Биография софии киевской краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

О соборе Святой Софии Нестор-литописец пишет в год окончания большой строительной кампании, которую начал великий князь Ярослав Мудрый в Киеве. Случилось это в 1019 году, а уже меньше чем через 20 лет, в 1037 году, закончилось строительство всех главных сооружений нового города княжеского времени середины XI века – города Ярослава.

Существует также иное датирование: 1037 – 1056 годы. Последний год фиксирует смерть Ярослава. Вероятность второй версии подкрепляет легенда о начале строительства Софийского собора на месте победы киевлян в 1036 году над печенегами. Впрочем, более близкой большинству исследователей кажется первая версия.

Во-первых, похоже, что храм начал строить еще Владимир, а его сын Ярослав только завершил строительство. К тому же нелогично предполагать, что Ярослав Владимирович начал строить храм лишь через несколько десятилетий после начала своего княжествования.


Храм строили греки, и расчет был на греческо-итальянские климатические условия, чтобы люди во время богослужения или после него могли прямо из храма выйти на свежий воздух и на первом этаже, где была закрытая галерея, и на втором. Крыша первого яруса служила балконом для людей князя, которые во время службы находились на хорах.


Не все строительные материалы можно было найти в Киеве. Мраморные колонны центральной апсиды собора привезли из Греции, оттуда же и мраморный саркофаг для строителя – Ярослава Мудрого. Мозаики исполняли также греческие маляры, но смальту для них изготавливали на месте в специальных печах. Высота сооружения от пола до свода центрального купола равнялась 36 метрам.

На западной стене в середине храма, которая позже обвалилась, был портрет князя, подносящего макет храма святой Софии Богу. На северной и южной стенах центрального нефа сохранились изображения сыновей и дочек киевского великого князя, идущих к отцу. Этот сюжет, знакомый многим исследователям и посетителям храма до мельчайших деталей, и до сегодняшних дней скрывает много неразгаданных тайн. Соответствует ли количество изображенных детей количеству сыновей и дочерей князя Ярослава, известных по летописи? Кто выделял средства на строительство храма: Владимир или Ярослав? Все эти вопросы, очевидно, будут стоять не перед одним поколением ученых.

София была усыпальницей великих князей киевских от XI столетия и почти до времен монгольского нашествия. Кроме Ярослава, покоящегося в мраморном саркофаге, в соборе похоронены любимый сын князя Всеволод Ярославович и его сыновья Ростислав Всеволодович, Владимир Всеволодович Мономах.


Саркофаг Ярослава Мудрого

В княжеские времена иконостас собора был также мраморным в один ярус. Начиная с XVII века в Украине традиционными стали пятиярусные иконостасы. Один из них – прекрасной работы резчиков из Черниговщины – существовал и в Софии в конце XVII – в начале XVIII столетия. Но во второй половине XIX века четыре верхних яруса иконостаса разобрали и перенесли в другую церковь.

На шести гектарах Софийского заповедника разместились 10 сооружений – памятников архитектуры, являющие собой единый комплекс. На запад от собора стоял дом митрополита и игумена монастыря, потому что киевские митрополиты проживали как в Киево-Печерской лавре, так и в Софии.


Вид на Софийскую площадь, 1870-е годы

После пожара 1697 года на восток от собора начинают возводить каменную колокольню. Первый ярус появился при гетмане Иване Мазепе, второй и третий не раз переделывались. Четвертый ярус надстроили в епархиальном стиле, но с грушевидным куполом. Это, пожалуй, был единственный случай в украинской архитектуре того времени, когда было позволено, подстраиваясь под барочный стиль Софийского собора, построить барочный купол над колокольней. На протяжении XIX века грушевидные купола ряда киевских барочных церквей заменили на шатровые.



Напротив храма через дорогу, ведущую от колокольни до собора, находится Трапезная церковь (или, как ее еще называли, Теплая София). В соборе не было печного отопления, и зимние службы проводили в этом храме, который еще исполнял функцию трапезного зала для монастырских монахов.

В 1746 году при киевском митрополите Рафаиле Заборовском архитектор немец Иоган Шедель построил западные ворота монастыря – по мнению специалистов, это самое удивительное с художественной точки зрения сооружение в стиле украинского барокко. Именно эти ворота вдохновляли украинских архитекторов начала ХХ века на поиски нового украинского стиля, основанного на национальной художественной традиции.


Ворота Заборовского в Софийском монастыре

В 1760-е годы построили еще два здания на север от собора: Братский корпус (дом для монашеской братии) и бурсу. Сначала в помещении бурсы тоже были кельи. В этом помещении в 1920 – 1930-х годах находился Киевский центральный исторический архив имени В. Антоновича.

Научными сотрудниками этого архива были два выдающихся украинских историка второй половины ХХ столетия Наталья Полонская-Василенко и Александр Оглоблин. После Второй мировой войны, до 1970 года, здесь действовал главный украинский архив – Центральный государственный исторический архив УССР. В 1960-е годы в нем работал талантливейший украинский поэт и общественный деятель Василий Стус. А сейчас здесь находится Центральный государственный архив-музей литературы и искусства Украины.


Макет Софийского собора, XI век


Софийский собор на гравюре

Южную часть территории монастыря занимало здание консистории. Управление православными церквями киевской епархии осуществляли выдающиеся общественные и культурные деятели второй половины XIX века, историки церкви и краеведы. Этот дом сооружался в 1722 – 1730-е годы, а в XIX столетии несколько раз перестраивался. Зайдя внутрь, сегодня можно увидеть оригинальные стены здания начала XVIII века. В здании находился архив киевской консистории, то есть метрические книги со сведениями о рождении, браке, смерти всех православных жителей Киевской губернии за 200 лет.

Во времена Украинской революции Софийский собор стал одним из главных центров возрождения национальной православной церкви, местом, где появилась Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). Уже в 1919 году в церкви начали проводить богослужения на украинском языке. В 1921 году в Святой Софии состоялся учредительный І Собор УАПЦ, который избрал митрополитом Киевской и всея Украины Василия Липкивского.


Митрополит Василий Липкивский


Площадь Хмельницкого, 1950-е годы

В 1930-е годы над Софией, как и другими историческими сооружениями Верхнего города, нависла угроза уничтожения. По большевистскому плану социалистической перестройки Киева Софию и Михайловский Золотоверхий собор должны были снести для строительства правительственного центра. Есть версия, согласно которой отчаянные киевские искусствоведы и историки, рискуя жизнью, сообщили европейской общественности о возможном вандализме. Французский писатель Ромен Роллан обратился лично к Сталину, подчеркнув, что София является историческим памятником, которую строил отец французской королевы Анны, и уже хотя бы поэтому заслуживает сохранения.

Во время Второй мировой войны, когда советские войска отступали, храм был заминирован. Если бы не тогдашний директор заповедника Олекса Повстенко, вовремя узнавший про мины и принявший предохранительные меры, София могла бы взорваться в 1941 году так же, как и Успенский собор Киево-Печерской лавры.

История Софии Киевской

Рукоположение митрополита Илариона в Софийском соборе Киева

Рукоположение митрополита Илариона в Софийском соборе Киева

Значение, которое имел Софийский собор в жизни Ярослава Мудрого, отразилось и в посмертной судьбе великого князя Киевского. Выдающийся правитель древнерусской истории ушел из жизни в 1054 году. Он был похоронен, очевидно согласно своей последней воле, внутри Святой Софии, в специально созданном для погребения саркофаге. Этот каменный саркофаг до сих пор находится на своем месте. Однако останков Ярослава нет в гробнице уже несколько десятилетий — в годы Великой Отечественной войны они были вывезены украинскими националистами за океан. Точное их местонахождение неизвестно.

Киевская софия во времена монгольского нашествия хана Батыя

Киевская софия во времена монгольского нашествия хана Батыя

Следующие два столетия Софийский собор, без преувеличения, олицетворял собой Русское Православие. Великие и удельные князья, церковные деятели всех рангов, иностранные путешественники, не говоря уже о простом люде, благоговейно входили под его величественные своды. Сокрушительный удар по великолепию Святой Софии нанесла лавина монгольского нашествия. В 1240 году собор, как и Киев в целом, был разграблен захватчиками, пришедшими под руководством внука Чингисхана хана Батыя из далеких восточных степей.

Киевский софийский собор

Митрополит Кирилл II, глава Русской Церкви с 40-х годов XIII века и до своей кончины в 1280 году, восстановил, в меру сил своих и возможностей, поруганную святыню, после чего религиозная жизнь возобновилась в стенах Софии. Здесь по-прежнему служили литургию, крестили новорожденных и отпевали ушедших в лучший из миров, рукополагали новых архиереев. Однако разоренная и опустошенная Южная Русь, терзаемая частыми набегами все тех же орд (а надо сказать, что нашествие 1240 года было первым, но далеко не последним — некоторые позднейшие набеги не уступали по своей силе и трагизму Батыеву нашествию), не могла больше быть надежным пристанищем для высшей церковной власти. В 1300 году митрополиты покинули Киев и Софию. При соборе остался только митрополичий двор, где останавливались главы Русской Церкви во время своих довольно редких визитов в город. С 1362 года Киев, захваченный иноземцами, находился в составе Великого княжества Литовского.

Как Софийский собор в Киеве стал униатским, великий упадок храма и возрождение Софии Киевской гетманом Мазепой

Пётр Могила

После Брестской унии 1596 года Софийский собор перешел в руки униатов. Время и человеческое небрежение наносили огромный урон постройке: свинцовая кровля была снята охотниками за металлом, кладка стен разбиралась на строительные материалы. В первой четверти XVII столетия рухнула западная стена храма, завалив обломками главный вход.

Возрождение святыни, история которой к тому времени насчитывала уже шесть веков, началось при знаменитом митрополите Петре Могиле. Он отобрал собор у униатов, отреставрировал его и основал при нем мужской монастырь. Внутри Софии стараниями митрополита был сооружен деревянный позолоченный иконостас, центральное место в котором занимала, конечно же, храмовая икона Святой Софии. Однако полностью восстановить собор Петр Могила не успел — в частности, западная его стена по-прежнему лежала в руинах.

Возрождение Софии гетманом Мазепой

С XIX века началось научное исследование храма. В 1843-1853 годах под руководством Ф. Г. Солнцева, одного из родоначальников изучения истории древнерусского искусства, София капитально реставрировалась. В соборе при этом открыли колоссальный ансамбль древних фресок, к тому времени уже совершенно забытых. Постепенно выдающийся храм становился не только религиозной святыней, но и памятником величайшего культурного значения.

История Софийского собора от революции 1917 года до наших дней

История Софийского собора от революции 1917 года до наших дней

Новый поворот в истории Софии Киевской, как, впрочем, и всякого храма на русской земле, ознаменовали революционные события 1917 года и последовавшие за ними эпохальные изменения всего уклада жизни населения бывшей Российской империи. С 1919 года София являлась главным храмом Украинской Автокефальной Православной Церкви, здесь состоялся Всеукраинский православный церковный собор. Однако время богос . . .


За почти 1000 лет своей истории знаменитый Софийский собор видел многое — славу главной христианской святыни Восточной Европы, пожары и разорение, возрождение и обретение статуса объекта мирового культурного наследия ЮНЕСКО. И сегодня он остается местом силы, которое притягивает людей, всегда оставаясь в фокусе общественного внимания.

Д авно замечено, что только по-настоящему великие события и явления всегда остаются актуальными. Абсолютным рекордсменом по генерации информационных поводов для общественных дискуссий и жарких баталий в научном сообществе уже на протяжении многих десятилетий был и остается легендарный Софийский собор в Киеве. Его огромное символическое значение для истории и государственности Украины, ее веры и национального самосознания служит своеобразным волшебным кристаллом, где проецируются самые острые проблемы не только прошлого, но и настоящего. Секрет в том, что величественная гармония собора возникла не сразу, а формировалась под влиянием множества событий, в том числе и драматических.

Лучше, чем в Царьграде

Но на этом сходства заканчиваются — современные исследователи считают, что первоначальная архитектура киевского храма была абсолютно новаторской и не имела прямых аналогий в мировом строительстве XІ века. Более того, в процессе его возведения греческие мастера отошли от первоначального плана — пятинефного крестокупольного храма с 13 куполами, из которых самый большой находится в центре в окружении четырех средних размеров и восьми небольших по углам. Они заложили центральное ядро собора, состоящее из девяти нефов с десятью апсидами, и окружили его двухэтажными внутренними и одноэтажными внешними галереями.


Интересно, что три цикла изображений ( евангельские и библейские легенды, а также жития покровителей княжеского рода — святых Георгия, Анны и архангела Михаила) можно читать слева направо и сверху вниз, как книгу. Именно такое синергетическое единство архитектурного замысла и монументальной настенной живописи делает собор не только выдающимся памятником древнерусского искусства, но до сих пор оказывает огромное эстетическое воздействие на зрителей. Но если этот факт не вызывает сомнений, то дата строительства храма до сих пор является дискуссионной.


Взлет и падение


Могила и возрождение

Ч еловек, навсегда вошедший в историю Софии Киевской как ее воскреситель, носил имя Могилы ( хотя первоначально фамилия этого представителя знатного молдавско-валашского рода была Петру Мовилэ). В 1633 г. митрополит Киевский возвратил собор от униатов к православным и начал его масштабную реставрацию в ренессансном стиле, для чего в Киев был приглашен известный итальянский зодчий Октавиан Манчини. Вложив в этот процесс огромные по тем временам средства, в том числе и личные, Петр Могила запустил процесс возрождения центрального ядра Софийского собора. Однако объем необходимых работ был столь велик, что реставрация затянулась и закончилась уже после смерти ее инициатора.


Открытия, которых никто не ждал

Киевский храм Св. Софии есть драгоценнейшее достояние наше. Мы никогда не должны выпускать из виду, что он — наш, родной; что это здание есть святыня, завещанная нам предками нашими, во свидетельство их благочестия и патриотизма, — Николай Закревский

А привычный для нас вид собор принял уже после реставрации 1882−89 гг. под руководством архитектора Владимира Николаева, когда были открыты древние малые купола, перестроен в псевдовизантийском стиле фронтон над западным фасадом, а также обнаружены ранее неизвестные части мозаик, описанием и консервацией которых занимался крестный отец возрождения киевских древностей Адриан Прахов.


Собор Святой Софии в Киеве – это визитная карточка не только украинской столицы, но и государства в целом. Как много связано с этим величественным памятником архитектуры. Во-первых, Киевская Святая София – это древнерусский символ, а во-вторых – это свидетель старинной и современной истории. Каждый гражданин этой непревзойденной державы просто вынужден хотя бы один раз в жизни посетить столь великолепное место. А туристы, которые приезжают в Украину из самых отдаленных уголков Земли, в первую очередь и стремятся увидеть архитектурный шедевр, воспетый в исторических мемуарах и хрониках.

святая софия символ древней руси

Где он находится

Святая София – символ Древней Руси и не только. Хотя этот храм и обладает музейным статусом исторического монумента, с давних времен он был свидетелем каждой конкретной эпохи и современником всех поколений. Вид храма и отношение к нему справедливо подтверждали все факты о состоянии государства и общества.

Коренной киевлянин или иностранный турист, перед тем как попасть к заветному храму, вынужден пройти огромную площадь, которую окружают модерновые застройки, миновать монумент великому гетману Богдану Хмельницкому, установленному в позапрошлом столетии. Затем, дабы наконец-то увидеть архитектурный шедевр, нужно пройти под аркообразной колокольней вдоль высоких стен, датируемых началом XVIII столетия. И даже при всем том, что Святая София Киевская находится практически в центре мегаполиса - это все равно тихий и уютный уголок. Но очень тяжело поверить в то, что так здесь было всегда.

собор святой софии в киеве

Попав в собор впервые, человек начнет удивленно оглядываться в разные стороны, ведь широкое и низенькое снаружи строение внезапно величаво возносится кверху, площадь становится большей, а прямиком на прихожанина смотрит Оранта – Богоматерь в золотом сиянии. Человек почувствует себя либо всемогущей особой, либо хлипким существом. Но теперь ему станет намного легче представить себе шумное вече, которое собиралось под стенами этого здания, дабы принять самое важное для государства решение.

Догадки и факты

Святая София (символ Древней Руси) был возведен и освящен в XI столетии, а точнее, в первой его половине. Но и сегодня ученые-историки выдвигают несколько дат его создания. Так, предполагается, что достопримечательность была воздвигнута на протяжении одного их этих годов: 1011–го, 1017-го или 1037-го.

Также неоспоримым является тот факт, что история идеи и воздвижения церкви имеет неразрывное отношение к христианству на Руси. Имеют к этому отношение и три известных монарха державы – княгиня Ольга, князь Владимир и князь Ярослав Мудрый.

Как утверждают хроники, первоначальная Святая София – символ Древней Руси – и лавра, окружающая храм, были возведены Ольгой в Киеве. Может быть и так, что это произошло за некоторое время до посещения княгиней Царьграда. И не исключено, что образы храму были преподнесены Константинопольским патриархом. Новая церковь строилась из дерева, а потому в 1017 году, и никак не позже, она сгорела во время киевского пожара.

 святая софия в киеве

Владимир и Ярослав Владимирович

Согласно другим сведениям из летописей, новый собор Святой Софии в Киеве заложил Святослав Владимирович. Это была большая церковь из дерева. Она располагалась в поле (за чертой тогдашней столицы), в том месте, где князь одержал победу над печенегами.

Архитектурным, политическим и духовным прообразом храма стал собор Софийский в Константинополе. Он впечатлял своим внешним видом и, вероятнее всего, являлся незабвенной памятью для княгини Ольги. И если допустить факт крещения женщины, то следует отталкиваться от того, что происходило это именно в Константинополе, в церкви Святой Софии. А в корсуньской церкви Святой Софии увенчивали и крестили собственно князя Владимира. Именно потому возведение храма на Руси не было случайностью.

При Ярославе храм должен был достичь своего наивысшего расцвета и подчеркивать независимость и силу Киевской Руси.

святая софия история

Величие собора

Практически одновременно с освящением Святая София (история создания описана в нашей статье) обзавелась и кафедрой митрополитов киевских. Двор резиденции митрополитов оградили стеной. Но даже по меркам того времени его территория просто впечатляла своими размерами. Поэтому здесь могли заниматься религиозными и государственными делами не только власти и духовенство, но возле стен имели право собираться и обычные горожане на вече или для того, дабы отпраздновать восхождение нового князя на престол.

Как он выглядит

И все же большинство ученых уверены, что Святая София в Киеве была построена во времена правления Ярослава Мудрого. До наших дней здание смогло сохранить роскошь старинной архитектуры и живописное величие XI столетия. В этой церкви гармонично сочетаются фреска и мозаика. Основные части интерьера выделяются с помощью мозаики (алтарь и центральный купол). Вся остальная территория декорировалась фресками. Сегодня прихожане и гости могут увидеть 260 м 2 подлинных мозаик, датируемых XI столетием, и приблизительно 3 тыс. кв. м фресковой росписи.

Собор посвятили Софии, воплощающей мудрость, а потому архитектуре и живописи церкви полагалось укреплять и утверждать христианство и власть феодалов. В алтаре и центральном куполе прорисованы лики основных персонажей и эпизоды христианского вероучения. Они набраны из смальты по сырой штукатурке. Мозаика храма состоит из 177 колеровых оттенков.

святая софия киевская

В медальоне центрального купола изображен Христос-Вседержитель. А вокруг зенита раньше располагались четыре архангела, но в мозаичном виде сохранилась только одна фигура. Остальные уже дописаны маслом.

Музеем стать

Читайте также: