Боюсь идти в школу преподавать
Обновлено: 05.07.2024
Не идите в школу, если не готовы много работать, постоянно быть в поиске новых идей и чувствовать ответственность за своих учеников! Собрали истории молодых учителей: как они решились на эту работу, несмотря на все страшилки и предрассудки, какие вызовы перед ним ставила школа, и как они с ними справлялись. Так стоит ли работать учителем?
Стоит ли работать учителем?
Нам чуть больше 20 лет, мы выпускаемся из педагогического университета, только-только защитили выпускные работы и сдали все экзамены. Перед каждой стоит главный вопрос: что делать с дипломом учителя русского языка и литературы?
Самый очевидный ответ — идти работать в школу, конечно! И хотя этот путь кажется предельно простым, у каждого из молодых учителей — своя, личная история.
Оля: случайно влюбилась в школу и теперь не хочет уходить
Долгое время я была уверена, что школа — это место, которое было создано исключительно, чтобы издеваться над детьми, родителями и учителями; что ученикам ничего не будет интересно, что я не смогу в школе заработать себе на жизнь и вообще это самая ужасная работа в мире. Думаю, что в моем случае все решила практика, куда я пришла в качестве учителя русского языка. Провела несколько уроков и поняла что это интересно: искать какие-то новые формы подачи материала, работать с детьми, и вообще все не так страшно.
Как пережить первые недели в школе
Когда я шла работать, то себя настраивала, что может произойти все что угодно, и на все, что будет происходить, я тоже могу не так адекватно реагировать.
Все может произойти, потому что это школа, а я молодой педагог!
Вероятно, вот такие ожидания в итоге спасли меня от чрезмерного стресса, потому что действительно первые недели были очень сложными. Мне очень часто срывали уроки, и я действительно не всегда адекватно реагировала. Не могу сказать, что сейчас у меня нет никаких проблем. С дисциплиной они остаются, но тем не менее, стало намного проще, и дети сейчас уже стали смотреть на меня совершенно по-другому. Думаю, они поняли, что их проверки я потихонечку все-таки прохожу, что все-таки я настоящий учитель. Надеюсь, дальше все будет только лучше.
О планах на будущее
Реальный план для меня сейчас и самая самая большая цель, самое важное и в целом достижимое — это выжить. Не сбежать из школы, сохранить свое ментальное и физическое здоровье и не выгорать окончательно, а лучше не выгореть вообще. То есть найти какой-то баланс между жизнью и работой, чтобы не потерять желание работать в принципе.
А вот идеальный план — про совершенствование своих профессиональных навыков. Мне бы, конечно, хотелось научиться, несмотря на все сложности, выкраивать время на составление действительно интересных уроков. Я стала замечать, как часто мне стали приходить в голову какие-то идеи, методические плюшки, хотя, конечно, времени на их реализацию вообще не всегда хватает.
Саша: вернулась преподавать в школу, в которой училась, и считает свою работу престижной
Я планировала пойти работать в школу уже после окончания университета, но перед началом выпускного курса, летом, моя классная руководительница предложила мне пойти на такую маленькую-маленькую ставочку. Сначала это было часов пятнадцать, потом уже восемнадцать. Я помню, как было тяжело на четвертом курсе и учиться, и работать, но потом я влилась, и все стало хорошо.
Испугаться учеников и напугать их самой
Первые уроки прошли нормально, учитывая, что я пришла работать в школу в 21 год, и мне сразу дали два девятых класса. Я жутко боялась идти к ним, потому что вдруг они начнут надо мной издеваться, никто не будет слушать, я же молодой учитель. Но в итоге все прошло хорошо, я их успела даже немножко напугать, и они меня слушались, были хорошие отношения на протяжении всего учебного года.
Вообще, в начале с любым классом был ступор: что с ними делать, что говорить? А еще я помню, что мне показалось, что сорок минут пролетают безумно быстро, по сравнению с парами в университете.
О признании учителя
Работать, естественно, было тяжело, но у меня не было сожалений о том, чем я занимаюсь. Наоборот, я радовалась, это было чувство, что я взрослый человек, у меня вот такая ответственная престижная работа.
Я считаю свою профессию престижной, хотя понимаю, что в обществе работа учителя уже давно обесценилось.
Сейчас у меня 6-8 классы и классное руководство, и мне очень это нравится. Хочу подтянуть свой класс и самой участвовать в педагогических конкурсах. У меня уже есть выпускники, которые поступили в колледжи и рассказывают своим преподавателям обо мне, хвалят наши уроки и говорят, что я дала им много знаний, это очень приятно слышать.
Алина: пришла в школу, вдохновившись примером своих учителей, и чувствует всю ответственность этой профессии
Я устроилась в школу после практики, одна из учителей-кураторов пригласила меня на работу. Думаю, что руководство и другие, более опытные учителя не оценивают молодого педагога как полноценного сотрудника. Ты им кажешься молодой, ничего не знающей, и к этому нужно привыкнуть. Конечно, они все тоже проходили этот этап, и всем было тяжело, но почему-то в своем возрасте об этом забывают. В самом начале были моменты, когда меня просто не расценивали как специалиста, и нужно было показать свою компетентность, это все было тяжело.
Как проходили первые уроки
Первые уроки проходили тревожно. Они до сих пор продолжают проходить тревожно, потому что у тебя нет опыта, и ты боишься что-то не так сказать и боишься, что тебя не поймут, и ты не дашь ученикам знания. Я до сих пор часто об этом думаю: что-то могла бы объяснить лучше, где-то нужно было вести себя по-другому. Конечно, я могла бы приложить больше усилий, но это не всегда получается. Не хочется чересчур много тратить своего времени и здоровья, особенно когда за это платят небольшие деньги.
Сейчас я продолжаю работать, взяла классное руководство. Конечно, когда ты берешь эту нагрузку на себя, сразу немного по-другому смотришь на профессию учителя: это уже другой новый этап, трудоемкий, но в нем есть плюсы, учишься понимать детей, людей. Но я считаю, чтобы стать настоящим учителем, нужно пройти много этапов, это все-таки не один и не два года.
Каким не должен быть учитель
До сих пор у меня сомнения, правильно ли я делаю и могу ли я этим заниматься, насколько я компетентна, чтобы обучить кого-то, дать хотя бы основные знания, подготовить к ЕГЭ и способствовать развитию жизни ребенка. Это, конечно, очень ответственно. И вообще к этой профессии нужно относиться ответственно.
Если учитель все время жалуется и халатно относится к работе, лучше вообще уйти из школы.
Настя: решила продолжать учительскую династию, и получает удовольствие от работы, несмотря на усталость
Школа для меня — это вопрос, на самом деле, риторический. Дело в том, что мои родители — учителя по образованию, и поэтому с самого детства я видела в тетради уроки, учебники, все это очень вдохновляло. Помню, что еще с самого детства мама даже брала меня к себе на урок, я видела, как она преподает, и потом под впечатлением приходила домой, рассаживала мягкие игрушки, вела у них занятия. Поэтому, когда стал выбор о вопрос профессии, я поняла, что хочу продолжить то, чем занимаются родители.
Начало работы: ожидания и реальность
Начала работать с 5 курса, чтобы получить опыт уже во время обучения. Руководство отнеслось ко мне положительно, несмотря на то, что я отпрашивалась на экзамены и зачеты. Думаю, что первые уроки прошли хорошо, так как уже был минимальный опыт: я помогала маме, пробовала себя в роли репетитора.
Но это все далось нелегко.
После трудового дня, даже четыре-пять уроков, кажется, будто ты разгрузил вагон.
У тебя такая физическая усталость, какой ты сам от себя не ожидал, поэтому впечатление у меня одно — работать учителем сложно. Эта профессия трудная, и это большой труд, который должен быть оценен по достоинству. Уже две недели я работаю в новой школе, и мне очень нравится. Думаю, что продолжу этим заниматься и дальше.
Катя: поговорила с коллегами и уверена, что учителя — это сверхлюди
Я работаю в школе уже четвертый год: до этого училась в вузе, а параллельно вела дополнительные занятия для олимпиадников и отстающих, помогала ученикам делать домашние задания. Теперь я настоящий учитель и полноценная часть педагогического коллектива.
Руководство школы дало мне возможность преподавать только литературу, без русского языка, я веду уроки в средней и старшей школе. Это дает возможность посмотреть на учебную программу с разных сторон и точек зрения, работать с детьми разного возраста и уровня мотивации.
С чем сталкивается каждый молодой учитель
Трудности, с которыми я сталкивалась в первые дни работы, схожи с тем, что переживали мои одногруппники — уже коллеги-учителя. Все мы чувствуем примерно одно и то же: радость от общения с учениками и продуктивной работы на уроке, тревогу и разочарованность, когда не все планы удается реализовать, или дети ведут себя не так, как мы ожидаем. Все мы надеемся, что наши старания окупятся, а ошибки станут профессиональным опытом.
Когда приходишь на работу в школу, думаешь: ну вот сейчас я буду делать все правильно. Но с течением времени оказывается, что не бывает идеального урока, нет идеального учителя и также не существует идеального класса.
На мой взгляд, главное, что важно для молодого педагога в школе — сохранять свою индивидуальность, учиться принимать множество факторов, которые нельзя изменить, и работать над тем, что можно улучшить.
Так стоит ли работать учителем?
Кому точно не стоит работать учителем — тем, кто не готов меняться, учиться новому. Здесь будет плохо тем, кто хочет просто заученно выдавать материал, не обращая внимание на то, что происходит вокруг, ни к чему не стремится.
Стоит работать учителем тем, кто готов общаться с учениками и пытаться понять их, видеть в них личностей. Любовь к своему предмету, стремление передать детям полезные знания и навыки, запас спокойствия и терпения — с этими качествами учитель сможет пройти даже через самый трудный класс.
Я закончила универ 3 года назад. Образование филологическое, короче, никому филологи в моём городе не нужны, преподаватель, филолог и переводчик англ. языка — и тем не менее нормальную работу найти невозможно. В школу идти ни за что не хотела, боялась. Поначалу искала работу усиленно, сначала секретарем, но не брали, потом взяли в один нищий завод, но я поняла, что смысла нет, и не стала там работать.
Мне 26 — а я никто. Теперь с ужасом жду понедельника и плачу. Я даже перед нормальной аудиторией выступать не могу, а что уж говорить про подростков. Может кто-нибудь дать совет, что мне делать, а то даже жить не хочется…
Похожие истории из жизни:
Анонимные комментарии (21 ) к исповеди "Страхи и сомнения молодой учительницы":
Не стоит бояться подростков, как и пытаться их всех наставить на путь истинный. Если вам интересно быть учительницей, выступать перед аудиторией и вы этого страшитесь из-за отсутствия опыта, не хотите показаться смешной или глупой — это нормально, почти у всех так и было поначалу. Но если вам просто противны дети, вам хочется забиться в угол и там сидеть, поищите работу в интернете, станьте фрилансером-переводчиком. Удаленная работа не позволит разбогатеть и почивать на лаврах, но на разнице между столичными и провинциальными ценами можно немного выиграть. Конечно, поначалу придется работать на имя, портфолио, авторитет и аккаунт на фриланс-бирже, но зато бояться детей не придется.
да нет, работать преподавателем я не хочу, но отступать уже поздно. Есть ли смысл проработать в этой области год и уйти (если не убегу в первый же день конечно), не знаю, но если откажусь, то я и подведу эту школу, и мама опять будет плакать, и обвинять меня в никчемности. По поводу страхов, говорят, единственный способ от них избавиться, переть на то, чего боишься. Но я себя накрутила, и меня накрутили, друг сказал: да куда ты лезешь!да это самые отморозки, даже я побоялся бы. А я человек ооооочень впечатлительный, мнительный, эмоциональный, с яркой нервной системой, в общем, сами понимаете, мне по жизни с этим тяжело 🙂 В общем, полная апатия, и безысходность
я вас очень хорошо понимаю, так как сама оказалась в подобной ситуации, самое ужасное то, что родители не понимают.
Одно могу посаветовать, просто начни новую жизнь, перестань зависеть от еого то и помни, ты никому ничего не должна и не должна не перед кем унижаться, просто попробуй по работать в школе, если не получится, то будешь искать другое место)
Попробуй уехать в мегаполис (в Москву или СПб), там и вакансий больше и зарплата выше.
удачи тебе!)
у меня возникала идея одна, но я еще подумаю, может смогу помочь тебе, спасибо!)
все будет хорошо!
Елена Орлова
А вы просто идите и преподавайте! Не бойтесь) По первости у всех поджилки трясутся, особенно со студентами) Главное подготовьтесь так, чтобы урок вам самой нравился, можете прямо конспект подробный составить, чтобы в случае чего к нему обратиться) И главное знайте, что у вас все получится!
Больше практики скорее нужно, попробуйте взять репетиторство.. Я до первого года работы в школе, 3 года так готовилась)) И больше уверенности, дети не так страшны, как кажутся на первый взгляд
В школе легче преодолеть волнение и страх - все-таки дети более искренние, открытые и не заморачиваются особенно. Начните со школы, а потом в ВУЗ. Бог ты мой, да многие из нас желали бы работать в ВУЗе, но к сожалению, часто мечты остаются мечтами. У Вас все получится.
Алина Баркова
найдите ребенка или детей школьного возраста (племянницу, соседку) и проведите им урок. Или волонтером в приюте, или в воскресной школе. Возможностей много. Вроде в шутку или как обьяснить непонятое в школе. Я на соседках тренировалась))) И станет не страшно.
Ася Аксельрод
В колледже ещё училась, начали вести классные часы, аж заикалась. Потом практика летняя и основная, вроде полегче стало)
А в школу пришла через пять лет после получения диплома. И сразу 11 классов по 20-25 человек, с 5 по 11. Там 11 класс почти ровесники были)))
Относилась к ним как к давним знакомым и все само пошло))
Если хочется, начинайте! Удачи вам!
В ВУЗе то что волноваться? Не слушают - им же хуже. Там взрослые люди сидят. У нас порой 70-летние профессора очень тихо читают, а мы что? Мы поближе садимся, чтобы услышать их. Потому что это реально имена в науке, и это НАМ нужно знать и сдавать на экзамене. В школе с этим сложнее.
Да ну, со студентами проще чем со школьниками. Ответственность не такая, если материал не усвоили это проблемы студентов. И тд. :)
Елена Коршунова
А, может, сначала попробовать кого- нить подменить? Есть такой вариант? Многие так и начинают. Или репетиторство возьмите
Волнение будет все равно. Только со временем вы с ним научитесь справляться.
Выше написали, что со студентами страшнее работать. Это кому как, мне было страшнее (или тяжелее?) со школьниками. И да, может быть, вас утешит то, что многие бы мечтали работать в вузе, а у вас такая возможность есть.
Показать полностью. И мне кажется, что если есть возможность, со школы начинать необязательно, в вузе будет проще, там и студенты заинтересованы в знаниях, и не будет работы с родителями. И в вуз сегодня берут, а завтра – нет, а в школу вы успеете всегда.
На первое время составляйте себе до безобразия подробный план, чуть ли ни:
1. Поздороваться
2. Представиться
3. Отметить отсутствующих
4. Порекомендовать литературу по вашему предмету
. Сказать, что занятие окончено.
И планируйте хотя бы по-первости свои занятия так, чтобы у вас был "лишний" материал, который не войдет в занятие, чтобы не оказаться в ситуации, что до конца пары 40 минут, а уже делать нечего.
(мало ли, студенты не подготовили домашнее задание, не удалось показать презентацию, обсуждение получилось слишком коротким и т д)
Конечно, ошибки будут, но на них стоит учиться и не принимать промахи близко к сердцу.
Удачи!
Поскольку вы перечисляете ряд психосоматических нарушений (спазмы в желудке, дрожь в руках, учащенное сердцебиение, нарушение аппетита), предположу, что речь все-таки о тревожном расстройстве или социальной тревожности. Вы пишете, что и раньше с этим сталкивались, — то есть это многолетняя история.
Что способствует развитию повышенной тревожности? Негативные переживания и обстоятельства, с которыми мы могли сталкиваться в детском или подростковом возрасте: потеря близкого, физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, социальная изоляция. Или если в семье мы не чувствовали себя защищенно, не было душевного тепла и близости (или наоборот — когда была гиперопека, сверхконтроль). Или если поведение родителей менялось непредсказуемым образом: они то кричали или даже били, то обнимали и просили прощения, реагируя на одни и те же наши поступки по-разному.
Не стоит сбрасывать со счетов и ваши личностные особенности: возможно, вы склонны к перфекционизму, быстро эмоционально возбуждаетесь, импульсивны, стеснительны, часто ощущаете себя подавленно или неуверенно, стремитесь все слишком контролировать. Все это могло способствовать развитию тревожного расстройства.
Работа в школе стала дополнительным стрессом, и адаптироваться к ней адекватно вы не смогли — не хватило знаний, ресурсов, способов совладать с тревогой. Сейчас ваша тревога подпитывается соматическими проявлениями, что лишь усугубляет ситуацию.
Читайте также: