Беседы в школьном лагере

Обновлено: 21.07.2024






Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составила: педагог –психолог

Лагерь- это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыть свой творческий потенциал, получить новые знания. Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время

Программа психологического сопровождения детей в летнем оздоровительном лагере

Методические рекомендации по проведению сказкотерапии.

Приложение №1 Приложение к программе

Приложение №2. Практикум по сказкотерапии.

Приложение №4. Тренинг лидерских способностей (для детей среднего и старшего школьного возраста).

Приложение №5. Диагностический материал.

психологического сопровождения детей

в летнем лагере

В работе с каждым возрастом формируются более конкретные задачи, учитывающие особенности детей данного возраста.

Возраст детей: 7 – 9 лет

приобретение детьми навыков социального взаимодействия с группой сверстников;

развитие у детей навыков самоконтроля и саморегуляции;

усвоение детьми моральных норм, ценностей, правил поведения;

формирование “эмоциональной грамотности”;

содействие ребенку в поиске ресурсов в типичных трудных ситуациях.

Возраст детей: 10 лет

развитие у детей навыков сотрудничества со сверстниками;

формирование умения правильно относиться к успехам и неудачам;

формирование уверенности в себе.

Возраст детей: 11 – 12 лет

формирование интереса к другому человеку как к личности;

развитие у детей интереса к себе;

формирование у детей навыков самоанализа;

развитие и укрепление чувства взрослости;

развитие навыков личностного общения в группе сверстников.

Возраст детей: 13 – 14 лет

формирование у детей умения ставить перед собой цели и достигать их;

овладение способами регуляции поведения, эмоций;

формирование умения строить равноправные отношения со сверстниками;

формирование умения понимать причины собственного и чужого поведения;

развитие гибкости как способности человека применять большое количество разнообразных способов поведения;

развитие у ребенка позитивного отношения к себе.

Этапы сопровождения:

Подготовительный этап.

Цель: - обучение педагогического персонала;

разработка программы психологической поддержки всех членов коллектива лагеря.

Содержание работы:

изучение литературы по данной проблеме;

подготовка материалов к работе: стимульного, диагностического и др.;

просвещение педагогов по темам:

П. Этап социально-психологической адаптации.

Цели: создание тренинговых групп с целью:

создания благоприятного климата;

определения лидеров, а также детей, нуждающихся в психологической поддержке;

развития самосознания детей.

Содержание работы:

подготовка коррекционных (групповых и индивидуальных) и развивающих минипрограмм.

Ш. Коррекционно-профилактический этап.

контроль и коррекция психологического климата в отрядах;

коррекция отрицательных психических состояний, вызванных длительным нахождением вне дома;

индивидуальная психокоррекционная работа с детьми, имеющими различные отклонения;

развитие лидерских, коммуникативных способностей;

снятие эмоционального напряжения детей, педагогов.


Содержание работы:

Младший школьный возраст

Средний школьный возраст

Старший школьный возраст

см. Приложение № 3

см. Приложение к программе

см. Приложение к программе

см. Приложение к программе

тренинг лидерских способностей

см. Приложение к программе

Индивидуальная работа

Цель: психологическая помощь детям с низким уровнем адаптации.

Индивидуальная работа проводится по результатам диагностики и наблюдений, заявкам педагогов, в случае необходимости оказание экстренной психологической помощи:

общение со сверстниками;

решение конфликтных ситуаций;

как найти друга;

как снять накопившееся напряжение;

взаимоотношения между мальчиками и девочками;

страхи и другие вопросы.

Час психологической разгрузки

Программа снятия психоэмоционального напряжения у педагогов.

Работа с родителями

Консультации (по запросам)

Диагностический материал к программе психолого-педагогическое сопровождение детей в летнем лагере

Методики диагностики психических состояний и дезадаптации

Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН).

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона.

Опросник агрессивности Басс-Дарки.

Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Роге.

Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда.

Диагностика мотивационной сферы

Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей.

Анкеты для определения творческих наклонностей.

Диагностика межличностных отношений

Методика выявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1, КОС-2).

Способны ли вы быть лидером.

Доверяете ли вы людям.

Методические рекомендации по проведению сказкотерапии

Общие закономерности работы со сказками.

Принципы работы со сказками:

Осознанность – осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

Задача психолога - показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже, несмотря на то, что, на первый взгляд, это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.

Этого можно достигнуть задавая вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было ему нужно?

Множественность – понимание того, что одно и то же событие, ситуация может иметь несколько значений и смыслов. Задача психолога – показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны, иначе.

Связь с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Задача психолога - прорабатывать с детьми сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретных ситуациях.

Структура занятия по сказокотерапии.

Создать настрой на совместную работу. Это могут быть различные ритуалы:

взяться за руки в кругу и некоторое время смотреть на зажженную свечу.

Рассказ или показ сказки детям.

Ролевая игра, позволяющая детям приобрести новый опыт.

Анализ, обсуждение сказки, проработка сказочных смыслов и связь с реальными жизненными ситуациями.

Возможные вопросы: о чем эта сказка? Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому? Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей? Что приносят поступки героя окружающим? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Какие чувства вызывает эта сказка? Почему герой реагирует именно так?

Психолог подводит итог занятия, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.З. – М.: Генезис, 1998.

Л.С.Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1990.

Синягина И.Ю. Гирковская Е.Г. За комфортную атмосферу (психологический анализ)// Внешкольник. – 2000. - № 17.

Сизанов А.И. Ваш психологический портрет. С-пб, 1997.

Третьянов О.Е. Опыт работы психолога в летних детских оздоровительных лагерях// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы – 1998. - № 3.

Дехтяр Б.С. Антистрессовая аптека. М. – 2000.

Гипплус. Тренинг развития креативности. С-пб.: Речь. – 2991.

Кристофор Э., Смит Л. Тренинг лидерства. С-пб., М. – Питер. 2001.

Приложение к программе

Работа психолога с детьми младшего школьного возраста в летнем оздоровительном лагере

Сказкотерапия

Цели и задачи:

подготовка детей к самостоятельной жизни, правильной социализации – взращивать терпимость и уважение к другим, помочь увидеть смысл и ценность жизни;

создать в отряде дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с воспитателями, облегчая тем самым процесс совместного пребывания в лагере.

Общение. Умение вступать в контакт.

Умение ладить с другими. Сочувствие.

Принадлежность к группе.

Умение слушать других.

Повышение самоуважения. Развитие внутренней компетентности.

Сотрудничество со сверстниками. Решение проблем и конфликтов.

Фантазия. Чувственное восприятие.


Для детей старшего школьного возраста

Тренинг общения

Тренинг лидерских способностей (3 встречи)

Лидер и творческое мышление.

Тренинг самосознания

Представление группы. Правила работы в группе.

Философские истоки личностного самосовершенствования.

Мир наших эмоций и чувств.

Как управлять отрицательными эмоциями и создавать положительное настроение.

Что такое эмпатия.

Индивидуальные особенности мышления. Как развивать мышление.

Практикум по сказкотерапии

Кулешова Юлия.

Сказка про девочку Настю,

которая боялась темных кладовок

Жила-была девочка Настя. Жила с мамой и папой в боль­шой и уютной квартире. У Насти была своя маленькая и светлая комната, там вместе с ней жили ее игрушки. И все бы было замечательно, да вот только боялась Настя проходить мимо темной и мрачной кладовки, в которой хранились разные старые вещи и всякие разные баночки с вареньями и соленьями. А уж чтобы заглянуть в эту кладовку, вообще, не могло быть и речи.

Весь день Настя думала о том, что произошло утром. Неудобно как-то получилось, ведь мама попросила ее помочь, а она не смогла просьбу выполнить, ну уж очень не хотелось заходить в кладовку.

Вечером легла Настя спать в свою теплую, мягкую, уютную кроватку, положила рядом с собой плюшевого мишку и быстро уснула. И приснился Настеньке удивительный сон, будто вся квартира ожила и все комнаты разговаривают между собой.

Проснулась Настенька и думает, приснилось ей это или прав­да она такой разговор слышала. Вспомнила она свой сон и так жалко ей стало кладовку, вскочила она с кровати, побежала к кладовке и остановилась у двери, потихоньку протянула руку и открыла дверь. Солнечные лучи с кухни проникли в темную ма­ленькую комнатку и Настя увидела, что кладовка совсем не страшная, немного темновато, зато как-то все загадочно, а вот и баночки с любимым Настиным вареньем.

Сборник бесед по гигиене и санитарии для детского пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Данный материал предназначен для педагогов и воспитателей, задействованных в работе летних пришкольных лагерей с дневным пребыванием детей. В сборнике собраны основные беседы по гигиене и санитарии, которые помогут избежать неприятных неожиданностей и несчастных случаев в пришкольном лагере. Беседы рассчитаны на детей младшего школьного возраста.

Читайте также: