Богатыри демьян бедный краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

В год, объявленный годом литературы, Weekend открывает новый проект: календарь литературных преследований. В каждом номере — один из случаев репрессий в истории русской литературы, пришедшийся на соответствующие даты и рассказанный словами участников и свидетелей. © Ещё в проекте

Старый большевик, соратник Сталина и первый пролетарский поэт Демьян Бедный явно не из тех авторов, чьи имена всплывают первыми при разговоре о литературных преследованиях. Однако в ноябре 1936 года он, к радости коллег, оказался в опале из-за такого вроде бы достойного большевика дела, как издевательское изображение Крещения Руси.
Спектакль по пьесе "Богатыри" был снят с репертуара Камерного театра, а сам Бедный подвергся жесткой критике. Его перестали печатать, а в 1938 году даже исключили из партии и Союза писателей. После начала войны Сталин простил поэта, чьей главной чертой была, по его собственному выражению, "биографическая нежность" по отношению к вождю. Но на прежние высоты в иерархии советских писателей Демьян Бедный так никогда и не вернулся.

Утвердить следующий проект постановления Комитета по делам искусств: Ввиду того, что опера-фарс Демьяна Бедного, поставленная под руководством А.Я. Таирова в Камерном театре с использованием музыки Бородина, а) является попыткой возвеличения разбойников Киевской Руси как положительный революционный элемент, что противоречит истории и насквозь фальшиво по своей политической тенденции; б) огульно чернит богатырей русского былинного эпоса, в то время как главнейшие из богатырей являются в народном представлении носителями героических черт русского народа; в) дает антиисторическое и издевательское изображение крещения Руси, являвшегося в действительности положительным этапом в истории русского народа

Комитет по делам искусств при СНК Союза ССР постановляет: 1) Пьесу "Богатыри" с репертуара снять как чуждую советскому искусству. 2) Предложить т. Керженцеву написать статью в "Правде" в духе настоящего решения.

…с репертуара снять как чуждую.
Из статьи Платона Керженцева "Фальсификация народного прошлого" / "Правда", 15 ноября 1936 года

Пьеса Демьяна Бедного является искажением истории, образцом не только антимарксистского, но просто легкомысленного отношения к истории, оплевыванием народного прошлого. Ведь и раньше как-то Демьян Бедный называл русскую историю "гнилой". О богатырях вспоминал лишь по "богатырскому храпу", писал о русской культуре, что "Российская старая горе-культура — дура", и изображал русский народ "дрыхнущим на печи". Печальная отрыжка этих вывихов, чуждых большевикам и просто советским поэтам, сказалась и в этой пьесе.

. попыткой возвеличения разбойников.
Из справки секретно-политического отдела ГУГБ НКВД СССР "Об откликах литераторов и работников искусств на снятие с репертуара пьесы Д. Бедного "Богатыри"" / 16 ноября 1936 года

А. Таиров
(потрясенный постановлением комитета о снятии "Богатырей" объявил себя больным — сердечный удар. К нему домой заходили работники искусства и выражали соболезнование. По словам А. Коонен, заходили многие, как к покойнику): "Я допустил большую ошибку. Беру на себя всю ответственность, несмотря даже на то, что комитет по делам искусства, который принимал спектакль, апробировал его. Ошибка произошла потому, что я оказал большое доверие Демьяну Бедному как старому коммунисту. Что меня по-настоящему пугает, дадут ли мне дальше работать. Что меня возмущает, это желание выставить меня отщепенцем народа ".

Демьян Бедный
указывал на то, что у него начался приступ сахарной болезни. Дальше, прося не заносить в стенограмму, Демьян говорил, что его врагом является его библиотека. Об этом ему указывали, но он этого не понимал. Он заявил, что библиотеку свою сожгет.

Мейерхольд, народный артист республики:
"Наконец-то стукнули Таирова так, как он этого заслуживал. Я веду список запрещенных пьес у Таирова, в этом списке "Богатыри" будут жемчужиной. И Демьяну так и надо".

Ю. Олеша, писатель:
"Пьеса здесь главной роли не играет. Демьян заелся, Демьяну дали по морде. Сегодня ему, завтра другому. Радоваться особенно не приходится. Демьяну выплачивается за его прежние грехи".

Эйзенштейн, заслуженный деятель искусств и режиссер кино:
"Я не видел спектакль, но чрезвычайно доволен хотя бы тем, что так здорово всыпали Демьяну. Так ему и надо, он слишком зазнался".

М. Булгаков, автор "Дней Турбиных":
"Это редкий случай, когда Демьян, при его характере, не будет злорадствовать: на этот раз он сам пал жертвой,— а не подхихикивать над другими. Пусть теперь почувствует сам".

. издевательское изображение крещения Руси.
Из записки генерального секретаря Союза писателей СССР Владимира Ставского Николаю Ежову / 17 ноября 1936 года

Сообщаю, что 16.XI этого года мне позвонил Д. Бедный и просил посетить его, чтобы "Пока не поздно рассказать, как произошла история с "Богатырями"".

Я заехал к нему; в течение почти двух часов Д. Бедный говорил,— стенограмму его речи прилагаю.
_____

Из стенограммы беседы Демьяна Бедного с Владимиром Ставским / 17 ноября 1936 года

Голова у меня не вождевая, все-таки художественная голова. Первая ошибка была, что я взялся за эту работу. Эта, прямо сказать, ошибка — корень всего этого дела. Оказалось, что крен есть в сторону ущемления богатырей. Когда эта гадюка ползала по всем инстанциям, и никто против этой гадюки не возражал, я думал: "Ну, молодец, значит, справился". А относительно крещения я не думал. Во мне сказалась, во-первых, старая отрыжка антирелигиозника. Очень я долго на этом деле работать привык.

Для меня вопрос такой: если я так оскандалился, то хотя бы спасти ту мою честь революционера. Я имел уже однажды случай, потрясения с "Слезай с печки". Я тоже тяжело переживал этот случай. Я говорил: где был редактор? Почему меня пропустили? Но это были моральные страдания. А в остальном отношении я был обласкан. У меня сейчас нет никаких оснований ожидать беспредельных ласк. Я вообще как-то скис, и ничего не понимаю.

. в духе настоящего решения.
Из дневника Николая Устрялова / 30 ноября 1936 года

Рассказывают об обстановке эпизода с "Богатырями", положившего демонстративный конец оплевательскому хамству по адресу нашего исторического прошлого.

Эта пьеса Демьяна Бедного шла раз десять в театре Таирова. И ничего. Говорят даже, сам Керженцев видел ее. И тоже ничего. Многие, по инерции, похваливали: "здорово это он. действительно, "богатыри". а как крещение-то? хе-хе. "

Пришел Молотов В.М. на спектакль. Смотрел, все в порядке. По окончании Таиров к нему — с книжкой для почетных посетителей. Не откажите, Вячеслав Михайлович, вписать нам на память ваше мнение.

— Мое мнение? Разрешите подождать до завтра. Через день-два вы его узнаете — из газет.

И через день-два Таиров узнал, а вместе с ним — urbis et orbis. Таиров — на свою беду, остальные — на великую радость. В самом деле, как не возликовать.

. насквозь фальшиво.
Из письма главного редактора "Правды" Льва Мехлиса Иосифу Сталину, Вячеславу Молотову и Николаю Ежову / 19 июля 1937 года

Сегодня в редакцию "Правды" явился Демьян Бедный и принес мне поэму под названием "Б о р и с ь и л и у м и р а й". Под заголовком поэмы подпись: "Конрад Роткемпфер. П е р е в о д с н е м е ц к о г о". В конце — перевел Демьян Бедный. В этой поэме ряд мест производит странное впечатление .

Когда я указал Демьяну Бедному на эти и некоторые другие места поэмы — он охотно согласился их вычеркнуть. К концу разговора выяснилось, что никакой поэмы Конрада Роткемпфера не существует и самое имя этого якобы автора выдумано. Поэма написана Демьяном Бедным. Как он объяснил,— это своеобразный литературный прием.

Экземпляр этой поэмы прилагаю. Прошу указания.
_____

Из поэмы Демьяна Бедного "Борись или умирай"

Настало житие божественно-благое. / Поэты пишут так. Меж тем, / В народной глубине — там слышится другое. / А речи тайные послушать у народа — / Все получается как раз наоборот. / Фашистский ад давно пора похерить! / Кому же верить? / Словечко вякнешь невпопад, / Тебе на хвост насыплют соли. / Фашистский рай — народный ад? / Так, что ли?
_____

Из письма Иосифа Сталина Льву Мехлису / 20 июля 1937 года

На ваш запрос о басне Демьяна "Борись или умирай" отвечаю письмом на имя Демьяна, которое можете ему зачитать.

Новоявленному Данте, т.е. Конраду, то бишь. Демьяну Бедному.

Басня или поэма "Борись или умирай", по-моему, художественно-посредственная штука. Как критика фашизма, она бледна и неоригинальна. Как критика советского строя (не шутите!), она глупа, хотя и прозрачна.

Так как у нас (у советских людей) литературного хлама и так не мало, то едва ли стоит умножать залежи такого рода литературы еще одной басней, так сказать.

Я, конечно, понимаю, что я обязан извиниться пред Демьяном-Данте за вынужденную откровенность. С почтением

. огульно чернит богатырей.
Из справки ГУГБ НКВД СССР для Иосифа Сталина о поэте Демьяне Бедном / 9 сентября 1938 года

Демьян Бедный (Ефим Алексеевич Придворов) — поэт, член Союза советских писателей. Из ВКП(б) исключен в июле с.г. за "резко выраженное моральное разложение".

Д. Бедный имел тесную связь с лидерами правых и троцкистско-зиновьевской организации. Настроен Д. Бедный резко антисоветски и злобно по отношению к руководству ВКП(б).

Озлобленность Д. Бедного характеризуется следующими его высказываниями в кругу близких ему лиц: "Я стал чужой, вышел в тираж. Эпоха Демьяна Бедного окончилась. Разве вы не видите, что у нас делается. Ведь срезается вся старая гвардия. Истребляются старые большевики. Уничтожают всех лучших из лучших. А кому нужно, в чьих интересах надо истребить все поколение Ленина? Вот и меня преследуют потому, что на мне ореол октябрьской революции". Д. Бедный систематически выражает свое озлобление против тт. Сталина, Молотова и других руководителей ВКП(б).

Опера Бородина Богатыри

Опера была поставлена в 6 ноября 1867 года, но автор при постановке указан не был, поскольку композитор предпочел скрыть свое авторство. Александр Порьфирьевич Бородин не сознавался ни одной живой душе, даже самым близким друзьям в том, что является автором этой провальной оперы, поэтому она вошла в список его произведений только после смерти композитора.

Ключевым моментом четвертого действия является битва Фомы и Амелфы. На удивление, горе-богатырь выходит из этой борьбы победителем, прибегнув к обману и хитрости и, благодаря счастливому случаю. В самом начале боя, Фома от страха начинает жмуриться и с трясущимися ногами подкрадываться к знаменитой богатырше. Амелфа в свою очередь считает, что это чрезвычайно хитрый военный маневр и начинает ему подражать. Фома, заметив это, улучает момент и сдергивает у Амелфы с головы волшебный венец, в котором заключена вся ее женская сила.

Князь Густомысл, который прятался все время боя, вдруг выходит в момент победы и присваивает себе часть славы Фомы. Тут появляются сваты Соловья Будимировича и просят благословения у князя на брак Соловья с похищенной им Забавой. Довольный победой Густомысл, благодушно удовлетворяет эту просьбу.

Есть театры и такие,
Что таких на свете нет, —
Сам находится в России,
А на самом деле нет.
Что в нем русского помину,
На французский все манер,
И играет Катерину —
Адриенна Лекуврер [12, с. 7].

Выступавший на совещании директор Эрмитажа академик Орбели сказал:

— Постановление Комитета по делам искусств имеет значение не только для Камерного театра. Необходимо поэтому просмотреть и многое другое, что показывается в наших театрах, да и в литературу заглянуть с этой точки зрения. Нужно искоренить случаи наплевательства на героическое прошлое нашего народа.

— Искусство, — сказал академик Орбели, — должно воспитывать чувство национального достоинства народа. Великий русский народ может гордиться и великими революционными деятелями, и гениальными учеными, и былинным эпосом. Недопустимо превращать народный эпос в предмет шутовства и карикатуры [18, с. 3].

От Демьяна Бедного почти все отвернулись. Но остались и верные друзья. Так, поэт А. Жаров прислал ему из Харькова 29 ноября 1936 г. теплое письмо, где в частности говорилось:

Где слово русских прозвучало,
Воспрянул друг, и враг поник.
Русь — наших доблестей начало
И животворных сил родник [7, с. 212].

Литература

1. Антология крестьянской литературы послеоктябрьской эпохи / вступ. ст., выбор и ред. художественного и автобиографического текста А. Ревякина. М.; Л.: ГИХЛ, 1931. 661 с.

4. Демьян Бедный. Полное собрание сочинений. М.; Л., 1931. Т. XVII. 275 с.

6. Демьян Бедный. Собр. соч.: в 5 т. М.: ГИХЛ, 1954. Т. 4. 410 с.

7. Демьян Бедный. Собр. соч.: в 5 т. М.: ГИХЛ, 1954. Т. 5. 383 с.

9. Жаров А. Демьян Бедный в моей памяти // Воспоминания о Демьяне Бедном. М., 1966. С. 227—241.

12. Левитин М.З. Таиров. М.: Молодая гвардия, 2009. 359 с.

13. Линия ошибок (О Камерном театре) // Правда. 1936. 20 ноября. № 319. С. 3.

15. Луначарский А.В. Художник народных масс // Воспоминания о Демьяне Бедном. М., 1966. С. 39—44.

16. Овсянико-Куликовский Д.Н. Сочинения. СПб., 1911. Т. 8. 224 с.

17. Постановление жюри правительственной комиссии по конкурсу на лучший учебник для 3 и 4 классов средней школы по истории СССР // Правда. 1937. 22 августа. № 231. С. 2.

18. Совещание театральных деятелей и работников искусств // Правда. 1936. 17 ноября. № 316. С. 3.

19. Соколов Ю. О собирании фольклора // Советское краеведение. 1935. № 2. С. 12—18.

20. Соколов Ю.М. Русский фольклор. М., 1941. 557 с.

Критика русофобии в работах Н.И. Бухарина, Д. Бедного и др. явно направлялась из высших кремлевских сфер. Однако она отнюдь не говорила о переходе Сталина и всего его окружения на националистические русофильские позиции. Интернационализм — доктрина, предполагающая, в конечном счете, преодоление национальных различий, иначе говоря, доктрина национал-нигилистическая, нациофобская по своей природе. Русская нация в силу своей многочисленности и устойчивости могла вызывать у интернационалистов наибольшие опасения насчет осуществимости их замыслов. Освободиться от русофобии большевики-интернационалисты так просто не могли. Вопреки доктрине приходилось маскировать свой генетический порок, постепенно выходить на путь уступок русским национальным чувствам, использовать русский национализм для достижения тактических целей, в частности для того, чтобы умерять чрезмерные притязания националистов иных национальностей. Русофобия имеет не только нравственно-этические и социально-психологические измерения. В историческом плане ее можно определить как политику, с большим трудом совершающую переход от национальною нигилизма к признанию благотворной роли национальной идеи, национального и национально-государственного патриотизма. В наибольшей степени национальный негативизм в истории нашей страны в XX веке сказался и сказывается на русской нации. Отсюда — русофобия как игнорирование и боязнь русского национального фактора при решении политических судеб России и решении русского национального вопроса.

поэт демьян бедный — биография кратко, самое важное

Демьян Бедный — краткая биография, самые важные факты

На данный момент большинство критиков признали его талантливым творцом, ущемлённым жёсткими рамками большевиков и их социалистическому режиму. Другие считают его ничем не выдающимся писакой. Так что, отношение к нему довольно неоднозначное.

Одна из легенд про псевдоним

Возникновение этого псевдонима

Биография

Был выходцем из простой рабочей семьи. Псевдоним, кстати, взял опираясь на своё происхождение — Демьян Бедный. Таким образом хотел подчеркнуть то, как близок к народу, что ничем не отличается от остальных. Учиться начал рано, сначала ходил в сельскую школу для бедняков, потом поступил в Киевскую военно-фельдшерскую школу.

Фотография Демьяна Бедного

Одна из фотографий

Чуть позже поступил в Петербургский университет на филологический факультет. Но именно это отличало его от остальных бедняков, рабочих и крестьян. Неутолимая жажда знания, пробудившаяся в нем ещё в ранние годы, сопровождала его на протяжении всей жизни.

Творчество

В 20-30 годы стали для нашего героя, можно сказать, противоречивыми. Поскольку он имеет определённую популярность. Простой народ восхваляет писателя и отзывался о нем в положительном ключе. Да ещё даже наградили орденом Красного Знамени.

Вот только были и недовольные пролеткультовцы, раздражённо вещавшие о том, что всё творчество нашего героя, ничего более, чем просто жалкая пародия на творчество. Не единожды жаловались на отсутствие личного, индивидуального стиля автора, дилетантизм, поверхностность суждений.

Идеология и политические взгляды

Что бы продержаться на плаву, поэту пришлось чётко отстаивать идеологию коммунистической партии в своих произведениях. Благодаря этому, спустя время приобрёл исключительные привилегии и расположение власти, которых никогда не стеснялся использовать в своих целях. Был эдаким придворным лизоблюдом, который за плюшки готов сочинить любую мерзость.

С 1930-1938 карьера писателя медленно, но верно, пошла под откос. Подвергаемый постоянной критике, как со стороны других авторов, но и самого правительства. Не раз сам Сталин осуждал автора. В конечном итоге всё дошло до того что автору пришлось писать подчёркнуто партийные стихи, басни, поэмы… и т.д.

Всё его последующее творчество полностью воспевало Сталина и партийные идеи. Не раз использовал в своих произведениях высказывания Иосифа Виссарионовича. Регулярно использовал в произведениях в качестве эпиграфов цитаты вождя.

Закат карьеры

Дальше всё стало ещё хуже. Под гнётом недоброжелателей творчество жёстко подвергалось критике. Он потерял квартиру, сам Сталин был о нём невысокого мнения, а уж если ты не нравишься вождю, то ты не нравишься всей стране.

Демьян умер в 45 году, похоронили в Москве. Посмертно вышло последнее критическое постановление, вновь обвиняя из-за творчества порочащее власть и искажающее его суть. Но уже в 1956 году поэт мало того, что был прощён, но ещё восстановлен в КПСС.

После распада СССР честное имя писателя постепенно пытаются восстановить. Вот только жаль, что всё это посмертно.

Читайте также: