Фламандская школа живописи особенности

Обновлено: 06.07.2024

Искусство Фландрии XVII века — одна из вершин мировой живописи. Его прославил не только основатель фламандской школы, гениальный Питер Пауль Рубенс, но и его современники: узамечательный портретист Антонис Ван Дейк, жизнелюб Якоб Йорданс, создатель роскошных натюрмортов Франц Снейдерс. Картины фламандцев наполнены радостью жизни.

Содержание

Фламандская школа живописи

Особенностью фламандской живописи была жизнерадостность, торжественность, праздничность. В каких бы жанрах ни работали фламандские художники: историческая или мифологическая живопись, натюрморты или портреты, — это всегда торжество земной жизни. В залах фламандской живописи бросается в глаза размер картин — это часто монументальные полотна, написанные яркими, светоносными красками.

В центре фламандского искусства — образ цельного, сильного человека. Предполагают, это объясняется тем, что Фландрия — крестьянская страна, еще в средние века знаменитая своими праздниками, карнавалами, свадьбами. Но скорее всего, причиной этого была личность основателя фламандской школы живописи Питера Пауля Рубенса

Рубенс ( 1577- 1640) — основатель фламандской школы живописи.

Рубенс родился 29 июня 1577 г. Большую часть жизни провел в Антверпене. Еще в детстве он проявил замечательные способности: у него была прекрасная память, что дало ему возможность изучить 7 языков, прекрасно знать историю и философию. В 14 лет он пожелал учиться живописи, и мать, Мария Рубенс, отдала его в обучение лучшим мастерам. А в 23 года блестящий молодой человек отправился в Италию, чтоб оттачивать свое мастерство.

Он поступил на службу к мантуанскому герцогу Гонзага. К достоинствам его нужно добавить обаяние и умение располагать к себе людей. Поэтому неудивительно, что придворные дамы стояли в очередь, чтоб молодой художник написал их портрет. А герцог Гонзага первым понял, что Рубенс может стать прекрасным дипломатом. Действительно, в бурный 17 век он будет будет мирить королей и способствовать прекращению войн. Как дипломат он сделал много, в частности, готовил мирный договор между Испанией и Англией. Говорят, однажды его спросили, правда ли, что в свободное от дипломатии время он балуется живописью? На что Рубенс возразил, что в свободное от живописи время занимается дипломатией. Во время своих дипломатических поездок он писал портреты тех, о ком сегодня написано в учебниках истории. В 1630 году одновременно испанский и английский короли даровали ему рыцарство.

Рубенс портреты

Он писал свои огромные многофигурные картины тонкими лессировками, накладывая один за другим полупрозрачные слои краски, чтобы сквозь них просвечивал тёплый красноватый подмалёвок. Кстати его предшественники и земляки- нидерландские художники XV-XVI веков добивались удивительной яркости и долговечности своих картин именно таким способом. Вспомним Ван Эйка.

Рубенс П. Картины

Рубенс и барокко

Рубенс фламандское искусство

Антонис Ван Дейк. (1599-1641)

Ван Дейк родился в Антверпене в семье богатого купца. Мать его обладала чудным даром вышивальщицы. Она умерла, когда сыну было 8 лет. Отец не видел ничего плохого в том, что сын любил рисовать, и в 10 лет отдал мальчика учиться живописи. Его успехи были удивительны: в 14 он уже рисовал как мастер, об этом свидетельствует его автопортрет. В 18 лет его приняли в гильдию святого Луки, признав в нем зрелого художника за эскизы голов апостолов (учеников Христа).

image

Но, как и все амстердамские художники, ван Дейк мечтал учиться у Рубенса. И, хотя он был уже признанным художником, с 1618 по 1620 году был помощником в мастерской первого художника Фландрии. Распространен рассказ о том, что Ван Дейк так умело восстановил испорченную другими учениками картину Рубенса, что тот ничего не заметил. Он пишет многофигурные композиции. Они хороши, даже очень, но конкурировать с учителем трудно, тот все равно художник №1.

Наряду с монументальными картинами на христианские сюжеты Ван Дейк начинает писать портреты, и они имеют успех. В 1620 году молодого художника пригласили в Англию, где не было мастеров его уровня. А в 1621 ван Дейк году отправился в Рим. Он был красив, блестяще образован. О его удивительных костюмах, в которых он появлялся на улицах Рима во время его пребывания в Италии, ходило много разговоров. Среди работ, которые он создал в Италии, был портрет кардинала Гвидо Бентивольо. Перед нами тонкий, образованный человек, хотя, говорят, он способствовал осуждению Галилея. Итальянские аристократы наперебой заказывают ему портреты, чтобы выглядеть такими же изысканными. Надо сказать, именно такие портреты утонченных людей принесут ему впоследствии славу, ведь они сам был натурой нервной, тонкой в противоположность яркому жизнелюбивому Рубенсу.

Ван Дейк фламандская школа

Это видно по его автопортрету. Ван Дейк станет неподражаем, когда начнет придавать черты тонкой одухотворенности и своим героям. Вернувшись в Антверпен, он на какое-то время становится лучшим художником Фландрии, ведь Рубенс после смерти жены занимался дипломатией и жил в разных европейских столицах, а после его возвращения в 1632 году самолюбивый ван Дейк снова оказался в тени. Поэтому было кстати приглашение из Англии стать придворным художником короля Карла I. В последние 9 лет он джил в Лондоне, англичане справедливо считают ван Дейка создателем английской школы живописи.

image

Художник будет писать портреты короля Карла I, его детей, самых знатных английских дворян. А еще у него удивительный дар рисовать детей, в них сочетается детская наивность и непосредственность и одновременно элегантность юных леди и джентльменов

Ван Дейк — выдающийся мастер парадного портрета. Но он умел в своих важных и знатных персонажах увидеть тонкую и благородную душу, и людям нравилось видеть себя такими. Во всяком случае, после ван Дейка писать застывшие величественные фигуры аристократов стало неинтересно.

Сравнение голландской и фламандской живописи

В конце XVI века некогда единые Нидерланды были поделены на две части. Одна из них стала протестантской Голландией с запретом на изображение святых.

А Фландрия (южная часть Нидерландов) осталась под управлением Испании. И в этой части остался католицизм и любовь к религиозным сюжетам.

Выставка образовательная, то есть она даёт возможность сравнить картины голландских и фламандских художников и найти сходства и различия в их работах.

Кстати, это разделение страны вот так видели фламандцы.

Иероним Франкен Младший. Интерьер картинной галереи с изображением иконоборческого движения

Иероним Франкен Младший. Интерьер картинной галереи с изображением иконоборческого движения. Начало XVII века. Частная коллекция.

На этой картине Франкен Младший показывает ученых мужей Фландрии в окружении произведений искусства. А справа голландцы представлены в виде ослиноголовых созданий. Один из них разбивает скульптуру, другой – музыкальный инструмент. А третий лезет за факелом с намерением сжечь книги.

Художник описывает вот таким образом иконоборческое восстание протестантов в 1566 году. Когда было сожжено немало произведений искусства в католических церквях.

Итак, раскол произошел. Теперь посмотрим, как это сказалось на живописи.

Трехцветка

Фламандцы использовали трёхцветку, следуя традициям Ренессанса XVI века. На многих картинах предыдущего века мы часто видим яркие пятна желтой, красной и синей краски. Этот прием мы найдем и у фламандца.

Прямо посередине полотна нам бросаются в глаза одежды синего, красного и желтого цветов.

Голландская и фламандская живопись. Как научиться различать

Это и есть та самая трёхцветка.

У голландцев мы таких ярких красок не увидим. Все оттенки приглушённые.

Исаак ван Остаде. Зимний пейзаж с катанием на коньках у городской стены

Исаак ван Остаде. Зимний пейзаж с катанием на коньках у городской стены. 1641. Частная коллекция.

Ещё существует такое понятие, как пейзажная трёхцветка. И опять же фламандцы ее использовали. Это когда передний план изображён с помощью желто-коричневых цветов, средний план с помощью зелёных оттенков, а дальний – синих.

Голландцы же от такой традиции чаще отказывались. Если сравнить ранее рассмотренные работы, это различие хорошо заметно.

Слева: фламандская живопись. Справа: голландская живопись

Слева: фламандская живопись. Справа: голландская живопись

Линия горизонта

Также при сравнении картин мы видим ещё одно существенное различие. Фламандцы использовали довольно высокий горизонт. Голландцы же часто его опускали ближе к нижнему краю картины.

Ян Брейгель Младший и Ян ван Бален. Явление Христа Марии Магдалине (Христос-садовник)

Ян Брейгель Младший и Ян ван Бален. Явление Христа Марии Магдалине (Христос-садовник). 1640-е. Частная коллекция.

Может показаться, что фламандец превращает сюжет из Библии в бытовой жанр. Однако он, наоборот, буквально описывает событие из Евангелия Иоанна. Когда Мария Магдалина обнаружила, что Христа нет в гробнице, она побрела прочь. И встретила воскресшего Христа.

Поначалу она приняла его за садовника. И спросила, не причастен ли он к исчезновению тела Сына Божьего. И только через мгновение узнала его и захотела дотронуться. После чего Иисус попросил ее не делать этого, ибо не взошёл он ещё на небеса к Отцу Своему.

Давайте проанализируем эту работу согласно уже известным нам особенностям фламандской живописи.

Мы видим яркие цветные пятна одежды героев. Это не совсем трёхцветка. Так как синий цвет был цветом Мадонны. И художник не стал добавлять его в одеяние Марии Магдалины. К тому же сюжет о Христе-садовнике предполагает наличие большого количества зеленого.

Но классическую пейзажную трёхцветку мы тут все же наблюдаем. Охристые оттенки земли на переднем плане, много зеленого на среднем и голубой — на дальнем.

Также мы видим довольно высокий горизонт.

И обратите внимание ещё на одну особенность колорита.

Такое цветовое решение называется локальным. Это когда фигуры освещены постановочным идеальным светом. Иллюзия объема создана с помощью светотени. Эта светотень представляет из себя переход от светлых оттенков к темным одного и того же цвета.

Голландская и фламандская живопись. Как научиться различать

Однако голландцы понимали, что свет может быть в реальности очень разным, а значит по-разному влиять на цвет. И одними из первых в мире, вслед за поздним Тицианом и Тинторетто, начали использовать так называемый тональный колорит. Это когда изображается реалистичный свет, особенным образом влияющий на цвет объектов и фигур.

Так, у голландца Моленара мы видим пасмурную погоду и рассеянный слабый свет. Фигуры людей местами очень затемнены. И речь вообще не идёт об идеальном освещении каждой фигуры.

Клас Моленар. Зимний пейзаж с катанием на коньках

Клас Моленар. Зимний пейзаж с катанием на коньках. Середина XVII века. Частная коллекция.

Наоборот, создаётся впечатление, что пространство и фигуры образуют единое целое, как будто все обволокло серо-свинцовым цветом. И даже красные детали одежды в таком освещении выглядят коричневыми.

Сюжет и степень роскоши

Также в самом начале статьи я сказала о самом очевидном различии. Фламандцы остались католиками и продолжили создавать картины с изображением мифологических и религиозных сюжетов.

Именно у фламандцев мы можем найти вот такую работу о Венере и Вулкане.

Ян Брейгель Младший и Абрахам Виллемсен. Аллегория воздуха и огня. Венера в кузнице Вулкана

Ян Брейгель Младший и Абрахам Виллемсен. Аллегория воздуха и огня. Венера в кузнице Вулкана. 1630-е. Частная коллекция.

А вот голландцы сосредоточились на бытовом жанре. И если обращались к библейским сюжетам, то очень завуалированно. Так Симон Кик изобразил человека в таверне. Но вполне возможно, что это аллюзия на евангельскую притчу о Блудном Сыне. Но ничто прямо на это не указывает.

Симон Кик. Курильщик в таверне

Симон Кик. Курильщик в таверне. 1640-е. Частная коллекция.

Также обратите внимание, насколько роскошна картина Брейгеля и Виллемсена.

Ян Брейгель Младший и Абрахам Виллемсен. Венера в кузнице Вулкана (фрагмент)

Ян Брейгель Младший и Абрахам Виллемсен. Венера в кузнице Вулкана (фрагмент). 1630-е. Частная коллекция.

Заказчиками фламандцев были аристократы, которые предпочитали много изысканных деталей.

А вот у голландцев заказчиками часто были обычные горожане. Да, среди них были и бургомистры (мэры городов). Но порой это были и владельцы булочных или мясных лавок. Роскошь им была не нужна. И это неизменно сказывалось на живописи.

Самый простой способ отличить фламандца от голландца

Существует очень простой способ понять, кто перед Вами: фламандец или голландец. Смотрите на таблички у картин. Если на них указан город, в котором родился и умер художник, то задача решена.

Ссылка на бесплатный курс

Фламандские художники работали в Антверпене. Да, именно в этом городе жили почти все великие мастера-фламандцы. Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк (до отъезда в Англию). И те художники, которых мы уже упоминали в этой статье. Братья Франс и Иероним Франкены Младшие, Ян Брейгель Младший (внук Питера Брейгеля Старшего) и другие.

А вот голландцы работали в разных городах. И у них было несколько школ. Ян Вермеер работал в Делфте. А Рембрандт в Амстердаме. Там же жил упомянутый в статье Симон Кик. А вот Остаде и Моленар творили в Харлеме.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Рассказываем, как нидерландские художники XV века изменили представление о живописи, почему привычные религиозные сюжеты оказались вписаны в современный контекст и как определить, что имел в виду автор

Энциклопедии символов или иконографи­ческие справочники часто создают впечатление, что в искусстве Средневековья и Возрождения символика устроена очень просто: лилия олицетворяет чистоту, пальмовая ветвь — мученичество, а череп — бренность всего сущего. Однако на самом деле все далеко не так однозначно. У нидерландских мастеров XV века мы часто можем лишь догадываться, какие предметы несут в себе символический смысл, а какие — нет, и споры о том, что именно они значат, не утихают до сих пор.

1. Как библейские сюжеты переехали во фламандские города



Хуберт и Ян ван Эйки. Гентский алтарь (в закрытом виде). 1432 год Sint-Baafskathedraal / Wikimedia Commons

Хуберт и Ян ван Эйки. Гентский алтарь. Фрагмент. 1432 год Sint-Baafskathedraal / closertovaneyck.kikirpa.be

Хуберт и Ян ван Эйки. Гентский алтарь. Фрагмент. 1432 год Sint-Baafskathedraal / closertovaneyck.kikirpa.be

На огромном Гентском алтаре При полностью открытых створках он составляет 3,75 м в высоту и 5,2 м в ширину. Хуберта и Яна ван Эйков с внешней стороны написана сцена Благовещения. За окном зала, где архангел Гавриил воз­вещает Деве Марии благую весть, видно несколько улиц с фахверковыми домами Фахверк (нем. Fachwerk — каркасная конструкция, фахверковая конструкция) — строительная техника, которая была популярна в Северной Европе в позднее Средневековье. Фахверковые дома воздви­гали с помощью каркаса из вертикальных, горизонтальных и диагональных балок из крепкого дерева. Пространство между ними заполняли глинобитной смесью, кирпичом или деревом, а потом чаще всего сверху белили. , черепичными крышами и острыми шпилями храмов. Это Назарет, изображен­ный в облике фламандского городка. В одном из домов в окне треть­его этажа видна висящая на веревке рубаха. Ее ширина всего 2 мм: прихожанин Гентского собора никогда не разглядел бы ее. Такое удивительное внимание к деталям, будь то отблеск на изумруде, украшающем корону Бога Отца, или бородавка на лбу заказчика алтаря, — одна из главных примет фламандской живописи XV века.

В годах в Нидерландах произошла настоящая визуальная револю­ция, оказавшая огромное влияние на все европейское искусство. Фламандские художники поколения новаторов — Робер Кампен (около 1375 — 1444), Ян ван Эйк (около 1390 — 1441) и Рогир ван дер Вейден (1399/1400–1464) — достигли небывалого мастерства в передаче реального визуального опыта в его почти тактильной достоверности. Религиозные образы, писавшие­ся для храмов или для домов состоятельных заказчиков, создают ощущение, что зритель, словно через окно, заглядывает в Иерусалим, где судят и распинают Христа. ​То же ощущение присутствия создают их портреты с почти что фотографиче­ским, далеким от всякой идеализации реализмом.

Они научились с невиданной убедитель­ностью изображать на плоскости трех­мерные предметы (причем так, что к ним хочется прикоснуться) и фактуры (шелка, меха, золото, дерево, фаянс, мрамор, ворс драгоценных ковров). Этот эффект реальности усиливался световыми эффектами: плотные, еле заметные тени, отражения (в зеркалах, доспехах, каменьях, зрачках), преломление света в стекле, синяя дымка на горизонте…

Отказавшись от золотых или геометрических фонов, которые долго господ­ствовали в средневе­ковом искусстве, фламандские художники стали все чаще переносить действие сакральных сюжетов в реалистично выписанные — и, глав­ное, узнаваемые зрителем — пространства. Комната, в которой Деве Марии явился архангел Гавриил или где она нянчила младенца Иисуса, могла напоминать бюргерский или аристократический дом. Назарет, Вифлеем или Иеруса­лим, где разворачивались важнейшие евангельские события, часто приобретали черты конкретного Брюгге, Гента или Льежа.

2. Что такое скрытые символы



Например, в классическом средневековом искусстве святых часто изображали с их атрибутами. Так, Варвара Илиопольская обычно держала в руках малень­кую, словно игрушечную башню (в напоминание о башне, куда ее, по преда­нию, заточил отец-язычник). Это явный символ — тогдашний зритель вряд ли подразумевал, что святая при жизни или на небесах действительно ходила с моделью своего застенка. Напротив, на одной из панелей Кампена Варвара сидит в богато обставленной фламандской комнате, а за окном видна строящаяся башня. Так у Кампена привычный атрибут реалистически встроен в пейзаж.


Робер Кампен. Мадонна с Младенцем перед камином. Около 1440 года The National Gallery, London

На другой панели Кампен, изо­бразив Мадонну с Младенцем, вместо золотого нимба поместил за ее головой каминный экран из золотистой соломки. Повседнев­ный предмет подменяет золотой диск или корону лучей, расходя­щихся от головы Богоматери. Зритель видит реалистически выписанный интерьер, но понимает, что круглый экран, изображенный за Девой Марией, напоминает о ее святости.


Дева Мария в окружении мучениц. XV век Musées royaux des Beaux-Arts de Belgique / Wikimedia Commons

Но не стоит думать, что фламандские мастера полностью отказались от явной символики: просто они стали использовать ее реже и изобретатель­нее. Вот анонимный мастер из Брюгге в последней четверти XV века изобразил Деву Марию, окруженную девами-мученицами. Почти все они держат в руках свои традиционные атрибуты Луция — блюдо с глазами, Агата — щипцы с вырванной грудью, Агнесса — агнца и т. д. . Однако у Варвары ее атрибут, башня, в более со­времен­ном духе вышит на длинной мантии (как на одеждах в реальном мире действительно вышивали гербы их владельцев).

3. И как их распознать


Мастерская Робера Кампена. Триптих Мероде. Около 1427–1432 годов The Metropolitan Museum of Art

Триптих Мероде — один из тех образов, на которых историки нидерландской живописи поколениями отрабатывают свои методы. Мы не знаем, кто именно его написал, а потом переписывал: сам Кампен или из его уче­ников (в том числе самый известный из них — Рогир ван дер Вейден). Что важнее, мы не до конца понимаем смысл многих деталей, и исследователи продолжают спорить о том, какие предметы из новозаветно-фламандского интерьера несут в себе религиозное послание, а какие перенесены туда из реального быта и являются лишь декорацией. Чем лучше символика скрыта в повседневных вещах, тем труднее понять, есть ли она там вообще.

На центральной панели триптиха написано Благовещение. На правой створке Иосиф, муж Марии, трудится в своей мастерской. На левой заказчик образа, встав на колени, через порог устремил свой взор в комнату, где разворачивает­ся таинство, а за его спиной благочестиво перебирает четки его жена.

Судя по гербу, изображенному на витражном окне за спиной Богоматери, этим заказчиком был Петер Энгельбрехт — богатый торговец тканями из Мехелена. Фигура женщины у него за спиной была дописана позже — вероятно, это его вторая жена Хельвиг Билле Возможно, триптих был заказан еще при первой супруге Петера — им не удава­лось зачать ребенка. Скорее всего, изобра­жение предназначалось не для церкви, а для спальни, гостиной или домашней часовни хозяев. .

Благовещение разворачивается в декорациях богатого фламандского дома, возможно, напоминавшего жилище Энгельбрехтов. Перенос сакрального сюжета в современный интерьер психологически сокращал дистанцию между верующими и святыми, к которым они обращались, а заодно сакрализовал их собственный быт — раз уж комната Девы Марии так похожа на ту, где они ей молятся.

История любой страны находит своё выражение в искусстве, и особенно показательна эта закономерность на примере живописи. В частности, на примере живописи Нидерландов, переживших революцию, которая сильно повлияла на дальнейшую судьбу некогда единого государства. В результате революции в XVII столетии Нидерланды поделились на две части: на Голландию и Фландрию (территория современной Бельгии), которая осталась под властью Испании.

Историческое развитие их пошло разными путями, равно как и культурное. А значит, стало возможным разделение некогда общего понятия нидерландской живописи на голландскую и фламандскую.

Голландская живопись

Культура Голландии XVII века — живое олицетворение торжества государства, получившего независимость. Художники, окрылённые вкусом свободы, наполнили это время пафосом социального, духовного обновления и впервые обратили пристальное внимание на окружающую их обстановку — природу, человеческий образ. Голландские жанристы вдохновляются обыденностью, мелкими будничными эпизодами, что и становится одной из характерных черт голландского реализма.

К тому же основными заказчиками искусства становились не только представители элитной верхушки, но и торговцы, крестьяне. Это отчасти и повлияло на развитие живописи как предмета интерьера, а также способствовало возрастанию общественного интереса к темам обыденной жизни.

Искусство Голландии XVII века славится разветвлённой жанровой системой живописи.

Строгое сосредоточения живописца на одной подсистеме жанра способствовало детализации и совершенствованию всей голландской живописи в целом.

XVII век — это воистину золотая эпоха голландской живописи.

Художественные особенности

Свет и тонкое чувство цвета играют в картинах голландских художников главную роль.


Ян Вермеер (Вермеер/Вермер Делфтский) – живописец гармонии и ясности видения мира. Известный силой своих образных решений и тенденцией к изображению опоэтизированной атмосферы обыденности, он уделял особое внимание красочному нюансу, что позволяло передать характер световоздушного пространства.


Якоб ван Рёйсдал писал монументальные пейзажи в холодных тонах, которые воплотили его тонкое чувство драматичной и даже мрачной изменчивости мира.


Альберт Кейп прославился необычным взглядом на композицию пейзажа – у него она дана, как правило, с низкой точки зрения, что позволяет передать обширность обозреваемого пространства.


Франс Халс (Гальс/Хальс) известен выдающимися жанровыми и групповыми портретами, привлекающими своей характерностью.


Фламандская живопись

Во Фландрии культурный фон заметно отличался от Голландского. Феодальное дворянство и католическая церковь по-прежнему играли главную роль в жизни страны, являясь основными заказчиками искусства. Поэтому главными видами работ фламандской живописи оставались картины для замков, для городских домов богачей и величественные алтарные образа для католических церквей. Сцены античной мифологии и библейские сюжеты, огромные натюрморты, портреты именитых заказчиков, изображение пышных празднеств — основные жанры искусства Фландрии XVII в.

Фламандское искусство барокко (жизнерадостное, материально-чувственное, пышное в изобилии форм) сложилось из черт итальянского и испанского Возрождения в преломлении своего национального колорита, особенно проявившего себя в живописи.

Фламандская живость отличается монументальностью форм, динамичным ритмом и торжеством декоративного стиля. Особенно ярко это проявлялось в творчестве Питера Пауля Рубенса, ставшего центральной фигурой фламандской живописи.

Его стиль характеризуется пышным, ярким изображением крупных тяжёлых фигур в стремительном движении. Рубенсу свойственны тёплые богатые краски, резкие контрасты света и тени, общий дух победоносного праздника. Эжен Делакруа говорил:

Всё присущее его кисти и стало общими чертами целой школы.



Антонис Ван Дейк – портретист, создавший тип аристократического портрета, исполненного тончайшим психологизмом, выраженным во внимании к динамике силуэта и общей экспрессивности типажей.


Франс Снейдерс известен изображением чувственной природы вещей, представленной красочностью и монументальностью декоративных натюрмортов, анималистических полотен.


Ян Брейгель Младший – внук художника Питера Брейгеля Старшего, запомнившийся умелым смешением пейзажа и бытовой живописи, пейзажа и аллегоричных мифологических сюжетов, а также талантливой передачей эффекта панорамы из-за высокого расположения горизонта.


Основные различия голландской и фламандской живописи

  1. В Голландии главным заказчиком искусства становится рабочий слой населения,во Фландрии — королевский двор и знать.
  2. Сюжеты. Разные заказчики просят разного. Простой народзаинтересован в картинах, изображающих окружающую обыденность,среди знати ожидаемо востребованы античные и библейские сюжеты, демонстрация роскоши.
  3. Манера письма. Характерной чертой голландской живописи становится тонкое чувство светотени. Отныне это главный инструмент, позволяющий облагородить изображение неприглядной реальности. Во фламандской живописи центральное положение занимают характерные для барокко средства художественной выразительности — пышность форм, блестящий колорит, изобилие и роскошь.

Конец эпохи голландской и фламандской живописи можно назвать схожим — под воздействием влияния французских вкусов и воззрений и голландское, и фламандское национальное сознание постепенно слабеет, а оттого понятие фламандской и голландской живописи становится историческим прошлым.

События XVII века в Голландии и Фландрии подарили миру выдающихся авторов и свежий взгляд на общее развитие тенденций мировой живописи.

Читайте также: