Безруких диагностика готовности к школе

Обновлено: 02.07.2024

Содержание книги.

  • Социальное развитие
  • Организация деятельности
  • Общее развитие
  • Развитие внимания и памяти
  • Речевое развитие
  • Развитие движений и пространственная ориентация
  • Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации
  • Личностное развитие
  • Здоровье (от года до 5 лет)
  • Определение ведущей руки

В этом разделе предлагаются вопросы, которые помогут вам поглубже узнать ребёнка и определить, достаточно ли сформированы те качества и умения, которые позволят ему успешно учиться.

Комплексная диагностика включает оценку:

ВложениеРазмер
mplekt_diagnosticheskih_materialov_bezrukih.doc 162 байта

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Возрастные и индивидуальные особенности развития детей от 4 до 5 лет

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются роле­вые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять се­бя от принятой роли. В процессе .

Возрастные и индивидуальные особенности развития детей среднего дошкольного возраста

Возрастные и индивидуальные особенности развития детей среднего дошкольного возраста.


Возрастные и индивидуальные особенности развития детей 5 – 6 лет.

материал для родителей.


Презентация к родительскому собранию на тему "Начало учебного года. Возрастные и индивидуальные особенности развития детей 4-5 лет"

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год.Задачи:-рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет;-познако.


Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка.


" Возрастные и индивидуальные особенности развития детей младшего дошкольного возраста "

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3–4 года) Возрастные особенности детей четвёртого года жизни. Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физиче.


Консультация для родителей "Возрастные и индивидуальные особенности развития детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)."

Консультация для родителей "Возрастные и индивидуальные особенности развития детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).".


Семенова О.А., к.псих.н., Параничева Т.М., Рейсих Н.Е.

Под редакцией академика РАО М. М. Безруких

Комплект диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей 5-7 лет. - М., 2006. – 133 с. (с приложением)

Введение

С этой целью необходимо осуществлять выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения. Для реализации такой цели целесообразно создавать условия для массового образования детей старшего дошкольного возраста ("предшкольное образование").

"Предшкольное образование" - как образование детей старшего дошкольного возраста - не носит обязательного характера и может быть рекомендовано гражданам как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы.

Процесс интеграции системы общего образования с дополнительным и "предшкольным образованием" позволит усилить воспитательную составляющую образовательного процесса, значительно повысить социальный и культурный потенциал детей, у которых по разным причинам нет условий для нормального развития в семье.

Таким образом, максимальное обеспечение образования детей старшего дошкольного возраста является одним из ведущих условий повышения доступности качественного общего образования. Предлагаемые требования к содержанию и процедуре обследования детей старшего дошкольного возраста для определения готовности дошкольников к обучению в начальной школе выступают в этом контексте в качестве универсального средства контроля за качеством и эффективностью предшкольного образования.

Цель обследования детей в группах временного пребывания – комплексная оценка развития ребенка для прогнозирования дезадаптационных рисков (рисков школьных трудностей), выбора наиболее адекватной программы и условий обучения, а также для разработки рекомендаций по снижению рисков дезадаптации для педагогов и родителей.

Соответствие диагностических материалов Концепции предшкольного образования

Концепция предшкольного образования базируется на достижениях педагогической науки, а также физиологии и психофизиологии развития.

Современная физиологическая и психофизиологическая наука установила, что рост и развитие детей протекает неравномерно и зависит как от генетических, так и от средовых факторов. Вариации индивидуальных темпов развития в норме могут достигать 1 года и более. Это не является признаком каких-либо опасных для здоровья отклонений в развитии, но требует повышенного внимания и специальных мер по формированию у таких детей устойчивой адаптации к изменяющимся условиям.

Исследования ИВФ РАО показали, что значительная часть современных детей, поступающих в первый класс, не соответствуют по своему морфофункциональному развитию паспортному возрасту. Несформированность школьно – значимых функций часто встречается в современной детской популяции. Так, до 60% детей 5-6 лет характеризуются несформированностью организации деятельности, что связано с незрелостью регуляторных структур мозга; у 60% детей выявляется несформированность речи и прежде всего - регулирующей функции речи; до 30% детей демонстрируют несформированность моторики, связанную с незрелостью нервно-мышечной регуляции; до 35% детей имеют несформированность зрительного и зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти, что связано с незрелостью мозговых систем контроля и регуляции деятельности; до 30% детей имеют недостаточно развитые слухо-моторные и зрительно-моторные координации, что связано с незрелостью интегративной деятельности мозга. Все эти факторы могут служить причиной развития школьного стресса и дезадаптации, если они не будут вовремя диагностированы и не будут приняты адекватные меры по их устранению

Значительная часть детей имеет отклонения в состоянии здоровья, что снижает адаптационный потенциал организма ребенка и может быть причиной возникновения разного рода школьных трудностей.

Несформированность школьно – значимых функций вызывает комплекс проблем дезадаптации на начальных этапах обучения, а также возникновение трудностей обучения базовым учебным навыкам: письму, чтению, счету. В конечном счете, эти факторы не позволяют обеспечить равные стартовые возможности для детей из разных социальных групп и слоев населения.

Проблема ранней диагностики (прогнозирования) факторов риска в развитии, способных вызвать дезадаптацию и школьные трудности, является одной из наиболее актуальных задач современного образования. Выделение/диагностика факторов риска на этапе предшкольного образования (за год до школы) позволит выстроить адекватную систему предшкольного образования, охватывающую все стороны развития ребенка: личностное, социальное, когнитивное, физическое. С этой целью разработаны Комплекты диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей 5-7 лет с разными образовательными возможностями, позволяющие выявить сильные и слабые стороны развития ребенка и определить формы и методы работы с детьми в системе предшкольного образования.

Системная комплексная диагностика развития ребенка на начальном этапе предшкольного образования (5-6 лет), необходима для разработки индивидуальных адаптивных программ развития.

Комплексная диагностика включает оценку:

состояния здоровья, физического и двигательного развития

Разработанные диагностические материалы содержат все необходимые компоненты для комплексной оценки уровня развития ребенка

Соответствие диагностических материалов разработанной системе требований к содержанию и процедуре обследования детей старшего дошкольного возраста

Готовность к школе рассматривается как интегральная характеристика морфофункционального, психологического, когнитивного и социального развития ребенка. Это определяет набор диагностических методик, содержание которых соответствует возрастным особенностям детей 5-6 лет.

В предлагаемом варианте диагностического обследования используются два методических подхода:

1. Анкетирование , включающее:

предварительную беседу с родителями (цель, задачи, объяснение правил заполнения анкет);

первичный анализ анкет;

углубленный анализ анкет (методом экспертных оценок);

определение задач углубленного обследования.

2. Углубленное обследование , включающее использование деятельностных методик, позволяющих в процессе выполнения заданий, адекватных возрасту детей (5-6 лет), оценить сформированность различных сфер развития ребенка и выявить дезадаптационные риски.

Педагог (психолог), проводящий диагностическое обследование (и занятия с детьми-дошкольниками), должен предварительно пройти курс повышения квалификации или переподготовки по специально разработанной программе, включающей:

технологию проведения диагностического обследования;

процедуру первичной обработки и индивидуального анализа данных;

процедуру и методики качественной экспертной оценки данных;

процедуру и методики количественной оценки результатов обследования;

процедуру и методику выделения дезадаптационных рисков;

методику интерпретации данных обследования;

методику составления заключения по результатам обследования.

Кроме этого, педагог должен пройти тренинговые занятия по организации беседы (глубокого интервью) с родителями и практикум по проведению обследования с детьми 5-6 лет.

В ходе тренинга должны быть отработаны варианты бесед с родителями, рассмотрены трудные ситуации общения, возможные конфликтные ситуации, а также варианты корректной интерпретации результатов обследования и убедительной аргументации при анализе дезадаптационных рисков, выборе программы и типа образовательного учреждения.

В ходе практических занятий с детьми должны быть сформированы навыки эффективного общения с ребенком, проведения обследования, заполнения карты обследования, анализа индивидуальных данных, их интерпретации и подготовки заключения.

Соответствие диагностических материалов возрастным и индивидуальным особенностям детей старшего дошкольного возраста

Существующие методики диагностики готовности к школе классифицируют преимущественно внешние проявления и отдельные характеристики когнитивного или психологического развития без учета индивидуального развития ребенка, его здоровья, функционального состояния.

На наш взгляд, наиболее корректным является представление о том, что готовность к школе – многофакторная, комплексная характеристика развития ребенка. Готовность к школе – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными, не приведут к нарушению здоровья ребенка, срыву социально-психологической адаптации и снижению эффективности обучения .

В то же время предварительное обследование не должно быть основой для какого-либо разделения детей, выделения их в специальные классы (за исключением случаев, определяемых медико-педагогиче­ски­ми комиссиями, имеющими юридическое право и несущими юридическую ответственность за решение вопроса о возможности обучения ребенка в массовой школе). Все дети, обучающиеся в массовой школе, имеют право на получение полноценного образования. Разделение детей (на этапе начального обучения) ничем не оправдано, а главное, провести такое разделение практически невозможно.

Попытки выделить количественные характеристики качественных новообразований в функциональном развитии ребенка необходимы, но они не могут быть абсолютными, не могут не учитывать индивидуальные особенности биологического развития и особенности биологического возраста. По данным Института возрастной физиологии РАО разрыв между биологическим и паспортным возрастом у старших дошкольников и младших школьников может быть более полутора лет. Новообразования какого возраста мы должны в этих случаях анализировать?

Сегодня никто не сомневается, что готовность к обучению в школе – это интегральная характеристика развития ребенка . Следует только разделять два понятия: обучение вообще и обучение в школе, так как это не тождественные, а разные понятия. И это разделение принципиально меняет и диагностику готовности, и принципы организации предшкольного образования. Предлагаемый комплект диагностики позволяет дать комплексную оценку развития ребенка, сопоставляя данные наблюдений родителей и анализ деятельности ребенка при выполнении комплекса заданий.

Условия и процедура обследования

Прежде чем рассмотреть методику диагностики социального, личностного, эмоционального, творческого, когнитивного, физического развития и состояния здоровья, необходимо рассмотреть общие рекомендации по организации обследования.

Содержание и процедура обследования детей старшего дошкольного возраста для выработки рекомендаций родителям и педагогам по оценке дезадаптационных рисков и выбору оптимальных форм начального обучения должны строго выполняться. Процедура и условия обследования не могут произвольно изменяться, любая часть обследования не может быть исключена или заменена.

Обследование должно проводиться в первой половине дня в период с 9 до 12 часов, желательно во вторник или среду, когда наблюдается максимальный в течение недели уровень работоспособности детей

Обследование должно проводиться в спокойной, благожелательной обстановке.

При необходимости более глубокого обследования специалистами (логопедом, психологом) это целесообразнее сделать в другое время.

Все необходимые принадлежности, пособия и материалы не должны лежать на столе, за которым будет работать ребенок; лучше в определенном порядке разложить их на отдельном столе.

Исследователь должен сначала познакомиться с ребенком и представиться ему, установить контакт и выбрать тот вариант первого задания, который будет интересен и доступен ребенку (беседа, рисование, игра и т.п.).

Родители могут присутствовать при обследовании, если ребенок боится остаться один; желательно, чтобы они сидели спиной к ребенку. (Это время можно использовать для ответа родителей на вопросы анкет).

Внимание ! Важен не только конечный результат выполнения задания, но и ход работы. Поэтому при выполнении каждого задания необходимо отмечать в карте обследования показатели деятельности, состояния здоровья ребенка, затруднения, необходимую помощь.

В ходе обследования не рекомендуется:

торопить ребенка, спешить с подсказкой;

показывать свое неудовольствие, неудовлетворение;

подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка.

Результаты обследования могут осложняться из-за:

трудностей контактов с незнакомыми взрослыми (порой это зависит не от ребенка, а от его собеседников);

боязни плохих результатов (родители часто очень волнуются сами и пугают детей "экзаменом");

неспособности обследуемого (по разным причинам) сосредоточиться, скон­центрировать внимание;

индивидуальных особенностей деятельности (в частности, медленного темпа работы).

Все, что необходимо для проведения обследования должно быть подготовлено и разложено в определенной последовательности заранее.

Диагностическое обследование готовности ребенка к обучению в школе целесообразно проводить в два этапа:

1. анкетирование родителей;

2. углубленное обследование ребенка.

По результатам анкетирования (анкета № 2) и обследования заполняется форма заключения и на основании полученных данных делается вывод о готовности ребенка к обучению в школе. Обследование может проводиться после окончания цикла занятий.

Углубленное обследование ( второй этап) необходимо проводить после анализа анкет и выделения факторов риска школьной дезадаптации, которое проводится в два этапа по 30 минут. Рекомендуется при первой встрече с ребенком провести обследование творческого, эмоционального и речевого развития и мышления (общего развития). Во вторую встречу – исследовать уровень развития внимания и памяти, мелкой моторики и графических навыков, зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, а также физического и моторного развития

Для подготовки заключения необходимы данные о состоянии здоровья, перенесенных заболеваниях и данные об определении ведущей руки.

Рассмотрим основные показатели, которые чаще всего учитываются при такой интегральной оценке. Прежде всего это социальное и личностное развитие (личностная готовность). Можно спорить о том, личность ли шести – семилетний ребенок, но известно, что человек существует как личность в системе отношений с окружающими, включающей и отношение к самому себе. Личностное развитие ребенка включает три сферы жизненных отношений:

 отношение с окружающими взрослыми;

 взаимоотношения со сверстниками;

 отношение к самому себе.

Если две первые сферы в какой-то степени оцениваются как развитие коммуникативных умений, то самооценка редко принимается во внимание при определении готовности к школьному обучению. Между тем адекватная самооценка – большая редкость у современных детей. и это связано с организацией подготовки к школе. Вся система подготовки (вне зависимости от ее формы) выстроена как система достаточно жестких и далеко не всегда адекватных требований к ребенку, к тому, чему должен научиться. А учат всему – иностранным и древним языкам, читать, писать и считать, музыке, живописи и т.п., не рассчитывая силы и возможности ребенка. Но вместо сформированных мотивов учения к началу обучения в школе дети уже не хотят ходить в школу, не хотят учиться, им не понаслышке знакомы все тяготы и неудачи школьной жизни – от плохих оценок до недовольства родителей.

Рассмотрим, в каких случаях особенности личностного развития могут стать основой неготовности к школе, а значит, и причиной комплекса школьных трудностей.

Если учитель старается учесть индивидуальные особенности личностного развития ребенка, мягко, тактично объяснить ему правила поведения в новой для него ситуации, если у учителя хватает такта и терпения, эти недостатки личностного развития ребенка теряют свою остроту, хотя и создают немало сложностей для учителя.

Для проверки уровня личностного общения со взрослыми, как правило, не используются какие-либо специальные методики. В ходе общения с ребенком и выполнения заданий это хорошо видно. В то же время, неформальный стиль общения в школе подчеркивает необходимость и важность определенного уровня общения у ребенка со сверстниками. Неумение общаться со сверстниками, неконтактность, застенчивость, обиды и слезы, а порой раздражение, вспышки ярости совсем не редки среди младших школьников. Особенно страдают этим дети, не посещавшие детский сад, выросшие со взрослыми в атмосфере гиперопеки. Неумение общаться, как правило, ведет к изоляции ребенка в детском коллективе, создает неблагоприятный фон, оказывает негативное влияние на состояние ребенка и часто также становится причиной школьных трудностей. Трудности в обучении этих детей будут во многом определяются тем, что школьное обучение носит у нас принципиально коллективный характер, предполагающий взаимодействие и сотрудничество детей в совместной деятельности.

2. Диагностика уровня социального развития

Социальное развитие во многом определяет успешность и длительность социально-психологической адаптации ребенка в школе. Несформированность навыков социального общения может затруднить адаптацию, но не станет препятствием, если учитель, зная эту особенность ребенка, учтет ее, будет спокоен, доброжелателен и тактичен. На первом этапе обучения (хотя бы в первые полгода) не рекомендуется продленный день.

2.1. Описание рабочих материалов для проведения обследования уровня социального развития

Для анкетирования используется блок № 1. Социальное развитие ребенка из Анкеты № 2 (полностью дана в приложении).

К сожалению, на данный момент у нас невозможно бесплатно скачать полный вариант книги.

Но вы можете попробовать скачать полный вариант, купив у наших партнеров электронную книгу здесь, если она у них есть наличии в данный момент.

Также можно купить бумажную версию книги здесь.

Готов ли ребёнок к школе, Безруких М.М., 2004.

On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Читайте также: