А к толстой князь михайло репин читать знать содержание

Обновлено: 06.07.2024

В стихотворной мини-поэме Алексея Толстого события развиваются по ходу шумного застолья, на котором пируют сам Иван Грозный и его опричники. Автор как бы улыбается над своими главными героями: пока бедный народ голодает и прозябает в нищете, правители развлекаются, а не занимаются делом. Стол ломится от яств, посуда сверкает золотом, вина разливаются реками без краев. Пьяные опричники портят разлитыми напитками ковры и царские покои. Но все это никак не заботит Ивана Грозного.

Государю весело, он решает устроить в порядке забавы такой маскарад. Требует подать себе маску и становится в ней язычником, что уж совсем недопустимо на застолье христиан. Звучат тосты, царь заказывает больше громкой музыки. Музыканты покорно ударяют по струнам и клавишам.

Между тем среди этого разгула находится один человек — князь Михайло Репнин, который отваживается образумить царя и его гуляк. Ни под какую личину князь не прячется и прямо заявляет на пиру, что Иван Грозный опрометчиво отодвинул от себя христианскую веру. А опричников и вовсе охарактеризовал как детей бесов.

Он говорит добрые слова в адрес царя, но царя прежнего – когда Иван Грозный был справедливым и великодушным. Князь обращается к царю и призывает понять, что вокруг него собрались льстецы и бандиты. А потом топчет ногами отвергнутую маску, символизирующую подлый обман. Иван Грозный не может вынести этих поступков, он в слепой ненависти бьет и убивает князя жезлом.

Кубки опять наполняются вином. Но смерть Репнина не бесцельна. Алексей Толстой в конце стихотворного произведения показывает, что Иван Грозный задумывается о своей жизни, у него будто открываются глаза на опричников и опричнину. Песни и пир не могут заглушить прозрения Ивана Грозного. Веселье уже не то.

Сейчас читают

Рассказ Антона Павловича Чехова повествует читателю о жизни магистра Андрея Коврина. В связи с заболеванием он приезжает в деревню к подруге Тане Песоцкой.

Гнор, двадцатилетний юноша, страстно влюблен в прелестную девушку Кармен. Она отвечает ему взаимностью. Кармен любит ещё один человек — Энниок. Он признаётся ей в любви, но получает решительный отказ

Себастьян Брант является отличным карикатуристом, который мог бы удостоиться звания лучшего, если бы не некоторые личности. Его произведения почти всегда направленны на донесение проблемы социума до этого самого социума

Очень сложно кратко рассказать о творчестве великого писателя, однако ничего не остается, когда появляется необходимость передать весь творческий путь и придать теме актуальность

Знаток по определению символов Роберт Лэнгдон, профессор культуры очнулся после тяжелой травмы головы. Последнее что он помнит, как находился в Гарвардском университете. По виду из окна профессор сообразил, что находится во Флоренции

В стихотворной мини-поэме Алексея Толстого события развиваются по ходу шумного застолья, на котором пируют сам Иван Грозный и его опричники. Автор как бы улыбается над своими главными героями: пока бедный народ голодает и прозябает в нищете, правители развлекаются, а не занимаются делом. Стол ломится от яств, посуда сверкает золотом, вина разливаются реками без краев. Пьяные опричники портят разлитыми напитками ковры и царские покои. Но все это никак не заботит Ивана Грозного.

Государю весело, он решает устроить в порядке забавы такой маскарад. Требует подать себе маску и становится в ней язычником, что уж совсем недопустимо на застолье христиан. Звучат тосты, царь заказывает больше громкой музыки. Музыканты покорно ударяют по струнам и клавишам.

Между тем среди этого разгула находится один человек — князь Михайло Репнин, который отваживается образумить царя и его гуляк. Ни под какую личину князь не прячется и прямо заявляет на пиру, что Иван Грозный опрометчиво отодвинул от себя христианскую веру. А опричников и вовсе охарактеризовал как детей бесов.

Он говорит добрые слова в адрес царя, но царя прежнего – когда Иван Грозный был справедливым и великодушным. Князь обращается к царю и призывает понять, что вокруг него собрались льстецы и бандиты. А потом топчет ногами отвергнутую маску, символизирующую подлый обман. Иван Грозный не может вынести этих поступков, он в слепой ненависти бьет и убивает князя жезлом.

Кубки опять наполняются вином. Но смерть Репнина не бесцельна. Алексей Толстой в конце стихотворного произведения показывает, что Иван Грозный задумывается о своей жизни, у него будто открываются глаза на опричников и опричнину. Песни и пир не могут заглушить прозрения Ивана Грозного. Веселье уже не то.

Алексей Толстой — Князь Михайло Репнин: Стих

Без отдыха пирует с дружиной удалой Иван Васильич Грозный под матушкой-Москвой.

Ковшами золотыми столов блистает ряд, Разгульные за ними опричники сидят.

С вечерни льются вины на царские ковры, Поют ему с полночи лихие гусляры,

Поют потехи брани, дела былых времен, И взятие Казани, и Астрахани плен.

Но голос прежней славы царя не веселит, Подать себе личину он кравчему велит:

«Да здравствуют тиуны, опричники мои! Вы ж громче бейте в струны, баяны-соловьи!

Себе личину, други, пусть каждый изберет, Я первый открываю веселый хоровод.

И все подъяли кубки. Не поднял лишь один; Один не поднял кубка, Михайло князь Репнин.

«О царь! Забыл ты бога, свой сан ты, царь, забыл Опричниной на горе престол свой окружил!

Но царь, нахмуря брови: «В уме ты, знать, ослаб, Или хмелен не в меру? Молчи, строптивый раб!

Тут встал и поднял кубок Репнин, правдивый князь: «Опричнина да сгинет!— он рек, перекрестясь.—

Да здравствует вовеки наш православный царь! Да правит человеки, как правил ими встарь!

Он молвил и ногами личину растоптал; Из рук его на землю звенящий кубок пал…

И вновь подъяты кубки, ковши опять звучат, За длинными столами опричники шумят,

И смех их раздается, и пир опять кипит, Но звон ковшей и кубков царя не веселит:

Напрасно льются вины на царские ковры, Поют царю напрасно лихие гусляры,

Поют потехи брани, дела былых времен, И взятие Казани, и Астрахани плен.

Алексей Константинович Толстой в своем творчестве часто обращался к истории России, ее героям и антигероям.

Без отдыха пирует с дружиной удалой Иван Васильич Грозный под матушкой-Москвой.

Ковшами золотыми столов блистает ряд, Разгульные за ними опричники сидят.

С вечерни льются вины на царские ковры, Поют ему с полночи лихие гусляры,

Поют потехи брани, дела былых времен, И взятие Казани, и Астрахани плен.

Но голос прежней славы царя не веселит, Подать себе личину он кравчему велит:

«Да здравствуют тиуны, опричники мои! Вы ж громче бейте в струны, баяны-соловьи!

Себе личину, други, пусть каждый изберет, Я первый открываю веселый хоровод,

И все подъяли кубки. Не поднял лишь один; Один не поднял кубка, Михаилo князь Репнин.

«О царь! Забыл ты Бога, свой сан ты, царь, забыл! Опричниной на горе престол свой окружил!

Но царь, нахмуря брови: «В уме ты, знать, ослаб Или хмелен не в меру? Молчи, строптивый раб!

Тут встал и поднял кубок Репнин, правдивый князь: «Опричнина да сгинет!— он рек, перекрестясь.—

Да здравствует во веки наш православный царь! Да правит человеки, как правил ими встарь!

Он молвил и ногами личину растоптал; Из рук его на землю звенящий кубок пал…

И вновь подъяты кубки, ковши опять звучат, За длинными столами опричники шумят,

И смех их раздается, и пир опять кипит, Но звон ковшей и кубков царя не веселит:

Напрасно льются вины на царские ковры, Поют царю напрасно лихие гусляры,

Поют потехи брани, дела былых времен, И взятие Казани, и Астрахани плен.

Без отдыха пирует с дружиной удалой Иван Васильич Грозный под матушкой-Москвой.

Ковшами золотыми столов блистает ряд, Разгульные за ними опричники сидят.

С вечерни льются вины на царские ковры, Поют ему с полночи лихие гусляры,

Поют потехи брани, дела былых времен, И взятие Казани, и Астрахани плен.

Но голос прежней славы царя не веселит, Подать себе личину он кравчему велит:

«Да здравствуют тиуны, опричники мои! Вы ж громче бейте в струны, баяны-соловьи!

Себе личину, други, пусть каждый изберет, Я первый открываю веселый хоровод,

И все подъяли кубки. Не поднял лишь один; Один не поднял кубка, Михаилo князь Репнин.

«О царь! Забыл ты Бога, свой сан ты, царь, забыл! Опричниной на горе престол свой окружил!

Но царь, нахмуря брови: «В уме ты, знать, ослаб Или хмелен не в меру? Молчи, строптивый раб!

Тут встал и поднял кубок Репнин, правдивый князь: «Опричнина да сгинет!— он рек, перекрестясь.—

Да здравствует во веки наш православный царь! Да правит человеки, как правил ими встарь!

Он молвил и ногами личину растоптал; Из рук его на землю звенящий кубок пал…

И вновь подъяты кубки, ковши опять звучат, За длинными столами опричники шумят,

И смех их раздается, и пир опять кипит, Но звон ковшей и кубков царя не веселит:

Напрасно льются вины на царские ковры, Поют царю напрасно лихие гусляры,

Поют потехи брани, дела былых времен, И взятие Казани, и Астрахани плен.

Поскольку большая часть архивов писателя погибла при пожарах и частично была уничтожена его женой, ученые имеют отрывочные сведения о его жизни. Потомок известных родов, выросший без отца, А. К. Толстой никогда не нуждался, получил прекрасное образование и сделал удачную придворную и литературную карьеру.

Сюжет баллады выстроен с учетом дани моде на критику личных качеств Ивана Грозного, которая сохраняется и в наши дни. Заметим, что к неоднозначным качествам правящих монархов талантливый поэт претензий публично не высказывал.

Микропересказ : На пьяном пиру царь велел надеть маски и плясать. Один князь отказался и упрекнул царя в недостойном поведении. Тот в ярости убил его. Пир продолжился, но раскаива­ющегося царя уже ничего не веселило.


Оригинал этого произведения читается всего за 2 минуты. Рекомендуем прочесть его без сокращений, так интереснее.

Цари Иван Грозный без отдыха пировал в своих хоромах под Москвой с верными опричниками. Вино лилось рекой, гусляры забавляли царя песнями о взятии Казани и Астрахани.

Опричники радостно подняли кубки. Не выпил за новую забаву только князь Михайло Репнин. Поднявшись, он упрекнул Ивана Грозного в неподобающем царю поведении.

О царь! Забыл ты Бога, свой сан ты, царь, забыл!
Опричниной на горе престол свой окружил!
Рассыпь державным словом детей бесовских рать!
Тебе ли, властелину, здесь в машкаре плясать!

Царь нахмурился и приказал Репнину не возражать и надеть маску, иначе этот день станет последним днём его жизни. Тут правдивый князь встал, поднял кубок, перекрестился и выпил за то, чтобы опричнина сгинула, чтобы царь правил как раньше, без насилия, презирая измену и бесстыдную лесть.

В заключение князь Репнин отказался надевать маску и растоптал её. Разъярённый царь пронзил князя своим жезлом. Репнин упал и умер, а опричники вновь подняли кубки.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Главные герои

  • Михайло Репнин — князь, благородный, прямой, честный человек, который не побоялся высказать в лицо царю всё, что он о нём думал.
  • Иван Грозный — русский царь, своевольный, жестокий, привыкший к лести.

Другие персонажи

  • Опричники — верные слуги Ивана Грозного, бездушные исполнители царской воли.

Краткое содержание

Заключение

В образе князя Репнина писатель воплотил идею справедливого народного гнева, причиной которого стало жестокое, кровопролитное правление Ивана Грозного. Михайло Репнин не побоялся высказать всю правду в лицо царю, за что поплатился собственной жизнью, но остался верен своим принципам.

Без отдыха пирует с дружиной удалой
Иван Васильич Грозный под матушкой-Москвой.

Ковшами золотыми столов блистает ряд,
Разгульные за ними опричники сидят.

С вечерни льются вины на царские ковры,
Поют ему с полночи лихие гусляры,

Поют потехи брани, дела былых времен,
И взятие Казани, и Астрахани плен.

Но голос прежней славы царя не веселит,
Подать себе личину он кравчему велит:

«Да здравствуют тиуны, опричники мои!
Вы ж громче бейте в струны, баяны-соловьи!

Себе личину, други, пусть каждый изберет,
Я первый открываю веселый хоровод.

И все подъяли кубки. Не поднял лишь один;
Один не поднял кубка, Михайло князь Репнин.

«О царь! Забыл ты бога, свой сан ты, царь, забыл
Опричниной на горе престол свой окружил!

Но царь, нахмуря брови: «В уме ты, знать, ослаб,
Или хмелен не в меру? Молчи, строптивый раб!

Тут встал и поднял кубок Репнин, правдивый князь:
«Опричнина да сгинет!— он рек, перекрестясь.—

Да здравствует вовеки наш православный царь!
Да правит человеки, как правил ими встарь!

Он молвил и ногами личину растоптал;
Из рук его на землю звенящий кубок пал…

И вновь подъяты кубки, ковши опять звучат,
За длинными столами опричники шумят,

И смех их раздается, и пир опять кипит,
Но звон ковшей и кубков царя не веселит:

Напрасно льются вины на царские ковры,
Поют царю напрасно лихие гусляры,

Поют потехи брани, дела былых времен,
И взятие Казани, и Астрахани плен.

Алексей Константинович Толстой в своем творчестве часто обращался к истории России, ее героям и антигероям.

Баллада А. Толстого была написана непревзойденным русским классиком в середине XIX века. Произведение затрагивает один из самых тяжелых временных промежутков истории Руси, находившейся под пристальным надзором первого венчанного царя, вступившего на престол в 1533 году. Книги Михайло Репнин краткое содержание раскрывает все тяготы того периода, с которыми должен ознакомиться каждый ценитель исторической литературы.

Характеристика персонажей

Михайло Репнин — высокопоставленное лицо, которое можно охарактеризовать как честного, прямолинейного и бесстрашного человека, имеющего собственное мнение на любые важнейшие политические вопросы.

Иван Грозный — царь всея Руси, которого можно охарактеризовать как жестокого, своенравного и волевого человека, обладающего нарциссическими наклонностями.

Опричники — поданные царя, вынужденные выполнять любые желания государя из-за занимаемого положения.

Великий государь без устали отдыхал, пировал с безумным наслаждением и придавался блаженным радостям бытия. Его слуги беспрекословно выполняли любые желания любимого царя в ожидании хоровода, веселого и шумного.

Князь Михайло Репнин краткое содержание

Но когда время подошло к торжественной кульминации, не все гости прильнули к яркому празднику. Безрадостным смельчаком стал справедливый, честный и бесстрашный мужчина по имени Михайло Репнин. Он обвинил правителя Руси безбожником и снисходительно отозвался о безвольных опричниках.

Словоблудие, бесспорно, не понравилось Грозному. Оказав милость, государь свел строптивость раба к опьянению, однако пущая настойчивость Репнина убедила его в обратном: мужчина ненавистно отзывался о нынешних политических решениях царя, а после уничтожил и кубок, и маску — символы проходящего торжества.

Наглость гостя была воспринята царем в штыки: он приказал казнить вольного князя. Однако позже пожалел о собственном решении, и праздник более не приносил счастья, радости и веселья.

Основная мысль

Читайте также: