Беседа о холокосте для начальной школы

Обновлено: 02.07.2024

Актуальность.
В наше время тема Холокоста не утратила актуальности; социальная напряженность, межэтнические и межконфессиональные конфликты, всплески экстремизма и неофашизма — всё это вынуждает вспоминать о Катастрофе европейского еврейства.
Метод обучения: наглядно-практический, словесный.

Организационный момент.
Актуализация знаний. Самоопределение темы занятия.
(Два ученика читают стихотворение)
Холокост (Фридрих Золотковский)
Народ мой пролил море слёз,
где б ни был он рассеян…
Война всегда есть холокост –
не только для евреев…

В полях, и в ямах, и в лесах,
и в лагерях, и в гетто,
в нацистских газовых печах
терзали нас…
Не спета
была ни песнь из древних книг,
ни слово сказано, ни стих…

Но в шуме ветра и знамён,
где путь прошел армейский,
в могилах братских погребён
и мой народ еврейский…

И я мечтаю об одном:
чтоб люди веры разной
покончили с войны проказой.
Земля у всех – наш общий дом!

Века об этом говорим,
а всюду кровь, и смерть, и дым…

Подтверждение тому, что холокост был, являются документы, фотографии. Очень часто фотографии эти делали сами эсэсовцы, охочие до острых ощущений. Или их пособники – как доказательство усердной службы: живые, которых бросают в ров к мертвым, скелеты, обтянутые кожей, дети на грани голодной смерти. Расстрелянные, удушенные, замученные.

Исторические факты
(Подготовленный ученик)
Холокост начался в январе 1933 года, когда к власти пришел Гитлер, и фактически завершился 8 мая 1945 года.
1 сентября 1939 года началась вторая мировая война. Немецкие войска уничтожали всё на своём пути.
В период между 1933 и 1945 годами во время Холокоста было убито более 11 миллионов мужчин, женщин и детей. Примерно шесть миллионов из них были евреями.
9 ноября 1938 года на территории Германии и Австрии произошла Хрустальная ночь или Ночь разбитых витрин, когда нацисты вероломно напали на еврейские общины. Нацисты разрушили, ограбили и сожгли более 1000 синагог, уничтожили более 7000 предприятий. Они также разрушили еврейские больницы, школы, кладбища и дома. Когда все было кончено, 96 евреев были убиты и 30000 арестованы.
Евреев обязали носить особые знаки на одежде, повязки с шестиконечными звездами; во многих городах запрещалось ходить по тротуарам, пользоваться общественным транспортом, заходить в центральные районы…

(Ученик читает стихотворение)
Два треугольника – звезда.
Щит праотца. Отца Давида
Избрание – а не обида,

Священный дар, а не беда.
Здесь было горе – горе без счёта.
Жёлтые звёзды – звёзды почёта.
Звёзды униженных, звёзды отверженных,
Вшитые в небо еврейской одежды.
Жёлтые звёзды, звёзды Давида,
Горькие слёзы еврейской обиды.

За время Холокоста погибло более 1,1 миллиона детей. Дети были особой мишенью для нацистов в период Холокоста. Живыми они представляли исключительную угрозу, ведь, повзрослев, они бы создали новое поколение евреев. Многие дети задохнулись в скотовозах по пути в лагеря. Тех, кто выжил, незамедлительно помещали в газовые камеры.

Звучит красиво - Бухенвальд,
Гора и дол покрыты лесом,
Но что же мне туманит взгляд?
В глазах - кровавая завеса.

Здесь восемь лет витала смерть,
На рубищах - сплошные клейма,
И невозможно разглядеть,
Что там, внизу - волшебный Веймар.

Там - Гете "Фауста" писал,
Здесь - пламя смерти бушевало
Там - "Люди гибнут за металл",
Здесь - люди гибнут от металла.

Там - Виланд, Шиллер, Гердер, Бах,
Там - Кранах, сказочен и ярок.
Здесь - пулеметы на столбах
И пасти лютые овчарок.

Там - жил великий Ференц Лист,
Воспевший музыкой свободу.
Здесь - бьют кувалдой в ржавый лист,
Людей сгоняя на работу.

Там - грациозный Бельведер,
Там - дух искусств здоров и пылок.
А здесь - фашистский офицер
С ухмылкой целится в затылок.

Там - Музы вышли на парад,
Здесь - всюду смерти изваянье.
Звучит красиво - Бухенвальд?!
Какое жуткое названье!

По приказу Генриха Гиммлера от 27 апреля 1940 года был создан концлагерь Освенцим.
14 июня 1940 г. сюда привезли первый транспорт — 728 поляков.
На территории Польши, Чехии, Латвии и других восточноевропейских стран существовали также лагеря Майданек, Саласпилс и многие другие.
Концентрационных лагерей было около 14 тысяч.

Мама, мне страшно… (Корюкина Валерия, 16 лет)
( Ученик читает стихотворение)
“Мама, мне страшно!”
“Не бойся, малыш.
Это не долго –
Представь, что ты спишь.
Закрой свои глазки
и вспомни меня…
Потом все, как в сказке.
Вся вместе семья”.

“Мама, мне больно!
Зачем?! Почему?!”
“Хватит! Довольно!
Скажите ему!”

“Мама, спаси!
Не хочу умирать!”
“Спрячь! Унеси!
Мы устали страдать.
Вот уже смерть
повернулась лицом…”
“Мама, не плачь!
Я умру храбрецом!”

Жестокость
(Подготовленный ученик)

Рабочих концентрационных лагерей заставляли бегать перед офицерами СС, чтобы показать, что у них все еще есть силы. Офицеры СС направляли бегущих в одну из двух линий. Одна шеренга шла в газовые камеры. Другая - возвращалась в бараки. Бегущие работники не знали, куда направляется каждая из них.

Фашисты перерабатывали волосы жертв Холокоста в войлок и нити. Волосы также часто использовали для изготовления носков и стелек командам подводных лодок, для запалов бомб, веревок, корабельных шнуров и для набивки матрасов. Начальники лагерей должны были представлять ежемесячные отчеты о количестве собранных волос.

Учитель.
Сидел писец в Освенциме,
Считал не хуже робота –
От матерей с младенцами
Волос на сколько добыто.
И.Эренбург
История Холокоста помогает осознать, как предрассудки, предубеждения, ложные суждения порождают практический расизм. История Холокоста учит нас и тому, как современная техника и технология могут быть использованы для уничтожения людей.

Цель мероприятия : формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида; ознакомление с понятиями “толерантность”, “толерантная личность”, “границы толерантности”;

развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе;

формирование патриотизма, гражданственности.

Память о Холокосте необходима,

Чтобы наши дети никогда н были жертвами,

Палачами или равнодушными наблюдателями.

Ведущий : Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января Международным днём памяти жертв Холокоста. Весь цивилизованный мир ежегодно отмечает День памяти евреев – жертв нацизма и героев Сопротивления. Знания уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобная ситуация не повторилась против какого-либо народа на Земле. Это необходимо, чтобы мы и наши дети никогда не стали жертвами; никогда не стали палачами; никогда не стали равнодушными наблюдателями чужой трагедии.

Ведущий : Поэтому, мы с вами, сегодня должны знать, что быть толерантным – значит относиться с уважением к культурным достижениям, традициям людей любой национальности.

С. Рахманинов, второй концерт первая часть для фортепиано с оркестром.

Ведущий : Хотелось вам напомнить о школьнице Тане Савичевой, жительницы Ленинграда, которая вела дневник в страшные дни блокады. Вот несколько страничек этого дневника:

Когда умерли все родные, чудом выжившая Таня попала в детский дом. Оттуда её вывезли на Большую землю. Два года врачи боролись за её жизнь, но спасти Таню так и не смогли… Ленинград находился в блокаде более двух лет.

Ведущий : До нас дошёл дневник одной еврейской девочки, Анны Франк, которая оформляла его в виде писем воображаемой подруге Кити. Анна мечтала стать журналисткой, дневник она вела в течение трёх лет, пока всех прятавших в убежище не схватили по доносу и не отправили в концлагерь. Анна Франк умерла от голода в концлагере. Погибли все – мать, сестра, друзья, выжил только отец Отто Франк, он и опубликовал дневник дочери после войны .

Ученики четвертого класса читает стихотворение

Бродят тучи над планетой,

Словно пленнике в неволе.

В душном воздухе, прогретом,

Слышится мне звуки боли.

Это души Холокоста,

Чьи разбросанные кости

Что остались без погоста,

Стонут, просятся к нам в гости.

Просят, чтобы их согрели,

И обмыли, и одели,

И земли родной предали

И молитвы прошептали.

А в просторах небо где-то

Тихо бродят тени Гетто,

Словно звездочки на небе,

Только нету с ними ребе.

Тихо, буднично и просто,

Бродят души Холокоста.

Ведущий : Мы продолжаем с вами серьезный разговор на очень важную тему: Холокост. Холокост – это систематическое преследование и истребление немецкими нацистами миллионов жертв: евреи, славяне, цыгане… Зверски и жестоко убитыми. Холокост – это величайшее в истории преступление против человечности.

Можно выбрать другую тему для разговора, однако мы глубоко убеждены, что если человечество не будет помнить о Холокосте, они рискуют его повторить.

Ведущий : В ходе Холокоста было уничтожено примерно 35: процентов евреев всего мира, около 3 % цыган, четверть белорусов. Из всех злодеяний нацистской Германии – это, самое страшное. Человек, на котором лежит тяжесть ответсвенности за геноцид – Адольф Гитлер.

Ведущий : В 1935 году были приняты Нюрнбергские законы, которые разделили население Германии: немцев и не немцев. Ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в истории носит название Хрустальное. За одну ночь в основном гитлеровской молодежью был убит 91 еврей, сотни ранены и покалечены, тысячи подверглись унижениям и оскорблениям, около 3,5 тысяч арестованы и отправлены в концентрационные лагеря Бухенвальт и Дахау. Это была первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Германии.

Ведущий : А знаете ли вы, что такое Гетто?

Это в годы Холокоста часть города, окруженная колючей проволокой или стенами, гдеобязаны были проживать евреи из прилегающих районов.

Ведущий : Затем немцы начали создавать концентрационные лагеря. От жертв до последнего момента скрывали, что их ожидает смерть. Это позволяло в большинстве случаев предотвращать акты сопротивления Тех, кто заболевал или просто ослабел от голода, немедленно отправляли в газовые камеры.

Я надену звезду Давида

В день всемирной еврейской скорби.

Мне ни капли не будет стыдно

Этой желтой звезды позорной.

Я надену ее как Память

О шести миллионах евреев.

То же самое было б с нами,

Если б мы родились в то время.

Нас бы так же сгноили в гетто,

Расстреляли во рвах и ярах…

Разве можно забыть об этом?

Эту память время не старит.

Знаем точно, что нас сожгли бы

В бухенвальдской, в освенцимской топке…

Разве мир придет под оливы,

Если будем беспечны и робки?

Разве станет обычным шрамом

Эта кровоточащая рана,

Если нам продолженьем драмы

Угрожают из Тегерана?

Если в мире, большом и малом,

Все плодятся темные силы

И со свастиками вандалы

Оскверняют наши могилы?

Да, у Памяти груз тяжелый,

Но его сохранить должны мы,

Чтоб с нагрудной звездою желтой

Вновь не стать крематорским дымом.

Новый век — и те же обиды?

Чем их вырвать навеки с корнем?

Я надену звезду Давида

В день всемирной еврейской скорби.

Информация по презентации

Читают стихотворение ученики 4 класса “Хана”

Информация по презентации

Давайте помянет казненных

ни в чем не повинных людей

и ими, увы, не рожденных,

не видевших мира детей!

из них – хоть один, но Эйнштэйн…

Да еслибы не Холокост,

читали бы Тору евреи

на Млечном Пути, среди звезд!

Ведущиий 2: Тем не менее полного поименного списка жертв не существует…

Хотя уже прошло две трети века,

я не нашел ответа на вопрос:

Что за душа была у человека,

который мир обрек на Холокост?!

Ведущиий 1: Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями (И.Бауэр).

Шесть миллионов евреев – растрелянных, удушенных в газовых камерах.

Ученик 1: Шесть миллионов и каждый в отдельности.

Ученик 2: Это – память, противящаяся забвению .

Ученик 3 : Это зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.

Ученик 4: Это убеждение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: ознакомление обучающихся с трагедией Холокоста как одним из примеров бесчеловечности.

Задачи:

- повышение информационной грамотности обучающихся;

- трагедия Холокоста как один из примеров бесчеловечности.

Классный час

Классный руководитель 2 класса

Чевокина Елена Анатольевна

Цели: ознакомление обучающихся с трагедией Холокоста как одним из примеров бесчеловечности.

- повышение информационной грамотности обучающихся;

- трагедия Холокоста как один из примеров бесчеловечности;

- ознакомление с хронологией трагедии Холокоста;

- воспитание толерантного отношения к людям разных национальностей, чувства сопереживания, сострадания к другим народам.

-развитие умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию.

–продолжение развития навыков монологической речи, развития коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи.

Форма проведения: Классный час.

- Выставка книг о ВОВ;

Предварительная подготовка:

Холокост одно из самых страшных событий в нашей истории. Очень трудно об этих событиях рассказать обучающимся.
Данный классный час направлен на ознакомление обучающихся с трагедией Холокоста, как одним из примеров бесчеловечности.

Повышает информационную грамотность обучающихся. Знакомит с хронологией трагедии Холокоста; воспитывает толерантное отношение к людям разных национальностей, чувства сопереживания, сострадания к другим народам.

Ход классного часа:

Организационный момент

Звучит метроном.

Надпись на доске:

Введение в тему

Учитель: Обратите внимание на надпись на доске…

Как Вы думаете, когда это было? (Ответы детей…).

Учитель: Да, это было страшное время, время Холокоста.

Листая энциклопедический словарь можно так определить значение этого слова…

Учитель: Это была беда не только одного народа, в это время погибло много людей разных национальностей. Вот посмотрите: на день одному человеку давали еды на 184 ккал.; это - огурец, помидор, кусочек сухого хлеба, можно ли прожить, если есть только это?

На самом деле нам с вами нужно очень много ккал. – 3500, для того чтобы быть сильными и здоровыми. Вот почему Холокост сравнивают с катастрофой, ведь до сих пор никто не знает точное количество жертв.

Мы с вами отправимся далеко в прошлое…. И попробуем узнать об этом времени.

Основная часть
1935г.

Учитель: В сентябре 1935 г. были приняты Нюрнбергские законы. Таким образом нацисты лишили евреев всех гражданских прав.
В школах учеников знакомили с инструментами, с помощью которых якобы возможно определять расовые признаки людей: с приборами и таблицами, помогающими измерить и оценить размер скул, цвет глаз и волос.

Символ группы - бледно-розовый цветок (1935г) лежит на столе.

Цветок после ознакомления с информацией остальных обучающихся ставят в символичную вазу – плакат.

Учитель: В ночь на 10 ноября произошел погром, вошедший в историю как Хрустальная ночь (Ночь разбитых стекол).
Тогда погибло около 100 евреев, были разрушены все синагоги в Германии, разграблены более 7000 еврейских магазинов.

Символ группы – бледно- голубой цветок (1938г) лежит на столе.

Цветок, после ознакомления с информацией остальных обучающихся ставят в символичную вазу – плакат.

1941 -1945гг.

Учитель: С началом войны нацисты захватили страны и области с местами компактного проживания еврейского населения.

В крупных городах (намного реже — в небольших городах) создавались гетто, куда сгонялось население города и окрестностей.

Символ группы – алый или красный цветок (1941-1945г).

Цветок, после ознакомления с информацией остальных обучающихся ставят в символичную вазу – плакат.

Вы спросите, как же жили люди в то страшное время?

Как узнавали кто свой, кто чужой?

А очень просто, их выдавал внешний вид,

А чаще всего, чьи - то доносы.

Учитель: Нацистские лагеря смерти были предназначены для массового уничтожения людей. В отличие от других лагерей, которые служили в первую очередь тюрьмами и каторгами, лагеря смерти (также называемые лагерями уничтожения) были исключительно "фабриками смерти". Войска СС и полиция уничтожили в лагерях смерти около 2 700 000 людей, используя для этого отравление газом или расстрелы.

Обобщение изученного

Учитель: Это было страшное время. Многие люди посвятили этим событиям книги, статьи, картины. На меня эта тема тоже произвела впечатление и мы сейчас послушаем стихотворение о войне.

Как надоели войны на свете,
Гибнут солдаты и малые дети,
Стонет земля, когда рвутся снаряды,
Матери плачут и плачут комбаты.

Война — это боль, это смерть, это слёзы,
На братских могилах тюльпаны и розы.
Над миром какое-то время лихое,
Где правит война, никому нет покоя.

Я вас призываю, нам всем это нужно,
Пускай на земле будет мир, будет дружба,
Пусть солнце лучистое всем нам сияет,
А войн — никогда и нигде не бывает!

Учитель: Объявляется минута молчания… (звук метронома).

Итог. Рефлексия

Учитель: Давайте будем помнить уроки прошлого и не повторять подобных ошибок в будущем! (зажигается свеча)

Цель классного часа : формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида; формирование патриотизма, гражданственности; ознакомление с хронологией трагедии Холокоста .

Ход классного часа

-Посмотрите на доску. На ней записано несколько дат. Между этими датами есть какая-то связь. Подумайте, чем могут быть связаны данные даты?

-Что такое Холокост?

-Определите задачи нашего классного часа.

(Узнать, что такое Холокост. Какая связь между этим понятием и датами 1933, 1935, 1938, 1941-1945).

-В нашем календаре есть очень много различных памятных дат, с двумя из них мы познакомимся на этой неделе.

-Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января. Он был установлен 1 ноября 2005 г. Генеральной Ассамблей ООН. В 2021 году дату справляют 16-й раз.

-27 января жители всей планеты вспоминают о мучениках Холокоста: почитают оставшихся в живых и скорбят по погибшим.

-Давайте узнаем, как всё это было…

-Кто такие евреи?

-Евреи – это нация. Это народ семитского происхождения, живущий во многих странах мира, однако с 1948 года существует также еврейское государство Израиль .

до 3 миллионов польских евреев,
1,2 миллиона советских евреев из них:
140 тысяч евреев Литвы
70 тысяч евреев Латвии;
800 тысяч евреев – Белоруссии.
560 тысяч евреев Венгрии,
280 тысяч — Румынии,
140 тысяч — Германии,
100 тысяч — Голландии,
80 тысяч евреев Франции,
80 тысяч — Чехии,
70 тысяч — Словакии,
65 тысяч — Греции,
60 тысяч — Югославии.

-Из всех злодеяний нацистской Германии – это, самое страшное. Человек, на котором лежит тяжесть ответсвенности за все это – Адольф Гитлер.

-Гитлер пришел к власти в январе 1933. Уже в 1935 году были приняты Нюрнбергские законы, которые разделили население Германии: немцев и не немцев.

-Согласно этой политике австрийцы и немцы были объявлены господствующими, чистокровными расами, остальные же - недочеловеками, годными лишь к обслуживанию арийцев, - славяне, цыгане, евреи и представители многих других национальностей подлежали полному уничтожению. Среди всех народов, обреченных нацистами на физическое истребление, евреи ими были объявлены главным врагом и, по их планам, этот народ надо было уничтожить.

9 ноября 1938 года на территории Германии и Австрии произошла Хрустальная ночь или Ночь разбитых витрин, когда нацисты вероломно напали на еврейские общины. Нацисты разрушили, ограбили и сожгли более 1000 синагог, уничтожили более 7000 предприятий. Они также разрушили еврейские больницы, школы, кладбища и дома. Когда все было кончено, 96 евреев были убиты и 30000 арестованы.
Евреев обязали носить особые знаки на одежде, повязки с шестиконечными звездами; во многих городах запрещалось ходить по тротуарам, пользоваться общественным транспортом, заходить в центральные районы…

Затем немцы начали создавать концентрационные лагеря. От жертв до последнего момента скрывали, что их ожидает смерть. Это позволяло в большинстве случаев предотвращать акты сопротивления Тех, кто заболевал или просто ослабел от голода, немедленно отправляли в газовые камеры.

Самые известные из концлагерей – Бухенвальд, Освенцим, Силаспилс, Дахау, Майданек, Треблинка и другие.

-Хотелось вам напомнить о школьнице Тане Савичевой, жительницы Ленинграда, которая вела дневник в страшные дни блокады.

Когда умерли все родные, чудом выжившая Таня попала в детский дом. Оттуда её вывезли на Большую землю. Два года врачи боролись за её жизнь, но спасти Таню так и не смогли… Ленинград находился в блокаде более двух лет.

-До нас дошёл дневник одной еврейской девочки, Анны Франк, которая оформляла его в виде писем воображаемой подруге Кити. Анна мечтала стать журналисткой, дневник она вела в течение трёх лет, пока всех прятавших в убежище не схватили по доносу и не отправили в концлагерь. Анна Франк умерла от голода в концлагере. Погибли все – мать, сестра, друзья, выжил только отец Отто Франк, он и опубликовал дневник дочери после войны.

Пятница, 9 октября 1942 г.

Сегодня у меня очень печальные и тяжелые вести. Многих евреев — наших друзей и знакомых — арестовали. Гестапо обходится с ними ужасно. Их грузят в теплушки и отправляют в еврейский концлагерь Вестерборк. Это — страшное место. На тысячи человек не хватает ни умывалок, ни уборных. Говорят, что в бараках все спят вповалку: мужчины, женщины, дети. Убежать невозможно. Заключенных из лагеря сразу узнают по бритым головам, а многих и по типично еврейской внешности.

Если уж тут, в Голландии, так страшно, то какой ужас ждет их там, куда их высылают! Английское радио передает, что их ждут газовые камеры, и, может быть, это еще самый быстрый способ уничтожения. Мип рассказывает ужасные случаи, она сама в страшном волнении. Она ждала машину гестапо, которая собирает всех подряд. Старуха дрожала от страха. Зенитки гремели, лучи прожекторов шарили в темноте, эхо от грохота английских самолетов перекатывалось среди домов. Но Мип не решалась взять старуху к себе. Немцы за это карают очень сурово.

Среда, 13 января 1943 г.

Сегодня мы опять страшно расстроены, нельзя спокойно сидеть и работать. Происходит что‑то ужасное. Днем и ночью несчастных людей увозят и не позволяют ничего брать с собой — только рюкзак и немного денег. Но и это у них тоже потом отнимают!

Семьи разлучают, отцов и матерей отрывают от детей. Бывает, что дети приходят домой из школы, а родителей нет, или жена уйдет за покупками и возвращается к опечатанной двери — оказывается, всю семью увели!

И среди христиан растет тревога: молодежь, их сыновей, отсылают в Германию. Везде горе!

Каждую ночь сотни самолетов летят через Голландию бомбить немецкие города, каждый час в России и в Африке гибнут сотни людей. Весь земной шар сошел с ума, везде смерть и разрушение.

Конечно, союзники сейчас в лучшем положении, чем немцы, но конца все равно не видно.

Нам живется неплохо, лучше, чем миллионам других людей. Мы сидим спокойно, в безопасности, мы в состоянии строить планы на послевоенное время, мы даже можем радоваться новым платьям и книгам, а надо было бы думать, как приберечь каждый цент и не истратить его зря, потому что придется помогать другим и спасать всех, кого можно спасти.

Многие ребятишки бегают в одних тонких платьицах, в деревянных башмаках на босу ногу, без пальто, без перчаток, без шапок. В желудках у них пусто, они жуют репу, из холодных комнат выбегают на мокрые улицы, под дождь, ветер, потом приходят в сырую, нетопленую школу. Да, в Голландии дошло до того, что дети на улице выпрашивают у прохожих кусок хлеба! Я бы могла часами рассказывать, сколько горя принесла война, но мне от этого становится еще грустнее. Нам ничего не остается, как спокойно и стойко ждать, пока придет конец несчастьям. И все ждут — евреи, христиане, все народы, весь мир. А многие ждут смерти!

-Что вы узнали о Холокосте из писем Анны Франк.

-Последняя дата в дневнике датирована 1 августа 1944 г. На этом дневник Анны обрывается. Анна умерла в марте 1945 года в концлагере Берген‑Бельзен, за два месяца до освобождения Голландии.

-Предлагаю послушать воспоминания выживших во время Холокоста.

27 января - Советские войска освобождают Освенцим.

11 апреля - 4 мая - войска союзников освобождают концлагеря в Бухенвальде, Берген-Бельзене, Дахау, Маутхаузене, Терезине.

8 мая - капитуляция Германии.

Октябрь 1945г. - ноябрь 1946г. - суд над военными преступниками в Нюрнберге.

Послушайте высказывание И. Бауэра "Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями".

-Давайте обсудим, что оно может означать, и как вы его понимаете.

-Вернемся снова к тем датам, которые вы видели на слайде в начале классного часа. Что вы сейчас можете рассказать о них?

-Мы, современные люди, не просто должны помнить ужас тех лет, но и стать толерантными, то есть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий, чтобы не повторились события, унесшие жизни миллионов людей, виновных лишь в том, что были евреями. Пока мы помним – мы живы. И жива память о миллионах погибших в аду Геноцида и Холокоста. Мы обязаны знать причины Холокоста, обязаны думать о том, почему такое стало возможным, и делать все, чтобы этот ужас никогда больше не повторился. Сохранится память — сохранится народ.

Наш классный час мне хотелось бы закончить стихотворением (Учитель читает стихотворение).

Говорят погибшие. Без точек.
И без запятых. Почти без слов.
Из концлагерей. Из одиночек.
Из горящих на ветру домов.

Говорят погибшие. Тетради.
Письма. Завещанья. Дневники.
На кирпичной, на шершавой глади
Росчерк торопящейся руки.

На промозглых парах железякой.
На стене осколками стекла.
Струйкой крови на полу барака
Расписалась жизнь — пока была.

Говорят погибшие. Дыханье
В грудах пепла раздувает жар.
Маутхаузен. Орадур. Дахау.
Бехенвальд. Освенцим. Бабий Яр.

У меня мечта есть у живого:
В эти мне отпущенные дни
Вымолвить хоть слово, хоть полслова,
Но из тех, что унесли они.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Классный час "Память о Холокосте" 2класс

Кл.рук. Байрамукова Ф А

- ознакомление обучающихся с трагедией Холокоста как одним из примеров

- повышение информационной грамотности обучающихся.

- ознакомление с хронологией трагедии Холокоста;

- воспитание толерантного отношения к людям разных национальностей,

чувства сопереживания, сострадания к другим народам.

формирование патриотизма, гражданственности.

– продолжение развития навыков монологической речи, развития

коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи.

- Выставка книг на тему Холокост;

Память о Холокосте необходима,

Чтобы наши дети никогда н были жертвами,

Палачами или равнодушными наблюдателями.

Холокост – это величайшее в истории преступление против человечности.

Холокост – это систематическое преследование и истребление немецкими нацистами миллионов жертв: евреи, славяне, цыгане… Зверски и жестоко убитыми.


Это была беда не только одного народа, в это время погибло много людей разных национальностей. Вот посмотрите: на день одному человеку давали еды на 184 калл, это огурец, помидор, кусочек сухого хлеба, можно ли прожить, если есть только это?
На самом деле нам с Вами нужно очень много калл - 3500, для того чтобы быть сильными и здоровыми. Вот почему Холокост сравнивают с катастрофой, ведь до сих пор никто не знает точное количество жертв.

В ходе Холокоста было уничтожено примерно 35: процентов евреев всего мира, около 3 % цыган, четверть белорусов. Из всех злодеяний нацистской Германии – это, самое страшное. Человек, на котором лежит тяжесть ответсвенности за геноцид – Адольф Гитлер.

До нас дошёл дневник одной еврейской девочки, Анны Франк, которая оформляла его в виде писем воображаемой подруге Кити. Анна мечтала стать журналисткой, дневник она вела в течение трёх лет, пока всех прятавших в убежище не схватили по доносу и не отправили в концлагерь. Анна Франк умерла от голода в концлагере. Погибли все – мать, сестра, друзья, выжил только отец Отто Франк, он и опубликовал дневник дочери после войны.

Ученики читают стихотворение

Бродят тучи над планетой,

Словно пленнике в неволе.

В душном воздухе, прогретом,

Слышатся мне звуки боли.

Это души Холокоста,

Чьи разбросанные кости

Что остались без погоста,

Стонут, просятся к нам в гости.

Просят, чтобы их согрели,

И обмыли, и одели,

И земле родной предали

И молитвы прошептали.

А в просторах неба где-то

Тихо бродят тени Гетто,

Словно звездочки на небе,

Тихо, буднично и просто,

Бродят души Холокоста.

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января Международным днём памяти жертв Холокоста. Весь цивилизованный мир ежегодно отмечает День памяти евреев – жертв нацизма и героев Сопротивления. Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобная ситуация не повторилась против какого-либо народа на Земле. Это необходимо, чтобы мы и наши дети никогда не стали жертвами; никогда не стали палачами; никогда не стали равнодушными наблюдателями чужой трагедии.

Поэтому, мы с вами, сегодня должны знать, что быть толерантным – значит относиться с уважением к культурным достижениям, традициям людей любой национальности.

Мы с Вами отправимся далеко в прошлое. И попробуем узнать об этом времени.

С началом войны нацисты захватили страны и области с местами компактного проживания еврейского населения.

Вы спросите, как узнавали кто свой, кто чужой?
А очень просто, их выдавал внешний вид,
А чаще всего, чьи - то доносы.
Нацистские лагеря смерти были предназначены для массового уничтожения людей. В отличие от других лагерей, которые служили в первую очередь тюрьмами и каторгами, лагеря смерти (также называемые лагерями уничтожения) были исключительно "фабриками смерти". Войска СС и полиция уничтожили в лагерях смерти около 2 700 000 людей, используя для этого отравление газом или расстрелы.
В крупных городах создавались гетто, куда сгонялось население города и окрестностей.

А знаете ли вы, что такое Гетто?

Это в годы Холокоста часть города, окруженная колючей проволокой или стенами, где обязаны были проживать евреи из прилегающих районов.

Затем немцы начали создавать концентрационные лагеря. От жертв до последнего момента скрывали, что их ожидает смерть. Это позволяло в большинстве случаев предотвращать акты сопротивления Тех, кто заболевал или просто ослабел от голода, немедленно отправляли в газовые камеры.

Шесть миллионов евреев – растрелянных, удушенных в газовых камерах.

Вот что означает Холокост. Мы это должны и обязаны знать

Ученики читают стихотворение

Я надену звезду Давида

В день всемирной еврейской скорби.

Мне ни капли не будет стыдно

Этой желтой звезды позорной.

Я надену ее как Память

О шести миллионах евреев.

То же самое было б с нами,

Если б мы родились в то время.

Нас бы так же сгноили в гетто,

Расстреляли во рвах и ярах…

Разве можно забыть об этом?

Эту память время не старит.

Знаем точно, что нас сожгли бы

В бухенвальдской, в освенцимской топке…

Разве мир придет под оливы,

Если будем беспечны и робки?

Разве станет обычным шрамом

Эта кровоточащая рана,

Если нам продолженьем драмы

Угрожают из Тегерана?

Если в мире, большом и малом,

Все плодятся темные силы

И со свастиками вандалы

Оскверняют наши могилы?

Да, у Памяти груз тяжелый,

Но его сохранить должны мы,

Чтоб с нагрудной звездою желтой

Вновь не стать крематорским дымом.

Новый век — и те же обиды?

Чем их вырвать навеки с корнем?

Я надену звезду Давида

В день всемирной еврейской скорби.

Информация по презентации

Давайте помянет казненных

ни в чем не повинных людей

и ими, увы, не рожденных,

не видевших мира детей!

из них – хоть один, но Эйнштэйн…

Да еслибы не Холокост,

читали бы Тору евреи

на Млечном Пути, среди звезд!

Тем не менее полного поименного списка жертв не существует…

Хотя уже прошло две трети века,

я не нашел ответа на вопрос:

Что за душа была у человека,

который мир обрек на Холокост?!

Учитель:
Давайте будем помнить уроки прошлого и не повторять ошибок в будущем!

Читайте также: