Быков карьер краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Агеев служил в Красной Армии уже не первый год. Так он успел получить звание старшего лейтенанта. Не так давно он получил кубики для петлиц. Но наступившая война спутала планы.

За минуту

Старший лейтенант Агеев недавно получил третий кубик, который он ждал достаточно давно. После получения, военный пришивает кубик к петлицам на собственной форме. Однако получение кубика старший лейтенант отпраздновать не успел. Всему виной стали войска Третьего Рейха, нарушившие все подписанные с Советским Союзом договорённости, ступили на советскую территорию и атаковали приграничные населённые пункты.

Одним из первых подразделений РККА, встретивших интервентов, оказался и взвод Агеева. Однако, несмотря на доблесть офицера и его взвода, немецкие войска окружили лейтенанта и его солдат. Попытавшись прорваться сквозь окружение Вермахта, прорыв не удался, а офицер получил ранение в ногу.

После этого, Агеев решает объединиться с другими попавшими в окружение солдатами Красной Армии. В котёл вместе с Агеевом попал и лейтенант Молокович, который был частью разгромленного полка, часть из которого оказалась в окружении.

Лето и осень 1941 года. Первые недели и месяцы войны, обернувшиеся для сражающейся армии и для населения западных районов страны тяжкой, такой неожиданной и до конца не объяснимой бедой, маленький пристанционный поселок, накрытый беспросветным пологом фашистской оккупации, первые массовые "акции" против беззащитных, растерянных мирных жителей и первые, еще не очень умелые шаги сопротивления захватчикам, каждый из которых оплачивается кровью. И наконец, взгляд на то, что когда-то произошло в этих краях из нашего "мирного далека", взгляд, упирающийся в конце концов в обелиск со скорбным списком погибших и в обрыв карьера, где когда-то расстреливали подпольщиков.. .

Если вот так обнажить канву повести "Карьер", то может поначалу показаться, что все это узнаваемо и прежде всего по предыдущим произведениям белорусского писателя. Но более вчитываешься в страницы повести, тем более ощущаешь ее новизну, принципиальную значимость для В. Быкова, ее прочные внутренние связи с новыми произведениями о наших днях Ч. Айтматова, В. Астафьева, В. Белова и В. Распутина. Да и у самого Быкова современность никогда ранее так властно не врывалась в повествование о прошлом, никогда рассказу о наших днях не отводилось столько места в традиционном для писателя военном сюжете. И дело не только в композиции повести. Именно современность становится здесь той нравственной точкой отсчета, от которой люди, пережившие военное лихолетье, вглядываются в свое и чужое прошлое, судят и себя и тех, кто остался в этом прошлом навсегда.

А что же ищет в старом карьере этот немолодой уже человек, вдовец и пенсионер, негромко, но, по всей видимости, достойно проживший жизнь? Может, им движет лишь ностальгия по ушедшей молодости? В повести В. Быкова есть и этот мотив. Вся она пронизана щемящим чувством ускользающей памяти о такой, казалось бы, недавней, но и такой далекой от текущих дел и событий ушедшей жизни. Сорок лет! Для истории срок невелик. А для людей? Совсем крохотная деталь в начале повести преисполнена глубокого смысла. Менялось название улицы, менялись хозяева дома, теперь совсем заброшенного, умирающего, а когда-то давшего приют раненому Агееву. И вот уже только совсем "глубокий старик в истоптанных валенках на тощих ногах", "постоянно находящийся во власти старческих дум", может хоть что-то сказать о Варваре Барановской, передавшей тогда молоденькому командиру Красной Армии самое дорогое, что у нее было, - не просто документы, память о своем погибшем сыне.. .

Пожалуй, впервые не только у В. Быкова, но и во всей нашей военной прозе так замедленно подробно и впечатляюще рассказано об операции, проведенной без какого-либо обезболивания в экстремальных условиях, об адской боли, которая обрушивается на человека, когда у него, предварительно сделав разрез, вытаскивают осколок, застрявший совсем рядом с бедренной костью. И как боятся солдаты ранения в живот, обрекающего человека на почти верную и мучительную смерть. И то чувство полной опустошенности, охватывающее человека перед казнью, когда все уже изболелось и отболело и держится лишь сознание, что "вся жизнь прожита без остатка и прожита не так, как хотелось, - в беспорядке, не в ладах с совестью, с ошибками и неудачами".

Перу Василию Владимировичу Быкову принадлежит повесть “Карьер”. В произведении писатель раскрывает основную тему – война, которая принесла с собой огромное количество страданий и людям, и земле Белоруссии. В произведении “Карьер” писатель изображает как сильных и смелых людей, так и людей, которые не выдерживают всех трагических испытаний.

Ведь, перед ним стоит выбор, который не обеспечивает им спокойную жизнь. Рано или поздно, им придется выбирать: или стоять до конца и погибнуть, или отступить, а значит, стать предателем.

Уже с первых страниц повести, перед читателем раскрывается традиционная военная картина: небольшой поселок захвачен фашистами, слышны первые “акции” против простых людей. Они абсолютно беспомощны перед захватчиками. Читая повесть “Карьер”, взгляд упирается на обелиск, на котором выбит огромный список погибших.

Немного дальше, и читатель встречает обрыв карьера, где были расстреляны подпольщики.

Конечно, если с самых первых страниц повести представить именно такую ситуацию, тогда читатель будет убежден

в том, что все банально и понятно. Однако, прочитав еще несколько страниц, начинаешь ощущать что-то свежее и достаточно новое. Для В. Быкова – это дело принципа, он всегда акцентировал внимание на важности и прочности внутренней связи с новыми творениями. Теперь, прошлое и современность тесно переплетены в произведении “Карьер”.

Традиционный военный сюжет никогда не позволял вмешиваться современности, что свидетельствует абсолютную новизну произведения В. Быкова “Карьер”.

В повести “Карьер” читатель встречает немолодого человека, который пытается что-то отыскать в карьере. Что это может быть, неужели его прошлая жизнь? А может, это обычная тоска по молодости? Данный мотив в повести “Карьер” у писателя четко прослеживается.

С приходом войны, перед героем повести – Агеевым вырастает масса проблем, над которым он раньше не задумывался.

Мрачный ли конец повести? Кажется, что нет. Ведь, финал повести “Карьер” наполнен верой и надеждой на лучшее в человеке.

95641cc35746b21c86f4c853a0031f18 (300x400, 20Kb)

Среди фронтовиков 1922-1924 года рождения в живых осталось 3%.Среди них и Василь Быков.Это поколение тех, кому в 1941 году было около 20 лет, кто ушёл на фронт со школьной скамьи.Он писал о том, что видел, пережил.

31840 (200x267, 16Kb)
16317_html_3da53065 (200x300, 52Kb)
56ab37d40ebfb (205x315, 15Kb)

128061 (200x314, 33Kb)
Voennye_povesti (200x307, 19Kb)

Почти все произведения о войне. И во всех изображена война как ненормальная форма человеческой жизни.

3371602_sbig1 (371x592, 185Kb)

В основе повести " Карьер"изображён процесс нравственных исканий героя, поиски и постижение им высших ценностей. Человеческая жизнь-это непреходящая ценность.

Это поймёт Агеев, пройдя суровые годы войны. Сейчас, после войны, он ощущает в себе чувство вины в том, что послал Марию на смерть, в том, что не очень-то понимал истинную Белоруссию, её красу олицетворением которой и была Мария.Чувство вины приводит героя к нравственному суду над собой.

Василь Быков говорит:" Жить по совести нелегко, но человек может быть Человеком. при условии только, что совесть людская окажется на высоте." Вот почему Агеев ищет в карьере косточки Марии.

Что же произошло?

Армия отступала, а должна побеждать.

Где фронт? Где армия?

Как могло случиться, что он, офицер советской армии, должен прятаться на своей земле?

Быков оставляет своего героя наедине с этими вопросами.Агеев сам должен был решить их.

Единственная надежда для него была на подполье. А ему не доверяют.

Люди своего времени , они они были взращены в атмосфере подозрительности.

Уйти в лес оон не мог. Ждать? Но полицаи потребовали расписку. Человек перед выбором: либо в плен--либо сотрудничать с немцами.А плен страшнее смерти. И он решил рискнуть:послать Марию с заданием. Но её поймали.

У Окуджавы есть такие строчки: " А нынче нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим".

Значит, долг позволял распорядиться чужой жизнью.

" Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого не жалели"(С.Гудзенко)

И выбор был сделан.

А теперь совесть замучила.Роет карьер. Если найдёт косточки Марии, значит, исчезнет мечта, что, может быть, где-нибудь есть сын Марии.

У Агеева есть сын. Проблеме отцов и детей уделено большое внимание автора.

Он отчуждён от отца . Для него главное-прожить жизнь с толком, т.е.устроить жизнь свою рационально. В результате-разобщённость.

Духовного наследника у Агеева нет.

Повесть заканчивается очень печально: приехал трактор, зарыл карьер

Агеев плачет. Конец без конца.

Карьер-клад нашей памяти. Он будит совесть. В ээтом, наверное, смысл названия.

Книга заканчивается описанием чахлого сквера, где стоит обелиск и лежат несколько гвоздик.

Почему так? Эо ттоже имеет символический смысл.

" Мало цветы носить к обелискам, надо сделать память о них своей совестью, -так писал Иван Васильев в своей книге " Земля русская".

Значит, книга опять о войне, т.к.нам надо знать, какого врага мы одолели, в чём наши слабости и сила. Книга о том, что жизнь-главная ценность, что человеку надо помнить о своём прошлом

Об этом говорит Василь Быков, используя все средства: символические образы, символические сны, название. С помощью них он доносит до читателя главную тему-тему памяти.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


презентация к уроку по литературе в 8 классе по программе В.Г.Беленького на тему "Василий Теркин"

презентация к уроку по теме "Поэма А.Т.Твардовского "Василий Теркин".

Час поэзии "Вася Теркин - мой герой" по поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин" (8 класс)й
"Образ русского солдата - победителя" А.Т. Твардовский "Василий Теркин"

Открытый урок "Образ русского солдата - победителя " А.Т. Твардовский "Василий Теркин" Цели урока:1) раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войн.


Мастерская по произведению А.Твардовского "Василий Теркин"

Урок литературы в 8 классе с применением технологии педмастерских.

История Муковозчика Василия Константиновича (Василя) и его сыновей - участников ВОВ

Хутор Муковозчика Василия Константиновича (Василя) располагался в 4-5 км. от д. Васильевки Тюхтетского района Красноярского края. Рядом был хутор Рукопца Фадея и Савченко Дениса, 25 лет прослужившег.


"Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина".

Урок составлен с учетом технологии "Модерация". Технология предлагает работу на уроке в семи фазах.

Читайте также: