Адаптация учащихся 1 5 классов в школе

Обновлено: 07.07.2024

Адаптация (биол) – процесс приспособления живого организма к окружающим условиям.

Социальная адаптация – процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Различают активную и пассивную социальные адаптации.

В 2009 году в нашу школу пришло больше чем обычно новых учеников:

Таблица 1

Учащиеся первых классов 62
Учащиеся 5 классов 37
Вновь прибывшие 70
Учащиеся поступившие в 8е профильные классы 52

Среди учащихся 5-8 классов есть несколько детей которые не первый раз переходят из школы в школу. Выделяются из них четверо: которые учились в нашей школе в начальных классах и по различным причинам перешли в другие школы. Дезодаптивные проблемы у этих детей проявляются наиболее ярко и отчетливо. Дима 5 класс мальчик меняет вторую школу по семейным проблемам, молчун, закрытый, бросается в драку по любому даже незначительному поводу. Айтал одноклассник Димы 2-3 класс учился в деревне и жил у бабушки, которая не справилась с учебной помощью, мама мальчика работает в милиции и считает, что не успевает помогать сыну, исследить за ним. Но в 4 класс Айтал вернулся в нашу школу. У Айтала наблюдаются комплексы, из-за которых он попал под влияние одноклассника с дивиантным поведением. Время от времени он пытается вырваться из-под влияния, но при первой же неудаче все возвращается назад.

Лена 8 класс родители развелись, родственники с двух сторон не могут поделить детей. В результате Лена и ее брат меняют школу. Нынче осенью Лена вернулась из деревни, куда ее перевезли вместе с братом одна. Девочка очень переменилась, стала подозрительней и мрачной. Имеется попытка суицида.

Своеобразный рекорд по числу переходов из нашей школы в другие и обратно принадлежит Джулусу. За 7 лет он уходил из школы и возвращался 4 раза. При несомненно хорошем интеллекте мальчик учится посредственно, пробует различные социально неодобряемые формы поведения. Два раз токсиманил, ненормативная лексика может возникнуть в его речи свободно и в любой момент.

Адаптивные проблемы первых и пятых классов хорошо описаны в литературе. Вместе с тем источников которые говорили бы о адаптации в остальных классах не найдено.

Нами предпринята попытка выделить основные проблемы учащихся в силу каких либо причин перешедших в новую школу.

Исследователи адаптации выделяют три вида адаптированости человека к измененным условиям: психо-физиологическая, социально-психологическая и учебная.

  • Процесс освоения совокупности всех условий, необходимых в процессе обучения.
  • Объективный показатель: степень утомляемости.
  • Субъективный показатель: оценка самочувствия, условий обучения.

При рассмотрении данного вида адаптации нужно четко отграничивать самочувствие его ухудшение от врожденных или приобретенных хронических заболеваний. В литературе встречается цифры повышения количества болезней от первого класса к выпускным.

Мы провели анализ заболеваемости по классам в которых наиболее актуальны процессы адаптации. Первый и пятый классы а так же восьмые профильные классы.

Таблица 2

Заболеваемость учащихся (хронические заболевания)

1 классы 5 классы 8 классы
Нарушения осанки, сколиоз, плоскостопие. 26% 19% 35%
Миопия и др. нарушения зрения 11% 19% 27%
Болезни органов дыхания 15% 32% 17%
Аллергии, дерматиты 11% 11% 12%
Болезни ЖКТ 2% 16% 33%
Заболевания нервной системы (энцелопатии, гиперкинезы) 13% 24% 27%
Нарушения сердечно-сосудистой системы 11% 24% 35%
Нарушение эндокринной системы - 5% 12%
Нарушения моче-выводящей сферы 8% 19% 12%
здоровые 24% 5% 8%

В литературных источниках, в том числе и в материалах по итогам федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания среднего образования выделяются увеличения количества заболевания костно-мышечной системы, нарушение зрения (нужно отметить, что выделяют в основном миопические нарушения, тогда как в нашем анализе есть дети с астигматизмом, различными хроническим конъюнктивитами и заболеваниями хрусталика), и болезни ЖКТ. Можно отметить большое количество заболеваний нервной и сердечно-сосудистой систем, а так же что является особенностью края с недостатками содержания йода заболевания эндокринной системы.

Каждая из перечисленных заболеваний в той или иной степени может влиять на школьную успешность и на вхождение в коллектив нового класса.

  • Включение ученика в систему взаимоотношений коллектива школы и класса с их традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации ученик постоянно получает разностороннюю информацию о своем коллективе, его нормах, ценностях, о системе деловых и личностных взаимоотношений в группе, о социально-психологической позиции отельных членов группы в структуре взаимоотношений, о групповых лидерах.
  • Объективный показатель: участие в жизни коллектива, социально-психологическая позиция в нем.
  • Субъективный показатель: оценка отношений с классным коллективом, учителями.
  1. Нет интереса к внеучебной жизни класса, ребенок не имеет поручений, не участвует в праздниках, его с трудом можно дозваться на внеклассные и внешкольные мероприятия.
  2. Нет друзей в классе, в школе. После уроков идет домой один даже если по дороге с одноклассниками.
  3. Родители не знают имен одноклассников, учителей-предметников. Часто имен учителей предметников не знает и сам ребенок. О жизни школы родители узнают из разговоров с классным руководителем.
  4. Ребенок часто переспрашивает на уроке и во время классного часа. Самостоятельно не выполняет домашнее задание, какие-то внеурочные поручения. Не проявляет инициативу.
  5. Похудел, жалуется на головную боль.

Таблица 3

1 класс 5 класс 8 класс
Не имеет поручений классе - 10% 15%
Редко или неохотно участвует во внеклассных мероприятиях 15-20% 20% 40%
Идет домой один - 5% 10%
Похудел, жалуется на головную боль 20% 10% 30-40%

Мы задали вопрос пятиклассникам: Если бы ты мог выбирать то что бы выбрал?

3. Учебная адаптация –

  • Объективный показатель: соответствие личности требованиям к учащемуся.
  • Субъективный показатель: отношение к учебе, к будущей профессии, оценка перспектив обучения.

Зачем нужно ходить в школу

  • принятия правил поведения и режима новой школы;
  • принятие новичков в коллектив;
  • поиск личностного смысла и мотивации учения;
  • узнавание специфики мира юноши и девушки;
  • организация процесса самопознания и доброжелательной конструктивной обратной связи.
  • подготовительный, когда происходит и своевременное назначение классных руководителей, и проведение семинаров, продумывание открытых мероприятий, итоговых выступлений кружков, проведение экскурсий по школе. Январь-март предыдущего учебного года.
  • собственно адаптационный период.
  • постадаптационный период, когда происходит анализ результатов адаптационного периода, это и обсуждение, и оформление выставок, работ, стендов, а также аналитико-проектирование, где администрация определяет пути решения проблем и вопросов, возникших в процессе работы.

Нарушения адаптации выражаются в виде:

Реакции активного протеста. Ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева.

Реакции пассивного протеста. Ребенок редко отвечает на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным делам. У него преобладает подавленное настроение, страхи.

Таблица 4

Виды отклонений в поведении у учащихся о время периода адаптации (по опросам учителей предметников и классных руководителей)

1 класс 5 класс 8 класс
Отклонение в поведение 30-40% 25% 45%
Опаздывает 5% 15% 35%
Сквернословие 5% 40% 40%
Не выполняет домашнее задание 7% 20% 35%
Уход с урока 0,5% 5% 10%
Много пропусков 1% 25% 40%
Эмоциональные расстройства 15% 15% 15%
Изменчивость настроения 30% 45% 55%
адаптированность 10-15% 75-80% 100%
гиперактивность 60-70% 30-40% 10%
тревожность 50% 50% 75%
  • Несформированность “внутренней позиции школьника”.
  • Слабое развитие произвольности.
  • Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации.
  • Подчиняться новым для него правилам школьной жизни.
  • Общение с учителями.
  • Принятие учебной задачи.
  • Недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими детьми.
  • Отношение к себе.
  • Завышенные требования со стороны родителей.
  • Состоянием здоровья и уровнем физиологического развития.
  • Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивных).
  • Леворукие.
  • Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы.

Высокая степень адаптации.

Дети адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем. Эти качества позволяют им с первых дней ощутить свои успехи, что ещё больше повышает учебную мотивацию.

Средняя степень адаптации.

Эти дети имеют более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают небольшие трудности в усвоении учебной программы. Благодаря доброжелательному и тактичному отношению учителя к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям.

Низкая степень адаптации.

Социально-психологическая адаптация этих детей связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников

Факторы, способствующие адаптации учащихся:

  • по формированию знаний и надпредметных умений.
  • по включению форм организации обучения (парная, групповая, индивидуальная работа) и организационных форм обучения (семинар, лекция, зачет, учебная дискуссия).
  • по интеграции учебного материала различных предметов вокруг проблем, имеющих социально-экономический аспект.
  • по организации совместных воспитательных усилий классных руководителей.

3. Благоприятный психологический климат (атмосфера) в классном коллективе.
4. Система дифференцированной и индивидуальной работы учителей-предметников, классных руководителей, психолога родителей компенсации субъективных и объективных факторов, препятствующих адаптации.



В школьной жизни есть два переломных момента, когда ученику приходится привыкать к новым условиям обучения. Это период адаптации в первом и пятом классе. Рассмотрим основные проблемы адаптации детей в школе, а также пути их решения.

Адаптация в 1 классе

Первый раз в первый класс! Сколько восторга светится в глазах дошколят, когда они впервые переступают порог школы. А с каким нетерпением ребенок ждет того момента, когда он сядет за парту и начнет учиться!

Но проходит неделя-другая, и от былой восторженности не остается и следа. Выясняется, что все не так радужно, как представлялось. Ребенок сталкивается с первыми трудностями и эмоциональная приподнятость исчезает. Приходится привыкать к новым требованиям, повышенным нагрузкам и жесткой дисциплине. Этот период привыкания и называют адаптацией.

Период адаптации у первоклассников обычно тянется от двух недель до полугода. Все зависит от темперамента ребенка, его коммуникабельности, уровня развития. Немаловажную роль играет тип учебного заведения, уровень сложности программы, по которой будет проходить обучение. На этом этапе очень важно внимание и поддержка взрослых — и учителей, и родителей.

Что ожидает родителей и учителей

Родителям стоит приготовиться к тому, что первоклассник может жаловаться на головную боль, усталость. Многие начинают капризничать, не слушаться маму и папу, протестовать, даже если раньше этого не наблюдалось. У большинства первоклассников нарушается аппетит и сон. Это происходит потому, что, в первую очередь, адаптация происходит на физиологическом уровне. Организм привыкает к новым нагрузкам, новому режиму. В психологии этот период даже получил свое название — "физиологическая буря". Как правило, длится "буря" недолго и к концу первой четверти все приходит в норму.

Поэтому помните, что лень и капризы — это преходящее. Не стоит ругать ребенка, наказывать его. Гораздо важнее постараться помочь малышу, уделять ему больше внимания. Работают все способы: поглаживания, ласковые слова, объятия, разговоры по душам, сказки на ночь. Продемонстрируйте своему ребенку, что вы будете всегда рядом, что вы поймете и поддержите его в любом случае — и когда он в очередной раз с одноклассником подерется, и тогда, когда он за невыученный урок заработает замечание.

Вспомните золотое правило воспитания: "Ребенок больше всего нуждается в нашей любви именно тогда, когда меньше всего ее заслуживает".

Учителям же стоит помнить о том, что именно первые месяцы учебы закладывают фундамент будущих отношений ученика и учителя. Для ребенка учитель — высший авторитет, порой даже больший, чем родители. Поэтому важно не только поддержать авторитет педагога, но и завоевать доверие учеников, их привязанность и уважение.

Как помочь первокласснику: несколько простых рекомендаций для начинающих учителей и родителей

  • Режим дня. Продленка — явление вынужденное, так как многие родители работают, и не у всех есть бабушки-дедушки, готовые заниматься с внуками. Но выход найти можно: например, нанять знакомую пенсионерку, которая будет присматривать за ребенком.

Во-первых, для первоклассника желательно организовать дневной сон, чтобы снизить нагрузку и предотвратить переутомление.

Во-вторых, домашние задания (от которых многие учителя не могут отказаться) нужно выполнять не поздним вечером, перед сном, а в середине дня.

В-третьих, важно, чтобы у ребенка оставалось личное время для просмотра мультфильмов, прогулок и игр.

  • Физкультура. С началом обучения в школе двигательная активность детей снижается в разы. А что такое движение для ребенка? Это его развитие, рост, крепкий иммунитет и хорошее настроение. Те же 2-3 часа физкультуры в неделю, которые предусмотрены школьной программой, не компенсируют даже 10% двигательной активности, необходимой для семилетнего ребенка.

Поэтому родителям желательно позаботится о том, чтобы начинать день с утренней зарядки, а перед сном обязательно погулять хотя бы час-полтора.

Учителям тоже стоит помнить о том, что детям необходимо как можно больше двигаться. Обязательно нужно включать в уроки физкультминутки, а на переменах давать возможность набегаться, напрыгаться, предлагая активные игры.

  • Зрение. Большая нагрузка может привести к тому, что у ребенка резко нарушается зрение, а близорукость может прогрессировать ужасающими темпами. Необходимо ограничить нагрузки на глаза — поменьше смотреть телевизор и работать за компьютером! Письменный стол должен обязательно стоять у окна, а освещение в комнате и классе быть достаточно ярким. Следите за осанкой — расстояние от глаз до книги и тетради должно соблюдаться неуклонно.
  • Игры и игрушки. Часто первоклассники просят разрешить брать игрушки с собой в школу. Не стоит этого запрещать. Конечно, речь не идет о дорогущих конструкторах, железной дороге или домике для Барби. Пусть это будет маленькая, но любимая игрушка. Она позволит ребенку чувствовать себя более защищенным. Ну, и конечно, нужно объяснить, что игрушкам не место на уроке — ими можно играть только на переменах.

Особенности адаптации у пятиклассников

Главной трудностью перехода из начальной школы в среднюю является тот факт, что детям приходится приспосабливаться к требованиям разных учителей-предметников. Хорошо, если действия всех учителей будут согласованы, а требования — одинаковыми. Но, увы, это встречается редко.

Что же происходит с ребенком? И как ему помочь пережить период адаптации легко и безболезненно?

Во-первых, самооценка ребенка проходит "проверку на прочность". Еще бы, теперь-то его оценивают сразу несколько человек. Важно поддержать уверенность ребенка в своих силах, продемонстрировать ему свою заботу и внимание.

Не стоит удивляться, что успеваемость в начале пятого класса значительно снижается. Просто дети еще не привыкли к новым условиям обучения. Поэтому не спешите ругать за "двойки" или за кучу замечаний в дневнике. Возможно, проблема не в лени или нежелании учиться, а в том, что у ребенка не получается наладить отношения с учителем.

Во-вторых, дети учатся перестраиваться и менять свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются. Родителям просто необходимо поддерживать тесную связь с классным руководителем, чтобы быть в курсе того, как ведет себя ребенок на разных уроках. А классному руководителю желательно чаще консультироваться с первым учителем класса, чтобы изучить особенности характера каждого ученика.

В-третьих, возрастает социальная активность. 9-11 лет — это возраст, когда ребенок все активнее знакомится с тем миром, что находится вне школы и дома. И, если в начальных классах ученики еще держатся "стайкой", то теперь класс распадается на отдельные группы учеников.

Хорошо, если родители будут знать друзей своего ребенка. Можно приглашать компанию домой, устраивать совместные праздники для детей, организовать, к примеру, общий поход в кино или поездку на природу.

В-четвертых, значительно возрастает степень самостоятельности. И это выражается не только в том, что теперь ребенок не нуждается в вашей помощи в каких-то бытовых вещах. К сожалению, именно эта самостоятельность становится причиной того, что дети начинают экспериментировать. Именно в этом возрасте многие пробуют курить, употреблять наркотики или алкоголь. (Читайте статью: Как узнать, что ребенок курит, употребляет наркотики).

Поэтому важно правильно спланировать режим дня, продумать, чем занять свободное время. Направьте интерес ребенка, подумайте, в каких кружках или секциях ему будет интересно. Хобби — великая вещь, а правильно подобранное увлечение способно не только уберечь ребенка от негативного влияния социума, но и поможет раскрыть таланты ребенка, что неизменно скажется на его самооценке.

Таким образом, успешная адаптация детей к школе во многом зависит от учителей и родителей. И главная задача взрослых — помочь ребенку в этот сложный для него период.


Переход из начальной школы в среднюю — важный момент в жизни школьника.

Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью тех содержательных перемен, что происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраста. А именно:

• увеличение объема и разнообразие содержания образования;

•расширение круга учителей, с которыми учащиеся вынуждены систематически вступать в деловые взаимодействия;

• на место первого учителя приходит новый классный руководитель;

• отсутствие у школьников умения как самостоятельно, так и совместно организовывать учебную деятельность.

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической — снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

1) по отношению к учебной деятельности;

2) по отношению к школе и предметам;

3) по отношению к одноклассникам;

Каждый переходный период обладает своей специфи­кой, связанной в первую очередь с психологическим своеоб­разием возраста.

Возрастные психологические особенности пятиклассников

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

Рекомендации учителям:

Адаптация первоклассников

Особенности возраста. Рекомендации для учителей.

Не секрет, первый учебный год волнительный, как для самих первоклашек, так и для их родителей. Очень важным моментом является адаптация ребёнка к новым условиям и социальному статусу "школьник".

индивидуальных особенностей ребёнка,

характера взаимоотношений с окружающими,

степени подготовленности к обучению.

Чем мягче пройдёт адаптационный период, тем благоприятней сложится школьная жизнь ребёнка, успехи в учебе и отношения со сверстниками. Психологический настрой очень важен для первоклашек, и родителям важно помочь ребёнку безболезненно пройти этот непростой жизненный период.

Возрастные особенности первоклассников

Переход из дошкольного, в младший школьный возраст нередко сопровождается кризисом 7 лет.

Для кризиса 7 лет характерны: манерничанье, капризы, паясничание.

Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Свое новое положение ребенок не всегда осознает, но обязательно переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение.

Формируется самооценка личности. Первоклассник уже понимает, что оценка его поступков определяется, прежде всего, тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей

Особую роль в жизни школьника играет учитель, который выступает как центр его жизни в школе.

Признаки дезадаптации:

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • Нежелания выполнять домашние задания.
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • Жалобы на события, связанные со школой.
  • Беспокойный сон.
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Рекомендации родителям первоклашек в период адаптации.

3 Объясните правила и нормы, которым нужно следовать в школе и помогите ребенку усвоить их важность.

завтрак – залог хорошего настроения и начала успешного дня.

6 Сразу после учебного дня не следует торопить ребёнка садиться за уроки. После обеда, дайте ему возможность часа два отдохнуть, чтоб восстановить силы.

8 При выполнении любого дела не позволяйте ребёнку останавливаться на средине. Важно сразу ориентировать его на выполнение любого задания от начала да конца. Это касается не только выполнения домашних уроков, но и при сборке ранца в школу, при уборке комнаты, помощи родителям и других заданий. Постепенно переставайте хвалить ребёнка за каждый шаг в работе – хвалите за результат. Особенно это касается мальчиков. Девочек – за процесс, хотя и результат имеет значение.

9Не выспрашивайте у учителя, как ведёт на уроках ваш первоклашка. При возникновении педагогических проблем, она сама вам сообщит. Однако разговор ваш должен происходить без присутствия ребёнка.

10 Не смотря на занятость, старайтесь ребёнку уделять хотя бы полчаса времени, не отвлекаясь на другие дела.

11 Выработайте в семье единую модель общения всех взрослых с ребёнком. Если поведение ребёнка даёт вам повод для беспокойства, поговорите с педагогом-психологом или учителем. Их профессиональные рекомендации помогут вам и ребёнку легче пережить непростой адаптационный период.

12 Важно учитывать, что в течение учебного года имеются критические периоды: повышается утомляемость, снижается работоспособность и уровень усвоения учебного материала.

Адаптация первоклассников сложный, но неизбежный период. Самым важным показателем того, что ребёнок полностью адаптировался к школьной среде, является его удовлетворённость взаимоотношениями с одноклассниками и учителем.

Будьте рядом со своим маленьким учеником, поддерживайте его в начинании школьной жизни и тогда он полностью освоится в ней, найдёт новых друзей и будет радовать вас своими успехами!

Рекомендации для учителей по организации учебного процесса в 1-м классе в период адаптации к новым условиям.

- перед началом урока попросите учащихся вслух проговаривать эти правила;

- выработайте совместно с классом систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение;

  • При каждом подходящем случае, давайте ребенку возможность принимать на себя ответственность. Например, ребенок должен наводить порядок после урока и соблюдать порядок на рабочем месте, помогать учителю в школьных делах и пр.

Помните, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка и анализ своей школы на примере.

Адаптация первоклассников. Анализ анкетирования в 1 классе

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её - это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу.

Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку.

Отношение ребенка к обучению в школе

Задача этой методики – определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т. е. Выяснить, есть ли у них интерес к обучению.

Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в школе. Даже если все в порядке с его познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической готовности – познавательного и коммуникативного – позволяет принимать ребенка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывание в школе, интерес к учению непременно появится. Имеется в виду желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы.

Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:

1 группа – плюс 24 и более;

2 группа – плюс 14 до 23;

3 группа – от 0 до 13;

4 группа – от минуса 1 до минус 10;

5 группа – менее минус 11.

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.

Общая оценка результатов тестирования

Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от 3 до 6 баллов. Группа детей, получивших 7-9 баллов, представляют собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети, получившие 9-11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более надежных данных. Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12-15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном исследовании интеллектуального развития, развития личностных, мотивационных качеств.

Таким образом, можно говорить, что данная методика дает предварительную ориентировку в уровне развития готовности к школьному обучению.

В классе 15 учеников. В анкетировании принимали участие 13. Один из обучающихся занимается по специальной программе.

Диагностика уровня готовности к школьному обучению.

Результаты ориентировочного теста школьной зрелости Керна - Я.Йерасека.

Читайте также: