Базарный в ф нервно психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде сергиев посад 1995

Обновлено: 03.07.2024

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Базарный В.Ф. Нервно-психологическое утомление учащихся в традиционной школьной среде

Истоки, подходы к профилактике (Президентская программа "Дети России") - Сергиев Посад, 1995.

В брошюре освещены основные механизмы развития нервно-психического и физического утомления детей в традиционной школьной среде, а так же простейшие и общедоступные методы повышения их нервно-психической и физической активности на уроках.
Отличительными особенностями разработанных методов является то, что они, в отличие от многих, непосредственно "встроены" в учебно-познавательный процесс.

Содержание.
Проблема утомления учащихся в традиционной школьной среде в основе падения их учебно-познавательных способностей, а так же нарушения нервно-психического и физического здоровья.
Механизмы утомления и закрепощающего развития детей в традиционной школьной среде.
Механизм утомления и закрепощенного развития детей за счет доминантной моторно-закрепощенной, позно-статической позы в школьной среде.
Проблема утомляемости, физического и психического развития подрастающих поколений в связи с возрастающим их электронно-лучевым облучением.
Методические подходы к профилактике нервно-психического утомления и "истощающего развития" детей в традиционной школьной среде.
Простая методика активизации мышечного тонуса и моторно-координаторных систем детского организма.
Активизация мышечного тонуса и моторно-координаторных систем с помощью сенсорных тренажей.
Методики тренажей.
Основная литература.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методика В.Ф. Базарного в практике школьного обучения

Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно.

Н.М. Амосов, академик, хирург

Проблема здоровья школьников как нельзя остро стоит в современном мире. Данные, полученные в ходе валеологических исследований, позволяют констатировать ухудшение его состояния. Как отмечают исследователи, к ухудшению здоровья причастна школа. К числу неблагоприятных факторов валеологи относят шум, освещенность, дизайн помещений, видеоэкранные средства. Особое влияние оказывают организационные факторы, которые непосредственно связаны с учебной деятельностью детей. Ряд их них (расписание уроков, медицинское и психологическое обеспечение школы) зависит в большей степени от администрации школы. Среди факторов, снижающих уровень здоровья, названы также плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения, степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках, степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя; профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Становится очевидной необходимость изменения организации учебного процесса, оптимальной с точки зрения обучения и оздоровления. Наиболее эффективной из существующих в настоящее время здоровьесберегающих технологии признана методика В.Ф. Базарного. Это единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника

К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся:

Режим динамической смены поз . У чебные занятия по данной технологии проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть - стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник. Поскольку, не все наши школы оснащены конторками, мы предлагаем плотность урока продумать так, чтобы несколько видов работ учение выполняли стоя. В своей практике мы используем хоровое проговаривание стоя правил, определений. Там, где это возможно менять позу детей: за столами – сидя, стоя; на ковре – сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, участвовать в устном счете, решить логическую задачку.

Упражнения на зрительную координацию. В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения.

Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных.

Все вместе картины составляют единый сюжет.

Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр.

Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты.

Учащиеся с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.

Учащиеся становятся зоркими, внимательными. Очень важно, чтобы каждый ребенок находился на своей рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом на начало года по результатам обследования на предмет остроты зрения и рефракции на оба глаза.

Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).

На стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям:

наружный овал – красный, внутренний – зеленый,

восьмерка - ярко-голубого цвета.

Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.

Благодаря данной технологии достигается:

Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.

Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.

Психологический комфорт в образовательном учреждении.

Профилактика нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии

Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2005. – 176 с.

Базарный В. Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде .- Сергиев Посад, 1995.

Базарный В. Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России.- Сергиев Посад,2004.- 96 с.

ВложениеРазмер
tekhnologija_bazarnogo.doc 261.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности здоровьесберегающей технологии

по методике В. Ф. Базарного

Благодаря данной технологии достигается:

  1. Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.
  2. Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
  3. Психологический комфорт в образовательном учреждении.
  4. Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии;
  5. Повышает рейтинг и конкурентоспособность образовательного учреждения.
  6. Позволяет привлечь дополнительные средства родителей и спонсоров, путем включения родителей в общую задачу улучшение здоровья детей в стенах школы.

К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся:

  1. Режим динамической смены поз.
  2. Упражнения на зрительную координацию.
  3. Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).
  4. Упражнения на мышечно-телесную координацию.

Рассмотрим более подробно каждый из них.

Режим динамической смены поз:

Для реализации режима динамической смены поз В.Ф. Базарный предлагает два варианта:

  1. а там, где это возможно менять позу детей: за столами – сидя, стоя; на ковре – сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, участвовать в устном счете, решить логическую задачку.

Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:

  1. поддержание физической, психической активности умственной сферы;
  2. имеет высокие показатели физического развития здоровья;
  3. повышается иммунная система;
  4. улучшаются ростовые процессы;
  5. развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);
  6. снижается степень низкой склоняемости головы.

Упражнения на зрительную координацию

Влияние таких упражнений:

  1. данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции,
  2. скорость ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни.
  3. у детей развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация.
  4. учащиеся становятся зоркими, внимательными.
  5. очень важно, чтобы каждый ребенок находился на своей рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом на начало года по результатам обследования на предмет остроты зрения и рефракции на оба глаза.

Зрительно-координаторные тренажи , с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры)

  1. на стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям:
  2. наружный овал – красный, внутренний – зеленый,
  3. крест коричнево-золотистый,
  4. восьмерка - ярко-голубым цветом.

Методика работы с офтальмотренажёром

  1. Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.
  2. Затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения.
  3. Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.
  4. Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

Упражнения на мышечно-телесную координацию

  1. Урок проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке класса.
  2. Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот.
  3. Например, учитель показывает дидактический материал сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит от учеников, тренируя тем самым мышцы глаза.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема здоровья школьников как нельзя остро стоит в современном мире. Знание технологий, которые позволяют сохранить здоровье ребенка за годы его учебы в школе, - важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя. Коллектив нашей школы в своей педагогической практике использует элементы методики В. Ф. Базарного.

«Здоровьесберегающие технологии по методике В.Ф.Базарного

«Здоровье – это резервы сил: имунных, защитных, физических и духовных. И они не даются изначально, а возвращаются по законам воспитания. А наукой воспитания является педагогика.

Проблема здоровья школьников как нельзя остро стоит в современном мире. Знание технологий, которые позволяют сохранить здоровье ребенка за годы его учебы в школе, - важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя. Коллектив нашей школы в своей педагогической практике использует элементы методики В. Ф. Базарного.

Базарный Владимир Филиппович - хирург-офтальмолог, доктор медицинских наук, педагог-новатор, академик Российской академии творческой педагогики. Почётный работник общего образования РФ. Исследования, проведенные В.Ф.Базарным и его учениками выявили множество факторов традиционной педагогики, которые оказывают разрушительное воздействие на здоровье наших детей.

Во-вторых, сенсорно обеднённая школьная среда закрытых помещений и ограниченных пространств. За 11 лет, проведённых в четырёх бетонных стенах, угасает образно-чувственное восприятие мира, сужаются зрительные горизонты, угнетаются эмоциональные реакции детей.

Увеличение двигательной активности ребенка на уроке.

Включение в учебный процесс упражнений по тренировке зрения.

Развитие творческого воображения.

Рассмотрим основные принципы технологии В. Ф.Базарного, реализуемые в нашей школе.

Для реализации режима динамической смены поз В. Ф. Базарный предлагает два варианта: использование настольной конторки или просто там, где это возможно менять позу детей: за столами - сидя, стоя; на ковре - сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, участвовать в устном счете, решить логическую задачку. Массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к.на стопе имеется проекция всех органов.

Во-вторых, в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются офтальмотренажеры, например схема универсальных символов (СУС) - комплекс геометрических фигур в виде эллипсов, кругов, креста, расположенные на потолке, стене. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной, привлекает внимание. Каждый цвет выполняет определенную функцию:

Красный - активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон.

Зеленый - цвет гармонии, равновесия, успокаивает.

Желтый (коричневый) - цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы.

Синий - тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические.

Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга.

Также учителя используют специальные держалки, позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее и формировать у них произвольный самоуправляемый шаговый логоритм при чтении текста, способствующий развитию их речемоторной функции. Его можно использовать:

- при прочтении текста в режиме ближнего зрения (ученик берет в правую руку держалку, на которой закреплен лист со стихотворением, отодвигает на максимальное расстояние и начинает читать по слогам, подбирая шаг к каждому слогу);

-при прочтении текста в режиме дальнего зрения. (На школьной доске фиксируется лист ватмана, на котором написан текст стихотворения. Школьник становиться на максимальное расстояние от доски. Устремив взгляд на размещенный текст, вначале медленно, а потом быстрее, он начинает к нему продвигаться, произнося каждый слог строго под каждый шаг.)

В-четвёртых, с целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный "Экологический букварь" (картина-панно), расположенный на одной из стен класса и изображающий уходящие в бесконечность сельские пейзажи. С этой целью можно использовать фотообои природы. С помощью специальных макетов, манекенов и карточек на фоне панно разворачиваются сюжеты урока. Общение педагога с детьми проходит в форме диалога. Экологическая стенка позволяет решить одну из биологических предпосылок нормального развития – пространство. (В тибетской медицине пространству отведена главная роль в развитии человека.)

Обязательным и важнейшим учебно-воспитательным предметом В.Ф.Базарного является хоровое пение. Пение - мощное средство гармонизирования нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания у детей. Оно несет в себе не только художественно- эстетические начала. В хоре голоса детей сливаются, рождая чувство согласия в главном, растворяя мелкие несогласия, которые возникают в жизни. Это чувство общности людей рождает атмосферу творчества и сотрудничества, способность трудиться в команде. Хоровое пение снимает стресс, дает учащемуся расслабиться.

Регулярно на уроках проводится пальчиковая гимнастика. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука - это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. Эти выводы не случайны. Тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Учащиеся учатся концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Развивается память детей, так как они учатся запоминать определенные положения рук и последовательность движений. Ну, и в конце - концов, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем при письме!

Технологии здорового раскрепощённого развития детей дают положительные результаты. У детей, занимающихся в режимах сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения, значительно улучшается состояние здоровья в целом, улучшается образно-сканирующая функция зрения (как ядро психогенеза) и осанка (как биоэнергетический эпицентр организма). Для учителей, работающих по системе В.Ф.Базарного, не существует проблемы учебной дисциплины, поскольку детям интересно учиться. Отношения между детьми, родителями и педагогами становятся более благожелательными, ибо это отношения союзников, делающих одно общее благое дело. Учителям, освоившим систему Базарного, работать, в конечном счете, становится и легче, и интересней, поскольку новые технологии предполагают также и раскрепощение учителя, открывают простор для педагогического творчества. А только свободный, раскрепощённый, творческий учитель может воспитать такими же и своих учеников

Легенда: “Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать. Каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: “Здоровье надо спрятать в самого человека” Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!”

1.Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2005. – 176с.

Читайте также: