Батик кружок в школе

Обновлено: 05.07.2024

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.

Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

Конечно, технология настоящего батика очень сложна. Но можно предложить и более простой способ, делающий это занятие доступным для детей и взрослых как дома, так и в условиях детского сада. И если ребенку нравится работать красками по бумаге, то представьте себе, в какой восторг он приходит, расписывая разноцветными узорами занавески для кукольной комнаты, скатерку для маленького столика или готовя подарок бабушке — картинку на ткани в рамке.

Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки ткани, дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции.

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др.

В формировании творческой активности большое значение имеет комплексное использование художественного слова, музыки, изобразительного искусства. Приложение 4

Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.

Метод индивидуальных проектов предполагает познавательную и исследовательскую деятельность. Большое значение здесь приобретает самообразование, поиск новых приемов работы с материалом, неординарный подход к синтезу материала.

Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

Развивающая среда в изостудии, если она построена согласно принципам, предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:

- обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;
- формирование творческого начала в личности ребенка;
- развитие его индивидуальности;
- формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
- сотрудничество с детьми.

  1. Беседа с родителями, анкетирование, с помощью которых удается выяснить любимое занятие ребенка дома, чем он увлечен, его интересы, какое место в его жизни занимает изобразительная деятельность или только один из ее видов /рисование, лепка, аппликация/.
  2. Из определения воспитателя, кого в группе он считает наиболее способным по изобразительной деятельности.
  3. Из беседы с ребенком, чем он увлекается, и хотел бы заниматься.
  4. Желание родителей и детей.
  5. Способности детей к изобразительной деятельности.

Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Для достижения цели и основных задач необходимо решение частных задач:

Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:

1. Подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала.
2. Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его практического применения.
3. Профессиональная подготовленность педагога, компетентного в технологии, любящего, понимающего детей, свое дело и смысл изобразительной деятельности в жизни ребенка.

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип выбора ( решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
- Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками);
- Принцип интегративности (синтез искусств).

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1. Бумага разного формата и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Тушь разноцветная.
4. Пастель, сангина, уголь.
5. Гуашь.
6. Восковые мелки.
7. Трубочки для коктейля.
8. Ванночки с поролоном.
9. Баночки для воды.
10. Кисти круглые и плоские разного размера.
11. Салфетки.
12. Рамы разных размеров или пяльцы.
13. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
14. Клей ПВА.
15. Фен.
16. Соль, сода.
17. Аптечный парафин или восковые свечи.
18. Специальные краски для батика.
19. Ткань х/б или шелк (подходит и подкладочная).
20. Кнопки.

Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из двух этапов. Содержание этапов составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий). Первый этап рассчитан на детей 5-6 лет (старшая группа), второй – на детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

  1. Сформировать технические навыки и умения использовать различные изобразительные средства: линию, форму, цвет, композицию;
  2. Познакомить с разнообразными изобразительными материалами;
  3. Дать основы живописи;
  4. Показать нетрадиционные способы рисования.
  1. Активизировать интерес к занятиям рисования;
  2. Формировать положительное отношение к различным видам искусств;
  3. Обогащать эмоциональную сферу ребенка.
  1. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему и развитие творчества.
  1. Знакомство с художественными особенностями батика и его видами.
  2. Приобретение умений и навыков работы в разных видах декоративно-прикладного искусства (работа с бумагой, художественная обработка ткани);
  3. Применение различных видов декоративно-прикладного искусства в оформительской практике.
  1. Развивать творческое воображение;
  2. Уметь пользоваться знакомыми способами изображения по бумаге и на ткани.
  1. воспитание и развитие эстетической культуры;
  2. приобщение к организации предметно-пространственной среды и приобретение художественных навыков в разных видах декоративно-прикладного и оформительского искусства.

Программа рассчитана на 32 занятия в год (16 академических часов).

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий в старшей группе - 25 минут, в подготовительной к школе группе – 30 минут.

Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.

Программа дополнительного образования детей “декоративно - прикладного искусства” “Батик” относится к художественно – эстетической направленности. Программа является авторской, основана на 15-ти летнем опыте работы с учащимися школы различного возраста (от 6 до 14 лет). Она направлена на развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, раскрытие личности, внутренней культуры, приобщение к миру искусства. “Занятия искусством помогают детям легче адаптироваться в мегаполисе, преодолевать его сверхнагрузку, понять себя, т.е. осуществить историческую и национальную самоидентификацию”. (А. С. Питерских “Актуальные вопросы эстетического и гражданского развития учащихся в сфере дополнительно образования”.)

ВложениеРазмер
batik_3.doc 153 КБ

Предварительный просмотр:

На протяжении многих веков люди украшали свой быт, одежду, народные мастера создавали утварь, разукрашивая её, придумывали игрушки для детей. С этим наследием, которое сохранилось до наших дней, можно познакомиться в музеях, можно изучить по книгам, в которых собран хороший иллюстрированный материал. Очень важно и полезно приобщить наших детей к изучению народных подлинников, воспитать в них любовь к народному искусству. Интересная техника росписи тканей уходит своими корнями на Дальний Восток, но в Европе она стала весьма популярной. И это не удивительно: каждое изделие неповторимо, уникально. Терпение и аккуратность – залог успеха в овладении этим великолепным искусством. Родиной батика, искусства росписи тканей, считаются Юго - Восточная Азия. К нам батик пришёл из Индонезии, даже название этого декоративного искусства происходит от местного слова “анбатик” – рисовать, писать. При изготовлении батика, кроме красителей, использовались специальные составы - резервы, позволяющие сохранить окраску того или иного фрагмента ткани при дальнейшем крашении. Основой для росписи служили хлопковые ткани ручной выделки. Подготовке ткани уделялось особое внимание: её вымачивали, тщательно отбеливали, кипятили для придания однородности и необходимой плотности. После этого начинался многодневный процесс росписи: нанесение горячего воска, крашение, сушка. Эти действия повторялись столько раз, сколько различных цветов было в создаваемом рисунке. Как правило, таких циклов было не более десяти. Это связано с достаточно ограниченным количеством природных красителей, которые использовались в традиционном индонезийском батике. Тёплая коричневая гамма, от цвета слоновой кости до тёмно – коричневого, подчёркивалась сочными тонами индиго – самого яркого красителя. Рецепт изготовления красок, равно как и узоры росписи, принадлежали каждой семье и тщательно охранялись. По рисунку на одежде можно было определить принадлежность человека к касте, его общественное положение и родственные связи. Сюжеты для росписи использовались самые разные: от абстрактных рисунков до сложнейших орнаментов – для украшения одежды; многофигурные жанровые или религиозные композиции – для жилищ и храмов. Батик в древности был распространён не только в Индонезии, но и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название “бандхана” и “лахерия”.

Китайцы подарили миру шёлк и, как следствие, способ его окраски. Техника “лацзе” – в переводе “узоры воском” – очень похожа на батик. На шёлк наносили рисунок расплавленным воском, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оставались участки не прокрашенной ткани. Существовал и другой метод, при котором ткань вначале полностью окрашивали, а после нанесения узора из воска опускали в щелочной раствор, возвращавший фону росписи его первоначальный цвет. Такая роспись могла быть и многоцветной. В Японии, куда батик, по мнению учёных; попал из Индии или Китая, он назывался “рокэти”. Япония, соединив полученные знания с собственным культурным наследием, создали изумительные по красоте произведения с традиционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для изготовления кимоно. Когда в начале XVII века в Индонезию проникли голландцы, они обратили внимание на поразительное сходство храмовых батиков – панно этой страны с фресками христианских церквей. Благодаря предприимчивым голландцам батик попал в Европу, европейцы модернизировали это искусство, превратив его в полупромышленный способ окраски тканей. В середине XIX века окраска тканей в технике батика была вытеснена английской ситцевой набойкой, и батик почти почти на полстолетия становится уделом кустарей - ремесленников. Но в начале XX века ,батик снова вошёл в моду в Европе, Англии и Америке. Произошло это благодаря энтузиазму небольшого числа художников, которые, очарованные батиком, отправились в далёкие страны и изучали у индийских и индонезийских мастеров уникальную технику батика, посвящая этому многие годы жизни.

Затем, возвращаясь на родину, они делились своими знаниями. Таким образом, уже к середине прошлого столетия техника батика насчитывала большую армию своих почитателей и последователей по всему миру. Во второй половине прошлого века огромное количество художников и просто любителей со всего мира отправляются

изучать технику на родину батика. Расписывать батик становится не только модным, но и престижным. При этом техника практически не меняется, а переносится механическив другие страны и культуры, батик имеет в основном утилитарный характер. Россия, будучи большую часть XX века за “железным занавесом”, оставалась в стороне от мировых тенденций. Лишь немногие художники имели возможность выехать за границу страны, чтобы познакомиться с искусством батика на его родине. Одной из первых ласточек была ныне заслуженный художник России Ирина Трофимова. Благодаря её творчеству появилась в России первая подобная информация о технике батика. Именно она помогла российским мастерам определить свой творческий путь, посвятив себя батику. Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются в России бурным развитием этого вида искусства. В наши дни батик занимает ведущее место в ряду декоративных искусств. Он соединяет особенности таких традиционных художественных техник, как акварель, графика, витраж, мозаика. Батик широко используется в дизайне интерьеров, прекрасно сочетаясь с различными стилистическими и цветовыми решениями. Батик позволяет создавать эксклюзивные ткани, востребованные и мастерами высокой моды, и модельерами, создающими более демократичную одежду.

Программа дополнительного образования детей “декоративно - прикладного искусства” “Батик” относится к художественно – эстетической направленности. Программа является авторской, основана на 15-ти летнем опыте работы с учащимися школы различного возраста (от 6 до 14 лет). Она направлена на развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, раскрытие личности, внутренней культуры, приобщение к миру искусства. “Занятия искусством помогают детям легче адаптироваться в мегаполисе, преодолевать его сверхнагрузку, понять себя, т.е. осуществить историческую и национальную самоидентификацию”. (А. С. Питерских “Актуальные вопросы эстетического и гражданского развития учащихся в сфере дополнительно образования”.)

Актуальность данной программы - практическая значимость, применение полученных знаний и умений в реальной жизни: умение выполнить, создать панно, платок, шарф, скатерть, подушку, галстук, элемент одежды или ансамбль в целом, абажур, ширму, декорацию и т.д.

Участие в различных видах деятельности помогает реализоваться личность ребёнка, стимулирует творческое отношение к труду, помогает узнать культуру своего народа и народов мира. В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности. Приобщение детей к миру прекрасного раскрывает в них всё самое лучшее, светлое, доброе.

Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить тоже прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.

Цель – развитие у ребёнка мотивации к познанию, развитие творческих способностей, художественного воображения, пространственного мышления, памяти, эмоционального и эстетического отношения к реальности.

Развитие эстетического мировоззрения, воспитание художественного вкуса;

Развитие художественно – графических умений и навыков;

Ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного творчества (батик);

Развитие фантазии, творческого мышления, воображения, пространственного восприятия;

Развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;

Приобретение некоторых организационных навыков художественного творчества;

Получение сведений об отечественной и мировой художественной культуры;

Воспитание зрительской культуры;

Возможное раскрытие начал профессиональной художественно – изобразительной деятельности.

Возраст детей, порядок набора и формирование учебных групп

По данной программе обучаются дети в возрасте от 6 до 14 лет. Ограничений при приёме детей в студию нет. Приём проводится в форме собеседования с ребёнком и родителями.

Формы и режим занятий

Занятия в студии проводятся в 2-х формах: индивидуальная и групповая. Занятия с группой проводятся по необходимости в зависимости от темы предстоящей работы.

Продолжительность занятий все 3 года обучения составляет 144 часа (по 4 часа в неделю).

Программа реализуется при наличии:

- Просторного, светлого помещения не менее, чем на 15 посадочных мест, оснащённого в соответствии с санитарно – техническими нормами.

- Оборудования: парт или столов, стульев разноуровневых, соответствующих – возрасту ученика, школьной доски, шкафов для хранения материалов.

- Материалов для практических, занятий: (бумаги, цветного картона, цветной бумаги, карандашей, кистей, клея ПВА, “Момента”,ножниц, фломастеров, пастельных мелков, туши, маркеров, гелевых ручек, лоскутов тканей, резервирующих составов для ткани, красителей для ткани, стеклянных трубочек, рам, подрамников, тканей для росписи, палитр, банок для воды, скрепок, кнопок и др.).

- Материалов для теоретических занятий: (учебных пособий; DVD; CD; видео и аудио материалов и соответствующей техники для них; репродукций; альбомов и т.д.)

Ожидаемая оценка полученного результата

Стартовый уровень известен учителю при приёме в студию (беседа, просмотр личных рисунков учащегося, работы выполненные на 1-х занятиях. Результат обучения оценивается по личным достижениям ребёнка относительно собственных возможностей и стартового состояния, а полученные награды (дипломы, грамоты) свидетельствуют о результатах участия в выставках, конкурсах, фестивалях и т.д.

Оценка результатов занятий по программе:

По уровню художественного мастерства;

По уровню теоретических знаний;

По способности взаимодействовать с другими детьми;

По способности принимать самостоятельные решения;

По широте кругозора.

Оценка художественного мастерства:

По уровню выполнения практических заданий;

На выставках творческих работ;

По результатам участия в художественных конкурсах, смотрах, фестивалях.

Критерии оценки: качество исполнения, художественная форма, правильное использование материалов, оригинальность, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания.

Оценка теоретических знаний производится в форме:

Тематических кроссвордов (оценка широты кругозора);

Критерии: объём знаний, осмысленность терминологии, соответствие уровня теоретических знаний уровню практических работ.

Формирование мировоззренческих нравственных принципов (гражданской позиции, социальной адаптации) определяется с помощью:

Педагогического наблюдения (тестирования);

Участия в сюжетно – ролевых играх (оценка способности взаимодействовать с другими детьми, принимать самостоятельные решения).

Контроль уровня обучения:

Текущий контроль (на каждом занятии);

Итоговый контроль (в конце учебного года).

Знания и умения

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

Что природа - неиссякаемый источник вдохновения для творчества;

Разнообразие материалов и изобразительные средства;

Некоторые понятия, термины изобразительного искусства и декоративно - прикладного творчества;

Пользоваться художественными материалами и инструментами (краски, графические материалы, красители для ткани);

Сознательно выбирать расположение листа в зависимости от содержания, составить композицию;

Передавать фактуру, декорировать, создавать несложные орнаменты;

Сознательно выбирать средства выражения замысла;

Активизировать жизненную наблюдательность и фантазию, выполняя задания.

К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

Что жизнь неразрывно связана с деятельностью пластических искусств как в повседневном окружении, так же и в создании всего предметного мира;

Виды и жанры изобразительного искусства;

Различные техники и материалы изобразительного искусства, их особенности;

Разнообразие выразительных средств.

Составить композицию, учитывая законы композиции;

Подобрать гармоничную цветовую гамму;

Правильно использовать художественные материалы, свободно выбирая средства выражения замысла;

Передать в рисунке пластику, движение;

Правильно работать с инструментами, аккуратно выполнять работу.

К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:

Произведения некоторых выдающихся художников своей страны;

Что есть искусство других стран и народов мира;

Различные виды декоративно - прикладного искусства;

Технологию того или иного творчества.

Решать художественно – творческие задачи, пользуясь эскизом;

Делать наброски с натуры и по наблюдению;

Изображать природу, передавая пространственное положение предметов;

Передавать собственное отношение к изобразительным объектам или событиям;

Грамотно использовать возможности композиции, рисунка, цвета;

Участвовать в групповой работе, свободно вести беседу во время обсуждения творческого задания, просмотра видеоматериалов и т.д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка Роспись ткани (батик) может реализоваться в 5-11 классах образовательных учреждений, для обучающихся с ограниченными возможностями. Программа содержит цели, задачи, принципы и методы обучения. Объём учебного материала, как и предлагаемые изделия для выполнения, могут варьироваться в зависимости от психофизических возможностей обучающихся и их желания. Это способствует оптимальному развитию творческих и профессиональных компетенций обучающихся.

Заместитель директора:

Белугина С.В.________________

Директор школы:

Корепова А.Б._______________

Программа кружка


Программа составлена учителем швейного дела: Перминовой И.В.

Программа рассмотрена на заседании МО учителей трудового обучения

Руководитель МО:_________________

(Перминова И.В.)

1.Пояснительная записка

Роспись ткани (батик) – необыкновенно увлекательный процесс: под вашей рукой на белом куске ткани могут распуститься цветы, возникнуть неповторимые пейзажи, появиться оригинальные узоры. Эта работа дает возможность даже начинающим почувствовать себя художником, проявить свою индивидуальность, создать эксклюзивные, авторские вещи. Разнообразие изделий из расписанной ткани практически неограниченно: платки, шали, настенные панно, занавески, ткани для ансамблей одежды и многое другое. Любая работа в технике батик – это своего рода эксперимент.

Роспись ткани – это специфический вид трудовой деятельности, требующий доводить начатое дело до конца, увлекающий учащихся, содействующий выявлению их способностей. Результаты труда приносят учащимся творческое удовлетворение, оказывают на них глубокое эмоциональное воздействие. Занятия формируют универсальные способности, творческую направленность в трудовом процессе, то есть развивают такие качества личности, которые потребуются выпускникам школы в дальнейшей жизни, каким бы видом деятельности они ни занимались.

Формы занятий.
Ведущей формой организации обучения является групповая.
Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной.
Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к предмету и способствует творческому росту учащихся.

Несмотря на то, что занятия носят главным образом практический характер, теоретические сведения также необходимы.

В теоретической части содержатся сведения:

* об истории возникновения батика;

* о различных техниках и основных приемах росписи ткани;

* о правилах и приемах работы ручными инструментами;

* по охране труда.

* законы и приемы построения орнаментальных изображений и композиций;

* правила сочетания и смешивания цветов и целый ряд других необходимых сведений.

Практическая часть включает в себя:

* подбор материалов и инструментов;

* подготовку к росписи;

* роспись на ткани в различных техниках, с использованием разнообразных приемов;

* выполнение различных изделий и аксессуаров из расписанных тканей.

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
- Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями, выпускниками);
- Принцип интегративности (синтез искусств).

Принципы обучения:
- эмоционально положительное отношение учащихся к дея­тельности - основное условие развития детского творчества;

- учет индивидуальных особенностей детей - одно из главных условий успешного обучения;

- последовательность освоения учебного материала - от про­стого к сложному, от учебных заданий к творческим решениям;

- удовлетворение практических чувств ребенка через создание полезных и красивых вещей.


Методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);

- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстраци­ей наглядного материала);

- проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми);

- эвристический (проблема ставится самими детьми, ими же предлагаются пути решения).

При оценке уровня мастерства учащихся учитываются:

* уровень знаний теоретических вопросов технологии и умение применять их в практической работе;

* степень овладения рабочими приемами;

* соблюдение требований безопасности труда и санитарно-гигиенических норм;

* качество выполненной работы и др.

Обязательно учитываются старание ученика, его отношение к работе, степень самостоятельности. По программе могут заниматься учащиеся 6-11 классов, с некоторой корректировкой сложности изготавливаемых изделий. Программа рассчитана предположительно на 140 часов.

* формировать эстетические качества личности учащихся;

* расширять кругозор учащихся;

* обогащать активный словарь учащихся;

* воспитывать мотивацию к учению;

* формировать понятие о трудовой культуре.

Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:
1. Подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала.
2. Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его практического применения.
3. Профессиональная подготовленность педагога, компетентного в технологии, любящего, понимающего детей, свое дело и смысл изобразительной деятельности в жизни ребенка.

По итогам каждого года обучения проводятся выставки работ учащихся, что позволяет наилучшим образом определить степень полученных знаний и уровень удовлетворённости процессом обучения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

средняя общеобразовательная школа №43

Согласовано: Согласовано: Утверждаю:

Заместитель директора по УВР Руководитель МО Директор МБОУ СОШ №43

Бурова Л.В. ______________ Климова Л.П.______ Гусев В.И._______________

Рабочая программа

Количество часов в неделю 3

Количество часов в год 103,5 ч.

Составитель учитель ИЗО Диденко Н.В.

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка.

Статус программы

Цель и задачи программы

Цель программы – создание условий, способствующих развитию творческого потенциала личности ребёнка средствами декоративно-прикладного творчества.

сформировать основы знаний по композиции, цветоведению, истории батика и изобразительной грамоты;

выработать знания технологических приемов выполнения росписи ткани;

сформировать навыки организации своей деятельности, умение

самостоятельно выполнять и анализировать свою работу;

способствовать развитию воображения, фантазии детей, пространственного и творческого мышления, художественного вкуса;

развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах деятельности;

развивать эмоционально - эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;

воспитывать усидчивость, настойчивость, целеустремленность, ответственность, дисциплинированность, аккуратность, коммуникативность, самостоятельность;

воспитывать уважительное отношение к русским традициям и национальной культуре;

социально адаптировать учащихся.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Особенностью данной программы является ее адаптированность к конкретным условиям образовательного учреждения, а также к способностям и возможностям учащихся.

Педагогическая основа программы - ориентация на ребенка, на его потребности, способности, интересы. Ведущая идея программы - актуализация способностей и потенциала ребенка с целью развития творческих способностей, познавательного интереса, формирования ценностных ориентаций. Программа ставит своей целью познакомить учащихся с традиционным искусством народов мира. Привить любовь к данному виду искусства, обучить практическим навыкам росписи, научить создавать собственные творческие проекты и композиции.

Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения – от простейших упражнений до самостоятельно выполненной художественной работы. Особое внимание обращается на уровень усвоения учащимися получаемых знаний и навыков, на закрепление их в последующих заданиях, все это развивает у них не только навыки технического ремесла, но и творческого начала. В процессе решения технических и творческих задач, учащиеся получают знания по технологии батика, знакомятся с правилами безопасности при работе с оборудованием и рабочими инструментами.

Педагогическая деятельность, предусмотренная программой, направлена на повышение социального статуса и самооценки ребенка, значимости его работы, возможности быть самостоятельным с позиции выбора ценностно-ориентированных видов деятельности.

Данная программа предполагает обучение детей разработке коллективных и индивидуальных творческих проектов, что способствует развитию их коммуникативных качеств, позволяет научиться организовать, выполнять и оценивать свою работу. Развитию творческой активности способствует участие учащихся в выставках и конкурсах.

Занятия батиком по программе предполагает знакомство учащихся с профессиями, сопряженными с данным видом деятельности: художник по росписи ткани, художник декоратор, которые в настоящее время очень востребованы. К тому же, в современных социально-экономических условиях знания и умения, полученные учащимися в данной области декоративно-прикладного творчества, ориентируют детей на выбор дальнейшего пути, могут стать материальной поддержкой в их будущем.

Программа разработана на основе прикладной литературы, учебных пособий, опыта педагогической деятельности составителя. Программа не дублирует ни одну из программ в данной области знаний.

В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями: математика, рисование, история, литература, химия, основы безопасности жизнедеятельности.

Формы и методы проведения занятий

В ходе реализации программы используются различные формы проведения занятий: вводное, традиционное, практическое занятие, ознакомления, усвоения, применения на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний. Особо популярны комбинированные занятия, соединяющие в себе различные методы общения с аудиторией и виды деятельности. Традиционны на занятиях рассказ и беседа преподавателя не только познавательного характера, но и с воспитательной целью. В зависимости от поставленных задач в программе используются различные методы обучения такие, как словесный, наглядный, практический, репродуктивный метод, поисковые методы (проблемный, исследовательский), которые развивают личностные качества ребенка.

При реализации программы предусматривается смена методов обучения в ходе одного занятия. Совмещение различных форм познавательной деятельности учащихся, использование элементов игровых технологий, физкультминуток способствует лучшему усвоению материала и снижает утомляемость детей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

внеурочной деятельности

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;

знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, художественно-декоративных и других изделий.

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

осознание своих творческих возможностей;

проявление познавательных мотивов;

развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

Метапредметные результаты:

планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;

принимать и сохранять учебную задачу;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

различать способ и результат действия;

понимать специфику росписи по ткани, ее характерные техники и приемы;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся получит возможность научиться:

включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

формулировать собственное мнение и позицию;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности.

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирования устойчивого интереса к творческой деятельности.

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

приобретение опыта создания художественного образа в декоративно-прикладном виде искусства;

приобретение опыта работы в различных техниках художественной росписи ткани;

развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Содержание курса внеурочной деятельности

Введение. Цель и задачи курса. Содержание работы в процессе изучения курса. Рабочее место и его организация. Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. Что такое батик.

Подготовительные работы .Подготовка к росписи. Обработка ткани перед росписью. Закрепление ткани на раме. Перенос рисунка на ткань. Правила наводки резерва. Перенос рисунка на ткань и работа с резервом.

Основы цветоведения. Понятие о цвете. Цветовой круг. Контрастные, родственные цвета. Основные и дополнительные цвета. Цвет и его значение в произведении. Понятие тона. Насыщенность цвета. Теплые и холодные цвета. Упражнения по растяжке цвета от тѐмного к светлому. Символические цвета. Изготовление образцов палитры (цветовой карты).

Основы композиции. Понятие о композиции. Пропорциональность, масштабность, выбор главного композиционного центра, которому подчиняются все элементы. Виды симметрии в композиции. Применение на практике знаний по композиции. Практические занятия. Работа над составлением композиции. Разработка эскиза. Окончательная обработка батика. Закрепление красителя на ткани. Обработка края изделия. Основные приемы оформления работ.

Трафаретная роспись по ткани : история и терминология. Инструменты и материалы. Набивка трафаретного рисунка и выбор цветов. Разработка и изготовление трафаретов. Изготовление трафаретов, штампов. Выполнение изделий с использованием штампов, печатей, трафаретов. (скатерти, салфетки, сеты, панно, подарочные мешочки, подушки и т.д.). Оформление работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного предмета "Батик" разработана на основе "Рекомендаций по организации общеразвивающих программ в области искусств" (письмо Министерства культуры РФ от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ), с учетом имеющегося педагогического опыта в области декоративно-прикладного творчества. Батик-это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. Батик широко используется в дизайне интерьеров, прекрасно сочетаясь с различными стилистическими и цветовыми решениями, позволяет создавать эксклюзивные ткани. Программа имеет практическую направленность, ориентирована на формирование у детей знаний и умений изображать окружающий мир с помощью различных материалов и развитие способностей видеть и оценивать результаты своей и чужой работы. Рекомендуемый для освоения предмета "Батик" возраст детей -12-15 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИ ДЕТЕЙ

(срок реализации 3 год)

г. Нижневартовск 2015

Разработчик: Н.А. Клименко, преподаватель художественного отделения МАУДО г. Нижневартовска ДШИ №3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Батик — это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. Батик требует специальной художественно-профессиональной подготовки: знаний и умений по основам декоративной композиции; владение знаниями и умениями по технологии и колористки. Батик как техника росписи по ткани широко используется в дизайне интерьеров, прекрасно сочетаясь с различными стилистическими и цветовыми решениями, позволяет создавать эксклюзивные ткани.

Программа имеет практическую направленность, ориентирована на формирование у детей умений изображать окружающий мир с помощью различных материалов и развитие способностей видеть и оценивать результат своей работы.

Срок реализации учебного предмета

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

Затраты учебного времени

Максимальная учебная нагрузка

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах: аудиторные занятия 3 часа в неделю, самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка) 1 час в неделю.

Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе – от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о технике батика, формирование практических умений и навыков, устойчивого интереса к самостоятельной творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства.

Задачами учебного предмета являются:

формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

формирование и развитие познавательного интереса детей к различным техникам батика;

ознакомление с историей и развитием техники батика;

ознакомление с различными техниками росписи по ткани;

обучение приемам составления композиции в соответствии с выбранной техникой батика и выполнения ее в материале;

приобретение общетеоретической грамотности, предполагающей знания основ искусства батика;

развитие художественного вкуса, фантазии;

воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия;

формирование личности, творчески относящейся к любому делу.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Мастерская должна быть просторной, светлой, оснащена необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Программа включает темы, разработанные с учетом возрастных возможностей детей. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от знакомства со свойствами материалов, изучения основ композиции и цветоведения до самостоятельного составления и решения в материале работы с целостным композиционным и колористическим решением.

Учебный материал разделен на два основных раздела: освоение техник росписи по ткани через изучение основ композиции и цветоведения, закрепление навыков и полученных знаний.

Теоретическая работа предполагает изучение учащимися истории батика, региональных особенностей и технологических приемов росписи по ткани. Практическая работа основана на применении теоретических знаний, навыков в учебном и творческом опыте.

На занятиях дети приобретают практические навыки (владение резервом, трафаретом, различными художественными материалами, клеем, ножницами), получают знания о композиции, эскизе, закрепляют основы цветоведения. Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки ткани, дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции.

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.

Первый класс

Общее ознакомление учащихся с данным видом декоративно-прикладного искусства; приобретение основных навыков и умений.

Название разделов и тем

Введение. Тема 1.1. История росписи по ткани и батика.

Краткая история стилей и их специфика в декоративном искусстве. Материалы, применяемые в росписи. Шёлк, хлопок, шерсть, синтетику. Его виды. Подрамники. Кисти, краски для росписи по шелку. Прочие принадлежности для росписи. Материалы для набросков. Правила техники безопасности.

Трафаретная роспись по ткани: трафаретная, набивная техника и узелковый способ, свободная роспись.

Тема 1.2. Основные виды техники росписи.

Тема 1.3. Основные приемы росписи.

Освоение новых приемов и закрепление ранее пройденных знаний о росписи по ткани. Узелковая техника.

Тема 2.1. Узелковая техника. Изготовление футболки.

Тема 2.2. Узелковая техника. Роспись платка.

Освоение новых приемов и закрепление ранее пройденных знаний о росписи по ткани. Свободная роспись.

Тема 3.1. Основы цветоведения. Теплые и холодные цвета.

Создание изображения при помощи контуров. Нанесение контурного рисунка (возможно нанесение предварительных цветовых пятен).

Основы композиции

Освоение новых приемов и закрепление ранее пройденных знаний о росписи по ткани. Холодный батик.

Тема 4.1. Виды и методы композиционного построения в декоративно-прикладном искусстве и технике батик.

Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке

Второй класс

Углубленное изучение данного вида декоративно-прикладного искусства; совершенствование умений и навыков.

Название разделов и тем

Основы цветоведения

Тема 2.1. Свойства и природа цвета. Влияние цвета на человека. Теплые и холодные цветовые гаммы.

Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке.

Третий класс

Углубленное изучение данного вида декоративно-прикладного искусства; совершенствование умений и навыков.

Название разделов и тем

Количество часов

Тема 1.1. Основные виды техники росписи.

Шейные платочки. Роспись по цветной основе. Повторение пройденного материала.

Освоение новых приемов и закрепление ранее пройденных знаний о росписи по ткани. Горячий батик (роспись от пятна)

Тема 2.1. Горячий батик (роспись от пятна) Изготовление панно.

Тема 2.2. Горячий батик (роспись от пятна). Сибирские мотивы.

Тема 2.3. Создание изображения при помощи пятен. Нанесение контурного рисунка (возможно нанесение предварительных цветовых пятен) на палантин. Закрепление красок и контуров на изделиях.

Тема 2.5. Форма и контур.

Тема 2.6. Дополнительные эффекты, смешение техник, дополнительные материалы.

Освоение новых приемов и закрепление ранее пройденных знаний о росписи по ткани. Горячий батик.

Тема 3.1. Композиционное и колористическое решение при выполнении работы в технике горячего батика.

Фантазия на основе реальных образов природы (природные формы и их декоративная переработка).

Изображение формы с элементами декора. Разноплановая композиция. Создание объема предметов с помощью их декорирования.

Использование полученных знаний и умений в итоговой композиции

Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

1. Знание основных понятий и терминологии в области росписи по ткани (батик).

2. Знание основных видов батика и технологии их исполнения.

3. Умение грамотно применять различные техники и материалы батика для оформления изделий.

4. Умение самостоятельно выполнять изделия.

5. Знание основных признаков декоративной композиции (плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия-асимметрия и др.).

По окончании освоения учебного предмета учащиеся должны:

- способы нанесения рисунка на ткань;

- приемы и способы самостоятельного составления рисунка для батика;

- самостоятельно подбирать материал (ткань, краски);

- подготовить ткань для работы;

- выполнить работу качественно, в соответствии с технологическими требованиями;

- соблюдать правила техники безопасности.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Контроль знаний, умений, навыков, учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию, а также итоговую аттестацию. Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, проходит в виде творческого просмотра по окончании каждого полугодия учебного года. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить дополнительные просмотры по разделам программы (текущий контроль).

Итоговая аттестация проводится в форме просмотра-выставки итоговой работы, выполненной в последнем полугодии выпускного класса.

• 5 (отлично) – ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, грамотно применил различные техники батика и материалы.

• 4 (хорошо) – ставится при некоторой неряшливости в исполнении батика, недочетов в композиции и в цветовом решении, неточностях технологического исполнения задания.

• 3 (удовлетворительно) – ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность учащегося практически отсутствует, учащийся неряшлив и безынициативен.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Для развития навыков творческой, грамотной работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации при определении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся.

Применяются следующие средства дифференциации:

а) разработка заданий различной трудности и объема;

б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;

в) вариативность темпа освоения учебного материала;

г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных ранее знаний ученикам. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать преподаватель посредством инструктажа-показа. Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует её продуктивности.

Предложенные в настоящей программе темы по освоению батика следует рассматривать как рекомендательные, что дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики по освоению видов и техник батик.

Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и выполнению упражнений) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы над освоением каждой темы программы.

Предлагается следующая схема ведения работы:

1. Обзорная беседа о технике батик.

2. Знакомство с особенностями техники.

3. Знакомство с приёмами выполнения изучаемой техники.

4. Изучение и повторение основ композиции и цветоведения, сбор композиционного материала.

5. Выполнение работы в материале.

Итогом освоения каждой темы становится выполненное в материале учебное задание, в котором отрабатываются навыки и умения приёмов в изучаемой технике.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

3. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008

4. Григорьева Н.Я. Роспись по ткани. СПб, 2001

8. Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства. М., 2001

10. Кабанова О. Путешествие в технику горячего батика. Декоративное искусство. 1987: № 1

11. Козлов В.И. Основы художественного оформления текстильных изделий. М., Легкая и пищевая промышленность, 1981

12. Корюкин В.Н. Батик. Л., 1978

13. КристианеКоель и Жакида. Искусство батика. Энциклопедия художника. М., Внешсигма, 2000

15. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004

16. Синеглазова М.А. Распишем ткань сами. М., Профиздат, 2001

17. Синеглазова М.О. Батик. М., Издательский Дом МСП, 2002

18. Маркин А.В. Декорирование домашнего интерьера. Ростов-на-Дону, Феникс, 2004

19. Скребцова Т.О. Шелковые картины в технике холодного батика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2007

20. Сокольникова Н.М. Основы живописи. Обнинск, Титул, 1998

21. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, Титул, 1998

22. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Обнинск, Титул, 1998

23. Стопплман М., Кроу К. Ткани и другой текстиль. СПб, Норинт, 2000

Материалы на сайтах Интернет по батику:

Средства обучения

Читайте также: