Баллада о старушке жуковский краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Очевидно о хозяине чёрного коня стоит спросить Воланда. ) Можно, конечно, назвать и другие имена, но Князю Ада все равно, как именно его назовут в данный момент: он СВОЕ забрал. И, возможно, служить ведьме ему до скончания земного времени. и гореть в адском пламени вечно. или пока не обратит на неё взор ОН, Творец, отыскивая даже в этой сумеречной душе хоть что-то хорошее. А оно было, сына-то ведьма, видимо, любила, раз не сделала ведьмаком, а позаботилась о его душе. так что её посмертная судьба не окончательно заострена на блуждании по адским глубинам.

На кровле ворон дико прокричал —
‎Старушка слышит и бледнеет.
Понятно ей, что ворон тот сказал:
‎Слегла в постель, дрожит, хладеет.

И к матери идет чернец святой:
‎Ее услышать покаянье;
И тайные дары несет с собой,
‎Чтоб утолить ее страданье.

Но лишь пришел к одру с дарами он,
‎Старушка в трепете завыла;
Как смерти крик ее протяжный стон…
‎«Не приближайся! — возопила. —

Дары святые сын отнес назад
‎И к страждущей приходит снова;
Кругом бродил ее потухший взгляд;
‎Язык искал, немея, слова.

«Вся жизнь моя в грехах погребена,
‎Меня отвергнул искупитель;
Твоя ж душа молитвой спасена,
‎Ты будь души моей спаситель.

Здесь вместо дня была мне ночи мгла;
‎Я кровь младенцев проливала,
Власы невест в огне волшебном жгла
‎И кости мертвых похищала.

И казнь лукавый обольститель мой
‎Уж мне готовит в адской злобе;
И я, смутив чужих гробов покой,
‎В своем не успокоюсь гробе.

Ах! не забудь моих последних слов:
‎Мой труп, обвитый пеленою,
Мой гроб, мой черный гробовой покров
‎Ты окропи святой водою.

Чтоб из свинца мой крепкий гроб был слит,
‎Семью окован обручами,
Во храм внесен, пред алтарем прибит
‎К помосту крепкими цепями.

И цепи окропи святой водой;
‎Чтобы священники собором
И день и ночь стояли надо мной
‎И пели панихиду хором;

Чтоб пятьдесят на крылосах дьячков
‎За ними в черных рясах пели;
Чтоб день и ночь свечи у образов
‎Из воску ярого горели;

Чтобы звучней во все колокола
‎С молитвой день и ночь звонили;
Чтоб заперта во храме дверь была;
‎Чтоб дьяконы пред ней кадили;

Чтоб крепок был запор церковных врат;
‎Чтобы с полуночного бденья
Он ни на миг с растворов не был снят
‎До солнечного восхожденья.

И глас ее быть слышен перестал;
‎Померкши очи закатились;
Последний вздох в груди затрепетал;
‎Уста, охолодев, раскрылись.

И хладный труп, и саван гробовой,
‎И гроб под черной пеленою
Священники с приличною мольбой
‎Опрыскали святой водою.

Семь обручей на гроб положены;
‎Три цепи тяжкими винтами
Вонзились в гроб и с ним утверждены
‎В помост пред царскими дверями.

И вспрыснуты они святой водой;
‎И все священники в собранье:
Чтоб день и ночь душе на упокой
‎Свершать во храме поминанье.

Поют дьячки все в черных стихарях
‎Медлительными голосами;
Горят свечи́ надгробны в их руках,
‎Горят свечи́ пред образами.

Протяжный глас, и бледный лик певцов,
‎Печальный, страшный сумрак храма,
И тихий гроб, и длинный ряд попов
‎В тумане зыбком фимиама,

И горестный чернец пред алтарем,
‎Творящий до земли поклоны,
И в высоте дрожащим свеч огнем
‎Чуть озаренные иконы…

Ужасный вид! колокола звонят;
‎Уж час полуночного бденья…
И заперлись затворы тяжких врат
‎Перед начатием моленья.

И в перву ночь от свеч веселый блеск.
‎И вдруг… к полночи за вратами
Ужасный вой, ужасный шум и треск;
‎И слышалось: гремят цепями.

Железных врат запор, стуча, дрожит;
‎Звонят на колокольне звонче;
Молитву клир усерднее творит,
‎И пение поющих громче.

Гудят колокола, дьячки поют,
‎Попы молитвы вслух читают,
Чернец в слезах, в кадилах ладан жгут,
‎И свечи яркие пылают.

Запел петух… и, смолкнувши, бегут
‎Враги, не совершив ловитвы;
Смелей дьячки на крылосах поют,
‎Смелей попы творят молитвы.

В другую ночь от свеч темнее свет,
‎И слабо теплятся кадилы,
И гробовой у всех на лицах цвет,
‎Как будто встали из могилы.

И снова рев, и шум, и треск у врат;
‎Грызут замок, в затворы рвутся;
Как будто вихрь, как будто шумный град,
‎Как будто воды с гор несутся.

Пред алтарем чернец на землю пал,
‎Священники творят поклоны,
И дым от свеч туманных побежал,
‎И потемнели все иконы.

Сильнее стук — звучней колокола,
‎И трепетней поющих голос:
В крови их хлад, объемлет очи мгла,
‎Дрожат колена, дыбом волос.

Запел петух… и прочь враги бегут,
‎Опять не совершив ловитвы;
Смелей дьячки на крылосах поют,
‎Попы смелей творят молитвы.

На третью ночь свечи́ едва горят;
‎И дым густой, и запах серный;
Как ряд теней, попы во мгле стоят;
‎Чуть виден гроб во мраке черный.

И стук у врат: как будто океан
‎Под бурею ревет и воет,
Как будто степь песчаную оркан
‎Свистящими крылами роет.

И звонари от страха чуть звонят,
‎И руки им служить не вольны;
Час от часу страшнее гром у врат,
‎И звон слабее колокольный.

Дрожа, упал чернец пред алтарем;
‎Молиться силы нет; во прахе
Лежит, к земле приникнувши лицом;
‎Поднять глаза не смеет в страхе.

И певчих хор, досель согласный, стал
‎Нестройным криком от смятенья:
Им чудилось, что церковь зашатал
‎Как бы удар землетрясенья.

Вдруг затускнел огонь во всех свечах,
‎Погасли все и закурились;
И замер глас у певчих на устах,
‎Все трепетали, все крестились.

И раздалось… как будто оный глас,
‎Который грянет над гробами;
И храма дверь со стуком затряслась
‎И на пол рухнула с петлями.

И он предстал весь в пламени очам,
‎Свирепый, мрачный, разъяренный;
И вкруг него огромный божий храм
‎Казался печью раскаленной!

И тихо труп со стоном тяжким встал,
‎Покорен страшному призванью;
И никогда здесь смертный не слыхал
‎Подобного тому стенанью.

И ко вратам пошла она с врагом…
‎Там зрелся конь чернее ночи.
Храпит и ржет и пышет он огнем,
‎И как пожар пылают очи.

И на коня с добычей прянул враг;
‎И труп завыл; и быстротечно
Конь полетел, взвивая дым и прах;
‎И слух об ней пропал навечно.

Никто не зрел, как с нею мчался он…
‎Лишь страшный след нашли на прахе;
Лишь, внемля крик, всю ночь сквозь тяжкий сон
‎Младенцы вздрагивали в страхе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

указание на цвет коня, отсутствующее в оригинале, неслучай­но: намекается на инфернальный характер истории, подготавлива­ется почва для появления сверхъестественного;

в балладе будет описываться не только то, как ехала ста­рушка, но и тот, кто ехал с нею. Появляется некий субъект, который находится на одном коне с героиней;

Последнее слово длинного заглавия расставляет необходимые акценты (перегруппирует смысл): направление мысли читателя за­дано, и он ждёт выполнения обещанного.

И на коня с добычей прянул враг;

И конь завыл; и быстротечно

Конь полетел, взвивая пыль и прах;

И слух о ней пропал навечно.

Никто не зрел, как с нею мчался он…

Источник: Виницкий И. Ю. Старушка на чёрном коне // Русская речь. 1993. – № 1. – С. 6–9.

1 На кровле ворон дико прокричал —
‎ Старушка слышит и бледнеет.
Понятно ей, что ворон тот сказал:
‎ Слегла в постель, дрожит, хладеет.

3 И к матери идет чернец святой:
‎ Ее услышать покаянье;
И тайные дары несет с собой,
‎ Чтоб утолить ее страданье.

4 Но лишь пришел к одру с дарами он,
‎ Старушка в трепете завыла;
Как смерти крик ее протяжный стон…
‎ «Не приближайся! — возопила. —

6 Дары святые сын отнес назад
‎ И к страждущей приходит снова;
Кругом бродил ее потухший взгляд;
‎ Язык искал, немея, слова.

7 «Вся жизнь моя в грехах погребена,
‎ Меня отвергнул искупитель;
Твоя ж душа молитвой спасена,
‎ Ты будь души моей спаситель.

8 Здесь вместо дня была мне ночи мгла;
‎ Я кровь младенцев проливала,
Власы невест в огне волшебном жгла
‎ И кости мертвых похищала.

9 И казнь лукавый обольститель мой
‎ Уж мне готовит в адской злобе;
И я, смутив чужих гробов покой,
‎ В своем не успокоюсь гробе.

10 Ах! не забудь моих последних слов:
‎ Мой труп, обвитый пеленою,
Мой гроб, мой черный гробовой покров
‎ Ты окропи святой водою.

11 Чтоб из свинца мой крепкий гроб был слит,
‎ Семью окован обручами,
Во храм внесен, пред алтарем прибит
‎ К помосту крепкими цепями.

12 И цепи окропи святой водой;
‎ Чтобы священники собором
И день и ночь стояли надо мной
‎ И пели панихиду хором;

13 Чтоб пятьдесят на крылосах дьячков
‎ За ними в черных рясах пели;
Чтоб день и ночь свечи у образов
‎ Из воску ярого горели;

14 Чтобы звучней во все колокола
‎ С молитвой день и ночь звонили;
Чтоб заперта во храме дверь была;
‎ Чтоб дьяконы пред ней кадили;

15 Чтоб крепок был запор церковных врат;
‎ Чтобы с полуночного бденья
Он ни на миг с растворов не был снят
‎ До солнечного восхожденья.

17 И глас ее быть слышен перестал;
‎ Померкши очи закатились;
Последний вздох в груди затрепетал;
‎ Уста, охолодев, раскрылись.

18 И хладный труп, и саван гробовой,
‎ И гроб под черной пеленою
Священники с приличною мольбой
‎ Опрыскали святой водою.

19 Семь обручей на гроб положены;
‎ Три цепи тяжкими винтами
Вонзились в гроб и с ним утверждены
‎ В помост пред царскими дверями.

20 И вспрыснуты они святой водой;
‎ И все священники в собранье:
Чтоб день и ночь душе на упокой
‎ Свершать во храме поминанье.

21 Поют дьячки все в черных стихарях
‎ Медлительными голосами;
Горят свечи́ надгробны в их руках,
‎ Горят свечи́ пред образами.

22 Протяжный глас, и бледный лик певцов,
‎ Печальный, страшный сумрак храма,
И тихий гроб, и длинный ряд попов
‎ В тумане зыбком фимиама,

23 И горестный чернец пред алтарем,
‎ Творящий до земли поклоны,
И в высоте дрожащим свеч огнем
‎ Чуть озаренные иконы…

24 Ужасный вид! колокола звонят;
‎ Уж час полуночного бденья…
И заперлись затворы тяжких врат
‎ Перед начатием моленья.

25 И в перву ночь от свеч веселый блеск.
‎ И вдруг… к полночи за вратами
Ужасный вой, ужасный шум и треск;
‎ И слышалось: гремят цепями.

26 Железных врат запор, стуча, дрожит;
‎ Звонят на колокольне звонче;
Молитву клир усерднее творит,
‎ И пение поющих громче.

27 Гудят колокола, дьячки поют,
‎ Попы молитвы вслух читают,
Чернец в слезах, в кадилах ладан жгут,
‎ И свечи яркие пылают.

28 Запел петух… и, смолкнувши, бегут
‎ Враги, не совершив ловитвы;
Смелей дьячки на крылосах поют,
‎ Смелей попы творят молитвы.

29 В другую ночь от свеч темнее свет,
‎ И слабо теплятся кадилы,
И гробовой у всех на лицах цвет,
‎ Как будто встали из могилы.

30 И снова рев, и шум, и треск у врат;
‎ Грызут замок, в затворы рвутся;
Как будто вихрь, как будто шумный град,
‎ Как будто воды с гор несутся.

31 Пред алтарем чернец на землю пал,
‎ Священники творят поклоны,
И дым от свеч туманных побежал,
‎ И потемнели все иконы.

32 Сильнее стук — звучней колокола,
‎ И трепетней поющих голос:
В крови их хлад, объемлет очи мгла,
‎ Дрожат колена, дыбом волос.

33 Запел петух… и прочь враги бегут,
‎ Опять не совершив ловитвы;
Смелей дьячки на крылосах поют,
‎ Попы смелей творят молитвы.

34 На третью ночь свечи́ едва горят;
‎ И дым густой, и запах серный;
Как ряд теней, попы во мгле стоят;
‎ Чуть виден гроб во мраке черный.

35 И стук у врат: как будто океан
‎ Под бурею ревет и воет,
Как будто степь песчаную оркан
‎ Свистящими крылами роет.

36 И звонари от страха чуть звонят,
‎ И руки им служить не вольны;
Час от часу страшнее гром у врат,
‎ И звон слабее колокольный.

37 Дрожа, упал чернец пред алтарем;
‎ Молиться силы нет; во прахе
Лежит, к земле приникнувши лицом;
‎ Поднять глаза не смеет в страхе.

38 И певчих хор, досель согласный, стал
‎ Нестройным криком от смятенья:
Им чудилось, что церковь зашатал
‎ Как бы удар землетрясенья.

39 Вдруг затускнел огонь во всех свечах,
‎ Погасли все и закурились;
И замер глас у певчих на устах,
‎ Все трепетали, все крестились.

40 И раздалось… как будто оный глас,
‎ Который грянет над гробами;
И храма дверь со стуком затряслась
‎ И на пол рухнула с петлями.

41 И он предстал весь в пламени очам,
‎ Свирепый, мрачный, разъяренный;
И вкруг него огромный божий храм
‎ Казался печью раскаленной!

44 И тихо труп со стоном тяжким встал,
‎ Покорен страшному призванью;
И никогда здесь смертный не слыхал
‎ Подобного тому стенанью.

45 И ко вратам пошла она с врагом…
‎ Там зрелся конь чернее ночи.
Храпит и ржет и пышет он огнем,
‎ И как пожар пылают очи.

46 И на коня с добычей прянул враг;
‎ И труп завыл; и быстротечно
Конь полетел, взвивая дым и прах;
‎ И слух об ней пропал навечно.

47 Никто не зрел, как с нею мчался он…
‎ Лишь страшный след нашли на прахе;
Лишь, внемля крик, всю ночь сквозь тяжкий сон
‎ Младенцы вздрагивали в страхе.

Читайте также: