Беседа школа вежливости цель

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями; воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту.

Ход классного часа

Вступительное слово классного руководителя.

– Сегодня мы будем говорить о доброте и вежливости. А я хочу начать со стихотворения. Оно называется “Доброта”.

Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета,
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.

Как много зависит от окружающих нас людей! Хорошее настроение зависит от доброжелательности, приветливости, плохое настроение – от раздражения, злости. Обижаясь на кого-нибудь, мы говорим: “Невоспитанный человек, некультурный человек”.

Восточная мудрость гласит: “Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе. Если бы все следовали этому совету, насколько легче было бы людям общаться друг с другом”.

Вы еще младшие школьники, но уже не малыши. Вам нужно воспитывать в себе привычку заботиться о других, быть отзывчивыми, внимательными. Например, не хлопать дверью, когда выходишь из подъезда, не кричать на лестнице. Ведь в какой-то квартире может оказаться больной человек. А может чьи-то мама или папа отдыхают после ночной смены? Может быть, это они не спали всю ночь, чтобы испечь тебе к завтраку вкусную булочку. Ты кричишь, а за стенкой мама только что убаюкала своего малыша, или кто-то напряженно работает за письменным столом.

Не считай себя центром вселенной. Помни о тех, кто рядом с тобой. Культурный человек не говорит громко. Громкая речь назойлива, мешает окружающим, раздражает их.

А сейчас попробуем раскрыть понятие “воспитанный человек”. Ребята часто дразнят толстых или худых, высоких или низких, придумывают обидные прозвища, не понимая, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство. Все это несовместимо с понятием “воспитанный человек”.

Наблюдая за вами, я сделала вывод: ваши ссоры зачастую начинаются из-за пустяка: толкнул, выхватил, задел.

– Как вы думаете, что легче: ссориться или мириться? Почему? (ответы детей) Надо все решать мирным путем без драк, ссоры, слез.

Как вы понимаете смысл этих слов: “Мое тело – моя территория, чужое тело – чужая территория, я не имею права вторгаться на чужую территорию”.

Ученые и врачи пытались ответить на вопрос, влияет ли грубость на здоровье человека. Оказывается, она может иметь самые серьезные последствия. Пережитая обида, оскорбление делают человека замкнутым, недоверчивым. Половина всех сердечных обид, болезней – результат грубости, хамства, равнодушия.

– Что же такое воспитанность? (ответы детей)

Воспитанность – это вежливость, доброта, культура, любезность. Правила воспитанного человека надо выполнять всегда, когда ты на людях и когда тебя не видит никто. Потому, как ты ведешь себя дома, в школе, на улице, судят о твоей семье, о твоих родителях, школе. Так старайтесь же не ронять чести своего дома, школы. Всегда думайте об этом. Много славных дел ждет вас, но, прежде всего, вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми. Для того, чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться “волшебными” словами, от которых становится теплее, радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение.

– А теперь послушайте стихотворения поэтов. Вот что они рассказывают они.

Друзья, (это вам они обращаются) вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.
Его зовут…… а впрочем.
Мы лучше здесь его не назовем.
“Спасибо”, “здравствуйте”, “простите”
Произносить он не привык
Простого слова “извините”
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече “Добрый день”.
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае “здорово”
Он вместо “здравствуй” говорит.
А вместо слова “до свидания”
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощание
“Ну я пошел, пока, всего”.
Не скажет он друзьям по школе
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только
Иванов, Сидоров, Васильев.
Ребята, мы не можем тут сказать вам, как его зовут
Мы честно вас предупреждаем
Что имени его мы не знаем.
Но может быть он вам знаком
И вы встречались с ним где-либо,
Тогда скажите нам о нем
А мы, мы скажем вам “спасибо”.

Дядя Саша огорчен.
Рассказал он вот о чем.
Видел Таню-школьницу.
Я на улице сейчас.
Таня – славная девчонка,
Таня ходит в четвертый класс!
Но давно уже от Тани
Я не слышу слова (здрасте!)
Слово-то какое –
Очень дорогое!

Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла
Но представьте! – зря от Вити
Ждал я слова (извините)
А слово-то какое –
Очень дорогое!
Он про внучку говорил
– Экая досада!
Я портфель ей подарил.
Вижу, очень рада.
Но нельзя ж молчать, как рыба.
Ну, сказала бы (спасибо)
А слово – то, какое –
Очень дорогое!

– А теперь послушайте задачи на уважение.

1. Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько сейчас часов? Мальчик допустил четыре ошибки. Ответьте, какие это ошибки.

а) Не следовало бы кричать, а спокойно спросить.
б) После ответа сказать “спасибо”.
в) Забыл “пожалуйста”.
г) И поздороваться.

2. Одна девочка жаловалась маме:

– Во дворе один мальчик зовет меня Галькой.

– А ты как его зовешь – спросила мама.

– Я кричу ему: “Эй, ты!”

– Скажите, права ли Галя? (нет)

3. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст от 8 до 11 лет.

(Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее)

– Ребята, давайте немножко поиграем в игру, которая называется “Не ошибись, пожалуйста”. Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное” слово. Не ошибитесь, пожалуйста.

– Будьте добры, похлопайте.

– Тихонько сядьте, пожалуйста.

– Какие волшебные слова вы услышали? Не забывайте о них, пожалуйста.

1. Вашему вниманию прилагаются слова, которыми мы пользуемся в начале разговора при встрече.

а) Пока. б) Здорово. в) Привет. г) Хелло. д) Здравствуйте. е) Доброе утро.

– Какие слова уместны в разговоре школьника с незнакомым взрослым человеком?

2. Вы звоните по телефону и хотите позвать подругу или друга. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы и дайте вариант ответа.

а) Позовите Машу.
б) Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу!
в) Здравствуйте, позовите Машу!
г) Здравствуйте, извините, Маша дома?

3. Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Ваш вариант наиболее вежливого выражения просьбы.

а) Можно войти?
б) Я войду?
в) Извините, можно войти?

4. Вы едете в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы вы?

а) Пропустите меня, я выхожу.
б) Разрешите пройти.
в) Извините, можно пройти?

Культура общения

Все вы, конечно, знаете сказку “Три медведя” Давайте, представим себе, что Маша не убежала в лес, а вступила с медведями в разговор. Какой вариант разговора вам понравился больше всего?

1. Медведи! Я заблудилась в лесу, устала, помогите мне вернуться домой.
2. Мишеньки! Я заблудилась и попала к вам в дом. Извините за беспорядок, я вам помогу все убрать.
3. Медведи! Я очень устала. Если Мишутка отнесет меня домой, моя бабушка даст ему меда и малины.

Все вы наверняка любите получать подарки. Вспомним сказку К Чуковского “Муха-Цокотуха”.

Приходили к мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застежки золотые.

Внимание! Как бы вы стали принимать подарок и поблагодарить за него?

1.Что за чудные сапожки!
Где вы их достали, блошки?
Буду их всю жизнь носить
И весь век благодарить!

2. У меня уж есть сапожки,
И получше этих блошки
Их отдам своей сестре
Что живет на той горе.

3. Вам спасибо, мои блошки,
За прекрасные сапожки.
Ох, какое будет горе.
Если мне они не в пору.

Вспомним строки Корнея Чуковского:

Приходила к мухе бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе меду принесла.

  1. Поставите весь мед для гостей.
  2. Спрячете весь мед подальше.
  3. Отложите часть меда из банки в вазочку и поставите на стол для гостей.

Просмотр инсценировки с участием детей.

На сцене появляется мальчик. Он очень грустный. Замечает девочку.

Мальчик: – Доброе утро, Аня!

Девочка: – Доброе утро! Что это ты? “Доброе утро, Аня!”

Мальчик: – Надо же надо быть вежливым. Садись, ведь ты устала.

Девочка: – Да нет.

Мальчик: – Садись, садись (усаживает). Ты ведь недавно болела. Одеваться надо уже теплее. А ты даже без шапки (садится рядом).

Девочка: – Я тебя не узнаю!

Мальчик: – Как не узнаешь? Это же я.

Девочка (улыбается): – Просто я тебя не узнаю, никогда таким не видела.

Мальчик: – А я изменился! Решил никому не грубить, не обижать, не обижать девчонок, со всеми здороваюсь.

Девочка: – Здороваться. Правильно! Молодец! На тебя приятно посмотреть.

Мальчик: – С уроками справилась? А то помогу.

Девочка: – Спасибо, справилась.

Мальчик: – И рисунок сделала? (вкрадчиво).

Девочка: – Даже несколько.

Мальчик: – Молодец, а я ни одного не успел. Анечка, а ты дай мне свой. Один самый плохой. Я его подпишу и сдам. Учительницу перехитрим.

Девочка: – Это не будет не хитрость, а обман.

Мальчик: – Тебе жалко?! Я же с тобой здоровался, на стул сажал, о здоровье беспокоился.

Девочка: – Теперь ясно, почему ты был таким вежливым.

Мальчик (кричит вслед):

– Ну, Анька, жадина, на перемене еще встретимся! А если – “пару” получу (показывает кулак).

Вывод: тогда лишь вежливости жесты хороши, когда идут у человека от души. – Оцените поступок Бори и Ани. Какую характеристику можно дать обоим.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит.
Что годы живешь ты не зря!

Автор: Слушкова Инна Игоревна

Организация: МКВ СОУ ЦО №10

Населенный пункт: Ставропольский край, г. Георгиевск

Цель: воспитание вежливой, доброжелательной личности, чуткого отношения к окружающим.

Задачи:

  • привитие навыков вежливого общения в окружающим социуме;
  • воспитание доброжелательного отношения к людям;
  • развитие навыков понимания нравственных ценностей человека

Используемые основные технологии и формы работы:

  • информационно-коммуникативная технология;
  • проблемная технология;
  • игровая технология;
  • личностное ориентирование;
  • ИКТ;
  • групповая форма;
  • фронтальная форма;
  • индивидуальная форма

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

- Доброе утро! Здравствуйте! Привет! Эти слова мы произносим каждый день, выражая свои пожелания тем, к кому обращаемся.

- Сегодня у нас с вами необычное занятие - мы будем учиться быть вежливыми. Давайте все вместе соберёмся в один круг и возьмёмся за руки:

«Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмёмся

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, пусть у нас сегодня всё будет хорошо!

/Дети садятся на свои места

- Ребята, а что такое добро и вежливость? Как вы думаете?

- Сегодня мы с вами попытаемся ответить на этот вопрос.

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожжённою солнце достать

И подарить его людям.

2.Освоение нового материала

2.1. Постановка проблемы:

- Вы мечтаете стать взрослыми и получить определённую специальность.
–Кем вы хотите стать когда вырастите? Какая профессия вам нравится?

– Но кем бы вы ни стали, хотелось бы, чтобы вы выросли очень хорошими людьми: вежливыми, добрыми, отзывчивыми. А этому тоже надо учиться. - Знаете ли вы, что означают слова: вежливость и доброта.
– Что, по-вашему, эти слова означают?
/Выссказывания детей

2.2. Игра "Доскажи словечко"

- Я предлагаю вам поиграть в игру "Доскажи словечко". За правильний ответ каждый из вас получит фишку.

Повстречал кабан в лесу
Незнакомую лису.
Говорит красавице:
«Разреши … (представиться!)

- А сейчас мы все вместе хором будем досказывать добрые словечки:

1. Растает даже ледяная глыба
От слова теплого . (спасибо)


2. Зазеленеет старый пень,
Когда услышит . (добрый день)


3. Если больше есть не в силах
Скажем маме мы . (спасибо)


4. Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь . (здравствуйте)


5. Когда нас бранят за шалости,
Говорим . (прости пожалуйста)
6. И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят . (до свидания)

– Какие вежливые слова вы услышали вы услышали в этой игре?

/За каждое правильно названное

слово ребенок получает фишку

- Какие волшебные слова вы говорите своим родным, близким, друзьям, да и просто не знакомым людям?

/За каждое "волшебное" слово ребе

нок получает фишку.

Вывод: волшебные слова не только нужно знать,но и уметь ими пользоваться.

3. Физминутка " Мы вежливы и внимательны"

- Сейчас я буду подавать вам команды, а вы будете выполнять только те из них, в которых услышите вежливые слова:

- "Поднимите пожалуйста руки вверх и похлопайте над головой";

- "Поверните туловище вправо и влево вместе со мной";

При неверном исполнении команды,

объясняет детям, почему данную ко

манду не следовало выполнять.

- "Будьте любезны, поставьте руки на пояс и попрыгайте на двух ногах";

- "Попрыгайте на месте";

- "Будьте добры, выполните присядания";

- "Садитесь на места";

- "Садитесь пожалуйста на свои места".

/За правильно выполненное задание

детям выдаются фишки.

4. Беседа по известным произведениям

4.1. Просмотр видео по рассказу В. Осеевой "Волшебное слово"

4.2. Беседа по рассказу В. Осеевой "Волшебное слово"

- Почему мальчик Павлик был сердит и разговаривал грубо со стариком?

- Как можно назвать его поведение?

- Вам нравится поведение Павлика?

- Как старик помог мальчику?

- Как изменилось отношение родных к мальчику?

- Какую силу имеют волшебные слова?

4.3. Прослушивание стихотворения А. Барто "Признание"

- Вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые, взрослые люди.

ПРИЗНАНИЕ

Поди узнай,
Поди пойми,
Что стало с парнем
Лет восьми!
Он всех, в один несчастный день,
Чуть не довел до слез.
Его зовут – стоит как пень,
Как будто в землю врос.
— Смотри не пей воды сырой! —
Советует сосед.
Один стакан, потом второй
Андрюша пьет в ответ.

Поди узнай,
Поди пойми,
Что стало с парнем
Лет восьми!
— Придешь обедать к трем часам,—
Ему сказала мать.
Он пробурчал: — Я знаю сам. —
А сам явился в пять.
— Ну что с тобой, Андрюшенька? —
И сын признался ей:
— Когда я вас не слушаюсь,
Я выгляжу взрослей!

4.4. Проверка восприятия:

- Прав ли мальчик? (Грубость, неуважительное отношение к людям – признак плохого воспитания.)

5. Инсценирование двух ситуаций детьми .

Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим несколько ситуаций. Поговорим о том, что такое хорошие и плохие манеры.

Первая ситуация.

Мама велела вам прийти домой в 3 часа дня. Но у вас нет часов. Вам придётся обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?

/Инсценировка обращения детей к окру

Вторая ситуация.

Вы едите в трамвае. На остановке входит старушка. Ваши действия?

/Инсценировка "Уступим место"

Воспитатель: Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни рузьям.

6. Прослушивание аудиозаписи по рассказу В.Осеевой "Синие листья"

6.1. Проверка восприятия:

- Почему рассказ называется "Синие листья"?

- Как звали подруг ?

- Сколько зеленых карандашей было у Кати?

- Могла ли Катя дать Лене зеленый карандаш?

- У кого Катя решила спросить разрешение?

- Как выдумаете действительно ли Катя спрашивала разрешение у мамы, брата?

- Была ли Катя настоящей подругой Лене?

-Что значит выражение "Покраснела как рак"?

7. Самопроверка

– Можно ли в нашем классе принять следующие правила вежливости и доброты (обсуждение в группах)
/На экране плакаты с правилами

вежливости и доброты.

1. Помогай там, где нужна помощь.

2. Выручай друзей в беде.

3. Улыбнись тем, с кем общаешься.

6. Прощай ошибки других.

Как вы их понимаете? /Выссказывания детей

8. Творческое задание

- Нарисуйте свою ладошку и напишите на ней одно вежливое или доброе слово. Прикрепите к солнышку свои ладошки. Пусть это лучистое, доброе солнышко светит в нашем классе всегда! Такие же солнышки сделайте дома со своими родными. Пусть они освещают и согревают ваши сердца, дома и квартиры.

9. Подведение итогов Рефлексия

  • Я узнал …;
  • Я понял …;
  • Мне понравилось …;
  • Мне не понравилось …

Разговор на эту тему мы продолжим на других занятиях.

/Подведение итогов. Подсчет фишек. Угоще

ние детей сладкими призами.

Перед тем, как нам расстаться,

И уйти всем по домам,

Хочется нам попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Приложение 1.
"Волшебное слово" - В.А. Осеева

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
- Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
- С тобой что-то случилось?
- Ну и ладно! А вам-то что? - покосился на него Павлик.
- Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то.
- Ещё бы! - сердито буркнул мальчик.- Я скоро совсем убегу из дому. - Убежишь?
- Убегу! Из-за одной Ленки убегу.- Павлик сжал кулаки. - Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
- Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
- Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала. прямо тряпкой, тряпкой.
Павлик засопел от обиды.
- Пустяки! - сказал старик. - Один поругает, другой пожалеет.
- Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик.-Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: "Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!"
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
- Что же, не берёт тебя брат?
- А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:
- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово.
Павлик раскрыл рот.
- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни - тихим голосом, глядя прямо в глаза.
- А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
- Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
- Я попробую, - усмехнулся Павлик,- я сейчас же попробую. - Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски - зелёные, синие, красные - лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
"Обманул старик! - с досадой подумал мальчик. - Разве такая поймёт волшебное слово. "
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
- Лена, дай мне одну краску. пожалуйста.
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
- Ка-кую тебе?
- Мне синюю, - робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
"Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?"
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
- Дай мне кусочек пирожка. пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
- Горяченького. горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
"Волшебник! Волшебник!" - повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
- Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
- Возьми его, - вдруг сказала сестра. - Что тебе стоит!
- Ну, отчего же не взять? - улыбнулась бабушка. - Конечно, возьми.
- Пожалуйста, - повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
- Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
"Помогло! Опять помогло!"
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

В. Осеева "Синие листья"

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

— Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

А Катя вздохнула и говорит:

— Мама-то позволила, а брата я не спросила.

— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.

— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

— Я осторожненько, — говорит Лена. — Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

♦ Попробуйте вспомнить вежливые слова и рассказать, когда их нужно употреблять.

В очень многих случаях. Например, если вам вручили подарок.

♦ Что вы скажете, принимая его?

Спасибо!

Я за все благодарю:

За вкусные оладушки —-

Дедушке — за сказку,

Мамочке — за ласку,

Папочке — за доброту.

Даже нашему коту

Я кота благодарю

За то, что ловит мышек —

Как попугай Таню вежливости учил

Сбылась Танина мечта — папа подарил ей волнистого попугая. Попугай был красивый — ярко-голубой с зелеными, желтыми, серыми перышками и озорными смышлеными глазками- горошинами.

Назвали попугая Шуриком. Он быстро освоился на новом месте, привык к большой серебристой клетке. Шурик любил, уцепившись лапками за жердочку, висеть головой вниз, раскачиваться на качелях и смотреться в зеркальце. А когда папа включал радиоприемник, Шурик звонко щебетал под музыку.

— Бабушка, как мне научить Шурика говорить? — спрашивала она.

— Нужно по многу раз терпеливо повторять какое-нибудь слово или фразу, постепенно попугай их запомнит и когда-нибудь повторит.

Но терпения у Танюши было маловато. Девочка всегда куда- то торопилась и даже простые вежливые слова говорить домашним ей было некогда. Прибежит она с улицы, бросит куртку на стул и с порога кричит:

— Я ужасно есть хочу! Бабушка, подавай обед!

♦ Куда нужно вешать куртки и пальто, когда вы приходите с улицы?

Бабушка грустно качала головой и говорила:

— Танечка! Иди, вымой руки с мылом и скажи волшебное слово, ты о нем совсем забыла!

— Какое еще волшебное слово? Не знаю никаких волшебных слов, а руки у меня и так чистые! — ворчала внучка.

Наспех поев, Таня никогда не благодарила бабушку за вкусный обед, вскакивала из-за стола, с грохотом отодвинув стул, и убегала гулять.

♦ Как вы обращаетесь к маме или бабушке, когда хотите есть?

♦ Какие вежливые слова говорите после того, как поели?

Однажды на день рождения к Тане пришли друзья. Мама испекла пирог с малиновым вареньем, бабушка тоже наготовила всякой всячины и красиво накрыла стол.

Таня с гордостью показала ребятам своего любимца — Шурика.

— Очень красивый! — восхищались дети, рассматривая попугайчика.

— А говорить он умеет? — спросила маленькая Анечка.

— Пока не умеет, но я его учу, — соврала Таня, — скоро научится!

Она отрезала маленький кусочек свежего огурца и протянула его Шурику:

— На, Шурик, съешь огурчика!

Но Шурик есть не стал, а вдруг как-то боком подскочил на жердочке и, вдохновленный всеобщим вниманием, громко и ясно сказал:

— Отстань! Не хочу и не буду!

Ребята так и ахнули от неожиданности.

— Говорит! Говорит! — закричали они, а Таня бросилась к бабушке на кухню и выпалила:

— Бабушка! Шурик заговорил! Иди скорей, послушай!

Бабушка вытерла руки и вошла в комнату.

— Ну, Шурик, скажи нам, пожалуйста, что-нибудь, — вежливо попросила она.

В ответ попугай весело крикнул:

— Отстань! Не хочу! Дай варенья! Дай! Дай! Дай! — А потом вдруг захныкал: — Купи мне велосипед!

Дети засмеялись. Вот так попугай! Не очень-то он вежливый!

— Кто же его таким словам научил? — удивилась Таня.

Бабушка выразительно посмотрела на девочку и заметила:

— А ты подумай, может быть, и догадаешься!

Вечером, когда гости разошлись, Таня легла в кровать и перед сном вспомнила своего говорящего попугая.

— Да ведь это Шурик мои слова повторял! Я вчера у папы велосипед выпрашивала: купи, купи мне велосипед!

А папа мне ответил:

Ну и не надо! — крикнула в ответ Таня. — Я и без него обойтись могу!

А вот сейчас ей стало очень стыдно. Не только она сама невежливая девочка, но и попугай у нее капризный и невоспитанный.

— Больше не буду никому грубить, а попугая научу вежливым словам, — решила Таня и спокойно уснула.

♦ Какие вежливые слова забывала говорить Таня?

♦ Были ли вежливыми любимые Танины слова?

♦ Почему попугай Шурик выучил невежливые слова?

♦ Почему Тане стало стыдно за своего попугая?

♦ Какое волшебное слово нужно говорить, когда обращаешься к кому-нибудь с просьбой?

♦ Какое слово нужно сказать, когда благодаришь человека за что-нибудь?

Правила этикета

♦ Приходя домой с прогулки, не забудьте вытереть ноги о коврик у дверей, а потом снять сапоги или ботинки, поставить их под вешалку и переобуться в домашние тапочки.

♦ Пальто или куртку повесьте на вешалку.

♦ Когда вы приходите домой с улицы, не забудьте вымыть руки с мылом.

Вежливые слова

Есть много слов прекрасных,

Волшебных, добрых слов.

Таких простых и ясных —

Я их назвать готов.

Говорю при расставанье.

Никогда сказать не лень.

За добро благодарить

Никогда я не забуду —

Я невежливым не буду.

Если братик спать захочет,

Пожелаю сладких снов.

Знаю много добрых слов!

Добрые слова

Жила-была девочка Аня. Веселая, озорная, но вежливая и воспитанная. У нее было много друзей, и малышка никогда не скучала.

А вот Вера была совсем другой. Вежливые слова она считала пустым звуком и никому не нужной тратой времени, она частенько грубила и, по правде сказать, очень редко улыбалась друзьям.

Да и друзей-то у нее было немного. Трудно дружить с невежливым человеком!

— Эх, Веруня! — вдруг обратилась к ней женщина. — Зря ты скучаешь, с ребятами не играешь!

— Откуда вы знаете, что меня зовут Верой? — удивленно спросила девочка.

— Я и вправду не хочу с ними играть! — сказала с досадой Вера. — Ребята меня недолюбливают, потому что я им могу запросто нагрубить.

— Это ты зря! — ласково сказала красавица. — Добрые слова ведь не зря волшебными называют. Они многое могут. Ими человеческие сердца, как ключиками, открываются!

— Я как-то об этом не думала. — со вздохом ответила Вера.

— А ты посмотри на Анечку! Ее все ребята любят, хотят с ней дружить, играть. Она улыбчивая, ласковая, а волшебные слова так и слетают у нее с губ.

— Да, это правда, — согласилась Вера. — Но я к этим словам не привыкла! Ненужными они мне кажутся.

— Ну это ты зря так думаешь! — с загадочной улыбкой сказала незнакомка. — Хочешь, все Анины волшебные слова окажутся у тебя? И ты увидишь, что из этого получится.

— Хочу! — согласилась Вера.

— Теперь эти слова твои! — сказала женщина. — Ты станешь произносить их так же легко, как Анюта. А вот у нее этих слов больше пока не будет. Жаль, конечно, малышку! — со вздохом добавила она. — Но я ей скоро их верну!

— Вы — волшебница? — потрясенно лепетала Вера. — И карандашик у вас волшебный?

— Пожалуй, что волшебница, — ответила женщина.

— Спасибо, спасибо вам! — горячо воскликнула Верочка. Но на скамейке уже никого не было!

После этой удивительной встречи мама, бабушка, воспитательница в детском саду не могли нахвалиться на Веру.

— Какая вежливая стала наша малышка! Ласковая, воспитанная! — восклицала Анна Анатольевна. — Я просто поверить не могу, что Вера так быстро изменилась в лучшую сторону. Волшебство какое-то!

Между тем Вере и самой понравилось быть тактичной, вежливой и внимательной к людям. Другие дети тотчас почувствовали перемену в Вере и потянулись к ней. У девочки появилось много новых друзей, а о былой скуке не было и речи.

А вот жизнь Анечки без вежливых слов стала гораздо труднее. Раньше эти слова сами собой слетали у нее с языка, а теперь девочке приходилось делать над собой усилие, чтобы говорить вежливо, долго вспоминать их. Улыбка исчезла с ее милого личика, и оно стало грустным.

Но молодая волшебница с карандашиком вовсе не была злой. Она просто хотела помочь Вере и показать ей силу вежливых слов, а обижать Анечку ей было незачем.

Как-то раз она снова оказалась на детской площадке, когда там собралась детвора. Волшебным карандашиком она написала в воздухе все волшебные слова и послала их Анюте. Они тут же оказались в Аниной сумочке.

Девочка вдруг почувствовала необыкновенную радость и легкость. Она засмеялась, схватила Веру за руки и весело закружилась с ней. Потом подружки побежали играть в куклы.

— Возьми, пожалуйста, мою куклу, Анечка!

— Спасибо! Я как раз хотела, чтобы эта кукла была моей дочкой, — поблагодарила Аня.

Пожалуй, на этом мы и закончим сказку. Ведь теперь вы знаете, что и Вера и Аня — вежливые девочки. А вежливость — лучшая помощница в дружбе.

♦ Почему все дети хотели дружить с Аней?

♦ Почему вежливые слова называют добрыми?

♦ Что вы можете сказать о Вере?

♦ Кто подарил ей добрые слова?

♦ Как изменилась Вера, ее жизнь?

♦ Как добрые слова вернулись к Анечке?

Ответьте на вопросы

1. Какие слова называют вежливыми?

2. Какие вежливые слова вы знаете?

4. Почему нужно благодарить людей за все хорошее?

Тема вежливости должна регулярно подниматься в современных школах, начиная с младших классов, заканчивая старшими, поскольку вежливость — одно из важнейших качеств воспитанного человека. Задача педагога — создать такие школьные условия, при которых ученики проникнутся правилами хорошего тона, узнают этические и нравственные нормы.

Какие цели и задачи поставить для классного часа о вежливости?

Главной целью такого мероприятия будет привитие этических норм поведения. Эта цель глобальна, поэтому ее сопровождают более точные задачи. Например:

Какой должна быть информационная составляющая классного часа про вежливость?

Каждое внеклассное мероприятие должно содержать небольшой теоретический блок. В данном случае это могут быть истории происхождения вежливых слов. Стоит выбрать несколько учеников и предоставить им возможность провести маленькое исследование, обнаружить, где взяли свое начало вежливые слова. Можно предоставить уже готовый материал, чтобы школьники рассказали его остальным ребятам.

Книги о вежливости

Можно сделать наглядный материал в виде плакатов или просто красиво оформленных распечатанных листков с текстовым материалом.

Стихи о вежливости

Для учеников начальной школы это могут быть стихи:

А также загадки по теме (До чего ж оно красиво / Слово доброе СПАСИБО, И во Франции и в Дании / На прощанье говорят ДО СВИДАНИЯ и т.д.).

Афоризмы

Для среднего и старшего звена можно подобрать цитаты и выдержки на тему вежливость из различных произведений.

  • Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость (Сервантес).
  • Человек есть не что иное, как ряд его поступков (Г. Гегель).
  • Воспитание есть усвоение хороших привычек (Платон).
  • Все прекрасные чувства в мире весят меньше, чем одно доброе слово (Д. Лоуэлл).
  • Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик (И. Гете).

Любую из вышеперечисленных цитат можно использовать в эпиграфе к классному часу о вежливости.

Будет здорово, если получится сделать презентацию или раздаточный материал. Тогда вся необходимая информация окажется перед глазами учащихся.

Темы классного часа о вежливости

Какие темы выбрать, и какой формы должен быть классный час о вежливости?

Выбор тем огромен. Педагогу просто надо включить свою фантазию или воспользоваться шаблонами.

Для выбора формы классного часа педагогу нужно ориентироваться на возраст учащихся.

Разумеется, задачей педагога будет разработка определенных заданий, соответствующих сценарию.

Для средних и старших классов лучше выбирать интеллектуальные или состязательные формы проведения классных часов.

В конце классного часа обязательно подведение итогов и закрепление результата.

Читайте также: