Беседа о пейзаже начальная школа

Обновлено: 02.07.2024

Беседа с детьми о красоте весеннего пейзажа. О том как расцветает природа, когда наступает весна.

Содержимое разработки

- уточнить знание детей о характерных признаках ранней весны

(день ярче, небо выше, снег рыхлый, влажный, капель, проталины)

и передаче их художниками при сравнении пейзажных картин

- формировать самостоятельность суждения, в составлении небольших описательных рассказов, передавая в них настроения природы, художников, свои впечатления.

- воспитывать способность воспринимать красивое в природных явлениях и в произведениях искусства (пейзаж, музыке).

Предварительная работа: рассматривание пейзажных картин о весне, чтение произведений о разных периодах весны.

Ход занятия:

Вступительная беседа о весне.

- Какое время года вам нравится и почему?

- Какой сейчас месяц? Какое время года?

- В чем чувствуется первое дыхание весны?

- Какие приметы весны вы уже успели заметить в природе?

Объяснение воспитателем жанра пейзаж.

Вы рассказывали сейчас о своих наблюдениях в природе. Наблюдают природу и художники. Это зоркие люди увлеченные. Они изображают небо, облака, деревья, в разное время года, передают в картинах все, что им понравилось. Такие картины называются пейзажными.

Рассматривания картин (3мин) с установкой.

- Внимательно рассмотрите картины и подумайте, что художнику понравилось в наблюдении ранней весной?

- Какими он пользовался красками, изображая весну?

- Что вы чувствуете, глядя на картину?

Описательные рассказы детей.

Что общего в картинах этих художников? (они заметили признаки ранней весны и изобразили их).

В чем отличие в изображении ранней весны на картинах Левитана и Юона? (каждый художник что-то интересное замечает и передает в картине, что же интересного заметили художники в своих картинах?)

Чтение строк стихотворения Ф.И. Тютчева

«Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она,

Установка послушать содержание строк поэта и подумать

какую из двух картин вы предложили бы иллюстрацией к этому стихотворению.

Вопросы после чтения:

- Какую бы из картин взяли иллюстрацией к строкам поэта, почему?

- Какая из картин вам понравилась, что вы почувствовали, рассматривая ее?

Весну любят все: художники изображают ее на картинах, поэты пишут стихи о ней композиторы передают ее в музыке.

Вопросы по содержанию пьесы:

Какое настроение вызывает пьеса?

Какие признаки весны услышали?

Какую картину нарисовали бы к этому произведению?

«Ребята, мы сегодня с вами узнали, как люди по –разному понимают весну и высказывают впечатления о ней. Художники пишут замечательные картины краскам отображая

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Формировать навыки работы художественными материалами в выполнение пейзажа;

- Развивать творческую активность, воображение, память, пространственное мышление;

- Воспитывать интерес и уважение к произведениям искусства; прививать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления; строить логически обоснованные рассуждения. Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.

Метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции; аргументировано оценивают свои работы и работы одноклассников.

Универсально учебные действия:

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоциональноценностное отношение

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях художников-пейзажистов. Умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Оценивают свою работу, эмоциональное настроение на уроке и в процессе работы.

Задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка. Составляют план и последовательность действий.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.

Методы и формы обучения: рассказ, объяснительно- иллюстративный, практический, выставка; индивидуальная, фронтальная, парная.

Ход урока 1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку

- Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?

- Клад - это богатство, деньги, золото.

- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Итак, в путь!

2. Актуализация знаний.

- Как называется человек, который рисует картины? (Художник)

- Что может быть изображено на картинах художников?

- Послушайте стихотворение – загадку и отгадайте её. В конце стихотворения скажите все вместе хором, что нарисовал художник.

Взял ты кисти и тетрадь,

Лес, березу, подорожник.

Море, луг и виноград,

И фруктовый школьный сад.

Или маму за столом,

Или свой родимый дом,

Или в сказке Буратино.

И получится … (картина).

На картинах могут быть нарисованы самые разные изображения. На одних картинах нарисованы деревья и речка, на других – красавица и полководец, а на третьих - вообще ваза с ананасами. Такие картины и называются по -разному. Все картины в зависимости, что на них изображено, подразделяются на особые направления – жанры. Жанр – это тема картины, на которую она создана, её сюжет.

- Сегодня мы познакомимся с одним из жанров изобразительного искусства. А с каким жанром вы узнаете, отгадав кроссворд.

- Какова тема нашего урока. (Картина – пейзаж)

- Какие цели и задачи поставим перед собою на этом уроке? ( Узнать, что такое пейзаж как жанр изобразительного искусства, нарисовать пейзаж)

- Что же такое пейзаж? Ответить на мой вопрос поможет стихотворение.

В очаровании русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас неочарованных людей…

- Как вы, ребята, думаете, в каком значении употребляется слово “пейзаж” или какой смысл имеет это слово в стихотворении?

(В стихотворении говорится о лесах, полях.)

- Здесь слово “пейзаж” употребляется и рассматривается, как природа, потому что если в первой строчке заменить слово “Пейзаж” на слово “Природу”, то получится тоже хорошо, смысл не теряется.

“В очаровании русской природы
Есть подлинная радость… и т.д.”

- Все значения, которые вы мне дали, я запишу на доске.

Пейзаж – природа: лес, поле.

- Ребята, послушаем стихи о природе. В своем воображении нарисуйте иллюстрацию к стихотворению С.А. Есенина “Береза”.

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво, обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.

- Какое замечательное стихотворение. Кто желает высказать свое отношение к услышанному стихотворению.

Иллюстрацией к этому стихотворению может быть дом с заснеженной березой.

-- Все высказывания верны и я допишу смысл слова “пейзаж”.

ПЕЙЗАЖ – природа, местность.

Стихотворение Ираиды Мордовиной

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути.

Озерный плен твои леса венчает,
Каскад хребтов в горах мечты таит,
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.

В земле твоей богатств поток неиссякаем,

К сокровищам твоим нам путь лежит.

Как мало о тебе еще мы знаем!
Как много изучить нам предстоит.

- О чем говорится в этом стихотворении?

Что ещё допишем в определение пейзаж?

- Представьте, что вы попали в галерею, в которой находятся пейзажи. После просмотра картин, я попрошу Вас рассказать о чувствах и настроении, которое передают эти картины.

Презентация с настроением пейзажа.

- Настоящий художник умеет почувствовать и понять настроение природы. Она видится ему живой - радостной или грустной, ликующей, спокойной или тревожной.

- От чего зависит настроение пейзажа.

- Что ещё можно дописать в определение слова пейзаж?

ПЕЙЗАЖ – природа, Родина, местность, отношение человека к природе (его чувства).

- А сейчас я попрошу вас, ребята, открыть словарь и прочитать значение слова пейзаж.

Ученик зачитывает из толкового словаря русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

Пейзаж – общий вид, какой – нибудь местности. Рисунок, картина изображающая виды природы, а так же описания природы в литературном произведении.

- Ребята, опираясь на наши выводы, лирику поэтов, словари, постарайтесь дать определение пейзажа.

( Предполагаемый ответ ученика. Как произведение искусства – это образ природы, в котором выражено отношение к ней человека, его настроения, чувства. Пейзаж – это вид местности, страны.)

4. Знакомство с творчеством выдающегося художника И.И. Шишкина.

- Красота природы, смена времен года, а каждое из них осень, зима, весна, лето – неповторимое, особенное, всегда были источником для поэтов, музыкантов, художников. Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы.

О каком художнике пойдёт речь.

И.И. Шишкин родился в 1832 году в Елабуге – маленьком городке, расположенном на берегу реки Камы, в краю суровом и величественном. Впечатлительный и любознательный, одаренный мальчик нашел незаменимого друга в своем отце. Он был небогатым купцом, человеком разносторонних знаний. Его увлекала техникой, занимался археологией, историей. Интерес к старине, природе, чтению книг он прививал к сыну, поощряя любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано. В Московском Училище живописи сразу определилось влечение художника к пейзажу. Окончив училище, поступил в художественную академию в Петербурге. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.

Иван Иванович Шишкин - русский художник, автор замечательных пейзажей. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.

Картины И.И. Шишкина хранятся в Третьяковской галерее в городе Москве.

Если вы придёте в музей, и вам захочется, как можно больше узнать о картинах, то лучше не просто ходить, а прислушаться к тому, что говорят экскурсоводы.

- Кто такие экскурсоводы?

Экскурсоводы и – работники музея, которые помогают посетителям лучше узнать экспонаты, проводя по выставке специальный обзор – экскурсию.

Экскурсоводы должны много знать о творчестве художника, о картинах которого они говорят, о его жизни, в каких жанрах рисовал свои полотна. О картине он должен рассказать так, чтобы у посетителя галереи появился интерес к живописи, и творчеству этого художника.

- В роле экскурсоводов сегодня выступят ребята нашего класса.

Само название выражает сущность изображенного на картине, где все так мудро просто, и в то же время значительно. Спелая рожь, наполняющая картину золотым отливом, с шумящими, колышущимися от ветра колосьями, бесконечным морем разлилась вокруг. Будто бы из-под ног зрителя убегает вперед полевая тропа. Мотив дороги приобретает у художника радостное звучание. Это светлая, “гостеприимная” дорога, зовущая и манящая вдаль.

Все рожь кругом, как “степь” живая,
Ни замков, ни морей, ни гор.
Спасибо, сторона родная,
За твой чарующий простор.

(Отрывок из стихотворения Некрасова “Тишина”)

2. Наиболее широкой известностью пользуется картина “Утро в сосновом бору”

Художник хорошо передавал тишину леса, туман, в котором тонут стволы деревьев, предутренний сумрак, отступающий перед лучами солнца и, конечно же, медведи. Именно медведи придали живучесть, радость лесу.

3. На одном из пейзажей художник изобразил сосну, занесенную снегом. Могучее дерево возвышается на краю крутого утеса. Художник не просто назвал ее “Сосна”, а на “Севере диком”, первой строчкой стихотворения М.Ю. Лермонтова.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета как ризой она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Именно лермонтовскую поэтическую сосну, овеянную мыслями о “далеком крае, где солнца восход” и изобразил на своем полотне художник.

- К 1880-м годам И.И.Шишкин стал просто великим мастером пейзажа. На его полотнах появились такие картины как: “Ручей в березовом лесу”, “Лесные дали”, “Дубовая роща”, “Сосны, освещенные солнцем”.

- Картина “Корабельная роща” написана в последний год жизни. Эта картина свидетельствует о великом искусстве художника.

Умер художник в 1898 году, оставив нам прекрасные пейзажи.

- Как вы думаете, почему художнику так нравилось писать пейзажи, что его вдохновляло.

Отношение И.И. Шишкина к родной земле передать словами К. Паустовского. Родная земля - самое великолепное, что нам дано для жизни. Её мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа.

5. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер роняет росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем-

Крылья сложим назад

6. Продолжение по теме урока.

- В нашем учебнике есть репродукции пейзажей известный художников. (Стр. 115- 117) Это шедевры, оригиналы которых находятся в Третьяковской галерее. Рассмотрите их, прочитайте текс.

Исаак Ильич Левитан

Алексей Кондратьевич Саврасов

Жан Батист Камиль Боро

Василий Николаевич Башкеев

7. Практическая работа.

- Дети также очень любят рисовать пейзажи. Вот посмотрите, как у них это получается.Как называют художника рисующего природу?

Выяснив, что такое пейзаж, переходим к практическому выполнению работы.

- Как называют художников, рисующих природу?

– Определить линию горизонта, так как пейзаж – это небо и земля,

– Передний, дальний планы,

– Зависимость цвета от расстояния.

Совместно с учителем дети рисуют пейзаж.

8. Выставка работ учащихся.

Работы вывешиваются на доске.

Чей пейзаж готов уж к сроку?
Приносите, не ленитесь,
Красотою подивитесь.
Мастеров здесь целый класс
Полюбуемся на вас.

Сегодня на уроке я узнал…

Главным для меня было.

Сегодня я хочу похвалить за работу на уроке….

- Как называют художников, рисующих природу?

- Назовите известных вам художников-пейзажистов.

- Как мы должны относиться к природе?

– Как вы хорошо потрудились! На столах у вас лежат маленькие квадратики бумаги. Передайте на них свое настроение с помощью красок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по ИЗО

Тема урока: Пейзаж

Цели и задачи: Познакомить учащихся с выразительными средствами художественной деятельности для передачи настроения в природе, с разнообразием пейзажных сюжетов; рисовать по памяти, развивать воображение и творческую фантазию формировать у учащихся представления о пейзаже как о произведении искусства, способным выразить мысли и чувства художника; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, укреплять межпредметные связи.

для учащихся – бумага формата А4, гуашь, кисти, палитра, баночки с водой.

Конструктор урока (Необъявленная тема):

Если видишь на картине

Или ель и белый иней

Или сад и облака,

Если снежная равнина

Или поле и шалаш

Обязательно картина называется…… (Ответ уч-ся: пейзаж )

Организационный момент.

Ты готов н a ч a ть урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке

Все ли п pa вильно сидят?

Все ль внимательно глядят.

Повторение пройденного материала

Учитель: Кто из вас вспомнит и скажет что такое пейзаж?

- Пейз a ж – (с фр. – страна, местность) – это жанр изобразительного искусства, в котором о c новным предметом изображения является местность, естественная или преображенная человеком природа: городские и сельские ландшафты, виды городов, здания.

Учитель: Ребята, мы с вами изучали разнообразные виды пейзажа. Кто может их назвать? (Сельский, городской).

Конструктор урока (прием «Согласен – не согласен):

Презентация с o стоит из текста и картинок.

Пейзажи бывают: сельский (рисуют поля, деревенские дома) Слайд 2 , городской (изображают разные дома, улицы, виды городов) Слайд 3 , парковый пейзаж (изображают уголки природы, созданные для отдыха в городах) Слайд 4 , архитектурный пейзаж (похож на городской с памятниками архитектуры) Слайд 5 , исторический пейзаж (изображают архитектурные и скульптурные памятники, связанные с историческими событиями) Слайд 6 , космический пейзаж (внеземные горизонты) Слайд 7 .

Co бщение нового материала.

Учитель: Жанр изобразительного искусства – пейзаж до 16-17 века был только фоном для портретов или исторических сцен. В конце 16 начале 17 веков он стал самостоятельным жанром. В нашей стране он достиг рассвета в 19 веке и наши русские художники стали известны во всем мире.

Кто-нибудь, ребята, может мне назвать художников того времени? (Левитан, Шишкин).

Изображая природу, эти и другие русские художники (Куинджи, Саврасов, Пластов) стремились передать определенное настроение, состояние их души, которое затем находило отклик в сердцах людей.

Вспомните, с какими видами пейзажа вы знакомились на уроках литературы, окружающего мира? (Сельский, городской).

У каждого времени года особенный запах и цвет,

Но как совершенна природа, что в целом её краше нет!

Каждое время года имеет свой характер и свое настроение. Мы отправляемся с вами на встречу с временами года.

/Заранее подготовленные учащиеся рассказывают временах года и читают стихи/

1-й ученик: Сошлись как-то вместе четыре волшебника живописца: Зима, Весна, Лето, Осень; сошлись, да и заспорили кто из них лучше рисует?

И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга и поля, а в судьи себе выбрали Красное Солнышко.

Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.

2-й ученик:/ читает стихотворение А.С. Пушкина/

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Сочетание каких цветов преобладает в картине? (Серебристые, коричневые, серо-сизые и белый).

1-й ученик: Но вот пришла весна и стала думать, какую бы картину ей нарисовать?

3-й ученик:/ читает стихотворение о весне Плещева А./

Уж тает снег , бегут ручьи ,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

Учитель: Ребята, вы вероятно знаете первые признаки весны? Использовал ли художник их в своей работе? (Грачи прилетели, рыхлый грязный снег, проталины с водой). А какие цвета использовал в своей работе художник? (серо-голубые, солнечный луч, который освещает картину, дает ощущение дыхания весны, картина наполнена весенним свежи воздухом).

1-й ученик: Приступило к работе жаркое лето и взялось за свою волшебную кисть.

4-й ученик /читает стихотворение о лете М.Ивенсена/

Вот и лето подоспело –

Повернется к солнцу боком –

Вся нальется алым соком.

В поле – красная гвоздика,

Красный клевер. Погляди-ка:

И лесной шиповник летом

Весь осыпан красным цветом.

Видно, люди не напрасно

Называют лето красным.

Учитель: Какие выразительные средства использовал художник в своей работе? (Яркая цветовая гамма). Отчего так много теплых тонов в картине? (Лето).

1-й ученик: Настала очередь осени рисовать. Для своей работы взяла она краски и отправилась она с ними в лес.

5-й ученик /читает стихотворение об осени А.Твардовского/

Меж редеющих верхушек

Зашумела у опушек

Птиц не слышно. Треснет мелкий

И, хвостом мелькая, белка

Лёгкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней,

Бережёт густую тень.

Сдвинул шапку набекрень.

Учитель: Какое впечатление произвела на вас эта картина? (Ощущение светлой радости и грусти перед недолговечной и хрупкой красотой осенней поры). Какие цвета преобладают в картине? (золотой, желтый, синий, голубой с небольшим добавлением зеленого – символизирует полноту жизни).

Учитель: Ребята, наступила осень. Перечислите признаки осени, которые вам известны.

/Учащимся предлагается перечислить признаки осени/

Учитель: Какое общее чувство выражено в стихотворениях поэтов и в произведениях художников? (Гордость за Родину, восхищение красотой природы, любовь к родному краю).

Каждый из художников выразил свои чувства и переживания, своё отношение к природе. Они проникли в нашу душу, художникам удалось запечатлеть в своих работах красоту родной природы.

Художники, изображающие в своих картинах природу, называются художники-пейзажисты.

Физкультминутка.

Это лёгкая забава.

Нам известно всем давно —

Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Отдых кончен наш, ребята,

Нам пора опять за парты. (Дети садятся за парты.)

T ворческая практическая деятельность учащихся.

Учитель: Ребята, на сегодняшнем уроке вы будете изображать пейзаж по представлению.

/Учащиеся выполняют работу индивидуально или в паре по два человека/

1 группа – радостный, светлый пейзаж;

2 группа – мрачный, тоскливый пейзаж;

3 группа – нежный с грустью пейзаж.

Учитель: Настроения пейзажа можно создать холодными, теплыми, глухими или звонкими цветами. Для этого не забывайте использовать цветовую палитру, использовать только локальный цвет - неправильно.

/На доске представлена методическая таблица по цветоведению/

Не забываете о законах перспективы (линейная и воздушная).

Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся нам объемными, все дальние – слабо выражены светотенью и кажутся плоскими. На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше, тем больше. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно.

Прежде чем вы начнете работу ответьте мне на вопрос: Как правильно компоновать пейзаж? (выбрать как правильно расположить альбом, представить что будешь рисовать, провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения находящиеся дальше, сделать набросок карандашом).

Учащиеся приступают к выполнению практической работы.

В процессе выполнения работы учащимися, учитель контролирует приемы работы, наблюдает, оказывает индивидуальную помощь.

Цель: Формировать интерес к изобразительной деятельности.

Задачи: знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, в которых человек является частью окружающего нас мира — портретной живописью. Учить через восприятие портрета понимать характер человека, его состояние, настроение, подкрепляя свои выводы средствами выразительности. Учить внимательно рассматривать картины, находить характерные особенности и детали, описывать их устно. Развивать у детей воображение, умение: представлять себя в различных ролях и ситуациях.

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие: с помощью нашего воображения мы побываем в разных местах и посмотрим, что ожидает нас там.

Но вначале я хочу загадать вам загадки:

“Где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы? Осенние деревья, с чьих ветвей не облетают листья? Снег, что никогда не потемнеет и не растает?”

- На картинах художников-пейзажистов. Изображение природы – леса, луга, реки, моря - написанные художником, называются пейзажем.

Воспитатель: Кто же такой художник?

(человек, который занимается изобразительным искусством, создаёт картины, художественные произведения).

Воспитатель: Изобразительное искусство появилось в давние времена, ещё древние люди украшали стены своих пещер росписями с изображением животных, людей. Художник обладает талантом изображать разнообразный мир в своих произведениях. Он может показать события далёкого прошлого, изобразить героев сказок и романов, передать в красках изображение человека, его черты лица, его настроение, характер. Чтобы написать картину художнику нужно собрать материал, представить себе картину, сделать множество набросков. Художником может стать только тот, кто хорошо рисует, потому, что рисунок – это основа любого изображения. Профессия художника имеет много разновидностей: живописец любит рисовать пейзажи – это любимые уголки природы, разные времена года. Портретист рисует лицо человека или во весь рост, передаёт черты лица человека, его характер. Реставратор – это человек, который обновляет старые или испорченные предметы старины, картины. При помощи этих людей мы можем увидеть картины, которые были нарисованы несколько столетий назад. Театральный художник. Без его работы не проходит не одно представление в театре. Только он умеет и знает, как оформить сцену. Увидев сцену, мы с вами понимаем, в какое время года, внутри здания или на улице идёт действие. Художник по костюмам придумывает новые модели разнообразных и красивых костюмов. Художник-мультипликатор для создания новых мультфильмов рисует интересную историю на бумаге. При помощи этих людей мы на экранах телевизоров видим очень много сказок.

Воспитатель: Картины, изображающие природу, называли жанром пейзажа;

• Изображение красивых вещей и предметов – жанром натюрморта;

• Рисование человека – жанр портрета; а изображение животных – жанром анималистки.

• Ребята как вы думаете, какими качествами должен обладать художник, чтобы нарисовать картину? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, художник должен быть аккуратным, усидчивым, терпеливым, наблюдательным, творческим.

Воспитатель: Ребята, чтобы художниками быть, надо чтобы мы были здоровыми и наши руки никогда не уставали, в этом нам поможет физминутка “Юные волшебники”.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

Будем дружно рисовать,

И картины создавать.

Здесь рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Словно море в жаркий день, легко колышется и шумит необъятное золотое поле ржи. Ребята, посмотрите внимательно на пейзаж и скажите мне. Можно ли сказать, что это поле большое?

Воспитатель: Какие деревья стоят среди поля?

Воспитатель: Да, ребята, среди поля возвышаются огромные сосны – великаны. Через поля тянется дорога и теряется во ржи. Какой день показан художником? Солнечный или пасмурный, жаркий или прохладный?

Воспитатель: Дети, а яркая зелень подчеркивает золотистые тона ржи. Мы любуемся золотистым отливом спелых колосьев, радуемся обилию хлеба на родной земле.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину…

- Как вы думаете прохладный или теплый день изобразил художник?

- Хотели бы вы оказаться в этом лесу?

- Где здесь можно спрятаться в тени?

- А где погреться на солнышке?

- Захотелось ли вам побегать по воде босиком, приложить ладошку к камням? Какие они, холодные или теплые?

- Какие цвета помогают художнику передать ощущение теплоты камня, нагретой воды?

-Почему картина называется “Корабельная роща?

- очевидно, это связано с тем, что сосны высокие и прямые, как мачты, а их шевелящиеся от ветра ветви похожи на паруса. Рядом с такими гигантами все кажется маленьким и незначительным. Пройдет немного времени. И многие из этих гигантов превратятся в могучие корабли и увидят необъятные просторы земли.

- Смотрите, какой чудесный летний день! Разогретые на солнце деревья напоили воздух удивительным ароматом сосновой смолы и хвои.

- Чем бы вы занялись, оказавшись в этом лесу? (собирали ягоды, цветы, рассматривали красивых бабочек, плели венки из цветов в тени под деревом, слушали пение птиц, жужжание шмелей, журчание воды, увидели бы белочку, ежика и многое другое).

Вот как хорошо нам с вами было в этом лесу!

Посмотрите, ребята, как вдруг потемнело. Ветер затих. И вдруг темный небосвод озарила яркая вспышка молнии, и загремел гром.

- Куда же мы побежим: вперед или назад? Почему?

- Что вас больше всего пугает на картине? Почему?

- Какие цвета и оттенки художник взял, чтобы показать тревожное грозовое небо, состояние в природе перед грозой? (серый, в некоторых местах почти черный, фиолетовый, синий, сиреневый)

- Как называются такие цвета? (холодные)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на оттенки желтого цвета, такого теплого и ласкового на предыдущей картине, здесь же они, гармонируя, с зеленым, воспринимаются как холодные.

- Названия картин одинаковые, но работы отличаются друг от друга. Чем? (техникой исполнения, манерой).

Начался дождь, и мы бежим спрятаться под деревьями.

- Ах, как свежо и чисто стало в природе! Посмотрите, далеко почти за горизонт уплыли черные тучи. Перед нами луг, умытый дождем. Сквозь легкие облака светит солнышко. Оно отражается во всем: в образовавшемся после дождя небольшом озерце и на мокрых травинках и листочках. Все краски свежи. Художнику опять понадобились теплые, ласковые, желтые оттенки. С помощью их он показал, как быстро просыхает и нагревается земля и воздух.

- Как вы думаете, какое время суток здесь изобразил художник? (Ближе к вечеру).

Да долго мы сегодня путешествовали и не заметили, как вечер приблизился. Пора домой! Но мы с вами ещё много совершим увлекательных путешествий в страну живописных полотен. До скорой встречи, ребята, в нашей картинной галерее.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами очень много гуляли, много узнали про художников, а теперь послушайте загадки и, если вы угадаете, мы узнаем, какими инструментами пользуются художники.

Я люблю купаться в краске.

Совершенно без опаски

С головою окунаюсь,

А потом, не вытираюсь,

По бумажному листу

Или тканому холсту

Влево, вправо, вверх и вниз

Я гуляю. Кто я? (Кисть)

Вот тебе помощник деревянный.

Должен быть он острым постоянно.

Контур, натюрморт, портрет, пейзаж

Быстро нарисует… (Карандаш)

Чтобы ноты разложить,

У музыкантов есть пюпитры,

А чтобы краски разводить,

Художникам нужны… (Палитры).

Воспитатель предлагает детям представить, что они – художники и написать свою картину для выставочного зала детского сада.

Украшение окон музыкального зала к Новому году картинами-вытынанками

Украшение окон музыкального зала к Новому году картинами-вытынанками Украшение окон музыкального зала картинами-вытынанками 2020 Новый год– это самый любимый праздник большинства взрослых и детей, ведь в.

Читайте также: