII в. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Почитайте, такое каждому полезно в любую из эпох. Может, возьмёте себе за правило одно из правил императора? Себе я много в тетрадку выписал.

— С утра говорить себе наперёд: встречусь с суетным , с неблагодарным, дерзким, с хитрецом, с алчным. Всё это с ними — по неведению добра и зла. Что ни случается — знакомо, как роза по весне или плоды летом. Болезнь и смерть, клевета и коварство. И сколько ещё такого, что огорчает глупцов.

— Следует поступать во всём как человек, готовый уже уйти из жизни. Уйти от людей не страшно, если есть боги, потому что во зло они тебя не ввергнут. А если их нет, то зачем мне и жить в мире, где промысла нет?

— Да живи ты хоть три тысячи лет, хоть тридцать тысяч. Только помни, что человек никакой другой жизни не теряет, кроме той, которой жив; и живет лишь той, которую теряет. То, что мы теряем, оказывается каким-то мгновением.

— А прошлое и будущее потерять нельзя — как отнять то, чего нет? Всё от века единообразно и вращается по кругу. Безразлично, наблюдать ли одно и то же сто лет, двести или бесконечно долго.

— Срок человеческой жизни — точка; естество текуче, ощущения тёмны, соединение целого тела — тленно. Душа — юла, судьба непостижима , слава непредсказуема.

— Гиппократ, излечивший много болезней, заболел и умер. Халдеи многим предрекли смерть, а потом их самих взял рок. Гераклит, столько учивший об испламенении мира, наполнился водой и, обложенный навозом, умер. Демокрита погубили вши.
Ну и что с того? Сел, поплыл, приехал. Вылезай .

— Пусть бог, что в тебе, будет покровитель существа мужеского, зрелого, гражданственного, римлянина, правителя. Того, кто сам поставил себя в строй и по звуку трубы с лёгкостью уйдет из жизни, не нуждаясь ни в клятвах, ни в людском свидетельстве.

Конная статуя Аврелия, Рим, ок. 175 г. (справа). Слева — копия, стоящая на Капитолийском холме в Риме

Конная статуя Аврелия, Рим, ок. 175 г. (справа). Слева — копия, стоящая на Капитолийском холме в Риме

— Недозволительно выставлять против разумного блага что-то чужеродное — хоть бы и хвалу от многих, или должности, богатство, или вкушение наслаждений. Все эти вещи вдруг овладевают и несут за собой

— Не считай полезным такое, что вынудит тебя однажды нарушить верность, забыть стыд, притворствовать, возненавидеть кого-нибудь, заподозрить, проклясть, возжелать чего-нибудь, что нуждается в стенах и завесах.

— Не заблуждайся доле: не будешь ты читать своих заметок , деяний древних римлян и эллинов, выписок из писателей, которые ты откладывал себе на старость. Поспешай-ка лучше к своему назначению и, оставив пустые надежды, самому себе — помогай, как можешь.

— Не делай ничего наугад, а только по правилам искусства.

— Ищут себе уединения в глуши, у берега моря, в горах. Вот и ты об этом тоскуешь. А нигде человек не уединяется тише и покойнее, чем у себя в душе. Вот и давай себе постоянно такое уединение и обновляй себя.

— Правда, ну на что ты сетуешь — на порочность людей? Существа разумные рождены одно для другого, сносить против воли проступки — часть справедливости. И то вспомни, сколько уж их, кто жили во вражде, подозрениях, ненависти и драке — потом протянули ноги и сгорели. И перестань, наконец, жаловаться .

— Смерть — такое же, как рождение, таинство природы. Соединение из тех же первооснов в те же! И нет в ней ничего постыдного: нет в ней для духовного существа непоследовательности, нет и противоречия с его строением.

— Разум есть у тебя? Есть. Зачем же без него обходишься?

— Жить, не рассчитывая на тысячи лет. Нависает неизбежность . Покуда жив, покуда можно — стань хорош.

— Вчера ты слизь, а завтра мумия или зола. Так вот — пройти в согласии с природой эту малость времени и расстаться кротко, как будто бы упала зрелая оливка, чувствуя благодарность к породившему её древу.

— Всё мне пригодно, мир, что угодно тебе. Ничто мне не рано и не поздно, что вовремя тебе. Всё мне плод, что приносят твои, природа, сроки. Всё от тебя, всё в тебе, всё к тебе.

— Пусть вычурность не изукрасит твою мысль. Многословен и суетен не будь .

— Люби скромное дело, которому научился, и в нём успокойся. А остаток пройди, от всей души препоручив богам всё твое, из людей же никого не ставя ни господином себе, ни рабом.

— Будь похожим на утес, о который непрестанно бьётся волна. Он стоит — и разгоряченная влага затихает вокруг него.

— Поутру медлишь вставать. Или таково мое устроение, чтобы я под одеялом грелся? — Так ведь сладко это. — А ты, значит, родился для того, чтобы сладко было? И ничуть не для того, чтобы трудиться и действовать?

— Спеши всегда кратчайшим путем. А кратчайший путь — говорить и делать всё самым здравым образом .

— Пробежал конь, выследила собака, изготовила пчела мёд, а человек добро — и не кричат об этом, а переходят к другому. К тому, чтобы, подобно лозе, снова принести плод в свою пору.

— Молитва афинян: пролейся дождём, милый мой Зевс, на пашню и на долины. Либо вовсе не молиться, либо вот так — просто и свободно.

— Каковое часто представляешь себе, такова будет и твоя мысль, потому что душа пропитывается этими представлениями. Вот и пропитывай её с упорством такой идеей — что, где живешь, там можно счастливо жить.

— Гнаться за невозможным — безумие .

— Ни с кем не случается ничего, что не дано ему вынести. Вот, с другим случилось то же самое, а он либо не ведает, что оно случилось, либо выказывает величие своего духа и остаётся уравновешен и не сломлен бедой.

— Вообще-то расположенность к человеку у нас чрезвычайная — поскольку надо делать им хорошее и терпеть их .

— Лучший способ защититься — не уподобляться.

— Одно торопится стать, другое перестать. Даже и в том, что становится, кое-что уже угасло; течение и перемена постоянно молодят мир. И в этой реке можно ли сверх меры почитать что-нибудь из этого мимобегущего? Всё равно как полюбить пролетающего мимо воробышка , а он гляди-ка, уж и с глаз долой.

— Если кто может уличить меня и показать явно, что неверно я что-нибудь понимаю или делаю — переменюсь с радостью. Я же правды ищу, которая никому никогда не вредила. Вредит себе тот, кто коснеет во лжи и неведении.

— Гляди, не оцезарись , не пропитайся порфирой, бывает такое. Береги себя простым, достойным, неиспорченным, строгим, прямым, другом справедливости, благочестивым, доброжелательным, приветливым — крепким на всякое подобающее дело.

Много комочков ладана на одном алтаре. Один раньше упал, другой позже — вполне безразлично.

Последний хороший император: об авторе

Потрясающий человек, никаких слов не нужно, он сам всё сказал. Жаль, уже умер.

Читайте также: