Саган заноза краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 282 200
- КНИГИ 669 837
- СЕРИИ 25 796
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 062
В Поисках Саган
Франсуазе Саган и ее близким, без которых не появилась бы эта книга.
Воспоминания, которые возникают без видимой необходимости, нужны нам для того, чтобы осознать, что с годами мы становимся все более далекими от пережитого, что события прошлого уже не имеют с нами ничего общего, чтобы задуматься о том, что однажды станет со всей нашей жизнью.
Париж. Седьмой округ, улица Юниверсите, дом 30. В 1948 году Рене Жюйар открыл здесь свой издательский дом. Это знаменитый издатель, который коллекционирует литературные премии. Пять Ренодо, три Фемина и три Интераллье [2]за послевоенные годы. Франсуаза Куарэ постучалась в эту дверь 6 января 1954 года.
Le Grix, dit Grixe, ou la Grise: grise (f) — серая, grisaille (f) — гризайль, техника рисунка в серых тонах
Imparfait du subjonctif — время, соответствующее русскому несовершенному виду, наклонения сюбжонктиф. Образуется при помощи суффикса — ass- и отличается громоздким звучанием. Нехарактерно для текста Франсуазы Саган.
Добрый вечер, грусть.
Заноза - это театр в жизни Элизабет? Или это сама Элизабет - заноза в жизни?
Я продолжаю знакомство с творчеством французской писательницы Франсуазы Саган. На этот раз я хочу познакомить вас с ее пьесой "Заноза".
Считаю, что эта пьеса интересна прежде всего динамичным действием, не избитым сюжетом и малым количеством действующих персонажей (всего 3), один из которых носит имя Иван (дают о себе знать русские корни автора).
Объем этой пьесы составляет около 30 страниц, а значит можно выделить около получаса на приобщение к прекрасному.
Несмотря на малый объем, тема поднимается серьезная: театр становится жизнью героини Элизабет, он как кровь течет по ее жилам и становится идеей, которую она не может предать. Тут и встает вопрос: что такое заноза? Заноза - это театр в жизни Элизабет? Или это сама Элизабет - заноза в жизни? На мой взгляд, данное произведение - это современное воплощение классического образа "лишнего человека".
Советую прочитать и задуматься: а правильно ли мы всё делаем в этой жизни? Может, стоит остановиться в этой вечной погоне за деньгами, за материальными ценностями, за слепыми идеалами - и начать жить. Радуясь каждому дню, ценя то, что имеем, но не возводя себе культов.
Ее проза — о любви, одиночестве, потерянности, праздности и сексуальной свободе. Предлагаем вам подробнее изучить главные мотивы творчества французского автора.
Любовь
Саган редко называет любовь. Она, скорее, опишет ветер на коже, случайное прикосновение во время танцев в парижском ресторане, разговоры о Прусте — ведь и в реальной жизни мы редко говорим о чувствах во всеуслышание. Если герои Саган и признаются в любви, то, скорее всего, они просто прячут страх одиночества, тоску, скуку или жажду мести.
Одиночество
Сексуальная свобода
За Франсуазой Саган ходила скандальная слава: она меняла мужей, любовников, а по некоторым слухам — и любовниц. Она жила подобно героям своих романов, предпочитая сиюминутные наслаждения и редко задерживаясь с кем-то надолго.
Герои Франсуазы редко задумываются о чувствах других. Они изменяют. Любят втроем, а то и вчетвером. Выбирают тех, кто значительно младше, и тех, кто значительно старше. Они могут переспать от скуки или за деньги. Им не чужда однополая любовь.
Пошло? Мерзко? Отнюдь. Безнравственность в романах Саган — чувственная, нежная, хрупкая. Ее язык предельно чист.
Деньги
Ее герои избалованы деньгами. Они скучают в дорогих ресторанах, на виллах и в казино. Они покупают любовь молодых и продают свое тело за деньги. Они готовы уйти от любимого человека к более состоятельному любовнику. Им так удобно. Немного скучно, но удобно.
В каждом своем романе Франсуаза стремилась описать пустоту буржуазного общества с его альфонсами, кокотками и богатыми вдовами, и ей это удавалось.
Гедонизм
Герои Саган живут сегодняшним днем. Они не хотят работать и учиться. Они предпочитают пьянствовать, танцевать, проводить каникулы в Каннах, заниматься любовью на смятой постели. Они не верят в Бога и знают, что им дана одна жизнь. А потому посвящают ее сиюминутным удовольствиям. Короче, гедонизм в чистом виде.
В историях своих персонажей писательница воплотила настроение целой эпохи.
Франция
Саган воссоздает короткие зарисовки из жизни французов: они ужинают в уютных ресторанах Парижа, гуляют на Елисейских полях, а лето проводят у моря. Словно это и не книга, а легкая французская мелодрама со сменяющимися декорациями.
Смерть
Даже в романах, где, на первый взгляд, отсутствует трагическая развязка, тень смерти накрывает героев. Отказ в любви для них зачастую сродни смерти. Как, впрочем, и согласие на любовь. Они бесконечно размышляют о смысле жизни, убегая от реальности. Мечтают о самоубийстве, измученные праздностью и бездельем. Занимаются саморазрушением, злоупотребляя наркотиками и алкоголем.
Произведения, которые можно почитать на русском (осторожно, спойлеры!)
Ученица монастырского пансиона Сесиль проводит летние каникулы на вилле отца на Лазурном побережье, крутит романы и мечтает избавиться от папиной подружки Анны.
20-летняя студентка юридического факультета Сорбонны влюбляется в дядю своего бойфренда и проводит с ним каникулы в Каннах.
В богемной парижской тусовке завязывается любовный многоугольник между актрисой, писателем, режиссером, литературным критиком, молодым медиком.
49-летняя Поль стоит перед выбором: остаться с Роже, который изменяет ей уже много лет, или же уйти к 25-летнему красавцу Симону, потерявшему от нее голову.
Француженка Жозе замужем за ревнивым американцем Аланом; она изменяет супругу, но не решается уйти от него.
Люсиль живет на попечении у своего состоятельного любовника Шарля, но на одном из светских вечеров влюбляется в Антуана — бойфренда богатой дамы Дианы.
45-летняя сценаристка Голливуда Дороти сбивает юношу Льюиса и забирает его к себе домой.
Спасаясь от депрессии, журналист Жиль решает провести лето у сестры на юго-западе Франции; в Париж он возвращается с женой местного чиновника.
Элеонора и Себастьян — сестра и брат, которые ведут разгульный образ жизни за счет друзей и любовников; они по очереди спят с состоятельной женщиной за деньги.
Беспечная Жозе уходит от наскучившего мужа к состоятельному покровителю Юлиусу, хоть и не способна ответить на его сильную любовь.
Актриса Беатрис, привыкшая менять мужчин, встречает бывшего любовника, от которого ушла 5 лет назад, и решает снова закрутить с ним роман.
В разгар Второй мировой Жером приезжает со своей девушкой Алисой на виллу друга, чтобы та соблазнила его и убедила поддержать антифашистское движение.
Престарелый режиссер русско-немецкого происхождения Костя фон Мекк снимает в оккупированной Франции фильм для Германии и спит с мальчиками и девочками.
Музыкант Венсан женился на Лоранс по расчету, однако спустя 7 лет брака он внезапно становится богатым и задумывается о том, чтобы бросить супругу.
Четверка аристократов в июне 1940 бежит из Парижа в Брюссель, но по дороге попадает под обстрел и вынуждена скрываться на близлежащей ферме.
Матье узнает, что у него рак легких и жить ему остается недолго; он навещает любовниц и коллег, а позже приходит к жене, чтобы сообщить о скорой смерти.
Журналист Франсуа решает переспать с 50-летней владелицей театра, чтобы добиться постановки пьесы, принадлежащей его возлюбленной Сибилле.
У героини Пилецкой любовь к театру сродни хронической инфекции, изматывающей творческой лихорадке. Татьяна Пилецкая точна, рисунок роли рационально прозрачен. Найден баланс между разумом и эмоциями. В роли Элизабет Мадран сделать это исключительно трудно. Все идет к финалу, к его пронзительной простоте, к финалу, у которого нет конца. Взламывая клетку физической немощи, Элизабет Мадран неистово играет в Театр. Актриса вне возраста, быта, публики, партнеров… Хотя нет — партнер все-таки есть.
Возраст героя, коридорного Люсьена (по пьесе молодого человека девятнадцати лет), изменен. Играет его Иван Краско. И это, с одной стороны, даже хорошо. Рядом с одинокой, искалеченной в автокатастрофе актрисой возникает человек, близкий ей не только душевно, но и по возрасту. У героя есть и другое преимущество, обеспеченное личным театральным опытом Ивана Краско, — ему не надо объяснять подтексты, он ловит их подсознательно, как бы не ведая — знает.
С другой стороны, в спектакле не прозвучала символическая глубина и неоднозначность драматургии Саган. Действие перешло в иной, мелодраматический, регистр. Возрастная метаморфоза заметно обеднила, если не обессмыслила, существование третьего персонажа. И оттого исчезновение по ходу действия Жана (Е. Иванов), молодого любовника Элизабет, совсем не драматично. Напротив, оно вызывает чувство долгожданной гармонии.
Перед нами, в первую очередь, два актера, расчетливо и точно ведущие каждый свою партию. И пускай персонаж Краско — простодушно-туповатый, полуграмотный коридорный, а героиня Пилецкой — обойденная талантом и судьбой, одинокая, больная актриса. Суть не в этом. Персонажи и актеры отражаются друг в друге, взаимно высвечивая раненные Искусством души. Остались двое и Театр, та самая заноза, которая саднит в сердце Элизабет и Люсьена — Пилецкой и Краско. И не нужен постановщик, художник, музыкальное оформление — только тишина, проникновенно отстраненный голос Элизабет и непредсказуемое перевоплощение престарелого коридорного в юного Армана, любовника Дамы с камелиями.
Читайте также: