Безопасная образовательная среда в доу эссе

Обновлено: 08.07.2024

пирамида потребностей человека по Абрахаму Маслоу. Источником активности живых существ являются потребности . Чем больше полезных потребностей у живого организма, тем он активней, тем выше конкурентоспособность в борьбе за существование. Из всех живых организмов, обитающих на Земле , больше всего потребностей у человека. Потребности (нужда, недостаток чего либо) есть то, что является необходимым, чтобы сохранить стабильность материальной системы.

Выделяют 5 основных потребностей человека (по теории А. Маслоу):

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах

1. В основании — физиологические потребности (пища, вода, тепло, кров, секс, сон, здоровье, чистота). Если по каким-либо причинам невозможно удовлетворить их, человек не может больше ни о чем думать, не может переходить к удовлетворению других, более высших в иерархии потребностей. Наверное, все сталкивались с ощущением сильного голода, которое мешает делать или даже думать о чем-либо другом.

2. Потребность в безопасности и защите (в том числе стабильность). Очень трудно реализовывать любые свои планы, мечты, работать, развиваться, не чувствуя себя в безопасности. Если эта потребность не удовлетворена, человек организовывает всю свою деятельность (иногда на какое-то время пренебрегая даже физиологическими потребностями) на то, чтобы сделать свою жизнь более безопасной.

3. Потребность в принадлежности к социальной группе, причастности и подд ержке. В данном случае речь идет о партнере, семье, друзьях, интимности и привязанности. Мы создаем для этого системы, сообщества, без которых не можем выжить. Мы добиваемся любви, уважения, дружбы, стремимся быть членами группы, коллектива.Когда эти потребности не удовлетворены, мы остро переживаем отсутствие друзей, семьи, партнера, детей.

4. Потребность в уважении и признании (самоуважении, самооценке, уверенности, престиже, славе, признании достоинств). Нам важно занимать какое-то значимое социальное положение. Нам хочется, чтобы признавали наши достоинства, наша компетентность была оценена по достоинству, замечено наше мастерство. Сюда можно отнести желание иметь хорошую репутацию, статус, известность и славу, превосходство и т.д.

5. Потребность в самовыражении (реализации своих способностей и талантов).

Высшее желание человека – реализация творческого потенциала личности, своих талантов и способностей. Мотивация человека направлена на достижение всего, чего они способны достичь. На протяжении всей жизни он стремится использовать большинство талантов и способностей. Потребность в самореализации может быть сильнее всех других мотиваций.

Таким образом, в иерархии потребностей человека его потребность в безопасности является основной, без удовлетворения которой невозможна самореализация личности. Следовательно, эффективность работы любого образовательного учреждения требуется измерять не только качеством образования и воспитания, но и, в первую очередь, безопасностью обучающихся, защищенностью педагогов и других сотрудников, всемерной заботой об их здоровье.

2. Психологическая безопасность образовательной среды

ФГОС ДО (п.2.3, 2.4) определяет, что образовательная программа дошкольного образования формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребенка дошкольного возраста . Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Образовательная среда – психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности.

Основное требование к образовательной среде – создание необходимых условий для психологической безопасности каждого субъекта педагогического процесса, то есть, способствование его психологическому благополучию и личностному развитию.

Психологическая безопасность является такой характеристикой образовательной среды, которая придает ей развивающий характер и способствует сохранению психического и социального здоровья ее участников, исключая психологическое насилие; когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.

Само содержание понятия безопасность означает отсутствие опасностей или возможность надежной защиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности.

3. Источники угроз психологической безопасности личности

Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно. Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы:

внешние и внутренние.

К внешним источникам угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:

1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в деятельности, так и в принятии решений.

2. Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми.

3. Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым

является для ребенка дошкольное учреждение.

4. Враждебность окружающей ребенка среды, ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.

5. Интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.

6. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых. Преобладание голоса взрослого над голосами детей.

7. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

8. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.

9. Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе

10. Нерациональность и скудость питания, его однообра зие и плохая организация.

11. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоци альная семейная микросреда и т. д.

Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть:

1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.

2. Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательно го чувства, как зависть.

3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.

4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.

5. Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. п.

Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.

Признаки стрессового состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:

- в трудностях засыпания и беспокойном сне;

- в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

- в беспричинной обидчивости, плаксивости или, на оборот, повышенной агрессивности;

- в рассеянности, невнимательности;

- в беспокойстве и непоседливости;

- в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;

- в проявлении упрямства;

- в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

- в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);

- в игре с половыми органами;

- в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

- в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

- в повышенной тревожности;

- в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психо-эмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее. Следует отметить и то, что не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы какие-то из них.

Наличие вышеуказанных симптомов нередко свидетельствует о возникновении психосоматических расстройств, которые могут отрицательно сказаться на самочувствии, поведении ребенка. Игнорирование их обычно приводит к стойким нарушениям не только в здоровье, но и в личностном развитии. Бывает, что такие дети впоследствии становятся лживыми, неуверенными в себе, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабельными. У них как способ защитного поведения очень рано появляется социальная маска.

Надежными показателями того, что средства психологи ческой безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение ребенка, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности.

4. Мероприятия по обеспечению психологической безопасности

личности ребенка в детском саду:

Мероприятия по обеспечению психологической безопасности личности ребенка в детском саду:

1. Комфортная для психологического состояния детей организация режимных моментов

2. Система профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания: водные процедуры, массаж, специальные оздоровительные игры, вызывающие положительные эмоции.

3. Арома- и фитотерапия – путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжения.

4. Работа с природным материалом: глиной, песком, водой. Обычно это отвлекает детей от неприятных эмоций.

5. Музыкальная терапия – регулярно проводимые музыкальные паузы, игра на музыкальных инструментах.

6. Контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок.

7. Предоставление ребенку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности и свободы.

8. Контроль самочувствия и настроения ребенка, своевременная их коррекция.

9. Создание предметно-развивающей среды всего учреждения, расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми.

Коллектив педагогов образовательного учреждения, реализуя в своей деятельности перечисленные выше компоненты здоровьесберегающей среды, снижает до минимума негативное влияние факторов среды и обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка. Повышение уровня психологической безопасности в образовательном учреждении способствует личностному развитию и гармонизации психического здоровья обучающегося. Такая среда выступает как эффективное взаимодействие между личностями, а это будет способствовать эмоциональному благополучию обучающихся и педагогов, личностному росту воспитанников и их психическому здоровью, способствовать профессиональному росту и долголетию педагогов, гармонизации отношений между педагогами и обучающимися.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Изобильненского городского округа Ставропольского края

Воспитатель логопедической группы

Голошубова Людмила Викторовна

Лучшие умы человечества всегда рассматривали труд воспитателя как самый благородный, ответственный, определяющий будущее людей и общества.

Формирование новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию дошкольников, поэтому были введены новые образовательные стандарты.

Система работы по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО.

Цель : сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО.

1) создание условий, способствующих эффективному подбору и реализации компонентов психологической безопасности для сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников в условиях ДОУ;

2) создание условий для естественного всестороннего развития детей, их творческого потенциала и индивидуальных способностей.

Мне очень важно, с каким настроением ребята уйдут из детского сада, что расскажут родителям. К основным структурным компонентам психологической безопасности образовательной среды относятся следующие:

отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников;

удовлетворение потребностей детей и воспитателей в личностно-доверительном общении;

создание психологически комфортной атмосферы в коллективе, обусловливающей причастность каждого субъекта к конструированию и поддержанию психологической комфортности образовательной среды;

реализация условий, способствующих сохранению и укреплению психического здоровья индивидов;

профилактика угроз, препятствующих продуктивному устойчивому развитию личности;

обеспечение развивающего характера образовательного процесса, способствующего нормальному функционированию всех его субъектов, ориентированного на формирование у них умений выстраивать психологически безопасные отношения и минимизировать возникающие.

В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому так важна среда, в которой проходит воспитательный процесс. С одной стороны, воспитатель обогащает представления детей об окружающих его людях (в детском саду, семье), помогает понять их действия, чувства, проявлять по отношению к ним эмоциональную отзывчивость, формирует у ребёнка умения разбираться в собственных чувствах и переживаниях. С другой стороны, педагог-психолог ДОУ осуществляет работу по прогнозированию и предупреждению рисков, по своевременной профилактике, способствует созданию психологически комфортной среды, в которой находится ребенок, и в первую очередь - это создание таких условий в первом его социальном коллективе, в группе детского сада. Ребёнок обретает собственный опыт, необходимый для его успешного вхождения в социум.

Система организации межличностных отношений в ДОУ:

влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, его имидж, профессионализм);

создание психологически комфортной атмосферы в коллективе, обусловливающей причастность каждого субъекта к конструированию и поддержанию психологической комфортности образовательной среды.

Следовательно, для того чтобы вырастить новое поколение детей, педагог должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении, он сам должен быть примером для подражания, находиться в постоянном поиске, самообразовании, самосовершенствоваться. Каждый педагог должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам.

Ведь эффективность образования, а, следовательно, и психического развития, зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития детей; насколько воспитатель в работе с детьми разного возраста акцентируют внимание на формирование у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в которую они включаются. При этом они должны не только опираться на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задавать перспективу их дальнейшего развития.

Дошкольные образовательные учреждения – это социальные институты, широко представленные в обществе, которым особо важно создавать и постоянно совершенствовать свою систему психологической безопасности. Дети как субъекты среды нуждаются в защите, поскольку они не готовы обеспечить ее самостоятельно в силу своих возрастных особенностей. Сензитивность дошкольников создает дополнительные условия для психологической уязвимости, восприимчивости к насилию, агрессии, страхам и тревожности, а также прочим угрозам.

Сущностный аспект полноценной и плодотворной образовательной работы есть, по моему убеждению, комфортный психологический климат образовательного учреждения, комфортный для всех сторон образовательного процесса — детей, воспитателей, родителей (важная и незаменимая сторона и участник образовательного и воспитательного процесса). Безусловно, эта комфортность важна в первую очередь для ребёнка с его изначально уязвимой психикой. Поэтому, в образовательном пространстве очень важно взаимопонимание воспитателя и ребенка, их ментальное и, по возможности, духовно-душевное взаимопроникновение. Там, где ребёнку удобно и интересно, там его личность и разум и будут развиваться наиболее продуктивно. Ведь развивающее воспитание, в сущности, это личностно-ориентированное воспитание, это развитие всех его духовных способностей, как нравственных, так и когнитивных.

Система организации режима жизнедеятельности воспитанников:

создание предметно-развивающей среды , отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворения потребности в общении, движении, развитии и т. д.;

организация безопасности и комфортности образовательного процесса (поддержание баланса между специально организованной и самостоятельной совместной деятельностью детей; проведение занятий в форме игры и диалога; совместное решение познавательных и практических задач; вовлечение воспитанников в значимые и интересные для них виды деятельности).

реализация условий, способствующих сохранению и укреплению психического здоровья индивидов;

профилактика угроз и насилия, препятствующих продуктивному устойчивому развитию личности.

В группах ДОО регулярно проводится работа по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды:

Психологизация образовательной среды в целях сохранения эмоционального благополучия ее участников; создание в ДОУ безопасных условий; защита от всех форм дискриминации.

Повышение профессионального уровня педагогов и создание необходимых условий для их личностного роста: индивидуальных и групповых консультаций, семинаров-практикумов, направленных на оптимизацию режима жизнедеятельности воспитанников.

Организация коррекционно-развивающих занятий с детьми, направленных на создание условий для их естественного психологического развития, развитие эмоциональной сферы, коррекцию имеющихся эмоциональных нарушений, включающую психотехнические методы предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психогимнастику, аутогенную тренировку, снятие психомышечного напряжения, релаксацию и пр.). Педагог-психолог использует различные программы коррекции и развития в работе с детьми.

Организация предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых.

Пространство в группах, имеющее гибкое зонирование, стимулирует самостоятельность детей, обусловливает возможность свободного выбора. Различные уголки, зоны психологической разгрузки в группах детского сада – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние.

Необходимо подчеркнуть, что, поскольку образовательная среда является началом, объединяющим всех участников учебно-воспитательного процесса, то неправомерно ограничиваться рассмотрением развития личности воспитанников, необходимо исследовать и личность педагога. Ведь фактически педагог создает условия для ученика в образовательной среде ДОУ и поэтому является ее главным действующим лицом. Поскольку педагог является ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса, а личность воспитателя является фактором, в значительной степени влияющей на развитие личности дошкольников, очевидно, физическое и психологическое благополучие педагога — необходимое условие здоровья детей.


Что такое психологически безопасная образовательная среда, что к ней относится?

‒ целостность личности, ее адаптивность;

‒ сохранность психики человека; среда, создающая защищенность для личности, свободная от проявлений психологического насилия, способствующая удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, обеспечивающая психическое здоровье включенных в нее участников;

‒ нормальное функционирование и устойчивое развитие человека во взаимодействии со средой (умение создавать психологически безопасные отношения и умение защититься от угроз). [3]

Таким образом, психологически безопасная среда дошкольного образовательного учреждения — это важнейшая составляющая полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.

‒ формирование общей культуры;

‒ развитие нравственных, эстетических и личностных качеств;

‒ разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

‒ организация деятельности на основе индивидуального подхода;

‒ применение специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности;

‒ сохранение и укрепление здоровья.

‒ соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

‒ уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

‒ развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

‒ применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

‒ учитывать особенности психофизического развития обучающихся.

Еще один документ, который регулирует дошкольное образование — ФГОС ДО, также ставит перед педагогами одну из задач — охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Поэтому важно в образовательном учреждении организовать такую образовательную среду, которая будет способствовать созданию благоприятных условий для воспитания, обучения, позитивного развития личности обучающихся и развитию профессионального потенциала педагогов.

Важной составляющей этого является развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.

Психологическая компетентность — это психологический инструмент специалиста, который обеспечивает эффективное выполнение его профессиональной деятельности. Высокий уровень психологической компетентности позволяет воспитателю правильно использовать личностные ресурсы, анализировать результаты своей деятельности, актуализировать скрытые возможности детей, оптимизировать профессиональную активность, прогнозировать развитие личности, эффективно моделировать педагогическую ситуацию.

Для успешной, эффективной работы в дошкольном учреждении должен быть положительный психологический климат — эмоциональный настрой. Он является устойчивым образованием и определяется настроениями людей, их отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям, душевными переживаниями и волнениями. Такой климат должен быть сформирован и в коллективе, и в группах дошкольного учреждения.

Признаки благоприятного климата в группе:

‒ в течение всего дня хорошее настроение детей;

‒ свободное отправление детьми всех естественных потребностей;

‒ доброжелательность по отношению к взрослым и сверстникам;

‒ умение детей занять себя делом;

‒ со стороны взрослых отсутствие давления;

‒ знание детей о том, как будет проходить их день и что каждый из них может сделать интересного;

‒ высокая степень эмоциональной включенности, сопереживания в ситуациях, взаимопомощи;

‒ желание участвовать в деятельности коллектива;

‒ удовлетворенность детей тем, что они принадлежат к группе сверстников (5).

Для того, что ребенок успешно развивался ему необходимо создавать благоприятный климат и психологически безопасную образовательную среду. Они играют важное значение и для полноценного развития дошкольника, сохранения и поддержки психического здоровья, а также для предупреждения психологических травм маленького человека. Ранний возраст характеризуется быстрыми темпами развития, а это, в свою очередь, сопряжено с повышенной чувствительностью ко всем воздействиям окружающей среды. Чем комфортнее, спокойнее и безопаснее будет чувствовать себя ребенок, тем легче пройдет адаптация при поступлении в дошкольное учреждение. Если потребности маленького человека поняты неправильно или нецелесообразно удовлетворены взрослыми, то атмосфера, в которой растёт ребенок, становится психологически небезопасной для его развития. В раннем возрасте от того, какую позицию примет взрослый, зависит, насколько малыш в своём развитии будет благополучен.

Период адаптации — важный момент у ребенка для формирования чувства доверия и защищенности в новой среде. Отказ от равнодушия и жестокости на данном этапе подразумевает полное принятие ребенка с его индивидуальными особенностями и потребностями.

Также важную роль в создании психологически безопасной образовательной среды играет эмоционально-личностное развитие маленького человека. Взрослые должны понять внутренний мир малыша, его психическое состояние, его возможные перспективы. И конечно же, дать ребенку такую подготовку к школе, что он не будет испытывать дискомфортного состояния в новых для него условиях, не будет бояться перемен в своей жизни, будет уверен в своих силах и возможностях, сумеет контролировать себя и свое поведение в изменяющихся ситуациях, у него будет сформирована высокая мотивация и развиты коммуникативные навыки.

Поэтому важно обеспечить специально организованное воздействие на дошкольников, создать соответствующие условия и психологическое просвещение педагогов и родителей.

Психологическая безопасность в образовательной среде позволяет создать эти условия для благоприятного эмоционального взаимодействия, открытых доверительных отношений, личностного развития и укрепления психологического здоровья участников образовательного процесса. [2]

Педагоги в дошкольном учреждении способствуют формированию успешных, счастливых и здоровых детей.

Роль педагога в создании психологически безопасной образовательной среды ДОУ:

‒ знают общие закономерности развития детей;

‒ организуют гибкий и эффективный режим дня, где чередуются различные виды деятельности;

‒ создают предметно-развивающую среду, которая способствует всестороннему развитию детей;

‒ организуют образовательный процесс, создавая условия для приобретения новых знаний и умений;

‒ умеют планировать и корректировать образовательные задачи с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;

‒ владеют методами и средствами психолого-педагогического просвещения детей, родителей.

Одним из условий психологического комфорта и эмоционального благополучия является то, что педагоги всегда встречают детей с улыбкой на лице, располагая к себе и настраивая их на положительный и доброжелательный контакт, учитывают интересы каждого ребенка, а также создают в группе уголки психологической разгрузки, которые помогают снять эмоциональное напряжение и восполнить энергию детей.

Самым важным фактором психологической безопасности ребенка является отношение педагогов и родителей к нему. Взрослые должны понимать, что маленький человек полностью зависит от них. Не только педагоги, но и родители должны быть компетентны в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Педагоги помогают родителям, дают им советы как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:

‒ доверие к ребенку, уважительное отношение к нему;

‒ в случае неудачи необходимо вселить в ребенка чувство уверенности в том, что все должно получиться;

‒ ребенок должен быть уверен в чувствах родителей, в том, что его любят и понимают;

‒ ребенок должен видеть, что он нужен своим родителям; ему должно быть комфортно с окружающими его людьми;

‒ детей нельзя обманывать, т. к. дети очень чувствительны к фальши;

‒ меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;

‒ чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.);

‒ похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;

‒ помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.

Взрослые должны понимать, что если ребенок растет в безопасности, он:

‒ чувствует поддержку и потребность в общении;

‒ становится успешным и уверенным в своих силах;

‒ проявляет активность в познавательной деятельности;

‒ открыт для общения и доверяет окружающим;

‒ стремится к достижениям;

‒ понимает, что он не одинок.

Взрослые должны быть внимательны, осторожны и терпеливы в общении с детьми.

На этапе завершения дошкольного образования, ребенок должен создавать психологически безопасную среду для себя и других участников образовательно — воспитательного процесса:

‒ ребенок способен договариваться, учитывает интересы и чувства других, развивает толерантность;

‒ способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

‒ старается разрешать конфликты;

‒ умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

‒ умеет выражать свои эмоции, чувства, мысли и желания;

‒ может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;

‒ умеет строить партнерские взаимоотношения со сверстниками;

‒ пытается дать оценку поступкам других людей.

Психологически безопасная образовательная среда образовательного учреждения — это такая среда, в которой большинство родителей и воспитанников положительно относятся к ней, удовлетворены характеристиками среды дошкольного образовательного учреждения, находятся с ней в постоянном взаимодействии и между ними существуют отношения взаимозависимости и взаимовлияния. Она удовлетворяет основные потребности в личностно-доверительном общении, обеспечивает психологическую защищенность включенных в нее субъектов, создается через психологические технологии, построенные на диалогических основаниях, обучении сотрудничеству и отказу от психологического насилия во взаимодействии.

Психологическая безопасность образовательной среды — это взаимоотношения в этой среде, желание быть в ней и испытывать чувство защищённости.

Перед дошкольными учреждениями стоит задача — повысить уровень психологического здоровья ребёнка дошкольного возраста и создать предпосылки для его благополучного развития в период старшего дошкольного и школьного детства. Безопасность является психологическим ресурсом образовательной среды, что, в свою очередь, обеспечивает ресурс безопасности в обществе.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, безопасная образовательная среда, дошкольное учреждение, образовательная среда, маленький человек, образовательный процесс, психологическая безопасность, безопасная среда, благоприятный климат, дошкольное образование.

Похожие статьи

Работа психолога по созданию психологически безопасной.

Образовательная среда, безопасная образовательная среда, образовательный процесс, область безопасности жизнедеятельности, образовательное учреждение, Психологическая безопасность. Психолого-педагогические условия создания безопасной.

Проектирование психологически безопасной образовательной.

ребенок, образовательная среда, детский сад, психологическая безопасность, физическое здоровье, дошкольный возраст, дошкольное образование, дошкольное воспитание, воспитание дошкольника, воспитание детей.

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признаётся во всём мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности в детских садах, потребовала обучения сотрудников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Обеспечение психологической безопасности.

образовательная среда, безопасная образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, образовательное учреждение, творческая самореализация подростков. Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ.

Средовый подход в образовании: безопасная образовательная.

образовательная среда, безопасная образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, образовательное учреждение, творческая самореализация подростков.

Психолого-педагогические условия создания безопасной.

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды впроцессе творческой самореализации подростков. Беганцова Ирина Серафимовна, кандидат психологических наук, доцент; Козлов Роман Сергеевич, студент.

Предметно-пространственная среда средней группы.

Как компонент образовательной среды дошкольного образовательного учреждения предметно-пространственная среда включает все, что доступно его непосредственному восприятию и использованию в практической деятельности.

Образовательная среда как условие эффективности физического.

Кошель Н. Г., Маркова Г. В., Иванова С. В., Жилина Е. А. Образовательная среда как

Руссо был одним из первых, кто стал рассматривать образовательную среду как условие.

Изучение психологической безопасности образовательной.

образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, психологическое здоровье, школа, психическое здоровье, образовательный процесс, референтная значимость

Психологически безопасная образовательная среда — условие.

Похожие статьи

Работа психолога по созданию психологически безопасной.

Образовательная среда, безопасная образовательная среда, образовательный процесс, область безопасности жизнедеятельности, образовательное учреждение, Психологическая безопасность. Психолого-педагогические условия создания безопасной.

Проектирование психологически безопасной образовательной.

ребенок, образовательная среда, детский сад, психологическая безопасность, физическое здоровье, дошкольный возраст, дошкольное образование, дошкольное воспитание, воспитание дошкольника, воспитание детей.

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признаётся во всём мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности в детских садах, потребовала обучения сотрудников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Обеспечение психологической безопасности.

образовательная среда, безопасная образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, образовательное учреждение, творческая самореализация подростков. Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ.

Средовый подход в образовании: безопасная образовательная.

образовательная среда, безопасная образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, образовательное учреждение, творческая самореализация подростков.

Психолого-педагогические условия создания безопасной.

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды впроцессе творческой самореализации подростков. Беганцова Ирина Серафимовна, кандидат психологических наук, доцент; Козлов Роман Сергеевич, студент.

Предметно-пространственная среда средней группы.

Как компонент образовательной среды дошкольного образовательного учреждения предметно-пространственная среда включает все, что доступно его непосредственному восприятию и использованию в практической деятельности.

Образовательная среда как условие эффективности физического.

Кошель Н. Г., Маркова Г. В., Иванова С. В., Жилина Е. А. Образовательная среда как

Руссо был одним из первых, кто стал рассматривать образовательную среду как условие.

Изучение психологической безопасности образовательной.

образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, психологическое здоровье, школа, психическое здоровье, образовательный процесс, референтная значимость

Психологически безопасная образовательная среда — условие.

Основным риском во взаимодействии в образовательной среды является получение психической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью. Основной источник психотравмы – это психологическое насилие в процессе взаимодействия.

Существует несколько форм психологического насилия, это:

1. Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, основных нужд и потребностей ребёнка);

2. Психологические эффекты (беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания);

3. Психологические взаимодействия (непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность).

Условия организации безопасной образовательной среды в детском саду следующие:

1 отсутствие проявлений психического насилия во взаимодействии детей образовательного процесса;

2 предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития;

3 эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;

повышение уровня психолого-педагогической компетентности воспитателей, педагогов-психологов, помощников воспитателя, родителей;

Таким образом, психологически безопасная среда в дошкольном образовании это важнейшая составляющая полноценного развития ребёнка сохранение и укрепление его психологического здоровья .

По оказанию первой помощи пострадавшим в детском саду (сотрудникам или воспитанникам) должны знать все сотрудники детского сада и руководствоваться ею для сохранения здоровья и спасения жизни человека.

Для правильной постановки работы по оказанию первой помощи необходимо соблюдение следующих условий: каждый сотрудник детского сада должен быть обучен оказанию первой помощи. кабинетах и помещениях должна всегда находиться медицинская аптечка, укомплектованная всем необходимым для оказания первой доврачебной помощи (согласно руководству по комплектации); помощь, оказанная не специалистом, должна быть только помощью, проведенной до врача, а не вместо врача, и должна включать следующее: временную остановку кровотечения, перевязку раны (ожога), при тяжелых травмах, оживляющие мероприятия (искусственное дыхание, закрытый массаж сердца), выдачу обезболивающих и других средств при общеизвестных заболеваниях, перенос и перевозку пострадавших.. Признаки жизни: сердцебиение; оказывающий помощь определяет рукой или прикладывая ухо (на слух), пульс определяется на внутренней части предплечья, на шее; наличие дыхания устанавливается по движениям грудной клетки, по увлажнению зеркала, приложенного к носу пострадавшего, или же по движению ваты, поднесенной к носовым отверстиям; реакция зрачка на свет. Таким образом я пришла к выводу что образовательная среда является фундаментом любого общества, именно в ней в большей части происходит воспитание подрастающего ребёнка, поэтому важно, чтобы дети чувствовали себя защищенными. Необходимо научить детей и родителей разрешать конфликтные ситуации в образовательной среде мирным путем, без использования насильственных средств (оскорблений, применения физической силы). Должны уметь выслушать друг друга, иметь возможность выразить свою точку зрения и предложить варианты решения проблемы. Воспитание терпимости и толерантности друг к другу дает возможность узнать различные точки зрения на решение той или иной трудной ситуации. Именно такая психологически комфортная и безопасная среда, на мой взгляд, будет наиболее способствовать формированию культуры здоровья наших воспитанников.

Читайте также: