Бехтерев коллективная рефлексология краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Совершенно особый интерес представляет подход к анализу поведения с позиций коллективной рефлексологии
B. М. Бехтерева (1921). По В. М. Бехтереву, коллективная рефлексология выясняет, как путем взаимоотношения отдельных индивидов в общественных группах получаются социальные продукты их соотносительной деятельности. Коллективная рефлексология соединяет две науки — рефлексологию и социологию. Предмет коллективной рефлексологии — изучение деятельности коллективных групп, объединенных той или иной идеей независимо от характера и цели. Говоря о коллективе, В. М. Бехтерев характеризует его как собирательную личность. Он различает при этом понятие толпы и коллектива. Хотя внешние формы поведения и реакции могут быть сходными, но коллектив не подавляет роли каждой входящей в него личности, представляя собой собирательный механизм.

Поведение коллектива, будучи закономерным, зависит от целого ряда условий.
В этом уникальном труде В. М. Бехтерев рассматривает различные аспекты взаимоотношения внутри коллектива, масс, толпы. В частности, он касается воздействия на массы великих людей или считавшихся таковыми в силу сложившихся исторических обстоятельств. Мощное вербальное и невербальное воздействие таких лидеров на массы В. М. Бехтерев иллюстрирует яркими примерами из жизни Наполеона, Суворова, а из мимолетных фаворитов толпы выделяет А. Ф. Керенского. В. М. Бехтерев не мог предвидеть во всем размахе уникальный феномен Сталина, расценив его по устным воспоминаниям современников банальным параноиком, что и послужило причиной его гибели.

бехтерев

Поражает разнобой мнений, обнаруженный среди видных психиатров: от параноидной шизофрении до примитивной личности. Таким суждениям противоречат железная воля Сталина, огромные организаторские способности, изощренное коварство, отсутствие прогредиентности (до наступления склероза, инсультов в последний период жизни) делают наивными подобные заключения и, увы, отражают уровень советской психиатрии. Паранойя объявляется устаревшим понятием. Между тем достаточно заглянуть в МКБ-9, представляющую адаптированную, по произволу составителей, международную классификацию ВОЗ, чтобы убедиться, что паранойя фигурирует там трижды (207.1 —паранойя, 301.0 — параноидная (паранойяльная) психопатия, 301.1 — параноидное (паранойяльное) развитие). Паранойяльное развитие Сталина, возникнув на психопатической основе, слагается из идеи величия и непомерной подозрительности.

Действительно, необходима большая внутренняя широта для переосмысления прожитой жизни, где подлинный пафос и героизм сочетались с кошмарными деяниями во имя личности, не имеющей аналогов среди других тиранов, прикрытого к тому же самыми передовыми лозунгами. Ему удалось как бы прорваться сквозь генетический барьер, так как совсем трудно понять последователей сталинизма среди определенной части младшего поколения, сознательная жизнь которого началась с развенчания Сталина и сталинизма. Анализ всего вкратце сказанного требует глубокого изучения исторических и психологических причин. Даже их краткий перечень не входит в нашу задачу. Но лучше всего на сегодняшнем этапе, хотя и схематически, это может быть понято с позиции В. М. Бехтерева о коллективной рефлексологии. Это учение составляет основу науки о поведении человека в различных его проявлениях, охватывая как его вербальные, так и невербальные формы.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Гост

ГОСТ

В.М. Бехтерев: биография

Его наследие – основанный в 1907 году психоневрологический институт в Санкт-Петербурге, который чуть позже получил его имя (Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им В.М. Бехтерева).

Бехтерев родился в семье мелкого государственного служащего, получил первое образование в вятской гимназии, а также в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. Свою жизнь и свои научные труды он посвятил исследованиям душевных болезней, нервных отклонений личности. Также он особую роль уделял поведению человека в условиях коллективной работы.

Активную деятельность В.М. Бехтерев вел именно в Санкт-Петербурге. Там он организовал два общества:

  1. Общество психоневрологов;
  2. Общество нормальной и экспериментальной психологии и научной организации труда.

Готовые работы на аналогичную тему

Смерть Бехтерева была очень внезапной, но его вклад стал основой для многих теоретических и практических разработок в соответствующих областях. Он исследовал психиатрические, неврологические и физиологические проблемы человека, его морфологические и психологические отклонения от норм. Рефлексологии он посвятил очень большое количество своего времени. Ее он обозначил как комплексную науку о человека, а также об обществе, и нередко говорил о том. Что она может совершить настоящую революцию в научных кругах.

Сущность и проблематика коллективной рефлексологии

Психология личности и межличностные отношения являются наиболее значимым предметом в психологических и социально-психологических исследованиях. Наибольший вклад в актуализацию этой проблемы и развитие этой темы внес известный психолог В.М. Бехтерев (1857-1927 гг.). Ученый практически всю свою жизнь посвятил исследованиям разнообразных проявлений как индивидуальной, так и коллективной человеческой психики, при этом опираясь на данные о физиологии конкретного индивида.

В.М. Бехтерев рассматривал не только фундаментальные методологические проблемы в коллективной рефлексологии: также он раскрывал содержание научного направления, его предмет и сущность объекта исследований. К тому же, были затронуты наиболее актуальные, специальные проблемы, присущие именно коллективной рефлексологии:

Также в рамках коллективной рефлексологии В.М. Бехтерев анализировал тенденции развития коллективных движений, которые имитируют развитие других социальных групп. Немалую роль играло коллективное настроение, а также коллективные соматические рефлексы. Если члены группы настроены положительно на достижение конкретной цели, то и атмосфера (климат) будет положительной. Но если есть противоречия в личностных и коллективных установках, то срочно необходимо менять тактику воздействия и выбирать иные механизмы для достижения цели, чтобы она не шла вразрез с интересами и представлениями кого-либо, кто является частью коллектива.

Рефлексология Бехтерева: что взять из теории в практику

Почти мы все любим круглые даты. Их легко запоминать, приятно отмечать, при этом организация юбилея не так нагружает в финансовом плане, как ежегодное празднование какой-либо даты. Разумеется, ежегодные празднования, например, дней рождения или годовщин свадьбы, обсуждению не подлежат, хотя и тут есть тенденция отмечать круглую дату чуть более торжественно, чем обычную.

Бехтерев: рефлексология как наука

Поэтому неудивительно, что, когда Бехтерев увлекся психологией, он попытался объяснить психологические процессы с точки зрения физиологии рефлексов. Более того, он считал единственно верным и достойным научного интереса лишь то, что имеет объективный характер и может быть зафиксировано в неких показателях.

В свою очередь, двигательные и вегетативные реакции можно наблюдать и регистрировать. Соответственно, ученым осталось лишь найти все взаимосвязи между психическими процессами и нервными реакциями, чтобы разгадать все секреты человеческой психики.

Свои взгляды и идеи Бехтерев оформил в новое научное направление – рефлексологию. Все то, что нельзя наблюдать и фиксировать на уровне физиологических процессов, Бехтерев не считал предметом рефлексологии, да и психологии как науки тоже. Автор научной рефлексологии полагал, что наука должна иметь дело только с фиксируемыми показателями.

Насколько это применимо к такой сложной науке, как психология? Наличие многочисленных тестов в психологии говорит само за себя. Ученые и практикующие психологи пытаются представить психические процессы в неких исчисляемых единицах (очках, баллах), чтобы потом сделать объективные выводы и помочь человеку.

Возвращаясь к наследию Бехтерева, подытожим, что он рассматривал все многообразие психических процессов как рефлекторные реакции, которые можно наблюдать, изучать, фиксировать. Заниматься этим должна наука рефлексология, автор основополагающих принципов которой сам Бехтерев. Это что касается человека. Тогда что же такое коллективная рефлексология? Давайте разберемся и с этим.

Предмет коллективной рефлексологии

Владимир Бехтерев считал возможным распространить рефлексологический подход на изучение общественных явлений. Таким образом, коллективная рефлексология – это применение постулатов и методов рефлексологии для коллективных объектов. Например, социальных групп.

Работа лаборатории коллективной рефлексологии в рамках Психоневрологического института, созданного Бехтеревым в прошлом столетии, до сих пор вызывает интерес ученых [С. Багадирова, А. Юрина, 2014]. В частности, исследовательская программа, основанная на идее закрепления условных рефлексов и физиологическом редукционизме [Е. Долгова, 2014].

Уточним, что редукционизм – это методологический принцип, согласно которому сложные явления можно объяснить с помощью законов, свойственных более простым явлениям. Исходя из этого, коллективная или социальная рефлексология может оперировать тем же научным аппаратом, что и рефлексология в психологии отдельного индивида.

Так, Бехтерев представлял коллектив, как единый социальный организм. И, соответственно, как любой другой организм, он подвержен определенным реакциям. Как и на любой другой организм, на коллектив можно воздействовать различными методами, а коллектив, в свою очередь, будет на них реагировать.

Тут уместно еще раз вспомнить, что Владимир Бехтерев был невропатологом, физиологом и психиатром, поэтому вел наблюдения, прежде всего, за людьми, нуждающимися в медицинской помощи и уже имевшими какие-либо диагностированные отклонения. Например, алкоголизм, зависимость от психотропных веществ.

Работая над проблематикой, Бехтерев пришел к выводу, что можно добиться положительных изменений, подобрав общие методы воздействия на социальный организм (коллектив) так, чтобы эти методы положительно влияли на каждого члена этого коллектива.

Достаточно взглянуть на оглавление книги, чтобы понять, какой массив информации перелопатил Бехтерев перед, как предлагать нечто свое:

  • Судорожные эпидемии в истории.
  • Эпидемии кликушества и порчи.
  • Эпидемии колдовства и бесоодержимости.
  • Супоневская психопатическая эпидемия Орловской губернии.
  • Татарская психопатическая эпидемия в Казанской губернии.
  • Сектантские сборища.
  • Канадская психопатическая эпидемия в среде русских духоборов.
  • Паника среди людей и животных.
  • Эпидемическое распространение мистических учений.
  • Психические эпидемии во времена исторических народных движений.
  • Китайская эпидемия секты Ихэтуань.

Тут можно, конечно, поспорить, все ли из этого списка можно отнести к психопатическим эпидемиям. Так, Ихэтуаньское восстание против иностранного вмешательства в дела Китая и выход участников восстания против вооруженного противника без оружия был обусловлен не столько искренней верой в неуязвимость от пуль, сколько отсутствием огнестрельного оружия у повстанцев. Среди них было много доведенных до отчаяния нищетой и считавших виновными во всех своих бедах иностранцев. Они попросту не имели возможности приобрести оружие, но при этом не хотели дальше терпеть сложившееся положение дел, поэтому придумали свою идеологию протеста.

Какие еще проблемы затрагивает коллективная рефлексология Бехтерева? Их достаточно много, поэтому мы выделим только основные.

Основные проблемы коллективной рефлексологии:

  • Анализ коллективного объединения как собирательной личности.
  • Формирование социального портрета группы.
  • Специфика и основные характеристики коллектива как такового.
  • Взаимное внушение и взаимная индукция в коллективе.
  • Факторы, объединяющие людей в коллективе.
  • Роль языка в социальной группе.
  • Закономерности развития социальных движений.
  • Коллективные соматические рефлексы.

Последний пункт можно проиллюстрировать типовым примером. Так, если все члены коллектива настроены на единую цель, будь то победа команды в соревнованиях или выполнение плана в отделе продаж, психологическая атмосфера и микроклимат в таком коллективе будут положительными. Если же существует большой разрыв между целями коллектива и целями каждого человека, входящего в его состав, атмосфера будет нездоровой.

Теперь же предварительно подытожим все вышеизложенное и попытаемся ответить на вопрос из заголовка статьи: что взять из истории в современность и из теории в практику.

Рефлексология Бехтерева: актуальность

Итак, что же из рефлексологии Бехтерева можно считать актуальным на сегодняшний день? Во-первых, это стремление Бехтерева представить все изучаемые наукой процессы в исчисляемых единицах. Собственно, сам факт наличия многочисленных тестов по психологии, где результат выдают в цифрах, а потом объясняют его словами, уже говорит об актуальности такого подхода для изучения психологии человека.

Во-вторых, конструктивной можно считать саму идею найти все взаимосвязи между поведением человека, рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями и прочими физиологическими процессами, происходящими в организме. В случае полной реализации задумки это могло бы заметно облегчить диагностику психических заболеваний и помочь безошибочно распознавать разницу между психологическими особенностями человека и симптомами психических расстройств в ситуациях, когда они имеют сходные признаки.

В-третьих, сохраняют актуальность прикладные результаты исследований Бехтерева. В частности, применение гипнотерапии для лечения болезненных зависимостей, алкоголизма, наркомании, неврозов, прочих расстройств.

И, наконец, в рамках развития созданной им науки рефлексологии он изучил и систематизировал огромный пласт информации, которая может быть использована для исследований в самых разных областях: психологии, социологии, политологии, истории и других.

В целом, Бехтерев уделял большое внимание организационным формам научной работы и созданию среды для неформального общения и обмена опытом врачей и ученых. Так, на его счету создание Казанского общества невропатологов и психиатров в период, когда он работал в Казани, Общества психоневрологов и Общества нормальной и экспериментальной психологии в петербургский период его деятельности. К слову, практика создания условно неформальных объединений по профессиональному признаку сохранилась в медицине по сей день.

То обстоятельство, что часть идей потеряла актуальность, а часть выглядит упрощенными и даже наивными с точки зрения современного развития науки в целом и психологии в частности, никак не умаляет значения исследований Бехтерева, в том числе в области рефлексологии. Просто потому, что наука и жизнь идут вперед, и это вполне естественно, что какие-то идеи выдерживают проверку временем, какие-то требуют существенных уточнений, а какие-то просто изживают себя. И точно такой же естественной является критика любых новых идей в науке современниками, не готовыми принять новое как таковое или какую-то конкретную идею, теорию, гипотезу.

Критика идей Бехтерева

И, конечно, любые новаторские идеи в науке всегда вызывают волну критики. Рефлексология Бехтерева не стала исключением. Чаще всего Бехтереву ставят в вину слишком упрощенный подход к такому феномену, как человеческая психика [В. Роменець, И. Маноха, 2003]. Так, в работах Бехтерева критики усматривают явную недооценку традиционной психологии и ее методов, сформировавшихся к началу 20 столетия, и явно поспешную оценку психологии как чего-то субъективного.

Чисто гипотетически Бехтерев допускал существование субъективных явлений, однако не считал, что они несут какие-то функции и их стоит исследовать. Критики считают такой подход неверным, потому что субъективное явление или восприятие могут быть следствием объективных процессов, и изучение субъективной составляющей поможет понять объективную картину.

Сомнительной выглядела и критика Бехтеревым метода интроспекции, широко применяемого в науке в те годы. Уточним, что интроспекция – это, по сути, самонаблюдение и самопознание человеком собственных мыслей, чувств, переживаний. Бехтерев считал, что внутренние переживания слишком индивидуальны, и их невозможно выразить словами так, чтобы все поняли их одинаково. Скажем так, что с этих позиций можно отвергнуть любую возможность адекватной передачи информации в устном или письменном виде.

Мы желаем вам здоровья и душевного равновесия, и просим ответить на вопрос по теме статьи:

Владимир Михайлович Бехтерев — выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик.

Биографический очерк
Родился в семье мелкого государственного служащего в селе Сорали, Елабужского уезда, Вятской губернии предположительно 20 января 1857 (был крещён 23 января 1857). Являлся представителем древнего вятского рода Бехтеревых. Образование получил в вятской гимназии и С.-Петербургской медико-хирургической академии.

По окончании курса (1878), Бехтерев посвятил себя изучению душевных и нервных болезней и для этой цели работал при клинике проф. И. П. Мержеевского.

В 1879 году Бехтерев был принят в действительные члены Петербургского общества психиатров. А в 1884 г. был командирован за границу, где занимался у Дюбуа-Реймона (Берлин), Вундта (Лейпциг), Мейнерта (Вена), Шарко (Париж) и др.

После октябрьской революции Бехтерев ходатайствовал о переводе университета в Мраморный дворец. Профессор Б. Е. Райков, тогдашний проректор университета, писал в своих воспоминаниях:

В мае 1918 года Бехтерев обратился в Совнарком с ходатайством об организации Института по изучению мозга и психической деятельности. Вскоре Институт открылся, и его директором до самой смерти являлся Владимир Михайлович Бехтерев. В 1927 ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР.

В возрасте около 70 лет женился вторым браком на молоденькой племяннице Ягоды Берте Яковлевне.

Умер внезапно 24 декабря 1927 года в Москве. Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище в Ленинграде.

После своей смерти В. М. Бехтерев оставил собственную школу и сотни учеников, в том числе 70 профессоров.

По улице Бехтерева в Москве расположена крупнейшая в Москве 14-я городская психиатрическая больница имени Бехтерева, которая обслуживает все округа Москвы, особенно ЗАО Москвы.
Версии о причинах смерти

По официальной версии, причиной смерти стало отравление консервами. Существует версия, что смерть Бехтерева связана с консультацией, которую он незадолго до гибели дал Сталину. Но прямых свидетельств, что одно событие связано с другим, нет.

Семья:
Бехтерев, Пётр Владимирович — сын.
Бехтерева-Никонова, Ольга Владимировна — дочь.
Бехтерева, Наталья Петровна — внучка.
Никонов, Владимир Борисович — внук.
Медведев, Святослав Всеволодович — правнук.

Рефлексологическая теория
Рефлексологическая теория (далее Р. т.) – естественнонаучное направление в психологии и психологии личности, получившее развитие в России в первой половине XX в. Основатель Р. т., Бехтерев, изложил план ее построения в статье "Объективная психология и ее предмет" (1904). Р. т. определяется сначала как "объективная психология", позднее – как "психорефлексология", потом – как "рефлексология" – особая "биосоциальная наука".

Возникнув первоначально в области психологии, Р. т. распространяется и на педагогику, психиатрию, социологию, искусствоведение ("рефлексологич. педагогика и ортопедия", "генетическая рефлексология", "рефлексология масс", "рефлексология искусства и творчества и др.). Наибольшую популярность Р. т. имела в середине 20-х гг. Так, в 1927 г. в вузах Украины преподавание психологии было временно заменено преподаванием рефлексологии.

Следуя за И. М. Сеченовым, Р. т. исходила из положения о том, что нет ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно в объективных проявлениях. Предметом изучения Р. т. являются все рефлексы, протекающие с участием головного мозга. По замыслу Бехтерева, Р. т. должна была заменить психологию наукой о личности и проявляющейся во внешнем поведении ее соотносительной деятельности. Р. т. считала необходимым отказаться от изучения сознания и ограничиться изучением внешних проявлений личности, сводимых к условным или "сочетальным" рефлексам, образующимся в результате влияния внешней среды на нервную систему человека.

Р. т. выдвинула принцип личностного подхода к исследованиям, суть которого сводилась к тому, что все, что может дать объективное комплексное наблюдение над человеком, начиная с мимики и кончая особенностями поведения больного, должно быть принято во внимание.

В Р. т. были определены принципы патопсихологического исследования: использование комплекса методик, качественный анализ расстройств психики, личностный подход, соотнесение результатов исследования с данными нормы для соответствующего возраста, пола, образования. Представителями Р. т. было разработано множество методик эксперимент, патопсихологические исследования, некоторые из них (методика сравнения понятий, определение понятий и др.) вошли в число наиболее используемых в современной психологии, психологии личности и патопсихологии.

В Р. т. разработаны требования к эксперимент, методикам, сохранившие значение и для современной науки: простота (для решения эксперимент, задач испытуемые не обязательно должны обладать особыми знаниями, навыками) и портативность (возможность проведения исследований непосредственно у постели больного, вне лабораторной обстановки). В работах представителей Р. т. отражен богатый конкретный материал о расстройствах восприятия и памяти, мыслительной деятельности, воображения, внимания и умственной работоспособности. Результаты экспериментов Р. т. сопоставлялись с особенностями поведения больного вне эксперимент, ситуации.

Патопсихологические методы, разрабатываемые представителями Р. т., использовались в детской и судебной экспертизах, а результаты патологических исследований позволяли почти безошибочно распознавать психически несостоятельных школьников с целью выделения их в спец. учреждения для детей с проблемами развития. Бехтерев не считал изучение психически больных ключом к познанию внутр. мира здоровых. Чтобы возвратить человеку нервно-психическое здоровье, по его мнению, следует идти от нормы к патологии, а не наоборот.

Создание Р. т. было крупным шагом на пути преобразования субъективной психологии в объективную и оказало в дальнейшем значит, влияние на возникновение и развитие бихевиоризма. Разносторонние конкретные исследования и разработка теоретических основ в области общей психологии, психологии личности и патопсихологии, позволяют считать вклад Р. т. отправным пунктом формирования данных отраслей в России, а в дальнейшем и в бывшем Советском Союзе.

1896 - Проводящие пути спинного и головного мозга
1903-07 - Основы учения о функциях мозга
1904 - Психика и жизнь
1907-10 - Объективная психология
1908 - Внушение и его роль в общественной жизни
1911-15 - Общая диагностика болезней нервной системы
1918 - Бессмертие человеческой личности, как научная проблема
1918 - Общие основы рефлексологии человека
1921 - Коллективная рефлексология
1923 - Общие основы рефлексологии человека
1925 - Психология, рефлексология и марксизм
1926 - Проводящие пути спинного и головного мозга
1928 - Мозг и деятельность
2014 - Феномены мозга
2014 - Мозг и внушение

Читайте также: