Пояснительная записка к методической разработке в доу

Обновлено: 07.07.2024

Управление народного образования

Администрации городского округа города Бор

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕМА:

Работа по воспитанию у старших дошкольников

интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем

"Родной свой край люби и знай!"

СКАЧАТЬ (полный материал с таблицами и фото)

Выполнил: Никитина Ирина Владимировна

Содержание.

1.Пояснительная записка. Актуальность темы.

2.Особенности краеведческого воспитания детей старшего дошкольного возраста.

3. Цели и задачи работы по краеведческому воспитанию дошкольников.

4. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения данного раздела программы детьми старшего дошкольного возраста.

5.Методы и приёмы используемые в работе.

6. Програмно -методическое обеспечение краеведческой работы. Предметно-развивающая среда.

7. Ожидаемые результаты.

8. Этапы работы.

9.Приложения

-анкеты

-результаты опросов

-конспекты занятий и мероприятий

1.Пояснительная записка. Актуальность темы.

Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех явля­ется той путеводной звездой, кото­рая на протяжении всей жизни оп­ределяет очень многое, если не ска­зать — всё.Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каж­дому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.

Краеведение — это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это — сокровище на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов.Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.

Поскольку патриотизм воспитывать нужно с раннего детства, в нашем дошкольном учреждении озна­комление с окружающим миром осу­ществляется через традиции своей социокультурной среды — местные историко-культурные, национальные, географические, климатические осо­бенности региона.

Анализ результатов диагностики знаний детей по краеведению, их познавательной деятельности в этой области, показал недостаточный уровень, отсутствие мотивации и интереса к изучению природы, культуры и традиций родного края. Это свидетельствует о том, что огромный пласт возможностей краеведения воспитательного, образовательного, развивающего значения в воспитательно-образовательном процессе педагогами, к сожалению, не используется.

Анализ имеющейся литературы, показал, что ни определенной системы работы, ни методических пособий по ознакомлению дошкольников с основами краеведения нашего региона не существует.

Анализ результатов анкетирования родителей показал, что интерес их к материалам краеведческого содержания также низок. Анкетирование также показало, что привлечь их внимание к совместной деятельности по воспитанию любви к родному селу можно только через определенные формы работы, те, которые пользуются наибольшей популярностью: активные формы взаимодействия различные конкурсы.

Таким образом, был выявлен ряд противоречий:

1) между необходимостью краеведческой работы в ДОУ, как условия формирования патриотизма у дошкольников, и отсутствием соответствующей программы и методических пособий, дидактического и наглядного материала, адаптированных к возрастным особенностям дошкольников;

2) между воспитательным, развивающим и образовательным потенциалом краеведения и его невостребованностью вследствие специфичности;

3) между богатым развивающим материалом и не достаточным мастерством педагогов эффективно использовать его при организации познавательной активности дошкольников на занятиях, в опытно- экспериментальной и исследовательской деятельности, в организованной и неорганизованной деятельности детей;

4) между необходимостью привлекать родителей и отсутствием у них интереса к данной теме.

Таким образом, выявленные противоречия определили проблему, заключающуюся в создании такой системы работы педагога в группе, которая бы наиболее успешно способствовала развитию интереса у дошкольников к родному краю, чувства гордости и бережного отношения к нему, и, как следствие, воспитанию чувства патриотизма и любви к родному селу, краю, малой родине. Кроме того, необходимо было выяснить какие современные педагогические технологии, методы и формы работы должны быть применены нами для успешной работы с дошкольниками в этом направлении.

Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:

- к 5-6 годам у 65 % дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию села и края;

- у 60 % детей отмечается низкий уровень знаний истории села и края;

- 90 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения села и районного центра из – за занятости и недостатка финансовых средств;

- 60 % родителей затрудняются в знании истории села и края;

- 30 % родителей не знают и не хотят знать историю села и края.

Полученные данные показывают ,что необходимо расширять работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Опрос детей проводился по следующим вопросам-

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек заиграл всеми цветами радуги.

В. А. Сухомлинский.

Методическая разработка посвящена развитию творческих, познавательно - исследовательских способностей дошкольников, любознательности, развитию личностных свойств ребё нка: целеустремлённости, настойчивости. Мир физических явлений, окружающий ребёнка, даёт огромные возможности для систематического развития способностей к преобразованию. Процессы превращения постоянно происходят вокруг нас: день превращается в ночь, вода в лёд, лёд в воду. Наблюдая подобные процессы и осваивая их соответствующие действия, ребёнок учится совершать преобразования самых разных ситуаций. Таким образом, у ребёнка происходит стихийное развитие способностей к преобразованию, исследованию, экспериментированию.

Данная методическая разработка будет полезна воспитателям ДОУ для организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям методическая разработка будет полезна для того, чтобы поддержать стремление детей исследовать все и вся, для расширения их представлений об окружающем мире, для интеллектуального и творческого развития ребёнка. Эти опыты можно проводить дома, так как они просты и не требуют какой-либо специальной подготовки.

Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, обогащается словарь, развивается наблюдательность, внимание, чувственный аппарат (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус).

Пояснительная записка. Дети по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательности, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. В соответствии с ФГОС дошкольного образования познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) [п. 2.6.]

Исходя из актуальности темы, целями данной методической разработки являются :

- развитие представлений детей о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности (свойства воды, о взаимодействии различных веществ при их соединении, о влиянии одних свойств на другие;

- включение детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, развитие познавательного интереса;

- расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

-развитие мыслительных способностей : операций анализа, классификации, сравнения, обобщения, формирование способов познания путём сенсорного анализа, развитие самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля.

Серия наблюдений, опытов и экспериментов с водой способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.

Опыты и эксперименты с детьми 3-4 лет отличаются простой структурой в силу возрастных особенностей детей. Структура детского экспериментирования состоит :

1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

2. Целеполагание (что нужно сделать);

3. Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается);

4. Эксперимент (отбор нужных средств, реализация в действии);

5. Формулирование выводов;

6. Анализ полученных данных;

7. Словесный отчёт об увиденном;

8. Проверка предположения;

9. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось);

10. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация её в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования ребё нку необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Как я это делаю?

2. Почему я это делаю так, а не иначе?

3. Зачем я это делаю?

4. Что хочу узнать?

5. Что получилось в результате?

В ходе эксперимента педагог (родитель) должен сочетать показ предмета с активными действиями ребёнка по его исследованию (рассматривание, ощупывание, определение цвета, запаха, веса, размера, привлекать детей к сравниванию схожих и различных предметов и материалов, использовать опыт, полученный в практической деятельности, в других видах деятельности.

Педагог (родитель) должен создать ребёнку условия для познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования. Всё оборудование для проведения опытов должно быть безопасно, все материалы должны быть доступны.

В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:

Компонент дидактический

- книги познавательного характера для младшего возраста;

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной,

красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).

Простейшие приборы и приспособления :

- веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

- семена бобов, фасоли, гороха

На видном месте вывешиваются алгоритмы работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

- персонажи, наделённые определенными чертами,

Данная методическая разработка способствует развитию самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.

1. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / под ред. СЛ. Новоселовой. 3-е, изд. испр. М. : Просвещение, 1997.

4. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников / Для занятий с детьми 4-7 лет/ под ред. Н. Е. Вераксы, О. Р Галимова / М. : МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2016г.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

Игры – эксперименты с водой

Вода - это среда, в которой находился ребенок. Ребенку нравится играть с игрушками в ванной, тазу. Он видит, что одни предметы тонут, а другие плавают.

Плавает или тонет? Налейте в таз воды и дайте малышу плавающие предметы, игрушки (пробки, дощечки, кораблики).

Переливание воды. Воду можно переливать из кружки в кружку, из кружки в пластиковую бутылку, используя воронку.

Растворение сахара. Можно показать, как растворяется сахар, попробовать сладкую водичку на вкус.

Окрашивание воды. Интересно вместе с детьми при помощи кисточки и гуаши делать разноцветную воду.

Воздушные пузыри (бульбочки). С помощью трубочки от коктейля, соломинки можно сделать воздушные пузыри в стакане.

Мыльные пузыри. При помощи специального приспособления воспитатель пускает мыльные пузыри, а дети за ними наблюдают или ловят руками. Ловля пузырей вызывает у детей радость, чувство восторга.

Капельки. С помощью пипетки можно понаблюдать, как получаются капельки и какие звуки они издают, падая на твердую поверхность.

Впитывание воды. Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка. Игра с водой:

Предложить ребенку зачерпывать воду из тазика разными предметами и переливать в разные банки.

Цели: Ознакомление детей со свойствами воды (прозрачность, текучесть, способность изменять цвет); включение детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, формирование умения выделять свойства объекта, развитие познавательного интереса.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, организованность;

Развивающие: развивать любознательность, мышление, воображение, представление об окружающем мире; развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, сопоставлять факты, побуждать познавательную активность детей; развивать речь детей, обогащать словарный запас;

Образовательные: обогатить представления детей о разнообразных свойствах воды (прозрачная, текучая, одни предметы в воде тонут, а другие плавают, вода может изменять свой цвет); в процессе экспериментирования стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Методы и приемы :

Методы : игровые, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент.

Приемы: постановка цели, вопросы, указания, дополнения, поощрение, экспериментирование.

Словарная работа: прозрачная, окрасилась, плавает, тонет.

Структура эксперимента :

1. Сюрпризный момент. Рассматривание содержимого волшебной коробки.

2. Напоминание правил на занятиях экспериментирования.

3. Вопросы о знакомых свойствах воды.

4. Экспериментирование за столами.

6. Окрашивание воды.

7. Пускание корабликов.

Этапы деятельности Содержание познавательно – исследовательской деятельности Результативность этапов познавательно – исследовательской деятельности

Мотивационно-организационный Вместе с детьми вхожу в группу, обращаю внимание, что на столе лужа воды и мокрые следы.

- Предлагаю детям отгадать кто бы это мог приходить в гости и оставить мокрые следы?

Обращаю внимание, что гость нам оставил подарок! Какая красивая блестящая коробка, голубая ленточка на ней, похожа на ручеек, капельки…

Рассматриваем содержимое коробки: камушки, кораблики, резиновые игрушки.

Привлечено внимание детей к объекту исследования – воде, поставлены цели исследования – определить свойства воды.

Поисково-исследовательский Вспоминаем правила безопасного поведения при экспериментах с водой – закатать длинные рукава, не толкаться, не брызгаться водой, внимательно слушать указания.

1. Предлагаю опустить пальчики в воду, почувствовать, какая вода? (теплая); а какой вода еще бывает? Детям предлагается потрогать бутылочки с водой. Что вы чувствуете? (Дети трогают, обхватывают, ощупывают бутылки, определяя, что одни бутылки холодные, а другие - горячие.)

2. А еще вы знаете, что некоторые предметы в воде тонут, а другие плавают. Как вы думаете, резиновый мячик утонет или будет плавать? Давайте проверим. Предлагаю детям взять мячики в руки, подержать их, мячи из резины, тяжелые они или легкие? (легкие, мягкие). Опустить их в воду. Что происходит? (мячи плавают, не тонут).

Далее берём в руки камушки. Какие камушки (тяжелые? Как вы думаете, что будет, если их опустить в воду? Аккуратно отпускайте камушки. Что случилось с камнями (они утонули, опустились на дно).

3. Ребята, а вы видите камушки на дне? Какое свойство воды мы еще можем назвать? (Вода прозрачная, сквозь воду можно разглядеть предметы).

4. А еще вода очень сильная, поливаю воду на мельницу. Что я делаю? (Лью воду). Что происходит с мельницей (Она крутиться) (предлагаю 2-3 детям полить на мельницу). Сила воды заставляет мельницу крутиться, работать.

Дети возвращаются на свои места.

5. Показываю фокус с водой! Говорю волшебные слова и происходит волшебство! (растворяю предварительно насыпанные в стакан гранулы марганцовки, медленно поворачивая стакан, рассматриваем причудливые узоры в воде, как вода меняет свой цвет).

6. Ребята, а теперь мы с вами будем волшебниками и узнаем, что когда мы рисуем красками и смываем кисточку, то водичка меняет свой цвет; смывая разные краски (желтую и синюю, мы можем менять цвет, как захотим. Давайте попробуем.

Дети набирают краски на кисточку и смывают их, каждый раз наблюдая, как меняется вода. В конце эксперимента предлагаю детям бросить в стаканчик с водой камушки.

7. Ребята, вы видите камушки в водичке? Почему? (Водичка стала цветной, непрозрачной и поэтому камушки не видно.)

Ребята вот, оказывается, какой интересной и доброй волшебницей может быть обыкновенная вода. Проведёны эксперименты по определению различных свойств воды;

Дети включены в игровую, познавательно – исследовательскую деятельность, ознакомлены с водой как с объектом исследования, выявили её свойства, качества, отличительные особенности:, бывает разной температуры, дети убедились, что разные предметы по-разному ведут себя в воде: резиновые и пластмассовые предметы легкие, они плавают, а тяжелые предметы тонут, опускаются на дно, вода льется, ее можно переливать, вода прозрачная, сквозь воду можно разглядеть предметы, сила воды заставляет мельницу крутиться, работать. вода может окрашиваться в разные цвета.

Рефлексивный (анализ и обобщение результатов экспериментирования) - водичка льется, она может быть холодной, теплой или горячей, предметы могут в ней плавать или тонуть, вода прозрачная, мы сами можем менять цвет воды.

Отмечаю активное участие детей, благодарю их за помощь в исследовании. Обращаю внимание детей на волшебную коробку – подарок Капитошки, что там есть кораблики, предлагаю поиграть с ними – дети пускают кораблики в больших тазах с водой, которые стоят на столах и в центре воды и песка. Проведён анализ и обобщение результатов эксперимента; сделан вывод; подведены итоги.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности докшкольников Дети - природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.

Детское экспериментирование как вид познавательной деятельности ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК ВИД ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что.

Коллекционирование как способ развития познавательной активности и инициативы дошкольников Тема: "Коллекционирование как способ развития познавательной активности и инициативы дошкольников" Основные принципы дошкольного образования.

Планирование работы по самообразованию. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности Сроки выполнения Содержание и формы работы Сентябрь Подбор материала по теме: Постановка целей и задач по данной теме. «Детское экспериментирование.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников как средство развития познавательной активности 1. Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности 2. Расскажи – я забуду, покажи – и я запомню, дай.

Оценить 2617 0

Пояснительная записка к занятию

социально - личностной направленности

Воспитатель с соответствием занимаемой должности.

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

• Принцип психологической комфортности

Цель занятия: закрепить признаки Весны, закрепить название цветов-первоцветов, закрепить название перелетных птиц, развитие мелкой моторики рук.

Образовательные задачи: обобщать представление детей о весне: называть приметы весны, первые весенние цветы, читать стихи о весне, отгадывать загадки о весне.

Воспитательные задачи: Воспитание бережного отношения и любви к природе, формирование умения работать в коллективе.

Активизация словаря: ВЕСНА, приметы весны, становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, распускаются листочки, появляются первые весенние цветы, солнце светит ярко, прилетают птицы.

Оборудование: иллюстрации о весне, изображение птиц, цветов, деревьев.

При решении вышеуказанных задач у дошкольников развивались такие интегративные качества как: физически развитый, овладевший культурно – гигиеническими навыками; любознательный, активный; эмоционально – отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы).

В процессе образовательной деятельности педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. Всем хотелось правильно выполнить задание за столами: аккуратно намазать кружочки клеем и насыпать кукурузную крупу –чтобы получился цветок одуванчик. На занятии прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Воспитатель проявляет умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.

Все поставленные задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.

Данная разработка содержит комплекс кратких и четко сформулированных указаний, способствующих внедрению в педагогическую практику алгоритма действий применительно к методическим рекомендациям. Автором подчеркивается, что методические рекомендации могут быть краткие и развернутые и даются четкие указания, как правильно оформить те и другие. При этом дается конкретный алгоритм оформления данного методического мероприятия.

Содержимое публикации

Методические рекомендации для педагогов ДОУ

«Написание методических рекомендаций

Подготовил:старший воспитатель МБДОУ

высшей квалификационной категории

Методические рекомендации содержат комплекс кратких и четко сформулированных указаний, способствующих внедрению в педагогическую практику наиболее эффективных методов и форм обучения, рациональных вариантов, образцов действий применительно к определенному виду образовательной деятельности.

В зависимости от целеполагания, изложение методической рекомендации может быть кратким или развернутым.

Краткие рекомендации называются памяткой и могут содержать советы для конкретной аудитории по выполнению каких-то конкретных операций или действий. Памятки содержат минимум информации, небольшие по объему (от одного листа и больше).

Памятки составляются без титульного листа по следующему алгоритму:

Основной текст (начинается с краткого описания сути вопроса, затем идут краткие и четкие указания, основной текст может содержать пронумерованные иллюстрации с кратким описанием).

Автор (ы) (ФИО полностью), должность, место работы.

Месяц и год создания.

Развернутые методические рекомендации, как правило, предназначены для оказания помощи тому, кому они предназначаются в восприятии логики одной или нескольких апробированных методик, выработанных на основе результативного педагогического опыта. В методических рекомендациях содержатся конкретные указания по организации и последовательности проведения одного или нескольких занятий, выполнению курсовых и дипломных работ или мероприятий, иллюстрирующих методику на практике.

Объем развернутых методических рекомендаций, как правило, занимает от трех листов и больше, в зависимости от количества информации. Алгоритм оформления методических рекомендаций:

1. Титульный лист:

Полное название учреждения

Вид методической продукции (методические рекомендации)

Должность педагога - автора

Квалификационная категория педагога - автора

ФИО педагога - автора полностью

Месяц и год написания

2. Второй лист: Аннотация (краткое описание сути работы, обозначение целевой аудитории).

Пояснительная записка (Вступительная часть, в которой обосновывается актуальность данных рекомендаций, разъясняется, какую помощь призвана оказать настоящая работа; указывается цель (цель должна быть одна); главный тезис и источник практического опыта; целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются методики, сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; можно охарактеризовать значимость предлагаемой работы; обязательно дается описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным направлениям; может способствовать повышению мотивации к обучению у студентов и т.п.).

Содержание (оно может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.д. и т.п. Поэтому само содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры, главное, что это проанализированный и переработанный материал, который излагается в логической последовательности. Можно, опираясь на состоявшийся педагогический опыт, поэтапно описать, что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу и как, т.е. с помощью каких форм и методов; дать советы по решению организационных вопросов (например, план работы; этапы проведения мероприятия, распределения поручений и т.д.); советы по материально-техническому обеспечению; по кадровому обеспечению. Методические советы по проведению массовых мероприятий с обучающимися могут содержать рекомендации по создания эмоционального настроя).

Заключение (выводы, подведение итогов в соответствии с вводной частью и содержанием).

Список использованной литературы (при необходимости можно разделить список рекомендуемой литературы по теме; список составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников; в список отдельно включаются электронные ресурсы).

Читайте также: