Беседа о волшебных словах в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Для занятия необходимо: приготовить карточки с вежливыми словами; нарядить в костюм Кота Леопольда мальчика постарше (старшего брата).

Появляется Кот Леопольд.

Ведущий:

Солнышко ясное встало.

Кричу я прохожим,

На утро похожим.

Но если проснешься,

А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

Друзья, все равно.

Обещал отцу Петрусь:

— Я за вежливость возьмусь:

Буду всех благодарить,

Вот мальчишка со стараньем

Видит — утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только — только задремал.

А Петрусь как заорет:

— С добрым утром, дед Федот! —

Дед ругнул его спросонок:

Вот Петрусь догнал Яринку

Да как дернет за косынку:

— Ты куда, Ярина, стой,

Я здороваюсь с тобой! —

Та отпрянула в сторонку.

Как невежлива девчонка.

Нес вожатый горку книг,

А Петро с ограды — прыг.

Чуть не сел ему на плечи:

— Извините, добрый вечер!

— Ты, — вожатый закричал, —

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?!

Кот Леопольд: Какие вежливые слова произносил Петрусь? (Ответы детей)

Простите!

Бабушка с мамой

Но папа нашелся:

Взглянул им в глаза

— Мы купим другую,

Есть лучше в продаже.

Что в нем такого?

А вот ведь какое?

Кот Леопольд: Но чтобы это чудесное слово, как и другие волшебные слова, не могло расколдоваться, надо помнить: слово не должно расходиться с делом.

1. Умеют ли они здороваться?

Что им ответила учительница, мальчики не слышали: они первыми ворвались в буфет.

Леночка сидела в автобусе. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Леночка испачкает ей пальто.

— Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя себя вести — заметила Леночке старушка, сидевшая напротив,

— А что я сделала? — возразила Леночка.— Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

И она, надувшись, стала смотреть в окно.

3. Три ошибки

Дети читают стихи (5 человек)

Здравствуйте!

Здравствуйте! — ты скажешь человеку.

Здравствуй! — улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Доброго пути!

Нам желают: доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

Спасибо!

Мы все припомнить не смогли бы,

Ведь это было столько раз.

За все, что делают для нас.

До свидания!

Когда мы увидимся снова? —

Никто не ответит заранее.

Сказать остается два слова,

Будьте добры

Будьте добры, — это я говорю по секрету,

Будьте добры — и не ждите за это конфету.

Будьте добры — без игры и во время игры

Если сумеете, будьте скорее добры.

— А как надо произносить эти слова, чтобы они не потеряли своей волшебной силы? (Ответы детей)

Познакомить детей с вежливыми словами и научить пользоваться ими в жизни.

  1. Научить детей пользоваться вежливыми словами.
  2. Расширять понятие детей о культуре поведения.
  3. Прививать навыки культурного поведения детей в общении друг с другом, другими детьми и взрослыми.

Воспитатель: Ребята посмотрите сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся. От наших улыбок стало сразу светлее.

Сегодня на нашем занятии мы с вами поговорим о вежливости, хороших и плохих поступках людей. Все родители хотят, чтобы их дети выросли вежливыми, чтобы семья была дружной.

А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливыми?

Дети: Это значит быть внимательным к людям; говорить вежливые слова; заботиться о близких тебе людях; уступать дорогу, когда идешь на встречу; уступать место девочкам и взрослым людям; благодарить за помощь; не грубить; стараться сделать приятное.

Воспитатель: Молодцы!

А сейчас Алина нам прочитает стихотворение, а вы послушайте и скажите, о каких вежливых словах в нем говориться?

Добрые слова.

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день,

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

Всем идущим на обед.

Всех домой спешивших к чаю.

Воспитатель: Какие вежливые слова вы услышали в этом стихотворении?

Ребята, не только дети, но и взрослые хотят, чтобы все их друзья, соседи и даже незнакомые всегда относились к ним вежливо. С вежливым человеком хочется дружить, а с грубияном, невоспитанным человеком, конечно же, нет.

Инсценировка:
(На скамеечке сидит дедушка, к нему подбегает Павлик и садится рядом на лавочку.)
Дедушка: Что–то случилось с тобой? Ты такой хмурый и расстроенный.
Павлик: Никто со мной не хочет ничем делиться, Ленка мне краски не дает, бабушка прогнала меня с кухни. А брат не хочет меня брать с собой покататься на лодке.
Дедушка: Хочешь я научу тебя волшебному слову. Только чтобы оно заработало надо говорить его спокойно и глядя в глаза.
(Дедушка прошептал Павлику на ушко волшебное слово. Павлик радостный побежал домой. Дома он подошел к сестре Лене, которая рисовала.)
Павлик: Лена… дай мне краску… пожалуйста!
Лена: А тебе какую?
Павлик: Синюю…
(Лена отдает Павлику синюю краску.)
Павлик (радостно): Действует.
(Павлик радостный пошел на кухню, где бабушка пекла пирожки.)
Павлик: Бабушка, дай мне пожалуйста пирожок.
Бабушка: (радостно подавая пирожок): Конечно, горяченького захотел. Возьми, угощайся.
(Когда все сели за стол Павлик попросил брата.)
Павлик: возьми меня с собой на лодке покататься, пожалуйста!
Бабушка: а чего не взять то, возьми конечно.
Брат: ну что же возьму, пожалуй.
Павлик: Спасибо большое!
(Павлик выбегая на улицу, подбежал к дедушке и сказал.)
Павлик: Спасибо тебе дедушка! Оно и в правду волшебное!
Дедушка: Пожалуйста!

Как надо обращается с просьбой?

Каким Павлик был до встречи со стариком?

Как старик помог мальчику?

(подсказал доброе слово, научил не кричать…)

Какое слово подсказал старик?

Каким стал мальчик?

(вежливым, не грубил, добрым…)

как взрослые отвечали на вежливые просьбы Павлика

(не ругали, не прогоняли, улыбались…)

Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Давайте поиграем в игру, продолжи фразу.

Я начинаю, вы хором продолжаете. Попробуем? Тогда я начинаю.
Растает даже ледяная глыба от слова теплого……… (спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит……………. (добрый день)
Когда нас старшие бранят за шалости. Мы говорим …(простите нас пожалуйста).

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки про волшебные слова.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какие еще вежливые слова вы знаете?

Дети: Здравствуйте, доброе утро, спасибо, пожалуйста…

Воспитатель: А теперь, попробуйте придумать предложения с вежливыми словами. Будьте внимательны, вежливые слова у вас между собой не должны повторяться.

Воспитатель: Молодцы! У вас получились очень хорошие предложения.

Не ошибитесь, пожалуйста!

Поднимите, пожалуйста, руки!

Будьте добры, похлопайте!

Тихо сядьте, пожалуйста!

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: А как вы думаете, к кому надо обращаться вежливо?

Дети: Ко всем, и к маме, и к папе, к воспитателю…

Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь из вас знает пословицы или поговорки о вежливых словах?

Дети: Да!

Добрые слова дороже богатства.

Ласковое слово лечит.

Вежливость ничего не стоит, но много приносит.
Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.
Ласковое слово — что весенний день.
В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

Вежливость из раба сделала князя, плохой нрав из князя сделал раба.

На добрый привет - добрый ответ.

Учись доброму - дурное на ум не пойдет.

Про доброе дело - говори смело.

Худо жить без ласкового слова.

Не к месту печальна, не к добру весела.

Воспитатель: Ребята, но не только слова должны быть у нас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.

В заключении нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? Чему научились? Что нового узнали?

Дети: О доброте, о вежливости о добрых и вежливых поступках, о волшебных словах.
Воспитатель: А, какие правила добрых и вежливых поступков вы запомнили?

- Здоровайся при встрече.
- Не груби, даже если сердит.
- Проявляй доброжелательность.
- Будь вежлив и воспитан.
- Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям.
- Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: способствовать нравственному развитию личности учащихся.

Задачи:

  1. познакомить детей с понятием "вежливость", "доброта", показать необходимость употребления в речи "вежливых" слов;
  2. развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь учащихся;
  3. расширять кругозор учащихся, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
  4. воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.

Беседа с элементами игры

Цель: способствовать нравственному развитию личности учащихся.

познакомить детей с понятием "вежливость", "доброта", показать необходимость употребления в речи "вежливых" слов;

развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь учащихся;

расширять кругозор учащихся, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.

Оборудование: плакаты с вежливыми словами, карточки с заданиями.

Участники: ведущая. Кроме того, если приведенные в мероприятии отрывки из известных литературных произведений не просто прочитать, а инсценировать, то понадобятся исполнители сценок – лисица, журавль, девочка, отец, мать.

Предварительная подготовка: для детей – исполнителей сценок – могут понадобиться элементы костюмов.

Использованная литература:

О.В. Александрова. Уроки вежливости для малышей. М.: ЭКСМО, 2011

Л.Васильева-Гангнус. Азбука вежливости. М.: Педагогика, 1984

Ход мероприятия.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о волшебных словах. Какие слова для вас являются волшебными? (ответы детей).

Я тоже хочу подарить вам несколько слов. Послушайте маленькие стихотворения и сами вставьте последнее слово в каждом из них рифму:

Растает ледяная глыба

От слова тёплого…. (спасибо).

Зеленеет старый пень,

Когда услышит… (добрый день).

Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь, …. (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (прости, пожалуйста).

И во Франции и в Дании

На прощанье говорят … (до свидания).

Как вы думаете, как можно назвать человека, который использует в своей речи волшебные слова? (вежливый)

Что значит быть вежливым человеком? (ответы детей)

Вежливость – это готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается. Это соблюдение правил приличия, норм поведения.

Волшебные слова – это добрые слова. Добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками. А какие добрые поступки совершали вы?

А помогло ли ему это слово? (ответы детей).

Старичок сказал Павлику только одно волшебное слово, а на самом деле их много. Какие волшебные слова вы знаете? (ответы детей)

А теперь давайте вспомним сюжеты русских народных сказок, в которых герои говорили друг другу это слово. Оказывается, это слово можно произнести по-разному, т.е. – с разной интонацией. Что такое – разная интонация – мы сейчас с вами попробуем выяснить.

Как вы думаете, а здесь слова благодарности звучали искренне, не иронически, не с огорчением? Конечно, искренне, ведь мама и папа были так рады тому, что вновь видят свою дорогую дочку живой и невредимой.

Послушайте стихотворение о Вите и ответьте на вопрос: вежлив Витя или нет?

Малыша обидел Витя,

Но пред школою в строю

На урок пришел учитель,

Положил на стол журнал,

Спор давно ведется в классе

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре этом

И скажите нам ответ.

Как вы думаете, от чего зависит сила волшебных слов? (ответы детей).

Встаньте, пожалуйста!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Попрыгайте, пожалуйста.

Будьте любезны, руки вперёд.

Опустите руки, пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед.

Наклоните, назад, пожалуйста.

Будьте любезны, садитесь на свои места.

В таблицу дети помещают заранее подготовленные карточки со следующими словами:

Здравствуйте, до свидания, извините, пожалуйста, спасибо, добрый день, счастливого пути, простите пожалуйста, будьте добры, благодарю, привет, пока, я виноват, я виновата, окажите услугу, очень признателен, рада вас видеть, счастливо оставаться.


Беседа поможет закрепить и углубить знания учащихся о вежливости, учить детей употреблять различные словесные формы вежливости; прививать детям этические нормы поведения.

Описание разработки

Цель: закрепить и углубить знания учащихся о вежливости, учить детей употреблять различные словесные формы вежливости; прививать детям этические нормы поведения.

Ход беседы:

- Сегодня мы, ребята, повторим и поговорим о волшебных словах. Часто от вас слышна нецензурная брань, а вот волшебные слова редко услышишь.

Вспомним сказки, которые вы читали. Чем отличается добрый волшебник от злого? (Ответы детей) Правильно!

Добрый волшебник делает людям добро и всегда в сказках побеждает злого. Потому что на стороне доброго волшебника все люди и звери. Они помогают, они ему благодарны, и это прибавляет силы.

- Знаете ли вы такие слова, которые несут людям добро и помогают им жить. Справляться с трудностями, легче переносить горе и беду? Такие слова, которые людям всегда приятно слышать? (Ответы детей).

- А какие слова вы хотели бы слышать, хотели бы, чтобы их чаще говорили всем? (ответы детей).

- А когда вам говорят. Ты хороший, добрый, вежливый, то этими словами хвалят вас за что - то. А похвала не дается просто так, ее нужно заслужить хорошими поступками и поведением.

- Если вы чаще будите говорить людям хорошие слова, то и они будут чаще говорить их вам.

- Вы скоро вырастете, станете рабочими, врачами, строителями. С вами будут работать другие люди. Представьте, что бы было, если бы все они начали бы говорить друг другу злые слова и не сказали ни одного доброго. Все бы перессорились, расстроились, потеряли друзей и стали такими одинокими. Никто бы никому не захотел помогать и даже вместе работать и жить им бы не хотелось. И получился бы большой необитаемый остров, потому что вокруг бы люди и были и их не был, они же друг с другом и разговаривать бы не стали.

- В чем же прежде всего заключается доброта? И(Ответы детей)

- Прочитайте пословицу: Вежливости все двери открываются.

- О чем она говорит, чему учит? (Ответы детей).

- Вспомните и расскажите нам, кто - нибудь ситуацию. Например, как правильно спросить время у прохожих? (Ответы детей).

Беседа Вежливые слова

- Молодцы. Ребята. Помни те стихотворение С. Маршака:

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

- Желаю вам, хорошо знать и применять все волшебные слова и не упускать случая сказать и сделать хорошее людям, чтобы они старались делать хорошее вам.

Читайте также: