Беседы об искусстве для детей в художественной школе

Обновлено: 05.07.2024

Загрузить презентацию (226 кБ)

Изобразительное искусство рассчитано на визуальное восприятие, и методика преподавания предмета предполагает обязательную работу обучающихся не только с теоретическим материалом, но и с визуальной информацией (иллюстративным материалом), кроме этого необходимо также посещение выставок и музеев с соответствующими экспозициями.

Визуальное восприятие, дает возможность изучать, осмыслять зрительно иллюстративный и теоретический материал, эмоционально и рационально воспринимать его, что является методической основой в изучении предмета. При визуальном восприятии включаются психические процессы более высокого уровня, такие как память и мышление. Именно визуальное восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей прямо из внешней среды.

Идея разработки электронного учебно-методического пособия по предмету возникла по нескольким причинам:

  • отсутствие учебников по предмету для обучающихся в детской школе искусств;
  • отсутствие структурно оформленной визуальной информации на бумажных носителях, доступных для обучающихся (энциклопедии, справочники, художественные альбомы с репродукциями, а также электронные энциклопедии) и другого учебного материала, который зачастую отсутствует в школе в необходимом объеме;
  • отсутствие оперативного доступа у преподавателя к необходимому учебному материалу при подготовке к уроку и непосредственному ведению урока.

Создание электронного учебно-методического пособия позволило систематизировать учебный материал с применением правил мнемоники (от греч. mnemonika-искусство запоминания при помощи создания опорных сигналов, содержащих необходимую для долговременного запоминания учебной информации).

Учебное пособие содержит тематически выстроенный теоретический материал, сопровождающийся репродукциями по изобразительному искусству.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Детская художественная школа №1 городского округа Тольятти

Рабочая программа

учебного предмета ПО.02.УП.01

БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ

Автор: Кабина Лариса Анатольевна

Наименование раздела

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, ЕГО МЕСТО И РОЛЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по данной программе.

ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

СРОК ОСВОЕНИЯ 1 ГОД

Вид учебной работы

Годы обучения

Всего часов

1 полугодие

2 полугодие

Максимальная учебная нагрузка

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Мелкогрупповые занятия - от 4 до 10 человек.

ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Художественно-эстетическое развитие личности на основе формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства.

ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Развитие навыков восприятия искусства.

Развитие способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.

Формирование навыков восприятия художественного образа.

Знакомство с особенностями языка различных видов искусства.

Обучение специальной терминологии искусства.

Формирование первичных навыков анализа произведений искусства.

Общая характеристика видов искусства.

Пространственные (пластические) виды искусства.

Динамические (временные) виды искусства.

Синтетические (зрелищные) виды искусства.

Язык изобразительного искусства.

6. Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный
результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение
культурного наследия.

Учебный материал, предложенный в программе, предполагает творческий подход педагога, за которым сохраняется право собственной компоновки тем и отдельных бесед.

Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Общий объем времени в часах

Аудиторные занятия 49.5

Виды искусства

Вводная беседа о видах искусства

Пространственные (пластические) виды искусства

Графика и живопись как виды изобразительного искусства

Скульптура и архитектура как виды изобразительного искусства

Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства. Народные ремесла, ремесла родного края

Динамические (временные) виды искусства

Знакомство с динамическими (временными) видами искусства. Литература и музыка как виды искусства

Синтетические (зрелищные) виды искусства

синтетическими (зрелищными) видами искусства. Танец, театр, кино

Жанры изобразительного искусства

Жанры изобразительного искусства

Жизнь природы в творчестве русских художников

Дети в изобразительном искусстве

Эмоции в картинах художников

Сказка в изобразительном искусстве

В мастерской художника

Прекрасное вокруг нас

Прекрасное вокруг нас (красота и история вещей)

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

Народное искусство

Древние образы в народном искусстве

Орнамент – как основа декоративного украшения

Русская изба. Дом в системе языческого мировоззрения восточных славян.

Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы.

Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение культурного

Ведущие художественные музеи мира

Ведущие музеи России

Значение культурного наследия в истории человечества


III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа ориентирована на знакомство с различными видами искусства. Большая часть заданий призвана развивать навыки восприятия искусства, способность понимать главное в произведениях искусства, умение различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (срок освоения 1 год)

1.1 Тема: Вводная беседа о видах искусства.

Самостоятельная работа : работа с иллюстративным, аудиовизуальным материалами (поиск репродукций, фотографий, заданных преподавателем, прослушивание музыкальных отрывков, чтение отрывков литературных произведений, просмотр фильмов).

2. Раздел «ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ (ПЛАСТИЧЕСКИЕ) ВИДЫ

Тема: Графика и живопись как виды изобразительного искусства.

Самостоятельная работа : выполнение несложных графических и живописных упражнений.

Тема: Скульптура и архитектура как вид изобразительного искусства.

Классификация скульптуры (круглая, барельеф, горельеф и др.). Станковая и монументальная скульптура. Материалы и инструменты. Назначение. Самостоятельная работа: выполнение простой скульптурной композиции из пластилина.

Самостоятельная работа : выполнение зарисовки (копии) архитектурных сооружений (здание, храм, постройка).

2.3 Тема: Декоративно-прикладное искусство как вид
изобразительного искусства. Народные ремесла, ремесла родного края.

Самостоятельная работа : выполнение эскизов предметов декоративно - прикладного искусства.

3.1 Тема: Знакомство с динамическими (временными) видами искусства. Литература и музыка как виды искусства

Звук. Ноты. Мотив. Элементы музыкального языка (ритм, темп, интервал, размер и др.). Музыка в жизни человека. Классическая музыка. Народная музыка. Современная музыка. Музыка в природе. Прослушивание отдельных музыкальных инструментов.

Самостоятельная работа : прослушивание музыкальных произведений (выбирается преподавателем).

Тема: Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства. Танец, театр, кино.

Самостоятельная работа : работа в видео-зале библиотеке: просмотр отдельных фрагментов кинофильмов, хореографических композиций и др. (выбирается преподавателем). Просмотр детского кинофильма.

Самостоятельная работа : рисование несложных композиций на свободную тему, с использованием различных художественных материалов, работа с репродукциями известных художников.

Тема: Жанры изобразительного искусства.

Самостоятельная работа : посещение выставочного пространства.

5.3 Тема: Жизнь природы в творчестве русских художников.

Знакомство с творчеством живописцев , которые все свое творчество посвятили изображению природы, это- Левитан, Шишкин, Саврасов и другие. Образ Родины в пейзажах художников.
Самостоятельная работа : п резентация “История одной картины”.

5.4. Тема: Дети в изобразительном искусстве.

Особый мир теплых и сокровенных чувств, раскрывающийся в творчестве художников разных эпох.

Самостоятельная работа : работа в библиотеке. Знакомство с произведениями искусства.

Тема: Эмоции в картинах художников

Изучение эмоций человека на картинах великих художников, позволяющих не только расширить представление учащихся об эмоциональных человеческих проявлениях, но и одновременно, приобщаться к искусству, изучая и знакомясь с картинами.

Самостоятельная работа : работа в библиотеке. Знакомство с произведениями искусства.

Тема: Сказка в изобразительном искусстве

Творчество художников, которые посвятили свое творчество изображению сказочных сюжетов (В. Васнецов, И. Билибин), а также известные художники-иллюстраторы детских книг (Ю. Васнецов и Е. Рачев). Сказочно-былинный жанр, роль фантазии в искусстве. Народное сказочное творчество.

Тема: В мастерской художника

Творческая деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.)

Самостоятельная работа : знакомство с образцами монументальной живописи (объекты: социальные учреждения, театры, храмы и др.).

6.1. Тема: Прекрасное вокруг нас (красота и история вещей)

Беседа об истории вещей, познакомитесь со старинными обрядами и традициями. Красота между изобретением и подражанием природе .

Самостоятельная работа : рассказ истории развития предметов

Функции и назначение разной одежды (для защиты, удобства и красоты; для головы, рук, ног и тела). История костюма. Народный костюм.

Самостоятельная работа : зарисовка исторического костюма

6.3. Тема: О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

Символическоий характер языка герба как отличительного знака, его составные части, символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, символы и эмблемы в современном обществе .

Самостоятельная работа : зарисовка средневекового герба

7.1. Тема: Древние образы в народном искусстве

Декоративно-прикладное искусство. Народная живопись, ее особенности, сюжеты росписи. З накомство с заклинательным орнаментом — древними образами-символами: солярными знаками, знаками воды и земли, растений.

Самостоятельная работа : набросок орнамента-образа

7.2. Тема: Орнамент – как основа декоративного украшения

Орнаменты: история, содержание, мотивы, виды и стили; место орнамента в искусстве народов, социальная основа; морфологическая структура элементов у различных народов мира и эпох. Способы конструирования и художественно-образного моделирования орнамента .

Самостоятельная работа : зарисовка орнамента.

7.3. Тема: Русская изба. Дом в системе языческого мировоззрения восточных славян.

Традиционные типы домов. Типы изб. Дворы. имение, усадьба, флигель.

Самостоятельная работа : зарисовка фасада избы

7.4. Тема: Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы.

Внутреннее пространство избы , мебель и убранство избы , домашняя утварь. Красный угол.

Самостоятельная работа : зарисовка фрагмента интерьера избы

8.1. Тема: Ведущие художественные музеи мира

Самостоятельная работа : посещение музея.

8.2. Тема: Ведущие музеи России

Богатство и разнообразие художественной культуры России. Эрмитаж, Русский музей, Третьяковка, Художественно-архитектурный музей-заповедник "Петергоф", экспозиция и выставки. Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор". Художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Царское Село". Музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII в".

8.3. Тема: Значение культурного наследия в истории человечества.

Великие находки. Судьбы произведений искусства. Кражи и разрушения в жизни произведений искусства. Признание ценности. Популярность.

Самостоятельная работа : подготовка к зачету

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сферах искусства.

Знание особенностей языка различных видов искусства.

Владение первичными навыками анализа произведений искусства.

Владение навыками восприятия художественного образа.

Формирование навыка логически и последовательно излагать свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу.

Формирование навыков работы с доступными информационными ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио-видео ресурсы).

Формирование эстетических норм поведения в пространствах культуры (библиотеки, выставочные залы, музеи, театры, филармонии и т.д.).

V . ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Контрольный урок проводится на последнем занятии полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. Оценка работ учащихся ставится с учетом прописанных ниже критериев.

Методические рекомендации по критериям оценивания работ

учащихся

Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства.

Подготовка творческого проекта - форма проверки знаний и умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации, сочинения, выполнение творческой композиции.

VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численностью 4-10 человек.

Основные методы обучения:

объяснительно-иллюстративный, в том числе, демонстрация методических пособий, иллюстраций;

частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах);

игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение экскурсий и др.).

Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой

атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важным условием творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к посещению художественных выставок, музеев, театров, проведение экскурсий. Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит

объединить и сдружить детский коллектив.

Самостоятельная работа учащихся

Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование с натуры, работа в библиотеке, чтение дополнительной литературы, подготовка рассказов, сочинений, самостоятельный поиск материала и составление презентаций, посещение музеев, выставочных пространств, театров).

Средства обучения

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные

наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;

демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.

VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Методическая литература

Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство начала X -начала XX века - М., 1989

Болотина И. С. Русский натюрморт. - М., 1993

Изобразительное искусство. Учебное пособие: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Под рук. Шпикаловой Т.Я. - М ., 1996

Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. - М., 1990

Изучение языка изобразительного искусства дошкольниками на примере натюрморта. Методическое пособие для воспитателей детских садов. - С-П. Государственный русский музей.- 1996

Каменева К. О чем рассказывают яблоки. - М., 1986

Кирьянова Е.Г. и др. Прогулки по старой Твери. - Тверь, 1998

Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М., 1995

Неверов О. Культура и искусство античного мира. - Л., 1981

Русский народный костюм. Государственный исторический

Русский портрет XVIII - XIX в. из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. - М., 1995

Тарановская К.В., Мальцев К.М. Русские прялки. - С-П., 1970

Фехнер Е.Ю. Голландский натюрморт XVII века. - М., 1981

Учебная литература

Издательская группа Паррамон Эдисионис. Все о технике: Иллюстрация. - АРТ - РОДНИК, издание на русском языке, 2002

Надеждина Н. Какого цвета снег? М., 1983

Никологорская О. Волшебные краски. Основы художественного ремесла. - М., 1997

Видеоурок №1: Знакомство с предметом "Беседы об искусстве"

Разработчик: Е.М. Артеменко

Содержание: содержание учебного предмета; темы и разделы изучения; планируемые результаты обучения; что необходимо для работы на уроке.

Цель и задачи учебного предмета

художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства.

Задачами учебного предмета является формирование:

· знаний специальной терминологии и основных понятий изобразительного искусства;

· знаний особенностей языка различных видов искусства;

· знаний различных жанров изобразительного искусства;

· знаний этических норм поведения в пространствах культуры (выставочные залы, музеи, библиотеки);

· умений понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом;

· умений в устной и письменной форме излагать свои мысли о произведениях изобразительного искусства;

· навыков по восприятию произведения изобразительного искусства

· навыков восприятия художественного образа;

· навыков анализа произведения изобразительного искусства;

· навыков работы с доступными информационными ресурсами.

Для изучения интересующих вас разделов и тем по истории искусства выберите нужный заголовок и кликните по нему левой кн опкой мыши! Названия разделов являются активными гиперссылками.

Содержание учебного предмета включает следующие разделы и темы:

Беседы об искусстве 1 класс

Знакомство с предметом "Беседы об искусстве"; что такое искусство; творческая деятельность; художественный образ; язык искусства; ценность искусства; искусство и эстетика; искусство и красота; вводная беседа о видах искусст ва; классификация видов искусства .

Виды изобразительного искусства

Архитектура как вид искусства; с кульптура как вид изобразительного искусства; г рафика как вид изобразительного искусства; ж ивопись как вид изобразительного искусства; д екоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства; д изайн как вид изобразительного искусства.

Жанры изобразительного искусства

Вводная беседа о жанрах изобразительного искусства; н атюрморт как жанр изобразительного искусства; п ейзаж как жанр изобразительного искусства; п ортрет как жанр изобразительного искусства; б ытовой жанр изобразительного искусства; и сторический жанр изобразительного искусства.

Язык изобразительного искусства

Восприятие художественного произведения; к омпозиция в изобразительном искусстве; основные композиционные средства; г еометрия пространства картины; к олорит в изобразительном искусстве; в ыразительные средства и техники работы в живописи; в ыразительные средства и техники работы в графике; в ыразительные средства и техники работы в скульптуре; р абота художника над картиной.

Культурное наследие в истории человечества; и зучение и сохранение произведений искусства; в ыполнение анализа произведения изобразительного искусства; в ыполнение творческого проекта по истории изобразительного искусства; и сточники информации для подготовки творческого проекта.

Для изучения интересующих вас разделов и тем по истории искусства выберите нужный заголовок и кликните по нему левой кн опкой мыши! Названия разделов являются активными гиперссылками.

Онлайн-книги

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 14000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА ПЕНЗЫ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

______________ М.В. Сафронова

Рабочая программа

по предмету

Срок реализации программы 4 года

(разработана и составлена на основе программ:

Пояснительная записка

Изобразительное искусство для детей - это прямой путь к всестороннему гармоничному развитию личности учеников. Беседы об изобразительном искусстве способствуют выработке у учащихся сознательного эстетического подхода к явлениям действительности и искусства, формированию мировоззрения: сферы их духовных интересов и убеждений, нравственного и эстетического идеалов.

Программа поможет ребенку войти в музейную среду и увлекательный мир изобразительного искусства, формировать представления о жанровых и видовых особенностях искусств, различных художественных техниках, познакомит с крупнейшими ведущими художественными музеями страны и мира. В том числе обязательным является знакомство не только с произведениями искусства, но и с биографиями художников, отстаивавших в борьбе идеалы своего времени, что способствует постижению духовного опыта человечества.

Сформировать устойчивый интерес учащихся к изобразительному искусству, потребность в творческом самовыражении. Развить особое художественно-эстетическое восприятие мира. Способствовать созданию уникальной для каждого ученика модели мира, развитию творческого потенциала (формированию стратегии и навыков построения бесчисленного множества реальностей, часть из которых становится основанием для переустройства окружающей нас действительности), построению системы отношений школьника с окружающей действительностью.

Выработать навыки анализа произведения искусства, учитывая конкретную историческую обстановку, в которой оно возникло.

Развивать зрительно-образную память, ассоциативное мышление, творческое воображение, речь, чувственно-эмоциональную сферу, эстетическое чувство понимания прекрасного, нравственные идеалы, художественный вкус, механизмы поиска и создания личностных смыслов, индивидуальную картину мира (модель), потребность в самовыражении через творчество.

Воспитывать интерес к искусству, отзывчивость на идейно-эстетическое воздействие искусства, единство содержания и формы произведения, понимание общественного значения данного произведения, формировать объективность и самостоятельность оценки позиции автора, связь содержания искусства с личным опытом, творческую активность.

Требования к уровню подготовки учеников

Ученик должен знать виды и жанры изобразительного искусства; иметь представление об искусстве как составной части культурного наследия человечества; иметь представление о работе с книгой по искусству.

Оценка успеваемости по данной программе производится один раз в полугодие в форме зачета (ученик обязан предоставить реферат по заданной теме).

Современные подходы в преподавании изобразительного искусства предполагают следующие направления деятельности учителя-художника:

-организация проектно - художественно-творческой и исследовательской деятельности учащихся;

- формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области изобразительного искусства;

Занятие проводится 1 час в неделю, в год 34 часа. Курс рассчитан на 4 года обучения.

Помимо применения традиционного оборудования и демонстрационных материалов, требуется введение современных средств обучения (мультимедийное оборудование).

Читайте также: