Буркхардт культура возрождения в италии краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Пример готовой курсовой работы по предмету: Культурология

Содержание

1. Причины интереса Я. Буркхардта к эпохе Возрождения 5

1.1. Значение Я. Буркхардта в изучении эпохи Возрождения 5

1.2. Возрождение как особая эпоха в истории европейской культуры 7

2.1. Я. Буркхардт как один из первых интерпретаторов ренессансной культуры 12

2.2. Оценка концепции Я. Буркхардта другими учеными 17

Список литературы 24

Выдержка из текста

Становление культуры Проторенессанса происходило на основе разнородных художественно-стилевых элементов: романских, византийских, готических и классических (античных).

Проторенессанс знаменовал отход от символико-аллегорических тенденций художественной системы Средневековья и начало переориентации искусства на изображение реального мира и человека.

Понимание эпохи Возрождения как принципиально нового периода в истории философии и культуры является довольно важным, особенно учитывая попытку представить общую характеристику этому явлению. Согласно той ситуации, которая сложилась в литературе, начиная с

Объектом исследования выступает эпоха Возрождения.

Целью данной работы является анализ взглядов Я. Буркхардта на .

В соответствии с этим в работе решаются следующие задачи:

  • — раскрыть причины интереса Я. Буркхардта к эпохе Возрождения;
  • — проанализировать вклад Я.

Буркхардта в изучении эпохи Возрождения;

Буркхардта как одного из первых интерпретаторов ренессансной культуры;

  • — раскрыть оценку концепции Я. Буркхардта другими учеными.

Основой исследовательской позиции является методология философской диалектики, в частности, метод выявления противоречий, метод сравнительного анализа.

1.1. Значение Я. Буркхардта в изучении эпохи Возрождения

Швейцарский ученый Якоб Кристоф Буркхардт родился в Базеле

2. мая 1818. Получил образование в университетах Берлина и Бонна, где изучал теологию, историю и искусство и испытал влияние немецких историков Леопольда Ранке, Готфрида Кинкеля и Франца Куглера [6, 201].

Список использованной литературы

1. Апресян Р.Г. Перфекционистский и дисциплинарный языки морали / Р.Г. Апресян // Оправдание морали [сб. науч. ст. к 70-летию Ю.В.Согомонова / отв. ред.: В.И.Бакштановский, А.Ю.Согомонов]

2. Буркхардт Я . Культура Возрождения в Италии / Якоб Буркхардт . — М.: Юристь, 1996. — 591 с.

3. Гуревич А. Я. Индивид и социум на средневековом Западе – М.: Наука, 2005. —

4. Дорофеев Д.Ю. Понимание Хайдеггером Канта в перспективе проблемы воображения [Электронный ресурс]

5. Зарецкий Ю.П. История европейского индивида: от Мишле и Буркхардта до Фуко и Гринблатта. М.: ГУ ВШЭ, 2005. 19.

6. История этических учений: Учебник [под ред. А.А.Гусейнова].

7. Кант И. Сочинения в шести томах / Иммануил Кант; [под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.В.Гулыги, Т.И.Ойзермана].

Т.4. Ч.1. — М.: Мысль, 1965. — 544 с. — (Философ, наследие. Акад. наук СССР. Ин-т философии).

8. Кассирер Э. Избранное: Индивид и космос / Эрнст Кассирер. — М.; СПб.: Университетская книга, 2000. — 654 с.

10. Прокофьев А.В. Справедливость и ответственность: социально-этические проблемы в философии морали: Моногр. / А.В.Прокофьев. — Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2006. – 277 с.

11. Семёнов Ю. И. Философия истории. М., 2003. – 220 с.

12. Традиционное общество и мировая экономика: критика теорий модернизации. М., ИНИОН, 1981. – 207 с.

15. Что такое развитие? Концепции, реальность, перспективы. М., ИНИОН, 1991. – 179 с.

16. Эстетика. Словарь. Политиздат, М., 1989. – 324 с.

17. Буркхардт, Якоб, Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс]

Автор: Якоб Буркхардт.

Глава I. Государство как произведение искусства

Политическое положение Италии в XIII в. Норманнское государство Фридриха II. Эццелино да Романо.

Состояние финансов и отношение к образованию. Идеал абсолютного правителя. Внутренние и внешние опасности. Отношение флорентийцев к тиранам. Висконти до предпоследнего из них.

Вмешательство императоров и их поездки. Несостоятельность их претензий. Отсутствие прочного наследственного права, нелегитимное престолонаследие. Кондотьеры как основатели государств. Их отношение к нанимателям. Семья Сфорца. Перспективы и гибель младшего Пиччинино. Позднейшие попытки кондотьеров стать государями.

Бальоне из Перуджи. Раздор в доме Бальони и кровавая свадьба 1500 г. Их конец. Дома Малатеста, Пико и Петруччи.

Арагонская династия в Неаполе. Последний Висконти в Милане. Франческо Сфорца и его удача. Галеаццо Мариа и Лодовико Моро. Род Гонзага в Мантуе. Федериго да Монтефельтро, герцог Урбинский. Закатный блеск двора в Урбино. Род д*Эсте в Ферраре. Злодеяния и фискальная система. Продажа должностей, поддержание порядка и постройки. Личная виртуозность. Лояльность населения. Начальник полиции Дзампанте. Участие подданных в трауре герцогов. Пышность двора. Меценатство д*Эсте. Противники тирании.

Поздние гвельфы и гибеллины. Заговорщики. Убийства в церквах. Влияние убийств тиранов в древности. Последователи Катилины. Воззрения на убийство тиранов во Флоренции. Отношение народа к заговорщикам.

Венеция в XV в. Жители города. Государство и опасность со стороны обедневшей знати. Причины устойчивости. Совет десяти и политические процессы. Отношение к кондотьерам. Оптимизм во внешней политике. Венеция как родина статистики. Запоздалость Возрождения. Позднее почитание реликвий.

Объективность политического сознания. Данте как политик. Флоренция как родина статистики; семья Виллани. Статистика и высшие интересы культуры. Ценность денег в XV в. Формы государственного устройства и исторические писатели. Корень бед тосканского государства. Искусство государственного управления. Макиавелли и его проект государственного устройства. Сиена и Генуя.

Зависть к Венеции. Заграница; симпатии к Франции. Попытка установить равновесие. Интервенции и завоевания. Связь с турками. Противодействие Испании. Объективное отношение к политике. Искусство переговоров.

Огнестрельное оружие. Знатоки и дилетанты. Ужасы войны.

Отношение к загранице и к Италии. Волнения в Риме с понтификата Николая V. Сикст IV как властитель Рима. Планы кардинала Пьетро Риарио. Непотистское государство в Романье. Кардиналы из домов государей. Иннокентий VIII и его сын. Александр VI как испанец. Отношение к загранице и симония. Чезаре Борджа и его отношение к отцу. Его конечные цели. Угроза секуляризации Папского государства. Иррациональность средств. Убийства. Последние годы. Юлий II как спаситель папства. Избрание Льва X. Его опасные политические планы. Растущая внешняя опасность. Адриан VI. Климент VII и опустошение Рима. Его последствияи реакция на него. Искупление Карлом V вины перед папами. Папство при Контрреформации.

Глава II. Развитие индивидуальности

Человек средневековья. Пробуждение личности. Тиран и его подданные. Индивидуализм в республиках. Изгнание и космополитизм.

Многосторонние личности. Всесторонние личности; Леонбаттиста Альберти.

Отношение Данте к славе. Слава гуманиста; Петрарка. Культ места рождения. Культ гробниц. Культ знаменитых людей древности. Описание достопамятных мест; Падуя. Зависимость славы от писателей. Жажда славы как страсть.

Их связь с индивидуализмом. Издевательство флорентийцев; новелла. Остряки и шуты. Шутки Льва X. Пародия в поэзии. Теория остроумия. Злословие. Адриан VI как егожертва. Пьетро Аретино. Его публицистика. Его отношение к государям и знаменитостям. Его религиозность.

Глава III. Возрождение античности.

Данте, Петрарка, Уберти. Сохранившиеся ко времени Поджо руины. Блонд, Николай У.Пий II. Античность вне Рима. Возведение происхождения городов и семейств к Риму. Настроение и притязания римлян. Тело Юлии. Раскопкии съемки. Рим при Льве X. Сентиментальные настроения по поводу руин.

Их распространение в XIV в. Открытия в XV в. Библиотеки, писцы и писатели. Книгоиздание. Обзор греческой образованности. Ориенталистика. Отношение Пико к античности.

Неотвратимость его победы. Роль Данте, Петрарки и Боккаччо. Боккаччо как предтеча. Увенчание поэтов.

Гуманист как профессор в XV в. Преподавание в других учебных заведениях. Свободное высшее воспитание; Витторино. Гварино в Ферраре. Воспитание наследников государей.

Граждане Флоренции; Никколи. Манетти; ранние Медичи. Государи; папы (с Николая V). Альфонс Неаполитанский. Федериго Урбинский. Сфорца и д*Эсте. Сиджизмондо Малатеста.

Папская канцелярия. Оценка эпистолярного стиля.

Безразличие к общественному положению оратора. Торжественные речи по случаю событий в жизни государства и приема высокопоставленных гостей. Надгробные речи. Академические речи и выступления перед солдатами. Латинская проповедь. Возобновление античной риторики. Форма и содержание; цитаты. Вымышленные речи. Закат красноречия.

Относительная неизбежность латинского языка. Исследования по средневековью; Блонд. Начала критики. Отношение к итальянским историческим сочинениям.

Античные имена. Латинизация форм жизни. Претензии на исключительность. Цицерон и цицеронианцы. Разговорный латинский.

Обвинения и масштаб их виновности. Их несчастье. Их антипод. Помпоний Лет. Академии.

Глава IV. Открытие мира и человека

Колумб. Отношение космографии к путешествиям.

Направленность на эмпирию. Данте и наука о звездах. Вмешательство церкви. Воздействие гуманизма. Ботаника; садовники. Зоология; собрания заморских животных. Свита Ипполито Медичи; рабы.

Прогресс Италии в сравнении со средневековьем. Жизнеописание в Тоскане. Другие земли Италии. Автобиография. Джироламо Кардано. Луиджи Корнаро.

Представление о красоте у Боккаччо. Идеал красоты Фиренцуолы. Его общие определения.

Эней Сильвий и другие. Условная буколика после Петрарки. Реальное положение крестьян. Подлинно поэтическое изображение сельской жизни. Баттиста Мантовано, Лоренцо Великолепный, Пульчи. Анджело Полициано. Человечество и понятие человека.

Глава V. Общественная жизнь и праздники

Противоположность средневековью. Совместное обитание в городах. Теоретическое отрицание знати. Поведение знати в отдельных землях. Ее отношение к образованию. Позднейшая испанизация жизни. Рыцарское достоинство современ средневековья. Турниры и карикатурына них. Знатное происхождение как требование к придворным.

Одежда и моды. Женские косметические средства. Чистоплотность. Галатео и правильный образ жизни. Удобство и элегантность.

Оформление идеального языка. Его широкое распространение. Крайние пуристы. Их незначительные достижения. Общение.

Договоренности и уставы. Авторы новелл и их аудитория. Великосветские дамы и салоны. Общественная жизнь во Флоренции. Лоренцо как изобразитель своего кружка.

Его любовь. Его внешние и духовные способности. Телесные упражения. Музыка. Инструменты и виртуозность. Дилетантизм в обществе.

Ее мужская образованность и поэзия. Совершенство ее личности. Мужедева. Женщина в обществе. Образование блудниц.

Противоположность средневековью. Аньоло Пандольфини. Вилла и сельская жизнь.

Их основные формы мистерия и процессия. Преимущества перед другими странами. Аллегория в итальянском искусстве. Исторические представления общих понятий. Постановки мистерий Праздник Тела Господня в Витербо. Светские постановки. Пантомимы и встречи государей Шествия; религиозные триумфы. Светские триумфы. Празднества на воде.

Глава VI. Нравы и религия

Ограниченность суждения. Осознание деморализации. Современное чувство чести. Господство силы воображения. Азарт и жажда мести. Нарушение супружеской верности. Нравственное состояние женщины. Возвышенная любовь. Преступные настроения. Разбой. Заказные убийства; отравления. Абсолютные злодеи. Отношение нравственности к индивидууму

Отсутствие Реформации. Отношение итальянцев к церкви. Ненависть к иерархии и монашеству. Нищенствующие монахи. Доминиканская инквизиция. Высшие ордена. Привычка к церкви и ее благословениям. Проповедники покаяния. Джироламо Савонарола. Языческие моменты в народной вере. Вера в реликвии. Почитание Богоматери. Вольности в культе. Большие эпидемии покаяния. Их полицейское регламентирование в Ферраре.

Неизбежная субъективность. Обмирщенность духа. Терпимость к исламу. Оправдание всех религий. Воздействие античности. Так называемые эпикурейцы. Учение о свободе воли. Благочестивые гуманисты. Среднее направление среди гуманистов. Начало критики священных предметов. Фатализм гуманистов. Их языческие внешние проявления.

Астрология. Ее распространение и воздействие. Ее противники в Италии. Опровержение Пико и его воздействие. Различные предрассудки. Суеверие гуманистов. Духи умерших. Вера в демонов. Итальянские ведьмы. Край ведьм у Норчи. Примеси северного ведьмовства и его границы. Колдовство блудниц. Колдун и заклинатель. Демоны на дороге в Рим. Отдельные категории колдовства; телесмы. Магия при закладке зданий. Некромант у поэтов. История с колдовством у Бенвенуто Челлини. Колдовство на спаде. Его побочные разновидности, алхимия.

Якоб Буркхардт Культура Возрождения в Италии Опыт исследования Юристъ Москва 1996 ББК 87. 3 Б 90 Редакционная коллегия серии: Л. В. Скворцов ( председатель ), О. М. Андрианов, Л. М. Брагина, И. Л. Галинская, М. П. Гапочка, В. К. Гращенков, В. Д. Губин, П. С. Гуревич, Ю. Н. Давыдов Г. И. Зверева, Л. Г. Ионин, И. А. Исаев, Т. Ф. Кузнецова, О. Ф. Кудрявцев, О. Е. Кутафин, С. В. Лёзов, П. В. Малиновский, Л. Т. Мильская, Л. А. Мостова, О. Е. Савельева, Г. С. Померанц, А. М. Руткевич, М. М. Скибицкий, М. Н Соколов, А. Л. Ястребицкая Главный редактор и автор проекта С. Я. Левит Редакционная коллегия тома: Ответственный редактор: Л. Т. Мильская Члены редколлегии: Л. М. Брагина, В. М. Володарский, О. Ф. Балашов, И. И. Маханьков Комментарии: И. И. Маханьков Художник: П. П. Ефремов Б 90 Якоб Буркхардт. Культура Возрождения в Италии. — М. - Юристь, 1996. 591 с. — (Лики культуры) ISBN 5-7357-0020. 0 Содержание. Предуведомление ко второму изданию 1869 года . . . …………7 Глава I. Государство как произведение искусства………………. . 8 Введение…………………………………………8 Политическое положение Италии в XIII в. 9 — Норманнское государство Фридриха II 9. — Эццелино да Романо 10. Тирания XIV в………………………………………………………….

11 Состояние финансов и отношение к образованию. 11 —Идеал абсолютного правителя. 12 —Внутренние и внешние опасности. 13 — Отношение флорентийцев к тиранам. 13 —Висконти до предпоследнего из них. 14 Тирания в XV в………………………………………………………16 Вмешательство императоров и их поездки. 17 — Несостоятельность их претензий. 17 —Отсутствие прочного наследственного права, нелегитимное престолонаследие. 19 — Кондотьеры как основатели государств. 20 — Их отношение к нанимателям. 20 — Семья Сфорца. 21 —Перспективы и гибель младшего Пиччинино. 23 — Позднейшие попытки кондотьеров стать государями. 23 Мелкие тирании ………………………………………………………23 Бальоне из Перуджи. 25 — Раздор в доме Бальони и кровавая свадьба 1500 г. 26 — Их конец 27. — Дома Малатеста, Пико и Петруччи. 28 Крупные правящие дома ……………………………………………29 Арагонская династия в Неаполе. 29. — Последний Висконти в Милане. 31 —Франческо Сфорца и его удача. 32 — Галеаццо Мариа и Лодовико Моро. 33. — Род Гонзага в Мантуе. 35. — Федериго да Монтефельтро, герцог Урбинский. 36 — Закатный блеск двора в Урбино. 36 —Род д*Эсте в Ферраре. Злодеяния и фискальная система 37 — Продажа должностей, поддержание порядка и постройки. 38. — Личная виртуозность. 39 —Лояльность населения 40 — Начальник полиции Дзампанте. 40 —Участие подданных в трауре герцогов. 41 — Пышность двора. 42 — Меценатство д*Эсте. 42 – Противники тирании. Поздние гвельфы и гибеллины. 43 — Заговорщики. 44 — Убийства в церквах. 44 — Влияние убийств тиранов в древности. 44 — Последователи Катилины. 45 — Воззрения на убийство тиранов во Флоренции. 46 — Отношение народа к заговорщикам. 46 Республики ……………………………………………………………47 Венеция в XV в 47 — Жители города 48. — Государство и опасность со стороны обедневшей знати. 48 —Причины устойчивости. 50 — Совет десяти и политические процессы. 51 — Отношение к кондотьерам 51. —Оптимизм во внешней политике. 52 — Венеция как родина статистики. 53. — Запоздалость Возрождения. 54 — Позднее почитание реликвий. 55 Флоренция с XIV в. …………………………………………………55 Объективность политического сознания. 56. — Данте как политик. 56. — Флоренция как родина статистики; семья Виллани. 57. — Статистика и высшие интересы культуры. 57. — Ценность денег в XV в. 57. — Формы государственного устройства и исторические писатели 59 — Кореньбед тосканского государства. 60 — Искусство государственного управления. 61 — Макиавелли и его проект государственного устройства. 61 — Сиена и Генуя. 63 Внешняя политика итальянских государств. ……………………64 Зависть к Венеции. 65. — Заграница; симпатии к Франции. 65 — Попытка установить равновесие. 66 — Интервенции и завоевания 66. — Связь с турками. 67 —Противодействие Испании. 68. — Объективное отношение к политике. 68 — Искусство переговоров. 69 Война как искусство…………………………………………………70.

Даже при дворах итальянских тиранов дух городских республик во многом сохранялся: не обладая легитимностью наследственных монархов, деспоты были заинтересованы в том, чтобы подчеркнуть и свое величие, и величие своих городов, выставляя напоказ таланты ученых, литераторов и художников, каких только можно было привлечь ко двору, и вообще всех граждан. Этому обычаю стали подражать другие богатые и влиятельные граждане, а также городские корпорации. Возможно, именно сокращение экономической деятельности в конце XIV и в XV в. побуждало людей вкладывать средства в строительство зданий и покровительство людям искусства, а не в коммерческие предприятия.

Если таковы были социальные и психологические условия для величайшего расцвета творческих способностей в итальянском Возрождении, а в европейской истории они редко оказывались столь благоприятными, то форма, в которую воплотилась творческая деятельность, ими объясняется лишь частично. Не меньшее значение имели уже установившиеся творческие традиции, внутренняя логика различных видов творчества и влияние их наиболее выдающихся и оригинальных представителей – иными словами, воздействие гения на мысль и искусство. Во второй четверти XV в. эти процессы зашли уже так далеко, что без явного разрыва с прошлым привели к появлению новой цивилизации, – цивилизации, которую со всем основанием можно назвать ренессансной.

Гуманисты

Гуманистами по традиции называли тех, кто изучал и преподавал гуманитарные науки, а в более узком смысле – знатоков классической литературы. Сами по себе эти занятия были вполне привычным делом. Но Петрарка, Салютати, их ученики и студенты владели латынью лучше всех своих предшественников. Более совершенная методика языковой и литературной критики вкупе с необычайным энтузиазмом в изучении римских авторов позволили им издать доселе неизвестные классические тексты, причем с качеством, недоступным Средневековью. Салютати, используя свое положение канцлера, собрал великолепную библиотеку классических авторов, чем и подал пример многим другим, обладавшим приблизительно такими же возможностями. Изобретение книгопечатания и его быстрое распространение в Италии в последней четверти XV в. послужили мощным импульсом для подобных занятий: впервые ученые могли пользоваться лучшими изданиями классиков в своих городах и обсуждать с коллегами одни и те же тексты.

Не менее важным событием стало открытие греческой литературы. В средневековой Западной Европе всегда были люди, знавшие греческий язык, но читали греческих классиков в основном в латинских переводах, реже – в переводах с арабского. В XV в. знание греческого получило широкое распространение, в крупнейших университетах создавались кафедры греческого языка. Так гуманисты открыли новый мир мысли.

Деятельность гуманистов имела далеко идущие и разнообразные последствия. Они создали новую форму образования, которая вплоть до нашего столетия сохраняет свое значение в Европе и Америке. В отличие от средневековой традиции, предписывавшей строгие правила поведения и обучения ребенка, гуманисты стремились развивать в нем личностные задатки и веру в собственные силы. Формируя ценности, необходимые для духовного становления своих питомцев, они отталкивались от греческой и римской классики, а также от учения церкви.

Таким образом, в гуманистическом образовании воплотились по крайней мере две сформулированные Буркхардтом особенности – возрождение Античности и открытие индивидуальности. То же самое можно сказать и обо всех прочих занятиях гуманистов. Во Флоренции они собирались на вилле Марсилио Фичино (1433–1499), известного переводчика Платона, и называли себя, по античному примеру, Академией. Академия Фичино, которой покровительствовал Лоренцо Медичи – сам прекрасный знаток латыни и незаурядный поэт, еще не имела четкой структуры и организации, но послужила образцом для многочисленных академий, созданных в последующие века по всей Европе в качестве центров научного знания.

Другая сторона ренессансной культуры, выделенная Буркхардтом, – открытие окружающего мира – не относилась к числу высших гуманистических приоритетов. Тем не менее гуманисты разыскивали сочинения древних, изучали их и готовили к публикации. В результате выяснились совершенно неожиданные вещи. Тот факт, что древние философы и теологи расходились во мнениях по многим вопросам, был хорошо известен с тех самых пор, как Абеляр специально затронул эту тему в своих сочинениях. С такими затруднениями каждый справлялся сообразно личным философским предпочтениям. Но естественные науки, в области которых Аристотель, Гален и иные сравнительно немногочисленные античные авторы, известные в эпоху Средневековья, считались непререкаемыми авторитетами, теперь воспринимались совсем по-другому. С расширением знаний о древних стало ясно, что и ученые часто противоречили друг другу. Оставался лишь один способ решить эту проблему – взяться за самостоятельные исследования. Поначалу их вели преимущественно для того, чтобы подтвердить правоту одной античной научной школы перед другими, но со временем они стали стимулировать к самостоятельной научной работе. Лучшие ученые умы нередко приходили к выводу, что ни одна из античных теорий не была абсолютно верной и что необходимо создать нечто новое. Вероятно, самый поразительный результат этого интеллектуального процесса был получен вне Италии: речь идет об открытии Коперника,[127] сообщившего миру, что Земля вращается вокруг Солнца.[128]

Именно на этом этапе идеи гуманистов и позднесредневековых философов-схоластов, которые занимали ведущие позиции в университетах и продолжали занимать их до XVII в., пересеклись. Гуманисты обычно критиковали схематичность и сухость схоластических дискуссий; именно они ввели в оборот известный афоризм о том, что схоласты готовы обсуждать, сколько ангелов поместится на кончике иглы. Такой вопрос и впрямь однажды был поставлен, но в намеренно юмористической форме, как упражнение в схоластическом методе для начинающих студентов. На самом деле философы-схоласты, начиная с Роджера Бэкона, добились существенных успехов в области математики и физики; соединение их достижений с гуманистической образованностью и критицизмом порождало порой самые необычные результаты.

Николай Кузанский

И для самого Николая Кузанского, и, конечно, для его современников подобные философские и теологические теории имели практическое приложение. По мысли Кузанца, если Бог имманентен мирозданию и вместе с тем трансцендентен ему, то никакая религия не может существовать помимо Бога. Христианство является всеобъемлющей истиной, но оно вобрало в себя и отдельные истины всех прочих религий. В книге, посвященной Корану (1461), Николай Кузанец рассматривал ислам с этой точки зрения, не считая его, в отличие от большинства христиан, порождением дьявола. Друг Кузанца, папа Пий II (1458–1464), серьезно обсуждал возможность переговоров с султаном, надеясь убедить его в религиозных и культурных преимуществах христианства, как их видел сам папа, и уговорить перейти в новую веру. Взамен папа был намерен даровать Мехмеду титул императора. Не удивительно, что ни завоеватель Константинополя, ни большинство ученых, единоверцев папы, не могли относиться к таким переговорам сколько-нибудь серьезно. Да и сам папа, видимо, не питал особого оптимизма на сей счет, поскольку не отказался от грандиозных, но в конечном счете неудачных попыток организовать крестовый поход против турок.

Литература

Полны чудес сказанья давно минувших дней

Про громкие деянья былых богатырей[129],

Брань и героя пою[130].

Пою дам и рыцарей, пою брани и любовь,

И придворное вежество, и отважные подвиги[131].

Искусство и архитектура

Итальянские гуманисты и образованные люди XVI–XVII вв. рассматривали период, начавшийся с Данте и Петрарки, как Возрождение, и совершенно так же мыслили художники и архитекторы. В Джотто (1266 / 7-1337) они видели первого художника, который попытался правдоподобно изобразить природу и окружающий человека мир. В XVI в. флорентийский художник и историк ренессансного искусства Вазари выразил этот взгляд в классической формулировке:

Мы должны, как мне думается, быть обязанными Джотто, живописцу флорентийскому, именно тем, чем художники-живописцы обязаны природе, которая постоянно служит примером для тех, кто, извлекая хорошее из лучших и красивейших ее сторон, всегда стремится воспроизвести ее и ей подражать, ибо с тех пор, как приемы хорошей живописи и всего смежного с ней были столько лет погребены под развалинами войны, он один, хоть и был рожден среди художников неумелых, милостью Божьей воскресил ее, сбившуюся с правильного пути, и придал ей такую форму, что ее уже можно было назвать хорошей[132].

Джотто, простого сельского мальчика, заметил живописец Чимабуэ и взял с собой во Флоренцию.

Прибыв туда, мальчик в короткое время с помощью природы и под руководством Чимабуэ не только усвоил манеру своего учителя, но и стал столь хорошим подражателем природы, что полностью отверг неуклюжую манеру и воскресил новое и хорошее искусство живописи, начав рисовать прямо с натуры живых людей, чего не делали более двухсот лет[133].

Читайте также: