На заре туманной юности платонов краткое содержание по главам

Обновлено: 08.07.2024

На железнодорожной станции взять Ольгу с собой соглашаются красноармейцы, которые едут в эшелоне. Они кормят ее и помогают согреться. Когда она добирается до тетки, которую зовут Татьяна Васильевна, выясняется, что пускать девушку домой никто не собирается. Соседи, которые указывают ей дорогу до дома тетки, рассказывают, что у женщины нет детей из-за того, что они просто не желают у нее рождаться.

Нужно дальше жить

На пороге дома

Правда, уже к утру следующего дня она извела девочку постоянными упреками. В итоге Ольга от нее ушла. Оказавшись в одиночестве в абсолютно чужом городе, она не растерялась. Совсем скоро отыскала объявление о наборе сотрудников на железнодорожные курсы. Получила место в общежитии, стала обучаться и получать стипендию. Совсем скоро у нее появилось много новых друзей.

Образы литературных героев

Ольга – центральная фигура, вокруг которой строится сюжет рассказа. Цель автора – раскрытие причин, повлиявших на превращение из растерянного и никому не нужного ребенка в сильную женщину, достойную восхищения. Смерть родителей, отсутствие прибежища, голод, равнодушие посторонних не останавливают девочку. Стремление выжить делает из нее бесстрашную уверенную личность, которая способна позаботится не только о себе, но и о близких.

Родная тетка, с путешествия к которой началась самостоятельная жизнь героини, отворачивается от племянницы. Образ родственницы, зацикленной на личных проблемах, является примером безучастной жестокости. Даже случайно встреченные попутчики оказываются участливее к ребенку, чем родня. Механик паровоза, красноармейцы, вахтер общежития – незначительные персонажи, выписанные автором в эпизодах для контраста, проявляют к скиталице сочувствие, хотя тоже заняты своими проблемами, работой, войной.

Символичность советской власти в образе непонятного полубожественного Ленина, которая бесплатно кормит, дает приют и обучает студентов университета, обусловлена требованием времени. Акцент сделан на бескорыстии такого общества, из благодарности к которому девушка готова жертвовать своей жизнью.

Персонажи подруги Лизы, Ольгиного воспитанника Юшки появляются в тот период, когда главная героиня уже способна обеспечивать себя и помогать другим. На их фоне прорисовывается новый уверенный образ Ольги, она знает к чему стремится, уже способна брать на себя ответственность за более слабых.

Новая подруга

Ольга сразу начала чувствовать себя опытнее, значительно взрослее этой девушки, постоянно ее поддерживать. При этом очень часто Лиза плакала, что казалось главной героине проявлением ее детской наивности.

Еще одним классическим персонажем становится юный герой по имени Юшка. Он в совсем раннем возрасте потерял мать, теперь Ольга всерьез занялась его воспитанием, пока отец все свободное время уделял труду. Даже спасая поезд с красноармейцами, девушка оказывается в смертельной опасности. Но все равно не перестает думать об этом мальчишке, который за короткое время успел начать значить очень многое в ее жизни. Даже находясь при смерти, все равно думает о нем.

В родительском доме

Смысл рассказа

Главное в любой ситуации — никогда не отчаиваться, сохранять собственное лицо и свое достоинство. Как бы тяжело и плохо ни было самому человеку. Как бы он ни страдал душевно от потерь своих близких и физически от голода, страха и одиночества. Даже если не может думать больше ни о чем, кроме еды.

Татьяна Васильевна

Творчество Платонова

В доме тетки


Борьба за человеческое достоинство

Правда, вскоре послабления со стороны властей снова сменились жестким давлением на писателя. Причем давить решили не на самого героя нашей статьи, а на близких ему людей. В 1938 году арестовал его сына по имени Платон, которому только недавно исполнилось пятнадцать лет.

Лишь спустя два года стараниями многочисленных друзей писателя его удалось вернуть из заключения. К тому времени здоровье его было сильно подорвано. К осени 1940 года Платон Платонов сильно страдал туберкулезом. Писатель заразился этой болезнью, ухаживая за сыном. После этого болел туберкулезом до конца жизни. Сын писателя скончался в самом начале 1943 года.

Авторский стиль

Сюжетная линия строга, касается только личных впечатлений главной героини. События поданы Платоновым таким образом, что читатель может взглянуть на происходящее глазами Ольги, полностью погрузиться в ее переживания. Авторское изложение незамысловатыми, но емкими точными фразами позволяет понять, как из растерянного ребенка постепенно формируется сильная целеустремленная женщина.

Простонародный язык автора не содержит сложных речевых оборотов. Диалоги героев максимально приближены к бытовой разговорной речи рабочих того времени. Простота повествования используется писателем как литературный прием, который вовлекает читателя, пробуждает его личные ассоциации и заставляет сопереживать происходящему.

В рассказе присутствуют две характерные черты, свойственные всему творчеству писателя. Одна из них связана с романтикой железных дорог. Со времен учебы и работы машинистом в юности Андрей Платонович был восхищен развивающейся механикой паровых машин, работой железнодорожных рабочих. Другая авторская особенность – эмоциональная тема смерти и ее героическое преодоление сильными личностями.

Последние годы жизни

Этого же жизненного принципа Платонов придерживался до самого конца жизни. Во время Великой Отечественной войны он работал военным корреспондентом, его демобилизовали только по болезни.

Во время учебы Ольга знакомится с другой девочкой — Лизой. Их судьбы похожи, и они становятся близкими подругами. Но девочки совсем по-разному смотрят на жизнь. Когда в столовую перестают поставлять продукты, Лиза начинает плакать. Но Ольга не опускает руки и идет искать работу, пропуская уроки. Даже после трудного дня героиня рассказа находит в себе силы учиться, она осознает, что знания ей необходимы. На примере Ольги и Лизы читатель видит две разные модели поведения людей, оказавшихся в трудных условиях. Подруга главной героини думает только о себе, часто плачет. Лиза проявляет свою инфантильность и слабость. Но Ольга, напротив, очень быстро взрослеет. Она учится принимать решения и не отчаиваться даже, казалось бы, в безвыходных ситуациях.

Родители Ольги умерли от тифа во время Гражданской войны, когда девочке было 14 лет. Став сиротой, она осталась совсем одна в небольшом поселке при железнодорожной станции, где трудился ее отец. Похоронить родителей ей помогли соседи и знакомые. После похорон на протяжении нескольких дней девочка жила в пустом доме.

Ольга старалась подражать маме – повторяла характерные для нее слова и действия. Это позволяло сироте воображать, “что мать ее еще жива в ней немного”.

У Ольгиной мамы была сестра, жившая в губернском городе

на Волге. Девочка видела ее однажды, когда та пару лет назад приезжала погостить. Тогда тетя показалась Ольге доброй и богатой. Перед смертью мать наказывала дочери ехать именно к тетке, которая могла приютить сироту.

Девочка решила последовать маминому совету. На вокзале Ольга села в поезд, в котором ехали красноармейцы. Они накормили сироту, уложили на верхнее помостье, так как там было тише и теплее, да еще и накрыли двумя шинелями.

Утром Ольга оказалась в нужном городе. Красноармейцы дали ей на прощание половину хлеба и кусок сала. Адреса тети у девочки не было.

Из-за этого Ольге пришлось спрашивать

всех встречных, “у кого лица были добрее”, где живет Татьяна Васильевна Благих. Поиски увенчались успехом только к вечеру. Оказалось, тетя живет вместе с мужем.

Детей у пары не было. В дом тетка Ольгу не пустила, сославшись на то, что только сделала уборку, вымыла полы. На дворе она девочке тоже сидеть запретила, отправив за ворота. Ольга прождала на улице, пока ее позовут в дом, до позднего вечера.

В итоге к ней так никто и не вышел. Пришлось снова стучаться. На второй раз тетка с неохотой впустила племянницу и позволила остаться на ночлег.

В канцелярии учебного заведения служащих она не застала, так как те ушли на обед. Зато встретила старика-сторожа, который сказал, что ее не примут “по малолетству и несознательности”.

Вернувшиеся из столовой служащие канцелярии помогли Ольге. Ее устроили на курсы подготовки младших железнодорожных агентов и дали место в общежитии. Чуть позже девочке выплатили стипендию за полмесяца вперед и обеспечили необходимым минимумом вещей – нитками, верхней курткой, башмаками и так далее. Девочка начала привыкать к новой жизни – она понимала, что дорога и любима, ведь ей дали крышу над головой и кормили.

Несмотря на это, Ольга все еще тосковала по умершим родителям. Ее соседкой по комнате была 15-летняя Лиза, наполовину сирота. Отец умер, а мать вновь вышла замуж и перестала заботиться о ребенке.

Лиза рассказала Ольге, что всеми благами они обязаны Ленину, который любит их и никогда не тронет, ведь именно они будущие люди, они будут коммунизмом, без них всем станет плохо.

Через несколько месяцев после того, как Ольга начала учиться, в столовой перестали давать продукты. Кроме того, курсантам задержали стипендию. Впоследствии выяснилось, что виноваты в сложившейся ситуации “белые офицеры, служившие в губпродкоме и финотделе”, а также те, кто доверил им такую работу. Не поев несколько дней, Лиза заплакала.

Ольга решила пропускать пока уроки, чтобы добыть для себя и подруги пропитание. При этом девочки договорились, что Лиза продолжит ходить на учебу. Сначала было тяжело. Ольга пыталась помогать людям по хозяйству за деньги и еду, но из экономии практически все справлялись сами.

Однажды девочке пришлось пойти к тетке за помощью. Та приняла племянницу, накормила и пожаловалась на свою жизнь – оказалось, муж начал ей изменять. Через некоторое время Ольга нашла постоянную работу – стала нянькой у полуторагодовалого мальчика Юшки, рано потерявшего мать и оставшегося с отцом.

Ребенок девочке очень нравился. В няньках она просидела ровно месяц. Потом надобность в работе отпала, так как снова начали платить стипендию.

Несмотря на это, Ольга почти каждый день навещала Юшку.

Через три года подруги окончили курсы и их вместе отправили проходить практику на железнодорожной линии, расположенной на маленькой станции Серьга. Когда практические занятия почти подошли к концу, случилось несчастье. Однажды ночью Ольгу разбудили гудки паровоза с красноармейцами, у которого было оборвано 20-30 вагонов с хвоста. Рискуя жизнью, девушка спасла состав.

У Ольгиной мамы была сестра, жившая в губернском городе на Волге. Девочка видела ее однажды, когда та пару лет назад приезжала погостить. Тогда тетя показалась Ольге доброй и богатой. Перед смертью мать наказывала дочери ехать именно к тетке, которая могла приютить сироту. Девочка решила последовать маминому совету. На вокзале Ольга села в поезд, в котором ехали красноармейцы. Они накормили сироту, уложили на верхнее помостье, так как там было тише и теплее, да еще и накрыли двумя шинелями.

Вернувшиеся из столовой служащие канцелярии помогли Ольге. Ее устроили на курсы подготовки младших железнодорожных агентов и дали место в общежитии. Чуть позже девочке выплатили стипендию за полмесяца вперед и обеспечили необходимым минимумом вещей – нитками, верхней курткой, башмаками и так далее. Девочка начала привыкать к новой жизни – она понимала, что дорога и любима, ведь ей дали крышу над головой и кормили. Несмотря на это, Ольга все еще тосковала по умершим родителям. Ее соседкой по комнате была 15-летняя Лиза, наполовину сирота. Отец умер, а мать вновь вышла замуж и перестала заботиться о ребенке. Лиза рассказала Ольге, что всеми благами они обязаны Ленину, который любит их и никогда не тронет, ведь именно они будущие люди, они будут коммунизмом, без них всем станет плохо.

Глава 1

Родители Ольги умерли от тифа во время Гражданской войны, когда девочке было 14 лет. Став сиротой, она осталась совсем одна в небольшом поселке при железнодорожной станции, где трудился ее отец. Похоронить родителей ей помогли соседи и знакомые.

У Ольгиной мамы была сестра, жившая в губернском городе на Волге. Девочка видела ее однажды, когда та пару лет назад приезжала погостить. Тогда тетя показалась Ольге доброй и богатой.

Перед смертью мать наказывала дочери ехать именно к тетке, которая могла приютить сироту. Девочка решила последовать маминому совету. На вокзале Ольга села в поезд, в котором ехали красноармейцы. Они накормили сироту, уложили на верхнее помостье, так как там было тише и теплее, да еще и накрыли двумя шинелями.

Глава 2

Оказалось, тетя живет вместе с мужем. Детей у пары не было. В дом тетка Ольгу не пустила, сославшись на то, что только сделала уборку, вымыла полы. На дворе она девочке тоже сидеть запретила, отправив за ворота.

Ольга прождала на улице, пока ее позовут в дом, до позднего вечера. В итоге к ней так никто и не вышел. Пришлось снова стучаться. На второй раз тетка с неохотой впустила племянницу и позволила остаться на ночлег.

Глава 3

Утром, когда дядя ушел на работу, тетка, думая, что Ольга спит, начала тихо жаловаться. Неожиданный приход племянницы ее не радовал. Ольга слышала жестокие слова тетки и после скудного завтрака покинула негостеприимный дом.

Глава 4

Вернувшиеся из столовой служащие канцелярии помогли Ольге. Ее устроили на курсы подготовки младших железнодорожных агентов и дали место в общежитии. Чуть позже девочке выплатили стипендию за полмесяца вперед и обеспечили необходимым минимумом вещей – нитками, верхней курткой, башмаками и так далее.

Девочка начала привыкать к новой жизни – она понимала, что дорога и любима, ведь ей дали крышу над головой и кормили. Несмотря на это, Ольга все еще тосковала по умершим родителям. Ее соседкой по комнате была 15-летняя Лиза, наполовину сирота.

Отец умер, а мать вновь вышла замуж и перестала заботиться о ребенке. Лиза рассказала Ольге, что всеми благами они обязаны Ленину, который любит их и никогда не тронет, ведь именно они будущие люди, они будут коммунизмом, без них всем станет плохо.

Глава 5

Ольга решила пропускать пока уроки, чтобы добыть для себя и подруги пропитание. При этом девочки договорились, что Лиза продолжит ходить на учебу. Сначала было тяжело. Ольга пыталась помогать людям по хозяйству за деньги и еду, но из экономии практически все справлялись сами.

Однажды девочке пришлось пойти к тетке за помощью. Та приняла племянницу, накормила и пожаловалась на свою жизнь – оказалось, муж начал ей изменять. Через некоторое время Ольга нашла постоянную работу – стала нянькой у полуторагодовалого мальчика Юшки, рано потерявшего мать и оставшегося с отцом.

Ребенок девочке очень нравился. В няньках она просидела ровно месяц. Потом надобность в работе отпала, так как снова начали платить стипендию. Несмотря на это, Ольга почти каждый день навещала Юшку.

Глава 6

Через три года подруги окончили курсы и их вместе отправили проходить практику на железнодорожной линии, расположенной на маленькой станции Серьга. Когда практические занятия почти подошли к концу, случилось несчастье.

Заключение

В своем произведении Платонов раскрывает множество тем, среди которых наиболее острыми являются проблемы одиночества, сочувствия, вины и ответственности.

Творчество Платонова

платонов на заре туманной юности

Главная героиня произведения – девочка-подросток по имени Ольга. Действие происходит в голодное время Гражданской войны. У нее умерли родители, и она не знает, как дальше жить. Оставшись одна в пустом доме, она все перемыла и перестирала, как это делала мать.

Прожив так несколько дней, девочка затосковала. Она вспомнила слова матери о том, что в соседнем городе живет ее тетка, которая обязательно ее приютит.

Ольга пришла на станцию, чтобы ехать к тетке. Ее взяли с собой в эшелон красноармейцы, накормив и обогрев. Когда она приехала к тетке, которую звали Татьяна Васильевна, та долго не желала пускать ее в дом. Соседи, показавшие девочке дорогу к дому тети, сказали ей, что эта женщина не имеет детей, потому что они не хотят у нее рождаться.

Продержав девочку на пороге дома, Татьяна Васильевна вынуждена была ее пустить, потому что побоялась, что ее заставят отвечать за девочку, если с ней что-то случится. Утром тетка извела девочку попреками, поэтому Ольга ушла от нее, одна, в чужой город.

Она не растерялась, и, увидев объявление о наборе на железнодорожные курсы, устроилась в общежитии, стала учиться и получать стипендию, обрела новых друзей.

Одной из подруг девочки стала Лиза. Ольга чувствовала себя намного взрослее этой девушки и все время поддерживала ее. То, что Лиза часто плачет, казалось ей проявлением детскости и незрелости.

Еще одним важным человеком в ее жизни стал маленький мальчик Юшка. Он рано остался без матери, и девушка присматривает за ним, когда его отец на работе. Спасая поезд с красноармейцами, девушка, находясь при смерти, думает о нем.

Вывод:

Эта повесть учит простой, но крайне необходимой вещи – никогда не отчаиваться, не терять достоинства, даже если очень голодно, одиноко и страшно, даже если очень хочется есть. Если внутри есть стержень, и есть, во что верить, человек остается человеком.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Последние годы жизни

Этого же жизненного принципа Платонов придерживался до самого конца жизни. Во время Великой Отечественной войны он работал военным корреспондентом, его демобилизовали только по болезни.

Ольга – сирота четырнадцати лет, главная героиня произведения. Во время Гражданской войны ее родители умерли. Из родственников у нее была одна тетка. Девочка видела ее два года назад, когда она приезжала к ним в гости из города. Тетка казалась ей богатой и доброй.

Некоторое время Оля жила одна в доме, но потом решила поехать к тетке как советовала ей мать еще при жизни. Девочка поехала на поезде с красноармейцами. Они накормили Олю, уложили спать на самое теплое и тихое место.

Утром красноармейцы дали ей с собой хлеба с салом. Девочка не знала адреса тетки, знала лишь, что ее зовут Благих Татьяна Васильевна. Оля искала ее, спрашивая у прохожих. Вечером девочка нашла дом тетки. Она жила там со своим мужем без детей.

Тетка не пустила домой племянницу, сказав, что помыла пол. Она велела ей ждать на улице. Девочка просидела на улице до вечера, а потом снова постучала в дом. Татьяна впустила девочку только переночевать. Утром Оля услышала, что тетка жалуется на приезд племянницы. Девочка поняла, что здесь ей не рады.

Ольга решила поступить в университет. Она увидела объявление, что студентам предоставляют жилье и стипендию. Но ей отказали, так как возраст был неподходящий. Тогда она устроилась на курсы железнодорожников.

Ей дали место в общежитии, платили стипендию, обеспечили первыми вещами. Оля нашла себе подругу Лизу. Это девочка пятнадцати лет, имела мать, которая вышла второй раз замуж и Лиза была для нее помеха.

Проучившись немного, девочки попали в трудное положение: кушать было нечего, стипендию не платили. Виной этому были белые офицеры, которые занимались курсами. Девочкам пришлось искать подработку. Оля нашла работу няней.

Она сидела с Юшкой, ему было полтора года, матери не было, только отец. Девочка очень привязалась к малышу. В скором времени стипендию стали платить. Необходимость в работе прошла, но Оля все равно навещала малыша.

Какая главная мысль произведения?

Не все меряется деньгами, место подвигу есть в повседневной жизни. Человек, не способный жить в стороне от людских страданий, всегда оказывает помощь, на которую способен.

Величина души не пропорциональна физическим параметрам, зачастую тщедушные, на первый взгляд, люди обладают колоссальной твердостью характера и стальным стержнем, на котором держатся не только они сами, но и оказавшиеся в радиусе их места нахождения другие люди.

Борьба за человеческое достоинство

рассказ на заре туманной юности

Правда, вскоре послабления со стороны властей снова сменились жестким давлением на писателя. Причем давить решили не на самого героя нашей статьи, а на близких ему людей. В 1938 году арестовал его сына по имени Платон, которому только недавно исполнилось пятнадцать лет.

Лишь спустя два года стараниями многочисленных друзей писателя его удалось вернуть из заключения. К тому времени здоровье его было сильно подорвано. К осени 1940 года Платон Платонов сильно страдал туберкулезом. Писатель заразился этой болезнью, ухаживая за сыном. После этого болел туберкулезом до конца жизни. Сын писателя скончался в самом начале 1943 года.

Читайте также: