Дети улицы краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вопреки общественному мнению, дети уходят не только из неблагополучных семей. Семья внешне может быть вполне благопристойной и даже обеспеченной. И тогда чаще всего поводом уйти из дома становится конфликт, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями, равнодушие – это причины, которые могут стать уходом ребенка из дома.

На уход влияет возраст и время года. Самый сложный период: весна и осень. А по возрастным особенностям, конечно, более подвержены бегству подростки от 10 до 15 лет. Это сложный психологический период для ребенка по многим причинам.

Как правило, у несовершеннолетних наблюдаются проблемы в обучении, им сложно строить взаимоотношения с окружающими. Нередко такие подростки обладают различными психофизическими отклонениями в состоянии здоровья, имеют различные зависимости.

Выделяют четыре типа побегов у несовершеннолетних: эмансипационные, импульсивные, демонстративные, дромоманические (бродяжнические).

Эмансипационные побеги.

Импульсивные побеги.

Этот вид побегов составляет 26%. Во время них всё поведение строится так, чтобы забыться, отвлечься от угнетающей ситуации. Однако повторные побеги становятся стереотипной поведенческой реакцией на любую трудную ситуацию. Возраст импульсивных побегов от 7 до 15 лет.

Демонстративные побеги.

Эти побеги наблюдаются в 20% случаев. Особенность данных побегов в том, что убегают недалеко и в те места, где их увидят, поймают и возвратят. В побеге ведут себя так, чтобы привлечь внимание окружающих. Дети, совершившие демонстративные побеги характеризуются завышенной самооценкой, обидчивостью, конфликтностью. Возраст демонстративных побегов 12-17 лет.

Дромоманические побеги.

Причины ухода ребенка из дома:

1.Прежде всего, это ошибки в воспитании, недостаточное внимание родителей к потребностям и интересам ребенка, его проблемам и переживаниям.

2. Дети убегают из дома из-за невыносимой домашней обстановки: постоянного физического, сексуального или эмоционального насилия, совершаемого над ними.

3. Стремление убежать из дома – это знак протеста, который чаще проявляется в среднем школьном возрасте (10 – 13 лет). В этот период психологический климат семьи имеет для ребенка очень большое значение. Дискомфорт в отношениях с родителями воспринимается очень остро. Ребенок отныне выступает перед лицом общества самостоятельно. Для подростков типично стремление противопоставлять свои суждения и вкусы жизненной позиции и взглядам взрослых.

4. Побеги из внешне благополучных семей могут быть связаны с неправильной родительской позицией относительно трудностей в учебе: систематические упреки, ограничения, жестокие наказания в отношении ребенка, имеющего неуспеваемость.

5. Основным побудительным мотивом уходов ребенка становится потребность во множестве новых и ярких впечатлений.

Психологические особенности детей играют большую роль в совершении самовольных уходов из дома, а это:

-страдают дефицитом эмоционально-волевой сферы. Для детей характерны крайние формы выражения эмоции (сильный гнев или сильная радость), они с трудом понимают чувства другого человека и свои собственные. Для них затруднительна деятельность, требующая волевого усилия. Им сложно выполнять действия, не приносящие результата здесь и сейчас;

- дети, обладающие низкой коммуникативной компетентностью. Им трудно договариваться, разрешение сложных жизненных ситуаций связано для них с эмоциональными трудностями;

- дети с дефицитом самостоятельных форм поведения (умение самостоятельно принимать решение, проявлять заботу о себе и других). Для детей характерно чувство незащищенности, неуверенность в себе и своих силах, ощущение не успешности, беспомощности. Они избегают ситуаций, в которых могут почувствовать себя неуспешными, потерпеть неудачу. Все это провоцирует появление психологических защит (избегание, обесценивание), которые позволяют сохранить положительное представление о себе. Такие дети могут чувствовать себя беспомощными, проявлять беспокойство и стремятся найти объект, который снимет напряжение;

- дети склонны к риску;

-дети с задержкой психического развития эмоционально неустойчивы, легко возбудимы, конфликтны, в себе не уверены;

- детям с демонстративными чертами личности, которым необходимо оказывать адекватную их психическим особенностям поддержку (подкреплять позитивные формы поведения).

Стоит насторожиться, если ребенок или подросток:

- посещает школу не регулярно;

-не имеет увлечений и постоянных друзей;

-большую часть времени он проводит в кругу себе подобных. В теплое время года на улице, в холодное - в подвалах и подъездах;

-является заядлым курильщиком и систематически употребляет алкогольные напитки;

-он легко возбудим, агрессивен, для него характерна резкая смена настроений;

-в своих поступках не последователен, лжив, о будущем не задумывается;

В дальнейшем такой несовершеннолетний может бросить школу или даже уйти из дома.

Если ваш ребенок самовольно покинул дом, необходимо своевременно и грамотно организовать поиск ребенка.

Шаг первый. Вспомните все, о чем говорил ваш ребенок в последнее время!

Зачастую наши дети нам говорят нам почти все, другое дело слышим ли мы их!

Соберите родственников, с которыми ваш ребенок общался в последнее время, обзвоните друзей и знакомых подростка.

Шаг второй. Собрав информацию, так же проверьте, не взял ли ребенок из дома деньги, ценности, теплые вещи, документы.

Шаг третий. Если проверка собранных сведений не дала никаких результатов и ребенок не найден – обращайтесь в соответствующие органы! Прежде всего, в медицинские учреждения и полицию.

Шаг пятый. Необходимо обзвонить учреждения (больницы, приюты), где вы сможете получить информацию о том, не поступал ли ваш ребенок в данное учреждение.

Периодически связывайтесь со знакомыми и друзьями сына (дочери). В большинстве случаев дети, сбежавшие из дома, пытаются найти приют в знакомой среде.

Шаг шестой. Найдя своего ребенка, попытайтесь разобраться, почему он сбежал.

Общие рекомендации для родителей по предупреждению уходов ребенка из дому:

Говорите с ребенком!

Начните с малого – спросите у ребенка, как прошел день, что было хорошего, какие проблемы; расскажите про свой день, свои успехи и трудности.

Все, что для взрослых – полная бессмыслица, для ребенка очень важно!

Подросток хочет, чтобы к нему относились серьезно, воспринимали его как взрослого и самостоятельного человека, уважали его личность, поэтому любое необдуманное слово или действие могут нанести тяжелую рану его душе. Впоследствии ребенок будет воспроизводить свои психологические проблемы во взрослой жизни.

Попробуйте найти время, чтобы всей семьей сходить в кафе, кинотеатр или парк.

Запишитесь вместе с сыном или дочкой в спортивный зал или бассейн.

Ни в коем случае нельзя применять меры физического воздействия!

Только усугубите ситуацию! А когда вы были в школе последний раз? Сами?

(родительское собрание не в счет). Поинтересуйтесь, как учится в школе ваш ребенок? Что нового в школе?

И вот такие маленькие шаги в сторону вашего дорогого и замечательного чада в

конечном итоге приведут вас к тому, что вы обретете самого настоящего и преданного друга.

Не забывайте, что в преодоление кризисных ситуаций, коснувшихся, вас и вашего ребенка вам всегда помогут, специалисты. Чем раньше вы обратитесь за помощью психолога или психиатра, тем больше шансов разрешить проблему ребенка и предотвратить его уход из дома. Хорошие родители – это те родители, которые способны построить отношение с ребенком, так чтобы избавить его от разочарований!

Уходы ребенка из дома влекут за собой серьезные последствия: проживая без надзора, дети привыкают лгать, бездельничать, воровать. Ребенок легко попадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия. Попрошайничество, пьянство, токсикомания, ранние и беспорядочные половые связи. В дальнейшем – серьезные правонарушения, асоциальный образ жизни. Кроме того, ребенок сам может стать жертвой насилия.

ПОМНИТЕ! Ваш ребенок не сможет самостоятельно преодолеть трудности без вашей ЛЮБВИ и ПОНИМАНИЯ!

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Берли Доэрти Дети улиц

Дети улиц: краткое содержание, описание и аннотация

Берли Доэрти: другие книги автора

Кто написал Дети улиц? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Берли Доэрти: Дети улиц

Дети улиц

Дженни Дейл: Собачье счастье

Собачье счастье

Дженни Дейл: Рыжая беглянка

Рыжая беглянка

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Анника Тор: Маяк и звезды

Маяк и звезды

Мейв Бинчи: Хрустальное озеро

Хрустальное озеро

Дети улиц — читать онлайн ознакомительный отрывок

Дети улиц (сборник)

© Hemiro Ltd, издание на русском языке, 2015

Никакая часть данного издания не может быть скопирована или воспроизведена в любой форме без письменного разрешения издательства

Выражаем особую благодарность литературному агентству Synopsis Literary Agency за помощь в приобретении прав на публикацию этой книги

Переведено по изданиям: Doherty B. Street Child / Berlie Doherty. – London: HarperCollins Children’s Books, 2009. – 208 р. Doherty B. Far From Home: The Sisters of Street Child / Berlie Doherty. – London: HarperCollins Children’s Books, 2015. – 320 р.

Почему вам понравится эта книга

Судьба наносит сокрушительный удар главному герою, Джиму Джарвису, когда умирает его мать. Он испытывает все ужасы работного дома, находит кратковременное счастье, помогая уличной торговке, и оказывается в ситуации, близкой к рабству, работая на угольной барже, где хозяин относится к нему хуже, чем к собаке. Книга насыщена живыми персонажами, некоторые из которых могли бы сойти со страниц романа ужасов: мрачный Ник и его собака Снайп, Креветка – мальчик, которого прозвали так из-за того, что из рваных ботинок у него всегда выглядывали пальцы, блестящая, но коварная цирковая труппа Джаглини. Люди, проявляющие доброту, – женщина из работного дома, приласкавшая Джима, Рози, заботившаяся о нем, Джош на угольщике из Ньюкасла, мальчики, ухаживающие за умирающим другом, – очень редки, они подобны бриллиантам, сверкающим во тьме на лопате угля.

Но что работает по-настоящему, так это то, что невольно следуешь за Джимом, болеешь душой за то, чтобы он сумел выбраться из постоянно встречающихся у него на пути ловушек. Однако Джим отнюдь не ангелоподобный Оливер Твист, ждущий, когда ему придут на помощь. Нет, он настоящий беспризорник, обладающий смекалкой, которая появляется у детей от нелегкой жизни. Но вы обязательно прочувствуете его ошеломляющее одиночество, и когда в конце концов найдется – к счастью – человек, который выслушает его историю, вам захочется возликовать.

История Джима заставит вас захотеть выйти из дома и изменить что-то, чтобы другим людям не нужно было проходить через такой же опыт, поскольку понимание того, что такие вещи существуют, сильно шокирует. Возможно, не точно так, как предполагает Берли Доэрти, но то, что доктор Бернардо выслушал беспризорника, рассказавшего ему весьма сходную историю, а затем стал создавать дома Бернардо, которые предоставляют кров подобным детям, – чистая правда.

Спустя более чем столетие такие дома продолжают существовать. Равно как и Джим. Возможно, он где-то рядом с вами, ну и, конечно же, в трущобах стран третьего мира, где сегодня живут миллионы Джимов и его сестер. Мне показалось, что выслушать историю Джима важно. И, кроме всего прочего, она заставила меня задуматься о том, сколько еще есть нерассказанных историй и что мы можем с этим поделать. Как вы думаете?

  • Алёша Пешков — мальчик, главный герой, от лица которого ведётся повествование.
  • Варвара — мать Алёши, красивая молодая женщина с сильным характером.
  • Акулина Ивановна Каширина — бабушка Алёши, добрая, мудрая и заботливая женщина, знает много сказок и историй. Воспитывала внука после того, как он остался без родителей.
  • Василий Васильевич Каширин — дед Алёши, властный, жестокий и скупой хозяин красильной мастерской.
  • Иван-Цыганок — приёмный сын Кашириных, добрый, трудолюбивый, талантливый, весёлый, отзывчивый.
  • Григорий — мастер-красильщик, скромный и добрый человек.
  • Тётя Наталья — жена дяди Якова, тихая и робкая женщина, терпящая побои мужа.
  • Дядя Яков и дядя Михаил — сыновья В.В. Каширина, жестокие, алчные, завистливые люди.
  • Саша, сын дяди Михаила — тихий, робкий мальчик.
  • Саша, сын дяди Якова — задиристый мальчик, любит ябедничать.
  • Евгений Максимов — второй муж Варвары, отчим Алёши, безответственный человек, которого мальчик сразу возненавидел.
  • Дядя Пётр — друг и сосед Алёши, знал разные истории, был внешне похож на деда.
  • Хорошее Дело — сосед и друг Алёши, увлекался химией и естественными науками.
  • Братья Овсянниковы — друзья, которым отец запретил общаться с Алёшей.

Глава 1

У Алёши Пешкова, главного героя-рассказчика, умирает отец. В это время Алёша сильно болел и только что встал на ноги. Бабушка приехала, чтобы помочь Варваре, матери Алёши, с похоронами и по хозяйству.

Когда Варвара плакала над телом мужа, у неё начались преждевременные роды. На свет появился мальчик.

После похорон семья уехала из Астрахани к бабушке в Нижний Новгород. На пароходе новорожденный мальчик умер.

По дороге бабушка рассказывает Алёше много сказок. Через много дней пароход прибывает в Нижний Новгород. Там семью встречает дед Алёши, его сыновья (дяди мальчика), их жёны и дети. Алёшу ведёт за руку его беременная тётя Наталья. Дед не понравился Алёше. Семья поселилась в доме, к которому прилегал невзрачный двор. В пристройке на первом этаже находилась небольшая красильная мастерская.

Глава 2

Началась новая жизнь, полная невзгод и жестокости. В доме деда все враждовали со всеми. Мать с Алёшей приехали в то время, когда дядья требовали у деда разделить имущество. Неожиданное возвращение Варвары только обострило конфликт: её братья боялись, что она потребует своё приданое, которое не получила прежде. Варвара вышла замуж за Алёшиного отца без родительского благословения, поэтому её оставили без приданого, хотя оно было выделено. Из-за имущества братья часто ссорились друг с другом. Бабушка Акулина Ивановна предлагала мужу отдать всё имущество сыновьям, чтобы прекратить ссоры, но Каширин кричал на неё. Братья дрались друг с другом.

Алёша очень боялся деда. Тот постоянно следил за мальчиком внимательным взглядом. Через несколько дней после приезда дед заставил мальчика учить молитвы. Обучением занималась тётя Наталья, скромная и тихая женщина. Когда дед собирался проверить урок, тётя Наталья попыталась убедить его в том, что у мальчика плохая память. Но дед не поверил и решил высечь Алёшу. Прежде мальчика никто никогда не бил: Максим, его отец, запретил Варваре это делать. Дед вслух ругает покойного отца мальчика. Мать всегда заступается за мальчика, и её слушаются.

В субботу дед выпорол своего племянника Сашку за то, что тот по наущению своего дяди подложил раскалённый напёрсток слабовидящему мастеру, но этот напёрсток надел сам дед. За несколько дней до этого Алёша тоже успел провиниться: ему захотелось окрасить ткань в мастерской. Иван-Цыганок, подмастерье, попытался вырвать скатерть из рук мальчика, но край скатерти окрасился. Бабушка спрятала скатерть, Иван-Цыганок ничего не сказал, но Сашка наябедничал деду. В субботу дед высек сначала Сашку, потом Алёшу. Бабушка и мать пытались ему помешать, но им это не удалось. Дед высек Алёшу почти до потери сознания. Случайно услышав разговор матери и бабушки, мальчик узнал, что Варвара тоже боится своего отца, как и все остальные. Она испугалась отнять сына, когда того секли. Варвара живёт в этом доме только ради сына. Через некоторое время она уехала в гости.

Через несколько дней дед пришёл к Алёше с гостинцем, рассказал, что его самого в детстве били и обижали. Он поведал, как в детстве тянул баржи по Волге. Целый день дед рассказывал о своей жизни, Алёше начало казаться, что дед совсем не злой.

Чаще всего мальчика навещала бабушка, но однажды к нему пришёл Иван-Цыганок, девятнадцатилетний подмастерье. На руках у Ивана много распухших рубцов. Он рассказал мальчику, что во время порки подставлял руки под розги и принял на себя часть ударов.

Глава 3

Иван-Цыганок пользуется в семье уважением. Дед признаёт, что у юноши золотые руки, редко кричит на него. Даже дядья почти приветливы с Иваном. Но полуслепому мастеру Григорию они постоянно делали подлости: раскаляли ножницы на огне, подкладывали иголки, причём за всё дед ругал именно Григория, а не сыновей. Григорий всегда смачивал пальцы слюной, прежде чем дотронуться до чего-либо. Бабушка ругала сыновей, но безрезультатно. За спиной у Ивана братья часто бранили его и клеветали. Причина в том, что каждый из братьев хотел взять в свою будущую мастерскую Ивана, потому что он был отличным мастером.

Алёша постоянно оставался с бабушкой, которая рассказывала ему сказки и историю своей жизни. От неё мальчик узнал, что Иван-Цыганок — подкидыш. Бабушка и дед вырастили его как родного сына. Бабушку выдали замуж, когда ей было 14 лет, и в 15 она уже родила. Всего у неё было 18 детей, но большинство умерло. Иван-Цыганок умел показывать разные фокусы.

По праздникам дядя Яков играл на гитаре проникновенную грустную мелодию, все пели песни и плясали. Особенно красиво умела плясать бабушка. В тех разговорах Григорий часто вспоминал своего друга — покойного Максима, отца Алёши. Иногда в такие минуты дядя Яков начинал плакать, рвать на себе одежду, выть, кричать. Иван-Цыганок не стал рассказывать мальчику о причине этого поведения дяди. Григорий рассказал Алёше по секрету, что дядя Яков до смерти замучил жену: накрыл с головой одеялом и забил. Григорий уверен, что Яков убил жену, потому что она была лучше него. Григорий рассказал, что Каширины хорошего не любят, завидуют этому. Только бабушка Акулина Ивановна не такая, словно святая среди них.

Алёша вспоминает, как проводили вечера его родители. Они всегда держались вместе, громко пели песни, смеялись по вечерам. В доме деда мальчик чувствует себя чужим. Иван-Цыганок всегда мечтал о красивом голосе: ему хотелось петь.

Иван-Цыганок по пятницам ездил за продуктами и всегда привозил больше, чем просили, но при этом тратил денег меньше, чем ему давали. Он немного приворовывал, чтобы дед не ругался. Бабушка боялась, что Ивана за это арестуют.

Вскоре Ивана заставили перетаскивать большой тяжёлый дубовый крест на могилу убитой жены дяди Якова. Яков дал обет самому отнести этот крест, но положил комель креста на плечи Ивана. Иван-Цыганок нёс тяжёлый комель, но споткнулся, крест упал на него и покалечил. У Ивана началось сильное кровотечение, и он умер. Григорий обвинил братьев в том, что из-за них погиб Иван.

Глава 4

Бабушка не боялась никого, даже своих жестоких родственников. Она боялась только тараканов.

Однажды загорелись мастерская и конюшня. Бабушка вывела из горящей конюшни лошадь и обожгла руки. Дед обвинил Григория в том, что он не досмотрел за мастерской, и решил его уволить. В это время у тёти Натальи начались тяжёлые роды, из-за которых она умерла.

Глава 5

Весной дядья поделили имущество и разъехались. Михаил уехал за реку, Яков остался в прежнем доме, а дед и остальная семья переехали на другую улицу. В доме жили другие квартиранты. Бабушка знала много рецептов, поэтому к ней всегда обращались за советом. Она рассказала Алёше о своём детстве. Когда её мать была молодой девушкой, её напугал барин. Из-за этого она ночью выбросилась из окна и осталась инвалидом. Прежде она была хорошей кружевницей, но с парализованной рукой не могла работать. Хозяева дали ей вольную и пустили по миру. Вместе с дочерью Акулиной они много странствовали и жили на милостыню. Когда девочка подросла, тоже начала плести кружева. Потом её приметил будущий муж, а его мать увидела в Акулине хорошую работницу. Её свекровь была злым человеком, поэтому бабушка не хотела её вспоминать.

Дед начал учить Алёшу грамоте, скоро мальчик научился читать. Однажды дед тоже рассказал о своём детстве, о своей злой матери, калашнице. Мальчик видел, как дед ударил бабушку, разбив ей губу.

Глава 6

В дом ворвался Яков и начал со скандалом требовать приданое своей сестры Варвары, угрожая убить деда. Через некоторое время с таким же скандалом приходит Михаил. Соседи злорадно наблюдают эти семейные драки. Алёшу радуют только бабушкины сказки и рассказы.

Глава 7

Алёша понял, что бабушка и дед верили в разного Бога. Бог деда был страшным, мстительным, жестоким. Бабушка молилась горячо, её Бог был добрым и милосердным. Её вера была светлой, полной радости и надежды. Однажды соседский кот принёс пойманного скворца, бабушка отняла у него птицу и вылечила.

Алёшу часто бьют соседские мальчишки, но сильный мальчик даёт им отпор. Из-за этого дед запрещает Алёше без необходимости выходить на улицу. Алёшу возмущает жестокость мальчишек, которые постоянно над кем-нибудь издевались. Однажды мальчик увидел на улице ослепшего Григория, которого водила старуха-поводырь и просила для него подаяния. Через 10 лет, когда бабушки уже не будет в живых, дед тоже сойдёт с ума и будет просить милостыню на улице.

Глава 8

Вскоре семья переехала в новый дом, где было много соседей. Мальчик подружился с соседом по прозвищу Хорошее Дело. Это был добрый человек, который не работал и жил нахлебником. В доме его все боялись, считали колдуном, потому что он экспериментировал с разными жидкостями и химическими веществами. Хорошее Дело был вынужден уехать.

Глава 9

После отъезда Хорошего Дела Алёша подружился с другим соседом — дядей Петром. Он был немного похож на деда, любил рассказывать разные истории.

Через некоторое время в соседнем доме поселился барин с семьёй. Алёша часто видел этих трёх мальчиков, позже познакомился с ними. Это были братья Овсянниковы. Когда они играли в прятки, младший упал в колодец. Алёша помог ребятам спасти брата из колодца, с этого началась их дружба. Но потом Алёшу увидел их отец, полковник, и запретил сыновьям с ним дружить. Тогда мальчики стали общаться только через дырку в заборе.

Через некоторое время дядю Петра убили.

Глава 10

Однажды приехала мать, о которой Алёша редко вспоминал. Она принялась учить сына грамоте и счёту. Дед и мать часто ссорились. Во время одной ссоры дед избил бабушку за то, что она вступилась за дочь. Алёша решил наказать деда и изрезал несколько страниц в его святцах.

По праздникам в гости приходили соседи. Дед принуждал Варвару снова выйти замуж за часовщика, но она не согласилась.

Глава 11

Через некоторое время Варвара стала хозяйкой в доме. К ней стали приходить братья Пётр и Евгений Максимовы. Вскоре Алёша и его двоюродный брат Саша, сын дяди Михаила, были отданы в школу. Дядя Михаил вновь женился, мачеха невзлюбила Сашу, и мальчика взял к себе дед. Мальчикам не нравится в школе, Саша искал способы не пойти в школу. За это их наказали.

Вскоре Алёша заболел оспой. К нему приходила только бабушка. Она кормила его с ложки и рассказывала сказки. Однажды, когда мальчик уже выздоравливал, она не пришла. Алёша выглянул из комнаты и увидел, что бабушка лежит на полу с перерезанным горлом. Оказалось, что это был кошмар, которого Алёша в бреду сильно испугался, после чего у него надолго отнялись ноги.

Бабушка по-прежнему ухаживала за внуком. Однажды она рассказала ему о Максиме, отце Алёши. Максим рано остался сиротой и был отдан в обучение крёстному-столяру, жестокому человеку. Вскоре он убежал от него и стал работать самостоятельно, стал хорошим мастером. Бабушка рассказала, как он познакомился с Варварой, как они поженились и уехали. Максим был честным и добрым человеком, Каширины его не любили. Свадьба состоялась против воли деда: он хотел выдать дочь за дворянина.

Глава 12

Едва Алёша выздоровел, как сразу же узнал, что мать выходит замуж за Евгения Максимова. Отчим и его мать не нравятся Алёше, он их ненавидит. Мать уезжает с новым мужем.

Вскоре дед решил, что больше не будет кормить бабушку, переехал в 2 тёмные комнаты в подвале дома. Затем вернулись мать и отчим, сказали, что их дом сгорел, но дед понял, что отчим проиграл всё в карты. Они сняли дом, забрали к себе Алёшу, отдали его в школу, где ему не нравилось. Варвара забеременела. Отчим был мошенником и скупал продуктовые карточки, которыми платили рабочим на заводе.

Алёшу не любили в школе. Вскоре Варвара родила ребёнка, который прожил недолго и умер. После этого отчим завёл любовницу.

Глава 13

Через некоторое время Алёша снова переехал к деду. Теперь дед и бабушка вели хозяйство раздельно. Бабушка зарабатывала на жизнь вышиванием и плетением кружев. Алёша собирал выброшенные вещи. Искал и подворовывал уголь. За это в школе над ним стали ещё сильнее издеваться.


Место и время действия

События повести происходят в 1871–1879 гг. в Нижнем Новгороде.

Главные герои

Другие герои

Евгений Максимов – отчим Алексея, второй муж Варвары.

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых крутых -

Краткое содержание

Глава 1

Главный герой, мальчик Алексей, жил с матерью и отцом в Астрахани. Повесть начинается с воспоминаний мальчика, как от холеры умирает его отец Максим. От горя у матери Алексея, Варвары, в день смерти мужа начались преждевременные роды. Мальчик все помнил очень смутно, обрывками, так как на тот момент сильно болел.

После похорон бабушка мальчика Акулина Ивановна Каширина забрала дочь с двумя внуками в Нижний Новгород. Семья ехала на пароходе, маленький брат главного героя Максим умер по дороге и во время остановки в Саратове женщины вынесли и похоронили мертвого малыша. Чтобы отвлечь Алексея от всего, что происходило, бабушка рассказывала мальчику в дороге сказки, которых знала очень много.

Глава 2

Вся большая семья жила в огромном доме, но все постоянно ссорились и враждовали между собой. Алексея очень пугала постоянная вражда в семье, ведь он привык жить в дружелюбной атмосфере. В нижней части дома находилась красильная мастерская – причина распри между дядьями и дедом (старик не хотел отдавать им часть мастерской – наследство Варвары, которое женщина не получила, так как вышла замуж без благословения деда).

По семейному обычаю каждую субботу дед наказывал всех провинившихся внуков – сек их розгами. Не избежал этой участи и Алеша: один из двоюродных братьев подговорил его покрасить парадную скатерть. Дед очень рассердился, узнав об этой шалости. Во время наказания не привыкший к побоям мальчик укусил деда, за что старик, сильно разозлившись, очень сильно высек его.

Особое впечатление на Алексея произвел Иван-Цыганок, который также заходил к нему поговорить. Цыганок рассказал мальчику, что во время наказания вступился за него, подставив руку под розги, чтобы они сломались.

Глава 3

Когда Алексей выздоровел, он стал больше общаться с Цыганком и они подружились. Цыганка подкинули как-то зимой к дому бабушки и деда, и женщина, настояв на том, что его нужно оставить, воспитала почти как собственного сына. Бабушка все время была уверена, что Цыганок умрет не своей смертью.

Вскоре Цыганок погиб (как говорил мастер Григорий, его уморили дядья Алексея). Это произошло случайно: в один из дней Яков решил отнести на могилу своей жены, которую сам же и убил, тяжелый дубовый крест (мужчина дал после смерти жены обет, что в день годовщины отнесет этот крест на собственных плечах на ее могилу). Иван-Цыганок и Михаил помогали Якову. Неся комель, Цыганок в какой-то момент споткнулся и братья, опасаясь, что их покалечит, опустили крест. Тяжелая древесина придавила Ивана, от чего он вскоре умер.

Глава 4

Атмосфера в доме становилась все хуже, единственной отдушиной для героя было общение с бабушкой. Алексею очень нравилось наблюдать за тем, как молилась бабушка. Помолившись, она рассказывала мальчику истории об ангелах, чертях, рае и боге.

В один из вечеров загорелась мастерская Кашириных. Пока дед не мог взять себя в руки, бабушка организовала людей и сама побежала в горящую мастерскую, чтобы вынести бутылку с купоросом, который мог взорваться и разнести весь дом.

Глава 5

Через некоторое время дед начал учить Алексея грамоте по церковным книгам. Мальчик оказался способным учеником. Гулять на улицу Алексея отпускали очень редко, так как местные мальчишки постоянно били его.

Глава 6

Как-то вечером прибежал взволнованный Яков, сообщив, что к деду идет разъяренный сын Михаил, чтобы убить его и забрать приданое Варвары. Дед прогнал сына, но Михаил не успокоился и начал приходить к ним регулярно, скандаля на всю улицу. Однажды дед подошел к окну с зажженной свечой, Михаил бросил в него камень, но не попал, только разбив стекло. В другой раз дядя, пытаясь выбить входную дверь толстым колом, разбил маленькое окошко рядом с дверью. А когда бабушка высунула руку, чтобы прогнать его, ударил и по ней, сломав кость. Рассердившись, дед открыл дверь, ударил Михаила лопатой, облил холодной водой и, связав, уложил в бане. К бабушке позвали костоправку – сгорбленную, с острым носом, опирающуюся на клюку старуху. Алексей принял ее за саму смерть и пытался прогнать.

Глава 7

Когда мастер Григорий ослеп, дед выгнал его на улицу, и мужчине пришлось ходить просить милостыню. Бабушка всегда старалась подать ему. Женщина была уверена, что за это бог обязательно накажет деда.

Глава 8

Глава 9

Глава 10

Глава 11

После Святок Алексей заболел оспой. Бабушка начала пить, спрятав у мальчика под кроватью чайник со спиртным. Все время, пока Алексей болел, она ухаживала за ним, рассказывая об отце Алексея. Максим был сыном солдата, по профессии был краснодеревщиком. С Варварой они поженились против воли деда, поэтому тот не сразу принял зятя. Бабушке же сразу понравился Максим, так как у него был такой же, как у нее, веселый и легкий характер. После ссоры с братьями Варвары (они пьяными пытались утопить зятя) Максим с семьей уехал в Астрахань.

Глава 12

Варвара вышла замуж за Евгения Максимова. Алексею отчим сразу не понравился. Мать с новым мужем вскоре уехали. Алексей сделал себе убежище в яме в саду, и там провел почти все лето. Дед продал дом и сказал бабушке, чтобы шла кормиться сама. Старик снял для себя две темные комнаты в подвале, бабушка некоторое время жила у одного из сыновей.

Вскоре приехали Евгений и снова беременная Варвара. Они говорили всем, что их жилье сгорело, но было понятно, что отчим все проиграл. Молодые сняли в Сормове очень скромное жилье, и Бабушка с Алешей переехали к ним. Евгений зарабатывал на жизнь тем, что за бесценок скупал у рабочих кредитные записки на продукты, которые им давали вместо денег.

Алексея отправили в школу, но он плохо ладил с учителями: дети осмеивали его бедную одежду, учителям не нравилось его поведение.

Отчим завел любовницу и начал избивать жену, за что Алексей его как-то чуть не зарезал. У матери Варвары родился больной мальчик Саша, который умер вскоре после рождения второго ребенка, Николая.

Глава 13

Алексей с бабушкой снова стал жить у деда. Под старость мужчина стал совсем скуп, поэтому разделил хозяйство пополам, внимательно следя, чтобы они не ели его еду. Бабушка зарабатывала на жизнь плетением кружев и вышивкой, Алеша собирал ветошь и сдавал ее, воровал с другими мальчиками дрова.

Алексей успешно перешел в третий класс, его даже наградили похвальной грамотой и комплектом книг. Вскоре к ним приехала очень больная мать с маленьким, больным золотухой Николаем, так как Евгений потерял работу. Женщина была очень больна, с каждым днем ей становилось все хуже. В августе, когда отчим вновь нашел работу и только снял жилье, Варвара умерла, так и не попрощавшись с мужем.

И мальчик пошел в люди.

И что в итоге?

Мать Алексея — после продолжительной болезни умирает в доме Кашириных.

Иван-Цыганок — помогая дядьям нести крест на кладбище, спотыкается и, придавленный тяжёлым крестом, умирает.

Дед и бабушка Алексея — живут в одном доме, но полностью делят между собой хозяйство; бабушка старается заработать плетением кружев; Каширины беднеют.

Заключение

Тест по повести

После прочтения краткого содержания повести обязательно проверьте свои знания:

Читайте также: