Повесть о житии боярыни морозовой краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Речь идет и о тайне старообрядчества в русской истории, выразителями которого стали две личности — протопоп Аввакум (1620 — сожжен заживо 14 апреля 1682) и его духовная дочь боярыня Морозова (1632 — погибла в земляной тюрьме Боровска в ночь с 1 на 2 ноября 1675).

25 июля 1652 года патриархом на Руси стал Никон (Никита Минов). Через два года он объявил о церковной реформе на соборе, где было принято решение об исправлении церковных книг по греческим и древнеславянским образцам. Несколько участников собора не подписали его решения. В их числе был протопоп Аввакум.

Нам неизвестно, как относились к расколу покойные братья Морозовы. Однако был у боярыни двоюродный брат, окольничий царя Алексея Михайловича, Федор Михайлович Ртищев (1625—1673), деятель просвещения своего времени. Он вырос вместе с царем, и тот его ценил.

Мать ребенка умоляет Христа воскресить ее дочь. Христос поднимает из гробика умершую девочку, которую уже вносили в храм. Проходящий мимо великий инквизитор видит эту сцену и сразу понимает, Кто перед ним. Он велит страже арестовать Христа и отвести его в темницу. Ночью он приходит к узнику и уверяет Христа, что Он напрасно пришел, Он не нужен людям и даже вредит всем.

Традиционно эту главу считают направленной против католичества. Однако она вся пронизана русскими мотивами и идеями.

Перед строками об Испании и Севилье Иван пылко говорит о простых посещениях Христом народа: «У нас Тютчев, глубоко веровавший в правду слов своих, возвестил, что

Удрученный ношей крестной

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный

Боярыня Морозова была арестована в своем доме вместе с сестрой княгиней Евдокией Урусовой в ночь на 16 ноября 1671 года. Муж Евдокии князь Урусов еще днем узнал во дворце о готовящейся расправе и разрешил жене предупредить сестру. Евдокия осталась с боярыней.

Царь не мог этого перенести, и боярыню отправили в конце 1673 — начале 1674 года в Боровск, в тюрьму острога, где уже сидела знакомая ей монахиня Иустина. Вскоре туда же привезли Евдокию Урусову и Марию Данилову.

Первой умерла княгиня Урусова, 11 сентября 1675 года. Она почувствовала приближение смерти и попросила сестру отпеть ей отходную. Стражник бросил веревку, Морозова обвязала ею тело, и он вытащил его наверх. В рогоже закопали внутри острога, чтобы старообрядцы не приходили на поклонение мученице. После смерти сестры к Морозовой перевели Данилову.

Последней погибла Данилова, 1 декабря.

Аввакум — Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. М., 1960.

Достоевский-1Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. В 30 т. Т. 14. М., 1976.

Достоевский-2 — Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. В 30 т. Т. 15. М., 1976.

Повесть — Повесть о боярыне Морозовой / Подгот. текстов и исслед. А. И. Мазунина; вступ. статья А. М. Панченко. Л., 1979.

2. Пожаром в ХVII в. в Москве называли Красную площадь.

4. Островский А. Н. Полн. собр. соч. В 16 т. Т. 6. М., 1950. С. 258.

5. Московская энциклопедия. В 2 т. Т. 1. Лица Москвы. Кн. 2. И—М. М., 2008. С. 600.

6. Кайдаш-Лакшина С. Судьбы великих русских женщин. М., 2005. С. 30.

9. Тихонравов Н. С. Боярыня Морозова. Эпизод из истории русского раскола // Русский вестник. 1865. Т. 59. Сентябрь—октябрь. С. 5—44; Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в ХVI и ХVII столетиях. М., 1869.

Судьба высоко вознесла молодую особу. Морозовы вели свой род от дружинника князя Александра Невского Миши Прушанича. Одного из его потомков Иван Грозный казнил в опричнину. Среди наследников Прушанича было 30 думцев, бояр и окольничих, высших чинов русского государства. Борис и Глеб Морозовы в юности служили спальниками, то есть были самыми приближенными людьми Романовых.

В 1634 г. Б.И. Морозов был пожалован в бояре и дядьки к царевичу Алексею Михайловичу (боярыне в ту пору было всего два года от роду). Во время многочисленных бунтов XVII столетия царь не раз спасал от народного гнева своего воспитателя. К 1653 г. Б.И. Морозов имел 7254 двора в разных уездах, его брат Глеб, начавший служить стольником царя Михаила Федоровича, к концу жизни имел 2110 дворов с крестьянами. Б.И. Морозов с братом имели двор и на территории Московского Кремля. Это старинное родовое владение, которое принадлежало еще их деду В.П. Морозову, сослуживцу Д.М. Пожарского, находилось против собора Св. Николы Гостунского, в западной части Кремля.

Глеб воеводствовал в Новгороде, Казани. Первым браком венчался 18 января 1619 г. с княжной Авдотьей Алексеевной Сицкой. Став воспитателем царевича Ивана Михайловича, он вслед за этим назначением в 1638 г. получил боярство. Ранняя кончина царевича не слишком отразилась на его карьере. В приданое за княжной Г.И. Морозов получил подмосковное село Зюзино, ряд других вотчин и влиятельное родство. Отец Авдотьи был родным племянником князю Ивану Васильевичу Сицкому и его жене Евфимии Никитичне Романовой, сестре патриарха Филарета. Впрочем, другая сестра патриарха, Марфа Никитична, по мужу княгиня Черкасская, была свекровью родной сестры отца Бориса и Глеба Евдокии Васильевны.

Другой брат Глеба Ивановича, Михаил, был женат на княжне Домне Семеновне Прозоровской, она же во втором браке была за Иваном Севастьяновичем Хитрово. А сестра Морозовых Ксения Ивановна с 1647 г. была замужем за князем Иваном Андреевичем Голицыным. Все это тоже родство весьма престижное.

Овдовев, Г.И. Морозов через год решил приискать себе молодую жену. Феодосию Соковнину выдали за него замуж в 17 лет. Свадьбу отмечали в подмосковном селе Зюзине. Феодосия, как и первая супруга Морозова, стала одной из приезжих боярынь царицы и через Ртищевых доводилась ей родственницей. Родней Феодосии были также Долгорукие (князь Ю.А. Долгорукий — муж тетки Г.И. Морозова), Ртищевы (Ф.М. Ртищев-Большой — троюродный брат по матери), Хитрово (Б.М. Хитрово был женат на Пелагее Алексеевне Ртищевой, тетке боярыни), Урусовы (князь П.С. Урусов — муж ее сестры Евдокии), Щербатовы (П.Д. Щербатов, супруг племянницы).

Дом братьев Морозовых в Кремле занимал участок на стыке Вознесенского и Чудова монастырей. Не раз бывал в их доме и царь Алексей. В 1652 г. у супругов Г.И. и Ф.П. Морозовых родился сын Иван. Семье принадлежали городские и загородные усадьбы: одна — в Белом городе в приходе церкви Св. Георгия на Красной Горке близ Моховой, другая — в приходе церкви Св. Николы на Курьих ножках; к юго-западу от Москвы — имение Зюзино, а также восемь тысяч крепостных в нескольких уездах: Московском, Дмитровском, Угличском, Вятском, Галичском, Алатырском, Ярославском и Арзамасском. Ф.П. Морозова унаследовала от мужа имение в Московском уезде, в 30 верстах от Москвы (нынешняя Барвиха). Ее богатые выезды в обложенной серебром карете в сопровождении 100 или 200 слуг были на виду у всей столицы.

В Костромском уезде село Городище с церковью во имя Рождества Христова, более известной по приделу как Ильинская, известное с XIV в., в XVI–XVII вв. принадлежало боярам Морозовым. Ныне оно находится в черте г. Костромы, в заволжской ее части. Храм этот на высоком волжском берегу доминирует в панораме правобережной части Костромы. Каменный пятиглавый храм Рождества Христова с двумя приделами впервые упомянут в 1663 г., возведен по заказу супруги Г.И. Морозова Феодосии Прокопьевны в память о недавно почившем муже. Северный придел освящен в честь небесной покровительницы заказчицы — преподобномученицы девицы Феодосии Константинопольской. При Морозовой вблизи церкви стояли боярские хоромы с тремя горницами. Позже Городище стало владением Хитрово и Ржевских, а в XIX в. оно было дачной местностью. Может быть, поэтому церковь уцелела до настоящего времени. В конце XVIII в. церковную территорию окружала ограда с воротами. В 1985–1990 гг. церковь отреставрировали по проекту архитектора Л.С. Васильева. В 1986 г. по старым фундаментам была восстановлена церковная ограда.

В начале 1660-х гг. Феодосию ждали многие суровые потрясения. В 1661 г. скончался шурин Б.И. Морозов, в 1662 г. — отец боярыни, затем почил ее муж, а вскоре и вдова шурина. Почти все обширные владения Бориса Ивановича и его жены перешли в казну. Несмотря на это, сама Феодосия являлась обладательницей несметных богатств. Но не этого жаждала ее душа. Молодая вдова посвятила свою жизнь подвигам благочестия: исполняла сугубое молитвенное правило, досуги отдавала душеполезному чтению и рукоделию, для смирения плоти носила под одеждой власяницу, принимала в своем доме юродивых, нищих и больных. Иной раз ночами шила одежду, которую раздавала по крестцам (перекресткам) нищим, оделяя их и деньгами, посещала узников в тюрьмах. На помощь ближним она издержала треть своего состояния.

Пришло время, и боярыня отвергла свое материальное благополучие во имя приверженности древлеотеческой вере. Опорой в несчастье для нее стала моральная поддержка царицы Марии Милославской и протопопа Аввакума. Идеалы его были ей близки и понятны, и она пошла за своим духовным наставником, временами поражая даже его стойкостью духа, Феодосия вслед за Аввакумом начала обличать церковные новины патриарха Никона.

Видимо, Феодосия Морозова душою чувствовала лукавую подоплеку действий Никона, рвущегося к неограниченной власти. Вместе с младшей сестрой Евдокией, супругой Петра Семеновича Урусова, царского кравчего, они стали духовными дочерьми протопопа Аввакума. Гонимый Никоном и царскими властями, Аввакум всегда находил приют и помощь в доме боярыни. Она лично посещала его в узилище, посылала ему средства в изгнание, поддерживала с ним оживленную переписку. Душа Морозовой возросла до иноческого подвига, и в конце 1670 г. она была тайно пострижена в монахини под именем Феодоры.

Царь был недоволен тем, что Соковнины сочувствовали ревнителям древнего благочестия, давали приют и оказывали им моральную и материальную поддержку, были против церковной реформы Никона. Пока была жива царица Мария, Морозовой удавалось избегать царской опалы. У нее то отбирали часть вотчин, то благодаря заступничеству государыни возвращали. После кончины царицы и ссылки Аввакума Феодосия осталась без их поддержки. Еще больше разгневался царь на Морозову за то, что она отказалась быть 22 января 1671 г. на его второй свадьбе, с Натальей Нарышкиной, сказавшись больной. Что пристало боярыне, было совершенно невозможно для монахини Феодоры. В ночь на 16 ноября 1671 г. сестер Феодору Морозову и Евдокию Урусову арестовали.

Тогда узниц решили придать долгой и мучительной смерти: сгноить заживо в Боровске в земляной яме. Кроме телесных истязаний им пришлось пережить и тяжкие душевные испытания. Как только Евдокия Урусова оказалась в заточении, родственники ее мужа приложили все усилия, чтобы развести их, несмотря на то что у супругов были сын и две дочери. Лишь дочери остались ей верны. Муж вскоре при живой жене женился на Степаниде Строгановой. Из заточения заботливая мать посылала детям письма с благословением и наставлениями: « светы мои, молитеся Богу, не ленитеся и просите у Него милости: Он Свет вам, сирым — радость и в печалях ваших заступит вас .

Первой приняла мученическую гибель Евдокия 11 сентября 1675 г., затем, в ночь с 1 на 2 ноября, Феодора, а 1 декабря — их соузница Мария Данилова, которая, видимо, была также в дальнем родстве с сестрами-мученицами. Известно, что женой И.Б. Милославского была Дарья Прохоровна Данилова. Страдалиц похоронили на городище (в остроге) Боровска.

Народ, потрясенный многолетним нравственным противостоянием царя и боярыни, оказался на стороне мученицы. Все знали, что ни царские и архиерейские угрозы, ни предательство со стороны представителей дворянского сословия, ни гибель единственного сына не сломили Морозову. В памяти народа она осталась символом стойкости духа Древней Руси.

А.И. Мазунин называет автором некоего Андрея, дворецкого боярыни, этот вывод обставлен многими домыслами, сопоставлением двух лиц, которых он предположительно считает одним и тем же персонажем.

Отметим, что атеистическое восприятие большинства современных ученых не позволяет им в полной мере понять взаимоотношения глубоко религиозных людей XVII столетия, которые жили по совершенно иным нравственным законам и правилам. Современникам боярыни было хорошо известно, что ее и всю семью Соковниных связывало не только кровное родство, но и родство духовное, и в те времена так редко встречающееся, а ныне — и подавно. Не мог старший брат допустить, чтобы сестра его, стоящая на краю гибели, осталась без его участия, понимая, что в этой жизни они могут уже не встретиться.

К тому же, как воевода, Ф.П. Соковнин обладал значительными полномочиями, мог использовать свои возможности: тайно покинуть Чугуев и на короткое время прибыть в Боровск, чтобы навестить страдалицу-сестру.

В 1882 г. на средства боровского купца Н.П. Глухарева соорудили деревянную ограду, а над самой могилой шумела листвой береза с вросшей в нее иконой. Сюда с 1906 г. настоятель Всесвятской боровской общины Карп Тетеркин ежегодно организовывал крестный ход с панихидой. Вскоре встал вопрос о создании памятного креста на могиле мучениц. Об этом начал хлопотать в Министерстве внутренних дел Н.П. Глухарев.

В 1909 г. Боровская городская дума постановила отвести для этой цели 24 сажени на городище, а в 1912 г. был образован комитет для сбора средств. В него вошли крупнейшие московские предприниматели-старообрядцы Арсений Иванович Морозов, Павел Павлович Рябушинский, в разное время возглавлявшие Совет Рогожской старообрядческой общины, Иван Емельянович Кузнецов и другие. Однако полицейские власти Боровска запретили что-либо предпринимать для реализации этих планов. Затем последовали война и революция.

В 2018 году исполняется 106 лет с даты общецерковного прославления в лике святых боровских мучениц и 10 лет старообрядческому крестному ходу из Вереи в Боровск в память подвига этих святых.

Текст рукописной службы святым был составлен старообрядческим священником протоиереем Иоилем Ульяновым, который окормлял крепкую Боровскую общину с 1910-х вплоть до 1970 года. Он же спрятал мощи святых мучениц и спас этим от поругания, ныне мощи обретены старообрядцами.

Преподобномученица и исповедница Феодора, сестра ее Евдокия и иже с ними инокиня Иустина и Мария, во граде Боровске за древлеправославие пострадавшие, исповедовали православную веру так же, как преподобный Пафнутий Боровский, и по праву вместе с ним являются святыми покровителями города.

Верую по старому преданию святых. Двемя персты
Берите их! Цепи возложить! Возьмите их.

Две сестры (Сударыня Морозова и Княгиня Урусова)

О, сестра моя, не остави
Совместно постраждем за ветхую веру именованием Христове
Постраждем за правду, аще погибель примем.
В кой вере родились, в той желаем умереть

Угрозы

Зриши ли огнь и орудия тягостны на те уготованная.
Что ми огнем грозиши? Огня обыденного не боюся, елико трепещу постоянного пламени.
Феодосия, королевская кравчая, да сестра ей княгиня Урусова, оставьте распрю, креститесь 3-мя персты.

Аввакум (Lamento I)

О, бедная сударыня с сестрой мучится
Мати моя, молись сильно, Бога ради

Убийство отпрыска Морозовой

Боярыня большая Морозова, царского ты рода
Кравчая королевская
У тебя чадо есть. Отпрыск.
Отрекись.

Люблю отпрыска моего яко единороден ми он есть, но не отступлю от веры.
Отпрыска моего мертва узрю, но не отступлю от веры.

О, мати, мати моя, не остави

Нам, чадо, настало время подвига.

И послал к Ивану король лекарей собственных с ядовитыми веществами, с ядами
Тако в малых деньках и гробу предаши, а король о погибели Иванове порадовался.
Так свободнее без сына матерь умучить

Плач Морозовой о отпрыску

Увы мне, где в коем месте умре отпрыск мой
Аз есмь вина твоей погибели, чадо!
Не узрю тебя пресладкий мой, свете.

Плачите со мною, все матери сынов своих

Часть вторая
Пытки

О, исчадья ехиднины, вражьи души: на дыбу!
Сломаются ваши суставы, сдробятся руце, хребет, спина, растерзается плоть и тело покроется язвами Отрекитесь!

Голых их по снегу терзать и бити немилостивна.
Отрекитесь!

Плач Аввакума (Lamento II)

Выпросил у Господа ясную Россию сатана, да очервленит кровию страдальческой
Свете мой, еще ль дышишь, али сожгли, либо удавили вас.

Заточение в тюрьму

Заточить их в земну тюрьму надолго в темь в град Боровск.
Уморить голодом в боровской яме, в тюрьме смрадной, во тьме несветимой, в задухе земной, в хладе, во вшах, в тесноте, в пытках.
Никой милости.

Погибель Княгини Урусовой

Ах, постраждем, сестро, вместе о имени Христове

О, сестро, отпусти меня к господине моему
Аз ослабеваю и мню я, что к погибели недалеко

Иди, цвете, сестро, иди и предстани возжеланному Христу

Веление царя

Сдохла одна, злобная злодеяца
Вот мое веление:
Погребите тело Феодорино в остроге за оградою
А Морозовой ни есть, ни пити не давати!

Разговор со стражником и смерть Морозовой

Умилосердися, рабе Христов, зело измогох от глада. Даждь ми калачика
Ни, госпоже, боюся

А ты дай мне хлебца, рабе Христов.
Не смею.

Сотвори добро, чадо, и любовь, рабе Христов, молю тебя, молю!
Аз дама я есмь, ступай на реченьку да измый мне рубаху мою.
Не смею.

Неподобно ми в нечисте возлежиши в недрах мамы своя земли
Господи, прими мя

Эпилог (Аввакум: Lamento III)

Успе блаженная Феодора с миром
О, православные, соберитесь мамы и девы и рыдайте, вопите и горче рыдайте со мною.

Боярыня Морозова является одной из широко известных русских личностей, оставивших след в истории своего государства. Эта женщина стала воплощением бесстрашности и упрямства, это настоящий борец за свои принципы и идеалы. Отношение к боярыне неоднозначное, для кого-то она обычная фанатичка, готовая пойти на смерть, лишь бы не отказываться от собственных убеждений, у других она вызывает уважение своей стойкостью и верностью принятой вере. Как бы там ни было, но это - легендарная личность, а благодаря картине Сурикова помнить об истории Морозовой будет еще не одно поколение.

боярыня морозова

Происхождение боярыни Морозовой

Феодосия Прокопьевна родилась 21 мая 1632 года в Москве, ее отец - Соковнин Прокопий Федорович - был окольничим, состоял в родственных связях с первой женой царя Алексея Михайловича, Марией Ильиничной. Будущая боярыня входила в число придворных, сопровождавших царицу. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. Муж был представителем знатного рода, состоял в родственных связях с семьей Романовых, под Москвой имел роскошную усадьбу Зюзино, приходился дядькой царевичу и служил царским спальником. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат. Скончался он в 1662 году, а поскольку потомством он так и не обзавелся, то все перешло ближайшему родственнику.

Богатство и влияние боярыни

После смерти Глеба Ивановича состояние обоих братьев переходит малолетнему Ивану Глебовичу, сыну Глеба и Феодосии, а фактическим распорядителем богатства становится его мать. История жизни боярыни Морозовой очень интересна, потому как эта женщина имела собственные взгляды на жизнь. Феодосия Прокопьевна занимала место верховой боярыни, обладала большим влиянием, была приближенной к царю. Ее богатству можно было только позавидовать: боярыня имела несколько усадеб, но поселилась она в селе Зюзино, где обустроила свой дом по западному образцу. На то время это была самая роскошная усадьба.

Боярыня Морозова распоряжалась восемью (!) тысячами крепостных крестьян, только в ее доме жило около 300 прислуг. У Феодосии была шикарная карета, украшенная серебром и мозаикой, она часто совершала прогулки, запрягая в свой экипаж шесть, а то и двенадцать лошадей с гремящими цепями. Во время поездок боярыню сопровождали около 100 рабов и рабынь, охраняя ее от нападений. По тем временам Морозова считалась чуть ли не самым богатым человеком в Москве.

Сторонница старообрядческой веры

Боярыня Морозова являлась ярой сторонницей старой веры. Она всегда благосклонно относилась к нищим и юродивым, подавала им милостыню. Кроме того, в ее доме часто собирались приверженцы старообрядчества, чтобы помолиться по древнерусским канонам у старообрядческих икон. Женщина тесно общалась с протопопом Аввакумом, апологетом старой веры, не воспринимала реформ патриарха Никона.

боярыня морозова картина сурикова

Непослушание Морозовой

Царь знал об убеждениях верховой боярыни, и такое поведение ему совершенно не нравилось. Феодосия всячески избегала церковных и светских мероприятий, она даже не присутствовала на свадьбе Алексея Михайловича, сказав, что очень больна. Царь всячески пытался воздействовать на строптивую боярыню, подсылал к ней ее родственников, чтобы те надоумили женщину и убедили принять новую веру, но все было тщетно: Морозова стояла на своем. Немногие знали, как звали боярыню Морозову после пострига у старообрядцев. Женщина тайно приняла его и получила новое имя – Феодора, доказав своему окружению, что остается верна старой вере.

Царица Мария Ильинична долгое время сдерживала гнев царя, да и высокое положение боярыни не позволяло вот так просто наказать ее, но терпению Алексея Михайловича подходил конец. Вечером 16 ноября 1671 года к Морозовой пришел архимандрит Иоаким с думным дьяком Илларионом. В доме была и сестра боярыни княгиня Урусова. Чтобы показать свое неуважительное отношение к гостям, Феодосия и Евдокия легли в постель и лежа отвечали на вопросы пришедших. После допроса женщин заковали в кандалы, оставив под домашним арестом. Через два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь.

боярыня морозова описание картины

После заточения боярыни скончался ее единственный сын Иван, двоих братьев сослали, а все имущество перешло в царскую казну. Морозову тщательно охраняли, но все же она получала от сочувствующих ей людей одежду и еду, протопоп Аввакум писал ей письма, а один из священников старой веры причастил несчастную женщину.

Наказание царя

Боярыня Морозова, княгиня Урусова и Мария Данилова (жена стрелецкого полковника) в конце 1674 года были переведены в Ямской двор. Пытками на дыбе женщин пытались убедить принять новую веру и отказаться от своих убеждений, но те были непоколебимы. Их уже собирались сжечь на костре, но такому кощунству помешала царевна Ирина Михайловна, сестра царя и заступница бояр. Алексей Михайлович приказал сестер Евдокию и Феодосию сослать в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточить в земляную тюрьму.

история жизни боярыни морозовой

Кончина боярыни

В июне 1675 года в срубе были сожжены 14 слуг боярыни, поддерживавшие старую веру. 11 сентября 1675 года от голода скончалась княгиня Урусова, Морозова тоже предвидела свою скорую кончину. Незадолго до смерти она попросила стражников постирать в реке рубаху, чтобы умереть в чистой одежде. От полного истощения Феодосия скончалась 2 ноября 1675 года.

Тема картины Сурикова

автор боярыня морозовой

издалека притягивает к себе внимание зрителей, завораживает яркостью красок, живой силой образов и пространственностью. Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века. Живописец хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа. Он сумел передать весь трагизм ситуации: главная героиня унижена, растоптана, но не сломлена,; Морозова обречена на смерть, но все же представляется в победоносном образе.

Интерес Сурикова к судьбе боярыни

Образы главных персонажей картины

При взгляде на полотно в первую очередь в глаза бросается центральный персонаж – боярыня Морозова. Описание картины говорит о том, что художник долгое время определялся с портретными этюдами, он рисовал их по отдельности, а потом собирал воедино. Протопоп Аввакум описал Феодосию, как худую женщину с бегающим, молниеносным взглядом, и Суриков долго не мог найти подобное лицо – фанатичное, бескровное, измученное, но гордое и непреклонное. В конце концов, Морозову он срисовал со старообрядки, которая встретилась Василию Ивановичу возле Рогожского кладбища.

как звали боярыню морозову

Оценка работы художника

До Василия Сурикова никто из живописцев так ярко и непредвзято не изображал людей допетровской эпохи. В центре полотна – бледная, измученная душевными муками, изголодавшая от долгого поста женщина, вокруг нее расположились неуклюжие, грубоватые люди в шубах, торлопах, телогреях. Толпа разделилась на две части, одна сочувствует боярыне, другая – насмехается над ее бедой. Сурикову удалось оживить своих персонажей. Зритель, стоящий возле полотна, чувствует себя в этой толпе и как бы переносится во времени на несколько столетий назад.

история картины боярыня морозова

Читайте также: