Беседа о нарушении дисциплины в школе

Обновлено: 02.07.2024

Цель: Интеграция воспитательных усилий семьи и школы в формировании подрастающей личности.

  • Познакомить родителей с особенностями поведения подростков;
  • Обсудить причины возникновения проблем во взаимоотношениях детей со взрослыми и наметить пути их решения;
  • Предложить практические рекомендации родителям по разрешению конфликтных ситуаций, связанных с агрессивными, спонтанными реакциями подростков.

(сл. 3) Проблема школьной дисциплины в течение долгих столетий являлась предметом особой заботы отечественных педагогов. В современный период данная проблема не потеряла свою актуальность, а лишь обострилась. Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение обучающихся. Школьники стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь не склонны к безусловному следованию дисциплинарным правилам. Данные обстоятельства вызвали серьезную озабоченность учителей, которые понимают, что данные позитивные изменения, тем не менее, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности школьников.

(сл. 4) В чем конкретно проявляется школьная дисциплина? Прежде всего она требует от учащихся аккуратного посещения учебных занятий, добросовестного выполнения домашних заданий, соблюдения порядка на уроках и во время перемен, четкого выполнения всех учебных поручений. Школьная дисциплина предусматривает также добросовестное выполнение учеником требований и поручений педагогов, администрации школы и ученических организаций. Она обязывает каждого строго соблюдать правила, касающиеся отношения его к другим людям, а также выражающие требования к самому себе.

(сл. 5) Нарушение дисциплины в школе затрудняет учебные занятия и мешает подготовке школьников к соблюдению правил поведения в обществе.. Недисциплинированные ученики нередко и после окончания школы нарушают трудовую дисциплину, становятся на путь хулиганства, правонарушений, приносящих вред обществу. Поэтому в школьные годы проводится большая воспитательная работа, направленная на предупреждение нарушения дисциплины и порядка.

Из разговора классного руководителя и мамы одного ученика:

(сл. 6) Как показало изучение этого вопроса (было проведено анкетирование среди учащихся 6 – 11 классов), главным образом, были выделены следующие формы нарушения школьной дисциплины.

  • 1 место по распространению среди всех форм нарушений дисциплины заняли разговоры школьников на уроках;
  • 2 место – опоздание на уроки;
  • 3 место – игры с телефоном;

– прогулы уроков;
– драки;
– порча школьного имущества и оборудования;

Вот что нередко творится за закрытыми дверями школы. Как получается, что вежливые и спокойные дома дети вытворяют такие вещи?

Многие дети в подростковом возрасте сильно меняются. Ласковые, спокойные, послушные вдруг превращаются в неуправляемых и грубых. Грубость, непослушание сильнее всего ранят и обижают родителей. Враждебность, замкнутость подростков пугают и настораживают. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах его возникновения.

За любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности. Следовательно, воспитательные методы в каждом случае будут индивидуальны. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, проблемы ребенка. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения и пожелает изменить свое негативное поведение.

Каковы же причины вызывающего поведения подростков?

3. Многим подросткам трудно совладать со своим холерическим темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину несознательно.

4. Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.

Родители должны помнить, что ребенок воспитывается не только и не столько в процессе проводимых специально занятий, сколько всем укладом жизни семьи, той нравственной, духовной, социальной атмосферой, которая царит в ней, характером и системой взаимоотношений между родителями, родителями и детьми. Здесь все имеет значение: как разговаривают отец с матерью, что и как они говорят об окружающих, своей работе и сослуживцах, родственниках и знакомых, какой порядок поддерживается в доме, как относятся к своим обязанностям и многое другое, из чего состоит жизнь семьи.

Дух семьи воспитывает ребенка в первую очередь, а потом уже специальные занятия родителей с ним. Но и эти занятия необходимы для полноценного развития ребенка как форма поддержания, развития и укрепления эмоциональных связей, духовного контакта и строящегося на этой основе взаимоотношения между ним и родителями.

Прости меня, сынок!

Это история семьи “неблагополучной”, как у нас принято называть. Мать растит сына, одна, без мужа, развелась, когда сыну и года не было. И вот сыну уже 14 лет, ей 34, она работает бухгалтером в небольшом учреждении. За последний год жизнь превратилась в ад. Если до пятого класса сын учился хорошо, то потом появились тройки. Дальше хуже, она хотела только одного, чтобы Володя закончил девятилетку, получил хоть какую-то специальность! Постоянные вызовы в школу: в разговоре классная руководительница не церемонилась, выговаривала ей в присутствии множества учителей, которые тоже не упускали рассказать о провинностях Володи и его неуспеваемости. Подавленная, раздражённая, она шла домой, ощущая полное бессилие что-либо изменить. Её упрёки и назидания выслушивал он молча и угрюмо. Уроки по-прежнему не учил, дома не помогал.

Вот и сегодня пришла домой, а в комнате опять не убрано. А ведь утром, уходя на работу, строго-настрого приказала: “Придёшь из школы, прибери в квартире!”

Поставив чайник на плиту, она устало и нехотя стала прибираться. Вытирая пыль, вдруг увидела, что вазы, хрустальной вазы, подаренной её когда-то подругами на день рожденья (самой ведь сроду не купить!), единственной ценности в доме – нет. Она замерла. Унёс? Продал? Мысли одна страшнее другой лезли в голову. Да, совсем недавно она видела его с какими-то подозрительными мальчишками. На вопрос: “Кто это?” сын буркнул в ответ что-то невнятное, а на лице явно читалось: “Не твоё дело!”

“Это наркоманы!” – прорезало её мозг. О, боже! Что делать это они заставили его! Он сам не мог! Он не такой! А вдруг и он курит зелье? Или. Она бросилась вниз по лестнице. Во дворе было уже темно, по улице спешили редкие прохожие. Медленно вернулась домой. “Сама виновата! Сама! Во всём! Дома ему давно житья не стало! Даже бужу по утрам окриком! А вечерами! Весь вечер ору на него! Сыночек, родненький, да что за мать тебе досталась непутёвая!” она долго плакала. Потом принялась тщательно убирать в квартире – сидеть просто так не было сил.

Протирая за холодильником, она наткнулась на какую-то газету. Потянула. Послышался звон стекла, она вытащила завёрнутые в газету осколки разбитой хрустальной вазы.

“Разбил. Разбил!” – вдруг сообразила она и опять заплакала. Но это уже были слёзы радости. Значит, он разбил вазу и никуда её не уносил, – спрятал. И вот теперь, Дурачок, не идёт домой, боится! И вдруг она опять замерла – нет, никакой он не дурачок! Она представила себе, как увидела бы разбитую вазу, представила и свою ярость. тяжко вздохнула и принялась готовить ужин. Накрыла на стол, расстелила салфетки, расставила тарелки.

Сын пришёл в двенадцатом часу. Вошёл и молча остановился в дверях. Она бросилась к нему: “Володенька! Да где же ты так долго пропадал? Я заждалась совсем, измучилась! Замёрз?” она взяла его холодные руки, погрела в своих, поцеловала в щеку – и сказала: “Иди, мой руки. Я приготовила тебе твоё любимое”. Ничего не понимая, он пошёл мыть руки. Потом направился на кухню, а она сказала: “Я в комнате накрыла”. Он прошёл в комнату, где было как-то особенно чисто, опрятно, красиво, осторожно сел за стол. “Кушай, сыночек!” – услышал он ласковый голос матери. Он уже забыл, когда мама так обращалась к нему. Сел, опустив голову, ни к чему не притрагиваясь.

– Что же ты, сыночек?

Он поднял голову и сказал дрогнувшим голосом:

– Я знаю, сынок, – ответила она. – Ничего. Всё когда-нибудь бьётся.

Вдруг, склонившись над столом, сын заплакал. Она подошла к нему, обняла за плечи и тоже тихо заплакала. Когда сын успокоился, она сказала:

Прости меня, сынок. Кричу на тебя, ругаюсь. Трудно мне, сыночек. Думаешь, я не вижу, что ты одет не так, как твои одноклассники. Устала я, работы невпроворот, видишь, даже домой приношу. Прости меня, никогда больше тебя не обижу!

Поужинали молча. Тихо легли спать. Утром его будить не пришлось. Сам встал. А провожая в школу, она впервые произнесла не “смотри у меня. ”, а поцеловала в щёку и сказала:

Вечером, придя с работы, она увидела, что пол помыт, а сын приготовил ужин – пожарил картошку.

С тех пор она запретила себе вообще говорить с ним о школе, об оценках. Если ей мучительны, даже редкие посещения школы, то каково же ему?

Когда сын вдруг сказал, что после девятого класса пойдёт в десятый, она не показала своих сомнений. Однажды тайком заглянула в его дневник – там не было никаких двоек.

Но самым памятным днём для неё стал день, когда вечером, поужинав, разложила свои счета, он сел слева, сказал, что поможет ей считать. После часовой работы она почувствовала, что он положил голову ей на плечо. Она замерла. Был маленький, сидел часто возле неё и, утомившись, клал голову ей на руку и нередко так засыпал. Она поняла, что вернула себе сына.

…История, которую я рассказала, подлинная. Может быть; она окажется для кого-то поучительной.

Нина Ивановна Варакина.

Поселок Виноградский Краснодарского края

Я рассказала эту историю не для того, чтобы упрекнуть кого-либо в неправильном отношении к своим детям, просто хотела показать, как много зависит от нас, родителей и учителей. И что для этого нужно – просто быть человеком.

И воспитывая в наших детях нравственные качества, взрослым следуем помнить, что нравственными должны быть они сами, иначе они не имеют права, что – либо требовать от детей. Ведь у взрослых больше жизненного опыта, практики. Человеческие детеныши в отличие от животных потому и находятся с родителями так долго, что процесс развития человека, приобретения ими практических и теоретических знаний умений и навыков происходит всю жизнь, чтобы, наконец, человека назвать человеком. И дают практические знания чаще всего взрослые, исходя из собственного опыта, приобретенной годами мудрости, сделанных и исправленных ошибок.

И в заключении я хочу сказать, что тема, которую мы подняли на данном собрании, несет в себе здоровую идею всем нам встряхнуться, обратить внимание на себя и заняться собственным развитием.

- Здравствуйте, ребята! Вам понравилась песенка? Давайте повернемся и улыбнемся друг другу.

(Дисциплина-это, правила поведения, которые помогают поддерживать порядок и требуют постоянных усилий, силы воли.)

-А зачем нам нужна дисциплина? (чтобы был порядок)

- Ребята, а ведь правил много. Как вы думаете, кто нас может заставить, чтобы мы соблюдали все правила поведения?

- Поэтому, дисциплина – это, прежде всего, (если обратиться к теме урока) активная работа над собой, своей силой волей

-Хорошо, а теперь назовите качества недисциплинированного человека!?

-А кто у нас в классе дисциплинированный/недисциплинированный?

-А какие правила поведения в школе, на уроке вы знаете? (…)

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …(внимательным).
Все пиши, не отставая,
Слушай не …(перебивая).
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все …(понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).
На математике считают,
На перемене … (отдыхают)
Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не … (сорока).
Если друг стал отвечать,
Не спеши … (перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).
Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не … (кричи).

- Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

- Какая самая главная обязанность у вас в семье?

(слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, получить основное общее образование, соблюдать правила поведения дома и в общественных местах)

А это где-нибудь прописано? ( нет, существуют традиции семьи)

- А какие обязанности существуют у учеников?

- Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника.

Уважать права, честь и достоинство всех участников;

Иметь аккуратный вид;

Соблюдать правила техники безопасности;

Беречь школьное здание, оборудование;

Придерживаться общепринятых правил поведения;

Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.

- А откуда вы это знаете? (Устав школы)

Какой вывод мы сделаем?

Вывод: Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях,

а также о том, что с определенного возраста несовершеннолетние несут ответственность за нарушение чьих-либо прав, за свое противоправное поведение.

К сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом.

За злостное хулиганство, кражу уголовная ответственность

наступает с 14 лет.

2.Административная ответственность применяется за нарушения.

(нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

  1. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. к примеру: опоздание на работу, учебу, прогул без уважительной причины.
  2. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.

1 Разбор ситуации:

№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

№2. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

Так что, помните, с законом шутки плохи!

Памятка школьнику

Не пропускай учебные занятия без уважительной причины.

Аккуратно веди свой дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят.

Школа - твой второй дом. Береги всё, что в нём находится: мебель, книги, инвентарь. Относись бережно к имуществу других обучающихся и работников школы.

Веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях.

Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- формирование этических норм поведения;

- развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

1. Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

2. Развитие умения вести дискуссию, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, умения доказывать, рассуждать, слушать другие мнения;

3. Развитие внимания, мышления и речи.

4. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

5. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

Каждый из нас слышал про такое качество, как дисциплинированность. Это особая черта характера, над выработкой которой нужно трудиться. И заключается её особенность в привычке человека соблюдать нормы поведения и правила работы.

(Дисциплина-это, правила поведения, которые помогают поддерживать порядок и требуют постоянных усилий, силы воли.)

А зачем нам нужна дисциплина? (чтобы был порядок)

- Правил поведения существует много. Как вы думаете, кто может нас заставить, чтобы мы соблюдали все эти правила? (Учитель? Воспитатель? Или вы сами?)

- Поэтому, дисциплина – это, прежде всего, активная работа над собой, своей силой воли.

-Хорошо, а теперь назовите качества недисциплинированного человека ( непослушание, невнимательность, нарушение норм поведения, несоблюдение правил, распорядка, опоздания … )?

-А какие правила поведения в школе, на уроке вы знаете? (ответы детей)

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …(внимательным).

Все пиши, не отставая,
Слушай не …(перебивая).

Говорите четко, внятно,
Чтобы было все …(понятно).

Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).

На математике считают,
На перемене … (отдыхают)

Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не … (сорока).

Если друг стал отвечать,
Не спеши … (перебивать).

А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).

Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).

Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).

Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не … (кричи).

Есть несколько правил, соблюдая которые, можно выработать личную дисциплину:

1. Нужно выполнять обещания.

2. Нужно быть честным. Начать можно с малого. Не хватает времени, приходится задержаться? Нужно позвонить, предупредить.

3. Нужно учиться говорить и писать грамотно.

4. Необходимо исправлять свои ошибки, но для этого потребуется овладеть умением признавать их.

5. Также надо отучиться жаловаться на неудачи и проблемы другим людям, так как у них есть свои беды, которые они всегда будут считать более важными.

6. Также надо выработать в себе привычку первым делом выполнять то, что хочется сделать меньше всего. Умение справляться с трудностями не раз поможет в жизни.

7. И ещё, зацикливаться на одном и том же не следует. Всегда надо идти вперёд.

Воспитание дисциплинированности во многом кроется в соблюдении режима. И понятно, почему. Ведь режим подразумевает строгое распределение по времени разных видов деятельности. Если человек с этим справляется – то в его жизни, как правило, царит порядок. А вот беспорядочность и неорганизованность - это то, что требует больших и впустую потраченных усилий.

Дисциплинированность – это, как мы уже говорили, умение соблюдать правила, нормы поведения и т. д. Режим - означает чётко установленный, нормированный, правильно выстроенный распорядок. Вот, например, режим дня. Это распорядок действий на день. Режим работы – это порядок труда и отдыха, соблюдая который, удаётся действовать более продуктивно. И человек, следуя ему полностью, проявляет свою дисциплину. И демонстрирует отношение к труду.

Дисциплинированность - это необходимое качество для эффективного достижения установленных задач.

И если мы все будем дисциплинированными – в школе всегда будет порядок.

· Не пропускай учебные занятия без уважительной причины.

· Аккуратно веди свой дневник, ведь это твой личный документ.

· Школа - твой второй дом. Береги всё, что в нём находится: мебель, книги, инвентарь. Относись бережно к имуществу других обучающихся и работников школы.

· Веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях.

· Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

· Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

· В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.

Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Памятка школьнику

· Не пропускай учебные занятия без уважительной причины.

· Аккуратно веди свой дневник, ведь это твой личный документ.

· Школа - твой второй дом. Береги всё, что в нём находится: мебель, книги, инвентарь. Относись бережно к имуществу других обучающихся и работников школы.

· Веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях.

· Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

· Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

· В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.

Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

беседа прооводится в целях профилактики правонарушений среди подростков.

Цель- профилактика правонарушений

Все начинается с умения себя вести. Человек является существом разумным и доказывает это тем, что не лазает по деревьям, не носится сломя голову, не спит в общественных местах и т.д. и т. П.

Начиная с детского возраста у человека можно определить характер по его поведению. Если ребенок много бегает, прыгает, скачет с места на место – это доказывает что у него импульсивный характер, очень энергичный. Это сказывается на его дисциплине в школе. Одним из критериев НОТ является дисциплина. Многое о человеке можно сказать, наблюдая за его поведением в обществе и общественных местах.

Например учащиеся и их поведение в школе. Дисциплина отражается на учебе. Т.е. с самого начала своего жизненного пути, человек, благодаря своей культуре и воспитанию, строит свою жизнь: или идет к каким-то высотам или тянется ко дну жизни. Благодаря дисциплине, человек показывает свою волю, или слабохарактерность.

Каждый учащийся в школе имеет классного руководителя характеристику, в которой отражается все его качества характера: его волевые качества, исполнительность, умение себя вести, как наедине с собой, так и в обществе, его точность, пунктуальность и многие другие качества.

Недисциплинированные учащиеся часто пропускают без особых причин уроки, мероприятия в школе, опаздывают в школу, на уроки. Этим фактом они показывают налицо, как их воспитывают в семье. Показывая: насколько учащийся дисциплинирован, он добивается того. Что его уважают в школе, на работе.

Се гигантское начинается с мелочей, малого. Взрослая жизнь требует жесткого отношения к вопросам дисциплины.

Вывод: нужно, работать над собой, вырабатывать волю, характер и дисциплину. Нельзя опаздывать, пропускать занятия в школе.

Читайте также: