Биология 6 класс 16 параграф краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Какие вещества входят в состав растений?
Ответ:
Минеральные и органические вещества, а также вода.

Какие органические вещества вы знаете?
Ответ:
Жиры, белки и углеводы.

Какое вещество придаёт листьям зелёную окраску?
Ответ:
В растительной клетке находятся такие органоиды, как - хлоропласты. В хлоропластах находится вещество хлорофилл. Именно это вещество придаёт растению зелёный цвет.

Какие условия необходимы для образования крахмала в листе?
Ответ:
Для того, чтобы в листе растения образовался крахмал, должен произойти процесс фотосинтеза. Чтобы происходил этот процесс нужен солнечный свет, углекислый газ в воздухе и вода.

Какой опыт можно провести, чтобы доказать, что для образования крахмала в листьях необходим свет?
Ответ:
На лист накладывается темный трафарет и лист выставляется на яркий свет на пару дней. Потом на лист наносится раствор йода. Освещенные участки листа станут фиолетовыми, сигнализируя наличие крахмала.

Почему раствор йода не окрашивает в синий цвет белую каёмку ли­ста герани окаймлённой?
Ответ:
Раствор йода не окрашивает белую каемку листа герани окаймленной из-за того, что в белой каемке листа отсутствует хлорофилл. А именно при участии хлорофилла в процессе фотосинтеза в зеленых листьях, в данном случае в зеленой их части, образуется крахмал. Получается, что если в белой каемке нет хлорофилла, то нет и крахмала и, соответственно, не наблюдается окрашивание раствором йода в синий цвет.

Из каких веществ образуется сахар в зелёных листьях растений?
Ответ:
Для образования сахара нужны углекислый газ, поступающий через устьица, и вода, которую поглощают корни из почвы.

Какой опыт показывает, что наземные растения на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород?
Ответ:
Чтобы показать, что наземные растения на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород, можно поставить следующий опыт. Взять стеклянный колпак, поставить под него растение и свечу. На свету свеча будет долго гореть, т. к. имеется доступ кислорода от фотосинтезирующего растения. Если это же проделать в темноте, то свеча быстро погаснет, поскольку фотосинтез у растения не будет идти и кислород оно не будет выделять, а углекислота будет накапливаться.

Можно ли утверждать, что строение листа приспособлено к осу­ществлению фотосинтеза?
Ответ:
Да, так как во всех зелёных частях цветка может происходить фотосинтез. Значит строение листа приспособлено к фотосинтезу.

Как вы думаете, выделяют ли кислород водные растения?
Ответ:
Водные растения, так же как и наземные, осуществляют процесс фотосинтеза, поглощают из воды углекислый газ и выделяют в нее кислород.

§ 16. Фотосинтез - Пасечник. 6 класс. Учебник

2. Соберите прибор, показанный на рисунке 70. В банку налейте воду, насыщенную углекислым газом. Поставьте банку на яркий свет. Наблюдайте за выделением газа веточками элодеи. Когда газ полностью вытеснит воду из пробирки, убедитесь с помощью горящей лучинки, что этот газ — кислород. Сделайте вывод.

Вывод: газ (в нашем случае кислород) может полностью заполнить весь объем пробирки вытеснив оттуда воду.

§ 16. Фотосинтез - Пасечник. 6 класс. Учебник

Задания

Роль зелёных растений в обеспечении энергией живых организмов на нашей планете

Без всякого преувеличения можно утверждать что зелёные растения — это главный поставщик энергии для живых организмов на нашей планете. Не будь зелёных растений и жизнь на Земле была бы невозможна: люди и животные исчезли бы с лица планеты за считанные часы.

Это действительно так! Солнце — главный источник энергии на планете. Оно согревает и освещает Землю и всё живущее на ней. Но без зелёных растений ни люди, ни животные не смогли бы в полной мере воспользоваться щедростью солнца. Зелёные растения своими листьями ловят каждый лучик света и под его воздействием преобразуют его в энергию, которой могут воспользоваться люди и животные.

Например, растения умеют преобразовывать неорганические вещества в органические. Под лучами солнца они из воды и углекислого газа синтезируют глюкозу, а из неё они делают такие необходимые нам и животным белки, жиры и углеводы. Употребляя растения в пищу живые существа на планете наполняются энергией, необходимой для роста, развития и продолжения рода.

Растения способны передавать нам энергию не только при употреблении их в пищу, но и другими путями. Например, несколько миллионов лет назад из древних умерших растений образовались самые разнообразные полезные ископаемые: торф, уголь, горючие сланцы и т.д.

Добывая эти полезные ископаемые современный человек получает энергию необходимую ему для обогрева жилища и получения электричества. Так что без растений мы не смогли бы пользоваться ни компьютером, ни телевизором, ни холодильником, ни стиральной машиной. Мало того, вся промышленность, оставшись без энергии, не смогла бы произвести ни одну нужную человеку вещь.

Зелёные растения не только дают всему живому энергию, но и создают условия, чтобы этой энергией мы могли воспользоваться. Человек не может действовать и развиваться без кислорода. Животные не могут охотиться и жить не дыша. Все живое должно дышать, причём не просто дышать, а вдыхать кислород.

Но способность преобразовывать в кислород углекислый газ есть только у зелёных растений, в листьях которых находятся уникальные пластиды — хлоропласты. Словно маленькие химические фабрики они день за днём поглощают миллионы кубометров углекислого газа и производят необходимый для дыхания всего живого кислород. Так что зелёные растения — это лёгкие планеты, которые наполняют людей и животных энергией жизни — кислородом.

Роль зелёных растений в обеспечении энергией живых организмов на нашей планете сложно переоценить — ведь именно они дают нам пищу, тепло, кислород и все, что необходимо людям и животным для жизни на Земле.

Словарик

Фотосинтез — это процесс образования органических веществ из неорганических, используя световую энергию.

6-16-1

1. Заполните схему, используя текст учебника. Укажите отличительные признаки полового и бесполого размножения.

В половом размножении участвуют пестики и тычинки, тогда как в бесполом участвуют вегетативные части растения или споры.

2. Рассмотрите схему на с. 87 учебника. Составьте короткий рассказ о происходящих процессах и их результатах.
В пыльниках образуются пылинки, а в завязи – семязачатки. Пыльца переносится на рыльце, происходит двойное оплодотворение, в результате которого формируется зародыш. Семя, попадая в почву, прорастает. Образуется проросток.

3. Рассмотрите рисунки 95 и 96 учебника. Заполните пропуски в тексте.
1. Процесс оплодотворения у цветковых происходит в пестике, конкретно – в зародышевом мешке.
2. Опыление у цветкового растения – это перенос пыльцы из пальника на рыльце пестика.
3. Оплодотворение – это процесс слияния мужской и женской половых клеток.
4. Зигота – это новая клетка, образовавшаяся в результате оплодотворения.
5. Из зиготы развивается проросток нового растения.

ОбъясненЛистовые пластинки различаются по размерам: от нескольких миллиметров до 10-15 метров и даже 20 (у пальм). Продолжительность жизни листьев не превышает нескольких месяцев, у некоторых — от 1,5 до 15 лет. Размер и форма листьев являются наследственными признаками.

Части листа

Лист — боковой вегетативный орган, растущий от стебля, имеющий двустороннюю симметрию и зону роста при основании. Лист обычно состоит из листовой пластинки, черешка (исключением являются сидячие листья); для ряда семейств характерны прилистники. Листья бываю простые, имеющие одну листовую пластинку, и сложные — с несколькими листовыми пластинками (листочками).

Листовая пластинка — расширенная, обычно плоская часть листа, выполняющая функции фотосинтеза, газообмена, транспирации и у некоторых видов — вегетативного размножения.

Основание листа (листовая подушка) — часть листа, соединяющая его со стеблем. Здесь находится образовательная ткань, дающая рост листовой пластинке и черешку.

Прилистники — парные листовидные образования в основании листа. Они могут опадать при развёртывании листа или сохраняться. Защищают пазушные боковые почки и вставочную образовательную ткань листа.

Черешок — суженная часть листа, соединяющая своим основанием листовую пластинку со стеблем. Он выполняет важнейшие функции: ориентирует лист по отношению к свету, является местом расположения вставочной образовательной ткани, за счёт которой растёт лист. Кроме этого, он имеет механическое значение для ослабления ударов по листовой пластинке от дождя, града, ветра и пр.

Актуальное сегодня конспектирование особенно важно при изучении дисциплин естественнонаучного цикла. Научившись составлять краткую запись текста, лекции быстро и четко, школьники смогут впоследствии за минимальный отрезок времени оценить и записать полную и обширную информацию. Это пригодится им в науке, учебе, творчестве, будущей профессии и бизнесе. Сегодня конспекты по биологии 6 класс составляются в классе или задаются педагогом в качестве домашнего задания. Сжатое записывание данных урока, учебного пособия, справочника, иной литературы полезно не только с точки зрения практического применение этих записей впоследствии. Но и как задание на формирование навыков логического осмысления прочитанного и услышанного и отображения этой информации для последующего повторения.

Почему необходимо уметь грамотно конспектировать уроки?

Важно научиться грамотно составлять конспекты по биологии в 6 классе, что позволит:

  • представлять данные параграфов, разделов, тем в максимально компактном, удобном для изучения и быстрого повторения изученного, виде;
  • отображать законспектированные записи наглядно, практично для быстрой оценки материала, выделения нужного блока, который необходимо будет немедленно использовать;
  • выработать умение планомерной и качественной работы с информацией: анализировать и сравнивать ее, обобщать, выделять ключевые моменты, формулировать их кратко и четко записывать полученный результат;
  • быстро и надолго запоминать законспектированные данные, что даст возможность хорошо подготовиться к проверочной, ответу, контрольной, зачету, ВПР, экзамену и получить высокую оценку.

Какие трудности возникают чаще всего при составлении конспектов?

Нередко у подростков, учащихся в средней школе, возникают проблемы с составлением кратких записей уроков, параграфов учебной литературы. Причина - в неумении обрабатывать значительные объемы данных. Научиться этому несложно, причем необязательно привлекать в помощники специалистов - репетиторов, педагогов и. т. д. Можно освоить навык и самостоятельно.

Например, обратившись на портал Еуроки, где конспекты по биологии за 6 класс представлены в широком разнообразии. Коллекция включает краткие записи уроков по всем применяемым в школах программам и УМК по предмету. Используя их, можно:

  • грамотно подготовиться к ответу и получить высокий балл;
  • понять, что лежит в основе качественного конспектирования и научиться самостоятельно, опираясь на образец, конспектировать материал;
  • изучить дополнительные источники в их краткой записи, сэкономив время и обретя нужные, глубокие и полные, знания по дисциплине.

Старшеклассники-выпускники также смогут воспользоваться площадкой в целях повторения непростого курса материала по предмету за шестой класс. С помощью готовых конспектов намного проще и быстрее повторить и систематизировать изученный ранее материал по программе и дополнить свои знания данными из других источников, представленными в удобном, кратком виде.

Читайте также: