Бенвенуто челлини опера либретто краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Вы можете поделиться своими знаниями, улучшив их ( как? ) Согласно рекомендациям соответствующих проектов .

Бенвенуто Челлини является опера в двух действиях и четырех картинах по Берлиоза , к либретто по Леону де Вайи и Огюста Барбье , восстанавливая беллетризованная эпизод по флорентийской скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини (1500-1571). Первый состоялся 10 сентября 1838 года.

Резюме

Бытие

В 1834 году Альфред де Виньи дал прочитать Берлиоз Ла Вита, автобиографию Бенвенуто Челлини. Субъект приводит его в восторг, и он просит Леона де Вайи и Огюста Барбье сделать ему буклет. Сотрудничество в публикациях, подготовка к различным концертам, которые он дает, отнимают у него много времени, и, кроме того, он работает над сочинением оркестрового произведения: Le Carnaval romain (которое он позже сочинит из двух тем оперы). Естественно, его работа над Бенвенуто Челлини продвигается медленно.

Либретто, изначально задуманное как комическая опера с разговорным диалогом, было отклонено Парижской оперой . Режиссер оперы Ле Пелетье (Académie royale de Paris) принимает произведение при условии сокращения произведения до двух, а не четырех действий. Кроме того, не должно быть разговорных диалогов.

Эта неудача надолго унесла Берлиоза со сцены. Именно Ференц Лист спас это произведение, исполнив его в 1852 году в Веймаре в трехактной версии, переработанной самим Берлиозом.

Аргумент

Действие происходит в Риме в 1532 году в течение трех дней карнавала.

Акт I

Первый стол . В резиденции Бальдуччи.

Тереза ​​одна. Бальдуччи, его отец, которого вызвал Папа, чтобы определить поручение флорентийскому серебряному мастеру Челлини, заказавшему казнь бронзовой статуи Персея . Бальдуччи предпочел бы Фьерамоску как скульптора, а также потому, что он надеется увидеть, как он женится на своей дочери. Букет цветов, брошенный с улицы, падает к ногам Терезы. К нему прилагается записка от Челлини. Он встречает ее и объясняет ей свой план, чтобы они могли жить вместе. Он и его помощник Асканио будут замаскированы под монахов, в белом капюшоне для него и коричневом для Асканио. Когда в конце карнавала прозвучит пушка замка Сант-Анджело, они ее уберут.

Незаметно для двоих, Фьерамоска, войдя в комнату, слышит откровения. Бальдуччи вернулся и удивлен, что Тереза ​​еще не в постели. Фьерамоска прячется в комнате Терезы, а Челлини - за дверью. Чтобы отвлечь отца, она издает звук, который доносится из ее комнаты. Бальдуччи находит Фьерамоску. Вместе с дочерью они зовут соседей бросить его в фонтан. Ему удается освободиться от толпы. Челлини сбежал.

Помпео предлагает, чтобы Фьерамоска также оделась как монахи и похитила Терезу.

Вторая таблица . Пьяцца Колонна.

Челлини, его ученики и друзья воспевают то, что они ювелиры. Бернардино снова просит вина, но хозяин требует оплаты за напитки, которые они только что выпили. Асканио появляется по инициативе Папы, но также с условием, что отливка статуи будет завершена на следующий день.

Акт II

Первый стол . Пепельная Среда. Мастерская Челлини.

Асканио уверяет Терезу, что ее возлюбленный жив. Челлини всегда появляется в облике монаха. Он рассказывает о своем побеге и сообщает, что разыскивается за убийство. Он все еще планирует похитить Терезу и бежать во Флоренцию. Асканио напоминает своему хозяину, что отливку статуи нужно закончить на следующий день. Приходят Бальдуччи и Фьерамоска. Бальдуччи объявляет Челлини убийцей и обещает Фьерамоске, что Тереза ​​станет его женой.

Папа представляет себя, чтобы проверить, как идет работа над статуей, и решает передать работу другому скульптору. Челлини грозит уничтожить плесень. Папа предлагает ему предложение: если он сможет быстро закончить статую, он простит ему его преступление и позволит жениться на Терезе. Если он проиграет, его повесят.

Вторая таблица . Пепельная Среда. Мастерская Челлини.

Рабочие за работой, подбадриваемые Челлини и Асканио. Фьерамоска в сопровождении двух приспешников вызывает Челлини на дуэль. Челлини соглашается при условии, что это произойдет здесь, но Фьерамоска предпочитает, чтобы дуэль проходила вне рабочего места. Трое мужчин уходят.

Рабочие, не получив зарплаты, сложили инструменты. Вновь появляется Фьерамоска и предлагает деньги, чтобы навсегда остановить рабочих. Они отказываются и клянутся в верности Челлини. Они заставляют Фьерамоску надеть рабочую одежду.

Вечером Папа и Бальдуччи приходят посмотреть, закончена ли статуя. Для подачи в тигель больше нет металла. Челлини решает пожертвовать в печи все хранящиеся у него произведения искусства. Расплавленный металл заполняет форму, и отливка проходит успешно. Папа прощает Челлини. Тереза ​​и Челлини воссоединились. Опера заканчивается восхвалением ювелиров.

Содержание

История создания


В 1834 году Берлиоз, де Вайи и Барбье предложили Парижской Опера-комик либретто в стиле комической оперы с разговорными диалогами. Но дирекция отвергла ее. Тогда авторы переписали его в более приемлемом для тогдашней публики виде, заменив диалоги речитативами. Первоначально опера шла в двух действиях. Тем не менее новаторство оперы по сравнению с господствовавшим на сцене большим стилем привело к провалу премьеры в сентябре 1838 года. Опера надолго была забыта. В 1851 году Ференц Лист, согласовав изменения с Берлиозом, поставил оперу в новой редакции, теперь уже в трех действиях на сцене оперного театра в Веймаре. Таким образом, опера существует в трех редакциях: 1834, 1838 и 1851 годов. Окончательно на сцене утвердилась редакция 1851 года, хотя в последних постановках, она идет в двух частях (без перерыва между первым и вторым действием).

Действующие лица

Бенвенуто Челлини, флорентийский скульптор тенор
Асканио, его ученик меццо-сопрано
Бальдуччи, папский казначей бас
Тереза, его дочь сопрано
Кардинал Сальванти бас
Фьерамоска, папский скульптор баритон
Помпео, его друг баритон
Франческо, художник тенор
Бернардино, художник бас
Действие происходит в Риме в 1532 году

Либретто

Действие первое. В доме Бальдуччи

Действие второе. Картина первая. В таверне художников

Действие второе. Картина вторая. Площадь Колонна в Риме

В толпе прогуливаются Бальдуччи и Тереза. Внезапно их окружают маски, которые поют куплеты, в которых высмеивается скупость папского казначея. Бальдуччи возмущен и не замечает, что толпа отделила его от дочери. На площади начинается представление — традиционная пантомима. Пока большая часть народа поглощена зрелищем, к Терезе приближаются два монаха в масках. Это Челлини и Асканио. Но одновременно к девушке подходят еще двое в таких же костюмах. Это Фьерамоска и Помпео. Возникает ссора, в ход идут кинжалы, и Челлини ранит Помпео. Помпео падает, он мертв. В суматохе Челлини и Асканио убегают, а стража хватает Фьерамоску, так как на нем такой же костюм, как и на Челлини.

Действие третье. Мастерская Челлини



Опера Гектора Берлиоза в 3 действиях, либретто Л. де Вайи, О. Барбье и А. де Виньи.

Премьера 1-й редакции (в 2 д.): Париж, Королевская академия музыки, 10 сентября 1838 г.; 2-й редакции — Веймар, 17 ноября 1852 г., под управлением Ф. Листа; на русской сцене — Ленинград, Малый оперный театр, 30 мая 1969 г.

Действующие лица:

  • Бенвенуто Челлини, флорентийский скульптор, тенор
  • Асканио, его ученик, меццо-сопрано
  • Бальдуччи, папский казначей, бас
  • Тереза, его дочь, сопрано
  • Кардинал Сальвиати, бас
  • Фьерамоска, папский скульптор , баритон
  • Помпео, баритон
  • Франческо и Бернардино, художники в мастерской Челлини, тенор и бас

Первое действие

Тереза, дочь папского казначея Бальдуччи, высунувшись из окна отцовского дворца, с интересом следит за тем, что происходит на улице. Там шумит веселый римский карнавал, Тереза не слушает ворчанья старика-отца. Бальдуччи не в духе. Он недоволен тем, что папа пригласил в Рим флорентийца Бенвенуто Челлини и заказал ему отливку статуи Персея. Ведь в Риме есть лучший, по мнению казначея, скульптор — Фьерамоска. Его старик прочит в мужья своей дочери. Рассерженный невниманием Терезы, Бальдуччи уходит из дому. С улицы доносится веселая карнавальная песня. Ее поет Бенвенуто Челлини со своими друзьями. Отзвучала песня, и в окно влетает множество букетов. В одном из них Тереза находит записку от Бенвенуто. Скульптор любит Терезу и любим ею. Они бы давно обвенчались, если б не противодействие ее отца.

Неожиданно возвращается домой Бальдуччи. Ловкому Бенвенуто удается незамеченным скрыться, Фьерамоска же попадается на глаза старику. Бальдуччи вне себя от негодования — за его спиной этот бездельник посмел встретиться с Терезой. Взбешенный папский казначей зовет соседок. Только с большим трудом удается Фьерамоске вырваться и убежать.

Второе действие

Первая картина. В таверне художников Челлини пирует со своими учениками и друзьями. Звучат веселые песни, льется вино. Молодежь не собирается скоро покидать таверну, но кошелек скульптора пуст, а хозяин отказывается отпускать вино в долг. Выручает собравшихся друг и ученик Челлини — юный Асканио. Он приносит полученные от папы деньги. Они, правда, выданы при одном жестком условии, — чтобы к завтрашнему дню отливка статуи Персея была окончена, — но беспечного Бенвенуто это не страшит. Хуже другое — папский казначей отсчитал более чем скромную сумму. Возмущенные художники решают сегодня же на карнавальной площади жестоко осмеять скрягу Бальдуччи. Там же Челлини с помощью Асканио похитит у старика Терезу. Как было с ней заранее условлено, друзья оденут монашеское платье, Бенвенуто — белую сутану, Асканио — коричневую. Этот план подслушивает Фьерамоска. Лишь только Челлини и его ученики покидают таверну, он спешит договориться со своим приятелем — пьяницей и буяном Помпео о том, чтобы сорвать замысел флорентийца. Фьерамоска и Помпео переоденутся точно в такие же костюмы, как и Бенвенуто с Асканио, и вместо них похитят Терезу.

Третье действие

На одной из тихих улиц Рима, перед мастерской Челлини поджидает Тереза любимого. Она встревожена и озабочена его судьбой. Девушка немного успокаивается, узнав от Асканио, что Бенвенуто удалось спастись от преследователей. Мимо проходит группа одетых в белое монахов. От них отделяется Челлини. Он счастлив — Тереза вновь с ним. Теперь ничто их не разлучит, с наступлением темноты они покинут город. Асканио спешит подготовить все необходимое для побега. Но поздно. На улице появляется Бальдуччи. Он осыпает непослушную дочь упреками и изъявляет свою отцовскую волю: сегодня же она обвенчается с Фьерамоской, который доказал свою непричастность к убийству Помпео и освобожден из-под стражи. Перебранку, возникшую между папским казначеем и Бенвенуто Челлини, прерывает приход кардинала Сальвиати. Кардинал прибыл для осмотра статуи Персея. Узнав, что скульптор даже не приступал к ее отливке, кардинал приходит в ярость. Но кто, кроме гениального Челлини может создать Персея? Сальвиати обещает забыть об убийстве Помпео, если Бенвенуто сейчас же закончит статую. Челлини требует в награду руку Терезы. Кардинал согласен и на это. Скульптор лихорадочно принимается за дело. Наконец, работа закончена. Скульптор разбивает форму, и перед восхищенными зрителями предстает великое, неповторимо прекрасное произведение искусства.

Гектор Берлиоз / Hector Berlioz

Дискография: CD — Philips. Дир. Дейвис, Бенвенуто Челлини (Гедда), Тереза (Эда-Пьер), Фьерамоска (Массар), Бальдуччи (Бастен).

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Алексей Франдетти
Художник-сценограф – Вячеслав Окунев
Художник по костюмам – Виктория Севрюкова
Хореограф – Ирина Кашуба
Художник по свету и режиссер мультимедиа – Глеб Фильштинский
Ответственный концертмейстер – Наталия Мордашова
Хормейстеры: Константин Рылов, Павел Теплов
Репетитор по французскому языку – Ксения Клименко

Краткое содержание

Краткое содержание соответствует режиссерской версии оперы.

Действие происходит в Риме в 1960-х годах.

О спектакле

Мировая премьера: 10 сентября 1838 года, Театр Королевской академии музыки (Парижская опера)
Премьера в Мариинском театре: 6 июля 2007 года
Премьера постановки: 10 ноября 2021 года

Продолжительность спектакля 3 часа 25 минут
Спектакль идет с одним антрактом

Читайте также: