В эрн от канта к круппу краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Читаю сейчас русских философов и понимаю, что все интенции современного мира были раскритикованы русской школой еще в начале 20 века. Есть популярная современная установка, что саморазвитие, постоянное получение каких-то бессистемных знаний и Просвещение в целом - суть хорошо и правильно. Русский философ Эрн в своих трудах писал, критикуя немецкий идеализм и философию метафизики, что стремление к рациональному познанию невозможно без Логоса - без собственной культуры, собственного духа, без той формы, которая упорядочит это содержание. Все, что действует вне такого Логоса, вне культурного органона - меонично, то есть оторвано от истоков. Рационализм Спинозы и Канта есть, согласно Эрну, мертвая установка, которая искусственно отчуждает реальность от субъекта и заставляет в эту отчужденную реальность непрерывно вглядываться.

Я не согласен с очень многими идеями Эрна, но его статья "От Канта к Круппу" - характерное объяснение того, как парадигма Просвещения приводит, например, к фашизму и к другим глобальным социополитическим проектам. Нация, заменившая Логос рационализмом, а жизнь - энтелехией чистого разума, всегда рано или поздно начнет обращаться к идее своего превосходства. И, когда это случится, национальное Просвещение закономерно проектом превозвышения над другими расами и нациями. Это действует и в ключе каждого отдельного человека - ныне многие ставят себя выше многих.

Так что все это саморазвитие и прочая шелуха, которую нам бездумно впаривают в качестве жизненной установки, по своей сущности бесполезно и вредно. Форма превыше содержания - и без этой формы знания либо уходят, как вода в песок, либо отравляют существование, делая человека рабом своего собственного дезориентированного рассудка. Вот в этой вещи я с Эрном (который говорил, конечно, не про современность, но как будто близко) абсолютно согласен.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Mar. 24th, 2010

Доклад Владимира Эрна "от Канта к Круппу" (1914) г. - это тыкание пальцем в основную тему хайдеггеровского" Вопроса о технике". Эрн рассуждал о "Кантовском феноменализме", и теперь, когда уже есть пост-хайдеггеровская философия техники, при чтении Эрна возникает ощущение, что он сам не знает, о чём говорит. Да ещё и говорит этак забавно- с оборотиками, кучеряво, в позе. Но тем не менее, говорит-то об этом.
(Интересно иногда узнавать в сочинениях русских философов то, что потом придёт "оттуда": у Эрна - философию техники, у Розанова ортодоксальнейшую queer theory, и прочее)

Вот как Владимир Эрн "читает " духовные основы германских крупнокалиберных пушек (цитирую отсюда):
Кто изучал историю стилей, того должно было всегда поражать глубокое и строгое соответствие между стилем данной эпохи и ее скрытой душой. Насколько мы знаем историю, везде мы констатируем неистребимую потребность человечества бессознательно, почти “вегетативно”, запечатлевать свою скрытую духовную жизнь в различных материальных образованиях. Одним из чистейших образцов самого подлинного запечатления духа в материи является средневековая готика. В Реймском соборе или в Notre Dame de Paris мы имеем каменную транскрипцию несказанного тоноса старого французского католичества. По башенкам, статуям, химерам, сводам, колоннам и ковровым vitraux готических святынь мы можем, вслед за Гюисмансом , проникать в самые глубокие тайники средневековой религии. И вовсе не нужно, чтобы эти материальные облачения духа известной эпохи или известного народа были непременно феноменом эстетическим или, попросту говоря, были “прекрасны”. Иногда и самое крайнее, отпечатлевшееся в материи “безобразие” бывает точнейшим и нагляднейшим выявлением скрытых духовных реальностей. Не в красоте дело, а в чем-то другом. Тут важно установить живой мост между “внешним” и “внутренним”, нащупать живую ткань, по которой происходит кристаллизация внутренних энергий во внешние материальные формы.
Орудия Круппа с этой точки зрения являются безмерно характерными и показательными. Если бы даже мы не установили связи Кантова феноменализма с немецким милитаризмом, то, смею думать, мы могли бы проделать обратный путь: от милитаризма к феноменализму. Для очень внимательного и пристального глаза анализ крупповских пушек, без всяких мистических прозрений, должен был бы с несомненностью показать, какое основное, глубинное жизнечувствие, могущее легко быть выраженным в терминах философских, характеризует народ, эти орудия создавший. Заметьте: орудия Крупна суть безусловная вершина германской промышленной техники. Если рассматривать их “материю”, то ее строение окажется беспредельно тонким, замысловатым и — если можно так выразиться — сгущенно-интеллектуальным. Нужно было крайнее, беспримерное развитие физики, механики, математики и строительной техники для того, чтобы создать эти гигантские истребители. Нужна была солидарная совместная работа поколений ученых, промышленников и государственных деятелей для того, чтобы их осуществить. Мало того, нужен был еще некий тайный национальный consensus, некое глубинное, расовое самоопределение воли. Ведь техника Германии, по своей глубочайшей научности и теоретической обоснованности, по отзывам знатоков, занимает первое место в мире. Конечно, для завоевания этого первенства недостаточно было усилий отдельных частных лиц, нужно было какое-то мощное коллективное произволение. В крупнейших орудиях Круппа первенствующая в технике Германия доходит до некоего человеческого предела. Странно сказать, эти орудия почти неперевозимы, почти что выходят за границы практической годности, почти что невозможны в смысле неосуществимой разорительности. Если отвлечься от всякой оценки этих чудовищ и сосредоточиться лишь на колоссальных суммах человеческой энергии, в них вложенной, то мы должны прийти к парадоксальному выводу: по количеству затраченных сил, по солидарности коллективного творчества орудия Круппа безусловно превосходят такое беспримерное, казалось бы, проявление коллективного, многовекового созидания, как средневековая готика.

80. контактов, которые приводят к конкретному результату, будут осуществляться через Интернет, Call-центры и другие каналы.

От реформ к опричнине

Исключительное и неоспоримое место в истории развития цивилизаций занимает Римское государство, коие построило колоссальную систему права и юриспруденции, которой можно гордиться до сего дня. Поскольку именно эта система, сначала объединила в себе античный мир, а после легла в основу законодательств множества государств современности. Такие и подобные факты как раз и делают целесообразными исследования становления и развития Римской империи, и ценность по прошествии времени не теряется.Кроме того, Древний Рим богат ценностями, которые было бы неприлично не назвать. Это Колизей, арена крови и славы гладиаторов, Пантеон, величественное здание Древнего Рима, так же известные катакомбы Рима и множественные храмы неисчисляемых богов. Многое из этого сохранилось и до сего дня.

Объектом выпускной квалификационной работы является рассмотрение дипломатического маневрирования Италии в ходе Первой мировой войны и ее стратегический переход от нейтралитета к вступлению в войну на стороне Антанты.Предметом работы является переход Италии от нейтралитета в войне к ее вхождению на стороне Антанты

2. мая 1915 г.Целью выпускной квалификационной работы является комплексное изучение и реконструкция событий перехода Италии как страны участницы Первой мировой войны от Тройственного союза к Антанте.

Цель данной курсовой работы – проследить этапы развития творчества Энди Уорхола от рекламы к искусству и обратно.

Пластилин имеет множество преимуществ – он почти не вымазывает кожу рук, может быть мягким и почти застывшим, в зависимости от температуры воздуха, его можно применять многократно, он не портится и не теряет мягкости.Целью данной работы является аналитический обзор особенностей лепки из пластилина от простого к сложному, а также основ пластилино-вой мультипликации. рассмотреть лепку от простых предметов к фигуркам на каркасе из проволоки;

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

June 9th, 2013

Юбер Аллес

Д уша народа во время войны есть его тыл. Для одних не существует никакой связи между старой Германией — Германией великих мыслителей, мистиков, поэтов, музыкантов — и новой Германией — Гер­манией материалистической; c вязь между немцем-ро­ мантиком и мечтателем и немцем-насильником и завоевате­ лем остается непонятной. А для других германский идеализм в конце концов и должен был на практике породить жажду мирового могущества и владычества — от Канта идет прямая линия к Круппу. То, что мы называем германским материа­ лизмом, — их техника и промышленность, их военная сила, их империалистическая жажда могущества — есть явление духа, германского духа. Немцы менее всего материалисты. Вся германская фило­ софия имеет идеалистическое направление, и материализм мог быть в ней лишь случайным и незначительным явлением.

Немец — не догматик и не скептик, он критицист. Не­ мец физически и метафизически – северянин. Первоощу щение бытия для немца есть прежде всего первоощущение своей воли, своей мысли. Он — волюнтарист и идеалист. Он музыкально одарен и пластически бездарен. Пластика есть уже дух объективный, воплощенный. В сфере объективно­ го, воплощенного духа немцы оказались способными созда­ вать лишь необычайную технику, промышленность, милитари­ стические орудия. Безвкусие немцев, которое поражает даже у величайших из них, даже у Гёте, связано с пе­ ренесением центра тяжести жизни во внутреннее напряже­ ние воли и мысли. В жизни же чувства они могут быть лишь сентименталь­ными.

gallery_16411_500_32410

Настоящий, глубокий немец всегда хочет, отвергнув мир как что-то догматически навязанное и критически не прове­ ренное, воссоздать его из себя, из своего духа, из своей воли и чувства. Германец по природе метафизик, и свои физические орудия создает он с метафизическим пафосом, он никогда не бывает наивно-реалистичен. Немец добился-таки того, что орудия мысленные, идеальные превратил в реальные орудия борьбы.

Все рождается из тьмы, из хаоса бесформенных переживаний через акт воли, через акт мысли. В нем нет никакого пассивно-женст­ венного приятия мира. Все должно пройти через немецкую ак­ тивность и организацию. Германец по природе своей не эроти­ чен и не склонен к брачному соединению.

Германец ощущает хаос и тьму в изначальном, он очень чувствует иррациональное в мировой данности. Это раскры­ валось в германской мистике. Но он не потерпит хаоса, тьмы и иррациональности после совершенного его волей и мыслью акта. Пред немецким сознанием стоит категорический императив, чтобы все было приведено в порядок. Мировой беспорядок должен быть прекращен самим немцем, а немцу все и вся представляется беспоряд­ ком.

Отсюда рождаются непомерные притязания, которые переживаются немцем как долг. Свои насилия над бытием немцы совершают с моральным пафосом. Немецкое сознание всегда нормативное. Немец не приобщается к тайнам бытия. Отсюда — органическое культуртре­герство немцев. В государстве и в философии порядок и орга­низация могут идти лишь от немцев.

Трагедия германизма есть прежде всего трагедия избыточной воли. Германский народ — замечательный народ, могущественный народ, но народ, лишенный всякого обаяния.

1202883909_image032

Религия германизма вступает в антагонизм с христианством. В этой германской религии нет покаяния и нет жертвы. Германец менее всего способен к покаянию. И он может быть добродетельным, нравствен­ ным, совершенным, честным, но почти не может быть свя­ тым. Покаяние подменяется пессимизмом. Германская религия есть чистейшее монофизитство, признание лишь одной и единой природы — божественной, а не двух природ — божественной и человеческой, как в хри­стианской религии. Германизм отрицает человека как самобыт­ ное религиозное начало.

img013

Апокалипсис германцы целиком предо­ставляют русскому хаосу, столь ими презираемому. Мы же презираем этот вечный немецкий порядок.

Мир германский и есть Центральная Европа по преиму­ществу. Судьба германизма представляется судьбой Европы, победа германизма — победой европейской культуры. Рели­гия германизма сознает германский народ той единственной чистой арийской расой, которая призвана утверждать ев­ропейскую духовную культуру не только усилиями духа, но также кровью и железом. Германские идеологи даже расовую антропологическую теорию об исключительных преимуществах длинноголовых блондинов превратили в неч­то вроде религиозного германского мессианизма. Вместо “арийцев” ввели в употребление термин "индо-германцы". Немцы не довольствуются инстинктивным през­ рением к другим расам и народам, они хотят презирать на научном основании, презирать упорядочение, организованно и дисциплинированно. Это не мешает нам ценить вели­ кие явления германского духа, питаться ими, как и всем ве­ ликим в мире.

323

Comments:

Ну, как же я тебя отвергну,
Мой столь гонимый Vаtеrlаnd [1],
Где все еще по Кенигсбергу
Проходит узколицый Кант,

Где Фауста нового лелея
В другом забытом городке -
Geheimrath Goethe[2] по аллее
Проходит с тросточкой в руке.

Ну, как же я тебя покину,
Моя германская звезда,
Когда любить наполовину
Я не научена, — когда, -

- От песенок твоих в восторге -
Не слышу лейтенантских шпор,
Когда мне свят святой Георгий
Во Фрейбурге, на Schwabenthor[3].

Когда меня не душит злоба
На Кайзера взлетевший ус,
Когда в влюбленности до гроба
Тебе, Германия, клянусь.

Нет ни волшебней, ни премудрей
Тебя, благоуханный край,
Где чешет золотые кудри
Над вечным Рейном — Лорелей.

Читайте также: