Буклет арт терапия в доу
Обновлено: 05.07.2024
Настоящий буклет представляет собой краткое содержание организации работы с песком в условиях дошкольной образовательной организации.
Содержимое публикации
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СРЕДНЕУРАЛЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД № 20 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
Российская Федерация, 624070 Свердловская область, город Среднеуральск, улица Бахтеева, 12Б
тел.:(34368) 2-23-04, 2-23-03, е- mail : z - petushok 20@ bk . ru _____________________________________________________________
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Как это работает?
Мир ребенка уникален и своеобразен. Однако не всегда у дошкольника получается взять главных "жителей" этого мира под свой контроль. Речь, конечно же, идет о чувствах и эмоциях. Что уж говорить, не каждому взрослому это бывает под силу! Отсюда - стрессы, нервно-психическое и мышечное напряжение, неустойчивое настроение, капризы. Избавиться от этих неприятных моментов полностью и навсегда вряд ли представляется возможным, но их можно довольно удачно проиграть и выразить в песке. Песок поглощает негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. В игре с песком ребенок становится хозяином своего мира, лучше ощущает его границы: таким образом усиливается желание экспериментировать, развивается самостоятельность.
Работа в психологической песочнице также позволяет развивать познавательную сферу: улучшать показатели восприятия, внимания, мышления, воображения; совершенствовать моторику, речь и коммуникативные навыки.
Сегодня игра с песком, или песочная психотерапия, становится все более популярной в психологической, психотерапевтической, педагогической и даже театральной практике. В песочнице становятся явными мечты: здесь можно посмотреть со стороны на непростую жизненную ситуацию и разыграть позитивный сценарий ее разрешения; здесь создается новая реальность, в которой все подвластно создателю, человеку, создающему картины из песка и миниатюрных фигурок.
Что для этого нужно?
Важно отметить, что проведение песочной терапии требует специальных условий. В качестве оборудования обычно используют песочницу размером 50*80*10 см, изготовленную из дерева с герметичными швами и окрашенную в голубой цвет изнутри. В образовательных учреждениях целесообразно использовать сертифицированный (прокаленный) песок. Комплект фигурок-миниатюр для проведения сеансов пескотерапии как с ребенком, так и со взрослым, включает: фигуры людей, наземных, водных и летающих животных, различные виды транспорта, жилищ, деревья и другие растения, природные материалы (камни, ракушки, семена и др.), объекты среды обитания человека (заборы, дорожные знаки, мосты, ворота, порталы), монеты, ювелирные изделия, часы и зеркала.
Как проводить?
ЭТАП ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ПОГРУЖЕНИЕМ РУК В ПЕСОК
В свободной игровой деятельности для некоторых детей этот этап будет последним, так они могут испытывать страх перед полным погружением рук в песок. Для других детей этапы игр на поверхности песка и с погружением будут чередоваться, в зависимости от их желания.
Цель — развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После чего они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
Цель —развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Первый вариант.
Второй вариант.
Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и нарисованных сказочных персонажей. Их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные, с четким изображением картинки, на начальном этапе несложные для восприятия, с изображением одного предмета. Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображений. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным.
МЕДИТАЦИЯ НА ПЕСКЕ
Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.
Если ребенок не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.
Данная игра имеет несколько вариантов. Во всех вариантах на проводится с использованием медитативной музыки. Цель — релаксация.
1. Рисование на песке дыханием через трубочку для коктейля.
2. Рисование на очень мокром песке заостренным тонким предметом (методом соскребания).
3. Создание мандалы на песке с использованием мелких предметов (ракушек, фасоли, макарон, бусинок и др.).
4. Создание мандалы на песке с использованием разноцветного, разнофактурного песка (методом посыпания). Работа осуществляется только с помощью рук.
5. Создание мандалы на листе бумаги, промазанной клеем, с использованием разноцветного, разнофактурного песка (методом посыпания). Работа осуществляется только с помощью рук. После высыхания мандала может долго сохраняться.
Суть действия арт-терапии изложена в работах по нейрофизиологии К.Ханнадорф, Т.Г. Визиль, О.А. Скрябиной, О.А. Мотанцевой. Образное воспринимающее правое полушарие обрабатывает информацию целиком, глобально, и связано оно с ритмом, эмоциями, интуицией, движениями, в целом с бессознательными психическими процессами
Активные методы терапии : самостоятельное творчество по созданию творческого продукта; самостоятельное творчество на основе использования существующих произведений искусств. Это может быть рисование, лепка, работа с песком, пение, танец. Все эти занятия развивают творческие способности, творческую активность, воображение, речь, мелкую моторику, эстетическое чувство. Активные виды деятельности укрепляют физически, активизируя хорошо функционирующие, здоровые системы организма ребенка. К пассивным методам относится анализ и интерпретация ребенком произведений искусств.
Цель: активизация целительного потенциала самого ребенка. Очень эффективна для детей с задержкой умственного развития. Предполагает еженедельное рисование по 30-40 минут в течение 3-х месяцев. Педагог дает ребенку лист А4 и простой карандаш, затем объясняет суть творческой работы: «Мы с тобой будем рисовать и беседовать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43
Составили: Макшакова В.В.
Курбатова Л. А.
г. Сарапул 2019г.
Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством
(термин ввел А. Хилл)
Ее психокоррекционная цель — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации социализации детей с ограниченными возможностями. Применяется такой метод лечения при:
- проблемах эмоционально-личностного развития, в т.ч. аутизме,
- задержке умственного развития,
- нарушение двигательных функций
Арт-терапия решает следующие задачи:
Пробуждает жизненные силы, Активизирует внутренние ресурсы, в том числе память и работоспособность. Создает новые мотивы, установки, закрепляя их в реальной жизни с помощью произведений искусства. Развивает познавательную и эмоциональную сферы, творческие способности.
Компенсирует недостающие возможности.
Помогает формировать навыки межличностной коммуникации. Налаживает внутреннюю целостность и общение с самим собой.
Оптимизирует личностные качества. Обеспечивает социальную адаптацию.
В целом помогает достойно жить.
Меню, спасибо огромное
здравствуйте, попробую обратиться с просьбой, есть ли буклеты для приемных родителей?
Здравствуйте, есть буклет на тему невербальное общение подростков?
Здравствуйте, есть ли какие-либо материалы для логопедов?
Здравствуйте у кого есть буклеты по след.темам: криотерапия ,массаж мячами Су -Джок терапия ,пескотерапия ,иглотерапия, теневой и пальчиковый театр.Нетрадиционные методы развития.
Лепка из солёного теста – это одно из самых популярных художественных занятий. Мука и соль – природные, экологически безопасные продукты, при соединении которых получается чудесный материал для лепки и моделирования – пластичный, лёгкий, безвредный и очень комфортный. Вот почему,когда-то давным-давно, в старину, люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды их обжигали на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.
Тестопластика
как метод арт-терапии
педагога ДОУ:
Мастер-класс
подготовила
Хавшабо Е.И.
воспитатель
Влияние НОДтестопластикойна детей:
• Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)
• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
Влияние занятий тестопластикойна педагогов:
• Формирование положительной самооценки.
• Реализация творческого потенциала.
• Позитивное влияние на психическое и физическое здоровье.
• Развитие мелкой моторики, создания целостного образа.
• Передача приемов лепки с целью обучения детей (взрослых)
• Профессиональная самореализация педагога .
Таким образом, тестопластика для детей и взрослых способствует всестороннему развитию личности и является здоровьесберегающим компонентом в работе педагога.
Классический рецепт соленого теста):
Мука - 300 гр (2 чашки)
Соль - 300 гр (1 чашка)
Вода - 200 гр (200 мл)
Мука и соль идут в пропорциях 1:1 по весу!
Мука: лучше всего пшеничная высшего сорта. Соль: лучше "Экстра".
Вода: должна быть чистой и холодной.
К классическому варианту возможны добавки : 1 столовая ложка картофельного крахмала (увеличивает пластичность материала) и/или 1-2 чайные ложки обойного клея (повышает прочность), можно добавить немного растительного масла (для эластичности).
Цветное тесто:
Лепить изделия можно как из белого, так и из цветного теста.
Можно добавить краситель в воду в самом начале. Либо в кусочек уже вымешанного теста. В качестве красителя можно использовать: пищевые красители, акварель, гуашь, акриловые краски, какао. Порошковые красители нужно предварительно разбавить водой, при этом следует уменьшить количество воды соответственно в рецепте.
Хранение теста:
Замешанное тесто нужно положить на пару часов в холодильник (лучше на ночь).
Хранить соленое тесто удобнее всего в холодильнике в полиэтиленовом пакете или в пластмассовом контейнере с крышкой.
Читайте также: