Беседа никто не забыт ничто не забыто для начальной школы

Обновлено: 03.07.2024

Цели: воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у младших школьников, формирование чувств гордости, ответственности, благодарности ветеранам; мотивация к самостоятельному поиску информации о детях – героях войны.

Мирно страна проснулась

В этот июньский день.

Только что развернулась

В скверах её сирень.

Радуясь солнцу и миру

Утро встречала страна

Вдруг разнеслись по эфиру

/Щ/ Ю. Левитан о начале войны. 1

Ведущий 1: Страна поднялась. Встали все, кто мог держать в руках оружие, кто мог защищать Родину.

И за честь своей Отчизны

Встали все - и стар и млад.

До конца, до дня Победы –

Только вперёд! Ни шагу назад!

Многие уходили на фронт прямо со школьной скамьи. Разбросала война молодых ребят – кого в танкисты, кого в зенитчики, кого в телефонисты, кого в разведчики.

/Щ//под муз. Б. Окуджава/ 2

Ах война, что ты сделала подлая?

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат.

До свидания, мальчики, мальчики!

Постарайтесь вернуться назад.

Нет не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат,

И себя не щадите, но все-таки

Постарайтесь…. вернуться назад.

Чтец. Мужчины уходили на фронт воевать, а женщины продолжали работать день и ночь на фабриках и заводах: шили шинели, вязали тёплые рукавицы, носки, пекли хлеб… А ещё они писали письма солдатам, в которых рассказывали о родном доме, о том, как они ждут победы и возвращения домой своих сыновей, братьев, отцов, мужей…

Этот маленький жёлтый листок

Посылаю в землянку к тебе.

Чтобы строчками этими мог

Часто думать в бою обо мне.

Ветер песню мою унесёт,

Чтоб тебе помогала в бою.

Помни: девушка верит и ждёт

И любовь, и победу твою!

Выходила Катюша на высокий берег реки, смотрела вдаль и пела свою любимую песню…

Думала-гадала, получил ли солдат её письмецо…

От всей души желала ему быть отважным и смелым…

Мечтала, чтобы её песня скорее долетела до него…

Ведущий 1: Но тяжело было не только на войне, где рвались снаряды и гибли люди, но и в тылу. Женщины, дети, старики, которые не могли воевать, помогали фронту в тылу. Люди много работали и часто не доедали.

Щ Музыка /С чего начинается Родина…/

На сцене сидит мальчик подросток и что-то чертит на полу палочкой. Сзади – фон: картина морского берега

Щ1 (на фоне звуков морского прибоя) Он слушал крики чаек… и подпевал им…. Он радовался рассветам и закатам…. Голубому небу. Он любил рисовать в тетрадке с загнутыми уголками, сидя на песчаном пляже и мечтать о том, кем он хочет стать. Может быть, художником? Или инженером? Или моряком? Или летчиком? А может – врачом. Но никто еще не знал, что ему суждено стать отважным разведчиком.

Щ2 (Звучит звук бомбежки. Мальчик встает)

Никто не знал, что может так случиться,

Что детские мечты наши разбив,

Война однажды в двери постучится,

Все планы одним махом изменив.

Упала нам на слабенькие плечи,

Тяжелая, не детская игра.

И мы, ни в чем не смея ей перечить,

Почувствовали, что значит война!

Войне я детские годы отдал,

И детства, к сожаленью, не видал!

Девочка в шинели:

Детство мое неразрывно

Связано было с войной.

В небо глядели с надеждой:

Вот бы сегодня покой!

Утром, проснувшись, бежали

Что-то поесть раздобыть.

Даже такое бывало,

Нечего было нам пить.

Мы от бомбежек бежали,

Ужас, застывший в глазах,

В страхе мы жили, не знали,

Как пережить это… как…

Мы детство войне отдали

Хорошего мы не видали!

(Мальчик и девочка уходят)

Оборванного мишку утешала

Девчушка в изувеченной избе:

"Не плачь, не плачь. Сама недоедала,

Полсухаря оставила тебе.

Снаряды пролетали и взрывались,

Смешалась с кровью черная земля.

Была семья, был дом. Теперь остались

Совсем одни на свете - ты и я. "

А за деревней рощица дымилась,

Поражена чудовищным огнём,

И Смерть вокруг летала злою птицей,

Бедой нежданной приходила в дом.

"Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,

И мне дадут на фронте автомат.

Я отомщу за то, что слезы прячу,

За то, что наши сосенки горят. "

Но в тишине свистели пули звонко,

Зловещий отблеск полыхнул в окне.

И выбежала из дому девчонка:

Молчание. Ни голоса не слышно.

Победу нынче празднует страна.

А сколько их, девчонок и мальчишек,

Осиротила подлая война?

Идет война – до песен ли!. Зачем они в страшное военное время? Выжить бы… Но надо выстоять и победить! И народ поет военные песни. Песни о войне – это песни о Родине, о Встрече и Разлуке, об Утрате и Надежде. Песни Победы! Песни, которые свяжут ниточкой эти две такие непохожие, военную и мирную, жизни. И эта нить времен не прервется, пока будут петь военные песни.

Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому. Трудно было, тяжело. Но выжить помогали пропахшие порохом письма. В них дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу. Почти все письма начинались с обращения к родным и близким.

Выходят дети, читают фронтовые письма – разворачивают треугольники

Выходит мальчик, разворачивает письмо, свёрнутое треугольником, читает.

Здравствуй, дорогой Максим!

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой,

Завтра утром – снова бой!

Будем мы фашистов гнать,

Береги, сыночек, мать,

Позабудь, печаль и грусть.

Я с победою вернусь!

Обниму вас, наконец.

Письмо майора Дмитрия Петракова дочери Миле:

Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василёк… Представь себе, идёт бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки, и здесь растёт цветок. И вдруг очередной взрыв. Василёк сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастёрки. Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком…

Чтецы 1 и 2 / по очереди/:

Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонёк свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на тёплой печи.

В нашей маленькой старой избушке,

Что в глухих затерялась лесах,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю вас.

Мои братья и сёстры родные!

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу своё мужество, силу,

Буду немцев без жалости бить.

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить!

Только что вернулся с передовых позиций и под возбуждением боя пишу тебе. Не трогает меня сейчас вид смерти и даже не хочется пригибаться от пуль и снарядов. Собственная жизнь имеет столь ничтожное значение, что не замечаешь многое. Правда, окружающие заботятся, но все дело случая хоть впереди, хоть за 10 км сзади.

Была тишина, тишина, тишина.

Вдруг… .Грохотом грома сменилась она

И вот уже дождик свинцовый, ты слышишь?

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.

Наверно сейчас барабанить он станет

Уже барабанит, уже барабанит.

Вот так гром войны отзвучал и затих

И жизнь стала яркой, как песенный стих.

Военное время ушло навсегда!

Пусть мир озаряет счастья звезда.

Война шла долгих 4 года. Она унесла более 20 миллионов человеческих жизней. 20 миллионов, вы только представьте – если по каждому из 20 миллионов объявить минуту молчания страна будет молчать….32 года. Эта война была самая страшная в истории человечества.

Но наступил долгожданный день ……

Голос Ю. Левитана об окончании войны.

ДЕНЬ победы. И в огнях салюта

Будто гром: - Запомните навек,

Что в сраженьях каждую минуту,

Да, буквально каждую минуту

Погибало десять человек!

И вот так четыре горьких года,

День за днем - невероятный счет!

Ради нашей чести и свободы

Все сумел и одолел народ.

И, судьбу замешивая круто,

Чтоб любить, сражаться и мечтать,

Чем была оплачена минута,

Чем была оплачена секунда…

Смеем ли мы это забывать!

И, шагая за высокой новью,

Помните о том, что всякий час

Вечно смотрят с верой и любовью

Вслед вам те, кто жил во имя вас!

Многие солдаты не вернулись домой с той войны. Мы никогда не забудем героев. В каждом городе есть памятник героям этой войны. Круглый год у подножия памятников лежат цветы. Их приносят люди, которые хранят память о погибших.

В маленькой ручке

Цветы у мальчишки.

Он этот букетик

На мрамор положит.

Помнить этот малышка,

Однако забыть ее

Если мир подарили

Те, для кого он принес

Цветы возложил мальчик

К братской могиле,

Людям планету спасшим от бед.

За то, чтоб резвились,

За то, чтобы играли,

Чтобы видеть могли,

За то, чтобы дети

Войны не видали,

Бороться обязаны люди земли!

Идут годы. Но сколько бы лет не прошло, невозможно стереть из памяти все ужасы войны.

В честь всех погибших в годы Великой Отечественной Войны объявляется минута молчания.

Ещё тогда нас не было на свете

Когда с победой вы домой пришли

Солдаты мая! Слава вам на веке!

От всех детей! От всей земли поклон!

У Кремлёвской стены,

Где раскинулся парк,

Люди молча, сняв шапки стоят.

Там пылает огонь, и в земле рядом спит

Вечным сном Неизвестный солдат.

Ты за нас воевал, ты за нас жизнь отдал,

Чей-то сын, иль отец, или брат.

Помним мы о тебе, о тебе говорим

И поём, неизвестный солдат.

Мы приходим к тебе и приносим цветы,

Скромный дар от друзей, от ребят.

Мы клянёмся тебе край родной так любить,

Как любил Неизвестный солдат.

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись.

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты – рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух, -

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал всё, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг.

В день Победы утром рано

Выйди в город, погляди:

Вот шагают ветераны

С орденами на груди.

Спасибо ветеранам скажем

За жизнь, за детство, за весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живём!

Да здравствует Родина наша большая!

Да здравствует армия наша родная!

Да здравствует счастье народа!

Да здравствует мир и свобода!

Дню Победы слава, слава!

Ветеранам слава, слава!

Счастью, миру на земле!

Автор: Козлова Марина Викторовна

Населенный пункт: Тульская область, Ефремовский р-н, д. Большие Плоты

Цель: Формировать уважительное отношение к героям ВОВ, прошлому нашей Родины.

Задачи мероприятия:

Погрузить детей в атмосферу военного времени.

Расширить знания обучающихся о событиях 1941-1945 гг.

Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.

Воспитание у обучающихся благодарной памяти о простых советских людях победивших фашизм, чувства гордости за свою страну.

Воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них.

Воспитание уважения и благодарности к ветеранам ВОВ.

Воспитание честности, благородства, сострадания.

Преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины.

Развивать интерес к изучению истории.

Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход занятия:

Вводная беседа.

Актуализировать знания о празднике Победы. (- Какой праздник приближается? Какому событию он посвящен?)

Учитель: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый .

1 чтец: Победа грезилась, мечталась.

Был дорог жизни каждый миг…

Тут я спросил: Как… воевалось.

«Обычно, – произнёс старик,

Война ни есть, какое дело.

Чтоб миру быть – нужна тут смелость:

Не допустить несчастий срок…

- Люди собрались на митинги. Они поклялись все, как один, встать на защиту Родины.

В первый день войны тем, кто встал на защиту было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните!

Учитель: Самыми крупными сражениями и событиями Великой Отечественной войны, которые стали переломным моментом в те суровые годы войны, можно назвать оборону Москвы, блокаду Ленинграда, Сталинградскую битву, Курскую дугу, штурм Берлина. 8 сентября 1941 года началась Блокада Ленинграда. Около девятисот дней сражался, работал и жил в кольце Блокады Ленинград.

Чтец 1:

Нам эта скупая дорога,

И лучшей не нужно в награду.

Мы здесь наступали и гнали врага,

И здесь мы прорвали блокаду!

Учитель: Всю зиму 1941 года шла битва за Москву. И Москва выстояла. Оборона Москвы завершилась 20 апреля 1942 года. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой явился началом коренного перелома в ходе войны. Перед всем миром была развенчана легенда о непобедимости гитлеровских армий.

Чтец 2:

Забыв в дыму, в окопной глине,

Что сон бывает наяву,

Мы беспощадный путь к Берлину

Открыли битвой за Москву.

- Что такое тайфун?
(Ураган, уничтожающий все на своем пути) Вот так и Гитлер хотел одним даром смести нашу Армию и войти в столицу.

На территории нашей страны были разрушены полностью:

1710 городов и 70 тысяч сёл и деревень.

7 миллионов 700 тысяч – больных.

13 миллионов 300 тысяч - умерших от голода и болезней, погибших от бомбёжек и артобстрелов,замученных в концлагерях, застреленных карателями.

730 тысяч - угнанных в Германию и погибших в неволе.

8 миллионов 700 тысяч погибших в боях и умерших от ран.

1 миллион 800 тысяч погибших в плену.

2 миллиона 700 тысяч без вести пропавших.

14 миллионов 700 тысяч раненых, контуженных, обожжённых, обмороженных.

Всего 27 миллионов человеческих жизней унесла война. Представляете, что это значит? 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвёртый житель страны погиб. Помните!

Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!
Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания. Минута молчания.

Учитель: - Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Как вы понимаете слово - "подвиг"? (Учащиеся рассуждают.)

Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы. Разве можно забыть подвиг ленинградцев. Это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Взрослому работающему человеку давали 250 граммов в день, тем кто не работал и детям по 125г хлеба из смеси опилок и муки в день. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Помните!

Почти вся Западная Европа лежала под кованной пятой немецко-фашистских захватчиков, когда фашистская Германия мощь своих танков, самолетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы.

На защиту Родины встали все. Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отряды, вставали на трудовую вахту женщины и дети.

Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед раненными в госпиталях. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Но конечно, самую большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина – мать.

Женщины не только трудились в тылу.. Они были медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками.

И, всё-таки наступил в войне переломный момент и началось освобождение оккупированных территорий. Очистив от фашистов территорию нашей страны, наши воины освободили от фашистского ига народы Европы.

Человечество в неоплатном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая родину от порабощения, неволи, фашизма, грозившего уничтожить все славянские народы. Благодарные потомки хранят память о погибших, ухаживая за безымянными могилами и братскими захоронениями, возлагая цветы к памятникам и обелискам, называя улицы именами героев.

Тысячи россиян в памятные дни приходят на Пискарёвское кладбище в Санкт- Петербурге, на Мамаев Курган в Волгограде, на Сапун- гору в Севастополе, к памятнику сожжённым жителям деревни Красуха в Псковской области и к другим священным местам. Подвиг Советской Армии – освободительницы чтят не только в нашей стране. В Германии в Трептов – парке стоит памятник Воину – освободителю. Это Солдат- победитель, к груди которого доверчиво прильнула спасённая им немецкая девочка. (слайд

И когда до победы оставались считанные часы все знали, кто первым передаст по радио это радостное известие. 9 мая 1945 года в 2 часа 10 минут по московскому времени легендарный диктор Юрий Левитан объявил об окончании войны.

Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте рассказывать об этой справедливой войне нашим детям и внукам, чтобы помнили.

По мере продвижения гитлеровской армии на восток на занятых немцами территориях стали возникать партизанские отряды. Партизаны взрывали фашистские поезда, организовывали засады и внезапные налёты.

Берлин пал. Полной победой закончилась война советского и других народов против германского фашизма. Но велика и горька была цена этой победы. Наша страна потеряла в этой страшной войне около 27 миллионов человек.

9 мая 1945 года Москва осветилась салютом долгожданной победе. С ликованием праздновала первый день мира вся наша страна. Москвичи, покинув дома, спешили на Красную площадь. На улицах военных обнимали, целовали, хватали в охапку и качали, подбрасывая над головами бурлившего людского моря. В полночь грянул невиданный доселе салют. Было дано тридцать залпов из тысячи орудий.

Праздник 9 Мая стал священным для каждого из нас. Мы все должны помнить о прошлом и благодарить старшее поколение за Великую Победу, за будущее страны. Главный девиз всего народа был: «Всё для фронта, всё для победы!

Никто не забыт, ничто не забыто!

Никто не забыт, ничто не забыто! Бабушка моего сына Котомцева Ольга Александровна, в девичестве Малыгина, родилась в селе Бичур, Свердловской области 12 января 1927 года.

  • образовательные: дать информацию о войне, выяснить какое участие в ней принимали жители Карелии;
  • воспитательные: сформировать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите;
  • развивающие: развивать умение учащихся выделять главное, анализировать, делать выводы.
  • формировать патриотическое сознание и гражданское поведение;
  • развивать нравственные качества: гуманизм, честь, долг, доброту, милосердие;
  • изучить участие в войне наших земляков
  • доска украшена плакатами и цветами;
  • презентация (проектор и экран);
  • для ветеранов приготовлены цветы и открытки.

План классного часа

1)Вступительное слово учителя

2)Историческая справка о ВОВ

3)Партизанское движение в Карелии

4)Карельские писатели о войне

6)Факты о Карельском фронте

Основополагающий вопрос: Необходимость сохранить память о войне, знать имена своих героев.

Тип занятия - комбинированный.

Методы обучения: словесные (объяснительно - иллюстративные); частично-поисковые; репродуктивные; исследовательские.

Контроль: текущий.

Использование технологий: личностно ориентированной, технологии развивающего обучения, традиционного обучения.

Оборудование для учителя: фотографии о войне; презентация по данной теме, необходимое компьютерное оборудование.

Оформление доски: дата, тема классного часа, рисунки по теме Великой Отечественной Войны, сделанные детьми, фотографии о войне.

(слайд1) Тема: “Никто не забыт, ничто не забыто. ”

Приветствие. Здравствуйте, ребята. Мы с Вами живём в мирное время. Нам не приходилось слышать взрывов снарядов и падающих бомб. Очень трудно поверить, что человеческую жизнь можно прервать за несколько секунд. Для нас с Вами война- это история, но мы живём, благодаря подвигу наших героев-земляков, освободивших нас от немецко-финнских захватчиков. Сегодняшний классный час посвящён этой теме.

(слайд2) “Война — варварство, когда нападают на мирного соседа, но это священный долг, когда защищают родину”.

Ги де Мопассан. Звучит стихотворение.

  • образовательные: дать краткую информацию о войне, выяснить какое участие в ней принимали жители Карелии;
  • воспитательные: формирование у детей и подростков гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите;
  • развивающие: развивать умение учащихся выделять главное, анализировать, делать выводы.

(слайд5) Порядок работы:

2)Историческая справка о ВОВ

3)Партизанское движение в Карелии

4)Карельские писатели о войне

6)Факты о Карельском фронте

Учитель:

Звание герой - это степень отличия, которая присваивалась за героизм и мужество, проявленные защитниками Отечества в Великой Отечественной войне. Сегодня, празднуя День Победы, давайте вспомним страницы истории и имена наших героев. Ребята, Вы подготовились к сегодняшнему классному часу, и сейчас поделитесь своей информацией с нашими гостями (приглашены ветераны) и одноклассниками.

Война - конфликт между политическими образованиями (государствами, племенами, политическими группировками и т. д.), происходящий в форме вооруженного противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами.

(слайд 6-7) Выступает 1 ученик.

В этом году наша страна, весь мир отмечает в мае 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Четыре долгих года войны навсегда вошли в биографии людей старшего поколения. Их подвиг не померкнет в веках. 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. В ночь на 9 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции. Между этими двумя датами лежат 1418 дней и ночей войны, какой еще не знало человечество по жестокости, разрушениям и человеческим жертвам.

Учитель: А что Вы знаете о Великой Отечественной Войне? (слайд 8)

Учитель: За время ВОВ были понесены огромные людские потери СССР — 6,3 млн. военнослужащих убитыми и умерших от ранений, 555 тыс. умерших от болезней, погибших в результате происшествий, осужденных к расстрелу (по донесениям войск, лечебных учреждений, военных трибуналов) и 4,5 млн. попавшими в плен и пропавшими без вести. Общие демографические потери (включающие погибшее мирное население на оккупированной территории и повышенную смертность на остальной территории СССР от невзгод войны) — 26,6 млн. человек.

Учитель: А что вы знаете о войне в Карелии?

(слайд 9-10) Выступает 2 ученик.

В 1941—1944 годах финская армия оккупировала восточную Карелию, которая никогда не принадлежала ни Финляндии, ни Швеции, в составе которой находилась Финляндия до 1809 года. В Карелии был установлен режим террора, направленный против нефинноязычного населения этой территории. С 1941 по 1944г. финны занимали здание Национального музея Карелии, здесь была их администрация. Дважды сюда приезжал финский маршал Маннергейм. Он планировал расширить границы Финляндии до Белого моря и присоединить Кольский полуостров, но его попытки оказались безуспешными.

(слайд11-12) Выступает 3 ученик.

На территории оккупированной Карелии действовало 10 финских концентрационных лагерей, из них 6 в Петрозаводске. За годы оккупации через них прошло около 30 тысяч человек. Около трети из них погибло. Ученик читает стихотворение Ивана Костина.

Не греет сырая осина,
Чужая не топится печь,
И вышел запас керосина,
чтоб старую лампу зажечь.
Закрыты все русские школы.
Мать каждым куском дорожит,
И лик поясного Николы
В лучиновом свете дрожит.

Учитель: (слайды 13-15) Значительную роль в разгроме сил противника сыграли партизанские отряды, которые стали создаваться еще в начале войны. Один из них был отряд “Мстители”, состоящий из партизан Пудожского района под руководством Григорьева И.А. В очень тяжёлых условиях пришлось выполнять военные задачи нашим партизанам. Несмотря на большие трудности бригада, под командованием Григорьева И.А.только зимой 1941-42 года провела 67 боевых операций в тылу врага. Летом того же года совершила 700-киллометровый рейд. Отряд уничтожал полевой кабель, технику противника, организовывал лесные пожары, подрыв железнодорожного полотна и мостов, доставлял точные и важные сведения командованию о расположении сил противника. Но они встречали на своём пути и сложности. Первая заключалась в суровых климатических условиях и трудности в пересечении местности по непроходимым болотам и лесам. Вторая сложность-это голод. Многие партизаны умерли не от пуль врага, а от голода. Отряд “Мстители” был послан в тыл врага, в количестве 648 человек, а вернулись только 196человек. Бригада не выполнила боевого задания, но сделала, казалось бы, невозможное. В самый опасный и решающий период войны, когда немецко-фашистские войска стремительно рвались к Волге и Кавказу, когда на юге оборонительных боях полностью гибли полки и дивизии, она мужественно сражалась с десятикратно превосходящими силами противника на его территории. Притянув к себе весь стратегический резерв финнов на Масельгском направлении, в течение целого месяца. И то, что противнику не удалось добиться своей цели и уничтожить бригаду, что она во главе со штабом вышла в свой тыл, стало важнейшим психологическим фактором в дальнейшем ходе партизанской войны на севере.

Учитель: расскажет нам об отряде Григорьева И.А. 4 ученик (приложение 1)

Учитель: ребята, оказывается, об этих событиях написано в книге Д.Я.Гусарова “За Чертой милосердия”

Дмитрий Яковлевич Гусаров воевал в Карелии, в отряде “Боевые друзья”, участвовал в двенадцати походах партизан по тылам финской армии. В 1944 году был тяжело ранен, долгое время лечился в архангельском госпитале. После войны Гусаров стал писателем. Роман Д.Я.Гусарова “За чертой милосердия” опубликован в "Роман - газете", дважды издан в Финляндии, переведен на венгерский язык. По нему был поставлен одноименный спектакль на сцене Финского драматического театра в Петрозаводске.

Учитель: В этом романе в 22 главе приводится рассказ о моём дедушке Соболеве И.Ф., который был партизаном в отряде Григорьева (приложение 2, приложение 3)

Наши ребята подготовили рассказы о некоторых из них. Это Анна Лисицына, Мария Мелентьева, Николай Репников, Андрей Пашков, именами, которых названы улицы в Петрозаводске и Беломорске. Ученики 5-8. (слайд 21) (приложение 4, приложение 5, приложение 6, приложение 7)

Учитель: Наша школа тоже известна своим героем. Владимир Николаевич Пчелинцев обучался несколько лет в нашей школе. Ученик 9:

Владимир Николаевич в Сентябре 1941 года стал одним из зачинателей снайперского движения на Ленинградском фронте. 6 Февраля 1942 года удостоен звания Героя Советского Союза. Всего уничтожил 456 солдат и офицеров противника, в том числе не менее 14 снайперов (приложение 8)

Учитель: 30 сентября 1944 года советские войска дошли до современной границы Карелии и выдворили последнего финского солдата с территории республики (слайд 22).

О Карельском фронте известны несколько интересных фактов:

Ученики 10-11 (слайды 23-26).

1) Карельский фронт действовал дольше всех других фронтов Великой Отечественной — с 23 августа 1941 по 15 ноября 1944 г.

2) Карельский фронт имел самую большую протяжённость среди всех фронтов — до 1600 км в 1943 г.

3) Имел особо сложные северные природно-климатические особенности.

4) Карельский фронт не отправлял в тыл страны на ремонт военную технику и вооружение. Этот ремонт делался в специальных частях и на предприятиях Карелии и Мурманской области.

5) Только на Карельском фронте для подвоза грузов использовались такие виды транспорта, как оленьи и собачьи упряжки.

6) На Параде Победы сводный полк Карельского фронта шёл первым. С тех пор традиционно на парадах 9 мая знамя Карельского фронта несут первым среди знамён фронтов.

Учитель (слайд 27): Мы изучаем историю войны, поэтому создали классный уголок “Партизанское движение в Карелии” (слайд 28) Не прекращается дискуссия о цене победы, но не подвергается сомнению бесспорный факт: подвиг советского народа, отстоявшего в жестокой и бескомпромиссной битве за независимость нашей Родины.

(слайд 29) Историк В.О. Ключевский сказал: "Кто не помнит своего прошлого, у того нет будущего. ", и это действительно так. Задумайтесь только, сколько армян погибло при освобождении Сталинграда, сколько русских при освобождении Киева, сколько украинцев при освобождении Кавказа? Война не имеет национальностей. В ходе нашего исследования мы убедились, что наши земляки сыграли большую роль в Великой Победе. Выяснили, что необходимо сохранить память о войне. Вручение цветов и открыток ветеранам.

Учитель (слайд 30): Что нового Вы узнали о войне? Кого из выпускников нашей школы можете назвать, как героев войны? Какие факты можете назвать о войне? Какие выводы можете сделать о войне? Что можно сделать, чтоб не было войны? Выяснили, что необходимо сохранить память о войне.

Учитель (слайд 31) Домашнее задание можно выполнить по желанию. Нарисовать плакат о войне, написать сочинение по теме: “Что бы я сказал президенту Украины. ” или сделать презентацию: “История моей семьи в истории войны”

Читайте также: