Биология и экология в школе

Обновлено: 02.07.2024

Охрана природы в настоящее время является делом не только специалистов разных областей знаний, но и каждого человека. На любом рабочем месте должны находиться не только профессиональные, но и экологически грамотные люди.

ВложениеРазмер
ekologicheskoe_obrazovanie_shkolnikov.docx 31.47 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление Гордеевой Ольги Ивановны учителя биологии и химии

перед слушателями курсов повышения квалификации учителей

по проблеме «Модернизация биологического и химического образования

Экологическое образование и воспитание - это формирование у школьников заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развитие понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще. Основной целью экологического воспитания является экологическая культура личности и общества.

Экологическое воспитание строится на новой системе экологических ценностей: изменение морально - этической оценки природы, формирование экологических знаний, умений, экологического мышления, осознание природы как непреходящей ценности, понимание человека как органической части природы. Развитие экологической культуры является одной из главных задач общего образования школьников.

Для осуществления экологического воспитания большое значение имеют материалы о сложности взаимодействий между популяциями, видами в больших и малых экосистемах, о продуктивности и устойчивости биосферы, об экологическом равновесии в биосистемах, о живом веществе, о биологическом разнообразии. Изучение этих вопросов развивает у школьников осознание ценности жизни, значения ее разнообразия для природы и человечества, позволяет раскрыть принципы рационального природопользования: поддержание определенной численности населения биогеоценозов, сохранение большого видового разнообразия в них, сохранение среды обитания. Такие сведения помогают школьникам понять возможности экологически грамотного управления процессами, протекающими в живой природе.

Охрана природы в настоящее время является делом не только специалистов разных областей знаний, но и каждого человека. На любом рабочем месте должны находиться не только профессиональные, но и экологически грамотные люди.

Обострение противоречий во взаимодействии общества и природы стимулирует развитие способов оптимизации такого взаимодействия. В связи с этим формируется комплексная экология, которая охватывает социально-экономические, естественнонаучные, технические, медицинские, правовые и моральные аспекты современных экологических проблем. Сегодня нет такой отрасли науки и практики, которые могли бы устраниться от их решения.

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В этих условиях большое значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека. Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования.

Экологическое образование – это сложный и длительный социально-педагогический процесс. Он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, эмоций, воли учащихся, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Всё это направлено на формирование социально активной жизненной позиции учащихся – потребности заботливо относиться к окружающей среде.

В любой период истории развития общества образование отвечало на его социальный заказ. ХХΙ век поставил перед школьным образованием задачу – воспитание экологически грамотной личности.

2013 год - Год окружающей среды, 2017 год - Год экологии, объявленные Указом Президента России, а это значит: все мы – взрослые и дети должны внести свой вклад в дело сохранения красоты и чистоты родного края, формировать ответственное отношение к природе.

Цель экологического образования и воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, и предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, пропаганду идей оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности, защиту и возобновление природных богатств.

Задачи экологического образования: обеспечение взаимосвязи биологии с другими предметами школьного курса, проведение интегрированных уроков;

воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности; формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся; формирование здорового образа жизни учащихся; вовлечение социума к решению экологических проблем; формирование гражданской ответственности учащихся через уроки, открытые мероприятия, внеурочную деятельность.

В нашей школе экологическое образование начинается на обыкновенном школьном уроке биологии и продолжается во внеурочной деятельности.

Природа и общество рассматриваются в неразрывной взаимосвязи, органическом единстве. Это позволяет достаточно рано начать формирование у детей целостного представления о природе, о роли и месте в ней человека. Идея всё связано со всем как бы цементирует разнообразные элементы в содержании курса, усиливает его воспитательную и развивающую направленность.

В старших классах решаются задачи формирования у школьников знаний о целостной жизни на планете Земля и пределах её устойчивости, о стремлении людей к созданию для своей жизни новой урбанизированной окружающей среды, о факторах риска разрушения основ жизни в этой среде и биосфере; об экопроблемах, причинах их возникновения и путях решения на разных уровнях, включая личное участие. Очень важно сформировать систему интеллектуальных способностей и практических умений по изучению и оценке экологического состояния окружающей среды своей местности, её защите и улучшению.

На уроках биологии также анализирую природные ресурсы различных территорий и пути рационального природопользования, Раскрываю проблемы загрязнения природы отходами человеческой деятельности. Даю представление об использовании природных и синтезированных веществ в качестве удобрений и ядохимикатов и сосредотачиваю внимание учащихся на экологически чистых источниках энергии (ветер, солнечное излучение и другое). Особое внимание уделяю очистительным сооружениям.

В практике экологического образования, я как учитель, использую широкий диапазон методов и методических приёмов. Особое место имеют проектная и исследовательская деятельность, которая позволяет школьникам обобщить полученные знания, широко применить сведения, приобретённые при изучении других предметов и курсов, и, главное, высказать свою собственную точку зрения и предложить пути решения той или иной экологической проблемы.

Как биолог школы провожу с учащимися экскурсии по родному краю. Каждая экскурсия для ребят – это путешествие в страну неизведанного.

Основой проведения экскурсий является целенаправленный показ экскурсионных объектов, которые являются источниками знаний, источниками информации. При показе природных объектов широко используется приём сравнения, который делает впечатления более яркими и конкретными, а восприятие – более точным.

Ежегодно члены школьного лесничества, совместно с работниками Инсарского участкового лесничества принимают самое активное участие в посадке лесных культур древесных пород – в лесоразведение и лесовосстановлении.

Используя подобные формы работы можно отметить, что у ребят повышается мотивация к предмету, расширяется кругозор ребенка. Школьники учатся вести себя в природе, учатся проводить описания природных территориальных комплексов родного края, сажать саженцы и ухаживать за ними, устанавливать причинные связи в природе в связи с деятельностью человека, наблюдать и сравнивать. Дети учатся понимать друг друга и становятся более внимательными и доброжелательными к живой природе. А это значит, что у ребят начинает формироваться новый взгляд на взаимоотношения человека и природы, формируется экологическое мировоззрение, неотъемлемой частью которого является – экологическая культура.

В конце учебного года каждый класс совершает экологический поход, который является заключительным итогом всей природоохранной работы за учебный год. Всё это позволяет в комплексе решать многие вопросы экологической направленности, формировать общие интересы. А в итоге каждый ученик этой большой работы является в будущем защитником природы и экологически культурным человеком.

Перспективные планы уроков биологи, диагностические методики, экскурсии, наблюдения и беседы с родителями, работа в школьном лесничестве - всё это, на мой взгляд, позволит выйти экологическому образованию и воспитанию на новый качественный уровень, который будет воспитывать у школьников экологические потребности, мотивы, побуждения и привычки, направленные на соблюдение здорового образа жизни, бережное использование и защиту окружающей среды.

Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных действий человека и вмешательства его в ход ее естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе давно сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса школы, а также в частности уроков биологии. Полноценный эффект будет достигнут тогда, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

Моя миссия как, учителя биологии и руководителя школьного лесничества, - донести до моих учеников, как прекрасен наш мир, как сложно он устроен и что от нашего поведения зависит, сумеем ли мы сохранить богатство мира, для будущих поколений людей и всех живых существ на планете, как важно быть современному молодому поколению – экологически грамотными и воспитанными.

Мне хотелось быть уверенной, что выпускники нашей школы, получившие определенные экологические знания, в дальнейшем бережней будут относиться к природе, что в будущем может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране.

2. Афанасьева Е. Экология не знает границ // Юный натуралист. - 1990. - №1.

3. Буковская, Г.В. Формирование экологической культуры школьников / Г.В. Буковская. - Тамбов, 1999.

4. Васильева Т.В. Формирование экологических знаний у учащихся средних классов// Биология в школе. Учителю экологии. – 2007 год, №3

5. Герасимова Н.Н., Горсткина З.Н. и др. Новые подходы к экологическому воспитанию школьников (в содружестве с природой).: Методические рекомендации по экологическому образованию и воспитанию школьников. –Тула: ТО ИПК, 1991 год.

6. Глазачёв С.Н. Экология и образование: на пути к культуре мира//Биология в школе. – 1999 год, №3

7. Галеева Н.Л. Сто приёмов учебного успеха на уроках биологии.- М.: Методическая литература, 2006 г.

8. Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: учебное пособие / Н.С. Дежникова и др.- М.: Педагогическое общество России, 1999.

9. Можарова З.А. Программа по экологическому воспитанию// Биология в школе. – 2001 год, №5

10. Моисеев Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования// Биология в школе. – 1996 год, №3

11. Тимофеева А.Н. Биоэкологические исследования школьников// Биология в школе. – 2007 год, №1

Основной путь выхода из экологического кризиса – перестройка всего уклада человеческой жизни, переориентация ценностей природы, изменения социальной и экономической политики.

Цель экологического образования состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся к окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе. При экологизации в обучении биологии необходимо решить следующие задачи:

· понимание современных проблем окружающей среды;

· развитие критического отношения у учащихся к результатам деятельности человека;

· умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды.

В решении этих задач можно опираться на основные принципы экологического образования:

1. принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира.

2. принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира.

3. принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период.

4. принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность.

5. принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

Многие из этих принципов нельзя полноценно реализовать в рамках урока. Решение задач осуществимо при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы.

Исторические предпосылки экологического воспитания

Воспитание уважительного отношения людей к окружающей природе своими корнями уходит в глубь веков. На заре своей жизни, на Земле человек должен был вести жестокую борьбу за существование, занимаясь собирательством и охотой. Масштаб влияния его на окружающую среду в это время был весьма незначительным, но тем не менее и в этих условиях добывание еды приводило к истощению запасов кормовых растений и наличия животных в местах обитания родовой общины. Позднее пассивная зависимость от сил природы все более уступает место активному влиянию человека на его окружение, развивается земледелие и скотоводство. Масштаб влияния человека на природу значительно возрастает, и постепенно люди начинают познавать законы природы и изучать отдельные природные явления. Это появилось в период великих географических открытий, когда путешественники изучали новые материки и острова. Они привозили с собой много новых сведений о природе, жизни людей, новых растения и животных. Все это способствовало появлению и развитию естественных наук: ботаники, зоологии, зоогеографии и т.д. При изучении растений и животных люди постепенно начали обращать внимание на их взаимоотношения и на необходимость заботливого отношения человека к природе.

Основополагающее значение в области экологических проблем имеют труды известных ученых XIX – XX вв. Э. В. Эверсмана, К. Ф. Рулье, К. Насыйри, А. А. Першакова, В.А. Попова и др.

Экологический потенциал предмета биологии

Формирование ответственного отношения учащихся к природе достигается усвоением научных знаний, практической деятельностью и эмоционально – эстетическим развитием личности. Разработана система содержания экологического образования, охватывающая основные аспекты социальной экологии: естественно – научные, социально – экономические технические, правовые, нравственно – эстетические, которые включены в новые учебные планы.

Анализ учебных программ по биологии показывает, что вопросам экологии уделено определенное внимание. Экологические понятия вводятся с 5 – го класса при ознакомлении учащихся с взаимосвязью растений с окружающей средой и углубляется в 7 – ом классе при изучении многообразия животных сообществ, дополняются в 8 –ом классе рассмотрением связей организма человека с факторами окружающей среды.

Программа представляет широкие возможности для экологического воспитания учащихся, успешному осуществлению которого способствует изучение взаимосвязей организмов со средой обитания, строения и функционирования экологических систем, многообразия видов растений и животных и значения их в природе и жизни человека. Уделяется большое внимание вопросам охраны природы и мерам по охране и оздоровлению окружающей среды с целью сохранения здоровья человека.

При анализе программы по биологии прослеживаются вопросы нравственного, эстетического, экологического, особенно эколого-нравственного воспитания учащихся. Осуществляется рассмотрение биологических явлений и объектов в свете требований эколого-нравственного воспитания, которое выражается в бережном отношении к природе, соблюдение правил поведения в повседневной жизни и, особенно при проведении экскурсий в природу и в выполнении гигиенических норм и т. д.

В программах по биологии выдвигаются следующие задачи:

- обеспечить экологическое образование и воспитание, формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.

В основных требованиях к знаниям и умениям учащихся 6- х классе сказано, что учащиеся должны знать о мероприятиях по охране и рациональному использованию растений, учащиеся должны уметь: ухаживать за растениями, участвовать в озеленении школы и своей местности, соблюдать правила поведения на природе.

Особо выделяется взаимосвязь в природном сообществе и значение природных сообществ в жизни человека, влияние деятельности человека на окружающую природу, закон об охране природы.

Можно сказать, что с 6-го класса ведется экологизация биологических дисциплин. Естественные предметы логически подводят к обобщенным эколого-нравственным выводам. Но, несмотря на это, при составлении программ необходимо включать лабораторные и практические работы с экологическим содержанием, а также учитывать вопросы охраны окружающей среды при проведении экскурсий в природу.

В учебнике зоологии для 7-ых классов применяется экологических подход изучения, особое внимание обращается на взаимосвязь организма с окружающей природной средой, на приспособленность животных и определенным факторам среды.

В программе по анатомии, физиологии и гигиене человека вопросы эколого-нравственного воспитания рассматриваются в единстве с нравственно-гигиеническим воспитанием.

Каждый раздел учебного предмета биологии способствуют формированию и развитию бережного отношения к природе.

Экологическое образование не может вестись только в рамках биологической науки, оно должно охватить разные сферы знаний, законы живой природы, науки о внешней среде и социальной науки. Отсюда видно, что экологическое образование и воспитание имеет междисциплинарный характер, тесно оно связано с естественно научными дисциплинами.

Эколого-нравственное воспитание учащихся в процессе внеурочной работы

Изучение вопросов охраны окружающей среды на уроках естественнонаучных дисциплин имеет большое значение. В процессе учебной деятельности учащиеся приобретают объем знаний, лежащих в основе понимания задач и мер охраны природы.

Вместе с тем приобретение учащимися на уроках знаний является лишь предварительным этапом, где учащиеся узнают эколого-нравственные основные понятия и представления которые должны лечь в основу их практической деятельности по эколого-нравственному воспитанию. Именно практическая деятельность подростков имеет огромное значение в эколого-нравственном воспитании, содействуя укреплению и конкретизации знаний, полученных при изучении разделов биологии, способствуя развитию интереса и любви к природе и бережного отношения к ней, выработке у учащихся практических навыков в деле охраны природы.

Многообразны формы и методы экологического воспитания, учащихся во внеурочное время. Эта работа развертывается на основе добровольности, инициативы, активности и самостоятельной деятельности подростков. Внеурочная работа является как бы логическим продолжением уроков с экологическим содержанием. В данном случае экологическое воспитание учащихся должно идти в единстве и во взаимосвязи с другими воспитательными задачами.

В проводимых мероприятиях тематика внеурочных работ по экологии не должна быть навязана, а лишь подсказана учителем. Он должен способствовать проявлению инициативы и творчества учащихся, направлять ее, повышать у них чувство ответственности.

При планировании и проведении внеурочной работы по предметам естествознания необходимо соблюдать следующие педагогические требования: экологическая направленность мероприятий, современность содержания и форм внеурочной работы, учет возрастных, индивидуальных особенностей и интересов учащихся, краеведческую направленность, сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и инициативой учащихся, добровольность, системность и непрерывное развитие внеурочной работы и др.

При проведении ролевых игр важно, чтобы ученики участвовали в них без принуждения, по желанию. Тем самым у ребят формируется интерес к изучаемым областям знаний и предметам. В ходе подготовки и проведения игр на экологические темы учащимся прививаются навыки поисковой работы, они приучаются к самостоятельности, у них расширяется кругозор, что способствует формированию экологической культуры. Проведение игр привлекает большое количество учащихся к природоохранительной работе и воспитывает у них чувство любви к родной природе и ответственное отношение к окружающему миру. В ходе ролевых игр ученики приобретают навыки разрешения сложных нравственных ситуаций в жизни.

Изучая окружающую природу на внеурочных мероприятиях ученики на основе живых впечатлений о взаимных связях человека с природой дают обоснование целесообразности норм и правил поведения в природной среде. И наоборот известные им нормы и отношения сопоставляют с реальной экологической ситуацией, убеждаясь в их целесообразности и необходимости.

Формирование эколого-нравственного воспитание личности – важнейшая задача общества и непременное условие постепенного продвижения его вперед, поэтому экологическое воспитание рассматривается в педагогической науке как одно из магистральных направлений всей воспитательной работы.

В результате анализа состояния теории и практики экологического воспитания можно сделать вывод о том, что в стране в целом в Республике Татарстан в частности накоплен ценный теоретический и практический опыт в области экологического образования и воспитания школьников.

Выдвижение на первый план экологической проблемы оказалось вполне соединяемым с содержанием предметов биологии и химии не обедняло, а, напротив обогащало анализ, придавая ему целенаправленность, позволив связать с реальной действительностью окружающей природы.

В процессе урочной и внеурочной природоохранной деятельности обнаружилась значительная разница в уровне сформированности экологических критериев между результатами первоначального и завершающего эксперимента.

Результаты экспериментальной работы позволяют сделать вывод, то что у подростков экологическая воспитанность с возрастом будет меняться и усложняться, поэтому такую работу необходимо вести продуманно, системно, с учетом возрастных особенностей учащихся.

Список использованной литературы

1. Большая советская энциклопедия 2-ое издание, Т. 30. М., 1954

2. Гайсин И.Т. Эколого-нравственное воспитание учащихся. Казань, 1996

3. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. М., 2005


Биология и экология в школе – важное звено в общей системе образования, которая направлена не только на овладение учащимися знаниями о живой природе, но и на формирование целостной картины мира, как компонента общечеловеческой культуры, на воспитание и формирование здорового образа жизни и экологически грамотных людей. Большую роль в этом играет организация внеклассной и внеурочной деятельности, проведение предметных недель.

Проведение предметных недель в нашей школе давняя традиция. Они способствуют повышению творческой активности учащихся, развитию чувства коллективизма, помогают учащимся раскрыться: показать свои организаторские, интеллектуальные, а иногда и актерские способности. Проведение предметных недель очень важно и для учителя. Как правило, у обучающихся, принимающих активное участие в организации и проведении предметной недели повышается интерес к изучаемому предмету, повышается их активность на уроке, более прочными становятся знания. На сегодняшний день изучение в школьном курсе таких предметов как биология и экология очень важно. Экологические вопросы актуальны и тесно переплетаются с биологией, химией, географией и обществознанием Одни и те же вопросы затрагиваются при изучении всех этих предметов. Поэтому проведение Недели, посвященной этим наукам целесообразно и актуальна.

Цель проведения предметных недель: Становление экологической культуры учащихся через включение их во внеурочную деятельность по предметам биология и экология.

образовательные

-расширить у школьников знания об объектах и процессах окружающей нас природы;

-познакомить школьников с инструментарием самостоятельного наблюдения за окружающей средой;

-формировать умение анализировать, строить причинно-следственные связи явлений и природных процессов;

-способствовать развитию познавательного интереса через практическую деятельность;

-организация природоохранной деятельности;

воспитательные

-прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

-воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношении друг к другу;

- формировать у школьников активную жизненную позицию

развивающие

-формировать коммуникативные умения каждого ребѐнка с учѐтом его индивидуальности;

-развивать творческую активность.

Принципы организации проведения предметной недели:

1.Принцип массовости (в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся).

2.Принцип доступности (подбираются разноуровневые задания).

3.Принцип заинтересованности (задания должны быть интересными по содержанию).

Подготовка к предметной недели

Организация инициативной группы из числа учеников (старшеклассников) и родителей, которые станут помощниками и организаторами проведения мероприятий.

Мониторинг, анкетирование, опрос учащихся с целью выяснения интересов. Несколько вариантов мероприятий можно предложить самим.

Подведение итогов мониторинга, анкетирования, опроса.

Составления плана предметной недели. При этом необходимо учесть следующие составляющие:

- Возрастные особенности школьников. Желательно, чтобы в предметной недели приняли участие как можно больше ребят 5-11 классов.

- Применение современных форм организации мероприятий.

- Задействовать школьников с разными способностями: творческими, интеллектуальными, организаторскими и т.д.

- Обеспечить наглядность и информирование о ходе проведения предметной недели (стенд в школе, в кабинете биологии, а сайте школы и т.д.)

5. Распределение обязанностей среди инициативной группы: организаторы мероприятия, оформители, ведущие и т.д.

6. Разработка положений к каждому мероприятию (конкурсу)

7. Подготовить оборудование и инвентарь.

8. Подготовка грамот, дипломов, призов.

9. Сообщить заблаговременно о проведении Предметной недели и плане недели.

Реализация плана недели биологии и экологии

Учащиеся должны четко знать где и в какое время будет проходить мероприятие. Необходимо заранее этот вопрос согласовать с администрацией школы.

Все участники данного мероприятия должны быть награждены по итогам проведения в соответствии с Положением.

Результаты мероприятия (конкурса) вывесить в кабинете, на общешкольном стенде, на сайте школы, в социальных сетях.

Подведение итогов проведения предметной недели

Проведение рефлексии с участниками каждого мероприятия.

Проведении рефлексии с инициативной группой.

Награждение инициативной группы.

Использумые источники

Неделя биологии, химии и экологии. Колмакова Наталья Михайловна, учитель химии и биологии.

План проведения Недели биологии и экологии

Название мероприятия

Линейка – открытие недели биологии

2. Подведение итогов

План проведения Недели биологии и экологии

Название мероприятия

Линейка – открытие недели биологии

Экскурсия в зоологический музей университета им. Лобачевского. г.Нижний Новгород

План проведения Недели биологии и экологии

Название мероприятия

Линейка – открытие недели биологии





-80%

Фото: Shutterstock

Мусорные свалки, пластиковое загрязнение, изменение климата — все эти проблемы говорят о необходимости экопросвещения. В Европе экокультуру начинают прививать с детского сада. Как с этим обстоят дела в нашей стране?

Кто регулирует экологическое просвещение?

Все эти нормы носят скорее рекомендательный характер, поэтому в российских школах не сложилась устойчивая практика экологического образования. Ожидается, что экологическая культура у школьников формируется через смежные с экологией предметы или внеклассную деятельность.

Как на самом деле выглядит экопросвещение в школах

Сейчас школы могут вводить курс экологии по своему усмотрению, так как по тому же образовательному стандарту экология – интегрированный предмет, то есть, не обязательный, а дополнительный. В России нет единой государственной политики в этой сфере. Впрочем, и общественный запрос на экологическое образование пока остается на довольно низком уровне.

Фото:Shutterstock

Зачастую основы экопросвещения фрагментарно даются на предметах вроде биологии, географии или окружающего мира. Экологическим проблемам может уделяться пара глав в учебнике или вовсе несколько абзацев, поэтому учитель отводит на эту тему один-два урока. За это время у детей не успевает сформироваться системное и целостное представление о том, как человек влияет на природу.

Что изменилось за последний год?

На экологическое образование в школах сильно повлияла пандемия. Когда школьники ушли на удаленный формат обучения, отменились все экопросветительские мероприятия, а экоуроки отошли на второй план.

В самой школе экологическое воспитание проводят как на смежных уроках, так и через проектно-исследовательскую деятельность, например, изучение загрязнения окружающей среды около школы. Учителя организовывают экскурсии в зоопарк и ботанические сады. Они также вместе с учениками ездят на Белое море и на Кавказ. В здании школы стоят контейнеры для раздельного сбора отходов, а каждый год школьники собирают пожертвования на охрану редких видов животных во время рождественской ярмарки.

Роль НКО в экопросвещении

По ее словам, сейчас важно готовить учителей и методики преподавания не только по смежным с экологией предметам, но также распространять экологическое просвещение на другие дисциплины. Необходимо выработать систему образования для устойчивого развития, а не относится к экологии только как к части биологии.

Это может стать альтернативой обязательному предмету по экологии. Такой подход применяют в некоторых странах Европы. Он формирует у школьников экологическую ответственность и метанавык экологического мышления, который помогает понять, что в мире все взаимосвязано, и позволяет воспринимать свою деятельность в контексте всей экосистемы.

Как не запугать, а заинтересовать детей

Федеральный проект по экопросвещению

Разговоры о возвращении экологии в качестве обязательного предмета в школы идут не первый год. В 2018 году депутаты комитета Госдумы по экологии и окружающей среде уже обсуждали внесение изменений в закон об образовании. Общественная рабочая группа при Минприроды выступила за обязательное введение дисциплины по экологии и отдельного ЕГЭ.

Фото:Shutterstock

Читайте также: