Беседа с ребенком об отношении к школе

Обновлено: 09.07.2024

Цель: воспитывать сознательное отношение к учебе, понимание его необходимости в жизни, чувство долга перед родителями, учителями, государством. Развивать интерес к знаниям.

Ход занятия

Вступительная часть

Постановка целей и задач, проблемы классного часа

Слово учителя. Дорогие дети! С первых лет жизни вы наблюдаете как работают ваши родители. Ежедневно они ходят на работу, стараясь обеспечить семью всем необходимым, поддерживают порядок в доме, заботятся о вас, ведь вы всегда приходите в школу чистыми, сытыми, имеете школьные принадлежности и все необходимое. А представьте себе на мгновение: что было бы, если бы ваши родители не трудились? (Размышления учащихся).

Актуализация знаний

Разделите средний человеческий возраст (75 лет) на четыре. Сколько приходится на каждую четверть? (18 - 19). А вам сейчас по 11 лет. Итак, вы уже прожили чуть более четверти жизни. Самое время приобретать знания. А скажите, когда вы начали их получать? (Ответы учащихся).

Нет, не с первого класса, а значительно раньше, с первых шагов своей жизни. Слушая мамину колыбельную или бабушкину сказку, вы уже учились. В первый класс вы пришли, уже имея большой запас слов, умея составлять из них предложения, общаться, выражать мысли. Это большая и сложная наука и, усвоив ее, вы тем самым доказали свои способности к обучению. Но в детстве вы в основном запоминали, ваше обучение еще не имело осознанного характера, вы еще не задумывались над тем, для чего вам нужно что-то знать или уметь.

Проводится анкетирование.

Дайте сжатые и правдивые ответы на поставленные вопросы (листы с ответами можете заполнять анонимно).

1. С каким настроением ты начинаешь учебный год?

2. Любишь ли ты учиться?

3. Какие учебные предметы ты больше всего любишь?

4. Хочешь ли ты больше знать о своем роде, народе, стране?

5. Нравится ли тебе твой класс?

6. Кого в классе больше уважают?

7. Хотел бы ты быть лидером класса? Что тебе мешает им стать?

8. Что тебе больше нравится: дисциплина в классе или отсутствие ее?

Когда человек учится, то он обязательно развивается. Обучаясь в школе не первый год, вы уже поняли, что учение – это тяжелый труд, который требует терпения, силы воли, усидчивости, времени. Те учащиеся, которые не обладают этими качествами не могут преодолеть жизненных трудностей, имеют плохие отметки в школе, теряют веру в себя. Но чувствовать себя слабым и беспомощным неприятно.

Ребята, а как вы думаете, что является преградами для того, чтобы начать действовать и решать свои проблемы? (Ответы детей)

Правильно, одним из самых больших врагов человека является лень. И тот человек, который идет у нее на поводу сам себя наказывает. Такой человек уже не станет тем, кем мог бы стать, если бы не поддался лени – страшному греху. А побороть лень можно упорным трудом. Но, чтобы труд принес свои положительные плоды, нужно делать все вовремя, систематически трудиться, выполнять работу и поручения качественно.

Но не стоит думать, что труд – это тяжелая обязанность. Нужно подходить ко всему творчески и тогда труд, обучение принесут вам радость и удовлетворение, особенно, когда вы увидите и ощутите результат работы.

* Класс делится на 2-3 группы. Каждая группа получает конверт с народными пословицами, поговорками и афоризмами, где вразброс представлены первая и вторая части выражений. Задачи команд – первей собрать правильно пословицу, правильно соотнеся 2 ее части.

Без науки как без глаз.

Век живи, век учись.

Ученый человек – зрячий и на все ответ знающий.

Учиться никогда не поздно.

Где больше науки, там меньше муки.

Получишь образование – увидишь больше мира.

Знание вор не украдет, в огне не сгорит и в воде не утонет.

Книга учит, как на свете жить.

Человек учится, когда живет.

Знания в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Наука в лес не ведет, а из леса выводит.

Дай сыну ум, а не богатство.

Кто знания имеет, тот и стены ломает.

Чему Ваня не научился, того и Иоанн не будет знать.

Большой дурак или малый – все равно дурак.

Высокий – как тополь, а глупый – как фасоль.

Ученый идет, а невежда следом спотыкается.

Дурак умный, пока молчит.

Из-за глупой головы ноги бедные.

У глупого всегда в голове воробьи свистят.

Лучше с мудрым потерять, чем с глупым найти.

Осла узнаешь по ушам, а дурака - по словам.

Умный хвалит других, дурак – себя.

Если нет в голове, то и на базаре не купишь.

- Кто главный герой рассказа?

- В какой семье рос Коля?

- Чем он увлекался? Какой из него был школьник? – Как относились родители к его успехам?

- Вспомните историю с сапожками. За что отец избил Колю?

- Какими словами заканчивается рассказ? (Глянув Коля . заплакал . )

- Почему заплакал мальчик? (Потому что понял: все, о чем он мечтал, для него, нищего, недоступно. Такая судьба была у миллионов детей крестьян и городской бедноты).

Мама. – Доченька, просыпайся! Я иду на работу, а тебе пора в школу! Смотри не проспи!

- Доченька, ты слышишь меня?

Даша. – Угу! Слышу, слышу!

Будто делать мне ничего как ходить в школу. Лучше еще посплю, а завтра скажу, что была больна.

Ох, если бы попасть в такую ​​страну, чтобы никакой школы, мам, нотаций, только друзья, музыка, шоколад .

Крепко уснула Даша .

И снится ей сон .

Даша. – Ой где это я! Ой а что это здесь! Вы кто? И что вы здесь делаете?

Ведущий. – Это школа. Здесь учатся дети. А ты разве не знаешь? Ты что в школе не бываешь?

Даша. – Что, школа? А что мне там делать?

Ведущий. – Учиться, конечно, учиться.

Даша. – Что? Вы не имеете права меня принуждать! Не имеете права!

Ведущий. - А во что ты вырядилась? Это же образовательное учреждение, так одеваться в школу не идет.

Даша. – Что? Не имеете права. Как хочу, так и одеваюсь, тебе какое дело.

Ведущий. – А где твой портфель и почему ты постоянно жуешь жевательную резинку? Это не этично.

Даша. – Не имеете права! Что за глупые обвинения, хочу и жую. А портфель мне зачем?

Ведущий. – Чтобы учебники носить!

Даша. – Учебники! Не имеете права меня заставлять носить тяжести! Мой телефон и в кармане поместится!

Ведущий. – Так на уроках телефоном запрещено пользоваться.

Даша. – Что? Кто запретил? Не имеете права!

Ведущий. – Послушай, а ты кроме выражения "не имеете права" еще что-то знаешь?

Даша. – Я об этом не думала! Пока мне и этого достаточно. А вы как считаете?

Ведущий. – Это до поры, до времени. Поскольку в твоем случае не о правах говорится, а об обязанностях!

А не соблюдение их влечет за собой ответственность, предусмотренную Конституцией!

Даша. – Да чем вы меня пугаете, какая ответственность? Мне это слово неизвестно.

Милиционер. – А теперь придется познакомиться. Прошу пройдите за мной, я объясню вам в чем дело.

Даша. – Я что? Я ничего! За что вы меня? Я больше не буду!

Ведущий. – Помните друзья! Заявляя о своих правах, не забывайте об обязанностях, чтобы не попасть в такую ​​передрягу!

Подведение итогов

Итак, из всего этого мы можем сделать вывод, что обучение – это не только ваша личная обязанность, но и обязанность перед государством. Все вы – дети, будущие граждане Донецкой Народной Республики. Вам строить наше молодое государство, которое сегодня требует, чтобы его жители были грамотными, образованными, творческими и активными. Именно вам в недалеком будущем предстоит обеспечивать процветание, развитие, благополучие и конечно же международное признание нашей Республики. А обеспечить это можно только постоянным, усердным и старательным обучением. Таким образом, учиться – это не только ваше личное дело, а еще и обязанность перед государством, родителями и вообще всем народом Донецкой Народной Республики, в которой вы будете трудиться после окончания школы.

У каждого обучающегося на столе лежит небольшой лист бумаги на котором изображена лесенка четырех цветов. Каждый цвет соответствует определенному настроению. Нужно поместить человечка (себя) на ту ступеньку, цвет которой соответствует вашему настроению.


Цель:диагностика мотивационной готовности к школьному обучению.

Материал:бланк с программой беседы.

Ход работы:обследование проводится индивидуально с первокласcником в первые месяцы обучения (если беседа проводится с дошкольником во время приема в школу, то времена глаголов в вопросах соответственно изменяются). Все ответы ребенка протоколируются. В протоколе фиксируются данные наблюдения во время беседы с ним.

1. Хотел ли ты идти в школу? (выявляет общее положительное или отрицательное отношение к началу обучения в школе).

2. Почему (по какой главной причине) ты хотел (не хотел) идти в школу? (осознаваемые мотивы желания или нежелания идти в школу).

3. Готовился ли ты к школе? Как ты готовился (тебя готовили)? (какие собственные действия или действия родителей ребенок запомнил и расценивает как подготовку к школе).

4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего? (элементы школьно-учебной действительности, наиболее привлекательные для детей).

5. Если бы ты перестал ходить в школу, чем бы ты занимался дома, как проводил бы свой день? (отсутствие или наличие у ребенка учебной ориентации в ситуации необязательности посещения школы).

6. Если бы учительница предложила тебе выбрать тему для свободного урока – о чем бы ты хотел узнать, чем заняться? (место школьно-учебных интересов среди всех в условиях свободного выбора).

7. Как, по-твоему, лучше учиться – дома или с мамой или в школе с учителем? Дома с учителем или в школе с мамой? (предпочтение школьным организационным формам учения).

Оценка беседы:за ответ, содержащий предпочтение школьно-учебной тематики, приписывают А; за формальный, внешний, "дошкольный" и пр. ответ – Б; за отказ от ответа – С.

Критерии оценки полученных результатов.

Высший балл – 4А – говорит о сформированности мотивационной готовности к школьному обучению.

Низший балл – 4Б – говорит о несформированности мотивационной готовности к школьному обучению.

1 Описывается по: Психологическая диагностика и коррекция личности школьников. Методические рекомендации для студентов пединститутов и школьных психологоа - Воронеж, 1991. - С. 13-14.

Цель:выявить наличие или отсутствие у детей дошкольного и младшего школьного возраста основных компонентов внутренней позиции школьника, которыми являются следующие:

а) ребенок относится к поступлению в школу или пребыванию в ней положительно, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни; не мыслит себя вне школы или в отрыве от нее; обнаруживает чувст во необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;

в) отказывается от характерных для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения: 1) предпочитает коллективные классные занятия индивидуальному обучению дома, 2) положительно отно сится к наличию общественно принятых норм поведения (дисциплины), 3) предпочитает общественно выработанный, традиционный для учебных заве дений способ оценки его учебных достижений (отметка) другим видам по ощрения, характерным для непосредственно-личных отношений (сладости, подарки и т.п.);

г) признает авторитет учителя. Материал: набор коротких историй.

Ход работы:беседа проводится строго индивидуально. Все ответы ребенка протоколируются. В протоколе фиксируются также данные наблюдения за ребенком во время беседы с ним.

Психолог знакомится с ребенком и спрашивает, нравится ли ему в школе (для воспитанников детского сада – хочет ли он пойти в школу). В зависимости от ответа задается 1 -й вопрос "Беседы":

1. Что тебе в школе нравится (не нравится) больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?

Далее психолог говорит: "Я буду рассказывать маленькие истории про тебя самого, но только не о том, что с тобой уже бывало или случалось, а что могло бы случиться. А ты будешь мне говорить, что бы ты сделал или сказал, если бы такая история произошла с тобой".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В ходе обследования ребёнку задают вопросы, ответы на которые

позволяют выявить один из трёх типов ориентации в отношении школы и

учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности

свидетельствует о наличии у ребёнка внутренней позиции школьника.

А - Ориентация на содержание учебной деятельности…………………2 балла

Б - Ориентация на внешние атрибуты…………………………………….1 балл

В - Ориентация на внешкольные виды деятельности…………………0 баллов

Б - так себе, не знаю

2. Почему ты хочешь

А - интерес к учению, занятиям: хочу научиться читать,

писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать

Б – интерес к внешней школьной атрибутике: новая

форма, книги, портфель и т.д.

В – внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не

спят, там весело, все ребята идут в школу, «мама

3. Готовишься ли ты

готовят к школе)?

А - освоение некоторых навыков чтения, письма, счёта: с

мамой учили буквы, решали задачки и т.д.

Б – приобретение формы, школьных принадлежностей

В – занятия, не относящиеся к школе

4. Нравиться ли тебе

в школе? Что тебе

спрашивают, был ли

А – уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в

дошкольной жизни ребёнка

Б – внеучебные занятия и прочие, не связанные с

учением моменты: перемена, занятия во внеурочное

время, личность учителя, внешний вид школы,

В – уроки художественно – физкультурного цикла,

знакомые и близкие ребёнку в дошкольном детстве и

продолжающиеся в школе

5. Если бы тебе не

надо было ходить в

школу и в детский

занимался дома, как

бы проводил свой

Б - дошкольные занятия: рисование, конструирование

В - занятия, не имеющие отношения к школе: игры,

гулянье, помощь по хозяйству, уход за животными

Результат 10 - 9 баллов говорит о школьно – учебной ориентации ребёнка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);

8 – 5 баллов свидетельствуют о преимущественно интересе ребёнка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);

4 – 0 баллов – ребёнок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).

Тест можно проводить групповым способом. Подготовить нужно два одинаковых контурных рисунка, один из которых заранее раскрашен в нетрадиционные цвета: дерево – красное, небо – черное, солнце – зеленое, облака – коричневые, земля – синяя.

После проведения индивидуальных бесед (с применением картинок теста) было выявлено:

1) принимает и понимает задачу (хочет выполнить задание взрослого и понимает, что надо делать);

2) принимает, но не понимает задачу взрослого (хочет выполнить, но не понял, что надо делать);

3) не принимает, но понимает (понимает, что требуется сделать, но не хочет этого выполнять, либо хочет выполнить по-своему);

4) не принимает и не выполняет (не хочет выполнять задание и не понимает суть задания).

На основе индивидуальных бесед была произведена оценка результатов тестирования.

Оценка результатов:

3 балла – высокий уровень;

2 балла – средний уровень;

1 балл – ниже среднего;

0 баллов – низкий уровень.

Качество выполнения задания

Тест готовности ребенка к школе - Графический диктант, разработанный Д. Б. Элькониным.

Выявляет умение внимательно слушать, точно выполнять указания взрослого, ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно действовать позаданию взрослого.

Материал: Лист бумаги в клетку (из тетради) с нарисованными на нем четырьмя точками, расположенными одна под другой.

Расстояние между точками по вертикали примерно 8 клеток.

Перед исследованием взрослый объясняет: “Сейчас мы будем рисовать узоры, надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно меня слушать и рисовать так, как я буду говорить. Я буду говорить, на сколько клеточек, и в какую сторону ты должен провести линию. Следующую линию рисуешь там, где закончилась предыдущая. Помнишь, где у тебя правая рука? Вытяни ее в сторону, куда она указала? (на дверь, на окно, т.д.) Когда я скажу, что нужно провести линию направо, ты ее проводишь к двери (выбрать любой наглядный ориентир). Где левая рука? Когда я скажу, что нужно провести линию налево, вспомни о руке (либо любой ориентир слева). Теперь пробуем рисовать.

Первый узор – тренировочный, он не оценивается, проверяется, как ребенок понял задание. Поставь карандаш на первую точку. Рисуй, не отрывая карандаш от бумаги: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, далее продолжай рисовать такой же узор сам. Во время диктовки нужно делать паузы, чтобы ребенок успел окончить предыдущее задание. Узор не обязательно продолжать на всю ширину страницы.

В процессе выполнения можно подбадривать, но никакие дополнительные указания по выполнению узора не даются.

Рисуем следующий узор. Найди следующую точку, поставь на нее карандаш. Готов? Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. А теперь сам продолжи рисовать тот же узор. Через 2 минуты начинаем выполнять следующее задание со следующей точки.

Внимание! Три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо. Теперь сам продолжай узор.

Через 2 минуты – следующее задание:

Поставь карандаш на нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх, три клетки направо, две клетки вниз, одна клетка налево, одна клетка вниз, три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх. Теперь сам продолжи узор.

Должны получиться следующие узоры:

hello_html_7ef8ea1d.jpg

Оценка результатов

Тренировочный узор не оценивается. В каждом последующем узоре рассматривается точность воспроизведения задания и умение ребенка самостоятельно продолжить узор. Задание считается выполненным хорошо, если есть точное воспроизведение (неровность линий, “дрожащая” линия, “грязь” не снижают оценку). Если при воспроизведении допущены 1-2 ошибки – средний уровень. Низкая оценка, если при воспроизведении имеется лишь сходство отдельных элементов либо сходство вообще отсутствует. Если ребенок смог самостоятельно продолжить узор, без дополнительных вопросов – задание выполнено хорошо. Неуверенность ребенка, допущенные им ошибки при продолжении узора – средний уровень.

Если ребенок отказался продолжать узор либо не смог нарисовать ни одной правильной линии – низкий уровень выполнения.

Автор Н.Л. Белопольская.

Диагностика направлена на исследование способности:

- обобщать понятия и предметы на основе определённых признаков; - абстрагироваться от пройденного материала для концентрации на новом; - выделять существенные качества понятий, объединённых общим признаком.

Материал представлен: 7 наборов из 4 карточек с изображением 4 предметов, среди которых один не подходит к остальным по: размеру; форме; цветовой гамме; принадлежности к виду (например, среди домашних животных есть дикое). При подборе материала важно остановиться на изображениях таких предметов, которые наверняка знакомы ребёнку

В рамках каждой категории задания идут на усложнение.

На карточках указывается группа римской цифрой и номер набора в ней — арабской:

I группа — простые обобщения (3 дерева и цветок);

II группа — стандартные обобщения (3 фрукта и сыр);

III группа — дифференцированные обобщения (3 предмета верхней одежды и купальник);

IV группа — обобщения, усложнённые по названию и существу (3 молочных продукта и хлеб);

V группа — обобщения, требующие развёрнутого ответа (3 вещи для младенца и молоток);

VI группа — задания с двумя решениями (курица, цыплёнок, утка и яйцо);

VII группа — провокационные задачи (лимон, груша и перец жёлтого цвета, а виноград синий), решая которые ребёнок должен опираться на сущностные признаки предметов, а не на внешние.

Процедура проведения диагностики среди дошкольников .

Тест проводится в индивидуальной форме, на работу со всеми карточками ребёнку выделяется 3 минуты. По истечении этого времени взрослый заносит в заранее подготовленный протокол номер карты, исключённое ребёнком слово, а также краткое объяснение, данное испытуемым своему выбору, или наводящий вопрос, который привёл его к ответу.

Инструкция по проведению диагностики:

Вместе с ребёнком экспериментатор смотрит на картинки первой карточки.

Низкий уровень – 0 баллов: отсутствие обобщений – ребенок не выделяет существенные признаки предметов одного класса, не может объединить в одну группу, назвать обобщающим словом;

Средний уровень – 1 балл: уровень наглядного обобщения – правильно объединяет предметы, но не называет их обобщающим словом, вместо этого подменяет название группы указыванием на действие, название одного из предметов, название материала;

Высокий уровень – 2 балла: уровень полного словесного обобщения – правильно объединяет, правильно называет обобщающим словом.

Единая методика, разработанная рабочей группой инструкторов по физическому воспитанию для дошкольных учреждений НПР.

Правила проведения тестирования физической подготовленности детей.

Тестирование целесообразно проводить в первой половине дня с 9 до 13 часов, в физкультурном зале в хорошо проветриваемом помещении, Дети приглашаются небольшими подгруппами. Тестирование проводил инструктор по физическому воспитанию. Воспитатель оказывал необходимую помощь. Порядок проведения теста сохраняется постоянным и не меняется ни при каких обстоятельствах. Тестирование проводят одни и те же педагоги. Ребенку следует давать 2-3 пробные попытки. Во время выполнения тестовых заданий недопустимы комментарии и разбор ошибок детей со стороны педагогов. Все тесты должны соответствовать возрастным особенностям детей с учетом их состояния здоровья и развития. К обследованию допускаются дети, не имеющие противопоказаний к выполнению контрольных тестов по состоянию здоровья.

Беседа проводится психологом с помощью ассистента, но не воспитателем, работающим в данной группе. Это может исказить результаты диагностики.

Далее психолог дает детям инструкцию: «Я буду рассказывать вам истории про две школы, школу А и школу Б, а каждый из вас должен самостоятельно, ни с кем не советуясь, выбрать, какая школа ему больше нравится, и подчеркнуть нужную букву. Посмотрите на свои листочки. Видите: в начале каждой строчки стоят числа от 1 до 11, а около самой верхней строчкой ничего нет. Сейчас мы будем работать с этой строчкой. Давайте попробуем.

Психолог повторяет рассказ. Затем вместе с ассистентом проверяет, как дети поняли инструкцию и выполнили задание. В ходе дальнейшей работы он может повторить инструкцию как для группы в целом, так и для отдельного ребенка. За правильным выполнением инструкции следует следить на протяжении всего выполнения методики.

Текст надо читать дословно. Повторять его можно столько раз, сколько потребуется для того, чтобы все дети в группе поняли задание, но заменять слова или перефразировать текст нельзя.

1. В школе А расписание уроков в первом классе такое: каждый день бывают уроки чтения, математики, письма, а уроки рисования, физкультуры, музыки – не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, рисование, а чтение, письмо и математика редко – по одному разу в неделю. В какой школе вы хотели бы учиться? Если в школе А, нужно подчеркнуть букву А. Если в школе Б – букву Б.

2. В школе А не делают замечаний, если встанешь во время уроков, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. А в школе Б от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. В какой школе вы хотели бы учиться? Если в школе А, надо подчеркнуть букву А. Если в школе Б – букву Б.

3. В школу А дети должны ходить каждый день, а в школу Б ходят только, когда хотят. В какой школе вы хотели бы учиться? Если в школе А надо подчеркнуть букву А, если в школе Б – букву Б.

4. В школе А дети носят разную одежду, школьной формы у них нет, а в школе Б все дети носят школьную форму.

5. В школе А дети приходят в класс, и их всех учит одна учительница, а в школе Б учительница может приходить к ребенку домой и учить его одного всему, что проходят в школе.

6. В школе А детей учат учителя, а в школе Б уроки часто проводят мамы учеников: они им что-нибудь читают, показывают или рассказывают.

7. В школе А первоклассникам никогда не ставят отметок, но всегда объясняют, что сделано правильно, а что неправильно. А в школе Б детям за выполнение заданий ставят отметки.

8. В школе А дети на уроках узнают много нового и мало играют, а в школе Б много играют, а нового узнают мало.

9. В школе А читают разные книжки и смотрят мультфильмы, а в школе Б учатся по учебникам.

10. В школе А часто читают сказки, а в школе Б детям сказки читают редко, зато часто рассказывают о других странах, о природе, о том, как что устроено – о том, что бывает на самом деле.

11. В школе А у каждого ученика есть дневник, куда учитель ставит отметки, и ученик обязательно показывает дневник родителям. А в школе Б дневников нет, детям и родителям рассказывают, как ученик учится, что у него получается и что не получается.

1. Ответы ребенка сопоставляются с ключом:

Таблица 13

1. Преобладание в ответах игровой дошкольной мотивации свидетельствует о несформированности учебной мотивации, об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности.

Для развития произвольности эффективен прием делегирования контроля детям. Поскольку основные игры уже знакомы дошкольникам, то каждый из них по очереди может выступать в роли ведущего. Отслеживая правильность выполнения инструкций сверстниками, ребенок развивает собственную произвольность.

Кроме того, в ходе коррекционных занятий решается и вопрос, связанный с мотивационной готовностью ребенка к школе. Многие из предлагаемых заданий напрямую связаны с познавательной сферой, и может показаться, что особого отношения к развитию мотивации они не имеют, но это не так. Выполнение заданий вызывает у дошкольника неподдельные эмоции и, как следствие, происходит развитие познавательной мотивации.

На пути формирования готовности к школе встают и личностные проблемы детей. Неуверенные в себе дошкольники опасаются попасть в ситуацию, в которой не будет рядом ни мамы, ни воспитательницы. И наоборот, некоторые чрезмерно уверенные в себе, эгоцентричные дети смеются над неудачами сверстников, то есть не обладают адекватным уровнем развития коммуникативных навыков. По возможности в ходе работы следует решать эти проблемы.

Обратимся к примерному циклу занятий, направленных на развитие психологической готовности детей к школе.

Занятие 1

Цель : развитие внимания, представлений об окружающем мире, умения выделять главные признаки предметов.

Дети образуют круг. Ведущий называет различные предметы и животных. Если называется предмет, который летает, дети должны развести руки в стороны, как крылья, а если называется предмет, который не летает, дошкольники приседают.

Цель: развитие логического мышления, внимания, представлений о школьных принадлежностях.

Взрослый предлагает детям отгадать загадки. Он отмечает, что все загадки связаны со школой.

Черные птички на каждой странице

Молчат, ожидают, кто их прочитает.

Проживают в трудной книжке

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете.

Где носом проведет,

Там заметку кладет.

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь,

Солнце, горы, море, пляж;

Если ей работу дашь,

Зря трудился карандаш.

Цель: совершенствование внимания; регулирование поведения, преодоление двигательного автоматизма.

Дети двигаются под звуки бубна. Внезапно звуки обрываются. Дети должны замереть на месте. Кто пошевелится, выбывает из игры.

Занятие 2

Цель: развитие внимания, произвольной памяти.

На столе 6–8 игрушек. Взрослый предлагает детям запомнить их. Затем загораживает игрушки ширмой и меняет их местами или убирает одну из них.

Взрослый убирает ширму и просит детей угадать, что изменилось.

Цель: развитие наглядно-образного мышления, коррекция познавательной сферы психики.

Дети за столом собирают квадраты из нескольких частей (от 3 до 8 частей).

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Занятие 3

Цель: развитие речи, внимания, быстроты реакции, расширение словарного запаса.

Дети стоят полукругом. Ведущий поочередно бросает мяч и называет первый слог слова. Дети заканчивают слово: ма…, ку…, до…, но… и т. д.

Цель: развитие наглядно-образного мышления, умения ориентироваться по схеме.

Дети выполняют задание, ориентируясь по схеме.

Цель: совершенствование памяти; создание бодрого настроения.

Дети стоят в кругу или в разных углах комнаты. Ведущий просит запомнить свои места. Затем включает веселую музыку, и дети разбегаются. С окончанием музыки они должны вернуться на свои места.

Занятие 4

Цель: развитие логического мышления; умение классифицироавть предметы и явления по определенному признаку.

Дети стоят полукругом. Ведущий поочередно бросает мяч и называет слова: шкаф, стол, диван…, лук, яблоко, роза… и т. д. Дети должны подобрать к ним обобщающее слово (например, мебель, растения).

Цель: развитие наглядно-образного мышления, умения ориентироваться по схеме.

Дети выполняют задание, ориентируясь по схеме.

Цель: развитие внимания, представлений об окружающем мире, быстроты реакций.

Занятие 5

Цель: развитие логического мышления, расширение словарного запаса.

Дети стоят в кругу. Ведущий поочередно бросает им мяч, называя слова: хороший, добрый, радостный и т. д. Дети должны подобрать слова, противоположные по значению: плохой, злой, грустный и т. д.

Цель: развитие пространственного мышления, способности создавать узоры по образцу, умения работать по схеме.

Взрослый выкладывает из кубиков узор и предлагает детям сделать такие же узоры.

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Занятие 6

Цель: развитие математических способностей.

Цель: развитие логического мышления, умения решать задачи на основе мыслительного анализа путем выдвижения гипотезы и ее проверки.

Взрослый предлагает детям составить из палочек (перестроить) фигуры. Предварительно дети должны обдумать ход решения.

Цель: совершенствование памяти; создание бодрого настроения.

Дети стоят в кругу или в разных углах комнаты. Ведущий просит запомнить свои места. Затем включает веселую музыку, и дети разбегаются. С окончанием музыки они должны вернуться на свои места.

Занятие 7

Цель: развитие внимания, представлений об окружающем мире, быстроты реакций.

Цель: развитие логического мышления; умения решать задачи на основе мыслительного анализа путем выдвижения гипотезы и ее проверки.

Взрослый предлагает детям составить из палочек (перестроить) фигуры. Предварительно дети должны обдумать ход решения.

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Цель: развитие математических способностей, закрепление знаний о составе числа.

Цель: развитие пространственного мышления, способности создавать разные узоры по образцу, умения работать по схеме.

Взрослый выкладывает из кубиков узор и предлагает детям сделать такие же узоры.

Цель: совершенствование памяти; создание бодрого настроения.

Дети стоят в кругу или в разных углах комнаты. Ведущий просит запомнить свои места. Затем включает веселую музыку и дети разбегаются. С окончанием музыки они должны вернуться на свои места.

Цель: развитие математических способностей, закрепление знаний о составе числа.

Цель: развитие пространственного мышления, способности ориентироваться по схеме.

Дети собирают пирамидки по схеме.

Цель: развитие внимания, умения выделять главные признаки предметов, уточнение представлений об окружающем мире.

Дети образуют круг. Ведущий называет различные предметы и животных. Если называется предмет, который летает, дети должны развести руки в стороны, как крылья, а если называется предмет, который не летает, дошкольники приседают.

Занятие 10

Цель: развитие математических способностей, закрепление знаний о составе числа.

Цель: развитие наглядно-образного мышления, коррекция познавательной сферы психики.

Дети за столом собирают квадраты из нескольких частей (от 3 до 8 частей).

Цель: совершенствование внимания, умения регулировать свое поведение, преодоление двигательного автоматизма.

Дети двигаются под звуки бубна. Внезапно звуки обрываются. Дети должны замереть на месте. Кто пошевелится, выбывает из игры.

Рекомендуемая литература

Басов A.B., Т ихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1995.

Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения, развивающие умственные способности у детей дошкольного возраста. – М., 1998.

Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.

Козлова С.А. Мой мир,—М., 2000.

Крюкова С. В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М., 2000.

Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций детей 5–6 лет, – Ярославль, 2000.

Кряжева H.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.

Лютова Е.К.,Монина Б. Г. Тренинг общения с ребенком, – СПб., 2001.

Михайлова 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., 1990.

Панфилова М.А. Игротерапияобщения. – М., 2000.

Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов-на-Дону, 2004.

Хухлаева О. В. Лесенка радости,—М., 1998.

Чистякова М.Н. Психогимнастика. – М., 1995.

Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия. – М., 2002.

Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Нилова Т.А.Азбука общения. – СПб., 1998.

Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб., 2001.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Я в начальной школе

6.5 НАСИЛИЕ В ШКОЛЕ

6.5 НАСИЛИЕ В ШКОЛЕ Школьное насилие это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или — что в нашей культуре встречается крайне редко — учениками по отношению к учителю.Школьное насилие подразделяется на

Floortime в школе

Floortime в школе Школьная обстановка, как правило, отличается четкой структурой, и предпочтение в ней отдается дисциплине и установлению границ, а не контактам, взаимодействию, решению проблем, творческому и логическому мышлению. В главе 21 мы покажем, как школа может

Пол и начало обучения в школе

Пол и начало обучения в школе Хотя на рассматриваемый возраст приходятся критические периоды многих сторон гормональной, нейрофизиологической и нейропсихологической половой дифференциации, средовые детерминанты развития все же намного демонстративнее

2.4.2. В школе

2.4.2. В школе Сегодня в некоторых (далеко не везде, как хотелось бы) школах практикуется такой полезный прием. На последний день перед каникулами (заблаговременно) назначается особое классное мероприятие: учитель всему классу (до 30 человек) ставит задачу подготовить

Проблемы в школе

Проблемы в школе Представьте себе, как этот мальчик входит в жизнь. Если он пойдет в детский сад, нетрудно предсказать, каким там будет его поведение, так же, как и в случае с концертом. Он управляет окружающими, которые слабее его, а в более сложных ситуациях сражается за

4.4. Насилие в школе

4.4. Насилие в школе Школьное насилие — это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам, и в нашей культуре — крайне редко учениками по отношению к учителю. Школьное насилие подразделяется на эмоциональное и

Готовимся к школе

Готовимся к школе Идти вперед – значит потерять душевный покой, остаться на месте – значит потерять себя. В самом высоком смысле движение вперед означает постижение себя. С. Кьеркегор Ребенок растет, становится старше, а родители иногда этого не замечают, продолжая

Проблемы в школе

О школе

БОРЬБА В ШКОЛЕ

БОРЬБА В ШКОЛЕ Ежедневная дорога в школу была для меня, как правило, крестным путем; правда, проводить уроки мне было не трудно, иногда заворожить какой-нибудь шуткой или фокусом, но в целом эта деятельность, к которой я не чувствовал никакого призвания, тяготила меня.

Кое-что о первых уроках в школе

Кое-что о первых уроках в школе Первые два-три урока с детьми, только что поступившими в школу, можно употребить на то, чтобы устроить между ними некоторый порядок, ознакомиться с ними и ознакомить их с собою и школою: следовательно, это, скорее, беседы, чем уроки. Тон на этих

В школе совы

В школе совы Птицы отдали своих птенцов в школу Совы.Сова в безлунную ночь усадила учеников на ветку и приступила к подготовке их к жизни.Она дала им ЗУНы об основах наук безлунной ночи, о философии одиночества в дупле, о зверином правопорядке ночного леса.Потом провела

Читайте также: